Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социализации детей С нарушениями развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время возникает повышенный интерес общества к детям с нарушениями развития, к интеграции их в социум, в среду «обычных», нормально развивающихся сверстников. Особая роль в социализации данной категории детей принадлежит системе образования. Еще совсем недавно в Беларуси государственная социальная политика была ориентирована на изоляцию детей с нарушениями развития. Считалось, что в условиях специального образовательного учреждения им можно создавать более благоприятную среду для развития, обучения и воспитания. До сих пор помещение ребенка в специальную школу или специальный класс расценивается в обществе как стигматизация, т.е. «особый вид отношения в обществе к людям, принадлежащим к меньшинству, навешивание ярлыков неполноценности, которое приводит к унижению, осмеянию, дискриминации, избеганию общения с людьми с физическими и умственными недостатками» [2]. Дети с нарушениями развития не могут, с точки зрения большинства окружающих, быть в полной мере дееспособными, что влечет за собой их социальную дискриминацию по психофизическому статусу. На необходимость включения детей с нарушениями развития в среду обычных детей указывал еще Л.С. Выготский: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми»; и далее «… глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбираем однородные коллективы умственно отсталых детей. Делая это, мы идем не только против естественной тенденции в развитии этих детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем умственно отсталого ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими, стоящими выше него, детьми, усугубляем, а не облегчаем ближайшую причину, обусловливающую недоразвитие его высших функций» [3]. Эти слова выдающегося ученого, несомненно, относятся ко всем детям с нарушениями развития. Идея расширения образовательного пространства, включения в него всех детей, вне зависимости от их способностей, возможностей, культурного и социального положения, становится все более актуальной. В июле 2015 г. принята Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития РБ. Документ направлен на обеспечение равных прав в получении образования и доступа к образованию для всех обучающихся, расширение возможностей их социализации. В то же время, увеличение числа детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательных учреждениях порождает трудности в организации коррекционной и реабилитационной работы. Значительной составляющей данной работы являются формирование и развитие социальной компетентности как важнейшего фактора социализации детей с нарушениями развития. В словаре русского языка С.И. Ожегова компетентность определяется как «знание, осведомленность, авторитетность» [7], что указывает на ведущую знаниевую составляющую – компетентность выражается в наличии знаний или сведений, позволяющих судить о чем-либо. Компетентность включает в себя кроме общей совокупности знаний, знание последствий конкретного способа воздействия, уровень умения и опыт практического использования знаний. Таким образом, компетентность – это не только наличие знаний, но и умение распорядиться ими. А во-вторых, компетентность – это качество личности, позволяющее ей эффективно и адекватно ситуации осуществлять реализацию своих способностей. Существует лишь немногочисленная зарубежная и отечественная литература, посвященная изучению социальной компетентности человека. При очевидном внимании науки к этому феномену не выработано единой точки зрения относительно ее определения, структуры и механизмов развития. Рассматривая социальную компетентность, мы будем придерживаться взгляда Ю.Н. Байкова [1] и расставим акценты на следующих позициях: · социальная компетентность предполагает взаимодействие человека в социуме; · содержание социальной компетентности включает знание «что» и «как», т.е. средств и способов взаимодействия; · социальная компетентность имеет компонентный состав и включает в себя когнитивный компонент (социальный интеллект), эмоциональный компонент (эмоциональный интеллект) и поведенческий (коммуникативный) компонент; · социальная компетентность обладает возрастной динамикой и возрастной спецификой. Формирование социальной компетентности является важной составляющей социализации личности, в основе которой лежит усвоение ребенком жизненного опыта. Дети с нарушениями развития овладевают опытом путем вхождения в социальную среду и познания социального и предметного мира, что обусловливает необходимость формирования у них умений взаимодействовать с окружающими людьми и осуществлять практическую деятельность. При этом необходимо учитывать специфические особенности нарушения и их влияние на формирование социальной компетентности. Так, например, существенное влияние на развитие социальной компетентности у детей с нарушениями слуха оказывает недоразвитие речи, что в свою очередь является следствием нарушений слухового восприятия и понимания речи. Как указывает И.Е. Валитова [2], нарушения речевого общения создают трудности в усвоении социальных отношений, недостаточное владение речью негативно сказывается на понимании внутреннего состояния другого человека, обедняет содержание эмоциональных переживаний, не способствует формированию эмпатии. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата развиваются в условиях социальной депривации. Сужен круг их общения, он ограничивается близкими людьми. Дети с церебральным параличом изолированы пространственно из-за невозможности самостоятельного передвижения. У таких детей имеются нарушения речи и невербальных средств общения (мимики, жестов), что снижает способность воспринимать обращения к ним и возможность самим проявлять инициативу в общении. Как отмечает В.В. Лебединский [6], пространственная ограниченность препятствует развитию взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Такая ограниченность способствует аутизации, эгоцентричности, пассивности. Дети с аутизмом испытывают сложности в коммуникации, социальном взаимодействии и имеют стереотипные формы поведения. Как указывает И.Е. Валитова [2], на развитие основных компонентов структуры социальной компетентности при аутизме оказывают влияние такие особенности данного нарушения, как отсутствие потребности в общении и, следовательно, потребности в познании другого. Также существенное воздействие на развитие социальной компетентности при аутизме оказывают эгоцентризм, понимание правил поведения буквально, отсутствие стремления к коммуникации, особенности установления зрительного контакта, нарушение коммуникативной функции речи, трудности в переносе усвоенных образцов поведения в новую ситуацию, наличие стереотипных форм поведения как отсутствие стремления усваивать новые образцы поведения. При разработке коррекционных программ по развитию и формированию социальной компетентности детей с нарушениями развития необходимо учитывать специфические особенности нарушений и их влияние на различные компоненты структуры социальной компетентности.
Список литературы 1. Байков, Ю.Н. Диагностика социальной компетентности. Результаты апробации диагностического комплекса / Ю.Н. Байков, Д.Е. Егоров // Журнал прикладной психологии. – 2002. – № 6. С. 12 – 24. 2. Валитова, И.Е. Специальная психология: учеб. пособие / И.Е.Валитова. – Минск: Изд-во Гревцова, 2014. – 352с.: ил. 3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. / Л.С. Выготский; под редакцией Д. Б. Эльконина. – Т. 4 Детская психология. – Москва: Педагогика, 1984. – 432 с. 4. Кон, И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива / И.С.Кон. – М.: 1988. – 270 с. 5. Концепция развития инклюзивного образования (обучающихся с особенностями психофизического развития) в Республике Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://asabliva.by/sm_full.aspx?guid =86173. – Дата доступа: 04.11.2015. 6. Лебединский, В.В Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие / В.В. Лебединский. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 168 с. 7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование», 2012
О.И. Лысенко (Д.Э. Синюк*)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.192 (0.006 с.) |