Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности самореализации в юношескомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВОЗРАСТЕ
Усиление внимания к феномену самореализации объясняется все более растущим пониманием ее определяющей роли в жизнедеятельности личности. Проблемой самореализации личности занимались такие ученые как: А. Маслоу, К. Юм, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Шостром, С.Л. Рубинштейн, Г. Ананьев, А.Г. Асмолов и многие другие. В обоснование самореализации положены следующие принципы гуманистической психологии: Целостность и уникальность человеческой природы и, соответственно, целостный и индивидуальный подход к ее изучению; Главной психологической реальностью является переживание человеком мира и себя в этом мире; Человеческая жизнь есть единый процесс становления и бытия человека, частью природы, которого является потребность в самореализации его потенциальных возможностей; Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; Человек есть активное, интенциальное, творческое существо. Определяемый западной гуманистической психологической школой (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Шостром) феномен самоактуализации или самореализации есть врожденный и необходимый для нормального развития (функционирования) человека процесс (цель, результат, состояние) полного воплощения внутреннего потенциала, возможностей и особенностей человека. В основе теории гуманистической психологии лежит положение согласно которому, условием личностного развития является наличие главного мотива, определяемого К. Гольдштейном как самореализация, понимая под этим стремление организма реализовать свои врожденные потенции всеми возможными способами [1]. Это стремление, придающее единство и направленность жизни человека. Оно трактуется с биологических позиций, как удовлетворение возникающих потребностей организма (К. Гольдштейн); с ценностно-смысловых позиций, как стремление актуализировать то, что находится в качестве потенции (А. Маслоу); как актуализация потенциального личностного смысла в жизни (В. Франкл); как процесс построения индивидуальности (Г. Олпорт); как процесс формирования ценностного сознания (Э. Шостром). Явление самореализации рассматривается А. Маслоу в контексте социальной и культурной жизни индивида, так как в определяемых им характеристиках «самотрансценденции» выявляется отношение субъекта с миром, с другими индивидами. К.А. Абульханова-Славская понимает развитие личности как становление «субъектом собственной жизнедеятельности, определяющим и удерживающим траекторию жизненного движения» [2]. Активность личности является основным условием осуществления самореализации. Автором выделяются следующие уровни развития личности, отражающие аспект самореализации: – невыделенности личности из хода событий жизни и изменений ее условий; – самоопределенность личности по отношению к событиям, независимость, стабильность от них; – самоопределенность личности к ходу жизни в целом. Важность ценностных формирований в структуре личности отмечает Я. Гудечек [3]. Условиями формирования ценностных смыслов в личностной структуре индивида являются: – принятие ценностей во внутренний опыт; – эмоциональный характер переживания ценностей; – активная деятельность по овладению ценностным содержанием культуры. «Самореализующаяся личность – это самостоятельная творческая личность, способная конструировать собственную жизнь в позитиве до уровня успеха» [4]. Таким образом, ценностно-смысловой аспект самореализации в отечественной психологии рассматривается как условие или как качественная характеристика самореализации, связанная с формированием ценностных установок личности, которые определяют мотивы и действия субъекта, его направленность и желания. По мнению Р.М. Гинзбурга, в основе самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла собственного существования. В этот период самоопределение относительно ценностей является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения. Конечно, ценностно-смысловая ориентация юноши отличается от ценностно-смысловой ориентации взрослого. Личностное самоопределение не завершается в раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению) и к самореализации своего поведения. Сегодняшние дети есть совсем другое, отличное от своих отцов поколение, прежде всего, в своих жизненных позициях, ценностных установках, взглядах на мир, социум и своего места в нём. Налицо происходящая в обществе потеря преемственности культурных, социальных, моральных и других ценностей. Те же ценности, которые активно пропагандируются средствами массовой информации, подчас очень далеки в своём действительном духовном содержании от необходимых формирующейся личности ребенка. Пропагандирующие потребительское отношение к миру и обществу, культивирующие позицию силы и жестокости к окружающему, они оказывают негативное воздействие на неокрепшую личность, нуждающуюся в своём развитии в действительно духовно значимом стержне, которым могут стать культурные общечеловеческие ценности. Как отмечает Н.С. Розов, в новой исторической эпохе ведущей формой мировоззрения станет уже не религиозное, не идеологическое, а ценностное сознание. Именно ценностно-смысловые установки отдельной личности, внутреннее осознание и проявление их в практической деятельности есть дальнейшая перспектива развития человеческой общности. Поэтому возникает необходимость изучения ценностно-смысловой самореализации поведения в юношеском возрасте.
Список литературы 1. Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей. – М.: Изд-во КСП+, 1999. – 719 с. 2. Абульханова-Славская, К.А. Диалектика человеческой жизни: (Соотношение философских, методологических и конкретно-научных подходов к проблеме индивида). - М.: Мысль, 1977. - 224 с. 3. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Головей, А.А. Коростылёвой: Сб. науч. ст. - Спб.: Издательство Спб. университета, 1999.-245 с. 4. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире: философское основание и социальное приложение к конструктивной аксиологии. - Новосибирск: Новосибирский университет, 1998. – 292 с. С.Н. Сенюта (А.А. Гаврилович*) Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ
На современном этапе проблема сознательного управления человеком своими эмоциями и эмоциональными переживаниями является чрезвычайно актуальной для спортивной практики. В спортивной деятельности не редки случаи, когда объективно сильные спортсмены или команды после первых неудач в соревнованиях теряются, падают духом, отказываются от борьбы и проигрывают даже более слабым соперникам. Причиной тому является неумение преодолевать отрицательные эмоциональные состояния в ходе спортивной борьбы. Этот важный вопрос не мог не привлечь к себе внимание специалистов в областях физической культуры и спорта, психологии спорта. Анализ работ А.В. Алексеева, О.В. Дашкевич, В.К. Гаврилюка, Е.П. Ильина, А.А. Крауклиса, Н.Д. Левитова, В.Л. Марищук, Ю.Ю. Палайма, В.М. Писаренко, О.А. Черниковой, Г.Х. Шингарова и других исследователей дает определенное представление о разработке различных психологических аспектов проблемы эмоций, эмоциональных состояний и переживаний в спортивной деятельности. Так, О.А. Черникова [3] на основе наблюдений за эмоциональными проявлениями спортсменов вскрыла ряд важных для практики закономерностей в этой области. Ею изучались условия закрепления и пути преодоления отрицательных эмоций при выполнении физических упражнений, влияние эмоций на деятельность спортсменов, роль эмоций в волевых проявлениях спортсмена. В.К. Гаврилюк [2] показал различные формы психологических барьеров в спорте, порождающих определенные трудности эмоционального порядка у спортсмена в соревнованиях. Ю.Ю. Палайма [1] изучал вопросы, связанные с преодолением отрицательных эмоциональных состояний в спорте. Целью организованного нами исследования является изучение особенностей эмоциональной сферы студентов-спортсменов юношей и девушек. База исследования: факультет физического воспитания УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина». Выборку составили 70 студентов (по 35 юношей и девушек) факультета физического воспитания 4-5 курсов. Для изучения половых особенностей эмоциональной сферы студентов-спортсменов нами были использованы следующие методики: – методика определения эмоциональной устойчивости (стабильности) – неустойчивости (нейротизма, тревожности) эмоциональной сферы Ю.З. Кушнера; – изучение агрессивности личности в спорте (опросник А. Басса и А. Дарки); – методика «Психодиагностика эмоциональных состояний» Ю.Л. Ханина. Общие результаты исследования могут быть выражены в следующих положениях: 1) Результаты исследования половых особенностей эмоциональной сферы студентов-спортсменов показали, что: а) эмоциональная сфера студентов-спортсменов юношей и девушек характеризуется особенностями проявления агрессивности, как спортивно важного качества. Это выражается в некоторых отличиях отдельных показателей агрессивности и способов ее выражения у спортсменов разных полов, а также в том, что в целом агрессивность у студентов-спортсменов юношей выше, чем у девушек. В результате проведенного исследования агрессивных реакций студентов-спортсменов по методике Басса-Дарки было выявлено, что у 43% спортсменов юношей наиболее выражена склонность к негативизму, у 40% – склонность к переживанию чувства вины, у 37% – склонность к физической агрессии, а у 20% – склонность к вербальной агрессии. Значительно менее выражена склонность к косвенной агрессии, раздражительности, подозрительности и обиде. Что же касается респондентов девушек, то у 31% из них обнаружена склонность к вербальной агрессии, у 29% – склонность к негативизму и переживанию чувства вины, а у 18% – склонность к физической агрессии. Менее выражена у респондентов девушек косвенная агрессия, раздражительность, подозрительность и обида, в чем обнаруживается сходство с результатами исследования спортсменов юношей. б) студенты-спортсмены, как юноши, так и девушки в проявлениях таких характеристик эмоциональной сферы личности, как эмоциональная устойчивость и эмоциональные состояния схожи. Так, среди юношей 89% респондентов – с высокой степенью эмоциональной устойчивости, среди девушек – 80 %. Проверка возможных различий на статистическую значимость осуществлялась посредством критерия углового преобразования Фишера: φ = 1,04 при критическом φ = 1,64 для 5% уровня значимости. Выявленные, одинаково высокие показатели эмоциональной устойчивости у спортсменов разного пола, вероятно, можно объяснить специфическими особенностями спортивной деятельности, которая, независимо от половой принадлежности, диктует необходимость повышенного уровня контролируемого сознанием и волей управления своими психическими, в том числе эмоциональными состояниями. 2) Проведенный теоретический и эмпирический анализ проблемы половых особенностей эмоциональной сферы спортсменов дает обоснование и открывает перспективы для возможных будущих исследований в данной области. Так, эмоциональная сфера личности характеризуется богатством эмоций, разнообразием эмоциональных состояний и разноплановостью эмоциональных проявлений, что представляется привлекательным для возможных будущих исследований. Интересным представляется и дальнейшее изучение проблемы гендерного проявления эмоциональной сферы личности в спортивной деятельности в возрастном аспекте, у спортсменов различных квалификации и уровня мастерства.
Список литературы 1. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: хрестоматия / сост. и общ. ред. И.П. Волков. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с. 2. Спорт и личность: сборник научных статей / сост. М.Я. Сараф. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 192 с. 3. Черникова, О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте / О.А. Черникова. – М.: ФиК, 1980. – 104 с. О.И. Симонова (О.А. Короткевич*)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.41.108 (0.01 с.) |