Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности самореализации в юношеском

Поиск

ВОЗРАСТЕ

 

Усиление внимания к феномену самореализации объясняется все более растущим пониманием ее определяющей роли в жизнедеятельности личности.

Проблемой самореализации личности занимались такие ученые как: А. Маслоу, К. Юм, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Шостром, С.Л. Рубинштейн, Г. Ананьев, А.Г. Асмолов и многие другие.

В обоснование самореализации положены следующие принципы гуманистической психологии:

Целостность и уникальность человеческой природы и, соответственно, целостный и индивидуальный подход к ее изучению;

Главной психологической реальностью является переживание человеком мира и себя в этом мире;

Человеческая жизнь есть единый процесс становления и бытия человека, частью природы, которого является потребность в самореализации его потенциальных возможностей;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

Человек есть активное, интенциальное, творческое существо.

Определяемый западной гуманистической психологической школой (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Шостром) феномен самоактуализации или самореализации есть врожденный и необходимый для нормального развития (функционирования) человека процесс (цель, результат, состояние) полного воплощения внутреннего потенциала, возможностей и особенностей человека.

В основе теории гуманистической психологии лежит положение согласно которому, условием личностного развития является наличие глав­ного мотива, определяемого К. Гольдштейном как самореализация, понимая под этим стремление организма реализовать свои врожденные потенции всеми возможными способами [1]. Это стремление, придающее единство и направленность жизни человека. Оно трактуется с биологических позиций, как удовлетворение возникающих потребностей организма (К. Гольдштейн); с ценностно-смысловых позиций, как стремление актуализировать то, что находится в качестве потенции (А. Маслоу); как актуализация потенциального личностного смысла в жизни (В. Франкл); как процесс построения индивидуальности (Г. Олпорт); как процесс формирования ценностного сознания (Э. Шостром).

Явление самореализации рассматривается А. Маслоу в контексте социальной и культурной жизни индивида, так как в определяемых им характеристиках «самотрансценденции» выявляется отношение субъекта с миром, с другими индивидами.

К.А. Абульханова-Славская понимает развитие личности как станов­ление «субъектом собственной жизнедеятельности, определяющим и удержи­вающим траекторию жизненного движения» [2].

Активность личности является основным условием осуществления самореализации. Автором выделяются следующие уровни развития личности, отражающие аспект самореализации:

– невыделенности личности из хода событий жизни и изменений ее условий;

– самоопределенность личности по отношению к событиям, независимость, стабильность от них;

– самоопределенность личности к ходу жизни в целом.

Важность ценностных формирований в структуре личности отмечает Я. Гудечек [3]. Условиями формирования ценностных смыслов в личностной структуре индивида являются:

– принятие ценностей во внутренний опыт;

– эмоциональный характер переживания ценностей;

– активная деятельность по овладению ценностным содержанием культуры.

«Самореализующаяся личность – это самостоятельная творческая личность, способная конструировать собственную жизнь в позитиве до уровня успеха» [4].

Таким образом, ценностно-смысловой аспект самореализации в отечественной психологии рассматривается как условие или как качественная характеристика самореализации, связанная с формированием ценностных установок личности, которые определяют мотивы и действия субъекта, его направленность и желания.

По мнению Р.М. Гинзбурга, в основе самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла собственного существования. В этот период самоопределение относительно ценностей является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения. Конечно, ценностно-смысловая ориентация юноши отличается от ценностно-смысловой ориентации взрослого. Личностное самоопределение не завершается в раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению) и к самореализации своего поведения.

Сегодняшние дети есть совсем другое, отличное от своих отцов поколение, прежде всего, в своих жизненных позициях, ценностных установках, взглядах на мир, социум и своего места в нём. Налицо происходящая в обществе потеря преемственности культурных, социальных, моральных и других ценностей. Те же ценности, которые активно пропагандируются средствами массовой информации, подчас очень далеки в своём действительном духовном содержании от необходимых формирующейся личности ребенка. Пропагандирующие потребительское отношение к миру и обществу, культивирующие позицию силы и жестокости к окружающему, они оказывают негативное воздействие на неокрепшую личность, нуждающуюся в своём развитии в действительно духовно значимом стержне, которым могут стать культурные общечеловеческие ценности. Как отмечает Н.С. Розов, в новой исторической эпохе ведущей формой мировоззрения станет уже не религиозное, не идеологическое, а ценностное сознание. Именно ценностно-смысловые установки отдельной личности, внутреннее осознание и проявление их в практической деятельности есть дальнейшая перспектива развития человеческой общности.

Поэтому возникает необходимость изучения ценностно-смысловой самореализации поведения в юношеском возрасте.

 

Список литературы

1. Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей. – М.: Изд-во КСП+, 1999. – 719 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Диалектика человеческой жизни: (Соотношение философских, методологических и конкретно-научных подходов к проблеме индивида). - М.: Мысль, 1977. - 224 с.

3. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л.А. Головей, А.А. Коростылёвой: Сб. науч. ст. - Спб.: Издательство Спб. университета, 1999.-245 с.

4. Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире: философское основание и социальное приложение к конструктивной аксиологии. - Новосибирск: Новосибирский университет, 1998. – 292 с.

С.Н. Сенюта (А.А. Гаврилович*)

Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина

ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

 

На современном этапе проблема сознательного управления человеком своими эмоциями и эмоциональными переживаниями является чрезвычайно актуальной для спортивной практики. В спортивной деятельности не редки случаи, когда объективно сильные спортсмены или команды после первых неудач в соревнованиях теряются, падают духом, отказываются от борьбы и проигрывают даже более слабым соперникам. Причиной тому является неумение преодолевать отрицательные эмоциональные состояния в ходе спортивной борьбы. Этот важный вопрос не мог не привлечь к себе внимание специалистов в областях физической культуры и спорта, психологии спорта.

Анализ работ А.В. Алексеева, О.В. Дашкевич, В.К. Гаврилюка, Е.П. Ильина, А.А. Крауклиса, Н.Д. Левитова, В.Л. Марищук, Ю.Ю. Палайма, В.М. Писаренко, О.А. Черниковой, Г.Х. Шингарова и других исследователей дает определенное представление о разработке различных психологических аспектов проблемы эмоций, эмоциональных состояний и переживаний в спортивной деятельности.

Так, О.А. Черникова [3] на основе наблюдений за эмоциональными проявлениями спортсменов вскрыла ряд важных для практики закономерностей в этой области. Ею изучались условия закрепления и пути преодоления отрицательных эмоций при выполнении физических упражнений, влияние эмоций на деятельность спортсменов, роль эмоций в волевых проявлениях спортсмена. В.К. Гаврилюк [2] показал различные формы психологических барьеров в спорте, порождающих определенные трудности эмоционального порядка у спортсмена в соревнованиях. Ю.Ю. Палайма [1] изучал вопросы, связанные с преодолением отрицательных эмоциональных состояний в спорте.

Целью организованного нами исследования является изучение особенностей эмоциональной сферы студентов-спортсменов юношей и девушек.

База исследования: факультет физического воспитания УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина». Выборку составили 70 студентов (по 35 юношей и девушек) факультета физического воспитания 4-5 курсов.

Для изучения половых особенностей эмоциональной сферы студентов-спортсменов нами были использованы следующие методики:

– методика определения эмоциональной устойчивости (стабильности) – неустойчивости (нейротизма, тревожности) эмоциональной сферы Ю.З. Кушнера;

– изучение агрессивности личности в спорте (опросник А. Басса и А. Дарки);

– методика «Психодиагностика эмоциональных состояний» Ю.Л. Ханина.

Общие результаты исследования могут быть выражены в следующих положениях:

1) Результаты исследования половых особенностей эмоциональной сферы студентов-спортсменов показали, что:

а) эмоциональная сфера студентов-спортсменов юношей и девушек характеризуется особенностями проявления агрессивности, как спортивно важного качества. Это выражается в некоторых отличиях отдельных показателей агрессивности и способов ее выражения у спортсменов разных полов, а также в том, что в целом агрессивность у студентов-спортсменов юношей выше, чем у девушек. В результате проведенного исследования агрессивных реакций студентов-спортсменов по методике Басса-Дарки было выявлено, что у 43% спортсменов юношей наиболее выражена склонность к негативизму, у 40% – склонность к переживанию чувства вины, у 37% – склонность к физической агрессии, а у 20% – склонность к вербальной агрессии. Значительно менее выражена склонность к косвенной агрессии, раздражительности, подозрительности и обиде.

Что же касается респондентов девушек, то у 31% из них обнаружена склонность к вербальной агрессии, у 29% – склонность к негативизму и переживанию чувства вины, а у 18% – склонность к физической агрессии. Менее выражена у респондентов девушек косвенная агрессия, раздражительность, подозрительность и обида, в чем обнаруживается сходство с результатами исследования спортсменов юношей.

б) студенты-спортсмены, как юноши, так и девушки в проявлениях таких характеристик эмоциональной сферы личности, как эмоциональная устойчивость и эмоциональные состояния схожи. Так, среди юношей 89% респондентов – с высокой степенью эмоциональной устойчивости, среди девушек – 80 %. Проверка возможных различий на статистическую значимость осуществлялась посредством критерия углового преобразования Фишера: φ = 1,04 при критическом φ = 1,64 для 5% уровня значимости. Выявленные, одинаково высокие показатели эмоциональной устойчивости у спортсменов разного пола, вероятно, можно объяснить специфическими особенностями спортивной деятельности, которая, независимо от половой принадлежности, диктует необходимость повышенного уровня контролируемого сознанием и волей управления своими психическими, в том числе эмоциональными состояниями.

2) Проведенный теоретический и эмпирический анализ проблемы половых особенностей эмоциональной сферы спортсменов дает обоснование и открывает перспективы для возможных будущих исследований в данной области. Так, эмоциональная сфера личности характеризуется богатством эмоций, разнообразием эмоциональных состояний и разноплановостью эмоциональных проявлений, что представляется привлекательным для возможных будущих исследований. Интересным представляется и дальнейшее изучение проблемы гендерного проявления эмоциональной сферы личности в спортивной деятельности в возрастном аспекте, у спортсменов различных квалификации и уровня мастерства.

 

Список литературы

1. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: хрестоматия / сост. и общ. ред. И.П. Волков. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с.

2. Спорт и личность: сборник научных статей / сост. М.Я. Сараф. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – 192 с.

3. Черникова, О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте / О.А. Черникова. – М.: ФиК, 1980. – 104 с.

О.И. Симонова (О.А. Короткевич*)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.41.108 (0.01 с.)