Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Особенности метода номинальных группСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Метод фактически является одним из вариантов мозгового штурма, когда необходимо выявить и сравнить индивидуальные мнения, чтобы повысить объективность оценок. Группа обычно формируется из заинтересованных работников предприятия (руководителей и ведущих специалистов подразделений) в количестве от 5 до 10 человек[15]. Процедура проведения сеанса методом номинальных групп. а) Участникам координатор разъясняет тщательно сформулированную проблему (задачу), цель заседания. б) Членам группы предлагается дать идеи по решению проблемы, кратко записав их, не произнося их вслух и не разговаривая между собой (10-15 мин). в) На следующем этапе участники поочередно называют по одной идее (до 40 мин). Участник может пропустить свою очередь и подключиться к перечислению в следующем туре. Координатор может задать участнику уточняющие вопросы, чтобы записать четкий и краткий ответ. Не допускается обсуждение ответов. г) Затем координатор зачитывает каждую идею из списка, чтобы убедиться, что все участники их поняли в том виде, как они записаны (до 40 мин). Любой участник может предложить уяснение и толкование идеи, а также их комбинирование. В процессе уяснения, если она понятна, ее можно отклонить, уточнить или агрегировать. Каждый участник имеет право «вето» на любую идею. В этом случае она исключается из списка. Но на данном этапе идея не оценивается. д) Производится выбор и ранжирование идей (до 15 мин). Каждому участнику предлагается отобрать 4÷8 наиболее важных идей из пронумерованного перечня идей. Число выбранных идей выбирается в зависимости от их общего количества по следующему правилу: до 30 идей – выбирается 4 идеи; 31-50 идей – выбирается 6 идей; более 50 идей – выбирается 8 идей. Выбор идей осуществляется путем обведения в кружочек их номера в общем перечне. Выбранные идеи (4, 6 или 8) участник ранжирует, ставя рядом с обведенным номером ранг идеи по следующему правилу: самому важному пункту присваивается ранг 1; самому важному пункту из оставшихся обведенных присваивается ранг 2 и т.д. е) Все участники сдают отработанные ими перечни идей координатору и он на своем бланке перечня идей отмечает какие идеи получили определенные ранги. ж) Исключаются идеи, которые не получили рангов, если участники с этим согласны. Обсуждаются результаты, причем координатор подчеркивает те моменты, по которым существует высокая степень согласия и пункты, по которым есть высокая степень несогласия. з) Составляется общая таблица весов выбранных идей путем подсчета средних рангов. Результаты представляются руководству для принятия последующих решений.
Тема 6. Особенности метода эвристических приёмов Метод эвристических приемов основывается на использовании фонда эвристических приемов (ЭП). Наиболее универсальный межотраслевой фонд эвристических приемов приведен в [34]. Он содержит описания 180 отдельных ЭП, которые разделены на 12 групп (табл.5). Более полные фонды приведены в книгах [31, 33], где описаны соответственно 257 и 420 эвристических приемов.
Таблица 5
Межотраслевой фонд ЭП имеет универсальный характер, т.е. ориентирован на самые различные области техники. Поэтому ЭП имеют обобщенное описание. В них под «Объектами» подразумеваются ручные орудия и инструменты, станки, приборы, машины, аппараты, технологические процессы, комплексы станков и приборов и т.д., а также из детали, узлы, технологические операции и т.д. Если опытный профессионал познакомится с межотраслевым фондом ЭП, то у него может создаться впечатление, что большинство приемов ему известно и они как будто ничего нового не дают. Однако вся сила фонда ЭП заключается в системном всестороннем охвате проблемы или задачи. Опытному профессионалу потребуется несоизмеримо больше времени, чтобы вспомнить или додуматься до большинства приемов и подсказанных ими решений. Наряду с этим можно утверждать, что при всегда ограниченном времени решения проблемы некоторые ЭП так и не попадут в его поле зрения, т.е. фонд ЭП полезен и для опытных профессионалов. Постановку и решение проблем методом ЭП можно представить в виде следующих этапов. 1. Постановка задачи. Есть прототип, который имеет набор недостатков. В процессе решения задачи необходимо так изменить прототип, чтобы устранить имеющиеся недостатки. 2. Решение задачи начинается с выбора подходящих ЭП. Исходной информацией для этого выбора являются: а) конкретный прототип, который требуется улучшить; б) главный недостаток прототипа. который необходимо устранить; в) главное противоречие развития прототипа, которое требуется устранить. Исходя из этой информации, просматривают в табл. 5 наименования групп ЭП и отбирают по интуитивным соображениям наиболее подходящие группы. В каждой из этих групп просматривают все ЭП и выбирают по интуиции те ЭП, которые представляют интерес для рассматриваемой задачи. Если выбор групп ЭП вызывает затруднение, то наиболее подходящие ЭП отбирают путем просмотра всего фонда. 3. Преобразование прототипа начинают с помощью выбранных приемов. При этом фиксируют идеи улучшенных технических решений в виде короткого описания или упрощенной схемы. У межотраслевого фонда ЭП есть одно сильное свойство, которое называем эвристической избыточностью. Отметим две разновидности этого свойства. Во-первых, многие задачи могут быть решены независимо разными ЭП. Вторая разновидность эвристической избыточности состоит в том, что одновременное использование двух и более ЭП приводит к их взаимному усилению в смысле облегчения нахождения улучшенного технического решения. Таким образом, с помощью отдельных приемов и наборов ЭП получают множество улучшенных допустимых технических решений. Если при этом не удается получить удовлетворительного улучшения решения, то рекомендуется наиболее перспективный из найденных вариантов принять за прототип и снова повторить его обработку с помощью подходящих ЭП. Если будет получено несколько улучшенных технических решений, то затем производится их ранжирование известными методами. Метод ЭП только повышает возможность получения допустимого улучшенного технического решения, но не гарантирует нахождение такового. У разных пользователей этого метода (как и других эвристических методов) часто получаются разные результаты, что в большей мере зависит от приобретенных навыков и природных способностей.
Раздел 4. Психологические Методы повышения эффективности деятельности специалистов Тема 1. Психотехнологии нейролингвистического программирования (НЛП) Общие положения На первый взгляд название странное и не связано с психологией. Даже специалисты ученые не знакомые с НЛП скажут, что речь может идти о моделировании нейронных процессов с учетом языковых построений, не специалисты просто скажут, что это что-то из области математики. Однако НЛП - это психотехнологии обеспечения самореализуемости, личностной эффективности, достижения совершенства в общении и т.д. Термин НЛП состоит из 3-х частей. Первая часть - нейро - говорит о предмете исследования. В данном случае о мышлении человека и нейрологических процессах в сфере восприятия. Вторая часть -лингвистика - говорит о направленности на коммуникативные процессы общения. А третья часть - программирование - указывает, что НЛП - это технология (процесс) и о том, что человек может все же целенаправленно организовать свое мышление, сделать его более эффективным. НЛП появилось в конце 70-х годов в США, когда несколько молодых специалистов (Д. Гриндер и Р. Бендлер) попытались смоделировать деятельность известных 3-х психотерапевтов, т.е. составить эффективные модели общения. Очевидно на название метода сказалось, что один из молодых специалистов был лингвистом, а другой обучался одновременно математике и психологии. В дальнейшем значительный вклад в развитие НЛП внес английский антрополог Г. Бейтсон, работающий в таких сферах, как биология. кибернетика и психотерапия. В основе большинства методик НЛП лежит четырехзвенная циклическая модель успешной деятельности (рис. 13).
Рис. 13. Четырехзвенная модель успешной деятельности Первый блок (звено) содержит принцип правильной постановки целей, которые направлены на то, чтобы использовать данное нам природой стремление ориентироваться на цель, а также осознавать те цели, которые прежде были недостаточно ясны, существовали на бессознательном уровне. Второй блок (звено) модели включает в себя технологии рациональных действий, в том числе творческого мышления. Третий блок (звено) модели содержит технологии самоконтроля, восприятия изменений в окружающей обстановке, повышение остроты этого восприятия, чувствительности. Четвертый блок (звено) модели включает технологии инновационного подхода к изменениюцелей, отказа от привычного образа действий, не приносящего прорыва в достижении целей. Технологии целеполагания Во-первых, должна быть составлена иерархия целей. При этом цели более низкого уровня подчинены целям более высокого уровня. На верхнем уровне это могут быть цели, связанные с достижением удовлетворенности собой, работой, самореализацией. На втором уровне могут быть цели, направленные на жизнеобеспечение себя и своей семьи, обеспечение финансовой самостоятельности. На третьем уровне возможно расположение целей, «работающих» на решение карьерных задач, повышение уровня знаний и приобретение новых умений и навыков. На четвертом уровне это, как правило, текущие, оперативные цели. При этом цели более низкого уровня могут быть достаточно конкретные, а цели высокого уровня могут быть изложены в терминах теории нечетких множеств. Приведенная иерархия классов целей, конечно, не обязательна и для отдельных субъектов деятельности может быть совершенно другой. Составление такой иерархии целей, безусловно, необходимо и полезно. По крайней мере, вы сможете определить, насколько Ваши текущие цели соответствуют целям более высокого ранга и правильно ли Вы распределили временные затраты. При составлении дерева иерархии целей должны выполняться следующие принципы: а) Принцип согласования личных и служебных целей, которые иногда могут противоречить друг другу. Цели должны соответствовать друг другу в пределах одного уровня иерархии и соответствовать долговременным целям более высокого уровня. б) Принцип соответствия иерархии модели жизненной стратегии, которая определяет, что для человека самое главное в жизни. Анализ жизненной стратегии позволяет разделить мотивы и потребности на 5 классов: обладания, действия, знания, отношения, самореализация в личном и профессиональном плане. Первый класс содержит мотивы и потребности, характеризующие желание человека чём-то обладать, например, иметь свой бизнес, свою определенную недвижимость. Второй класс содержит совокупность желаний личности действовать в каких-то направлениях, например, провести реконструкцию предприятия, съездить в отпуск на море и т.д. Третий класс имеет отношение к желаниям приобрести новые знания, навыки и умения. Четвертый класс содержит комплекс желаний, связанных с обеспечением коммуникаций с коллегами, начальниками и т.д. Пятый класс содержит желания, характеризующие потребности самореализации, например, желание продвинуться по службе, удачно выйти замуж, стать олимпийским чемпионом и т.д. После синтеза дерева целей полезно еще раз провести их экспертизу – контроль правильности поставленных целей. На тот счет тоже существуют технологии. При этом Вы должны ответить на следующие вопросы-тесты: а) Конкретна ли Ваша цель? Каждая цель высших уровней должна подкрепляться целями низших уровней. Конкретность цели характеризует и конкретный срок ее достижения. б) Правильно ли оценивается сложность достижения цели? Для того, чтобы адекватно оценить сложность задачи, ее необходимо разбить на подзадачи, выполнение которых можно прогнозировать с большой долей вероятности в приемлемые сроки. При этом необходимо и учитывать и индивидуальные характеристики личности. Если лучше выполняются задачи в ситуациях с определенной долей риска в напряженных условиях, то их нужно предусматривать (в НЛП это называется «подбросить дров в огонь»). Если же личности нужно иметь запас времени для самоконтроля, анализа промежуточных результатов, их проверки, то такой резерв времени надо тоже планировать (в НЛП это называется «спустить пар»), целесообразно, чтобы сложность достижения цели была такова, чтобы требовалось привлечение специфических способностей и приобретенных профессиональных навыков человека. в) Является ли Ваша цель достаточно позитивной? Позитивность цели определяется даже ее формулировкой. Наш мозг лучше оперирует позитивными идеями и формулировками. Цели типа «не проиграть», «не допустить» не являются позитивными. Лучше использовать воодушевляющие ассоциации. Например, цель «не думать об отрицательных чертах начальника во время беседы с ним» следует заменить на цель «использовать психологические свойства начальника, чтобы добиться своей цели» и т.д. г) Сответствует ли цель Вашим возможностям? Речь идет о том, есть ли у Вас внутренние ресурсы, возможности для достижения цели, т.е. реальна ли поставленная цель, обладаете ли всеми необходимыми качествами для достижения цели. Причем здесь большее значение имеют личные внутренние ресурсы, а не внешние. д) Можете ли Вы представить себе цель в виде ясного образа? Тест заключается в оценке Вашей возможности представления цели во всей полноте чувственных ощущений - в виде зрительного или другого образа. Это позволяет сделать цель более привлекательной, подвигающей к действию. Если Вы это можете, то Вы владеете техникой творческой (внутренней) визуализации. Если нет, то этому надо учиться. Обычно этого можно достичь после прохождения тренингов по НЛП. В результате эти образы легко осуществляются и являются самоисполняющимися. Сознание внутреннего образа позволяет подключить к работе наше подсознание. Моделируемые образы могут иметь разную степень отчетливости. Если цель конкретна, притягательна, возбуждает (побуждает к действию), то ее легче представить в виде яркого, объемного, красочного образа. Этот процесс можно научиться сознательно контролировать. Выдающиеся спортсмены и артисты, как правило, владеют этой технологией. При этом надо визуализировать саму цель, а не способ ее достижения. В противном случае Вы только ограничите себя, потеряете гибкость. е)Представляете ли Вы результат достижения цели? Если цель была сформулирована конкретно, то результат представить гораздо; проще. Его нужно ощутить и пережить до того, как он будет получен. Вы должны как бы проиграть сценарий, не затрагивая материальных усилий и ресурсов. Для того чтобы Вы это могли представить, надо уметь мысленно переходить из одного состояния в другое. Постепенно накапливается внутренний опыт пребывания в различных состояниях, возможность переноса этого опыта из одной среды в другую и т.д. Еще лучше, если Вы сможете «включить» внутреннее представление будущего (результата), расцвеченного всеми пятью чувствами. Это чувственное представление получило в НЛП название «шаг в будущее». Надо представить себе «образ успеха», забыв об ошибках и промахах. Целесообразно задействовать в образе разные модельности поочередно (зрительный образ, звуковой, осязаемый и т.д.), потом одну за другой, добиваясь получения яркого реалистического образа. Если Вы примените все эти тесты к целям, входящим в иерархию целей, то у Вас останутся только правильные цели, которые имеют свойство, как правило, выполняться. Психотехнологии творчества Процесс реализации цели, решения любой проблемы начинается с этапа анализа ее частей. Типичной ошибкой при этом является линейный анализ деталей в ущерб целостному представлению. Это связано с деятельностью левого полушария головного мозга. С помощью этого подхода можно решать только не слишком сложные структурированные проблемы. Нужно уловить момент, когда от аналитического мышления нужно перейти к творческому мышлению. Суть в том, что на каждом шаге решения проблемы можно использовать новые нестандартные возможности. Прогнозируя тупик в рассуждениях нужно возвратиться на предыдущие стадии, а не доводить дело до абсурда. В процессе решения задачи мыслительный процесс помимо аналитического мышления может проходить и следующие стадии: а) стадия фрустрации - состояние сомнений, депрессии. Это знак того, что нужно остановиться и дать возможность процессу протекать на бессознательном уровне, а пока заняться другими делами; б) стадия инкубации - стадия отдыха, остановки контроля за решением проблемы. Такая необходимость возникает, когда процесс решения замедляется, дальнейшие шаги не кажутся уже оптимальными. Стадии фрустрации еще нет и лучше остановиться на этом месте. Инкубационный творческий процесс будет протекать на бессознательном уровне, даже во сне. Небольшая остановка может помочь решить проблему быстро и с новых позиций. Поэтому стадия инкубации иногда просто необходима. в) стадия озарения - состояние, когда решение приходит неожиданно и внезапно благодаря деятельности правого полушария человеческого мозга и связанной с ним интуиции.Очень часто озарение приходит во время отдыха, во сне, во время выполнения другой деятельности. г) стадия творческого (горизонтального) мышления, которое отличается от аналитического, логического (вертикального) мышления в следующем. Горизонтальное мышление принимает во внимание все возможные пути (направления), а не один. Творческое мышление допускает логические прыжки в отличие от цепочки последовательных шагов. При этом важен только конечный результат, а не правильность каждого шага. В процессе творческого мышления нет ничего лишнего и все учитывается, в том числе и пути, не гарантирующие быстрого успеха. Жесткие выводы, как правило, не делаются, и придерживаются не самого легкого пути, а наименее обещающего. В ходе творческого мышления могут использоваться различные психотехнологии. Рассмотрим кратко часть из них. Значительная часть их объединяется понятием «рефрейлинг», суть которого заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. В этот комплекс технологий входят следующие технологии. 1. Контекстуальный рефрейлинг, который основан на гипотезе, что если изменить контекст события, то можно придать ему новый смысл. Вообще формируя контекст, мы строим некоторые ограничения и помещаем события в рамки. Таких рамок может быть несколько. Наиболее важной является рамка цели, когда мы концентрируем внимание на желаемом результате и в зависимости от этого строим свое поведение. Успех может принести и использование рамки отказа от собственной интерпретации, рамки «как будто». В первом случае вы в процессе деловой беседы не оглашаете свои выводы, а концентрируете мысли и взгляды собеседника. И даже свои выводы и приложения выдаете за результаты его умозаключений. Во втором случае, вы размышляете как будто все необходимые условия и события произошли, и решаете, как этого можно достигнуть или не достигнуть. Например, есть наихудший результат решения проблемы, вы представляете, что это произошло, а потом думаете, как этого не допустить. 2. Содержательный рефрейлинг, который основан на гипотезе, что результаты анализа ситуации зависят от того, на каком именно моменте, факторе вы концентрируете свое внимание. Так, например, если все в процессе предварительных переговоров по телефону, обмене сообщениями шло хорошо, но вдруг в момент непосредственной встречи договор подписать не удалось, надо анализировать не только подготовленные документы. Тем более, если они в порядке. Решающим может стать фактор приглашения на обед со спиртным перед подписанием договора. При рефрейлинге могут использоваться и применяться различные техники и приемы. а) Техника «Ловкости речи». Она позволяет формировать высказывания, делающие вывод с различных точек зрения. Например, делается кем-то заявление, что психологический феномен «размытость понятия законности действий» стал очень распространенным среди руководителей предприятий, чиновников и политиков. Ответы на это заявление могут быть совершенно различные. Первый вариант: «Да, общество криминализируется, и сделать сейчас ничего нельзя, чтобы изменить ситуацию». Это пессимистический взгляд на развитие событий. Второй вариант: «Надо срочно совершенствовать законодательство и контроль за его исполнением». Это уже конкретное направление работы. Третий вариант: «Необходимо срочно обосновывать предложения по внедрению духовно-нравственных концепций развития общества и государства». Это уже совершенно новая идея стратегического развития. б) Техника «Точка зрения». Она позволяет придать сложным проблемам новые значения путем использования противоположных утверждений, слов, как это делается при психологическом тестировании по методу семантического дифференциала. Например, Ваш собеседник в процессе беседы отвергает все Ваши инициативы. Анализируя этот результат можно с разных точек зрения. Например. «Он считает меня на плохом счету» и что я не способен предложить «что-то путное». «Он консерватор и его бесполезно убедить сделать что-то по-новому и перестроиться» «Надо подготовиться получше, найти более веские аргументы и попытаться убедить его еще раз». «Надо учесть его тип личности, психологические особенности его личности, стиля мышления и синтезировать совершенно иную адаптивную форму беседы». Каждое из этих четырех точек зрения имеет право на существование, но каждая последующая лучше предыдущей. И даже если справедлива первая или вторая точка зрения, то возможно все же решение проблемы, если подойти к ней с четвертой точки зрения. в) Техника «Переворачивание проблемы». Она позволяет начать движение в направлении, противоположном тому, в котором вы шли до сих пор, решая проблему. Для этого, например, нужно составить и проранжировать приемы, влияющие на решение проблемы. А затем полностью поменяйте ранги: максимальный на минимальный и т.д. Проблема сразу станет другой, и ее анализ пойдет по другому пути. г) Техника «Анализ силового поля». Основана на анализе позитивных и негативных сил решения проблемы, результатов переговоров и т.д., а также уровня значимости этих сил. Чем больше уровень значимости, тем больше внимания нужно уделять этой силе и если она негативна, то искать ей мощное противодействие. д) Техника «Анализа ключевых слов», которая заключается в выявлении слов и выражений, которые могут быть даже причиной возникновения проблемы. Необходимо найти синонимы этих слов, абсолютно ясные для всех. Слова должны быть абсолютно конкретны и понятны. Необходимо избегать таких слов как «больше», «меньше», «выше», «ниже» и т.д. е) Техника «Анализа причин возникновения проблем». При использовании этой техники может оказаться, что проблема возникла из-за того, что была нерешена или некачественно решена проблема нижестоящего уровня. ж) Техника «Временного анализа» основана на изучении динамики развития проблемы от момента ее возникновения до настоящего времени. Это позволяет разобраться в сложных причинно-следственных связях. При этом могут быть задействованы ассоциативные возможности правого полушария мозга. з)Техника «Анализа причин возникновения негативного результата». Таким образом можно цепляясь одно за другое, составляя цепочку «негативное - негативное- негативное -...» добраться до истины. Психотехнологии общения Цели общения могут быть достигнуты только при наличии психологического контакта, доверия партнеров и т.д. Прежде чем идти на контакт с предполагаемым собеседником, нужно попутаться ответить себе на простые вопросы: Что? Как? Когда? Почему? Первый вопрос позволит прояснить ситуацию - что я хочу получить в результате общения? Второй вопрос необходим, чтобы наметить программу общения - как я собираюсь добиваться поставленных целей, т.е. как организовать общение? Третий вопрос позволит выяснить желательные временные параметры общения -когда с учетом всех внешних и внутренних условий желательно провести беседу, переговоры, также наметить предполагаемую длительность общения. Четвертый вопрос необходим, чтобы выяснить обязательность предполагаемого общения - почему. именно я доложен идти на это общение, есть ли кто-нибудь, который может сделать это лучше, учитывая цели и т.д. Последний вопрос достаточно важен, т.к. эффективность общения зависит от совпадения близости психологических характеристик собеседников. Так если предполагаемый собеседник имеет стиль мышления синтезатора, то с ним лучше беседовать тоже синтезатору, чем аналитику. Лучше контактируют люди, близкие по типу личности, своей внешности, речи, языку тела, убеждениям и темпераменту. Если же этих близких черт мало, то необходимо использовать следующие вспомогательные психотехники. а) Техники «подстройки». Эти техники достаточно многообразны и включают в себя: «подстройку с помощью языка тела», когда копируются телодвижения, мимика и позы Вашего собеседника. В НЛП эта техника носит название «калибровки» контакта. Причем это копирование должно быть не полным, а лучше частичным, чтобы у собеседника не возникала мысль, что вы ему подражаете или, еще хуже, передразниваете; «подстройка с помощью голоса и речи», когда близки темп речи, высота тона, тембр голоса, наиболее часто используемые слова и выражения. Особенно важно использовать эту психотехнику при общении по телефону; «подстройка под себя», когда Вы, сначала установив контакт с собеседником при помощи уже описанных психотехник, далее начинаете очень постепенно менять свою позу, мимику или речевые особенности. В результате и собеседник непроизвольно начнет Вам подражать. Такая техника необходима, когда собеседник, судя по внешнему наблюдению, находится в том состоянии, в котором добиться достижения целей общения практически невозможно. б) Техники «изменения состояния». Эти техники направлены на достижение целей общения за счет направленного изменения состояния собеседника: Можно постараться снять стресс с собеседника; изменить его разгневанное состояние на спокойное, вызвать его интерес к разговору, если он к нему равнодушен, предупредить назревающий конфликт; неожиданно завершить беседу, если она не получилась и т.д. Психотехнологии могут быть все те же, как и при «подстройке». При этом иногда с помощью речи и мимики результат может быть достигнут, если использовать элементы юмора. в) Техники «учета сенсорных предпочтений собеседника», которые основаны на учете типа собеседника по его сенсорным предпочтениям: зрительному, слуховому, кинестетическому, вкусовому и обонятельному. Эти предпочтения соответствуют сенсорным каналам, а их отдельные характеристики являются субмодальностями. Человек, как правило. оперирует зрительными образами, затем звуковые, потом кинестетические и реже обонятельные, вкусовые. Распознать тип собеседника можно по его высказываниям. Визуальный тип собеседника можно распознать по его высказываниям. Визуальный тип употребляет слова «я вижу», «давайте посмотрим» и т.д. Аудиальный тип - «я слышу», «я говорил», «вы мне скажите» и т.д. Кинестетический тип - «я это сердцем чувствую», «я и пальцем не пошевелю», «он очень толстокожий» и т.д. Обонятельные тип - «я ощущаю исходящий от него холод», «они пахнут как розы» и т.д. Вкусовой тип - «это дело вкуса», «проглотил и не поперхнулся» и т.д. Сенсорные преддпочтения можно определить по словообразованиям, а также по темпу речи, тембру голоса, по движениям глаз и т.п. Человек визуального типа чаще говорит быстро и высоким голосом, а кинестетического типа - медленно и монотонно. Человек аудиального типа, вероятно, будет говорить в нормальном темпе, бархатистым голосом с грудным резонансом. Если преобладают зрительные образы, то глазные яблоки чаще двигаются вверх, при звуковых образах - в сторону, при кинестетических образах - вниз. Знание этих предпочтений позволит Вам подстроиться под собеседника, повысить эффективность общения. Хотя подстройка может быть прямой и обратной. Прямая – это когда Вы культивируете, используете те же сенсорные предпочтения, что и собеседник. Обратная - это когда Вы начинаете склонять собеседника в сторону другого сенсорного предпочтения, чтобы он увидел проблему, ситуацию с другой точки зрения. Иногда это позволит достичь Вам нужного результата. В любом случае Вам будет полезно знать свои сенсорные предпочтения. Для этого надо проанализировать возможности своих сенсорных каналов. Например, попробуйте представить себе близкого человека (бабушку, любимую девушку и т.д.). Сначала его зрительный образ, потом его голос, потом прикосновения: И посмотрите, какой образ будет более ярким. Или представьте себе зрительный образ моря, затем шум моря, прибоя, и наконец, ощущения от прикосновения морской волны во время плавания. Если Вы знаете свои сенсорные предпочтения и собеседника, то у Вас уже появляются возможности повышения эффективности общения. Так если Вы беседуете с человеком визуального типа и пытаетесь доказать, что Ваш медицинский прибор лучше других и даже демонстрируете его работу, то эффект неожиданно могут дать иллюстрации и графики, показывающие его преимущество по всем показателям. Для человека кинестетического типа главным будет этот прибор продемонстрировать, а при беседе с человеком аудиального типа эффект может дать демонстрация фильма с высказываниями вылеченных пациентов.
Тема 2. Психогеометрия Эффективность профессиональной деятельности и общения (делового, семейного и т.д.) во многом определяется тем, насколько человек, во-первых, правильно понимает сильные и слабые стороны своего интеллекта, личности и мышления, во-вторых, умеет распознавать эти же качества партнеров, начальников и других окружающих людей, в третьих, владеет методами совершенствования тех же своих качества. Существует несколько подходов к решению данной проблемы[28]. Остановимся на двух основных, подходах. Оба подхода явно взаимосвязаны, а вернее представляют собой описание двух сторон одной и той же «медали». Это явно будет видно из их описания, приведенного ниже. Первый подход основан на определении стиля мышления, второй - на определении типа (формы) личности. При этом предлагается различать пять стилей мышления и пять типов личности (классов, групп людей - рис. 14). Под стилем мышления подразумевается открытая система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которым личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей. Причем эта система обладает относительно постоянным ядром, структурой и избирательностью к внешним воздействиям. В целом же стиль мышления начинает складываться в детстве и развивается в течение всей жизни человека. Встречаются люди со сложной стилевой организацией, т.е. их можно в той или иной степени отнести одновременно к разным группам. Абсолютно те же выводы можно сформулировать относительно типов личности при втором подходе. Авторы обоих подходов начинают описание методологии с приведения, в первом случае, краткой характеристики стилей мышления, во втором, краткой психологической характеристики форм личности (таблица 6).
Рис.14. Внешнее описание двух подходов к различению личности Затем приводятся полные характеристики. Но при этом используются разные классификационные признаки. Первый подход основан на описании используемых стратегий, а второй - на описании следующих качеств: внешнего вида, рабочей и жизненной среды, речи, языка тела, психологических свойств. Первый подход рассмотрен в следующей теме. Состав перечисленных выше качеств – в таблицах 6-11. Таблица 6 Краткие психологические характеристики форм личности
|