Мышления в историческом ракрусе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышления в историческом ракрусе



Надо отметить, что исследование данной проблемы имеет достаточно короткую историю в отличие от проблем психологии творчества, решения нестандартных задач и т.д. Так, еще Рене Декар в своем трактате «рассуждения о методе» обосновал четыре правила решения сложных проблем:

· никогда не принимать за истину то, что не очевидно;

· делить каждое из затруднений на части;

· придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов простых и легко познаваемых;

· составлять перечни полные и общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.

Актуальность этих правил и в настоящее время совершенно очевидна.

Однако вернемся к творческому мышлению в его взаимосвязи с деятельностью полушарий головного мозга [4].

В 50 годы XX столетия Роджер Сперри сделал следующее удивительное открытие: в среднем мозг очень четко подразделяет свою деятельность на деятельность «правого мозга» (кора левого полушария) и деятельность «правого мозга» (кора правого полушария). В дальнейшем оно получило широкую известность как открытие «левого/правого мозга» («левополушарного»/ «правополушарного» мышления).

Между полушариями обычно доминирует такое разделение труда:

 

Левое полушарие Правое полушарие
Слова Логика Числа Последовательность Линейность Анализ Списки Ритм Пространственное воображение Размеры Воображение Мечты Цвета Целостное представление

 

Кроме того, Сперри обнаружил, что когда активно правое полушарие, левое склонно переходить в относительно спокойное, созерцательное состояние. Аналогично, когда было активно левое полушарие, правое становилось более расслабленным и спокойным.

Кроме этого был сделан вывод, что на базовом физическом, физиологическом и потенциальном уровнях у каждого полушария есть огромный диапазон интеллектуальных мыслительных и творческих навыков, которые используются лишь частично.

В ходе дальнейших исследований обнаружилось, что когда у людей тренировали (хорошие учителя) навыки, которые у них были развиты слабо, эти люди неожиданно становились гораздо сильнее в данных областях. Это походило на обнаружении группы слабых мышц, которые были слабыми не сами по себе, а просто из-за того, что долгое время не использовались.

Кроме этого после обретения новой умственной «мышцы» все остальные умственные «мышцы» начинали улучшать свои показатели.

Таким образом, если люди проходили тренинг в области воображения и изобразительного искусства, то они начинали более искусно манипулировать словами, обретали большие способности в работе с цифрами и вообще становились более творческими людьми. Аналогичным образом те, кто проявлял слабость в работе с цифрами, тренировались, совершенствуя навыки в этой сфере, то и их воображение и музыкальные способности также развивались.

Оказалось, что левое и правое полушария мозга как бы «ведут переговоры» друг с другом. Левое полушарие получает информацию и передает ее в правое, которое по-своему обрабатывает ее, посылает обратно в левое полушарие и так далее. В ходе такого процесса мозг синергетически вырабатывает новую информацию и увеличивает свою собственную интеллектуальную и творческую мощь. К началу 80-х годов представление о функциях левого и правого полушарий мозга распространилось по всему земному шару, и начали появляться книги об этом экстраординарном открытии.

При этом было опровергнуто мнение, что многие творческие гении были однополушарными людьми. Например, Альберт Эйнштейн – «левополушарным», а Людвиг Ван Бетховен – «правополушарным». Анализируя их творческий процесс, Тони Бьюзен показал, что они оба были «полнополушарными». Так Эйнштейн изобрел знаменитые ныне «Игры творческого разума», в которых задавал себе занимательные вопросы и давал себе волю воображения. Постепенно он сделал вывод: воображение является более правдивым, чем логика. Так за счет воображения Эйнштейн дожил до своего открытия – Вселенная является искривленной и конечной. Он дошел до этого путем комбинирования своего знания чисел, слов, порядка, логики и анализа с огромным воображением, пространственным представлением и способностью представлять картину в целом. Его понимание явилось идеальным сочетанием функций и общением обоих полушарий мозга. Если же взять казалось бы «правополушарного» Людвига Ван Бетховена с его страстью и воображением, то он был еще и пионером в использовании музыкального метронома. Бетховен утверждал, что этот прибор является истинным божьим даром, поскольку после его появления каждый музыкант и дирижер мог играть его музыку в правильном и математически выверенном ритме с правильными акцентами.

Так же как и Эйнштейн, Бетховен был не «правополушарным» и не «левополушарным». Он был творчески «полнополушарной» личностью.

Возникает вопрос – почему же большинство наших граждан не являются творческими креативными личностями. Большую роль здесь играли заблуждения, царящие в социальной среде. Так левополушарные интеллектуальные виды деятельности обычно назывались мужскими, а правополушарные – творческие и эмоциональные – женскими. Подобное заблуждение подтверждали верования столетней давности о том, что:

· ученость, образование и интеллектуальность связаны лишь со словами, цифрами и логикой, в не с воображением, цветами и ритмом;

· бизнес – сфера, где обязательно должен царить строгий порядок;

· мужчины – это логичные рациональные индивидуумы без эмоций, воображения и цветового восприятия;

· женщины – иррациональные мечтательницы;

· эмоции не основаны на ассоциативной логике;

· творчество и художественные произведения не достойны того, чтобы к ним стремиться, они не имеют под собой рационального зерна.

Трагедия этих неправильных представлений, которые, к сожалению, живут и поныне, заключается в том, что они отгораживают разум от истины и потому обедняют жизнь.

К сожалению, эти неверные представления особенно широко распространены в сфере образования. Полагая, будто образование должно быть «левополушарным», мы наклеиваем на тех детей, которые энергичны, обладают богатым воображением, ярким цветовосприятием, любопытны или слишком увлекаются мечтами, ярлыки капризных, деструктивных и гиперактивных, заторможенных или отсталых. И это вместо того, чтобы считать их потенциальными творческими гениями.

Успех многих видов бизнеса связывают ошибочно с логикой и левополушарным мышлением. При этом отвергается правополушарное воображение и чутье.

Большинство людей считает художников неопрятными, неряшливыми, растрепанными людьми со слабой памятью и логикой, не обладающими структурными и организационными навыками.

Как это ни печально, миллионы обучающихся изобразительному искусству во всем мире пытаются жить согласно подобному «идеальному» видению художника. В результате они отвергают слова, числа, логику, порядок, структуру и порождают у себя в головах лишь мимолетные образы.

С началом XXI века – века мозга начинает приходить понимание, что творческий мозгмозг полнополушарного мышления.

Если мы использует одно полушарие своего мозга, наш творческий потенциал крайне низок. Если же мы используем оба полушария, наш творческий потенциал становится бесконечным.

 

Тема 3. Общие рекомендации по развитию полнополушарного мышления

Рассмотрим рекомендации по развитию полнополушарного мышления, обобщая данные, приведенные в [4].

1. Проведите инвентаризацию своих навыков.

а) Составьте как можно более полные перечни возможных левополушарных и правополушарных навыков.

б) Отметьте в этих перечнях навыки, которые вы используете и значит развиваете.

в) Обратите внимание на любые навыки обоих полушарий, которыми вы пренебрегли и постарайтесь их тренировать и развивать.

2. Покой и расслабление необходимы организму как обязательный вид деятельности.

а) Для полнополушарного мышления необходимо делать перерывы в работе.

Исследования показывают, что всплески воображения и мечты чаще всего приходят, когда вы не занимаетесь своей основной деятельностью, например – перед сном, во сне, после пробуждения, во время прослушивания музыки, в ванной, во время отдыха и т.д. В эти минуты оба полушария вашего мозга способны общаться друг с другом и при этом начинает проявляться неистощимый источник Вашего творчества.

б) Для полнополушарного мышления необходимо совершать продолжительные прогулки.

При этом постоянный ритм движения ваших конечностей и регулярный ритм биения сердца, дополнительные порции кислорода и только положительные образы и информация для глаз, ушей и других органов чувств вносят свой вклад в творческое мышление и решение проблем.

3. Проведите инвентаризацию всех сфер своей повседневной жизни.

Составьте списки всех сфер своей повседневной жизни, которые вы считаете творческими и которые считаете нетворческими. У вас получилось два списка. На самом деле всем аспектам нашей повседневной жизни присуще внутреннее творчество и все их можно усовершенствовать, применив полный диапазон навыков лево- и правополушарного мышления.

Рассмотрите приведенные ниже типовые виды повседневной деятельности:

· приготовление пищи;

· садоводство;

· строительные и ремонтные работы в доме и на даче;

· составление бюджета;

· составление писем;

· планирование встреч;

· оформление подарков;

· занятие спортом;

· планирование торжественных мероприятий;

· проведение субботников во дворе и т.д.

Каждый из выше приведенных видов деятельности может быть гораздо более интересным и творческим за счет добавления специальных навыков лево- и правополушарного мышления.

4. Мысленно обращайтесь за советом к творческим гениям.

а) Творческие гении использовали при решении проблем следующий метод – они вели воображаемые беседы со своими героями, обращались к ним за мыслями и вдохновением. Например, для Александра Македонского таким героем был Аристотель, для Екатерины II – Петр I, для Исаака Ньютона – Сократ.

б) Составьте для себя свою группу вдохновителей – можно выбрать для себя несколько исторических фигур, которыми вы восхищаетесь, и добавить к ней кого-то из друзей, коллег, творческий подход которых вы особенно уважаете и цените.

в) Сталкиваясь с творческой ситуацией или проблемой, ведите воображаемый разговор с кем-то из своих вдохновителей и представьте, какой бы совет он Вам бы дал.

Возможно, это поможет решить Вашу проблему, и в том числе вы сделаете еще один шаг к полнополушарному мышлению.

5. Играйте в игры творческого воображения Эйнштейна.

а) Как известно Эйнштейн задавал себе странные неординарные вопросы и затем давал воображению волю отыскивания всевозможных решений, какими бы сумасшедшими они не казались. Так, например, он задавал себе вопрос: «А что произойдет, если я прокачусь на солнечном луче до конца Вселенной?».

б) Попробуйте регулярно (ежедневно или еженедельно) проделывать упражнение применительно к Вашим проблемам.

6. Уделяйте больше времени «правополушарности».

Для этого необходимо развивать умения, связанные с правым полушарием мозга.

Продумайте несколько способов добавления каждого из правополушарных навыков в свою повседневную жизнь.

7. Используйте в равной мере обе половины своего тела – тогда вы будете использовать оба полушария головного мозга.

а) Больше работайте недоминирующей рукой, например, набирая телефонный номер, во время еды, причесывая волосы, чистя зубы, во время письма и т.д.

б) укрепляйте с помощью физических упражнений недоминирующую руку, более слабую ногу, делайте свое тело более сбалансированным и симметричным.

8. Научитесь вести заметки в виде умственных карт.

а) Заметки представляют собой особый способ общения мозга с самим собой. Гораздо легче работать над проблемами и запоминать, держа заметки снаружи, нежели внутри, в уме.

б) Когда ведете заметки, используйте не только левое, но и правое полушарие, выделяя нужные элементы цветом, зрительными образами, организуя пространственное планирование и визуальный ритм. Данная техника ведения заметок называется умственной картой и этому вопросу будет посвящена отдельная тема.

Если Вы будете следовать данным рекомендациям, то возможно Вы вернетесь в детство.

Исследования показали, что процент используемого творческого потенциала детей из детского сада (дошкольного возраста) выше всех других возрастных групп, как это следует из следующей таблицы.

 

Возрастная группа Процент используемого творческого потенциала
Дети из детского сада Младшие школьники Студенты ВУЗов Взрослые люди 95÷98 50÷70 30÷50 менее 20

Поэтому, исходя из образа жизни и поведения детей, можно предложить еще целый ряд рекомендаций по развитию полнополушарного мышления.

1. Присматривайтесь к окружающей среде.

Присматривайтесь к вещам, к природе, как это делают дети.

Когда они смотрят, их глаза впитывают каждую деталь, а мозг хранит ее, чтобы использовать в своем плодотворном и творческом воображении.

2. Выслушивайте интересных людей, рассказчиков, творческих и увлеченных личностей.

Ищите таких людей и слушайте их внимательно. Если будете слушать с открытыми глазами и разумом, как это делает ребенок, ваш собственный мир фантазий наполнится богатствами, которые вы можете использовать и дальше.

3. Фантазируйте и придумывайте.

а) Обеспечьте своему творческому воображению полную свободу и придумывайте невероятные сказочные истории и фантазируйте, как это делают дети.

б) Фантазируйте с приготовлением пищи для себя, своих детей.

Это можно сделать увлекательным занятием и в результате можно создавать кулинарные шедевры, которые пытаются сделать дети, играя с едой.

4. Играйте с детьми по их законам.

Не организовывайте детям взрослые игры. Предоставьте им возможность руководить игрой. Ваш творческий интеллект при этом вырастет.

5. Воспользуйтесь «детским набором» вопросов.

Дети часто спрашивают: «Где?», «Когда?», «Как?» и «Почему?». Ответы на эти вопросы создают связи и ассоциации, на которых строятся огромные карты познания мира. Задавайте себе такие вопросы, как можно чаще. Причем постарайтесь задавать себе один и тот же вопрос по пять раз, опираясь на последний ответ. Каждый раз отвечать будет все сложнее и понадобится больше воображения и творческого мышления.

6. Задумайтесь, кто является самыми творческими людьми.

Действительно – это дети, которые самые лучшие ученики, интересуются всем на свете, больше всех задают вопросов, самые упорные люди, самые активные, обладают самой большой восприимчивостью чувств, получают самое большое удовольствие от простых вещей, способны видеть все по-новому, составляют самые оригинальные ассоциации, используют оба полушария своего мозга, самые творческие люди.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.039 с.)