Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помните: способность генерировать идеи беспредельна.

Поиск

И не обращали ли вы внимание на свою бесконечную способность придумывать оправдание тому, что так и не засели за те журналы или книги, которые намеревались прочитать, или вооб­ще не приступили к каким-либо другим заданиям, которые собирались выполнить, но которые так и остались незавер­шенными?! Оглянитесь на свою жизнь и «отметьте» в свершенном вами все то, что является, по определению, творчеством. Чем глубже вы осознаете свои бесконечные творческие воз­можности, тем в большей степени ваш мозг естественным образом раскроет свои творческие шлюзы.

3. Быстрее рассматривайте соотношения вещей.

Ниже на рис. разбросано множество ключевых слов. Игра в беглость в данном случае заключается в том, чтобы случай­ным образом выбирать любое из них и составлять ассоциации

между ним и любым другим словом из оставшихся.

Для каждой пары попытайтесь придумать по крайней мере пять аналогий — чем необычнее, тем лучше! Если удаст­ся найти десять аналогий между любыми двумя словами, можно считать, вы справились с заданием чрезвычайно хоро­шо; если это пятнадцать аналогий, вы вошли в один процент мировых чемпионов, а если удастся найти свыше двадцати, вы продемонстрируете творческий гений в этой сфере!

 

Рис. Ключевые слова

 

Обогащайте свой словарь.

Увеличивая свой словарный запас всего лишь на одно слово в день, вы будете прибавлять более 360 новых слов каждый год! Это означает, что в вашей голове будет более 360 новых центров ассоциаций, дожидающихся любой воз­можности выдать идею и ухватиться за нее. Это увеличит как объем ваших идей, так и скорость их выдачи.

Упражнение на скорость составления художественных блоков.

Обратитесь к рекомендациям по развитию художественных возможностей и попытайтесь вновь выполнить упражнение на составление художественных блоков на этот раз учитывая необходи­мость поддерживать высокую скорость. Ведите хронометраж выполнения этого упражнения и раз в неделю выполняйте аналогичные упражнения, следа за тем, чтобы с каждым ра­зом время, которое требуется, чтобы «войти в форму», стано­вилось все меньше и меньше. Это упражнение чрезвычайно полезно для того, чтобы содержать творческие интеллекту­альные «мускулы» в прекрасной форме.

Индивидуальный «мозговой штурм».

Проводя «мозговой штурм» какой-либо проблемы, про­сто позволяйте идеям течь самим по себе. Вырабатывайте их как можно больше, как можно быстрее, воздерживаясь от каких-либо суждений относительно того, насколько они хо­роши или плохи, практичны или непрактичны, пока не за­кончите. Постоянное «редактирование» и самокритика во время выдачи идей являются весьма пагубной и, к сожалению, рас­пространенной привычкой — это идеальный способ подав­лять творчество!

Групповой «мозговой штурм».

Эта процедура идентична описанному выше индивидуаль­ному «мозговому штурму», за тем лишь исключением, что необходимо очень четко проследить, чтобы все остальные участники были готовы озвучивать любые идеи, приходящие им в голову, независимо от того, какими бы дикими они ни казались. Если кто-либо в группе начинает критиковать какие-ли­бо идеи, можете немедленно взять на себя творческое лидер­ство, сказав: «Это великолепная критика, но придержите ее, пожалуйста, до следующего этапа. Давайте продолжать гене­рировать идеи!»

8. Отдохните, чтобы повысить скорость!

Вновь задумайтесь над тем, какими вы были, когда вас посещали всплески творческих идей, неожиданные каскады прекрасных воспоминаний и озарения в решениях проблем. Вы были расслабленны и часто в одиночестве. Чтобы повысить свою творческую беглость, старайтесь почаще попадать в те самые ситуации, когда тело отдыхает, а мозг ускоряется и делает всю работу!

Держите под рукой чистые записные книжки для умственных карт.

Размещайте такие записные книжки в местах, где вас мо­гут посетить идеи, например возле постели, на столе, в авто­мобиле и т. д. Или следите за тем, чтобы блокнот всегда был при вас. Всякий раз, когда у вас произойдет «творческий взрыв», быстро делайте краткие записи в виде умственной карты. Вскоре вы поймете, что постоянное нали­чие у вас подобного блокнота будет поддерживать мозг в со­стоянии, способствующем генерированию творческих мыс­лей, точно так же, как наличие при себе завтрака вызывает желание перекусить!

Ставьте себе цели.

В традиционных сеансах «мозгового штурма» средний ин­дивидуум вырабатывает 7—10 творческих идей; в течение двух дней обычная группа—120.

Если поставить себе как индивидууму цель вырабатывать 20—40 идей и себе как группе — 200—400 идей, вы застави­те свой мозг предлагать идеи чаще обычного. Как вы уже знаете, чем больше идей вы выработаете, тем выше вероят­ность, что вы найдете самородок!

 

Рекомендации по развитию гибкости и оригинальности

 

Гибкость творческого мышления во многом схожа с гиб­костью физической. Это означает, что ваш мозг способен плавно и без усилий продвигаться во всех направлениях и под любым углом. Под творческой оригинальностью мышления понимается, насколько отлично оно от других, насколько уникально и необычно. Обдумывая понятие «оригинальности», стоит обратиться к слову «эксцентричность». Что в действительности оно оз­начает? «Экс» — далекий от, «центр» — центра. Так что эксцентричная личность — просто человек, который «далек от центра», то есть «ненормален». В творческом мышлении «быть ненормальным» — самое главное!

Как можно этого достичь?

Существуют три основных способа.

1. Рассматривать все с различных точек зрения.

Нормальный человек зачастую видит все лишь с одной точки зрения — своей собственной. Творческий гений может рассматривать вещи с бесконечного числа точек зрения и под самым разным углом. Эта способность является необхо­димым качеством гения в столь широко и глубоко различаю­щихся сферах, как поэзия, театральное искусство, образование и лидерство. Эту мысль можно проиллюстрировать не­сколькими прекрасными примерами.

Исторический пример. Джоди Фостер

Джоди Фостер всю свою жизнь была актрисой — про­фессия, самое главное в которой—уметь становиться на место других людей. Во время участия в съемках ее пер­вого телевизионного рекламного ролика Джоди исполни­лось всего три года, а в возрасте четырнадцати лет она уже была удостоена своего первого Оскара за роль в «Водителе такси». За последние 30 лет Джоди сыграла поч­ти 50 ролей. Наиболее запоминающимися были роль жертвы в фильме «Обвиняемый» и роль специального агента Стерлинга в «Молчании ягнят».

Фостер осмысливала себя не только во множестве раз­личных персонажей. В 90-е годы она сменила свое виде­ние, встав по другую сторону кинокамеры, чтобы зани­маться режиссурой и быть продюсером собственных фильмов, заслуживших шумную похвалу критиков. Кроме того, она смотрела на жизнь еще и с точки зрения выпуск­ницы Йеля, матери и проницательной деловой женщины.

 

 

Исторический пример. Мария Монтессори

В конце XVIII — начале XIX века удивительную молодую женщину из Италии, Марию Монтессори, буквально осе­нило. Мария и без того уже отличилась тем, что стала первой в Италии женщиной, получившей медицинский диплом (это случилось всего чуть более ста лет назад). Марию особенно интересовали дети, и именно во вре­мя посещений детских садов и начальных школ она поня­ла то, что в результате ее усилий впоследствии измени­ло взгляды на образование самых маленьких детей. Она осознала, что все в школах построено и преподает­ся с точки зрения взрослых: столы и стулья слишком большие, грубые и тяжелые; порядок жесткий, правила поведения — армейские! Краски либо отсутствовали, ли­бо были строго официальными; природа никак не прояв­лялась; молчание было правилом; задавать вопросы за­прещалось; чтение, письмо и арифметика были основны­ми преподаваемыми предметами, а творчество вообще отсутствовало!

Мария поставила себя на место 4—5-летних детей и со­здала для них новую вселенную. В школах Монтессори столы, стулья и парты делались для маленьких детей; классы были яркими и приятными, предметы в них имели различную текстуру и запахи; частью классной комнаты стали растения, аквариумы и домашние животные; движение поощрялось; вопросы приветствова­лись; юному творческому уму предоставлялись все воз­можности исследовать, выражать и развивать себя. За счет того, что один человек посмотрел на мир с дру­гой точки зрения, вся система мирового образования на­чала трансформироваться.

Исторический пример. Александр Македонский

Александр Македонский, бесконечное творчество кото­рого в области военной стратегии и тактики обеспечило ему титул величайшего военачальника и лидера всех вре­мен и народов, обладал даром видения с самых разных точек зрения, причем не только с точек зрения других людей, но и с точек зрения животных. Александру привели огромного жеребца Буцефала. Ни­кому до сих пор не удавалось оседлать и прокатиться на этом животном, и все гадали, удастся ли, в конце концов, Великому Александру, усмирить коня.

Удалось!

В отличие от других, пытавшихся применять к нему гру­бую силу, Александр попробовал встать на его место. Он понял, что Буцефал боялся лишь одного — своей собст­венной тени. Поэтому Александр взял коня под уздцы и повернул его мордой к солнцу. Когда тень исчезла и Буце­фал успокоился, Александру удалось взобраться на него и «укротить».

Исторический пример. Мартин Лютер Кинг

Великий лидер борьбы за гражданские права черноко­жих в 50-60-е годы XX века неустанно боролся за соци­альную справедливость и отмену расовой дискриминации и сегрегации в Америке, Его харизматическое лидерство и вдохновенные речи поднимали на борьбу десятки тысяч людей в Америке и во всем мире, призывали участво­вать в ненасильственных акциях, чтобы пробудить правя­щие круги.

Кинг убеждал рассматривать вещи с точки зрения дру­гого человека: с точки зрения чернокожих безработных, пытающихся искать работу на тех же условиях, что и бе­лые; с точки зрения бедных белых рабочих/думающих, как прокормить свои семьи; с точки зрения президентов и политиков, пытающихся угодить различным слоям из­бирателей. Именно благодаря своей способности пони­мать точки зрения и проблемы других людей он сумел до­стичь столь многого.

Находите новые взаимосвязи.

Кроме умения видеть все с различных точек зрения, вели­кие создатели были способны разглядеть взаимосвязи так, как до них этого не мог сделать никто. И вновь поясним мысль несколькими примерами.

Исторический пример. Исаак Ньютон

Всем известно, что на открытие закона всемирного тя­готения Исаака Ньютона вдохновило яблоко, упавшее ему на голову. Этот общеизвестный миф не вполне точен. В действительности все происходило куда интереснее. Как рассказывал сам Ньютон, эта теория впервые по­явилась в его голове, когда он увидел падающее (но не ему на голову!) яблоко в то самое время когда смотрел на ви­севшую в небе Луну. При этом у Ньютона в голове родились простые детские вопросы: «Почему упало яблоко?» и, что еще более важ­но, «Почему не падает Луна?», «Применима ли та же за­кономерность, что заставляет яблоко падать, и к Луне?»

Именно исследование данных вопросов в их взаимо­связи послужило искрой, из которой возгорелось творче­ское мышление Ньютона, приведшее его к разработке те­ории, и сейчас являющейся основанием современной на­уки и техники.

Исторический пример. Грегор Мендель

Австрийский монах и ботаник XIX века много времени проводил в монастырском саду, мечтая и рассматривая прекрасные и разнообразные краски цветков душистого горошка, как вдруг ему стала очевидной экстраординар­ная связь: он заметил, что внешний вид различных цвет­ков зависит от вполне определенных вещей и соответст­вует простой математической прогрессии. На основе столь простой и блестящей «взаимосвязи» Мендель сумел открыть законы наследственности (поче­му и с какой вероятностью глаза у вас будут голубыми или карими и т. д.). В конце концов все это вызвало развитие генной инженерии, индустрии, оборот которой сейчас со­ставляет много миллиардов долларов.

Исторический пример. Леонардо да Винчи

Нахождение новых сочетаний было одной из сильных сторон творческого гения Леонардо. Одним из особенно интересных наблюдений оказалось его замечание отно­сительно того, что когда листья осенью падают на землю, они образуют полосы слоев. Более старые, сильнее под­гнившие листья образуют более темные слои, а более свежие, недавно упавшие, образуют слои посветлее. Леонардо связал это наблюдение с наличием в геоло­гических обнажениях и на склонах гор слоев различного цвета. И вскоре была разработана одна из базовых кон­цепций геологии!

Все наоборот.

Еще одним интересным способом находить новые комби­нации является творческий прием обращения. При обраще­нии вы просто берете нечто уже существующее и рассматри­ваете его противоположность. Вскоре выясняется, что это приводит к экстраординарно полезным и уникальным ре­зультатам.

Исторический пример. Мохаммед Али

Многие считают Мохаммеда Али величайшим спортс­меном XX века. Он применил технику обращения в Твор­ческом Мышлении себе на пользу. Все говорят, будто тяжеловесные люди не могут танце­вать, — а он танцевал! Все говорят, что когда боксируете, всегда нужно держать свои руки вверху, — а Али опускал их! Все говорят, будто крупные люди не могут быть быст­рыми, — а Али стал самым быстрым из всех боксеров! Именно способность Али осуществлять обращение тра­диционного мышления дала ему возможность поднять свое спортивное мастерство на совершенно новый уровень.

Нечто подобное однажды совершил еще один знаменитый атлет.

Исторический пример. Дик Фосбери

В 60-е годы XX века молодого американского атлета, прыгуна в высоту Дика Фосбери обучили прыгать как всех, «ныряя» над планкой грудью вниз. Фосбери задал себе обратный вопрос: «А что, если я прыгну спиной к планке?» В результате выяснилось, что он способен прыгнуть вы­ше! Уже самим актом обращения мышления Фосбери не только открыл совершенно новую технику прыжка; он навсегда трансформировал свой вид спорта; его имя было увековечено в названии революционно новой техники прыжка «фосбери-флоп».

Исторический пример. Микеланджело

Микеланджело, являющийся, по-видимому, величай­шим из скульпторов, также практиковал обратное мыш­ление. Хотя большинство скульпторов и учителей скульп­туры думали (а часто и сейчас считают), будто целью скульптора является придать форму куску мрамора, Ми­келанджело придерживался противоположного. Он счи­тал, что идеальная форма уже содержится в камне. В его задачу входило отбить лишнее и освободить уже сущест­вующую форму из каменной тюрьмы!

Обратившись к подобному приему. Микеланджело сде­лал свою задачу концептуально гораздо проще: вместо того чтобы навязывать свою волю непокорному камню, он стал просто слугой образа, откалывающим ненужное, чтобы обнажить красоту, скрытую под поверхностью.

Теперь, обучаясь видеть вещи с различных точек зрения, устанавливая новые связи, а также обращая мышление, вы начнете все глубже осознавать, что можете рождать удиви­тельные новые идеи. Когда вы начнете поступать подобным образом, станет очевидно, что вы станете более необычными, неординарны­ми, оригинальными и уникальными. Вы станете человеком, которого другие, будут называть особой, творческой и даже гениальной личностью!

Теперь перейдём к рекомендациям

1. Прислушивайтесь!

Когда человек что-нибудь объясняет или пытается пред­ставить свою точку зрения в споре, не только слушайте, что он говорит, но и прислушивайтесь к нему, стараясь понять, каков он и что стоит за его словами. Старайтесь увидеть все с той точки зрения, которую он пытается разъяснить.

Со временем вы станете более хорошим слушателем, ин­тересным и заинтересованным человеком, достойным дове­рия другом и личностью, с которой хорошо и комфортно. В то же время вы и лучше запомните сказанное, и разовьете свою способность видеть вещи со многих точек зрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.86 (0.009 с.)