Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 3.31. Ведущий дискуссии

Поиск

Цели:

-освоить активный стиль общения и развитьв группе отношения творческого партнерства;

-потренироваться в умении вести спонтанную бе­седу, играть образ, заданный условиями игры;

- совершенствовать лидерские умения управлять группой;

- поупражняться в риторике - науке убеждать.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: доска/флип-чарт и маркеры для записи обсуждения, записки с указанием скрытых ролей: "Ведущий дискуссии", "Спорщик", "Скептик", "Единомышленник","Философ", "Дипломат", "Альтерна­тивный лидер", "Равнодушный".

Время: 30-60 минут.

Ход игры

Руководить собранием, обсуждением, дискуссией особое искусство. От руководителя в этой роли требу­ется немало умений:

- быть доброжелательным и тактичным по отно­шению к аудитории;

-владеть аудиторией, вниманием слушателей; ограничивать активность крикунов, вовлекать в обсуждение пассивных;

-четко формулировать вопросы и умело резюмировать этапы обсуждения темы.

В данной ролевой игре участники группы смогут проверить на практике свои умения и навыки веде­ния публичной дискуссии. Группе раздают записки. Разворачивая их так, чтобы никто не видел написан­ного, каждый участник тренинга поймет, какую роль ему предстоит сыграть в предстоящей дискуссии. За­тем определяют тему, которая по-настоящему зани­мает всех присутствующих. После краткого обсужде­ния, связанного с определением темы дискуссии, принятый большинством вариант записывается на доске или флип-чарте. Только теперь ведущий тре­нинга просит ведущего дискуссии обнаружить себя. (Вся полнота власти с этой минуты переходит к то­му, кто в своей записке обнаружил роль ведущего дискуссии.)

Объявляется трехминутный перерыв, необходи­мый для подготовки класса, расстановки стульев. Все игроки собираются с мыслями по поводу из­бранной для обсуждения темы и в связи с получен­ной ролью. Дискуссия продолжается 15-20 минут. Затем груп­па переходит к обсуждению игры.

Завершение

Обсуждение строится на нескольких уровнях.

Первый уровень: все высказываются по поводу того, насколько группе, каждому из выступавших удалось раскрыть тему обсуждения.

Второй уровень: самопрезентация и самооценка участников, которым достались конкретные роли-образы. Группа пробует самостоятельно определить, кто был "спорщиком", кто "альтернативным лидером", а кто "занудой". Затем игроки "открывают свои карты" и объявляют о полученных ролях. Они анализи­руют свое поведение, стиль игры. Получилась ли у них роль? В какой момент дискуссия заставляла их увлечься и забыть о предложенной роли?

Третий уровень - самоанализ и обсуждение груп­пой роли ведущего дискуссии. Что получилось, а что - нет? Владел ли он аудиторией? Удалось ли раскачать пассивных слушателей и обнародовать мне­ние меньшинства? В чем вы видите промахи ведущего, а в чем - его несомненный успех? Соответст­вовали ли друг другу "язык тела" ведущего и содер­жание его речи? Поддерживался ли контакт глаз с аудиторией, какие подбадривающие знаки, стимули­рующие выражение собственного мнения слушателямииспользовал ведущий?

Упражнение 3.32. Личный багаж

Цели:

- развить способности составления психологического портрета человека;

-освоить активный стиль общения и развить в группе отношения творческого содружества, открытости и партнерства; - помочь членам группы разобраться в себе, преодолеть внутренние барьеры, неуверенность, скованность.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: бумага для записи вещей, входящих личный багаж участников, и ручки.

Время: в зависимости от количества участников.

Ход упражнения

- Группа уже немало времени провела вместе, познакомились, узнали друг друга. Сейчас мы попробуем определить, насколько хорошо вы стали понимать товарищей, их личные качества. Представьте, что вскоре вам предстоит расстаться, и каждый готовит в дорогу свой рюкзак. Это его личный багаж. Мы будем собирать рюкзак вместе. Что положит в рюкзак товарища группа? При этом договоримся. класть в него не вещи, а личные качества товарища! Поровну: те, которые мы в нем полюбили, и те, которые, как нам кажется, могут ему в жизни помешать.

Есть у этой игры еще несколько правил.

Первое: мы кладем в рюкзак только те качества, свидетелями проявления которых мы стали во время совместной работы.

Второе: мы не можем положить в рюкзак качества характера, за которые не проголосовала вся груп­па. Даже один человек из вас обладает правом вето. Группе придется переубедить его, иначе спорное качество так и не попадет в личный багаж вашего товарища.

Примечание: для каждого участника, которому группа помогла собрать личный багаж, составляем итоговый список, указываем дату и ставим подписи членов группы. Этот лист торжественно вручаем каждому собранному нами в дорогу игроку.

Завершение:

-Что вам понравилось в игре?

-Что заставило задуматься над тем, как воспри­нимает вас группа? Какие вещи, данные вам в доро­гу группой, явились для вас неожиданностью?

Согласны ли вы с тем багажом, которым группа снарядила вас? Может быть, вы не готовы или не хотите прислушаться к мнению группы? Какие из составляющих багажа вы хотели бы все же оста­вить?

Упражнение 3.33. Лото

Цели:

- через постановку творческой задачи возбудить взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных функций;

- развить способность видеть проблему в многообразии подходов;

- способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей творческой задачи;

- снять излишнюю зависимость в ориентации н. привычные идеи и мнения других, дать пример: плюралистического подхода к решению творчес­кой групповой задачи.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: флип-чарт или листы ватмана, маркеры, самоклеющиеся листки бумаги или листки с булав­ками/кусочками клейкой ленты, кнопки.

Время: 30-60 минут.

Ход упражнения

Ведущий заранее готовит крупноформатный лист на демонстрационной

доске: расчерчивает его на 6-8 больших ячеек, в каждой из которых записывается определенная тема. Участники встречи получают ма­ленькие листки бумаги с самоклеющимся краем (ес­ли таких листков нет под рукой, возьмите обычные, их можно будет прикреплять с помощью клейкой ленты).

Каждый из участников получает 5-10 минут на размышление по поводу обозначенных на доске тем и выбирает ту, которая наиболее близка ему. На ли­сточке записывается круг дилемм, связанных с выбранной проблемой, могут присутствовать и какие-то оценки, чувства и т.д. Затем заполненный личный листок приклеивается в соответствующий квадрат. В итоге наша огромная карточка "Лото" заполнена личными карточками участников. Сектор с темой, в которых подобных карточек больше всего, становится лидером, а тема, естественно, определяется как тема встречи. Личные карточки, вклеенные в дан­ный квадрат, - это прекрасный материал для начала работы.

Вот один из примеров.

Один из больших квадратов на расчерченной нами доске заявлял тему "Охрана окружающей среды". После работы в этот квадрат оказались вклеенными листки участников со следующими запися­ми:

- "Есть ли у "маленького человека" хоть какая-то возможностъ противостоять загрязнению природы промышленными отходами?!"

-"Почему уборка двора вокруг дома должна быть моей заботой, ане предметом беспокойства муниципалитета, которому мы платим налоги?"

-"Что важнее для города - зеленая окраина для субботнего отдыха и пикников или же строительство здесь, на сравнительно недорогой земле дешевого

социального жилья?"

- "Надоел треп об охране природы. От кого ее охранятъ - от человека? Ха-ха-ха!"

- "Вместо того чтобы отпускать деньги на "экологическую промывку мозгов" населению не лучше ли тому же самому населению помочь? Или у нас уже

нет нуждающихся?"

Среди тем, которые можно выставить на обсужде­ние, можно предложить такие:

- Добро должно быть с кулаками?

- Деньги ради жизни или жизнь ради денег?

- Мой последний герой - это…

- Вечна ли проблема отцов и детей?

- Лучше быть первым среди средних или последним в ряду лучших?

-Всегда ли партнерство - залог успеха?

- Заменит ли компьютер человека?

- Что значит быть вполне хорошим?

Упражнение 3.34. Шесть шляп[47]

Цели:

- научить пользоваться моделями мышления как инструментом эффективной творческой деятель­ности;

- освоить метод Э.де Боно как инструмент дляпреодоления явлений неадекватности, путаницы и излишней эмоциональности в процессе мыш­ления;

- развить способность видеть проблему в многооб­разии подходов, быть гибким и успешным в по­пытке использовать все шесть шляп мышления.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: шесть шляп разного цвета или обычных шляп, на которых повязаны платки красного, желтого, черного, зеленого, белого и синего цветов.

Время: 40-60 минут.

Ход упражнения

Эвард де Боно — один из мировых лидеров в развитии и популяризации различных моделей творческого мышления - придумал метод шести шляп[]. Метод помогает справиться с тремя проблемами, с которыми мы сталкиваемся при мышлении:

- «Я не знаком с проблемой и не знаю, с какого конца за нее взяться» - ощущение неадекватности.

- «Я не могу удержать в уме все варианты. Путаница фактов, подробностей, деталей делает меня беспомощным охватить это многообразие».

- «Я слишком эмоционально погружен в проблему. Мои чувства, интуиция, стереотипы не позволяют очистить проблему от субъективности».

Э. де Боно утверждает, что в процессе мышления мы одновременно решаем множество задач, пытаясь быть объективными, конструктивными, эффективными. В цветной печати основные цвета по отдельности наносятся на лист, и лишь их смешение дает эффект цветной печати. "Шесть шляп" позволяют каждый раз использовать отдельный аспект мышления, который, дополняя пять остальных, позволяет нам видеть объемную целостную картину.

По методу Боно за каждым типом мышления закреплена определенного цвета шляпа.

Красная шляпа - эмоции, интуиция, чувства, предрассудки. Что я чувствую в этой связи? Какие чувства обуревают меня, когда я вижу/думаю/делаю это?

Черная шляпа - скепсис, критический настрой, сомнение в правоте и правильности, осторожность. Где и в чем я могу ошибиться? Что стоит на пути успеха? А если дело не выгорит?

Желтая шляпа - оптимизм, вера в успех, поиск преимуществ. Почему все должно получиться о'кей? Что помогает мне принять эту ситуацию, идею? Почему проект кажется мне перспективным?

Зеленая шляпа - творчество, спонтанность, поиск альтернативных решений, генерация новых подходов, творческий риск.

Белая шляпа - факты и только факты! Какая объективная информация существует? Результаты анализов. Цифры, сводки, графики.

Синяя шляпа — системное мышление, организация творческого процесса, составление программы обдумывания проблемы, проверка и анализ результатов и перспективное планирование с учетом полученных итогов.

Шляпы - это отнюдь не способ разделения людей по цветам - типам их мышления. Это возможность осознания, в какой шляпе я нахожусь сейчас, как я мыслю. Метафорическая формализация образа мыс­ли позволяют нам с большей легкостью отделаться от той или иной шляпы - сменить ее! Менять шля­пы так же естественно, как менять социальные ро­ли. Смена шляп - свидетельство нашей адекватности ситуации, уместности. Переключение мышления с одного способа оценки ситуации на другой - это тренировка «творческой мышцы», возможность использовать весь спектр анализа и восприятия ситуа­ции, проблемы, идеи.

В ходе тренинга можно поработать с идеей Э. де Боно следующим образом.

1.Рассказываем участникам об идее шести шляп мышления.

2. Просим каждого из участников представиться и попытаться определить, в какой шляпе он склонен находиться большую часть времени?

3. Используя (буквально — надевая на себя при произнесении определенного рода сентенций!) жел­тую, черную и красную шляпы, проанализировать, в чем преимущества и возможные недостатки такой привязанности к определенному способу мышления.

4.Наденьте, пожалуйста, белую шляпу и в ней оцените успешность предыдущего этапа упражнения, эффективность, логичность и внятность своей пози­ции при обсуждении.

5.Примерьте шляпу зеленого цвета, чтобы в ней об­судить предложения о том, насколько метод Э. де Боно может быть полезен для вас в повседневной жизни.

6. Идеи, возможные действия, перспективы разви­тия метода. Подведение итогов пяти предыдущих этапов проводим в синей шляпе. Чего достигли? Как воспринимаем себя и группу?

 

РАЗДЕЛ 7.РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема 1. Рекомендации по развитию креативного мышления

Рекомендации Папалье Д. и Оулдса С. [13,50]

В своей книге Папалья и Оулдс предлагают несколько советов по развитию креативного мышления.

*Сознательно стараться проявлять оригинальность и выдвигать новые, нешаблонные идеи.

* Не беспокоится о том, что о нас думают и говорят окружающие.

*Стараться мыслить, широко, не застревая в переживаниях, по поводу куль­турных традиций, расовых половых я иных предрассудков.

*Ошибка при первой попытке решить проблему должна привести к поиску дополнительных вариантов и новых путей решения задачи.

* Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.

* Ищите объяснения странным и непо­нятным явлениям, с которыми вы сталкиваетесь в жизни.

*Ломайте представления о привычных функциях вещей, ищите необычные способы применения известных вещей и знаний.

*Откажитесь от привычных методов деятельности и пробуйте искать новые, нетипичные подходы.

*Чтобы выдать на-гора как можно больше идей, используйте «мозговой штурм».

*Старайтесь быть объективными при оценке своих идей. Взгляните на них со стороны, будто они принадлежат не вам, а другому!

Рекомендации Хоффа Р. «Как подготовится к презентации и как её провести»

"... Золотой совет для вашего следующе­го выступления: "Не давайте мячу упасть!" Всякое выступление в большей степени превращается в зрелище. Публика воспринимает все глазами - и вам, выступающему, тоже будет полезно мыслить зрительными образами. Если воображаемая картинка поможет вам удержать в памяти какую-нибудь мысль или понятие, воспользуйтесь этим! Пусть она какая-то странная или даже глуповатая - тем легче вам будет ее запом­нить. Кроме того, она предназначена только для вас. Вот вам одна такая картинка - это настоящий золотой самородок, она поможет ним наглядно представить себе свое будущее выступление. Она немного необычна, но в ней есть смысл, и она может пригодиться вам, когда вы выйдете на трибуну. Представьте себе, что ваше выступление — это большой легкий надувной мяч, которому нельзя дать упасть на землю. Главная ваша забота - чтобы он держался в воздухе. Под­кидывайте его вверх, жонглируйте им, мо­жете даже иногда ловко отбивать его голо­вой. Время от времени бросайте его кому-нибудь из публики. Пусть мяч летает взад и вперед, пусть в этом участвуют все, но он должен всегда возвращаться к вам - потому что это вы не даете ему упасть на землю...

В ходе любого вашего выступления про­исходят две вещи:

1.Выступающий принимает на себя не­кое обязательство перед публикой. Он стара­ется доказать нечто такое, что должно полу­чить поддержку слушателей и вылиться в некое действие.

2. Слушатели оценивают это обязательст­во. "Есть в этом смысл?", "Точны ли эти факты?", "Внушает ли мне доверие этот че­ловек?" И если выступающий справился со своей задачей, слушатель должен развести руками и сказать: "Ну да, я вас понял. Я со­гласен. Я готов попробовать."

Выступление - это обещание выступающе­го, помочь слушателям что-то сделать. В то же время на протяжении всего выступления слушатели оценивают способность выступа­ющего убедить их, выполнив тем самым свое обещание. А потом публика, разумеется, выносит приговор. Точь-в-точь как в суде. "Я намерен сделать то-то, - говорит выступающий. Я обещаю то-то". "Посмотрим, как тебе это удастся", - говорит публика.

Неужели все так просто? На самом деле все еще проще, потому что есть одна вещь, которая может служить выступающему подсказкой. Выступающий может постоянно следить за тем, как идет его выступление, -для этого ему достаточно смотреть, как реа­гируют слушатели. Мы называем это язы­ком телодвижений.

... "Я не могу без вас. Вы не можете без меня". Нет, это не страстный шепот влюб­ленного. Это суть взаимоотношений, кото­рые должны установиться между выступаю­щим и его слушателями. Чтобы понять динамику выступления, важно помнить, что это скорее сотрудничество, чем пассивное зрелище; скорее объединение, чем противо­стояние; скорее сближение, чем отталкива­ние. Вся суть здесь - во взаимной потреб­ности. Если ее нет, выступать не имеет смысла".

Рекомендации Гарратта Т. «Исследование невербальной коммуникации.» [16]

«Использование невербальной коммуникации

* Помните правило: 55% — язык тела, 38% - голос (тон, тембр, интонация и т.д.), 7% - слова.

* Переходите от языка тела к невербаль­ной коммуникации.

* Осознавайте невербальную коммуника­цию окружающих.

* Следите за собственной невербальной коммуникацией:

- улыбайтесь глазами;

- используйте открытую позу;

- следите за тем, чтобы ваш взгляд вы­ражал заинтересованность;

- стойте прямо, лицом к собеседнику;

- используете открытые, а не указываю­щие жесты.»

Тема 2.Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций

Технология Уход

Характеристика - нежелание сотруд­ничать, застенчивость.

Цель - воздержаться от конфликта.

Точка зрения - я не хочу говорить об этом.

Индивидуальное чувство удовлетворен­ности - проигрыш/проигрыш: ни одна из сторон не получает удовлетворения.

Удовлетворенность отношениями от­сутствует, конфликт не разрешен.

Какое влияние оказывает на отноше­ния - препятствует гармоничным отно­шениям: приводит к нагнетанию ситуа­ции и обвинениям.

Когда нужно применять - возможен только временный выход из ситуации или когда вопрос не имеет большого зна­чения.

Технология Приспособление

Характеристика - сотрудничество, за­стенчивость.

Цель - не расстраивать человека.

Точка зрения - не так важно, чтобы все было по-моему. Важнее сохранить мир.

Индивидуальное чувство удовлетворен­ности - проигрыш/выигрыш: противопо­ложная сторона получает удовлетворе­ние.

Удовлетворенность отношениями от­сутствует: ни одна из сторон не доволь­на процессом.

Какое влияние оказывает на отноше­ния — причиняет вред отношениям, потому что один человек получает преимущество.

Когда нужно применять - для получе­ния социального уважения или когда во­прос не имеет большого значения.

Технология Принуждение

Характеристика — нежелание сотрудни­чать, самоуверенность.

Цель - настоять на своем.

Точка зрения - я добьюсь своего, неза­висимо от того, что мне придется сделать.

Индивидуальное чувство удовлетворен­ности - выигрыш/проигрыш: одна из сто­рон (принуждающий) получает удовлетво­рение.

Удовлетворенность отношениями отсут­ствует: физическое и психологическое страдание проигравшего.

Какое влияние оказывает на отноше­ния - причиняет вред отношениям, пото­му что один человек оказывается запуган.

Когда нужно применять — в неотлож­ных ситуациях; когда это главный вопрос благополучия одного или многих людей: если кто-то вас использует в своих инте­ресах.

Технология Компромисс

Характеристика - частичное желание сотрудничать.

Цель - получить частичное удовлетво­рение.

Точка зрения - мои требования будут частично удовлетворены, и я в определен­ной мере учту интересы другого человека.

Индивидуальное чувство удовлетворен­ности — проигрыш/проигрыш или выигрыш/выигрыш: ни одна из сторон не по­лучает полного удовлетворения.

Удовлетворенность отношениями — ней­тральная или положительная: обе сторо­ны получили по крайней мере частичное удовлетворение.

Какое влияние оказывает на отноше­ния - может помочь или причинить боль, так как удовлетворение достигнуто в ре­зультате компромисса.

Когда нужно применять - вопрос не очень важен, когда времени не хватает или когда другие способы решения не эф­фективны.

Технология Сотрудничество

Характеристика - взаимодействие, на­стойчивость.

Цель - совместно разрешить проблему.

Точка зрения - давай обсудим и най­дем общее решение для обоих.

Индивидуальное чувство удовлетворен­ности - выигрыш/выигрыш: обе стороны удовлетворены процессом.

Удовлетворенность отношениями — по­зитивная: отношения укрепляются, пото­му что партнеры приобретают взаимные выгоды.

Какое влияние оказывает на отноше­ния - укрепляет отношения, потому что выслушаны обе стороны.

Когда нужно применять - всегда".

Тема 3.Рекомендации по развитию ассертивности [42]

Бишоп С. Тренинг ассертивности.

"Предоставление обратной связи Установление контакта»

Не разражайтесь шквалом критических замечаний. Вначале необходимо провести небольшую вводную беседу.

Позитив+негатив

Большинство людей откликаются на по­хвалу, признание и поощрение. Если вы сможете предварить негативную обратную связь каким-либо положительным замеча­нием об адресате вашей критики или о ваших отношениях, ваша негативная ин­формация с большей вероятностью будет воспринята адекватно.

Нелицеприятная и проблематичная критика

Бывает очень неудобно предоставлять об­ратную связь по поводу чьих-либо личных привычек или личной гигиены. Просмот­рите еще раз пункты, описанные выше. Давать обратную связь в таком случае не­обходимо по существу, на языке фактов, но в то же время учитывая чувства дру­гого человека. Любезно, но недвусмыслен­но выскажите критическое замечание; смените тему разговора, чтобы вы оба мог­ли закончить беседу на дружеской ноте.

Говорите по существу

Избегайте обобщений и неконкретных замечаний, таких как: "Вы не сделали это на хорошем уровне". Лучше прямо ска­зать человеку, что он сделал неэффектив­но. Избегайте критиковать то, с чем чело­век ничего не в силах сделать в силу сво­их очевидных мотивов или недостатков. Ваша обратная связь должна касаться лишь той части поведения, которую чело­век может изменить.

Отмечайте детали

Детализированная обратная связь остав­ляет больше возможностей для понимания.

Сочувствуйте

Иногда полезно дать другому человеку понять, что вы можете разделять его взгля­ды. "Я понимаю, что мои слова могут разо­чаровать вас, но я не могу рекомендовать вас на повышение, потому что..."

Сохраняйте спокойствие

Не позволяйте другому человеку увидеть, что вас беспокоит необходимость предостав­лять обратную связь. Используйте техники расслабления, не допускайте колебаний го­лоса, помните о контактах глаз и языке те­ла, не позволяйте себе злиться и поддавать­ся приступам застенчивости.

Придерживайтесь темы

Не позволяйте себе отклоняться в сторо­ну. Не поднимайте вопросов, не касающих­ся темы вашего разговора.

Оставляйте другому человеку свободу вы­бора

Каждый человек имеет право принять или отвергнуть обратную связь, право самому оценивать свое поведение и право защищать свои права. Решение следовать вашим сове­там или не следовать им принимаете не вы.

Не требуйте изменений

Вы не должны навязывать другому чело­веку свои мнения, установки или убежде­ния. Грамотная, конструктивная обратная связь предоставляет людям новую инфор­мацию о них самих. Если они захотят, они могут принять ее к сведению и в дальней­шем действовать в соответствии с ней.

Используйте Я-высказывания

Ответственность за обратную связь при­нимайте на себя. Избегайте высказываний

типа "Вы...", "У вас...", "Вам свойствен­но...". Начинайте фразы с: "Я думаю...", "На мой взгляд...".

Сосредоточьтесь на поведении

Целью критики должно стать поведение человека, а не он сам. Например: "Когда ты сказал..., мне стало очень обидно", а не "Ты нечувствительный...".

Понимание

Следите за тем, правильно ли вас пони­мает собеседник.

Стереотипы

Избегайте таких утверждений, как "Я был готов услышать такое от женщи­ны" или "Ты ведешь себя, как избалован­ный ребенок".

Изменения

Отдавайте себе отчет в том, что после вашей обратной связи ничего может и не измениться. Также помните о том, что из­менения могут произойти. Как бы профес­сионально вы ни излагали критические за­мечания, всегда остается возможность то­го, что ваш собеседник почувствует боль или раздражение, и в результате этого из­менятся ваши отношения. Вам необходи­мо взвешивать все "за" и "против", свя­занные с отказом от предоставления об­ратной связи".

Тема 4. Рекомендации по развитию творческого интеллекта

Рекомендации по экспресс-оценки наличия творческих способностей [4]

Инструкция. Чтобы узнать, насколько творческий вы человек, ответьте на следующие вопросы:

1. Вы мечтаете? ДА / НЕТ

2. Планируете меню и приготовление пищи для себя, сво­ей семьи или друзей? ДА / НЕТ

3. Вы смешиваете и подбираете цвета, ткани и аксессуары, когда покупаете одежду, для того чтобы создать свой собственный стиль? ДА/НЕТ

4. Вам нравится множество различных стилей музыки? ДА/НЕТ

5. Вспоминаете ли вы с удовольствием наиболее яркие моменты своей жизни, время,

проведенное с друзьями, пре красные спортивные моменты, интересный отпуск, три­умфы или провалы, которые вам пришлось пережить в своей жизни? ДА / НЕТ

6. Много ли вопросов вы задавали, когда были ребенком? ДА/НЕТ

7. Продолжаете ли вы задавать множество вопросов? ДА/НЕТ

8.Удивляетесь ли вы иногда сложности и красоте предме­тов и не хочется ли вам выяснить, как они работают, из чего сделаны и как попали в вашу жизнь? ДА / НЕТ

9. Бывают ли у вас сексуальные фантазии? ДА / НЕТ

10.Есть ли в вашем доме газеты, журналы или книги, кото­рые вы дали себе обещание прочитать, но на которые у вас до сих пор не нашлось времени? ДА / НЕТ

11. Есть ли какие-либо другие вещи в вашей жизни, которые вы обещали себе выполнить, но до сих пор не собра­лись? ДА /НЕТ

12.Волнуют ли вас превосходные музыкальные, театраль­ные и художественные произведения, а также достиже­ния в области спорта? ДА / НЕТ

13. Вы согласились бы, если бы вдруг можно было взмахнуть вол­шебной палочкой и:

■ сделать вас изящным, гибким, превосходным танцо­ром, способным выполнить любое танцевальное па? ДА/НЕТ

■ дать вам голос, столь же прекрасный, как у ваших лю­бимых певцов, чтобы вы могли спеть любую песню к собственной радости и к удовольствию и удивлению других людей? ДА / НЕТ

■ сделать вас художником, способным быстро рисовать карикатуры, наброски, пейзажи и портреты и умеющим настолько хорошо лепить, что сам Микеланджело мог бы счесть вас своим достойным учеником? ДА / НЕТ

■ сделать вас великолепным рассказчиком и шутником, способным завораживать, восхищать и смешить людей? ДА/НЕТ

14. Вы живы?! ДА/НЕТ

Если вы ответили «ДА» более чем на половину этих во­просов, вы, несомненно, творческий человек!

Ответ на последний вопрос может показаться довольно очевидным, но за ним кроется глубокая истина. Каждый день жизни вашему удиви­тельному мозгу приходится рождать десятки тысяч мыслей, действий и принимать множество решений по проблемам, не справившись с которыми вам пришлось бы попросту за­вершить свое бренное существование в этом мире. Уже тот факт, что вы живы, доказывает наличие у вас чрезвычайно богатого творческого потенциала.

Все, что необходимо для развития и освобождения этого гигантского Творческого Интеллекта,— понимать, как он работает и как его совершенствовать. Именно об этом и по­вествует данная глава.

 

 

Рекомендации по развитию полнополушарного мышления.

1.Используйте навыки полнополушарного владения мозгом для исследования своей жизни.

Проверьте, какую часть своих левополушарных навыков вы обычно используете и развиваете. А теперь проделайте то же самое со своими правополушарными навыками. Обра­тите внимание на любые навыки обоих полушарий, которыми вы пренебрегали, и сразу же начните тренировать и развивать их.

2.Образование.

Если у вас есть дети, примените подход полнополушарного мышления ко всему их образованию, включая школьное, общественное и домашнее. Попытайтесь помочь своим детям получить гармоничное образование, чтобы они могли вести более творческую и полноценную жизнь. Более того, примените те же самые принципы к своему собственному продолжающемуся всю жизнь обучению, чтобы и вы могли вести более творческую и полноценную жизнь.

3. Делайте перерывы.

Как это ни удивительно, но если вы хотите быть по-настоящему творческой личностью, для полнополушарного мышления необходимо регулярно делать перерывы.

Подумайте вот о чем. Где и когда вам в голову приходят: все эти фантазии, решения проблем, всплески воображения и мечты? Чаще всего встречаются следующие ответы:

■ в ванной;

■ в душе;

■ на прогулках за городом;

■ перед сном;

■ во сне;

■ после пробуждения;

■ во время прослушивания музыки;

■ во время вождения машины на большую дистанцию;

■ во время бега;

■ во время плавания;

■ во время отдыха;

■ во время «ленивого» машинального рисования.

В каком состоянии находятся ваше тело и разум в подобные моменты? В расслабленном и зачастую одиноком. Именно в такие минуты покоя оба полушария вашего мозга способны общаться друг с другом, и при этом начинает проявлять себя неистощимый источник вашего творчеств;

Если вы сознательно не принимаете решения делать такие паузы, ваш мозг будет делать это за вас. Многие упорно (но, не умно) работающие люди сообщают, что с годами они подвергают себя все большему стрессу и концентрация их внимания начинает падать. Фактически это хорошо, поскольку их правое полушарие настаивает на том, что для приведения в сбалансированное состояние нужно обрести некоторое количество воображения и фантазии.

Если вы находитесь в подобной ситуации и продолжаете подталкивать себя к доминированию левополушарного образа жизни, ваш мозг будет заставлять вас делать другие виды перерывов, начиная от утраты концентрации, когда вы будете становиться беспричинно раздражительными, до полно­масштабного истощения, единственным средством борьбы с которым являются... покой и расслабление!

Сознательно делайте перерывы. Давайте своему мозгу и себе «тайм-ауты». Ваш Творческий Интеллект будет любить вас за это.

4.Совершайте продолжительные прогулки.

У древних римлян на этот счет была даже специальная фраза: solvitas perambulum. В вольном переводе она звучит так: «Решите это в ходе прогулки». Они осознали (хотя, конечно, не в рамках концепций лево- и правополушарного мышления), что, если вы «берете» свой мозг на прогулку, особенно за город, постоянный ритм движения ваших конечностей и регулярный ритм биения сердца, дополнительные порции кислорода и праздник для глаз, ушей и других органов чувств во время прогулки вносят свой вклад в творческое мышление и решение проблем.

Если у вас есть творческая задача или проблема, над которой вы работаете, «выгуляйте» ее — и вы ее решите!

5.Проявляйте творческое начало в своей повседневной жизни.

Перечислите все сферы своей повседневной жизни, которые вы считаете творческими, и те, которые считаете нетворческими. Когда закончите, перечитайте все вновь.

Творческие _________________________________________________________________

Нетворческие________________________________________________________________

Идеальным ответом на приведенное выше упражнение будет следующий: всем аспектам вашей повседневной жиз­ни внутренне присуще творчество, и все их можно усовер­шенствовать, применив полный диапазон навыков лево- и правополушарного мышления. Рассмотрите приведенные ниже виды повседневной деятельности. Успех каждого из них зависит от проявления творческого начала:

■ приготовление пищи;

■ обустройство дома;

■ фотография;

■ садоводство;

■ определение маршрута и чтение карты;

■ плотницкое дело;

■ аранжировка цветов;

■ флористика;

■ составление бюджета и ведение расходов;

■ взаимоотношения;

■ оформление подарков;

■ составление писем и сообщений;

■ составление графиков;

■ аранжировка домашних растений;

■ уход за домашними животными и тренировка;

■ планирование каникул и торжественных мероприятий;

■ планирование встреч;

■ игра в футбол или занятие другими видами спорта.

Каждый из приведенных выше видов деятельности может стать гораздо более интересным и творческим за счет добавлений «специй» навыков лево- и правополушарного мышления. Даже незначительные вещи, требующие совсем малых усилий могут придать неоценимый творческий импульс всей вашей жизни. Так, вы можете собрать ракушки и выставить их у себя дома, выточить из дерева фигурки, изготовить по­крывала из лоскутов материи, украсить тарелку каждого из присутствующих цветами, а обеденный стол - ракушками с пляжа, которые могут служить солонками или перечницами. Кроме того, вы можете заняться просто поиском новых маршрутов и способов добираться на работу. Время отпуска и особенно сезонные торжества являются прекрасными возможностями для проявления вашего Творческого Интеллекта. Организуйте праздник творчества с декорациями, украшениями и визуальными юмористическими материалами. Разработайте свои собственные карточки и подарки, чтобы дарить их людям, или запланируйте обед для друзей - возможности безграничны!

6. Ваша группа вдохновителей.

У всех великих творческих гениев были свои герои или ге­роини, на которых они смотрели с благоговением. Для Алек­сандра Македонского таким был его учитель Аристотель, для Юлия Цезаря — Александр Македонский, все великие гении эпохи Возрождения ставили себе в пример героев античнос­ти, императрица России Екатерина II черпала вдохновение в образе Петра I, для Мухаммеда Али героем был Шугарт Рой Робертсон, для Исаака Ньютона — Сократ, для Стивена Хокинга*-Исаак Ньютон и т.д.

Метод, который использовали творческие гении, заключался в том, чтобы вести воображаемые беседы со своими героями, обращаясь к ним за мыслями и вдохновением. Эта методика творческого мышления может быть использована для следования великим научным и культурным целям. Но ее можно применять и в нормальной повседневной жизни любого человека.

Членами вашей группы вдохновителей, к которой вы можете регулярно обращаться за помощью, могут являться:

• наш гид по проявлению творческого начала — Леонардо да Винчи, обладатель бесконечного творческого начала и изобретательности;

• королева Елизавета I, умеющая преодолевать трудности, быть очень гибкой и в то же время проявлять твердость, а также невероятно быстро обучаться;

• Будда, обладающий способностью к глубокому самоисследованию и умеющий противостоять крайним лишениям и страданиям;

• Мухаммед Ал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.71.92 (0.014 с.)