Упражнение «Забота о другом человеке» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Забота о другом человеке»



Вы очень внимательно относитесь к своим проблемам и умеете их решать. Но попробуйте заняться проблемами других людей, помогайте им преодолевать их трудности. Эта забота и внимание к окружающим поможет вам переключиться, снимет лишнее раздражение, придаст дополнительные силы.

Возьмите себе заправило хотя бы один раз в день помогать, пусть в самом малом, кому-либо из окружающих, но обязательно подумать о другом и сделать для него что-нибудь.

От 50 до 99 баллов.

Вы охотно бываете рулевым, но можете, если это необходимо, передать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей вы вполне реалистичны. Гибкость, рассудительность и чуткость всегда бывают вашими союзниками. Случаются ситуации, которые никак вас не касаются, вы не несете за них никакой ответственности и тем не менее, если требуется, все-таки берете ответственность на себя. Вы обычно знаете, когда это нужно сделать. Вы умеете жить в добром согласии с другими людьми, не нарушая внутреннего согласия с самим собой.

Упражнение «Собственное мнение»

Возьмите какую-нибудь интересную для вас и ваших друзей книгу (или посмотрите фильм, которым увлекаются ребята), еще раз внимательно прочитайте ее и обязательно составьте собственное мнение о ней. Четко и конкретно сформулируйте положения, которые вам особенно понравились, и те, которых вы не принимаете. Только обязательно четко и конкретно.

Затем начинайте со всеми, особенно с ровесниками и друзьями, беседовать об этой книге. Спрашивайте собеседников о том, что им понравилось, что они запомнили, и обязательно говорите о своей личной точке зрения, не соглашайтесь с другими, отстаивайте собственную позицию, как бы вам тяжело ни было.

Через две-три недели нейдите новый «объект» для отработки собственного мнения: видеофильм, последнюю запись рок- группы, интересную статью в газете или в журнале, популярную телепередачу и т.п.

До 49 баллов.

Вы часто бываете пассажиром в своей жизни, легко подчиняетесь внешним силам, говоря: так сложились обстоятельства, судьба и т.п. В своих трудностях вы обвиняете кого угодно, только не себя. Настоящая независимость кажется вам умение мирно сосуществовать с другими, не придавая значения тому, какие это люди и как они относятся к вам.

Упражнение «Я - лидер»

В компании своих друзей постарайтесь чаще брать на себя роль лидера. Заранее придумайте дело, которое будет интересно для всех, а затем организуйте его проведение. При этом действуйте, исходя из своих представлений, а не подчиняясь групповому давлению.

Если сразу не удается быть лидером в уже сформировавшейся группе, куда входите и вы, то, может быть, вам следует подумать и собрать вокруг себя собственную группу. В ней вы сможете быть полноправным лидером. Вот только для этого нужно проявить инициативу, самостоятельность, подумать самому, чем привлечь одного - двух ребят к себе, чем заинтересовать их. Попробуйте.

Психологический комментарий:

Содержание теста и особенно интерпретация его результатов взывает активную реакцию участников, которые начинают бурно обсуждать итоги своей работы. Многие не согласны с теми критериями, которые заданы авторами в качестве признаков «капитана» своей жизни и «пассажира» в ней. Особенно активно спорят те участники, которые оказываются в роли «пассажиров» или «рулевых». Практически всем хочется доказать, что они «капитаны». Практически всем хочется доказать, что они «капитаны». Тренеру не стоит настаивать на том, что тест правилен и авторы правы. Целесообразнее развернуть содержательную дискуссию, составив обобщенный портрет «капитана», т.е. человека, который самостоятельно определяет свою жизнь.

Возможна и более творческая работа – составление своего «авторского» теста «Лидер», который мог бы более точно выяснить наличие или отсутствие ответственности, готовности самостоятельно решать возникающие проблемы, не перекладывая их на других людей.

 

 

Упражнение 76

Моя визитка

«Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой» - Эзоп

«В деловых кругах принято обмениваться визитными карточками для продолжения контактов. У вас пока таких карточек нет, но есть возможность их сделать. Вам дается 5 минут на то, чтоб изготовить одну визитную карточку. Что вы укажете в ней и каким образом оформите – это ваше дело. Замет вы будете приветствовать друг друга, обмениваясь своими визитками. Не увлекайтесь формальными деталями, хотя домашний адрес, телефон. Адрес электронной почты тоже можно вписать. Главное другое – что вы можете написать, представляя себя. Это будет простая запись «Ученик 8 класса», «Отдыхающий летнего лагеря первого отряда» или что-то еще очень важное – отражающее вас как личность. Например «Победитель Региональной Олимпиады по физике» или что-то еще. Подумайте над своими статусными показателями. Они будут интересны всем остальным членам нашей группы. Разумеется, за отведенное время вы сможете оформить только один экземпляр своей визитной карточки. Но после того, как вы услышите представления всех остальных участников, вы сможете внести определенные коррективы в свою визитку, а в дальнейшем размножить ее для вручения остальным участникам тренинга».

 

 

Рекомендации ведущему:

Вам нужно приготовить все необходимое для оформления визиток: бумагу, карандаши, ножницы. В качестве образца можно продемонстрировать несколько визиток - реальных должностных лиц.

Психологический комментарий:

Изготовление визитных карточек помогает участникам осознать свои основные ценности, выделить в своем социальном статусе самое важное. Кроме того, внимательное выслушивание содержания визиток остальных членов группы помогает увидеть те стороны жизни, о которых отдельный участник мог просто забыть.

 

 

Упражнение 77

Мои задачи (+)

«Если у человека нет цели в жизни, он придумывает эрзац»- И.Н.Шевелев

«Зная в целом идею и замысле нашего тренинга и уже имея первые результаты собственной работы, каждый из вас должен четко и ясно сформулировать основные задачи.которые он должен решить на предстоящем занятии.

Запишите их в порядке значимости, важности для вас. При этом следует помнить, что основная часть работы по саморазвитию должна быть выполнена самим человеком. Никто за вас не сможет стать лидером. Это под силу только самому человеку.

На формулировку задач предстоящего занятия вам дается 3 минуты».

Рекомендации ведущему:

Перед началом работы с этим заданием следует познакомит участников сего общим замыслом, перечислить те упражнения, которые предполагается провести, дать разъяснения, прокомментировать их, ответить на все вопросы участников. На первом этапе участники работают индивидуально, формулируют свои личные задачи, исходя из того. Что сказал ведущий о содержании предстоящего занятия.

После окончания индивидуального этапа участники садятся в большой круг, и каждый зачитывает свои записи. Остальные участники вправе задавать любые конструктивные вопросы. В основе системы оценки два критерия:

- четкость сформулированных задач. Всем должно быть понятно, что хочет данный участник от этого занятия;

- степень трудности и выполнимости поставленных задач. Задачи должны быть достаточно трудными (чтобы было на чем работать) и в то же время – выполнимыми (чтобы была реальная возможность их достичь).

Шкала оценок от 0 до баллов

На втором этапе этого упражнения вы можете передать свои функции ведущего одному из членов группы, который должен помочь высказываться остальным участникам, стимулировать вопросы со стороны группы, организовать подведение итогов, оценку каждого выступления. Вы должны дать возможность высказаться всем желающим членам группы. Работу ведущего оцениваете вы по 3-балльной шкале.

 

 

Упражнение 78

Харизматический лидер (+)

«То, что кажется недоступным, подчас лежит на расстоянии вытянутой руки» - Восточная мудрость.

«Верить в свою исключительность необходимо любому человеку, а лидеру особенно. Подумайте. В чем проявляются признаки харизматической личности в вас. Аргументируйте утверждения, например, «Я харизматический лидер, так как…» и т.д.

Затем, по мере психологической готовности, вы будете выступать перед группой, доказывая свои признаки лидера. Остальные члены группы имеют право задавать вам любые вопросы, подвергая сомнению вашу исключительность, требовать аргументов в пользу того или иного утверждения и т.п. Группа оценивает выступление каждого участника по 5-тибалльной шкале, ориентируясь на следующие критерии: А) убедительность выступления; Б) его аргументированность.

Рекомендации ведущему:

Тот участник, у кого с первой попытки не получился положительный результат, т.е. оценка группы «0», может еще раз попробовать доказать свое право стать полноправным членом группы. Те, кто отказался участвовать в этом упражнении, штрафуются на 4 балла. Это упражнение в качестве ведущего может проводить любой из членов группы. Вы должны оценить его работу (от 0 до 3 баллов).

Психологический комментарий:

Сегодня понятие «харизма, харизматический лидер» используется тогда, когда речь идет о людях, умеющих производить впечатление на других. Харизма – это способность человека направлять и удерживать внимание окружающих на себе и благодаря этому иметь успех. Это особого рода шарм, которым обладает человек и который он может передавать непосредственно на свое окружение. Харизматические лидеры создаю везде, где находятся, оптимистическое настроение.

 

 

Упражнение 79

Митинг

«Достаточно, чтобы слова выражали смысл» - Конфуций

«Умение устанавливать контакт с большой аудиторией позволяет лидеру добиваться нужного результата. Сейчас мы проведем митинг. Нужно легко и приятно выйти в контакт, убедить «собравшуюся публику» в том, что вы серьезный лидер, и так же приятно расстаться. Члены группы свободно располагаются в аудитории.

Все сразу принимают на себя определенные роли – участников митинга, которые в чем-то могут не соглашаться с основным оратором, в чем-то поддерживать его. Соответственно поведение участников митинга может быть различным, единственное ограничение – остаться в рамках приличий инее использовать физическую силу для решения возникших споров. Кто первым начинает?»

Рекомендации ведущему:

Вам следует подготовить помещение, организовав импровизированную трибуну, с которой будет выступать очередной оратор. Обратите внимание участников не только на то, как они вступают в контакт с «массами», начиная митинг, но и на то, как они реагируют на реплики «народа», выходят из затруднительного положения т.д.

После очередного оратора вы приглашаете следующего желающего. Система оценки от 1 до 5 баллов, которые ставите вы как ведущий.

Психологический комментарий:

Благодаря этой процедуре происходит активное включение участников в работу группы. Они вынуждены сразу включиться в происходящее, так как не удается отсидеться в стороне во время бурных дискуссий, которые разгораются на трибуне и перед ней.

Митинг дате возможность увидеть степень готовности каждого участника взять на себя ответственность, его умение вести разговор с большой группой, отсутствие страха перед аудиторией. С другой стороны, это прекрасная возможность потренировать свои ораторские навыки, получить обратную связь от членов группы.

 

 

Упражнение 80

Мастер (+)

 

«Чувство собственного достоинства не должно перерастать в чувство собственной непогрешимости» - И.Н.Шевелев

«А теперь запишите имена людей, которые, по вашему мнению, являются мастерами в искусстве убеждения. Это могут быть политические лидеры, ученые, представители мира искусства и просто ваши знакомы, друзья. Кратко напишите напротив каждого имени свое обоснование, т.е. почему вы этого человека считаете мастером убеждения. Такая работа поможет вас сделать шаг в овладении этим искусством. Затем мы обсудим ваши записи, посмотрим, кого же, с вашей точки зрения, можно назвать «мастер убеждения».

При обсуждении высказываний особое внимание обратите на аргументацию. Что будет подчеркивать выступающие, чем подтверждать мастерство того или иного человека?

Рекомендации ведущему:

Вам следует обратить внимание участников на то, что обоснование признаков «мастера» должно быть достаточно полным и – главное – конкретным. Нецелесообразно писать общие фразы. Времени на обсуждение записей членов группы должно быть столько, чтобы смогли высказаться все желающие. Система оценки – самоопределение группы, т.е. группа большинством голосов решает, кому и какую оценку поставить в пределах от 0 до 5 баллов.

 

 

Упражнение 81

Многоликий лидер (+)

 

«На пределы своих возможностей наталкивается только тот, кто верит в их существование» - Древнекитайская мудрость.

«Каждый из нас на сцене своей жизни играет множество ролей. А какие роли в сфере лидерства вы играете? Перед вами перечень возможных ролей лидера. Выберите пять из них и приготовьте обоснование, т.е. ответ на вопрос: «Где и когда я бываю…» (и далее название выбранных вами пяти ролей).

Многоликий лидер:

  №   Роль   №   Роль
  Вожак   Вдохновитель
  Руководитель   Застрельщик
  Глава   Новатор
  Опора   Реформатор
  Специалист   Первопроходец
  Проводник идей   Учитель
  Инициатор   Советчик
  Энтузиаст   Наставник
  Организатор   Консультант
  Менеджер   Образец

Рекомендации ведущему:

Список ролей лидера целесообразно приготовить для каждого участника и раздать перед проведением этюда. После индивидуальной работы проводится групповое обсуждение тех записей, которые сделал каждый участник. Это обсуждение может быть организовано как в большом круге, так и в малых группах. Оценка обоснованности выводов осуществляется по 5-ти балльной шкале

Психологический комментарий:

Данное упражнение призвано помочь участникам разобраться в себе, точнее и глубже понять природу своих лидерских качеств, определить, где и при каких обстоятельствах каждому из них следует быть лидером. «Примерка» той или иной роли позволяет почувствовать ее особенности, принять то, что действительно соответствует характеру человека.

 

 

Упражнение 82

Мои вредные привычки

 

«Человек, который согласен с тем, что он несовершенен, живет значительно лучше» - Н. Энкельманн

«У каждого из нас есть какие-то привычки, которые, мягко говоря, не совсем полезны для здоровья. Мы о них знаем, многие к ним привыкли и уже перестали делать попытки как-то избавиться от них. Но у лидера должно быть крепкое здоровье, да и вредные привычки могут помешать его карьере, достижению высоких целей, которые он ставит перед собой.

Сегодня у вас есть еще одна возможность осознать свои вредные привычки и с помощью группы найти способы избавиться от них. Для этого сначала вы расскажите о своих вредных привычках членам малой группы (по 3-4 человека), а ребята постараются найти наиболее действенный способ избавления от этих привычек (помогая друг другу тем самым)».

Рекомендации ведущему:

Оценивание этой работы по принципу «Твой совет был самым подходящим», то есть участник, который рассказал о своей вредной привычке, выслушивает советы всех остальных членов малой группы и решает, кому он дает 5 премиальных баллов.

Психологический комментарий:

Дане упражнение приносит максимальную пользу только в том случае, когда участники настроятся на серьезное отношение в работе, а не превратят все происходящее в шуточные советы друг другу.

 

Упражнение 83

Искусство убеждения

 

«Не победить, а убедить – вот что достойно славы» - В.Гюго

«Для лидера крайне важно уметь управлять беседой, вести конструктивный диалог, убеждая своего партнера в правоте своих слов. Мы занимаемся развитием лидерских качеств, поэтому сначала подумаете и запишите 10 причин, по которым искусство убеждения является важным именно для вас. Вам придет в голову множество крупных и мелких причин, выберите из них самые важные для вас и запишите их. Мы их обязательно обсудим.

А сейчас попробуем свое искусство убеждения в деле. Разбейтесь на пары (возможнее вариант- «карусель»), сядьте друг против друга. Теперь в течение 2 минут каждый из вас должен сформулировать основную цель предстоящего разговора и сделать запись на листе бумаги.

Например, «Во время диалога я убеждаю партнера в том, что политический лидер должен быть аскетом в личной жизни» или «Я должен убедить партнера в том, что мой идеал политического лидера во всех отношениях совершенен».

Затем по моему сигналу вы начинаете диалог, основная цель которого – построить беседу таким образом, чтобы решить поставленную задачу – убедить партнера. Время на диалог - 3 минуты. После этого каждый из вас отмечает, как и с помощью каких приемов сумел достичь поставленной цели, что удалось или не удалось в прошедшем разговоре.

После диалогов вы можете еще раз обратиться к вашим записям и добавить в перечень причин то, что вы могли осознать во время проведенных бесед».

Рекомендации ведущему:

Вы можете предложить участника несколько попыток проведения такого диалога (вариант «карусель»), каждый раз давая примерно 1-2 минуты на подготовку темы предстоящего разговора. Целесообразно детально обсудить итоги диалогов. Главное – выявить наиболее эффективные приемы владения ситуацией во время разговора. Обязательно обсудите записи тех 10 причин, по которым искусство убеждения важно лично для каждого участника.

 

 

Упражнение 84

Подведение итогов (+)

«Критикуя, критикуй мнение, а не его автора» - П. Рутт

«Наш тренинг заканчивается. Суммируйте все полученные вами баллы, используя итоговую ведомость. А теперь мы соберемся в большом круг, но по принципу ранжирования. Рядом с ведущим тренером, справа от него, садится тот из вас, у кого по итогам этого занятия больше всего баллов. Следующим, рядом с первым, другой участник, у которого чуть меньший результат, и т.д. В итоге получается «ранжированный круг», в котором справа от тренера находятся «лидеры» прошедшего занятия, а слева – «аутсайдеры».

Прошу всех по очереди, начиная с лидеров, поделиться своими соображениями о состоявшемся занятии. При этом каждый участник обязательно должен ответить на два вопроса:

- почему я на этом месте? Что я сделал (не сделал), чтобы быть первым?

- над чем мне еще надо поработать на следующих встречах тренинговых и в жизненных ситуациях? Что я должен сделать?

Если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Не уходите домой с этим чувством. Обязательно выскажите то, что вас тревожит, волнует, печалит, а может быть, и радует. Об этом тоже можно и нужно говорить. Порадуйте других членов группы своими теплыми словами, признанием в добром отношении к ним, их словам, поступкам и т.д.

Итак, кто первым желает высказаться…»

Рекомендации ведущему:

Дайте возможность желающим поделиться тем, что они хотели бы высказать. Не торопите группу с окончанием занятия, дайте ей время. Обратите внимание на тех участников, кто до сих пор не смог включиться в работу. К ним нужно обязательно подойти после занятия, поговорить о возможных причинах их пассивности, замкнутости.

Обязательно напомните участникам о вместе и времени следующего занятия, о домашнем задании, перечислите, что нужно принести для работы.

Визитки с именами участников тренинга лучше собирать и раздавать.

Психологический комментарий:

Занятие заканчивается этой процедурой. У членов группы должна быть возможность высказаться по поводу встречи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.065 с.)