ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг «Жизнь в мире с собой и другими»



(Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова)

Тренинг «Жизнь в мире с собой и другими», разработанный для подростков, - важная составляющая психолого-педагогической программы воспитания старшеклассников в духе толерантности и культуры мира. Он может выступать в качестве одной из форм работы психолога в оздоровительном летнем лагере «Надежда» и способствовать решению проблемы самореализации личности воспитанников в дальнейшем.

Представленный вариант тренинга состоит из трех проблемных блоков:

1. Рассмотрение понятия толерантности. Целью работы здесь является ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»; обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.

2. Толерантность по отношению к себе и к участникам группы. Целью работы здесь являются: развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других; осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; формирование позитивного отношения к своему народу; повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

3. Толерантность по отношению к другим. Здесь целью работы является: обучение конструктивным способам выхода их конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

 

Обоснованность программы:

Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

В последнее время в образовании отчетливо обозначились основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие:

- воспитание в духе открытости и понимания других народов. Многообразия их культур и истории;

- обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;

- прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контактах.

В целом программа направлена на процесс саморазвития личности с целью дальнейшей самореализации.

 

4. Тренинг самостоятельности и ответственности у детей и подростков

(Г.Н.Сартан)

Самостоятельность и ответственность – два понятия, неразрывно связанные между собой, лежащие в основе процесса самореализации. Многие люди хотят принимать самостоятельные, независимые решения. Но очень немногие понимают, что тот, кто принимает самостоятельное решение или делает самостоятельный поступок, несет за это полную ответственность. Именно в этой связке двух понятий и заключается особенность подхода к воспитанию личности в целом, что должно иметь реализацию в системе образования.

Многие дети, особенно в подростковом возрасте, стремятся стать взрослыми как можно быстрее. Но что они понимают по словом «взрослый»? Здесь часто возникает конфликт поколений – подростки заявляют о своей взрослости и желают проявлять свободу выбора в принятии решения, но при этом самостоятельности и ответственности не несут, а взрослые при таких обстоятельствах, не принимают подростка в свои ряды.

Ребенок или взрослый, понимающий, что самостоятельные решения влекут и собственную ответственность за них, начинает относиться к такого рода поступкам намного более обдуманно. И взрослый начинает относиться к ребенку, как к равноправной личности, как к человеку, который может принять самостоятельное решение, и может попросить самостоятельно помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжел. Но и решение обратиться за помощью он примет тоже самостоятельно. Таким образом, развивая такие личностные качества как самостоятельность и ответственность, взрослые способствуют становлению процесса самореализации личности ребенка, что и отражено главным образом в программе летнего лагеря «Надежда».

 

 

Содержание тренинговых занятий с подростками





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.247.17 (0.005 с.)