Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг «Жизнь в мире с собой и другими»

Поиск

(Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова)

Тренинг «Жизнь в мире с собой и другими», разработанный для подростков, - важная составляющая психолого-педагогической программы воспитания старшеклассников в духе толерантности и культуры мира. Он может выступать в качестве одной из форм работы психолога в оздоровительном летнем лагере «Надежда» и способствовать решению проблемы самореализации личности воспитанников в дальнейшем.

Представленный вариант тренинга состоит из трех проблемных блоков:

1. Рассмотрение понятия толерантности. Целью работы здесь является ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»; обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.

2. Толерантность по отношению к себе и к участникам группы. Целью работы здесь являются: развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других; осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; формирование позитивного отношения к своему народу; повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

3. Толерантность по отношению к другим. Здесь целью работы является: обучение конструктивным способам выхода их конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

 

Обоснованность программы:

Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

В последнее время в образовании отчетливо обозначились основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди них следующие:

- воспитание в духе открытости и понимания других народов. Многообразия их культур и истории;

- обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;

- прививание идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контактах.

В целом программа направлена на процесс саморазвития личности с целью дальнейшей самореализации.

 

4. Тренинг самостоятельности и ответственности у детей и подростков

(Г.Н.Сартан)

Самостоятельность и ответственность – два понятия, неразрывно связанные между собой, лежащие в основе процесса самореализации. Многие люди хотят принимать самостоятельные, независимые решения. Но очень немногие понимают, что тот, кто принимает самостоятельное решение или делает самостоятельный поступок, несет за это полную ответственность. Именно в этой связке двух понятий и заключается особенность подхода к воспитанию личности в целом, что должно иметь реализацию в системе образования.

Многие дети, особенно в подростковом возрасте, стремятся стать взрослыми как можно быстрее. Но что они понимают по словом «взрослый»? Здесь часто возникает конфликт поколений – подростки заявляют о своей взрослости и желают проявлять свободу выбора в принятии решения, но при этом самостоятельности и ответственности не несут, а взрослые при таких обстоятельствах, не принимают подростка в свои ряды.

Ребенок или взрослый, понимающий, что самостоятельные решения влекут и собственную ответственность за них, начинает относиться к такого рода поступкам намного более обдуманно. И взрослый начинает относиться к ребенку, как к равноправной личности, как к человеку, который может принять самостоятельное решение, и может попросить самостоятельно помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжел. Но и решение обратиться за помощью он примет тоже самостоятельно. Таким образом, развивая такие личностные качества как самостоятельность и ответственность, взрослые способствуют становлению процесса самореализации личности ребенка, что и отражено главным образом в программе летнего лагеря «Надежда».

 

 

Содержание тренинговых занятий с подростками

1. Тренинг сплоченности и толерантности в группе
Разделы тренинга Упражнения к разделам тренинга
1. Магия нашего имени - Рукопожатие или поклон; Поздоровайся локтями; Застольная беседа; Круг имен; Обмен местами; Это мое имя; Как я себя чувствую; Крик; Имя на ушко; Я – это я!; Перевернутое имя; Телеграмма; А ты кто?; Летающие имена; Волейбол; Удержи полет; Тост за группу; Темп!; Опустить занавес; Кто это?  
2. Знакомимся друг с другом - Пишем, как Агата Кристи; Угадай, о ком идет речь; Представление с чужих слов; Часы; Вопросы ведущему; Журналисты; Числа моей жизни; Солнце светит для тех, кто…; Четыре угла – четыре выбора; Правда или ложь?; Каким я тебя вижу? Автопортрет; С головы до пят; Эпитеты; Три вопроса; Уникальность каждого; Учимся ценить индивидуальность; Марка; Рекламный ролик; При предмета; Метафоры; Сходства и различия; «Поиск сокровищ»; Мы оба; Место на шкале; Разговор в двойном кругу; Настойчивый репортер; Направленное интервью.  
3. Игры, которые объединяют - Сверхновая звезда; Все выше; Японская бабочка Поговорим; Рисуем по подсказке; Воображаемый мяч; Танец рук; Секреты покажи свою руку; Отражение; Спиной к спине; Картинка на спине; Телефакс; Эхо; А теперь я…; Супердиалог; Считаем до двадцати; Синхронное движение; Перетягивание каната; Бабушкины ключи; Машина с характером; Передача ритма.  
4. Рассказываем истории - Автобиография по эпохам; Биография за две минуты; Представь себя другим; Сильные чувства; Мемориал; Воспоминания детства; Любопытная история; Конверт; К счастью… К сожалению… Рассказываем вместе; Пинг-понг; Фоторепортаж; Слово, сказанное вовремя; Соавторы; Почти детективная история;  
5. Стать принятым и признанным - Дзэн-прогулка; Жонглирование в группе; Бег рук; Помогите!; Абстрактные картинки; Сидим без стула; Я падаю; Палатка на пятерых; Тигр, мышь и слон; Тройка; Рулетка имен; Пустите корни; Я тоже; Выглядим комично; Различия, которые объединяют; А вы когда-нибудь; Театральные лица; Эксцентрические движения; Прекрасно, что ты здесь; Учимся понимать друг друга; Премьера; Дружеское трио; Правда и вымысел; Комментарии; Мой вклад; Привлекательная группа; Пишем гимн; Подарки; Десять вопросов.
6. Доверие вместо конкуренции - Куда мы хотим пойти; Летний дождь; Иди ко мне; Рукопожатие вслепую; Дистантное управление; Идем вслепую; Автомобиль; Минное поле; Круг доверия; Образуйте круг; Руки; Кто сказал «Ах»?; Превращение кобры; Займи свое место; Магнит; Два ряда; Отгадываем предметы; Победа в трех забегах; Квадратура круга; Поддерживаем друг друга; Найдите равновесие в круге; Большие шаги; Волна; Качели; Мастер; Тест на доверие.  
7. Создадим благоприятную атмосферу для учебы - Две группы; Профиль группы; Станьте любознательными; Зачем мне нужна эта группа; Билет; Рецепт хорошей группы; Поучительные истории; Союзник; Опыт и знание; Важные вопросы; Коллейдоскоп; Нарисуй свое тело; Умеешь ли ты наблюдать; Кто ты?; Окуляр; Доска объявлений; Переход границ; Карусель; Протянуть руку; Пионербол; Колесо жизни; Лицензия на обучение; Духовность; Это я! Мгновенная характеристика; Личные реакции; Завершите предложение; Рубежи.  
8. Игры для активизацию креативности - Это тяжело! Яблоко; Творческий беспорядок; Увидеть связи; Внутри и снаружи; Сама по себе; Говорим одновременно; Ревность; Спрятанные учебники; Измени себя; Это не веревка; Бережливая жена – бережливый муж; Переправа; Сочиняем вместе; Что ты делаешь; Спасатель и преследователь; Гордиев узел; Многоугольник в тумане; Пройти сквозь угольное ушко; Ноев ковчег; Римляне и арабы.  
2. Социально-психологический тренинг для детей и подростков (А.С.Прутченков)
1. «Познай себя». Тренинг личностного роста - Правила нашей группы; Мои добрые дела; Тест «Знаешь ли ты себя»; Мое физическое «Я»; Я тебя понимаю; Свет мой, зеркальце, скажи; Ласковое имя; Откровенно говоря; Подведение итогов; Здравствуй, я тебя понимаю; Поговорим о дне вчерашнем; Тест «Каков я на самом деле»; Скажи мне, кто твой друг; Ласковые имена; Мои сильные стороны; Интервью; Вы меня узнаете?; Девиз; Автопортрет; Контакты; Контраргументы; Брачное объявление; Тест «Моя объективность»; Моя любимая игрушка; Без маски; Отверженный; Я глазами группы; Тест «Моя благоразумность»; Зоопарк; Рисунок музыки; Я глазами группы; Я тебя понимаю; Последняя встреча; Перспектива; Тест «Добрый ли я»; Твое лучшее качество; Я тебя понимаю; Прокуроры и адвокаты; Знаешь ли ты себя; А что дальше; Тест «Направленность личности»  
2. «Среди людей». Тренинг коммуникативных умений и навыков - Представление; Правила группы; Благородный поступок; Список претензий; Общительный ли я; Тимуровцы; Улыбка; Мой стиль общения; Мнение; Комплимент; Тест «Какой я в общении»; Список качеств, важных для общения; Экстрасенс; Принимаю решение; Новые знакомые; Мой стиль общения; Мнение; Нетрадиционное приветствие; Грани сходства; Вежливость; Воздушный шар; Оценка группы; Я в тебе уверен; Тест «Бесцеремонны ли вы?»; Волшебное слово; Мой стиль общения; Грани различия; Контакты; Маленькие жертвы; Необитаемый остров; Сообщение; Тест «Настоящий друг»; Я хочу тебе подарить; Мой стиль общения; Контакты; Дилемма узника; Другой акцент; По секрету; Тест «Приятный собеседник»; Друг для друга; Здравствуй, мне очень нравится; Тест «Экзаменатор»; Чемодан; Принимаю ответственность на себя; Больше всего мне понравилось; Дневник.  
3. «Голосуйте за меня». Специализированный тренинг лидерских качеств - Автобиография; Правила группы; Моя цель; Самопрезентация, или Кто я; Голосуйте за меня; Я – лидер?; Тест «Капитан или пассажир» Еженедельник; Анализ дня; Моя визитка; Мои задачи; Харизматический лидер; Формула успеха лидера; Еженедельник; Автобиография; Ролевая игра «Состав предвыборного штаба»; Тест «Манипулятор»; Что получилось; Митинг; Мастер; Многоликий лидер; Моя платформа; Мои вредные привычки; Автобиография; Еженедельник; Ролевая игра «Предвыборная компания»; Тест «Моя уравновешенность»; Что получилось; Искусство убеждения; Кто лидер; Доверенное лицо; Консультант» Автобиография; Тест «Любите ли вы оправдываться»; Заповедь Наполеона; Диктатор; Опора лидера; Я отвечаю за тебя; Ролевая игра «Выборы президента»; Имеете ли вы свое «Я»; Я – подарок для человечества; Стратегия жизни; Голосуй за меня; Твое будущее; Девиз лидера; Тест «Твоя информационная культура»  
4. «Предпринима-тель». Специализированный тренинг деловых качеств - Заявление; Правила группы; Зачем я в группе; Хозяин; Самоанализ; Моя минута; Моя предприимчивость; Ролевая игра «Рыночная цена»; Тест «В порядке ли у вас нервы»; Мои ошибки; Прощание; Зачем я здесь; Я самый…; Деловая игра «Рыночное равновесие» Мои ошибки; Богатенький Буратино; Инвентаризация или Модель предпринимателя; Тест «Люди или дело»; Зачем мне нужна группа; Начало деловой встречи; Эффективное убеждение; Деловая игра «Рыночная активность предпринимателя; Тест «Чувство времени»; Неудачная сделка; Ретроспектива; Управление беседой; Стресс; Деловая игра «Рынок труда, или Наем работника»; Мои ошибки; Неопределенность; Тест «Моя самостоятельность»; Клад; Убеждение; 401 –й способ» Деловая игра «Прибыль предпринимателя»; Тест «Способность ориентироваться»; Риск; Барабас; Деловая игра «Конкуренция фирм»; Перспектива; Моя предприимчивость; Тест «Мой оптимизм» Подведение итогов.
3. Тренинг «Жить в мире с собой и другими» (Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова)
1. Толерантность в ее определении и понимании   - Упражнения на развитие толерантности как личностного социально-значимого качества у подростков  
2. Я и группа - Толерантность к себе. - Чувство собственного достоинства. - Толерантность к себе и другим. - Тренинги самопознания. - Тренинги толерантного общения. - Тренинги толерантного поведения.  
3. Толерантность к другим - Разные миры. - Множество людей – множество миров. - Учимся сочувствию. - Границы толерантности.  
4. Тренинг самостоятельности и ответственности у детей и подростков (Г.Н.Сартан)
1. Способность видеть и ставить цели Комплекс упражнений на личностную и профессиональную перспективу
2. Тренинг определения задач как этапов достижения цели Комплекс упражнений на определение близких и далеких целей и этапов их достижения
3. Тренинг принятия решения Упражнения на принятия решения: хочу – могу – буду делать (надо делать)
4. Тренинг целеустремленности личности Комплекс упражнений аутогенной тренировки, волевой активизации и др.
     


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.213 (0.011 с.)