ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическое обоснование опросников



Главной особенностью опросников является не столько получение информации о клиенте, сколько стимулирование его размышлений о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения.

Для психолога, имеющего дело с человеком самоопределяющимся, а не просто с испытуемым (обследуемом с помощью тестов), гораздо важнее оказывается формирование его готовности к размышлениям о себе и своей жизни, что предполагает духовный поиск, переживания и определенные внутренние противоречия (сопоставления разных внутренних, субъективных позиций и ориентацией).

Естественно, что не исключается необходимость и правомерность использования традиционных психодиагностических средств в профессиональном консультировании. Например, если речь идет о профотборе на специальности с особыми требованиями к работнику (на военные, летные, сложные операторские профессии и т.п.), то объективная психодиагностика, включая психофизиологическую и медицинскую диагностику, является просто необходимой, при условии что имеются обоснованные и надежные критерии такого профотбора. Но в случае выбора массовых профессий, т.е. пригодных для большинства людей, более важное значение приобретает не отбор и «отсев», а помощь человеку в нахождении личностного смысла в будущей деятельности.

Е.А. Климов считает, что человек не может быть полностью профессионально пригоден до тех пор пока он тактически не включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность (способности формируются в деятельности). Таким образом, для строгого, исчерпывающего и объективного профотбора возможности психодиагностики ограничены. Как отмечают Е.М. Борисова и К.М. Гуревич, очень часто психодиагностика в школьной профориентации носит констатирующий, рекомендательный характер, хотя известно, что через некоторое время меняется и обследуемый школьник, и сами профессии, поэтому профконсультационная рекомендация быстро устаревает. Более перспективной и обоснованной оказывается диагностико-корректирующая и дагностико-развивающая профконсультационная помощь. Отмечаем, что хотя тесты и являются «ненаучным средством», но все-таки «…могут в известной степени быть полезными». М.А. Робер и Ф. Тельман призывают к особой осторожности при их использовании в школе: «…Следует решительно разоблачать злоупотребление тестами, когда на основе результатов, научная ценность которых весьма сомнительна, оправдывают личностный, социальный или политический выбор».

Во Франции еще в 70-е годы была создана специальная комиссия по борьбе с тестоманией, где людей знакомили с тестами, чтобы они знали, как лучше отвечать во время тестирования при приеме на работу и в других ответственных случаях.

Переоценка многих «объективных» методов исследования личности, обеспокоенность тем, что собственно психологическое исследование часто подменяется социологическим (с большими, «солидными» выборками), где конкретный человек просто теряется, послужили основой для разработки новых направлений в диагностике личностного развития. Интересны в этой связи, так называемые репертуарные тесты (решетки), родоначальником которых является Дж. Келли. Техника репертуарных решеток – «это субъективное средство, сконструированное самим человеком, проверенное (валидизированное) на собственном опыте. К сожалению, данный подход оказался достаточно непростым, т.к. потребовал использования мощных компьютерных средств, и в профконсультационной практике распространения не получил.

В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов, рассуждая о проблеме соотношения («соприкосновения») человека и машины (а в более широком плане – человека и професии), говорят о необходимости «преодоления данных адаптационно-гомеостатических подходов» и отмечают, что подлинная гармонизация человека и техники может быть решена только в контексте решения более широкой проблемы «гармонии индивида и общества».

При разработке предлагаемых в пособии активизирующих опросников мы использовали богатые психотехнические возможности, заложенные в самой идее работы учащихся с бланками, в определенном упорядочении (систематизации) вопросов и ответов, в организации работы сразу с большими группами школьников и др. Был использован также известный активизирующий эффект, когда после проведения в классе теста или опросника многие подростки поскорее стремятся узнать, «что же у них получилось». Все это позволяет не столько получать «объективную» информация, сколько формировать у учащихся устойчивый интерес к своим психологическим особенностям и перспективам их развития.

При проведении активизирующих опросников психологи имеют возможность ставить перед учениками сложнейшие вопросы. Но если такие вопросы произносить просто так, в надежде на то, что школьники станут над ними с удовольствием размышлять, то ничего не получится. Эффекта не будет. Учащиеся должны быть включены в интересную, но одновременно простую и понятную деятельность, элементом которой являлись бы размышления над подобными (сложными) вопросами. В данном случае в качестве такой деятельности выступает ответ на вопросы психолога в специальном бланке, что внешне похоже на работу с тестом и традиционным опросником. Но это чисто внешнее сходство. И при конструировании, и при практическом использовании активизирующих опросников сознательно сделаны нарушения некоторых психометрических норм, что позволило выйти за рамки ограничения использования «стандартизированных» опросников и расширить импровизационные возможности как для учащихся, так и для психолога-профконсультанта, работающего в активизирующем режиме.

Виды нарушений некоторых психометрических норм:

1. Часть вопросов сформулирована в эмоционально провокационном плане, что противоречит требованию их «эмоциональной нейтральности». Однако опыт работы с подростками свидетельствует о том, что многим из них быстро надоедают «неинтересные» вопросы и они участвуют в обычных психодиагностических процедурах без особого энтузиазма (просто самим фактом «тестирования», как это было раньше, сейчас мало кого удивишь…).

2. По некоторым опросникам «нормы» получены на сравнительно небольшом количестве обследуемых (по разным методикам – от 60 до 100 человек), а по части опросников мы сознательно отказались от норм. Заметим, что нередко в профдиагностике многие опросники вообще используются без каких-либо норм или эти нормы не удовлетворяют элементарным требованиям психометрии.

И все-таки даже такие нормы, представленные в некоторых опросниках, позволяют хотя бы приблизительно говорить о тех или иных ориентациях человека, что может быть основой если не для психодиагностики (в строгом смысле), то для размышлений о своих профессиональных и личностных перспективах.

3. Некоторые из норм, которые были получены с помощью статистических расчетов, мы вынуждены были произвольно сдвинуть в сторону повышения. Например, в опроснике «За и против 1» при подведении итогов рассматриваются и такие сферы приложения своих сил, как «преступная деятельность», «попрошайничество» и др. Понятно, что психолог не должен подкреплять с помощью своих опросников (и представленных в них «норм») ориентации на такой «труд», даже реально имеющиеся у кого-то из школьников.

4. При зачитывании вопросов ведущий не только может, но и должен делать короткие, ненавязчивые и желательно остроумные и веселые комментарии, что категорически запрещается при проведении «настоящих» тестов, поскольку это может повлиять на результаты обследования. Особенность активизирующих опросников заключается еще и в том, что они позволяют хотя бы проговаривать (кратко обозначать) в аудитории подростков те вопросы и проблемы, которые в непосредственном общении могут ими восприниматься как морализаторство. Это касается вопросов ценностно-нравственной оценки всего происходящего в обществе, о чем, по мнению официальных идеологов и продающих им свои таланты журналистов, сейчас как бы не принято говорить, но без чего немыслимо полноценное самоопределение и развитие любого человека и гражданина, живущего в данном обществе.

5. При подведении итогов ведущий должен обязательно (и не раз) сказать школьникам о том, что полученные результаты являются очень и очень приблизительными и не могут служить основанием для принятия каких-то важных решений. В каком-то смысле психолог сознательно «разочаровывает» подростков в полученных результатах.

Хотя традиционно психодиагност должен всячески повышать доверие клиентов к проведенной диагностической процедуре, здесь нарушаются уже не только психометрические, но и некоторые психотерапевтические требования, основанные на «мифе веры» в психолога и во все, что он делает.

В целом «активизирующие опросники» можно определить как своеобразную «игру в тесты», т.е. психолог-профконсультант и подростки должны понимать, что это не настоящая психодиагностика, а именно игра. Естественно, говоря об игре, мы вкладываем в это слово глубокий смысл, ведь известно, что игра является одним из сложнейших явлений и еще не изученным до конца методом работы практического психолога. При определенном воображении игра может обнаружиться в самых неожиданных местах, даже в таком строгом и солидном направлении работы, каким является профессиональная психодиагностика.

 

 

«Личная профессиональная перспектива» (ЛПП)

 

Методика представляет собой открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития.

Целесообразно использовать опросник на первых и на последних занятиях с классом. Вся методика занимает обычно около 30 минут. Общая процедура проведения опросника следующая.

1. Учащимся предлагается взять чистые с двух сторон листочки и подписать в верхней правой части фамилию, имя, отчество, класс, номер школы, дату.

2. Инструкция психолога: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, а Вы должны кратко, одним-двумя предложениями, отвечать на них и по возможности обосновывать эти ответы. Обозначайте только номера вопросов и сразу же пишите ответы и свои небольшие обоснования. Попробуйте отвечать откровенно, иначе работа будет неинтересной».

3. Ведущий по порядку зачитывает вопросы, а школьники кратко отвечают на них.

4. Перед тем как собрать листочки, ведущий предлагает классу оценить качество каждого из выписанных ответов, но сначала немного этому поучиться.

5. Далее ведущий зачитывает в качестве примера один-два анонимных бланка с ответами, данными подростками из других школ. Каждый ответ оценивается по условной 5-балльной шкале (при наличии времени можно предложить учащимся и более конкретную оценку (критерии даны ниже)). Школьники вместе с психологом оценивают ответы своих сверстников и таким образом как бы учатся оценивать самих себя.

6. Затем психолог предлагает учащимся напротив каждого своего ответа также проставить оценки по 5-балльной шкале.

7. Листочки собираются и анализируются психологом. Имеются разные варианты использования результатов опросника:

- психолог сам оценивает по 5-балльной шкале ответы школьников и сравнивает, насколько совпала его оценка с оценками учащихся;

- психолог подсчитывает средний балл для данного класса по каждому из ответов (по каждой из позиций профессионального самоопределения), выясняет, где у большинства школьников имеются проблемы (невысокие средние баллы), и планирует свою работу с классом уже с учетом этих данных; при этом можно сравнить средние баллы по данному классу в начале работы с ним и в конце проведения психологического (профориентационного) курса, как бы оценив, по каким позициям ЛПП произошло улучшение, а по каким все осталось без изменений или ухудшилось; таким образом, результаты опросника могут быть использованы как одно из средств оценки (самооценки) эффективности профориентационной работы;

- психолог использует опросник в индивидуальной работе с учащимися; сопоставляет свою оценку и самооценку школьника, обсуждая их несоответствия, может выяснить, что по-настоящему не понял данного подростка (например, недооценил его); ответы учащегося на конкретные вопросы станут прекрасной основой для профконсультации или разговора о построении жизненных перспектив и личностного развития данного школьника.

Перечень вопросов для опросника по построению личной профессиональной перспективы – ЛПП [1]

1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?

2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться?

3. Когда в России жизнь станет лучше?

4. Хорошо ли Вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а вы за 1 минуту должны будете написать как можно больше профессий, начинающихся с этой буквы. Далее я назову еще две буквы и также засеку время (по 1 минуте на букву). После этого необходимо сосчитать, сколько всего получилось профессий (по трем буквам за три минуты). Можно даже устроить небольшой конкурс: у кого таких профессий окажется больше (по опыту использования опросника наличие больше 17 профессий – это совсем неплохо!).

5. Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем Вы видите ее смысл)?

6. Кем Вы мечтаете стать по профессии через 20–30 лет? Как согласуется Ваша профессиональная мечта с другими, непрофессиональными, но важными для Вас пожеланиями (досуговыми, личными, семейными), нет ли противоречия мечты с этими желаниями?

7. Выделите основные 5–7 этапов на пути к Вашей профессиональной мечте (что собираетесь делать после школы и т.д.).

8. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая Вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заведение, где вы собираетесь приобрести эту профессию. Отдельно запишите по три самых неприятных момента, связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении. Покажите, что Вы хорошо представляете то, что собираетесь выбирать.

9. Какие Ваши собственные недостатки могут помешать Вам на пути к профессиональной цели? Если можно, отметьте что-то, кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем…

10. Как Вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии?

11. Кто и что могут помешать Вам в реализации профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)?

12. Как Вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия?

13. Есть ли у Вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту?

14. Что Вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напишите, что вы делаете (кроме хорошей учебы в школе).

Критерии оценок (и самооценок) для опросника по схеме построения ЛПП

1 балл – отказ отвечать на данный вопрос.

2 балла – явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа.

3 балла – минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно в какой…).

4 балла – конкретный ответ с попыткой обоснования.

5 баллов – конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

Судя по самооценкам самих учащихся наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях их преодоления, а также с выделением резервных вариантов выбора (самооценки на уровне 2–3 баллов…).

 

«За и против - 1» (Кем быть?)

 

Методика предназначена для активизации размышления подростков о мотивах выбора тех или иных профессий. Состоит из трех взаимосвязанных частей: «За и против – 1 (Кем по профессии хотели бы стать?)»; «За и против – 2 (Каким хотели бы стать, какие основные качества хотели бы использовать в профессии?)»; «За и против – 3 (Зачем, ради чего хотели бы трудиться?)». При ограниченном времени можно использовать каждую из трех частей как самостоятельную методику. Эта система из трех методик не является диагностической в строгом смысле и используется именно как средство активизации. Данные о профессиональной мотивации подростков очень приблизительны и могут использоваться для профконсультационных прогнозов-рекомендаций с особой осторожностью.

Первая часть опросника применяется для повышения у подростков степени осознанности своих профессиональных предпочтений. По времени процедура занимает около 40 минут.

Общая схема использования активизирующего опросника следующая.

1. Психолог на доске показывает, как подготовить (нарисовать) бланк для работы с методикой, а подростки самостоятельно его рисуют на отдельных листочках в клетку (таблица 16).

2. Дается инструкция: «Вам будут предложены вопросы о различных трудовых действиях, а Вы должны будете оценить, насколько Вам хотелось бы выполнять подобные действия в своей будущей профессии, используя 10-балльную шкалу (от 0 до 10 баллов). Например, если работа действительно Вас привлекает, то в соответствующую данному вопросу клеточку ставится высокий балл, а если нет – то невысокий… Далее мы попробуем соотнести эти действия с различными группами профессий».

3. Психолог зачитывает вопросы, а учащиеся проставляют баллы-ответы в своих листочках. Данная методика допускает ненавязчивые комментарии и даже небольшие «лирические отступления» по отношению к некоторым вопросам, что категорически запрещается при проведении «настоящих» тестов.

4. Для подведения итогов учащиеся перед всеми своими баллами – ответами во второй и четвертой колонках бланка (перед ответами на вопросы 21–40 и 61–80) проставляют знак «–».

5. По каждой из 20 строчек бланка ребята подсчитывают алгебраическую сумму баллов-ответов (с учетом исправленных знаков) и результаты выписывают справа в бланке (см. табл. 16).

6. При подведении общих итогов психолог зачитывает примеры нормы (табл. 17), которые учащиеся должны соотнести со своими ответами-результатами (по каждой из 20 строчек). При этом отдельно зачитываются нормы для девушек и для юношей. Если полученный результат оказался ниже зачитываемой нормы, то справа ставится знак «-», если выше – то знак «+», если результат совпал с нормой (включая крайние значения интервала), то ставится «0».

Например, если у некой девушки по первой строчке результат (алгебраическая сумма) составил 11 баллов, а норма 3–13 баллов, то справа от результатов необходимо выписать «0» (результат совпал с нормой, т.к. 11 баллов попадает в интервал от 3 до 13).

7. Сразу же после каждого соотнесения результатов с нормами психолог зачитывает соответствующую каждой из 20 строчек группу профессий (см. Кодификатор профессиональных групп). Все эти профессии выписывают на листочке, напротив соответствующих результатов. Если у кого-то по данной группе получается «–», то, скорее всего, эти профессии его мало интересуют, если «0» – уже можно говорить о некотором интересе, а если «+» – интерес может быть даже повышенным.

На этом этапе психолог обязательно должен обратить внимание учащихся на очень приблизительный характер результатов, со многими из которых можно просто не соглашаться, но все-таки следует спросить себя, а почему же так получилось? Желающих обудить некоторые результаты подробнее психолог может пригласить в определенное время на индивидуальную профконсультацию.

Заметим, что в данной методике указаны некоторые виды трудовой деятельности (очень нетрадиционные для подобных опросников), например «преступления», «бродяжничество» и др., по которым у кого-то может получиться «+». Конечно, психолог не должен поощрять (положительно подкреплять) такие ориентации подростков. Лучше сказать, что это «чистая случайность», что у данного подростка «просто плохое настроение» и что «вообще методика неудачная». Кроме того, именно по таким группам трудовой деятельности нормы нами сознательно были завышены, чтобы уж точно никто не получил по ним «+». И все-таки иногда кто-то умудряется получить положительный результат.

Мы считаем, что психолог не должен отказываться вообще от обсуждения с подростками подобных видов деятельности, иначе этим займутся иные «специалисты» по одурачиванию молодежи, тем болеее что молодые люди живо интересуются подобными способами «самоопределения».

Таблица 16

Бланк ответов для опросника «За и против – 1»

За и против – 1 (Кем?) Ф. И. О. Класс. Школа
Результат Знак Группы профессий
              Странствия
              Наука
              Медицина
              Торговля
              Служение Богу
              Инженеры
              Героический труд
              Артисты
              Рабочие
              Юристы
              Тяжел. произв-во
              Экономика
              Худож. творчество
              Домашнее хоз-во
              Преступления
              Управление
              Бродяжничество
              Сельское хоз-во
              Образование, психология
              Город. транспорт
   

 

Таблица 17

Примерные «нормы» для опросника «За и против 1»

Группы профессий Юноши Девушки Мужчины Женщины
Странствия 6 – 15 3 – 13 5 – 15 4 – 11
Наука (–1) – 11 3 – 10 1 – 11 2 – 9
Медицина (–2) – 8 1 – 9 2 – 10 3 – 12
Торговля 0 – 10 4 – 15 3 – 9 6 – 15
Служ. Богу (–2) – 5 1 – 13 (–4) – 6 (–2) – 10
Инженеры 3 – 13 (–2) – 9 2 – 11 0 – 11
Героич.труд 3 – 11 4 – 13 7 – 14 0 – 12
Артисты (–3) – 6 (–1) – 8 (–2) – 10 0 – 11
Рабочие 5 – 13 (–5) – 6 4 – 13 (–2) – 11
Юристы 7 – 15 6 – 16 5 – 15 5 – 15
Тяж.произв. 0 – 8 (–6) – 4 (–4) – 6 (–6) – 5
Экономика (–3) – 8 (–1) – 10 (–1) – 11 1 – 13
Творцы 1 – 12 3 – 12 6 – 12 3 – 14
Дом.хоз-во 6 – 15 2 – 13 3 – 11 6 – 14
Преступления 7 – 16 0 – 18 5 – 18 1 – 14
Управление (–1) – 6 1 – 9 1 – 7 2 – 9
Бродяги 1 – 17 (–2) – 14 0 – 14 (–3) – 7
Сельск. хоз-во (–5) – 4 (–4) – 6 (–1) – 5 (–1) – 11
Педаг., псих. 4 – 11 6 – 14 9 – 14 9 – 18
Город.транс. 4 – 14 2 – 15 9 – 17 6 – 16

 

Примечания:

1. Пункт 15 «Преступления»: чтобы положительно не подкреплять ориентации некоторых подростков на такую деятельность, первоначально полученные нормы были специально сдвинуты в сторону увеличения. Например, ранее они выглядели следующим образом: для юношей 0–9; для девушек (–6) – 11); для мужчин (–2) – 11; для женщин (–5) – 7.

2. Пункт 17 «Бродяги»: данные нормы также сдвинуты в сторону увеличения. Ранее они выглядели так: для юношей (–5) – 10; для девушек (–9) – 7; для мужчин (–2) – 11; для женщин (–5) – 7.

3. Пункт 19 «Педагоги и психологи»: нормы собирали в основном в аудиториях обучающихся специалистов, на спецотделениях по подготовке практических психологов, поэтому, учитывая их изначальный интерес к психологии, можно предположить, что для обычных людей «нормы» оказались бы ниже.

 

 

Перечень вопросов для методики «За и против – 1»

Оцените по 10-балльной шкале (от 0 до 10 баллов), насколько Вы хотели бы в своей будущий работе выполнять следующее:

1. Много разъезжать, встречаться с новыми людьми, видеть мир собственными глазами.

2. Многократно повторять одни и те же эксперименты ради стремления к истине, к новому знанию.

3. Выслушивать жалобы больных и старых людей, помогать им добрым словом и делом.

4. Стараться продавать товары (оказывать услуги) как можно дороже.

5. Отдавать все силы служению Богу.

6. Работать с самой современной техникой, знать ее устройство и эксплуатацию.

7. Рисковать собственной жизнью ради жизни других людей.

8. Выступать перед аудиториями, на сцене, на экране, по радио.

9. Обрабатывать детали и материалы, стремиться к высокой точности и качеству.

10. Больше думать не о себе, а о благе других людей и всего народа.

11. Сооружать наземные и подземные объекты (строения, коммуникации…), получая за это очень приличные деньги.

12. Стараться покупать все подешевле, а продавать подороже.

13. Стремиться воплотить себя в великом творении искусства.

14. Любить всех членов своей семьи, никого не обделяя заботой и вниманием.

15. Если понадобится, использовать для построения своего счастья грубую силу, натиск и хитрость.

16. Делать все четко по инструкции, следить за тем, чтобы и другие выполняли приказы и указы, законы и постановления.

17. Никогда и никуда не спешить, отдыхать сколько хочется и где хочется.

18. Любить растения и животных, а также самому за ними ухаживать (в том числе и фекалии собирать). (В скобках иногда будут указываться примеры провокационных комментариев психолога, заставляющие учащихся дополнительно задуматься и не идеализировать те или иные трудовые действия. Можно о таких примерах сказать как-то по-своему. В целом же размышления о профессиях должны быть полными, учитывающими различные аспекты профессионального труда, включая и не очень привлекательные.)

19. Любить детей и стараться помогать им познавать мир.

20. Уметь управлять автомобилем, автобусом, троллейбусом, трамваем…, а также самому их обслуживать.

21. Работать в спокойных и комфортабельных условиях, без волнений и физических нагрузок.

22. Всегда соглашаться с мнением своих коллег по работе, не спорить с ними.

23. Оказывать медицинскую помощь только за очень большие деньги (как в «развитых» странах).

24. Презирать тех, кто Вам не понравился с первого взгляда.

25. Поменьше верить в милость Божью и побольше доверять самому себе (самый большой грех).

26. Уметь перекладывать ответственность за ошибки в расчетах и вычислениях на своих коллег по работе (это особый «талант»).

27. Расстреливать на месте всех воров, бандитов, взяточников, проституток и их сутенеров.

28. Всегда быть естественным на работе, никогда не улыбаться и не грустить по «заказу» (по производственной необходимости).

29. Часто размышлять на работе о красивом и возвышенном, забывая о мирской суете и обо всем вокруг (какие -то работы это позволяют…).

30. Умело использовать недостатки законов для достижения своих целей.

31. По возможности перекладывать всю тяжелую работу на плечи своих коллег, стараясь беречь свое здоровье (пусть другие «вкалывают»).

32. Получать за работу только честно заработанные деньги, которые соответствуют затраченным Вами усилиям (хочу спать спокойно и никому не быть должным).

33. Быть обычным, нормальным работником, делать все тихо и спокойно, без волнений и переживаний (хорошему человеку переживать нечего).

34. Стараться все свои силы, таланты и время отдавать только работе.

35. Быть добрым, благородным, бескорыстным, соблюдать законы и общепринятые нормы.

36. Больше рисковать, не бояться нарушать устаревшие законы (которые «ну просто отстают от жизни»).

37. Стараться никогда не драться, не воровать и не попрошайничать.

38. Бороться против того, чтобы животных использовали на мясо и шкуры.

39. Обязательно убеждать всех в своей правоте, стремиться, чтобы все уважали и побаивались Вас.

40. Управляя транспортным средством, всех обгонять в пути, всегда быть первым на дороге («не глотать чужую пыль!»).

41. Часто работать в отрыве от семьи и близких людей.

42. Скрупулезно изучать теоретический и практический опыт в какой-либо области знания.

43. Не терять самообладания при виде крови, открытых ран, ожогов, опухолей.

44. Делать все, чтобы люди чувствовали себя уютно.

45. Вести праведную, сдержанную жизнь, быть примером благопристойности для окружающих.

46. Конструировать новые приборы, делать их надежными, эффективными и красивыми.

47. Пресекать любую несправедливость, насилие, нарушение закона.

48. Уметь перевоплощаться в образы других людей (играть на работе различные роли).

49. Ремонтировать, настраивать сложную технику, аппаратуру и приборы.

50. Очень хорошо знать и соблюдать существующие законы.

51. Работать в сложных и необычных условиях (под землей, на ветру, у доменной печи…, получая за это весьма приличные деньги).

52. Лучше всех ориентироваться в ценах, знать ситуацию на рынке товаров и услуг.

53. Любить все красивое, уметь видеть прекрасное даже там, где другие его не замечают (например, увидеть, что лягушка на самом деле прекрасна).

54. Много работать по домашнему хозяйству, даже в выходные и праздничные дни.

55. Знать «свое место», строго соблюдать неписаные законы поведения в работающей группе, жестко расплачиваться за их нарушение.

56. Не нарушая законов (!), стараться улучшить жизнь общества, коллектива, отдельного человека (чтобы и хорошо всем было, и законы не нарушались…).

57. Жить под открытым небом, питаться чем бог послал и радоваться полной свободе от чего бы то ни было и от кого бы то ни было…

58. Стараться так выращивать животных, птиц и рыб, чтобы из них получалось хорошее мясо, шкура, другая продукция…

59. Самому побольше знать, чтобы было чему учить других.

60. Постоянно быть внимательным и осторожным. Быстро реагировать на все изменения в пути, соблюдать правила дорожного движения.

61. Всегда вовремя питаться и отдыхать, соблюдать режим дня, несмотря ни на какую срочную работу.

62. Думать только о простых, понятных и приятных вещах (есть и такие удивительные профессии).

63. Общаться только с красивыми и здоровыми людьми (а больными и несчастными пусть кто-то другой занимается…).

64. Оказывать людям преимущественно бесплатные услуги (только «за спасибо»…).

65. Вести вольный образ жизни: пить, кутить, гулять (в каких-то профессиях это просто необходимо и без этого сложно строить свои отношения с коллегами).

66. Беречь зрение, поменьше работать с экраном компьютера.

67. Брать подарки и взятки «без всяких там дурацких переживаний», смело используя свое служебное положение и власть (многие большие и видные «деятели» понастроили себе дорогие замки-дачи в пригородах!).

68. Делать на работе все только по-своему.

69. Часто устраивать во время работы перерывы, перекуры, распитие чая и других жидкостей.

70. На пути к своей цели безжалостно и ловко расправляться со своими конкурентами и противниками (чтобы работа была полна интриг и страстей).

71. Делать замечания всем, кто ругается на работе неприличными словами (матом).

72. Бескорыстно отдавать большую часть своих денег больным и немощным людям (и так трудиться долго и самозабвенно).

73. В своих размышлениях основываться только на строгой логике и математике (чтобы все было четко и понятно, как будто «по полочкам разложено»).

74. Смело тратить все свои деньги на шикарные наряды и развлечения, быть настоящим «аристократом» (есть профессии, где без этого нельзя создать себе образ настоящего профессионала, без чего окружающие Вас просто не поймут…).

75. Разводить на работе рыбок, выращивать цветочки, любить все вокруг (чтобы была такая возможность).

76. Работать только с теми людьми, которые лично Вам приятны.

77. Иметь хорошие манеры поведения, быть обаятельным, изысканным, выглядеть благополучным и удачливым в делах.

78. Работать только по вдохновению, только тогда, когда появляется настроение поработать (есть и такие профессии, где иначе ничего не получится).

79. Искренне верить в мистику, в астрологические гороскопы и кофейную гущу, а также использовать все это в своей работе.

80. Иметь возможность отвлекаться и обсуждать во время работы самые разные дела, вести приятные разговоры.

81. Быть готовым к неожиданностям в пути, уметь с честью выходить из самых сложных ситуаций.

82. Уметь признавать свои ошибки и не бояться говорить об этом.

83. Убеждать людей в необходимости беречь свое здоровье (не курить, не пьянствовать, избегать излишеств) и так в основном работать.

84. Уметь легко улыбаться всякому клиенту и посетителю (а они разные бывают, например пьяные и невоспитанные).

85. Нести слово Божие людям.

86. Находить радость в сложных расчетах и составлениях компьютерных программ.

87. Смело вступать в противоборство даже с очень сильными и опасными бандитами.

88. В совершенстве владеть своим голосом, телом, настроением.

89. Соблюдать технику безопасности в работе с механизмами и аппаратурой.

90. Уметь нравиться, убеждать, располагать к себе самых разных людей.

91. Испытывать радость от силы и напряжения своих мышц на работе.

92. Не останавливаться ни перед чем ради получения высокой прибыли.

93. Уметь описывать скучные и банальные вещи очень живо и увлекательно.

94. Уметь делать сразу несколько дел одновременно.

95. Рисковать для достижения своих целей и уметь расплачиваться за ошибки.

96. Уметь организовывать людей, руководить ими.

97. Предвидеть малейшую опасность и вовремя уходить от нее («уносить ноги»…).

98. Часто работать на земле и на свежем воздухе (и в любую погоду…).

99. Добиваться уважения к себе не с помощью грубости и крика, а с помощью доброго и умного слова.

100. Уметь быстро и ловко разбираться с различными инспекторами и «начальниками».

Кодификатор (перечень) основных групп профессий и видов трудовой деятельности (в соответствии с 20 строчками бланка-таблицы)

1. «Странствия» – воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный транспорт; профессии, связанные с длительными дальними экспедициями и командировками и т.п.

2. «Наука» – производство и систематизация знания, независимо от конкретной отрасли этого знания.

3. «Медицина» – практическая помощь больным людям.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.036 с.)