ТРЕНИНГ СПЛОЧЕННОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ГРУППЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТРЕНИНГ СПЛОЧЕННОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ГРУППЕ



1.1 Упражнения на знакомство

Упражнение 1

Мы вместе

Цель: сплочение детского коллектива, налаживание взаимоотношений между воспитанниками отряда.

Вспомогательный материал: разрезанные пополам круги (желтого цвета) по количеству игроков; разрезанные пополам человечки (разного цвета) по количеству участников; разрезанные пополам звезды (синего цвета) по количеству участников; ватман, клей, карандаши для каждого участника занятия.

1. Знакомство.

- игра для знакомства – каждый ребенок называет свое имя и продолжает фразу «Никто из вас не знает, что я умею….».

- детям предлагается продолжить фразу: «Я пришел на занятие, чтобы…», которая выявляет цель посещения занятия.

- настрой участников на работу по теме.

2. Работа по теме.

Детям раздают половинки кругов. Соединив их, участники образуют пары.

А) Участники, объединенные по парам, в течении двух минут смотрят друг другу в глаза. Далее на половинках круга каждый долен нарисовать то, что увидел в глазах своего собеседника.

После проделанной работы подростки должны рассказывать всем, что увидели в глазах своего собеседника, что нарисовали на своих половинках круга. В процессе рассказа ведущий приклеивает половинки кругов на ватман.

Соединив половинки человечков, дети образуют новые пары.

Б) Подростки, объединенные по парам, в течение 5 минут общаются друг с другом, рассказывают о себе, своих особенностях и увлечениях, своей семье, своем детстве. Далее на половинках человечков пишут что-то особенное о своем собеседнике.

После работы подростки рассказывают всем о каких-то особенностях своего партнера. Во время работы ведущий приклеивает половинки человечков на ватман.

Соединив половинки звездочек, дети вновь образуют пары.

В) Участники, объединенные по парам, в течение 2 минут общаются друг с другом, закрыв глаза и соединив руки. Во время этой работы подростки говорят о своем самочувствии, как они себя ощущают в отряде, что нового узнали о себе. Далее на половинках звездочек пишут свои имена и приклеивают свои половинки звездочек на ватман.

Г) Группе дается задание: построить автомобиль. Деталями автомобиля будут руки, ноги и остальные части тела. Участникам необходимо будет придумать также название автомобиля и очинить рассказ о нем как об отряде. Время для выполнения упражнения – 3 минуты.

Рефлексия:

Вопросы для обсуждения: понравилось ли вам занятие? Что нового и полезного для себя вы узнали на этом занятии? Какие трудности были в процессе игры? Какие будут положения ведущему занятия?

 

Упражнение 2

Микроигра «Давайте познакомимся»

Цель: выявить в ходе игры представления детей о проблемах, путях, формах и способах развития личности человека.

Участники: дети и вожатые.

Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, цветная бумага, булавки.

Ход проведения:

Организационный момент игры:

Один из воспитателей-вожатых рассказывает детям о правилах игры. «Сегодня мы с вами будем учиться общаться. Наш девиз – «Давайте познакомимся!». Вам придется работать и общаться в группах, самостоятельно выбирать способ выполнения решения возникающих проблем. Я буду спешить отвечать на ваши вопросы и вместе с вами буду выполнять задания. Итак, начнем!».

Дети расположены так, как им удобно. Задание: Вы видите листы цветной бумаги. Выберите лист с любимым цветом, обведите свою правую ладонь и вырежьте ее и напишите фломастером свое имя. Получится оригинальная визитка, которую мы прикрепим булавкой к вашей одежде.

Задания:

- Объединитесь в группы по цвету своих визиток. (Группы располагаются пол укрепленными в разных местах комнаты цветными листами (шарами)). Познакомьтесь друг с другом в группе:

- Расскажите в своей группе о себе то, что заинтересует ваших товарищей;

- Придумайте совместно имя группы и подготовьте коллективную «визитку» - выступление в любом жанре (песня, танец, сценка, пантомима, сказка, рисунок, попурри и т.д.). Вожатые консультируют группы, направляя детей в нужное русло, если у них возникают трудности с фантазией (что практически никогда не бывает).

Далее следует выступление групп с представлением своих коллективных проектов-визиток.

В конце игры или на итоговой вечерней свечке дети передают изготовленную «ладошку» с рассказом о своих впечатлениях и чувствах, возникших в процессе игры (или прожитого дня), стараются проанализировать причину их возникновения.

«Ладошки» вожатые могут укрепить в отрядном уголке (как оригинальный вариант списка отряда (по палатам, интересам, творческим группам и т.п.).

 

Упражнение 3

Микроигра «Киностудия»

Цель: определение структуры межличностных отношений в отряде и выявление лидеров отряда. Данная игра позволит уточнить гипотезы социометрического наблюдения за детьми отряда, выявить лидеров и структуру отношений в отряде.

Участники: дети и вожатые.

Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, карандаши, бумага.

Ход проведения:

Один из воспитателей-вожатых объявляет о начале игры «Киностудия» и предлагает всем детям отряда представить следующую ситуацию: необходимо снять фильм и для этого выбрать человека, который может организовать съемки фильма.

В процессе обсуждения качеств «режиссера» выбираются две или три кандидатуры. Каждый «режиссер» выбирает себе поочередно помощников, причем каждый следующий помощник выбирается после совместного обсуждения с уже выбранными помощниками.

Образовавшимся микрогруппам предлагается подготовить в течение 15-20 минут сценку на тему, которую они вытягивают их черного ящика, заранее подготовленную вожатыми.

Темы для режиссеров:

- подъем в отряде; - отбой; - уборка помещения; - посещение бассейна; - отряд в столовой; - дежурство в родительский день и т.п.

Представление детьми своего фильма.

После проведения этого творческого дела вожатый просит каждую творческую группу провести анализ своей деятельности и определить, кого из участников творческого процесса следует отметить и наградить памятным призом.

 

 

Упражнение 4

Микроигра «Лидер»

Цель: выявить в ходе игры лидеров отряда и содействовать процессу сплочения в группе.

Участники: дети и вожатые.

Оборудование и инвентарь: магнитофон с записями спокойной музыки, ножницы, фломастеры, жетоны из цветной бумаги.

Ход проведения:

Вожатый объявляет о начале игры «Лидер» и предлагает разбиться всем детям на микрогруппы по 5-6 человек (способы деления на группы различны). В ходе игры детям предлагается выполнить ряд заданий сложность которых возрастает от первого к последнему.

Ведущий игры рассказывает участникам, что игра имеет секрет, который ми будет раскрыт в конце игры. Секрет игры заключается в том, что вожатые-наблюдатели следят за активностью каждого участника и дают ему жетоны определенного цвета (ничего ему не объясняя о назначении цвета):

- белый жетон для лидера-организатора;

- желтый жетон дли лидера-вдохновителя;

- красный жетон для исполнителя;

- зеленый жетон для зрителя.

Чтобы группы сплотились, предлагается задание на оригинальное название временного коллектива. Время выполнения – 3 минуты.

Задание:

1. Сложить быстрее всех разрезанную открытку или какую-нибудь фигуру;

2. Нарисовать коллективный рисунок по общей теме (предмет или выразить чувства, настроение). Время выполнения – 5 минут;

3. Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме за 4 минуты;

4. Составить кроссворд из 5 вопросов по определенной теме: спорт, страны мира, живопись, природа, каникулы, лагерь и т.п. Время выполнения – 5 минут;

5. Написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву. Врем выполнения – 3 минуты.

6. Инсценировать сказку в различных жанрах либо написанный прежде рассказ. На подготовку – 5 минут.

После окончания всех конкурсов вожатый просит участников показать свои жетоны вожатым-наблюдателям, которые фиксируют их в протоколе. Настало время раскрыть «секрет» и наградить лидеров-победителей: «лидер-организатор», «лидер-вдохновитель». Не следует забывать и об «исполнителях», и о «зрителях».

Информация для вожатых (количество жетонов равно количеству заданий). Можно увидеть, что определенная гамма цветов характерна для определенных участников. Сразу видно, кто из детей имеет ярко выраженную позицию.

 

1.2 Упражнения на сплоченность в группе

Магия вашего имени

Упражнение 1

Рукопожатие и поклон

 

Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах (10 минут).

Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у разных народов. Заранее предупредите участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:

- объятие и тройной поцелуй в обе щеки по очереди (Россия);

- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

- рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

- легкий поклон, ладони сложены перед любом (Индия);

- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

- поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия)%

- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия)%

- потереться друг о друга носами (традиция Эскимосов).

 

 

Упражнение 2

Поздоровайся локтями

 

Участники здороваются, прикоснувшись локтями (10 минут)

Подготовка: Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.

Попросите участников встать в круг.

Предложите всем рассчитаться на «один - четыре» и сделать следующее:

- каждый «первый номер» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

- каждый «второй номер» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

- каждый «тритий номер» кладет левую руку на левое бедро, правую руку - на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

- каждый «четвертый номер» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, проста назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Замечания:

Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

Упражнение 3

Круг имен

 

Участники запоминают имена друг друга (10-15 минут).

Подготовка: принести с собой симпатичную плюшевую игрушку с забавным именем.

Группа усаживается в круг.

Начните игру, назвав свое имя. Кроме того, представьте игрушечную зверушку, например: «Эту очаровательную маленькую мышку зовут Чарли». Потом передайте мышку своему соседу слева. Он продолжает игру, указывая на Вас и говоря, к примеру: «Это Миша. Это Чарли, а меня зовут…. (Денис)». Игрушка передается по часовой стрелке, и каждый, к кому она попадает, прежде чем представиться самому участнику, он повторяет все названные имена (а также имя игрушки).

Участник, чье имя было названо неверно, встает со стула. Она сможет снова сесть только тогда, когда имя будет произнесено правильно кем-нибудь из последующих игроков.

Замечания: Очень большую группу следует разделить на подгруппы по двенадцать-шестнадцать человек.

 

 

Упражнение 4

Летающие имена

 

Это интересная игра, в которой тело помогает памяти выучить имена участников. (15 минут).

Подготовка: Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Кроме того, Вам понадобятся два-три маленьких мячика или мешочка с фасолью.

Попросите группу встать в круг.

Сначала участники перебрасывают друг другу один мяч. И каждый таз тот, кто его ловит, произносит свое имя: «Я Сергей», «Я Мария»… Продолжайте играть до тех пор, пока каждый член группы не получит мяч по крайней мере по одному разу.

Во втором раунде участники должны называть имена тех, кому перебрасывают мяч «Внимание, Сергей!». Поймавший называет имя того, от кого к нему прилетел мяч «Спасибо, Мария!»… Это этап длится до тех пор, пока каждый не вступит в игру по меньшей мере один раз.

Теперь каждый бросает мяч тому, от кого он был получен в предыдущем раунде, называя его имя: «Внимание, Светлана!». Примерно в середине раунда введите в игру второй мяч, который будет перебрасываться членами группы по тем же правилам параллельно с первым. Если в группе более двадцати участников, можно использовать три мяча.

Через 2-3 минуты можно предложить игрокам начать ходить кругом по комнате и продолжать кидать мячи в том же порядке. Каждый внимательно следит за тем, от кого он получил мяч и кому должен его перебросить.

 

Упражнение 5

Поймай!

 

Эта игра развивает фантазию и помогает членам группы запомнить имена друг друга (10 минут).

Участники становятся в круг, а ведущий объясняет правила игры и начинает игру с воображаемым мячом. Сложите руки так, будто держите небольшой мяч. Потом пару раз подбросьте этот «мяч» в воздух, чтобы каждый мог «увидеть» его величину и вес. Пустите воображаемый мяч по кругу, чтобы каждый участник тоже мог «почувствовать» его.

Теперь бросьте мяч кому-нибудь в кругу, прокричав при этом имя адресата: «Привет, Зина, поймай мой мяч!» Зина ловит воображаемый мяч п перебрасывает его другому члену группы, крикнув: «Привет, Петя, лови!». Когда каждый получит «мяч», можно переходить к следующему этапу игры.

Далее участники свободно перебрасывают друг другу разные воображаемые предметы, называя их: конфетку, горячую картошку, помидор, яблоко, плитку шоколада, яйцо и т.д. При этом «выбирая» и «бросая» тот или иной объект, игроки бессознательно выражают свои чувства друг к другу.

Замечания: Следите за тем, чтобы движения при броске и ловле по возможности точно соответствовали выбранному предмету.

 

 

Упражнение 6

Вперед!

 

В этой азартной игре участникам предоставляется прекрасная возможность закрепить в памяти имена друг друга (10 минут).

Участники усаживаются на стульях в круг.

Вначале ведущий сам становится в середину круга. Выбирает одного из игроков и задает ему вопрос: «Денис, кого из здесь присутствующих ты бы хотел видеть в качестве своего друга?»

Денис называет имена двух членов группы. (Соседи справа и слева исключаются!) Эти игроки и оба соседа Дениса меняются местами. При этом сам Денис остается сидеть на месте. Во время перемены мест ведущий в кругу также пытается занять освобождающийся стул. Другими словами, пять человек претендуют на четыре стула.

Другой вариант этой же игры. Ведущий кричит: «Вперед!» Тогда каждый член группы должен пересесть на другое место (на соседние стулья садиться нельзя!). В этом случае ведущий также пытается занять свободный стул.

Игру продолжает вести тот, кто не успел занять стул.

 

 

Упражнение 7

Быть в центре

 

Эта игра может вызвать у членов группы сильные переживания (10 минут)

Игроки встают в круг.

Спросите у членов группы, кто из них смог бы в течение некоторого времени быть в центре сосредоточенного внимания всех остальных.

Доброволец становится в середину круга.

Остальные члены группы садятся на корточки, держа руки за спиной. Потом все медленно вытягивают руки вперед и одновременно поднимаются. При этом они все время повторяют имя добровольца, стоящего в середине.

Затем члены группы поднимают руки вверх над головой и все ближе подходят к добровольцу в середине круга. Одновременно они все громче и громче произносят его имя.

Игроки подходят к человеку в середине круга так близко, как только могут. При этом касаться его нельзя.

Игра заканчивается, когда все участники побывают в середине круга.

 

 

Знакомимся друг с другом

Упражнение 8

Угадай, о ком идет речь.

 

Каждый участник описывает – по возможности объективно и безоценочно – одного члена группы по выбору. Все остальные пытаются угадать, о ком идет речь. (30 минут).

Материалы: Бумага, карандаши.

Члены группы рассаживаются за столами так, чтобы все могли видеть друг друга.

Каждый участник выбирает кого-нибудь из группы и письменно фиксирует его особенности: черты лица, одежду, строение тела, характерные движения.

Не следует давать никаких психологических заключений. Например, нельзя говорить: «этот человек нервный, сейчас в хорошем настроении, преисполнен сознания собственного достоинства…» (и т.п.).

Описание должно быть по возможности более точным, но не содержать указаний, которые позволили бы сразу же установить личность выбранного человека.

Членам группы следует работать аккуратно, чтобы никто не заметил, за кем ведется наблюдение. На составление письменного портрета отводится 6 минут.

Один за другим участники зачитываю свои заметки, а остальные каждый раз отгадывают, кто был описан.

Замечания: Обратите внимание участников на то, как сложно проявлять друг к другу внимание и при этом суметь не обидеть человека, и сохранять объективность.

 

Упражнение 9

Представление с чужих слов

 

Каждый участник характеризует себя от имени своих знакомых, родных, друзей (выбрать надо одного человека) (30 минут).

Материалы: бумажные салфетки.

Каждый участник решает, с чьих слов он будет представлять себя. Это может быть любой человек, достаточно знакомый с ним: партнер, начальник, ребенок, друг и т.д., однако среди членов группы его быть не должно.

Из салфетки изготавливается маленькая фигурка, символизирующая выбранного человека.

Тот, кто готов к представлению, поднимается со стула, держа в руках бумажную фигурку, «от лица» которой он говорит: «Я – приятель Олега. Я хочу сказать буквально пару слов о нем и та, чтобы сам Олег был бы со мной согласен. Олег очень сдержанный человек и не очень охотно оказывается в центре внимания…».

После того как все участники выполнят упражнение, наступает время обратной связи, вопросов и замечаний.

Замечания:

Данная игра приводит некоторых людей с вмещение. Бумажные фигурки часто служат своеобразной психологической защитой: от их имени участникам бывает легче говорить о себе, своих особенностях.

Изготовление бумажных фигур, помимо прочего, - это прекрасная возможность проявить изобретательность и искусность.

Упражнение 10

Журналисты

 

Первое впечатление о человеке может быть творчески переработано (60 минут).

Материалы: бумага и карандаши по количеству участников.

Предложите участникам поставить стулья в два ряда, так чтобы они были обращены друг к другу. Каждый член группы может выбрать себе партнера из противоположного ряда, но с тем же успехом участники могут положиться и на волю случая.

У партнеров, сидящих напротив, есть 5 минут, чтобы побеседовать и узнать друг о друге как можно больше. Они могут задавать вопросы или рассказывать о себе. Оба партнера должны постараться получить сравнительно точное и глубокое представление друг о друге, так как эти знания понадобятся в ходе игры.

Через 5 минут пары разделяются так, чтобы не видеть друг друга.

Каждый игрок представляет себе, что стал журналистом, который пишет короткую заметку о своем партнере в местную газету. В этой статье должно быть переработано как зрительное впечатление от человека, так и информация, полученная во время беседы с ним (10 минут).

После этого все снова собираются вместе и усаживаются в кружок. Один за другим участники представляют партнеров, зачитывая свои статьи. Описываемый человек имеет возможность согласиться с верными утверждениями и скорректировать ошибки.

Замечания:

Эта игра способствует тренировке памяти, развитию наблюдательности и интуиции. Кроме того, очень приятно получить внимание со стороны другого!

 

 

Упражнение 11

Солнце светит для тех, кто…

 

Эта игра способствует развитию чувства сплоченности (15 минут).

Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.

Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть.

Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто…» Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для каждого, кто… любит проводить отпуск на море… терпеть не может курильщиков… питается по-вегетариански…»). Хорошо, если члены группы вспомнить как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви даже политических убеждениях.

Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть переработана как ведущим, так и каждым участником для себя лично.

Подведение итогов: пусть игроки ответят на следующие вопросы:

- что стало для меня неожиданностью?

- чувствую ли я, что нашел достаточно «родственных душ»?

- радует ли меня, что между нами так много общего?

 

 

Упражнение 12

Правда или ложь

 

Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости (45 минут).

Подготовка: члены группы садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш.

Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна – нет.

Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что – нет. При этом все мнения должны обосновываться.

Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

Игры, которые объединяют

Упражнение 13

Японская бабочка

 

Эту игру можно считать метафорически отображением постепенного вовлечения людей в групповую работу (10 минут).

Подготовка: Отставьте столы и стулья в сторону.

Выберите участника, который будет играть роль «тори». «Тори» - это по японски «птица». Все остальные – «бабочки».

Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори.

Время от времени одна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока.

Как только Бабочка поймана, она тоже становится в центр Грука, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующих Бабочек.

Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна Бабочка. Эта Бабочка становится новым Тори во втором раунде, но Вы можете закончить игру и на этом. В таком случае Бабочка описывает еще один круг вокруг группы и приветствует каждого Тори на японский манер (легкий поклон, руги по бокам).

Упражнение 14

Поговорим!

 

В этой игре участники знакомятся друг с другом и учатся свободно, без подготовки, говорить в группе.

Подготовка: Вам понадобятся мяч секундомер и лист бумаги, на котором написано название темы (ее предстоит развивать участникам). Темы должны соответствовать интересам игроков.

Проинформируйте участников о целях игры: в течение минуты нужно говорить на заданную тему, не делая пауз. Все отступления от темы запрещены; связанность, логика, посторенние фраз – дело второстепенное; важнее всего непрерывный поток речи.

Никто не должен перебивать или комментировать оратора. Говорит только тот, кто держит в руках мяч.

Группа сидит в кругу, оратор должен стоять либо на своем месте, либо в центре круга.

Вручите кому-нибудь из членов группы мяч и отметьте начало действия, крикнув: «на старт, внимание, марш!» Следите за временем. Через минуту скажите «Стоп!».

Выступавший участник передает мяч другому члену группы, а Вы в этот момент задаете новую тему.

Замечания: будьте внимательны при распределении тем: старайтесь подобрать такую тему, раскрыть которую будет оратору по силам.

Возможные варианты:

- похвала лени.

- как можно расположить к себе человека;

- преимущество медлительности;

- как педагог может «убить» интерес своих воспитанников к делу;

- что такое дружба, и что такое любовь;

- ошибки, которые может совершить каждый;

- как можно позаботиться о плохом настроении товарищей в отряде;

- как можно настроить против себя товарища;

- что можно сделать, когда влюбляешься;

- что можно сделать, когда плохо себя чувствуешь.

Упражнение 15

Секреты

 

В этой игре каждый участник пытается сохранить свой секрет.

Подготовка: оставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.

Подготовьте для каждого члена группы по карточке, на которой написано имя известного человека: актера, поэта, психолога, философа, ученого, политика и т.д. Кроме того, понадобятся листы бумаги и карандаши (по числу участников).

Прикрепите английской булавкой на спине каждого игрока карточку.

Объявите цель игры: каждый игрок пытается скрыть свою карточку от глаз остальных. С другой стороны, нужно попытаться увидеть как можно больше чужих карточек и записать замеченные имена. Касаться других не разрешается.

Если два участника коснутся друг друга, у них будет 10 секунд на то, чтобы определить, кто именно отвечает за нарушение правил.

Игрок-нарушитель может дальше участвовать в игре, но только оставаясь на одном месте. Если за отведенное время игрокам не удалось решить, кто из них виноват. Тогда в течение всей игры двигаться не будут оба.

Начните игру и внимательно следите за выполнением правил.

Как только Вы крикнете «Стоп», каждый должен сообщить, сколько имен он записал, и громко прочесть эти имена. Игрок, записавший больше всех имен, - победитель.

Подводя итоги, обсудите следующие вопросы:

- кто особенно ловко скрывал свою карточку;

- было ли вам трудно защитить свой секрет;

- какие стратегии вы использовали для достижения цели;

- кому было особо интересно узнать имя, написанное на вашей карточке?

 

 

Упражнение 16

Покажи свою руку

 

Это простое задание способствует возникновению и росту доверия между участниками (20 минут)

Каждый участники выбирает себе партнера, который ему интересен, и садится напротив него.

Игроки вытягивают левую руку ладонью вверх, чтобы партнер мог познакомиться с этой рукой. Он должен разглядеть ее со всех сторон, потрогать, повертеть…

Затем игроки в парах обсуждают свои впечатления, разговаривают о величине и форме руки, об украшениях и т.д. Каждый пытается оценить руку как символ и выражение целостной личности своего партнера и сделать вывод о способностях этого человека, о роде его деятельности. На выполнение задания отводится 5-10 минут.

Затем все пары собираются вместе, чтобы поговорить о том, что они чувствовали в процессе выполнения упражнения (5 минут).

В конце игры каждый представляет партнера всей группе.

 

 

Упражнение 17

Отражение

 

Эта игра дает возможность потренировать умение настраиваться на другого. Упражнение требует высокого уровня концентрации (15 минут)

Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии вытянутой руги друг перед другом. Они протягивают руки на высоте груди, ладони находятся на расстоянии 2-3 см от ладоней партнера. Для этого упражнения важно, чтобы ладони не соприкасались.

Сначала более высокий игрок становится «ведущим» и начинает медленно двигать обеими руками, при этом руки партнера должны следовать за этими движениями настолько синхронно как будто они – отражение. На выполнение задания отводится 2 минуты.

Затем «ведущим» становится второй участник и выполняет то же упражнение, стараясь действовать так, чтобы партнер мог точно следовать за его движениями (2 минуты).

На следующем этапе инициативы в движении рук должна поочередно переходить от одного партнера к другому. В этом раунде особенно полезно установить зрительный контакт и действовать очень осторожно и медленно. На выполнение задания отводится 2 минуты.

В течение следующих 5 минут игроки обмениваются впечатлениями о совместной работе (обсуждают, насколько успешно им удавалось взаимодействовать).

В конце игры все члены групп собираются вместе, и каждый, основываясь на совместном выполнении упражнения, пытается как можно более детально описать личность партнера.

 

 

Упражнение 18

Спиной к спине

 

Это красивое упражнение на взаимодействие, которое одновременно способствует и воодушевлению, и расслаблению членов группы (5 минут).

Каждый игрок выбирает партнера, который вызывает у него интерес.

Партнеры становятся спиной к спине (или садятся таким образом на пол). Важно, чтобы их спины плотно соприкасались, от предплечий до крестца.

Объясните участникам, что это игра на «отражение»: один делает спиной разные движения, а другой повторяет их как можно точнее.

В первом раунде инициативу проявляет партнер меньшего роста. Движения, которые он выполняет, должны быть медленными, чтобы второму игроку было легко следовать за ними.

После того как работа стала более или менее слаженной и партнерам удалось в достаточной степени раскрепоститься, первый игрок может делать чуть более быстрые и экстравагантные движения. Участники не должны переговариваться. На выполнение задания отводится 2 минуты.

Во втором раунде инициативу перехватывает второй партнер (2 минуты).

В конце игры партнеры обсуждают полученный опыт:

- что получалось хорошо?

- что не совсем удалось?

- что было неожиданным?

- насколько гибким изобретательным был партнер?

 

Рассказываем истории

Упражнение 19

Автобиография по эпохам

 

Эта игра предоставляет хорошую возможность рассказать о себе, лучше узнать других и потренировать память (45 минут)

Подготовка: расставьте стулья парами по всей комнате, чтобы участники могли спокойно поговорить друг с другом.

Каждый участник выбирает себе партнера из числа тех, кого он еще не знает. Партнеры решают, кто будет говорить о себе первым (А), кто вторым (Б).

В течении 3 минут А рассказывает Б что-нибудь о своей жизни в хронологическом порядке, начиная с самого рождения. Второй игрок просто слушает, не задавая вопросов и не комментируя услышанное. Через 3 минуты игроки меняются ролями, и теперь уже Б рассказывает о своей жизни. Объясните участникам, что у каждого есть примерно 10 минут, в течение которых он сможет пообщаться с разными членами группы и вкратце рассказать о своей жизни.

Во втором раунде встречаются новые партнеры и снова решают, кто будет А, кто- Б. Первый игрок продолжает рассказ о себе: он должен начать с того места, где остановился в прошлый раз. Необходимо учитывать, что новый слушатель ничего не знает об игроке, следовательно, последнему надо в двух словах пересказать то, о чем он говорил в предыдущем раунде. Через 3 минуты игроки вновь меняются ролями.

В третьем раунде участники должны попытаться довести историю своей жизни до текущего момента (3 минуты).

В четвертом раунде у каждого игрока есть 3 минуты на то, чтобы поговорить в своем будущем.

Каждый игрок может быть представлен группе одним из своих партнеров.

 

 

Упражнение 20

Быть в центре

Игра позволяет наладить контакт между членами группы (30 минут).

Расскажите о целях игры. Каждый игрок должен поочередно знакомиться с членами группы и что-то рассказывать о себе. Поскольку на общение в парах отводится всего 2 минуты, игрокам придется сконцентрировать свое внимание.

Каждый участник игры находит партнера, с которым еще не знаком. Участники решают, кто будет говорить первым (А), кто вторым – (Б).

В течении 2 минут игрок А рассказывает партнеру какой-нибудь эпизод из своей жизни. Он сам выбирает для рассказа то, что определяет его личность, его мировоззрение. Партнер слушает, не задавая вопросов. Через 2 минуты игроки меняются ролями.

Потом вместе собираются две пары, и каждый игрок рассказывает остальным, что узнал о своем партнере. На выполнение задании отводится 6-8 минут.

В конце игры все ее участники собираются на общее обсуждение, и каждый представляет своего партнера.

 

 

Варианты:

Если «четверкам» будет предоставлено больше времени, то игроки смогут задать вопросы и глубже прочувствовать жизненные истории друг друга. Дополнительно можно очертить круг тем для обсуждения:

- важнейшие этапы моей профессиональной деятельности;

- поворотный пункт моей жизни;

- люди, от которых я многое узнал;

- места, в которых я жил;

- установки родителей, повлиявшие на становление моей личности;

- предрассудки, от которых я избавился;

- мое духовное развитие и др.

 

Упражнение 21

Сильные чувства

Каждый участник рассказывает о людях, по отношению к которым испытывает сильные чувства (60 минут).

Участники делятся на «четверки» и садятся вместе.

Каждый игрок рассказывает членам подгруппы о двух-трех людях из своего профессионального окружения, к которым он испытывает сильные чувства.

После этого члены команды создают скульптурную композицию. Рассказчик выбирает игрока, который будет представлять его самого. Остальные изображают тех людей, о которых шла речь. Важен сам способ расстановки участников. Рассказчик располагает каждого участника на нужном расстоянии от себя и задает ему соответствующее положение тела.

Когда рассказчик будет удовлетворен скульптурой, он говорит о том, посему эти люди вызывали у него сильные чувства, как на сегодняшний день он видит свои отношения с ними, чему он научился благодаря им, остались ил между ними непроясненные вопросы. Также рассказчик может попытаться ответить на вопрос, какую роль играет в этих отношениях его «внутренний ребенок». Каждому отпускается 10 минут времени.

Варианты: игроки могут рассказывать о своих друзьях, близких, родных.

Упражнение 22

Представь себя другим

 

Очень необычный способ представления, который дает возможность говорящему отстраниться от всей реальной биографии и посмотреть на себя по-новому (40 минут).



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.019 с.)