Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Толерантность в ее определении и понимании↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: ознакомить подростков с понятием «толерантность»; стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности тремя способами: 1) на основе выработки «научного определения», 2) посредством экспрессивной формы, 3) с использованием ассоциативного ряда. Упражнение 101 Разминка – знакомство
Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (возможен псевдоним). Процедура проведения (возможные варианты). Процедура проведения (возможные варианты).
Упражнение «Снежный ком» Участники группы садятся в круг. Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.
Упражнение «Сосед справа, сосед слева». Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее. Разминка. Цели: - создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе; - повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы; Необходимое время: 10 минут. Упражнение «Чем мы похожи» Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста, возраста и т.п.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Упражнение «Комплименты» Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Упражнение 102 Что такое толерантность
Цели: - дать возможность участникам сформулировать понятие толерантности; - показать многоаспектность понятия «толерантность» Необходимое время – 30 минут. Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана. Крупно и красиво напишите эти определения на листах ватмана следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность – это…», а на другой – определения. Перед началом занятия прикрепите эти листы на доску или на стены так, чтобы на лицевой стороне было написано «Толерантность – это…». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной. Определения толерантности: 1. Сотрудничество, дух партнерства 2. Готовность мириться с чужим мнением 3. Уважение человеческого достоинства 4. Уважение прав других 5. Принятие другого таким, какой он есть 6. Способность поставить себя на место другого 7. Уважение права быть иным 8. Признание многообразия 9. Признание равенства других 10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению 11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы оп 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить и в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана. После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним. Обсуждение: Ведущий задает следующие вопросы: - Что отличает каждое определение? - Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений? - Какое определение наиболее удачно? - Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»? В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты: - понятие «толерантность» имеет множество сторон; - каждое из определений выявило какую-то отдельную грань понятия. Рефлексия занятия: - Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик. - Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
Упражнение 103 Толерантность: что это?
Цели: (см. предыдущее упражнение) Разминка. Упражнение «Общий ритм» Цель: повышение сплоченности группы. Необходимое время: 5 минут. Процедура проведения: Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши определенной скоростью задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, на ним – следующий и т.д. Должно создаться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм. Модификация упражнения. Ведущий отбивает в ладоши какую-нибудь несложную музыкальную фразу. Затем каждый по очереди ее повторяет (возможно одновременное отбивание ритма всей группой).
Упражнение 104 Упражнение «Эмблема толерантности»
Цели: продолжение работы с определениями толерантности; развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения. Необходимое время: 20 минут. Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч. Процедура проведения: Во время предыдущей встречи участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны – участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение – 3-5 минут). Заключительный этап упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы.
Упражнение 105 Упражнение «Пантомима толерантности»
Цель: продолжение работы с определениями толерантности; развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения. Необходимое время: 15 минут. Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы – моток веревки, лента, принадлежности для рисования. Процедура проведения: Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы – 5 минут. Обсуждение: Ведущий задает следующие вопросы: - какая пантомима была наиболее «однозначной» инее вызывала затруднений при угадывании? - с какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?
Упражнение 106 Лукошко Цели: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; - развитие фантазии, творческого мышления. Необходимое время: 10 минут. Материалы: лукошко или пакте с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер-сюрпризов), значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы. Процедура проведения: Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантность. Например: «Мне достался мячик. Но напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру» (и т.п.) Рефлексия: - что нового вы узнали о понятии «толерантность» по сравнению с предыдущим занятием? - какие стороны и аспекты толерантности в наибольшей степени характеризуют это понятие?
Упражнение 107 Лекция «Чем отличается толерантная личность от интолерантной»
Цель: ознакомление с представлениями психологов о толерантной личности. Необходимое время: 20 минут. Процедура проведения: Ведущий читает лекцию об основных отличиях толерантной личности от интолерантной. Лекция на тему «Чем отличается толерантная личность от интолерантной» (подготовлена на основе работ Г. Оллпорта): Деление людей на толерантный и интолерантные является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.
1. Знание самого себя. Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больше разным между «Я-идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы Я хотел стать) и «Я-реальным» (представлением о том, какой я есть на самом деле), чем у интолерантного человеку (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих. 2. Защищенность Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться – важное условие формирования толерантной личности. 3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не ми. Толерантные люди напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп – не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют мне вред. 4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части – черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей – плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чуждой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения. 5. Ориентация на себя – ориентация на других Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе. Теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться. Исследования психологов показали, что стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии. 6. Приверженность к порядку. Психологи обнаружили, что Интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план. Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности. Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своем стремлении принадлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства. 7. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях. Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, что продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей. В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных подростков. В течение 20 минут юноши одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил заполнить опросник, выявляющий степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные подростки оценивали своих партнеров по эксперименту подобно своим собственным убеждениям, т.е. они выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле. Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях – они более адекватно оценивали как толерантных, так и интолерантных собеседников. 8. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими. 9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть и контроль над другими (Наполеон, Бисмарк), в то время как для толерантных более свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн и т.п.). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе. Вывод: Таким образом, выделяются два пути развития личности: Интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь – путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Я и группа
Цель: дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними; показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим; показать, как толерантность к другим вырастает на толерантности к себе и толерантности по отношению к партнерам по группе; показать функциональную роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности; поддержать процесс формирования у подростков позитивной самооценки; дать возможность осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие; показать, как можно сделать общение толерантным.
Упражнение 108 Превращение
Цель: самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств. Необходимое время: 10 минут. Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: «Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком стихов…)»; «Если бы я был едой, то я был бы… (кашей, пирожком, картошкой…)»; «Если бы я был взрослым, то я был бы…. (….); «Если бы я был песней, то я был бы…»; «Если бы я был музыкой, то я был бы…»; «Если бы я был явлением природы, то я был бы…»; «Если бы я был видом транспорта, то я был бы…» (и др.). Все участники отвечают по кругу. Примечание: Любые высказывания участника, другими должны восприниматься «толерантно» (с пониманием, и принятием).
Упражнение 109 Черты толерантной личности
Цели: ознакомить участников с основными чертами толерантной личности; дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности. Необходимое время: 15 минут. Материалы: бланки опросника для каждого участника. Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену: Черты толерантной личности
Процедура проведения: Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности. Инструкция: Сначала в колонке А поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех трех черт, которые у Вас наименее выражены; Затем в колонке В поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности; Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 3-5 минут. Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы). Участники получают возможность: - сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением; - сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.
Упражнение 110 Волшебная лавка
Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств ми не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми. Необходимое время: 20 минут. Процедура проведения: Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске. Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается одни из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «0» в колонке А опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него). Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком. Рефлексия занятия: - какие качества присущи толерантной личности; - какие качества характерны для интолерантной личности; - каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?
Упражнение 111 Построиться по росту
Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе. Необходимое время: 5 минут. Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (дугой вариант: встать по кругу). Может быть несколько попыток.
Упражнение 112 Аплодисменты
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы. Необходимое время: 5 минут. Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать. Кататься на горных лыжах. Любит смотреть сериалы. Мечтает научиться играть в большой теннис» и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал. Вторая часть: Оставшиеся сидеть ребята встают по очереди и сами объявляют свои интересы и способности, а те, кто также интересуется заявленным хобби встают (или выходят вперед). Остальные участники аплодируют каждому выступающему.
Упражнение 113 Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»
Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу. Необходимое время: 20 минут. Материалы: бланки с табличками для каждого участника.
Подготовка: Нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках. Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должны записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордится. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области. Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверии в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки. Заполненные памятки остаются у участников.
Упражнение 114 Неуверенный – уверенный – самоуверенный
Цель: дать опыт проживания психологических состояний неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе; исследовать стили общения, соответствующие этим состояниям. Необходимое время: 20 минут. Процедура проведения: Участники стоят в кругу. Ведущий дает следующую инструкцию: Иногда мы чувствуем свое превосходство над другими людьми и ведем себя крайне самоуверенно, а иногда мы бываем не уверены в себе и страдаем от этого. Но можно быть уверенным человеком, не являясь при этом высокомерным. Уверенный в себе человек всегда вызывает у окружающих доверие и симпатию. Сейчас мы попробуем почувствовать каждое из этих состояний. Ведущий разбивает участников на пары. Один из партнеров исполняет роль самоуверенного, а другой – неуверенного в себе человека. Каждый из них должен принять такую позу, чтобы всем было видно, кто какую роль исполняет. Тот, кто играет роль «самоуверенного», рассказывает своему партнеру о том, что ему дает ощущение превосходства: описывает позу, голос, манеру общаться, мысли, поступки, которые он может совершить. Например: «Я горд, У меня прямая спина. У меня громкий и четкий голос. Меня мало заботит мнение окружающих. Я привык, чтобы мне уступали дорогу, когда я иду. Я не выношу критики в свой адрес и всегда смогу поставить другого на место!». В свою очередь «неуверенный» рассказывает о себе по тому же плану. Например: «Я могу смотреть только в пол. Мои плечи опущены. Я говорю тихим голосом. Меня не за что любить, мне кажется, все видно мое состояние. У меня не получается быть интересным, я не пользуюсь популярностью». Затем участники обмениваются ролями и повторяют процедуру вновь. После этого ведущий предлагает обоим партнерам попробовать почувствовать себя уверенными людьми, которые ни над кем не возносятся, но и не чувствуют себя хуже других. В заключение ведущий обращается к участникам с вопросами: - чем отличается ваше поведение, когда вы уверены в себе? - как вы себя при этом чувствуете? - расскажите друг другу, что вам больше всего нравится в состоянии, когда вы «равны»; - каковы основные характеристики уверенного в себе человека? Чем он отличается от самоуверенного? Часто ли вы встречали уверенных в себе людей? - расскажите о своих чувствах в роли неуверенного, уверенного и самоуверенного человека. Рефлексия занятия: Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям? Легко ли было обнаружить в себе какие-нибудь положительные черты, способности и похвалить себя.
Упражнение 115 На какого сказочного героя я похож
Цель: возможность самовыражения и самораскрытия в метафорической форме, получение обратной связи от участников группы, формирование навыков точного межличностного восприятия. Необходимое время: 10 минут. Материалы: мяч. Процедура проведения: Ведущий предлагает одному из присутствующих выбрать среди участников группы человека, вызывающего у него ассоциации с каким-нибудь персонажем из сказки или героем мультфильма, и бросить ему мяч. При этом нужно сказать, кого именно напоминает ему данный участник (например: «Аня. Мне кажется, ты похожа на русалочку», «Витя, мне кажется, что ты похож на кота Бегемота из «Мастера и Маргариты»). Участник ловит мяч и бросает его другому, называя персонаж, с которым ассоциируется этот человек, и так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Попросите членов группы запоминать, от кого они получают мяч и что им при этом говорят. Последний участник, к которому попал мяч, должен бросить его человеку, от которого мяч только что был получен и высказать свое мнение относительно его ассоциации (например: «Витя, ты сказал, что я похож на крокодила Гену, а на самом деле я чувствую себя Чеширским Котом»). Цепочка продолжается, таким образом, раскручиваться в обратном направлении.
Упражнение 116 Пять добрых слов
Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку. Необходимое время: 15 минут. Материалы: принадлежности для рисования. Процедура проведения: Участники разбиваются на подгруппы по пять человек (произвольно). Инструкция: Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чуждого рисунка вы пишите какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например: «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.п.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. Упражнение можно продолжать. Когда все надписи будет сделаны, ведущий собирает рисунки и зачитывает «комплименты», а группа должна догадаться, кому они предназначаются. В конце упражнения участники забирают листы со своими ладошками, еще одну памятку на «черный день». Обсуждение: Какие чувства ты испытывал, когда читал надписи на своей «руке»? Все ли твои достоинства, о которых написали другие, были тебе известны? Упражнение 117 Что моя вещь знает обо мне
Цели: самораскрытие, самопознание; повышение внутригруппового доверия. Необходимое время: 20 минут. Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Один из участников берет в руки какой-то из своих предметов и от лица этого предмета рассказывает о своем хозяине. Например: «Я – Катина булавка, я знаю ее не так давно, но могу рассказать о ней…». Таким же образом рассказывают о себе все участники группы. При обсуждении ведущий подчеркивает, что умение раскрыться перед другими – важнейшее личностное качества, способствующее установлению близких отношений с людьми. Если человек предпочитает не рассказывать о своих переживаниях и надеждах, промахах и неудачах, это создает у других впечатление его благополучия и успешности, но платой за это становится невозможность построения искренних отношений, неумение попросить о помощи.
Упражнение 118 Какой Я
Цель: дать возможность подростку осознать себя и увидеть, насколько соответствует его Я-образ тому, каким его видят окружающие. Необходимое время: 30 минут Процедура проведения: Каждый получает лист бумаги и дели его на четыре части
Заполните таблицу по 1-3 столбцам. Затем сверните свои листы так, чтобы их ответов не было видно, и передайте соседу слева. Таким образом каждый участник получает лист от соседа слева. На оставшейся части листа (столбец 4) он должен дать ему 5 характеристик. После этого ведущий собирает листы и перемешивает их. По очереди зачитываются характеристики из последнего столбика, а группа должна угадать, о ком идет речь. Затем обсуждается, насколько группа согласна с этим портретом. Наконец, листы возвращаются участникам, и они сравнивают все четыре набора ответов, самостоятельно анализируя их сходство и различия. Рефлексия занятия: Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное? Насколько хорошо вы, на ваш взгляд, знаете себя? Толерантность к другим Цели: показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим; показать, как толерантность к другим вырастает на толерантности к себе и толерантности по отношению к партнерам по группе; показать функциональную роль чувства собственного достоинства в системе самоотношения личности; поддержать процесс формирования у подростков позитивной самооценки; дать возможность осознать свои способности, личностные черты и сопоставить свой портрет с тем, каким его видят окружающие; показать, какими способами можно сделать общение толерантным; показать масштабы и опасность проявлений нетерпимости между народами и культурами; дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур; развить социальное воображение и социальную перцепцию, сформировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями другой культуры, людьми, исповедующими другие взгляды, и т.п., помочь осознать многообразие культур. Упражнение 119 Это здорово!
Цель: повышение самооценки, получение поддержки от группы. Необходимое время: 7 минут. Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу. Инструкция: Сейчас кто-нибудь из вас выйдет в круг и скажет о любом своем качестве, умении или таланте (например, «я обожаю танцевать», «я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить: «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди.
Упражнение 120 Порадуй меня
Цель: развитие социальной интуиции, чувствит
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.250 (0.022 с.) |