Главный смысл толерантности – социально-технологический




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главный смысл толерантности – социально-технологический



Толерантность возникла и развилась именно как компенсаторный механизм для смягчения противоречий между труднопримиримыми (или непримиримыми) идейными и мировоззренческими позициями.

«Исторически,– отмечает Л.В. Скворцов,– толерантность как духовное (а не физиологическое) явление осмысливается и получает свое определение как реакция на последствия мировоззренческого конфликта, становящегося предпосылкой религиозных войн» . В этой связи можно сказать, что главный смысл толерантности – социально-технологический.

Она есть не что иное, как средство для установления гражданского мира и нормальных отношений в обществе, а в конечном итоге – для торжества идеала любви к ближнему и братства людей.

Следовательно, толерантность может рассматриваться именно как оборотная сторона, диалектическая противоположность наличия каких-либо непримиримых противоречий в образе мыслей и образе жизни взаимодействующих социальных субъектов.

Магическая сила слова в данном случае не срабатывает, и толерантность очень легко обращается в «тоталерантность». Религиозные культуры могут входить в противоречие с установившимися ценностями, нормами и стереотипами светской культуры. Тем самым они ущемляют последнюю. Но и светская культура своими установлениями вполне способна ущемлять религиозные культуры, заставляя их последователей отступать от жизненно важных для данной религии канонов и норм.

В этой связи мы предлагается следующая формула оптимальной толерантности. Именно: толерантность хороша в той мере, в которой она не оборачивается психологическим и информационным насилием над хотя бы одним из субъектов взаимодействия. Насилие же в данном случае следует понимать как любые действия носителей одной из взаимодействующих культур, ущемляющие фундаментальные основы и ведущие к системной деградации другой культуры. Таким образом, мы видим, что религиозная толерантно сть не может рассматриваться в качестве неотъемлемого компонента традиционного религиозного мировоззрения, во всяком случае без существенных оговорок, несовместимых с представлениями о толерантности, господствующими в секуляризированном обществе. Поэтому проблема религиозной толерантности есть вызов в первую очередь для самих традиционных религий, вызов, связанный с вопросом о возможностях и пределах их модернизации.

Билет № 19

Человек – человек

Толерантную личность можно рассматривать с нескольких позиций. И одна из таких позиций

Человек - человек. Принятие своего партнера по общению, определение тактики поведения и диалога с ним вне зависимости от его цвета кожи, религиозных взглядов, социального статуса. Здесь важно учесть, что толерантное общение не предполагает растворения в партнере и отсутствия собственных ценностных установок. Толерантное общение - это «быть с другими и сохранять свое «Я»!

Принятие своего партнера по общению

Толерантное отношение к другой личности предполагает признание и понимание того, что личность не просто другая, но и имеет право быть другой. Проявление толерантного и уважительного отношения к другой личности способствует свободному и открытому диалогу, достижению согласия в обществе и, как указывается в Декларации принципов толерантности (от 16 ноября 1995 года), является «необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов». Наличие толерантных отношений в обществе приводит к естественному, непринуждающему сотрудничеству, сближению людей разных культур. Непризнание и непринятие других национальных групп, религиозных институтов есть проявление интолерантного отношения, которое обусловливает возникновение конфликтов, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, дискриминации и т.д.

3. Толерантное общение - это «быть с другими и сохранять свое «Я»!

Толерантность человека - это принятие своего партнера по общению, определение тактики поведения и диалога с ним вне зависимости от его цвета кожи, религиозных взглядов, социального статуса. Здесь важно учесть, что толерантное общение не предполагает растворения в партнере и отсутствия собственных ценностных установок. Толерантное общение - это «быть с другими и сохранять свое «Я»!

Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т.е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатство родного языка.

Как часто многие недоразумения, непонимания, порой трагедии разыгрыва­ются только оттого, что люди не смогли понять друг друга, не смогли четко дове­сти свои представления, мнения, понимание о предмете разговора (общения).

Памятка (правила культурного общения)

• Уважай собеседника. Будь тактичен. Не унижай собеседника. Не принижай достоинств собеседника, не ставь его в нелов­кое положение. Будь внимателен к собеседнику. Умей слушать и слышать собеседника, не перебивай его. Стремись к взаимопониманию.

Билет № 20

1. Назарбаев Н.А. как выдающаяся толерантная личность современности.

Казахстан является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом. Веками на казахстанской земле вместе жили и трудились представители разных народов. Земля Казахстана издавна стала родным домом для представителей более 130 национальностей и различных вероисповеданий.

Мир и согласие, общественная стабильность в Казахстане – важнейшие достижения политики Первого Президента Казахстана.

Уже первые шаги суверенного Казахстана – закрытие Семипалатинского полигона и отказ от ядерного оружия – задали высокий «моральный стандарт» глобальной политике. Страна заявила мировому сообществу о формировании новой парадигмы в международных отношениях – политике доверия и мира.

В соответствии с Указом Президента от 1 марта 1995 года была образована Ассамблея народа Казахстана как консультативно-совещательный орган. Н. А. Назарбаев сам возглавил этот общественный институт, что придало ему высочайший статус и общественное признание.

Нурсултан Абишевич особо подчеркнул: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов.

Политика и деятельность АНК, Это казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия; межкультурный диалог – основа формирования новой казахстанской гражданственности; этноязыковой контекст; международно-региональный аспект и евразийская интеграция.

Выработанная веками уникальная толерантность казахского народа позволила гармонично интегрировать этническое, культурное и языковое многообразие Великой степи. Она удивительно ярко проявилась в отношении репрессированных народов, с которыми казахи делили последний кусок хлеба из своего небогатого достатка. И была не просто сохранена, но и получила дальнейшее развитие в политике Главы нашего государства.

Толерантное отношение к человеку

Толерантное отношение к другой личности предполагает признание и понимание того, что личность не просто другая, но и имеет право быть другой. Проявление толерантного и уважительного отношения к другой личности способствует свободному и открытому диалогу, достижению согласия в обществе и, как указывается в Декларации принципов толерантности (16 ноября 1995 года), является «необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов». Наличие толерантных отношений в обществе приводит к естественному, непринуждающему сотрудничеству, сближению людей разных культур. Непризнание и непринятие других национальных групп, религиозных институтов есть проявление интолерантного отношения, которое обусловливает возникновение конфликтов, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, дискриминации и т.д.

 

Билет № 21





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.004 с.)