КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ



ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА

ДЛОЛ «НА ВЗМОРЬЕ»

«МОЯ БУДУЩАЯ ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ»

 

 

Братск 2016


 

УДК 378

 

Фалунина Е.В. Комплексная профориентационная программа для подростков: Профильная смена ДЛОЛ «На Взморье» - «Моя будущая взрослая жизнь». - Братск, Изд-во «БрГУ», 2016. – 352 с.

 

 

Данное пособие содержит теоретико- и практико- ориентированные материалы к комплексной профориентационной программе для подростков профильной смены детского лечебно-оздоровительного лагеря «На Взморье» ОАО «Санаторий Братское взморье».

 

 

Рецензент: Е.В. Лодкина, зав. кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «БрГУ» канд. психол. наук

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета БрГУ

 

 

© Фалунина Е.В., 2016

© ФГБОУ ВПО «БрГУ», 2016

© ОАО «Санаторий Братское взморье», 2016

ВВЕДЕНИЕ

Профориентология – наука, отрасль психологических знаний, направленная на изучение системы мероприятий по ознакомлению детей и подростков с миром профессий. Профессиональная ориентация способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями личности подростка, а также с возможностями, которые предоставляет общество. Профессиональная ориентация включает в себя: профессиональное просвещение – обеспечение информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры; профессиональное воспитание – формирование у подростков трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, развитие общих и специальных способностей и склонностей; профессиональное консультирование учащихся и родителей по вопросам выбора профессии, возможного трудоустройства, условий получения профессиональной подготовки; профессиональное развитие личности – поддержка профессиональной карьеры, включая перевыбор профессии и профессиональную переподготовку.

Для проведения профориентационной программы с подростками психологу необходимо располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития той или иной профессии, районы их распространения, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности и возможности рынка труда. В проконсультационной практике психолог использует технологические характеристики, включающие описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологические и санитарные характеристики условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требования, предъявляемые профессией к индивидуальным особенностям человека. Составляет сводный документ – профессиограмму, которая основана на психологическом анализе профессиональной деятельности и психограмме личностных свойств. Психограмма – это идеальный портрет личности типичного профессионала той или иной профессии, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.

Пособие состоит из четырех разделов.

В первом рассмотрены теоретические положения науки, основанные на материалах Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, Г.Х. Боронова, В.Н. Прусова и др.

Во втором представлены психодиагностические методы работы психолога по профоринетационной программе.

В третьем разделе выделено содержание консультаций-практикумов.

В четвертом – предложены тренинговые технологии самоопределения личности в профессиональном и жизненном пути.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

С ПОДРОСТКАМИ В ДЛОЛ «НА ВЗМОРЬЕ»

 

Направления работы и тематика курсов
Теоретический блок (индивидуальные и групповые беседы, семинары)
Конструктивное общение как условие успеха отношений личных и профессиональных
Основные понятия в профконсультационной практике
Пути получения профессии
Экзаменационный стресс и как им управлять
Разнообразие профессий и субъективный мир профессионала
Трудности познания множества профессий
Проектирование профессионального пути
Проблема профессионального самоопределения личности
Личность и профессия
Экспериментально-исследовательский (диагностический) блок
Методики на изучение уровня сформированности профессионального плана
Методики диагностики профессиональной направленности
Методики диагностики интересов и склонностей к профессиональной деятельности
Методики диагностики общих и специальных способностей, а так же профессиональных предпочтений
Методики на изучение мотивов профессиональной деятельности
Методики на изучение личностных особенностей
Методики исследования индивидуальных личностных качеств
Методики диагностики значимых личностных свойств
Блок консультаций-практикумов
Активизирующие методы ценностно-нравственного самоопределения личности
Активизирующие методы профессионального и личностного самоопределения
Тренинговый (содержательно-технологический) блок
Тренинг сплоченности и толерантности в группе
Социально-психологический тренинг адаптации и социализации
Тренинг лидерских качеств «Голосуй за меня»
Тренинг деловых качеств «Предприниматель»
Тренинг социальной активности «Жить в мире с собой и другими»
Тренинг «Я и группа»
Тренинг «Толерантность к другим»
Тренинг «Толерантность к группе»
Аналитический (рефлексивный) блок
Анализ самооценки и самоотношения личности ребенка
Анализ взаимоотношений со сверстниками и значимыми взрослыми
Рефлексия толерантного поведения и отношений
Анализ проблем, связанных с принятием решения и несением ответственности
Самоанализ индивидуальных особенностей, способностей, интересов, склонностей, свойств личности, черт характера, типа темперамента
Самоанализ профессиональных предпочтений и мотивов выбора профессии
Уровень сформированности профессиональных перспектив и жизненных планов

ГРАФИК РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

С ПОДРОСТКАМИ

День Время Вид занятия   Место проведения
  Наблюдение за процессом адаптации Индивидуальные беседы «Конструктивное общение как условие успеха взаимоотношений» Тренингзнакомств «Магия вашего имени» Беседы в малых группах (по отрядам) «Что такое дружба»  
  Первичная диагностика социальной адаптации «Я в кругу друзей» Тренинг «Социально-психологический тренинг адаптации и социализации подростков» (А.С.Прутченков) Беседа «Общие и специальные способности личности и условия их развития» Диагностика «Общие и специальные способности личности» (Б.Ф. Теплов)  
  Диагностика интересов и склонностей личности: «Карта интересов» (А.Е. Голомшток); «Опросник профессиональных склонностей» (Л.Н. Кабардов) Лекция-беседа«Удивительный мир профессий» Тренинг «Профориентационная беседа – стандартизированное интервью»  
  Лекция-беседа«Моя будущая взрослая жизнь» Диагностика «Профессиональные предпочтения с учетом цели труда» (Е.А. Климов); «Опросник профессиональных предпочтений с учетом средств труда» (Е.А. Климов) Тренинг «Тренинг самостоятельности и ответственности у детей и подростков» (Г.Н. Сартан)  
  Лекция-беседа«Я-личность» Диагностика «Индивидуально-психологические свойства личности» (анализ типов темперамента, черт характера, направленности личности) (М.И. Станкин, Г. Айзенк, И.Д. Егорычева); Тренинг самопознания «Я-личность»  
  Лекция-беседа«Возможные причины конфликтов в общении» Диагностика стратегий поведения в конфликте «Личностный опросник» (Р. Томас); Беседа «Взаимодействие подростков со сверстниками и взрослыми» Тренинг «Жить в мире с собой и другими» (Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова)  
  Лекция «Самооценка и самоотношение» Диагностика «Самооценка личности» (М.Р. Никиреев), «Самооценка деловых качеств»; Тренинг самоценности личности «Я-концепция» Беседа «Анализ самооценки и самоотношения личности»  
  Лекция «Толерантность и поликультурная социальная среда» Диагностика «Стратегии взаимодействия культур» (Дж. Берри, модиф. Е.В. Фалуниной); Тренинг «Сплоченность и толерантность в группе» (К. Фопель) Беседа «Рефлексия толерантного поведения»  
  Диагностика«Анкета самоанализа» Тренинг «Социально-психологический тренинг адаптации и социализации подростков» (А.С.Прутченков) Консультация-практикум «Методы активизации ценносто-нравственного самоопределения личности и ее профессиональных перспектив»: Методика«Сейчас и потом»  
  Диагностика «Анализ значимых личностных качеств» Консультация-практикум «Методы активизации ценносто-нравственного самоопределения личности и ее профессиональных перспектив»: Методика«СССР – Справедливость, Самооценка, Самоуважение, Рефлексия»  
  Диагностика «Теппинг-тест» (определение типа нервной системы) Консультация-практикум «Методы активизации ценносто-нравственного самоопределения личности и ее профессиональных перспектив»: Методика«СССР – Справедливость, Самооценка, Самоуважение, Рефлексия»  
  Консультация-практикум «Методы активизации ценносто-нравственного самоопределения личности и ее профессиональных перспектив»: Методика«Самооценка нравственности и гражданственности»  
  Диагностика «Художник или мыслитель» «Анкета преференции – свойства регуляторных систем ВНД» (Аминов-Шалвен) Консультация-практикум «Методы активизации ценносто-нравственного самоопределения личности и ее профессиональных перспектив»: Методика«Моды» (прогнозирование престижности различных профессий и видов труда)  
  Консультация-практикум «Методы активизации ценносто-нравственного самоопределения личности и ее профессиональных перспектив»: Методика«Купля-продажа», «Как поживаешь?»  
  Консультация-практикум«Активизирующие методы профессионального и личностного самоопределения Методика «Личностная и профессиональная перспектива» Методика Схема альтернативного выбора  
  Консультация-практикум«Активизирующие методы профессионального и личностного самоопределения Методика «Личностная и профессиональная перспектива» Методика «За и против - 1» (Кем быть) Методика «За и против – 2» (Каким быть) Методика «За и против – 3» (Зачем?)  
  Диагностика«Ведущие мотивы деятельности» «Мотивы выбора профессии» Анкетирование «Моя жизнь На Взморье» Сочинение«Мои жизненные планы и профессиональные перспективы»  
  Выезд детей из ДЛОЛ «На Взморье»  

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.01 с.)