![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень вопросов к методике «Сейчас и потом»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Из двух ценностей необходимо выбрать более значимую для Вашего счастья и выписать ее номер в соответствующий столбик бланка. Для «сейчас» рядом с номером ставится «с» (например, «1с»), а для «потом» – «п» (например, «1п»). Итак, что лично для Вас важнее? 1. Сейчас – пойти на свидание с любимым человеком, потом – получить хорошее образование. 2. Сейчас – отдохнуть в веселой компании, потом – создать что-то значительное (написать книгу, нарисовать шедевр). 3. Сейчас – отдохнуть в Испании (на лучших курортах), потом – заработать (получить) свою квартиру. 4. Сейчас – заработать 10 тысяч долларов, потом – сделать благородное дело. 5. Сейчас – помочь другу, потом – купить роскошный автомобиль. 6. Сейчас – прочитать интересную книгу (посмотреть телесериал), потом – создать счастливую семью. 7. Сейчас – познакомиться со знаменитым человеком, потом – стать профессионалом в своем деле. 8. Сейчас – сходить в самый дорогой ресторан, потом – воспитать своего ребенка. 9. Сейчас – пережить любовное приключение, потом – стать известным и уважаемым человеком. 10. Сейчас – сходить в модный театр (на концерт, на тусовку), потом – дожить до 150 лет. 11. Сейчас – пойти на свидание с любимым человеком, потом – сделать что-то значительное (написать книгу, нарисовать шедевр и т.д.). 12. Сейчас – отдохнуть в веселой компании, потом –заработать (получить) свою квартиру. 13. Сейчас – отдохнуть в Испании (на лучших курортах), потом – получить хорошее образование. 14. Сейчас – заработать 10 тысяч долларов, потом – создать счастливую семью. 15. Сейчас – помочь другу, потом – стать профессионалом в своем деле. 16. Сейчас – прочитать интересную книгу, потом – сделать благородное дело. 17. Сейчас – познакомиться со знаменитым человеком, потом – стать известным и уважаемым человеком самому. 18. Сейчас – сходить в самый дорогой ресторан, потом – купить роскошный автомобиль. 19. Сейчас – пережить любовное приключение, потом – воспитать своего ребенка (что не всегда является следствием «приключений»...). 20. Сейчас – сходить в модный театр (на концерт, на тусовку), потом – сделать что-то значительное (написать книгу, нарисовать шедевр). 21. Сейчас – пойти на свидание с любимым человеком, потом – купить шикарную машину.
22. Сейчас – отдохнуть в веселой компании, потом – воспитать своего ребенка. 23. Сейчас – отдохнуть в Испании (на самых лучших курортах), потом – дожить до 150 лет. 24. Сейчас – заработать 10 тысяч долларов, потом – получить образование. 25. Сейчас – помочь другу, потом – заработать (получить) свою квартиру. 26. Сейчас – прочитать интересную книгу (посмотреть телесериал), потом – стать известным и уважаемым человеком. 27. Сейчас – познакомиться со знаменитым на всю страну человеком, потом – сделать благородное дело. 28. Сейчас – сходить в самый дорогой ресторан, потом – дожить до 150 лет. 29. Сейчас – пережить любовное приключение, потом – создать счастливую семью (что не одно и то же). 30. Сейчас – сходить в модный театр (на концерт, на тусовку), потом – стать профессионалом в своем деле. Образец бланка для опросника-шутки «Сейчас и потом» (Таблица 11)
Таблица 2 «Ключи» для подведения итогов опросника «Сейчас и потом»
Таблица 2а
Таблица 3
«Шпаргалка» для опросника «Сейчас и потом»
Справедливость, самооценка,
Данный опросник в шутливой форме позволяет рассматривать проблемы, связанные с пониманием ценности честного труда и справедливого распределения между коллегами по работе (компаньонами) получаемых благ. Также в методике моделируются непростые моменты совместной деятельности, связанные с осознанием собственной готовности к продуктивной работе и уважения к своему собственному труду. Естественно, предлагаемый опросник не претендует на полное решение этих сложных вопросов, он лишь создает благоприятную атмосферу и дает некоторый материал для подобных размышлений. Методика проводится с группой (классом) и занимает 20–30 минут. Общий порядок проведения опросника следующий. 1. Подготовка бланка на обычном тетрадном листе в клеточку. Психолог показывает на доске образец (табл. 4). В верхней части листа рисуются три таблички, размером 4×10 клеток, каждая из которых делится на два столбика по 2 клеточки шириной. Рядом с каждой табличкой слева проставляются 10 номеров. 2. Общая инструкция психолога: «Представьте, что двумя коллегами-компаньонами выполняется определенная работа, приносящая огромные деньги. Например, два человека занимаются бизнесом (можно сразу уточнить, каким именно). При этом компаньоны – разные люди и проявляют в похожих ситуациях совершенно разные качества. Какие-то из этих качеств способствуют успешному бизнесу, а какие-то – не очень. Компаньоны, как уже отмечалось, зарабатывают крупные деньги, которые надо справедливо разделить между собой в соответствии с теми качествами и способностями, которые они по-разному проявляют». Затем психолог уточняет, о каких качествах пойдет в дальнейшем речь, и выписывает на доске название качества и его первую заглавную букву для краткости: «ум» (У), «сила» (С), «честность» (Ч), «решительность» (Р) и «красота» (К) – всего 5 качеств.
Далее по формуле рассчитывают коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Таблица 4 Пример бланка для методики «СССР»
Окончание табл. 4
3. Задание для работы с первой табличкой на бланке «Справедливость» (см. табл. 4): «Представьте, что за каждую из 10 коммерческих сделок, примерно таких, которые потом придется совершать и Вам уже с Вашим компаньоном, два каких-то других коммерсанта зарабатывают за каждый ход на двоих ровно 10 миллионов «чего-то там»... При этом они также проявляют разные качества и, видимо, заслуживают разного вознаграждения за это. От Вас требуется по справедливости распределить между ними эти 10 миллионов за каждый ход в зависимости от того, насколько их качества соответствуют данной коммерческой деятельности. Например, один больше проявил ума (У), второй – красоты (К), а вместе они заработали 10 миллионов. Как распределить между ними эти 10 миллионов по справедливости?..». В первой табличке «Справедливость» напротив номера первого хода в графе «1-й» требуется написать, сколько он заслуживает за свой «ум» (например, делается такая запись: «У-8»), а в графе «2-й» – сколько заслуживает такой работник за свою «красоту» (например, «К-2»), но так, чтобы в сумме всегда получалось 10. Сам психолог при этом пользуется выписанными в строго определенном порядке парами качеств, «проявляемых» каждый раз компаньонами-коммерсантами (табл. 5). В дальнейшем эти же самые пары будут использоваться в работе со 2-й и с 3-й табличками бланка.
4. Психолог зачитывает пары качеств, а игроки распределяют между этими абстрактными компаньонами по 10 миллионов за каждый ход по справедливости. Обращаем внимание, что записи следует делать именно так, как было показано в примерах выше («У-8», «К-2» и т.д.), поскольку это значительно облегчит дальнейшее подведение итогов. 5. Задание для работы со второй табличкой «Самооценка»: «Сейчас Вам будут предложены пары этих же самых качеств, а Вы должны будете каждый раз определять, какие качества у Вас развиты лучше, а какие – чуть хуже. Для такой оценки Вы будете пользоваться 10-балльной шкалой, но так, чтобы в сумме каждая пара качеств всегда набирала ровно 10 баллов. Например, Вам предлагается пара «ум» и «честность». Если Вы считаете, что ум развит у Вас гораздо больше честности, то их соотношение в баллах может быть примерно таким: ум – «У-7», честность – «Ч-3» (а в сумме: 7 + 3= 10)». 6. Психолог зачитывает в определенном порядке пары качеств (см. табл. 5), а подростки оценивают с помощью парного сравнения их развитость у себя. 7. Задание для работы с третьей табличкой бланка «Самоуважение»: «Представьте, что Вы делаете бизнес со своим компаньоном и каждый из вас в примерно похожих ситуациях проявляет разные качества. За каждую сделку (за каждый ход) вы вдвоем зарабатываете 10 миллионов. Сейчас Вам будут предложены пары качеств, которые каждый из вас проявляет в коммерческой деятельности, а уже от Вас требуется распределить между собой и компаньоном 10 миллионов таким образом, чтобы и себя не обидеть, и хоть как-то справедливость соблюсти...». 8. Психолог зачитывает в определенном порядке пары качеств (см. табл. 5), а игроки распределяют «миллионы» между собой и своим компаньоном. Таблица 5 Пары качеств, зачитываемые психологом в одном и том же порядке по всем трем таблицам: справедливости, самооценке и самоуважению
9. Подведение итогов. Сначала в первой табличке «Справедливость» подсчитывается сумма заработанных денег 1-м и 2-м абстрактными компаньонами и в соответствующих столбиках записываются их результаты. Далее по третьей табличке «Самоуважение» аналогично подсчитывается, сколько заработал учащийся и сколько – его вымышленный компаньон (результаты, т.е. суммы «миллионов», также записываются в соответствующих столбиках). Поскольку порядок сопоставления качеств был совершенно одинаков и в первой табличке («Справедливость» «вообще»), и в третьей («уважение своего собственного труда»), то можно предположить, что суммы в первых колонках этих табличек (см. табл. 4, знаки «Σ») не должны сильно отличаться. Если в третьей табличке сумма денег, полученных данным учащимся, значительно превышает аналогичную сумму 1-го компаньона в первой табличке, то, скорее всего, этот учащийся немного эгоистичен, а если наоборот, то недооценивает свой собственный труд. Конечно, это не настоящая психологическая «диагностика», а всего лишь шутка (предназначенная для размышлений).
Далее определяется, насколько важны для рассматриваемой коммерческой деятельности те или иные качества и как они развиты у данного подростка. Сначала в первой таблице («Справедливость» «вообще») по двум колонкам, относящимся и к 1-му, и ко 2-му коммерсантам, складываются все баллы-миллионы, проставленные против буквы «У» (ум), и полученная сумма выписывается в нижней части бланка («Рефлексия 1»). Аналогично подсчитываются баллы по другим качествам (сила, честность, решительность и красота). После этого в колонке «Ранг 1» проставляются ранговые номера этих качеств в зависимости от количества набранных ими баллов (например, если «красота» набрала больше всего баллов, то она занимает 1-е ранговое место и, скорее всего, именно она важнее всего для рассматриваемой коммерческой деятельности, с точки зрения данного подростка..., и т.п.). Далее, во второй таблице «Самооценка» по двум колонкам также подсчитываются все баллы, относящиеся к уму, к силе, к честности и т.д. Результаты заносятся в бланк («Рефлексия 2»). После этого аналогично определяются ранговые номера этих качеств, которые выписываются в графу «Ранг 2». По этим данным можно предположить, как оценивает развитость этих качеств у самого себя конкретный подросток. Наконец, в третьей табличке «Самоуважение» только по левой колонке (!), относящейся к оценке подростком своего труда, подсчитывается общее количество баллов-миллионов по каждому качеству и определяется, какие ранговые места они занимают уже с позиций уважения подростком себя как работника (коммерсанта). Соответственно баллы выписывают в колонку «Рефлексия 3», а ранговые места – в графу «Ранг 3». По полученным таким образом ранговым показателям уже можно чисто визуально определить, как соотносятся представления подростка о справедливости, о собственных способностях и оценка своего труда (например, в бизнесе). Так, если по таблице «Справедливость» на первое место выходит качество «сила», по таблице «Самооценка» получается, что «сила» занимает лишь четвертое место, а по таблице «Самоуважение» – только пятое, то здесь есть над чем задуматься. Но можно определить данные соотношения, используя математические показатели корреляции (см. ниже). Правда, и в этом случае не следует думать, что перед нами «настоящая» психодиагностика. Это лишь очень ориентировочная оценка своих представлений о том или ином труде и о справедливом вознаграждении за него. При наличии времени и желания учащихся можно подсчитать корреляцию между качествами, требующимися для данной деятельности (объективно, по справедливости), и качествами, хорошо развитыми у данного подростка (самооценка); или корреляцию между имеющимися у подростка качествами (самооценка) и качествами, за проявление которых подросток готов сам себе платить большие деньги (самоуважение), и т.д. Для таких подсчетов можно использовать коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена (rs):
где d – разность между рангами каждой сравниваемой пары (в нашем случае по первой таблице это разность между суммами баллов-миллионов по уму у 1-го и 2-го компаньонов); n – число сравниваемых пар (в нашем случае их 5). Например, если рассматривать соотношение двух ранговых рядов «Ранг 1» и «Ранг 2» (табл. 6), то в результате расчетов получится, что оно равно -0,05 (низкая корреляция). Подставляя все значения в формулу, получим
Таблица 6 Пример использования коэффициента ранговой корреляции
По данному коэффициенту получаемые значения могут оказаться в интервале от –1 до +1. Показателем достаточного соответствия между сравниваемыми ранговыми рядами являются коэффициенты 0,6–0,7. Поэтому полученный результат (–0,05) свидетельствует о том, что представления подростка о важности рассматриваемых качеств для данного бизнеса не соответствуют развитости этих качеств у него самого. Аналогично можно подсчитать соответствие между другими ранговыми рядами.
«Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)»
Опросник в полушутливой форме позволяет определить, насколько личностные качества отвечают значимым для жизни ценностям, представлениям о порядочности, и в некоторой степени даже смоделировать поведение в ситуациях, сложных в этическом отношении. Работа проводится с группой (классом) в течение примерно 30–40 минут. Для работы учащимся понадобится обычный тетрадный лист в клеточку. Общий порядок работы с опросником следующий. 1. Подготовка бланка для работы с опросником. Преподаватель показывает образец на доске (табл. 7). При этом в верхней части бланка, где проставлены три римские цифры, пока ничего не пишут, а в центральной части обозначают семь качеств человека. 2. Первое задание: «В графе бланка «Самооценка» - «СО-Ранг» необходимо проранжировать выписанные качества по степени их развитости у Вас. Например, если Вы считаете, что из этих качеств лучше всего у Вас развита осторожность, то она занимает 1-е место, за ней следует по развитости у Вас доброта – 2-е место, и т.д.». 3. Второе задание: «Представьте, что перед Вами вдруг появился волшебник и сказал: «Здравствуйте, времени у меня всего 2 минутки, поэтому быстро назовите три самых заветных Ваших желания. Если не успеете, то это Ваши проблемы...». Каждый участник должен в верхней части своих бланков, где указаны три римские цифры, записать против каждой из них по одному желанию. Ровно через две минуты все прекращается, и ведущий предлагает следующее задание. 4. Третье задание: «Как это часто бывает, волшебник сказал, что он пошутил, что никакой он не волшебник, и быстро исчез... Иными словами, Вам самим надо думать, как реализовать свои мечты и стать счастливым человеком. Вы должны в самой таблице, под римской цифрой III, соответствующей Вашему третьему желанию, используя 10-балльную шкалу, оценить, насколько каждое из семи качеств позволит реализовать данное желание. Например, если Вы считаете, что для отъезда в США совесть как качество проявится только на 5 баллов, то под цифрой III напротив названия «совесть» ставится пять баллов и т.п. (см. табл. 7). Затем следует перейти ко второму желанию (цифра II) и, наконец, к первому (цифра I)». 5. Четвертое задание: «Когда будут проставлены баллы по всем трем желаниям, необходимо посчитать их общее количество по каждому качеству. Например, совесть для первого желания требуется на 5 баллов, для второго – на 4 балла, для третьего – на 7 баллов, а в сумме получается 16 баллов и т.п.». Все суммы проставляют в графе «Σсч» (см. в табл. 7). 6. Пятое задание: «В графе «СЧ-Ранг» необходимо проставить ранговые значения, которые набирает каждое качество в зависимости от того, сколько у него баллов в графе «Сумма (Σсч)». Например, если по баллам на первое место претендует качество «интеллект» (23 балла!), то в графе «СЧ-Ранг» оно обозначается цифрой 1 (первое место), и т.д. (см. табл. 8). Полученные ранги ориентировочно будут показывать, насколько важны выписанные качества для достижения самых заветных желаний». Уже после проведения данной процедуры можно чисто визуально определить, насколько ранги самооценки (СО) соответствуют рангам счастья (СЧ). Для более корректного сравнения можно использовать специальный коэффициент ранговой корреляции Спирмена. 7. Шестое задание: «Сейчас Вам будут предложены 10 непростых ситуаций (см. «Ситуации...»), из которых есть два выхода: «а» или «б». Выбранный вариант выписывают под номером соответствующей ситуации в верхней части бланка справа от «качеств». Одновременно, проставив вариант действия, Вы должны будете по 10-балльной шкале оценить, насколько в этом поступке проявились те или иные Ваши качества. Например, если Вы выбираете по первой ситуации вариант «б» и считаете, что Ваша совесть проявилась при этом всего на 3 балла, то под номером первой ситуации, под буквой «б», ставится 3 балла, и т.д.». Ведущий (психолог) зачитывает по очереди все 10 ситуаций, а участники выбирают варианты действий и оценивают, насколько проявились бы при этом их качества. 8. Седьмое задание: «По каждому качеству подсчитайте общую сумму баллов, набранных по всем 10 ситуациям, и выпишите полученные суммы в графе «Σсит»«. 9. Восьмое задание: «В зависимости от того, сколько баллов в сумме набрало каждое качество, проранжируйте все семь качеств и выпишите соответствующие ранговые значения в графу «СИТ-Ранг». Например, если по баллам на первое место выходит качество «совесть» (82 балла), то в графе «СИТ-Ранг» напротив совести ставится 1-е ранговое место, и т.д.». Таким образом, в итоге получаются три ранговых ряда: 1 – самооценка своих качеств (СО); 2 – важность тех или иных качеств для достижения своего счастья (СЧ); 3 – возможное проявление этих же качеств в сложных с этической стороны ситуациях (СИТ). Как уже отмечалось, можно просто визуально оценить, насколько между этими ранговыми рядами имеется согласование. Например, если по самооценке совесть занимает 2-е место, а для счастья ее важность стоит на 7-м месте, то здесь уже есть над чем задуматься (хотя результаты данного опросника ни в коем случае нельзя рассматривать как строго психодиагностические, это так же, как и в других активизирующих опросниках, всего лишь материал для размышлений!). Как видно из примера, соответствие не очень высокое... Но можно использовать и более корректный способ определения степени соответствия между ранговыми рядами – вычислить коэффициент ранговой корреляции Спирмена:
где d – разности между рангами каждой сравниваемой пары (пары рангов по каждому качеству); n – число сравниваемых пар (в нашем случае по числу качеств – 7). Если, используя результаты нашего примера (см. табл. 7), сравнить ранги самооценки с рангами качеств, необходимых, по мнению данного подростка, для достижения своего счастья (для удобства мы рекомендуем при использовании методики отражать все эти данные в таблице (см. табл. 8)), то можно подставить соответствующие значения и получить следующий коэффициент соответствия имеющихся качеств и того, что требуется для счастья:
Таблица 8 Данные для подсчета коэффициента ранговой корреляции
Аналогично можно подсчитывать коэффициент ранговой корреляции между СЧ и СИТ или между СО и СИТ. Ситуации для опросника-шутки «СНГ» Постарайтесь выбрать один из вариантов поведения («а» или «б») в представленных ниже сложных случаях, связанных с нравственным выбором. Одновременно оцените по 10-балльной шкале, насколько проявились бы в этих вымышленных ситуациях Ваши качества. 1. Бандит (детина) в темном переулке требует у Вас деньги. Ваши варианты действия: а) Вы сопротивляетесь, но Вас жестоко избивают и все равно отнимают деньги; б) Вы сами мирно и спокойно отдаете свои денежки. 2. Вы хотите продать знакомым новый и очень красивый автомобиль. У Вас имеется два покупателя: а) Ваш хороший знакомый, прекрасный человек, который предлагает купить машину за обычную цену; б) другой Ваш знакомый, о котором Вы знаете, что это злой и мерзкий человек, но он предлагает купить автомобиль в два раза дороже (у мерзавцев часто деньги водятся...). 3. Ваши старые и добрые знакомые оказались беженцами из «горячих точек» СНГ (или оказались погорельцами). Они обратились к Вам с просьбой приютить их семью из трех человек, пока государство им не поможет. У Вас серьезный выбор: а) приютить нуждающихся, даже несмотря на всевозможные неудобства; б) отказать в помощи, сославшись на то, что Вам и самим тесно в Вашей квартире. 4. В веселой компании симпатичные, остроумные ребята (ну просто настоящие «очаровашечки»!) говорят гадости о Вашем близком человеке (о друге), который в данный момент отсутствует. Например, обзывают его дебилом, сплетничают... Что же Вам делать (?): а) Вы заступаетесь за друга, и тогда все начинают обзывать «дебилом» Вас самого; б) Вы молчите, считая, что «нет смысла связываться с данной публикой». 5. Вы оформляетесь на очень хорошую, денежную работу (или поступаете в престижный институт), где довольно высокий конкурс и много желающих туда поступить. В решающий момент Вас приглашают к руководству и предлагают сделать выбор: а) Вас принимают, но с условием, что Вы будете одновременно осведомителем (и даже за неплохую дополнительную оплату); б) Вы гордо отказываетесь и становитесь безработным. 6. Вашего старого друга (товарища) преследуют власти (или мафиозные структуры) за политические убеждения. Друг вынужден скрываться и обращается к Вам за помощью, чтобы Вы пустили его переночевать на две ночи. Вы в размышлении: а) Вы отказываете в помощи, т.к. не хотите, чтобы и Вас преследовали; б) Вы помогаете старому другу, рискуя при этом своей жизнью и жизнью своих близких. 7. Как-то, шутя, Вы вместе со своим другом (подругой) придумали веселую песенку. Через два месяца Вы узнаете, что друг опубликовал эту песенку в одном модном поэтическом сборнике под своим именем и сразу же прославился. Вы в растерянности: а) Вы обижаетесь на своего друга (подругу), т.к. он даже не вспомнил о Вас, хотя песенку-то придумали вместе; б) Вы очень даже обрадовались за своего друга (подругу), что он стал таким знаменитым и все поют вашу песенку, даже не зная, что Вы – один из ее авторов. 8. Вы нашли на улице портфель (кейс), в котором оказались 100 тысяч американских долларов и визитная карточка владельца. Что делать (?): а) Вы отыскиваете владельца и возвращаете ему деньги, рассчитывая на приличное вознаграждение; б) Вы оставляете все 100 тысяч долларов себе, т.к. Вам ничуть не жалко богатого ротозея. 9. Ваш друг совершил уголовное преступление, например, обокрал квартиру стариков в Вашем же доме (и решил похвастаться, какой он «крутой»). Вы перед выбором: а) поскольку Вам очень жалко обворованных стариков, то Вы сообщаете о краже в милицию, но так, чтобы Ваш друг об этом не узнал; б) Вы не выдаете своего друга, т.к. друзей выдавать нехорошо. 10. Вы любите одного человека, но сами Вы ему не нравитесь. Что делать (?): а) Вы разочаровываетесь в этом человеке (перестаете его любить) и быстренько влюбляетесь в другого; б) Вы продолжаете любить этого человека даже тогда, когда он создает свою семью, т.к. любовь (да еще Ваша Любовь!) – она на всю жизнь!..
«Моды»
Опросник-шутка «Моды» используется с целью ориентировочного индивидуального прогнозирования престижности тех или иных профессий и видов труда. Предлагается два основных варианта опросника: «Моды – I» и «Моды – II». Первый, основной вариант является более полным, поскольку включает 25–30 разнообразных профессий, охватывающих главные сферы производства. Второй, сокращенный вариант ориентирован только на те профессии, которые значимы для данного человека.
Методика «Моды – I» Активизирующий опросник-шутка «Моды – I» позволяет подростку с помощью определенной логики прогнозировать престижность наиболее типичных видов профессионального труда, что важно не только для планирования профессиональных перспектив, но и для построения индивидуального счастья, которое нередко зависит от престижности выбранной профессии и отношения к ней окружающих. Методику можно использовать как при работе с группой (классом), так и на индивидуальной профконсультации. По времени она может занять от 25 до 40 минут. Общий порядок работы следующий. 1. Подготовка бланка для работы с опросником. Ведущий показывает образец на доске (табл. 9). 2. В бланк выписывают 25 профессий, включенных в методику изначально (см. табл. 9), а также каждый учащийся дописывает еще 5 профессий, наиболее интересных для него. Всего получается 25 + 5 = 30 профессий. 3. Только после этого ведущий (психолог) объясняет основные правила работы с опросником: «Все подвержено влиянию моды: одежда, пища, даже способы лечения... Подвержены модам и профессии. В какие-то времена модны (престижны) одни профессии, в иные времена – другие. Нередко старые моды возвращаются. Для многих людей очень важно осознавать, что «их» (выбранная ими) профессия относится к числу престижных, поэтому давайте попробуем спрогнозировать, что ждет в плане престижности те или иные профессии. Рассмотрим три времени: 1 – недавнее прошлое (примерно с конца 50-х до середины 80-х гг. – назовем этот период «СССРизмом»); 2 – настоящее время (с середины 80-х по наши дни – назовем этот «замечательный» период «СШАизмом»); 3 – обозримое будущее (будем оптимистами и назовем этот период «Лучшие времена»)». 4. Первое задание: «Внимательно посмотрите на все выписанные профессии. Попробуйте представить, какие из них в ближайшем будущем станут наиболее престижными. Выберите 3–4 такие профессии и проставьте слева от них в колонке «+/-» знаки «+» (см. табл. 9). Выберите также 3–4 профессии, которые, по Вашему мнению, престижными не будут, или их престижность резко пойдет на убыль, и проставьте слева от них знаки «-». 5. Второе задание: «Подчеркните 5–7 профессий, которые лично Вас привлекают». 6. Третье задание: «Каждый в своем бланке должен оценить по 10-балльной шкале престижность всех выписанных профессий в эпоху СССРизма, в эпоху СШАизма и представить, насколько будут престижны эти профессии в недалекие лучшие времена. Все баллы проставляют напротив профессий в соответствующих эпохам колонках». 7. Четвертое задание: «Необходимо подсчитать, какие же профессии оказываются наиболее перспективными в плане повышения престижности. Обращаем внимание, что речь идет не об определении престижности, а об определении самого «вектора» направления изменения престижности. Порядок расчетов по каждой профессии следующий. Сначала подсчитывают среднее арифметическое баллов, относящихся к СССРизму, СШАизму и Лучшим временам. От баллов, относящихся к СССРизму, отнимают баллы, относящиеся к СШАизму, и разницу вписывают в колонку «Расчеты». От баллов, относящихся к Лучшим временам, отнимают баллы по СШАизму, и разницу также вписывают в колонку «Расчеты». Далее определяется алгебраическая сумма этих трех результатов (см. табл. 9, колонка «Расчеты»). Сразу заметим, что нередко при расчетах получаются и отрицательные значения, поскольку речь идет не о балле престижности, а о «векторе» предполагаемого изменения престижности». Таблица 9 Пример бланка для опросника-шутки «Моды – I»
|