ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечень вопросов к методике «Сейчас и потом»



Из двух ценностей необходимо выбрать более значимую для Вашего счастья и выписать ее номер в соответствующий столбик бланка. Для «сейчас» рядом с номером ставится «с» (например, «1с»), а для «потом» – «п» (например, «1п»). Итак, что лично для Вас важнее?

1. Сейчас – пойти на свидание с любимым человеком, потом – получить хорошее образование.

2. Сейчас – отдохнуть в веселой компании, потом – создать что-то значительное (написать книгу, нарисовать шедевр).

3. Сейчас – отдохнуть в Испании (на лучших курор­тах), потом – заработать (получить) свою квартиру.

4. Сейчас – заработать 10 тысяч долларов, потом – сделать бла­городное дело.

5. Сейчас – помочь другу, потом – купить роскошный автомобиль.

6. Сейчас – прочитать интересную книгу (посмотреть телесериал), потом – создать счастливую семью.

7. Сейчас – познакомиться со знаменитым человеком, потом – стать профессионалом в своем деле.

8. Сейчас – сходить в самый дорогой ресторан, потом – воспитать своего ребенка.

9. Сейчас – пережить любовное приключение, потом – стать известным и уважаемым человеком.

10. Сейчас – сходить в модный театр (на концерт, на тусовку), потом – дожить до 150 лет.

11. Сейчас – пойти на свидание с любимым человеком, потом – сделать что-то значительное (написать книгу, на­рисовать шедевр и т.д.).

12. Сейчас – отдохнуть в веселой компании, потом –заработать (получить) свою квартиру.

13. Сейчас – отдохнуть в Испании (на лучших курор­тах), потом – получить хорошее образование.

14. Сейчас – заработать 10 тысяч долларов, потом – создать счастливую семью.

15. Сейчас – помочь другу, потом – стать профессио­налом в своем деле.

16. Сейчас – прочитать интересную книгу, потом – сделать благородное дело.

17. Сейчас – познакомиться со знаменитым человеком, потом – стать известным и уважаемым человеком самому.

18. Сейчас – сходить в самый дорогой ресторан, потом – купить роскошный автомобиль.

19. Сейчас – пережить любовное приключение, потом – воспитать своего ребенка (что не всегда является следст­вием «приключений»...).

20. Сейчас – сходить в модный театр (на концерт, на тусовку), потом – сделать что-то значительное (напи­сать книгу, нарисовать шедевр).

21. Сейчас – пойти на свидание с любимым человеком, потом – купить шикарную машину.

22. Сейчас – отдохнуть в веселой компании, потом – воспитать своего ребенка.

23. Сейчас – отдохнуть в Испании (на самых лучших курортах), потом – дожить до 150 лет.

24. Сейчас – заработать 10 тысяч долларов, потом – получить образование.

25. Сейчас – помочь другу, потом – заработать (пол­учить) свою квартиру.

26. Сейчас – прочитать интересную книгу (посмотреть телесериал), потом – стать известным и уважаемым чело­веком.

27. Сейчас – познакомиться со знаменитым на всю стра­ну человеком, потом – сделать благородное дело.

28. Сейчас – сходить в самый дорогой ресторан, потом – дожить до 150 лет.

29. Сейчас – пережить любовное приключение, потом – создать счастливую семью (что не одно и то же).

30. Сейчас – сходить в модный театр (на концерт, на тусовку), потом – стать профессионалом в своем деле.

Образец бланка для опросника-шутки «Сейчас и потом» (Таблица 11)

«Сейчас» «с» «п» «Потом»
               
         

Таблица 2

«Ключи» для подведения итогов опросника «Сейчас и потом»

Ценности – дела, относящиеся к «сейчас» (в скобках – сокращённые названия ценностей) «Ключи»
Пойти на свидание с любимым человеком (свидание) 1.11.21.
Отдохнуть в весёлой компании (компания) 2.12.22.
Отдохнуть в Испании, на лучших курортах 3.13.23.
Заработать 10 тысяч долларов (10 тыс. долларов) 4.14.24.
Помочь другу (друг) 5.15.25.
Прочитать интересную книгу, посмотреть телесериал (книга, сериал) 6.16.26.
Познакомиться со знаменитым человеком (знаменитость) 7.17.27.
Сходить в самый дорогой ресторан (ресторан) 8.18.28.
Пережить любовное приключение (любовное приключение) 9.19.29.
Сходить в модный театр, на концерт 10.20.30.

Таблица 2а

Ценности – дела, относящиеся к «потом» (в скобках – сокращённые названия ценностей) «Ключи»
Получить хорошее образование (образование) 1.13.24.
Сделать что-то значительное (книга, шедевр) 2.11.20.
Заработать, получить свою квартиру (квартира) 3.12.25.
Сделать благородное дело (благородное дело) 4.16.27.
Создать счастливую семью (семья) 6.14.29.
Купить роскошный автомобиль (автомобиль) 5.18.21.
Воспитать своего ребёнка (ребёнок) 8.19.22.
Стать профессионалом в своём деле (профессионализм) 7.15.30.
Стать известным и уважаемым человеком (почёт и уважение) 9.17.26.
Дожить до 150 лет (150 лет) 10.23.28.

Таблица 3

«Шпаргалка» для опросника «Сейчас и потом»

«Сейчас» № вопроса «с» «п» «Потом»
1. Пойти на свидание с любимым человеком (свидание): 1.11.21. 1с 2с 3с 4с 5с 6с 7с 8с 9с 10с 1с 2с 3с 4с 5с 1п 2п 3п 4п 6п 5п 8п 7п 9п 10п 2п 3п 1п 5п 8п 1. Получить хорошее образование (образование): 1.13.24.
2. Отдохнуть в весёлой компании (компания): 2.12.22. 2. Сделать что-то значительное: написать книгу, нарисовать шедевр (книга, шедевр): 2.11.20.
3. Отдохнуть в Испании (на лучших курортах) (Испания): 3.13.23. 3. Заработать (получить) свою квартиру (квартира): 3.12.25.
4. Заработать 10 тысяч долларов (10 тыс. долларов): 4.12.24. 4. Сделать благородное дело (благородное дело): 4.16.27.
5. Помочь другу (друг): 5.15.25. 5. Создать счастливую семью (семья): 6.14.29.
6. Прочитать интересную книгу, посмотреть телесериал (книга,TV-сериал): 6.16.26. 6с 7с 8с 9с 10с 1с 2с 3с 4с 5с 6с 7с 8с 9с 10с 4п 9п 6п 7п 2п 6п 7п 10п 1п 3п 9п 4п 10п 5п 8п 6. Купить роскошный автомобиль (автомобиль): 5.18.21.
7. Познакомиться со знаменитым на весь свет человеком (знаменитость): 7.17.27. 7. Воспитать своего ребёнка (ребёнок): 8.19.22.
8. Сходить в самый дорогой и модный ресторан (ресторан): 8.18.28. 8.Стать профессионалом в своём деле (профессионализм): 7.15.30.
9. Пережить любовное приключение (любовное приключение): 9.19.29. 9. Стать известным и уважаемым человеком (почёт и уважение): 9.17.26.
10. Сходить в модный театр, на концерт, тусовку: 10.20.30. 10. Дожить до 150 лет (150 лет): 10.23.28.

Справедливость, самооценка,
самоуважение, рефлексия (СССР)

 

Данный опросник в шутливой форме позволяет рассматривать проблемы, связанные с пониманием ценности чест­ного труда и справедливого распределения между коллегами по работе (компаньонами) получаемых благ. Также в методике моделируются непростые моменты со­вместной деятельности, связанные с осознанием собствен­ной готовности к продуктивной работе и уважения к своему собственному труду. Естественно, предлагаемый опрос­ник не претендует на полное решение этих сложных вопро­сов, он лишь создает благоприятную атмосферу и дает некоторый материал для подобных размышлений.

Методика проводится с группой (классом) и занимает 20–30 минут. Общий порядок прове­дения опросника следующий.

1. Подготовка бланка на обычном тетрадном листе в клеточку. Психолог показывает на доске образец (табл. 4). В верхней части листа рисуются три таблички, размером 4×10 клеток, каждая из которых делится на два столбика по 2 клеточки шириной. Рядом с каждой табличкой слева проставляются 10 номе­ров.

2. Общая инструкция психолога: «Представьте, что двумя коллега­ми-компаньонами выполняется определенная работа, при­носящая огромные деньги. Например, два человека занимаются бизнесом (можно сразу уточнить, каким имен­но). При этом компаньоны – разные люди и проявляют в похожих ситуациях совершенно разные качества. Какие-то из этих качеств способствуют успешно­му бизнесу, а какие-то – не очень. Компаньоны, как уже отмечалось, зарабатывают крупные деньги, которые надо справедливо разделить между собой в соответствии с теми качествами и способностями, которые они по-разному проявляют».

Затем психолог уточняет, о каких качествах пойдет в дальнейшем речь, и выписывает на доске название качества и его первую заглавную букву для краткости: «ум» (У), «сила» (С), «честность» (Ч), «решительность» (Р) и «красота» (К) – всего 5 качеств.

Далее по формуле рассчитывают коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Таблица 4

Пример бланка для методики «СССР»

СССР Дата Ф.И.О.
Справедливость Самооценка Самоуважение
1-й компаньон 2-й компаньон 1-й компаньон 2-й компаньон 1-й компаньон 2-й компаньон
Сумма = Сумма = Сумма = Сумма = Сумма = Сумма =
Рефлексия 1 Сумма баллов по справедливости Рефлексия 2 Сумма баллов по самооценке Рефлексия 3 Сумма баллов по самоуважению

Окончание табл. 4

Справедливость Самооценка Самоуважение
1-й компаньон 2-й компаньон 1-й компаньон 2-й компаньон 1-й компаньон 2-й компаньон
Сумма = Сумма = Сумма = Сумма = Сумма = Сумма =
  (У) – ум (С) – сила (Ч) – честность (Р) – решительность (К) – красота Ранг = = = = =   (У) – ум (С) – сила (Ч) – честность (Р) – решительность (К) – красота Ранг = = = =   =   (У) – ум (С) – сила (Ч) – честность (Р) – решительность (К) – красота Ранг = = = =   =

3. Задание для работы с первой табличкой на бланке «Справед­ливость» (см. табл. 4): «Представьте, что за каждую из 10 коммерческих сде­лок, примерно таких, которые потом придется совершать и Вам уже с Вашим компаньоном, два каких-то других ком­мерсанта зарабатывают за каждый ход на двоих ровно 10 миллионов «чего-то там»... При этом они также проявляют разные качества и, видимо, заслуживают разного вознаг­раждения за это. От Вас требуется по справедливости рас­пределить между ними эти 10 миллионов за каждый ход в зависимости от того, насколько их качества соответствуют данной коммерческой деятельности. Например, один боль­ше проявил ума (У), второй – красоты (К), а вместе они зара­ботали 10 миллионов. Как распределить между ними эти 10 миллионов по справедливости?..».

В первой табличке «Справедливость» напротив номера первого хода в графе «1-й» требуется написать, сколько он заслуживает за свой «ум» (например, делается такая запись: «У-8»), а в графе «2-й» – сколько заслуживает такой работник за свою «красоту» (например, «К-2»), но так, чтобы в сумме всегда получалось 10.

Сам психолог при этом пользуется выписанными в стро­го определенном порядке парами качеств, «проявляемых» каждый раз компаньонами-коммерсантами (табл. 5). В дальнейшем эти же самые пары будут использоваться в работе со 2-й и с 3-й табличками бланка.

4. Психолог зачитывает пары качеств, а игроки распре­деляют между этими абстрактными компаньонами по 10 миллионов за каждый ход по справедливости. Обращаем внимание, что записи следует делать именно так, как было пока­зано в примерах выше («У-8», «К-2» и т.д.), поскольку это значи­тельно облегчит дальнейшее подведение итогов.

5. Задание для работы со второй табличкой «Самооценка»: «Сей­час Вам будут предложены пары этих же самых качеств, а Вы должны будете каждый раз определять, какие качества у Вас развиты лучше, а какие – чуть хуже. Для такой оценки Вы будете пользоваться 10-балльной шкалой, но так, чтобы в сумме каждая пара качеств всегда набирала ровно 10 баллов. Например, Вам предлагается пара «ум» и «честность». Если Вы считаете, что ум развит у Вас го­раздо больше честности, то их соотношение в баллах может быть примерно таким: ум – «У-7», честность – «Ч-3» (а в сумме: 7 + 3= 10)».

6. Психолог зачитывает в определенном порядке пары качеств (см. табл. 5), а подростки оценивают с помощью парного сравнения их развитость у себя.

7. Задание для работы с третьей табличкой бланка «Самоува­жение»: «Пред­ставьте, что Вы делаете бизнес со своим компаньоном и каждый из вас в примерно похожих ситуациях проявляет разные качества. За каждую сделку (за каждый ход) вы вдвоем зарабатываете 10 миллионов. Сейчас Вам будут предложены пары качеств, которые каждый из вас прояв­ляет в коммерческой деятельности, а уже от Вас требуется распределить между собой и компаньоном 10 миллионов таким образом, чтобы и себя не обидеть, и хоть как-то справедливость соблюсти...».

8. Психолог зачитывает в определенном порядке пары качеств (см. табл. 5), а игроки распределяют «миллио­ны» между собой и своим компаньоном.

Таблица 5

Пары качеств, зачитываемые психологом в одном и том же порядке по всем трем таблицам: справедливости, самооценке и самоуважению

1-я пара Ум – У Красота – К
2-я пара Честность – Ч Сила - С
3-я пара Сила – С Решительность - Р
4-я пара Красота – К Честность - Ч
5-я пара Сила – С Ум - У
6-я пара Ум – У Честность - Ч
7-я пара Красота – К Сила - С
8-я пара Решительность – Р Красота - К
9-я пара Честность – Ч Решительность - Р
10-я пара Решительность – Р Ум – У

9. Подведение итогов. Сначала в первой табличке «Справедливость» под­считывается сумма заработанных денег 1-м и 2-м абстрактными компаньонами и в соответствующих стол­биках записываются их результаты. Да­лее по третьей табличке «Самоуважение» аналогично подсчитывается, сколько заработал учащийся и сколько – его вымышленный компаньон (результаты, т.е. суммы «миллионов», также записываются в соответствующих столбиках).

Поскольку порядок сопо­ставления качеств был совершенно одинаков и в первой табличке («Справедливость» «вообще»), и в третьей («уважение своего собственного труда»), то можно предполо­жить, что суммы в первых колонках этих табличек (см. табл. 4, знаки «Σ») не должны сильно отличаться. Если в третьей табличке сумма денег, полученных данным учащимся, значительно превышает аналогичную сумму 1-го компаньона в первой табличке, то, скорее всего, этот учащийся немного эгоистичен, а если наоборот, то недооценивает свой собственный труд. Конечно, это не настоящая психологическая «диагностика», а всего лишь шутка (предназначенная для размышлений).

Далее определяется, насколько важны для рассмат­риваемой коммерческой деятельности те или иные качества и как они развиты у данного подростка.

Сначала в первой таблице («Справедливость» «вообще») по двум колонкам, относящимся и к 1-му, и ко 2-му коммерсантам, складываются все баллы-миллионы, простав­ленные против буквы «У» (ум), и полученная сумма выписывается в нижней части бланка («Рефлексия 1»).

Аналогично подсчитываются баллы по другим качествам (сила, честность, решительность и красота). После этого в колонке «Ранг 1» проставляются ранговые номера этих ка­честв в зависимости от количества набранных ими баллов (например, если «красота» набрала больше всего баллов, то она зани­мает 1-е ранговое место и, скорее всего, именно она важнее всего для рассматриваемой коммерческой деятельности, с точки зрения данного подростка..., и т.п.).

Далее, во второй таблице «Самооценка» по двум колон­кам также подсчитываются все баллы, относящиеся к уму, к силе, к честности и т.д. Результаты заносятся в бланк («Рефлексия 2»). После этого ана­логично определяются ранговые номера этих качеств, ко­торые выписываются в графу «Ранг 2». По этим данным можно предположить, как оценивает развитость этих качеств у самого себя конкретный подросток.

Наконец, в третьей табличке «Самоуважение» только по левой колонке (!), относящейся к оценке подростком своего труда, подсчитывается общее количество баллов-миллионов по каждому качеству и определяется, какие ранговые места они занимают уже с позиций уважения подростком себя как работника (коммерсанта). Соответственно баллы выписывают в колонку «Рефлексия 3», а ранговые места – в графу «Ранг 3».

По полученным таким образом ранговым показате­лям уже можно чисто визуально определить, как соотносятся представления подростка о справедливости, о собственных способностях и оценка своего труда (например, в бизнесе).

Так, если по таблице «Справедливость» на первое место выходит качество «сила», по таблице «Самооценка» получается, что «сила» занимает лишь четвертое место, а по таблице «Самоуважение» – только пятое, то здесь есть над чем задуматься. Но можно определить данные соотношения, используя математические показатели корреляции (см. ни­же). Правда, и в этом случае не следует ду­мать, что перед нами «настоящая» психодиагностика. Это лишь очень ориентировочная оценка своих представлений о том или ином труде и о справедливом вознаграждении за него.

При наличии времени и желания учащих­ся можно подсчитать корреляцию между качествами, тре­бующимися для данной деятельности (объективно, по справедливости), и качествами, хорошо развитыми у данно­го подростка (самооценка); или корреляцию между имеющимися у подростка качествами (самооценка) и качествами, за проявление которых подросток готов сам себе платить большие деньги (самоуважение), и т.д. Для таких подсчетов можно использовать коэффициент ранго­вой корреляции Ч. Спирмена (rs):

,

где d – разность между рангами каждой сравниваемой пары (в нашем случае по первой таблице это разность между суммами баллов-миллионов по уму у 1-го и 2-го компаньонов); n – число сравниваемых пар (в нашем случае их 5).

Например, если рассматривать соотношение двух ранго­вых рядов «Ранг 1» и «Ранг 2» (табл. 6), то в результате расчетов получится, что оно равно -0,05 (низкая корреляция).

Подставляя все значения в формулу, получим

.

Таблица 6

Пример использования коэффициента ранговой корреляции
для определения соответствия между представлениями подростка
о необходимости поощрения работника за проявление тех или иных
достоинств (справедливость) и наличием у него самого
этих достоинств (самооценкой)

Качества Ранг 1 Ранг 2 d (разность) d2 (квадрат)
Ум (У)
Сила (С)
Честность (Ч)
Решительность (Р)
Красота (К)

 

По данному коэффициенту получаемые значения могут оказаться в интервале от –1 до +1. Показателем достаточного соответствия между сравниваемыми ранговыми рядами яв­ляются коэффициенты 0,6–0,7. Поэтому полученный результат (–0,05) свидетельствует о том, что представления подростка о важности рассматриваемых качеств для данно­го бизнеса не соответствуют развитости этих качеств у него самого. Аналогично можно подсчитать соответствие между дру­гими ранговыми рядами.

 

«Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)»

 

Опросник в полушутливой форме позволяет определить, насколько личностные качества отвечают значимым для жизни ценностям, представлениям о порядочности, и в некоторой сте­пени даже смоделировать поведение в ситуациях, сложных в этическом отношении. Работа проводится с группой (классом) в течение при­мерно 30–40 минут. Для работы учащимся понадобится обыч­ный тетрадный лист в клеточку. Общий порядок работы с опросником следующий.

1. Подготовка бланка для работы с опросником. Преподаватель показывает образец на доске (табл. 7). При этом в верхней части бланка, где проставлены три римские циф­ры, пока ничего не пишут, а в центральной части обозначают семь качеств человека.

2. Первое задание: «В графе бланка «Самооценка» - «СО-Ранг» необходимо проранжировать выписанные ка­чества по степени их развитости у Вас. Например, если Вы считаете, что из этих качеств лучше всего у Вас развита осторожность, то она занимает 1-е место, за ней следует по развитости у Вас доброта – 2-е место, и т.д.».

3. Второе задание: «Представьте, что перед Вами вдруг появился волшебник и сказал: «Здравствуйте, времени у меня всего 2 минутки, поэтому быстро назовите три самых заветных Ваших желания. Если не успеете, то это Ваши проблемы...». Каждый участник должен в верхней части своих бланков, где указаны три римские цифры, записать против каждой из них по одному желанию. Ровно через две мину­ты все прекращается, и ведущий предлагает следующее за­дание.

4. Третье задание: «Как это часто бывает, волшебник сказал, что он пошутил, что никакой он не волшебник, и быстро исчез... Иными словами, Вам самим надо думать, как реализовать свои мечты и стать счастливым че­ловеком. Вы должны в самой таблице, под римской цифрой III, соответствующей Вашему третьему желанию, ис­пользуя 10-балльную шкалу, оценить, насколько каждое из семи качеств позволит реализовать данное желание. На­пример, если Вы считаете, что для отъезда в США совесть как качество проявится только на 5 баллов, то под цифрой III напротив названия «совесть» ставится пять баллов и т.п. (см. табл. 7). Затем следует перейти ко второму желанию (цифра II) и, нако­нец, к первому (цифра I)».

5. Четвертое задание: «Когда будут проставлены баллы по всем трем желаниям, необходимо посчи­тать их общее количество по каждому качеству. Например, совесть для первого желания требуется на 5 баллов, для второго – на 4 балла, для третьего – на 7 баллов, а в сумме получается 16 баллов и т.п.». Все суммы проставляют в графе «Σсч» (см. в табл. 7).

6. Пятое задание: «В графе «СЧ-Ранг» необходимо проста­вить ранговые значения, которые набирает каждое качест­во в зависимости от того, сколько у него баллов в графе «Сумма (Σсч)». Например, если по баллам на первое место претендует качество «интеллект» (23 балла!), то в графе «СЧ-Ранг» оно обозначается цифрой 1 (первое место), и т.д. (см. таб­л. 8). Полученные ранги ориентировочно будут пока­зывать, насколько важны выписанные качества для достижения самых заветных желаний».

Уже после проведения данной процедуры можно чисто визуально определить, насколько ранги само­оценки (СО) соответствуют рангам счастья (СЧ).

Для более корректного сравнения можно использовать специаль­ный коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

7. Шестое задание: «Сейчас Вам будут предложены 10 непростых ситуаций (см. «Ситуации...»), из которых есть два выхода: «а» или «б». Выбранный вариант выписывают под номером соответствующей ситуации в верхней части блан­ка справа от «качеств». Одновременно, проставив вариант действия, Вы должны будете по 10-балльной шкале оценить, насколько в этом поступке проявились те или иные Ваши качества. Например, если Вы выбираете по первой ситуации вариант «б» и считаете, что Ваша совесть проявилась при этом всего на 3 балла, то под номером первой ситуации, под буквой «б», ставится 3 балла, и т.д.».

Ведущий (психолог) зачитывает по очереди все 10 ситуаций, а участники выбирают варианты действий и оценивают, насколько проявились бы при этом их качества.

8. Седьмое задание: «По каждому качеству подсчитайте общую сумму баллов, набранных по всем 10 ситуациям, и выпишите полученные суммы в графе «Σсит»«.

9. Восьмое задание: «В зависимости от того, сколько бал­лов в сумме набрало каждое качество, проранжируйте все семь качеств и выпишите соответствующие ранговые зна­чения в графу «СИТ-Ранг». Например, если по баллам на первое место выходит качество «совесть» (82 балла), то в графе «СИТ-Ранг» напротив совести ставится 1-е ранговое место, и т.д.».

Таким образом, в итоге получаются три ранговых ряда: 1 – самооценка своих качеств (СО); 2 – важность тех или иных качеств для достижения своего счастья (СЧ); 3 – возможное проявление этих же качеств в сложных с этиче­ской стороны ситуациях (СИТ). Как уже отмечалось, мож­но просто визуально оценить, насколько между этими ранговыми рядами имеется согласование. Например, если по самооценке совесть занимает 2-е место, а для счастья ее важность стоит на 7-м месте, то здесь уже есть над чем задуматься (хотя результаты данного опросника ни в коем случае нельзя рассматривать как строго психодиагностиче­ские, это так же, как и в других активизирующих опросниках, всего лишь материал для размышлений!). Как видно из примера, соответствие не очень высокое... Но можно использовать и более корректный способ опре­деления степени соответствия между ранговыми рядами – вычислить коэффициент ранговой корреляции Спирмена:

,

где d – разности между рангами каждой сравниваемой па­ры (пары рангов по каждому качеству); n – число сравниваемых пар (в нашем случае по числу качеств – 7).

Если, используя результаты нашего примера (см. табл. 7), сравнить ранги самооценки с рангами качеств, необ­ходимых, по мнению данного подростка, для достижения своего счастья (для удобства мы рекомендуем при исполь­зовании методики отражать все эти данные в таблице (см. табл. 8)), то можно подставить соответствующие значе­ния и получить следующий коэффициент соответствия имеющихся качеств и того, что требуется для счастья:

.

Таблица 8

Данные для подсчета коэффициента ранговой корреляции
по Спирмену (соответствие между рангами СЧ и СО)

Качества СЧ-Ранг СО-Ранг d d2
Совесть
Интеллект
Осторожность
Доброта
Предприимчивость
Воля, решительность
Самокритичность

Аналогично можно подсчитывать коэффициент ранго­вой корреляции между СЧ и СИТ или между СО и СИТ.

Ситуации для опросника-шутки «СНГ»

Постарайтесь выбрать один из вариантов поведения («а» или «б») в представленных ниже сложных случаях, связан­ных с нравственным выбором. Одновременно оцените по 10-балльной шкале, насколько проявились бы в этих вы­мышленных ситуациях Ваши качества.

1. Бандит (детина) в темном переулке требует у Вас день­ги. Ваши варианты действия:

а) Вы сопротивляетесь, но Вас жестоко избивают и все равно отнимают деньги;

б) Вы сами мирно и спокойно отдаете свои денежки.

2. Вы хотите продать знакомым новый и очень красивый автомобиль. У Вас имеется два покупателя:

а) Ваш хороший знакомый, прекрасный человек, кото­рый предлагает купить машину за обычную цену;

б) другой Ваш знакомый, о котором Вы знаете, что это злой и мерзкий человек, но он предлагает купить автомо­биль в два раза дороже (у мерзавцев часто деньги водят­ся...).

3. Ваши старые и добрые знакомые оказались беженцами из «горячих точек» СНГ (или оказались погорельцами). Они обратились к Вам с просьбой приютить их семью из трех человек, пока государство им не поможет. У Вас серьезный выбор:

а) приютить нуждающихся, даже несмотря на всевоз­можные неудобства;

б) отказать в помощи, сославшись на то, что Вам и самим тесно в Вашей квартире.

4. В веселой компании симпатичные, остроумные ребята (ну просто настоящие «очаровашечки»!) говорят гадости о Вашем близком человеке (о друге), который в данный момент отсутствует. Например, обзывают его дебилом, сплетничают... Что же Вам делать (?):

а) Вы заступаетесь за друга, и тогда все начинают обзы­вать «дебилом» Вас самого;

б) Вы молчите, считая, что «нет смысла связываться с данной публикой».

5. Вы оформляетесь на очень хорошую, денежную работу (или поступаете в престижный институт), где довольно высокий конкурс и много желающих туда поступить. В решающий момент Вас приглашают к руководству и пред­лагают сделать выбор:

а) Вас принимают, но с условием, что Вы будете одно­временно осведомителем (и даже за неплохую дополнительную оплату);

б) Вы гордо отказываетесь и становитесь безработным.

6. Вашего старого друга (товарища) преследуют власти (или мафиозные структуры) за политические убеждения. Друг вынужден скрываться и обращается к Вам за по­мощью, чтобы Вы пустили его переночевать на две ночи. Вы в размышлении:

а) Вы отказываете в помощи, т.к. не хотите, чтобы и Вас преследовали;

б) Вы помогаете старому другу, рискуя при этом своей жиз­нью и жизнью своих близких.

7. Как-то, шутя, Вы вместе со своим другом (подругой) придумали веселую песенку. Через два месяца Вы узнае­те, что друг опубликовал эту песенку в одном модном поэтическом сборнике под своим именем и сразу же про­славился. Вы в растерянности:

а) Вы обижаетесь на своего друга (подругу), т.к. он даже не вспомнил о Вас, хотя песенку-то придумали вместе;

б) Вы очень даже обрадовались за своего друга (подругу), что он стал таким знаменитым и все поют вашу песенку, даже не зная, что Вы – один из ее авторов.

8. Вы нашли на улице портфель (кейс), в котором оказа­лись 100 тысяч американских долларов и визитная карто­чка владельца. Что делать (?):

а) Вы отыскиваете владельца и возвращаете ему деньги, рассчитывая на приличное вознаграждение;

б) Вы оставляете все 100 тысяч долларов себе, т.к. Вам ничуть не жалко богатого ротозея.

9. Ваш друг совершил уголовное преступление, например, обокрал квартиру стариков в Вашем же доме (и решил похвастаться, какой он «крутой»). Вы перед выбором:

а) поскольку Вам очень жалко обворованных стариков, то Вы сообщаете о краже в милицию, но так, чтобы Ваш друг об этом не узнал;

б) Вы не выдаете своего друга, т.к. друзей выдавать не­хорошо.

10. Вы любите одного человека, но сами Вы ему не нрави­тесь. Что делать (?):

а) Вы разочаровываетесь в этом человеке (перестаете его любить) и быстренько влюбляетесь в другого;

б) Вы продолжаете любить этого человека даже тогда, когда он создает свою семью, т.к. любовь (да еще Ваша Любовь!) – она на всю жизнь!..

 

 

«Моды»

 

Опросник-шутка «Моды» используется с целью ориен­тировочного индивидуального прогнозирования престиж­ности тех или иных профессий и видов труда. Предлагается два основных варианта опросника: «Моды – I» и «Моды – II». Первый, основной вариант является более полным, по­скольку включает 25–30 разнообразных профессий, охва­тывающих главные сферы производства. Второй, сокращенный вариант ориентирован только на те профес­сии, которые значимы для данного человека.

 

Методика «Моды – I»

Активизирующий опросник-шутка «Моды – I» позволяет подростку с помощью определенной логики прогнозиро­вать престижность наиболее типичных видов профессио­нального труда, что важно не только для планирования профессиональных перспектив, но и для построения индивидуального счастья, которое не­редко зависит от престижности выбранной профессии и от­ношения к ней окружающих.

Методику можно использовать как при работе с группой (классом), так и на индивидуальной профконсультации. По времени она может занять от 25 до 40 минут. Общий порядок работы следующий.

1. Подготовка бланка для работы с опросником. Ведущий показывает образец на доске (табл. 9).

2. В бланк выписывают 25 профессий, вклю­ченных в методику изначально (см. табл. 9), а также каждый учащийся дописывает еще 5 профессий, наиболее интересных для него. Всего пол­учается 25 + 5 = 30 профессий.

3. Только после этого ведущий (психолог) объясняет основные правила работы с опросником: «Все подвержено влиянию моды: одежда, пища, даже способы лечения... Подвержены модам и профессии. В какие-то времена модны (престижны) одни профессии, в иные времена – другие. Нередко старые моды возвращаются. Для многих людей очень важно осознавать, что «их» (выбранная ими) профес­сия относится к числу престижных, поэтому давайте попро­буем спрогнозировать, что ждет в плане престижности те или иные профессии. Рассмотрим три времени: 1 – недав­нее прошлое (примерно с конца 50-х до середины 80-х гг. – назовем этот период «СССРизмом»); 2 – настоящее вре­мя (с середины 80-х по наши дни – назовем этот «замеча­тельный» период «СШАизмом»); 3 – обозримое будущее (будем оптимистами и назовем этот период «Лучшие вре­мена»)».

4. Первое задание: «Внимательно посмотрите на все вы­писанные профессии. Попробуйте представить, какие из них в ближайшем будущем станут наиболее пре­стижными. Выберите 3–4 такие профессии и проставьте слева от них в колонке «+/-» знаки «+» (см. табл. 9). Выбе­рите также 3–4 профессии, которые, по Вашему мнению, престижными не будут, или их престижность резко пойдет на убыль, и проставьте слева от них знаки «-».

5. Второе задание: «Подчеркните 5–7 профессий, кото­рые лично Вас привлекают».

6. Третье задание: «Каждый в своем бланке должен оце­нить по 10-балльной шкале престижность всех выписанных профессий в эпоху СССРизма, в эпоху СШАизма и пред­ставить, насколько будут престижны эти профессии в неда­лекие лучшие времена. Все баллы проставляют напротив профессий в соответствующих эпохам колонках».

7. Четвертое задание: «Необходимо подсчитать, какие же профессии оказываются наиболее перспективными в плане повышения престижности. Обращаем внимание, что речь идет не об определении престижности, а об определении самого «вектора» направления изменения престижно­сти. Порядок расчетов по каждой профессии следующий. Сначала подсчитывают среднее арифметическое баллов, относящихся к СССРизму, СШАизму и Лучшим временам.

От баллов, относящихся к СССРизму, отнимают баллы, отно­сящиеся к СШАизму, и разницу вписывают в колонку «Расчеты». От баллов, относящихся к Лучшим временам, отнимают баллы по СШАизму, и разницу также вписывают в колонку «Расчеты».

Далее определяется алгебраическая сумма этих трех результатов (см. табл. 9, колонка «Рас­четы»). Сразу заметим, что нередко при расчетах получа­ются и отрицательные значения, поскольку речь идет не о балле престижности, а о «векто­ре» предполагаемого изменения престижности».

Таблица 9

Пример бланка для опросника-шутки «Моды – I»





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.048 с.)