Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностный опросник Томаса. Тест на определение степени конфликтности

Поиск

Мд А в с е f g h I l m n o q1 q2 q3 q4

МД – самооценка; А – замкнутость – общительность; В – интеллект; С – эмоциональная неустойчивость– устойчивость; Е – подчиненность – доминантность; F – сдержанность – экспрессивность; G – моральное непостоянство – высокая нормативность повеления; H – робость-смелость; I –жесткость-чувствительность (эмпатия)

 

L – доверчивость – подозрительность (тревога); M – практичность – развитое воображение (творчество); N – наивность – принципиальность; O – уверенность в себе – тревож-ность; Q1 – консерватизм – радикализм; Q2 – зависимость от группы – само-стоятельность; Q3 – низкий самоконтроль – высокий самоконтроль; Q4 – расслабленность – напряженность.

Методика 21. «Личностный опросник Томаса»
(тест на определение степени конфликтности)

 

Эта методика позволяет определить типичные способы реагирования личности на конфликтные ситуации.

На ее основе можно выявить степень склонности к соперничеству и сотрудничеству, готовность к компромиссам, избежанию конфликтов или стремлению их обострить.

Можно также оценивать степень социально-психологической адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.

Текст опросника:

1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б) Прежде чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стремлюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь решить вопрос с учетом интересов другого человека и моих собственных.

3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Иногда я жертвую собственными интересами ради другого человека.

4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я стараюсь не видеть чувства другого человека.

5. А) Во время улаживания спорных ситуаций, я пытаюсь найти поддержку у друга.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать ненужной напряженности.

6. А) Я пытаюсь избежать для себя неприятности.

Б) Я стараюсь добиться своего.

7. А) Я стараюсь отложить рассмотрение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться лучшего.

8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я прежде всего стараюсь понять то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А) Я упорно стремлюсь добиться своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А) Я стремлюсь ясно представить то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить другого человека и главным образом сохранить наши отношения.

12. А) Я часто избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А) Я предлагаю среднюю позицию при разногласии.

Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А) Я сообщаю другому человеку свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому человеку логику моей позиции и преимущество моих взглядов.

15. А) Я стараюсь успокоить другого человека и сохранить наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я обычно пытаюсь убедить другого человека в преимуществах моей позиции.

17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать ненужной напряженности.

18. А) Я дам другому возможность настоять на своем, если это сделает его счастливым.

Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он пойдет мне навстречу.

19. А) Прежде всего я пытаюсь понять то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем их окончательно решить.

20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и чужой.

Б) Я отстаиваю свою позицию.

23. А) Как правило, я стараюсь удовлетворить желания сторон.

Б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А) Если позиция другого человека кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

Б) Я стараюсь убедить другого человека пойти на компромисс.

25. А) Я пытаюсь убедить другого человека в своей правоте.

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к интересам другого.

26. А) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А) Часто стремлюсь избежать споров.

Б) Я дам человеку возможность настоять на своем, если это сделает его счастливым.

28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Улаживая ситуации, я стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А) Я предлагаю среднюю позицию в решении спорного вопроса.

Б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.

30. А) Я стараюсь не задевать чувства другого человека.

Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы оба могли достигнуть успеха.

Опросник используется при изучении степени конфликтности. Он может помочь в работе профориентолога с потенциальными лидерами, с нарушителями дисциплины, с кандидатами в состав малых рабочих групп – рабочих бригад в период принятия на рабочее место (не допустив две конфликтные личности в одно подразделение), что делается для предупреждения конфликтных ситуаций на почве психологической несовместимости, а также поможет в работе наставников – для выработки в процессе воспитания и самовоспитания недостаточно развитых личностных качеств в сфере общения и др.

Бланк для ответов:

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избежание Приспособление
        а б
    б а    
  а       б
      а   б
    а   б  
  б     а  
      б а  
  а б      
  б     а  
  а   б    
    а     б
      б а  
  б   а    
  б а      
        б а
  б       а
  а     б  
      б   а
    а   б  
    а б    
    б     а
  б   а    
    а   б  
      б   а
  а       б
    б а    
        а б
  а б      
      а б  
    б     а
Балл *** *** *** *** ***

Пример обработки результатов:

Рассмотрим ситуацию, где испытуемый получает, к примеру, такие результаты по тесту:

- «соперничество» – 1 балл;

- «сотрудничество» – 5 баллов;

- «компромисс» – 12 баллов;

- «избежание» – 6 баллов;

- «приспособление» – 4 балла.

Такая картина свидетельствует о том, что испытуемый в конфликтной ситуации, отличается следующим:

- склонен к «Компромиссу»;

- стремиться избежать конфликта;

- стремится к сотрудничеству в случае возникновения конфликта.

Если не присуще пассивное приспособление к конфликтной ситуации и стремление к соперничеству любой ценой.

Вывод: Такую личность нельзя назвать конфликтной.

 

 

Методика 22. «Опросник коммуникативных и организаторских склонностей» («КОС» В.В. Синявского, Б.А. Федоришина)

 

Вводные замечания:

Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные анкеты оптанта, разделы, касающиеся успешности обучения, опыта и успехов во внеучебной и внешкольной деятельности. Кроме того, используется анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным.

Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сфере профессии «человек – человек», а также в других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности общения, в планировании и реализации деятельности.

Порядок работы:

Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте «+», если же ваш ответ отрицателен (не согласны), поставьте «–».

Следите, чтоб номер вопроса и номер клетки, куда вы запишете свой ответ, совпадали.

Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным.

Обращайте внимание на первые слова вопросов. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними.

Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов.

Обработка результатов:

1. Сопоставьте ответы испытуемого с дешифратором и подсчитайте количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.

2. Вычислите оценочные к оэффициенты к оммуникативных (кк) и к оэффициент о рганизаторских (ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по «К оммуникативным С клонностям» (Кс) и «О рганизаторским С клонностям» (Ос) к максимально возможному числу совпадений (20) по формулам:

кк = Кс(х)/20; ко = Ос(х)/20.

Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты с оценками по шкале в таблице.

Кк Ко Шкальная оценка
0,10 – 0,45 0,45 – 0,55 0,56 – 0,65 0,66 – 0,75 0,75 – 1,00 0,20 – 0,55 0,56 – 0,65 0,66 – 0,70 0,71 – 0,80 0,81 – 1,00 1 низкий 2 ниже среднего 3 средний 4 выше среднего 5 высокий

 

При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:

1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

2. Испытуемым, получившим оценку 2, присущи коммуникативные и организаторские склонности на уровень ниже среднего. Такие люди не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды; проявление инициативы в общественной деятельности у них крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых, возможно, нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию их коммуникативных и организаторских способностей.

4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе людей с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

5. Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Текст опросника «КОС»:

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается убедить ваших товарищей в вашей точке зрения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вы включаетесь в новую для вас компанию?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую вам компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Лист ответов: Ф.И.______________________________________Дата__________

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Дешифратор:

Склонности Ответы
Положительные Отрицательные
Коммуникативные Организаторские Вопросы 1-го столбца Вопросы 2-го столбца Вопросы 3-го столбца Вопросы 4-го столбца

 

 

Методики исследования индивидуальных
личностных качеств

 

Цель: изучить методики на исследование индивидуальных личностных качеств:

- самооценка деловых качеств;

- анкета самоанализа;

- анализ значимых личностных качеств;

- «тепинг-тест» на определение типа нервной системы;

- «художник или мыслитель» на определение когнитивного стиля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.130.228 (0.012 с.)