Чему учат в высших учебных заведениях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чему учат в высших учебных заведениях



 

Специалистов с высшим образованием готовят высшие учебные заведения – институты, университеты, творческие вузы.

Институты ведут подготовку по массовым профессиям и специальностям (инженеры, врачи, учителя, экономисты, мене­джеры, юристы, психологи и др.). Высшее образование предпо­лагает, что специалист (бакалавр, магистр) способен решать задачи определенного класса сложности самостоятельно, то есть думать, искать опти­мальные решения и ответственно их принимать.

Высшее обра­зование позволяет самостоятельно отбирать необходимую ин­формацию, создавать новые технологии, генерировать нестан­дартные идеи; предоставляет возможность карьеры и личностно-профессионального роста (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура).

Содержание любого высшего образования состоит из трех частей: углубленное общее образование, включающее извест­ные школьные предметы, «основы наук» (математика, физика, химия, графика, технология, литература); общекультурное обра­зование (история культуры, философия, социология, педагоги­ка, психология, информатика); специальное образование (в соответствии с профессиональной направленностью, например расчет и констру­ирование автомобилей или проектирование литейных цехов, кардиология или поэзия эпохи Возрождения).

Понятно, что на­бор учебных дисциплин определяется профилем вуза, особен­ностями специализации. По многим учебным дисциплинам сту­денты выполняют курсовые работы и проекты, научно-исследо­вательские работы, проходят практику.

Объем и интенсивность самостоятельной работы студента растут от семестра к семестру. Осваивать чужое знание, пере­рабатывать его, рационально использовать – здесь одного за­поминания, выучивания, повторения недостаточно. Необходимо управлять своим образованием.

Завершается высшее образование созданием интеллекту­ального продукта – дипломных работ или проектов, высокое ка­чество которых наилучшим образом характеризует профессио­нальную квалификацию. Умный работодатель обязательно спросит о теме дипломной работы.

Университеты готовят научные и научно-педагогические кадры, будущих академиков и профессоров. Университетское образование имеет отличия. Во-первых, студент с младших кур­сов занимается научной работой. Во-вторых, учебный план в университете более индивидуален. В-третьих, здесь практикуются междисциплинарные курсы, формирующие научное мировоз­зрение, расширяющие кругозор. Выпускник университета – универсальный специалист.

Творческие вузы (художественные, театральные, литера­турные, кинематографические, музыкальные) готовят уникаль­ных специалистов, которыми может стать не каждый – нужен талант. Еще до вступительных экзаменов абитуриенту необходимо выдержать творческий конкурс: спеть, сыграть, нарисовать, слепить, напи­сать, прочитать. Всему этому можно и нужно научиться в систе­ме дополнительного образования и самообразования.

 

Чему учат в училищах и техникумах

 

Профессиональное обучение осуществляют курсы, сту­дии, центры. Они обучают «массовым профессиям» (бухгалтер, водитель, швея, официант, пользователь компьютера и др.). Так называемое производственное обучение на рабочих местах тоже вполне может обеспечить профессией и трудоустройст­вом. Способ подготовки мало отличается от дополнительного образования: используется показ, тренинг, воспроизведение, но требования строже, продолжительность и интенсивность обучения выше.

Система профессионального образования готовит специалистов различной квалификации – от рабочих низких разрядов до профессионалов высочайшей квалификации, будь то токарь или фрезеровщик, повар или парикмахер, учи­тель или ученый.

Специалистов рабочих профессий обучают в училищах. Однако для приобретения квалификации здесь уже необходимо образование – расширенный кругозор, углуб­ленные общие и специальные знания, иной уровень профессио­нального мышления. В учебном плане таких учебных заведений десятка два предметов, курсовых работ, зачетов и экзаменов.

От специалистов рабочих профессий на производстве в пер­вую очередь исправного исполнения того, чему они научились. Но их образованность позволяет осваивать новые виды работы, расти профессионально. Надо успевать за изменениями техни­ки и технологии. Специалистов для выполнения более сложной работы, в том числе для управления рабочими коллективами, готовят техникумы, где уровень образования еще выше: учебные дисциплины те же, что и в институтах; объем и интенсивность само­стоятельной работы выше; могут выполняться дипломные работы или проекты. Сроки обучения, конечно, увеличиваются, а прием про­водится по результатам вступительных экзаменов. В дополне­ние к классно-урочной системе преподавания могут проводить­ся лабораторные работы, лекции, семинары. От «техников» на работе ждут самостоятельности в принятии решений, способно­сти руководить рабочим коллективом.

 

Как сдавать экзамены

 

Подготовка к экзаменам для вас продолжалась в течение всей учебы в школе. Экзамены – это возможность показать, на что вы способны. Конечно, если вы ничего не знаете, эти сове­ты вам не помогут. Тем же, кто имеет прочные знания, наши рекомендации помогут справиться с волнением и произвес­ти благоприятное впечатление на экзаменатора.

Имейте в виду:

1. К концу дня экзаменаторы, как правило, менее придир­чивы. Они чаще останавливают, задают меньше допол­нительных вопросов. Тем, кто не уверен в своих знани­ях, лучше идти позже. Но, с другой стороны, к концу экзамена, как правило, «кончаются» хорошие оценки. Срабатывает стерео­тип «лучшие идут первыми».

2. Последними идут те, кто больше, чем на тройку, не рассчитывают. Отвечать в последней группе могут позволить себе те, у кого крепкие нервы. Лучше всего ид­ти четвертым-пятым в первой пятерке: у вас будет достаточно времени на подготовку, пока будут отве­чать первые. Это известно многим. Поэтому приходите сдавать экзамен пораньше.

3. Если у вас хорошая зрительная память, то страница учебника или конспекта сама всплывет перед глазами. Важно сосредоточиться и успокоиться. Закройте глаза, расслабьтесь, вспомните что-нибудь приятное. Когда включитесь в рабочее состояние, внимательно прочитайте во­просы. Начинайте с вопроса, который вы знаете хорошо. Не надо паниковать, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Если вы что-то знали раньше,то в памяти всплывет нужная информация.

4. Если никак не удается вспомнить какое-то определе­ние, формулу, – оставьте на листочке пустое место и вернитесь к этому позднее. Если время на исходе, составьте хотя бы краткий план ответа. Никогда не xoдите отве­чать с чистым листком, даже если на 100 % уверены в ус­пехе. Этим вы проявляете пренебрежение к экзамену. Как известно, несколько конкретных цифр и фактов производят большее впечатление, чем абстрактные рассуждения по теме.

5. Прежде чем идти отвечать, понаблюдайте за поведением экзаменатора: как он слушает, какие вопросы задает, что ему нравится, а что – нет.

6. Отдельно поговорим о шпаргалках. Человек, пользующийся шпар­галкой, находится в состоянии стресса. При этом резко уменьшается объем оперативной памяти, потому приходится переписывать чуть ли не каждое слово. Да еще руки трясутся. Редкий преподаватель не обратитнатакого человека внимание.

7. Несмотря на то, что вы знаете ответы на вопросы би­лета, запишите несколько первых фраз. Если вы уже го­товы, – отдохните. Понаблюдайте, как отвечают товари­щи – это может пригодиться.

8. Психологи советуют говорить в 3–4 раза больше, чем экзаменатор.

9. Если говорите только вы, трудно поддержать обрат­ную связь с экзаменатором. Если экзаменатор говорит больше, создается впечатление, что отвечает он. И то и другое нежелательно. Если экзаменатор не дает вам обратной связи, то трудно понять, какое впечатление вы производите. Поэтому берите инициативу в свои руки. Провоцируйте высказывания, выдерживая паузы и задавая риторические вопросы. Терпеливо слушайте.

10. Если экзаменатор неоправданно перебивает вас, мак­симально сократите паузы. При этом следует говорить быстро, уверенно и достаточно громко. Обидно бывает, когда преподаватель объясняет вам то, что вы сами прекрасно знаете. В этом случае необходимо перехва­тить инициативу.

11. Успешность вашего ответа во многом определяется четкостью вашей речи. Проглатывание окончаний, не­четкая дикция, торопливая речь могут произвести на экзаменатора плохое впечатление.

12. Если при подготовке к ответу у вас есть возмож­ность нарисовать график или схему – не упускай ее. Особенно эффектно выглядит рисование по ходу отве­та: вы показываете свободное владение темой. Гра­фик – «вещественное доказательство» ваших знаний.

13. Не теряйте нить ответа, чтобы не испортить общее впечатление. Поддерживайте темп ответа, интонацион­но выделяйте особо важные определения, не стесняясь их повторять. Если вам уже нечего сказать, а экзамена­тор ждет продолжения ответа, перефразируй уже вы­сказанные мысли. Когда вы излагаете хорошо усвоенный материал, акцентируйте внимание на своем ответе ин­тонацией и ритмом.

14. Среди факторов, влияющих на оценку, определенное место занимает уровень знаний предыдущего отвечающего. Обратите внимание, на чьем фоне вы будете отвечать. Если это был посредственный ответ, вы будете смотреться лучше. Значит, если предыду­щий абитуриент отвечал плохо, вы должны продемон­стрировать совершенно иной стиль ответа. Например, если он мучительно долго подбирал слова, то вы говорите в быстром темпе. Если же ваш предшественник утомил преподавателя своей болтовней, отвечайте спокойно, взвешивая каждое слово.После неудачника отвечать, как правило, легче.

15. Самые дальновидные учащиеся стараются не пропускать консуль­тации. Уровень вопросов к преподавателю говорит об уровне их подготовки к экзаменам. Вы должны внима­тельно следить, как преподаватель отвечает на них. Это даст вам представление о требуемом уровне зна­ний, о характере преподавателя и его притязаниях.

 

 

Как управлять стрессом

 

План темы:

- стресс и дистресс;

- технология аутотренинга «как выпустить пар»;

- десять шагов уверенности в себе

Есть только одна непобедимая сила в жизни, и эта сила – «Радость». Каждый раз, когда вам что-то не удается, когда вы хотите преодолеть все препятствия и добиться результатов, по­беждайте любя и радуясь. Улыбка ускорит вашу победу и развернет ваши силы. Слезы и уныние отодвинут вашу победу далеко от вас.

Восточная мудрость

Стресс и дистресс

 

Большинство людей в ситуации экзамена испытывает чув­ство беспокойства, тревоги, неуверенности в себе.

Любой экзамен – это стресс. От того, насколько успеш­но вы будете справляться со стрессом, зависит не только ваша оценка, но и самочувствие.

Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренно­го стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной, чем в спокойных обстоятельствах. Спортсмен на соревнованиях обычно показывает лучшие результаты, чем на тренировках, благодаря стрессу. Такое со­стояние называется эустресс. Эустресс – это активизирую­щий стресс. Когда напряжение становится слишком сильным, возника­ет чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет. Та­кой стресс называется дистресс. Дистресс – разрушительный стресс. Именно его следует избегать.

Таким образом, саморегуляция – это искусство пользо­ваться преимуществами эустресса и избегать дистресса.

Что происходит с человеком в стрессовом состоянии? В состоянии эустресса пульс учащается до 90–100 ударов в минуту, в состоянии дистресса – свыше 100 ударов при уменьшении пульсовой волны. При эустрессе артериальное давление повышается умеренно. При дистрессе возможны два типа реакции: или резкое повышение артериального дав­ления, или его резкое падение. Дыхание в состоянии эустрес­са обычно усилено. При дистрессе оно становится учащен­ным. Характерна реакция кожи на стресс. При эустрессе про­исходит покраснение, при дистрессе – побледнение или появ­ление красно-белых пятен на коже. Эустресс вызывает ощу­щение тепла, иногда чувство «жара». Дистресс чаще всего со­провождается ознобом.

Посмотрим, как изменяется протекание психических про­цессов в стрессовом состоянии. Внимание при эустрессе улуч­шается. Возрастает способность к концентрации, переключе­нию и распределению внимания. Задача, которую предстоит ре­шить, видится особенно четко. Деятельность прогнозируется на несколько ходов вперед. Расширение объема внимания дает удивительное ощущение собранности. Память при эустрессе то­же улучшается. Человек быстрее и успешнее запоминает, с лег­костью вспоминает забытое.

В состоянии дистресса ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии. При дистрессе нарушается речь. Человек «проглатывает» буквы и слова, заикается, употребляет слова-паразиты «типа», «как бы», «так сказать», «это» и другие.

Когда стресс перерастает в дистресс, проявляются трудно­сти в управлении вниманием. Человек не может сконцентриро­ваться на решении задачи или, наоборот, не может переклю­читься на другие вопросы.

Качество мышления при дистрессе ухудшается. Мысль вра­щается как в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Характерная особенность мышления в состоянии стресса – сужение сознания. Отсюда и нечувствительность к юмору. Не стоит шутить с человеком в состоянии стресса. Он шуток не поймет. Ведь чувство юмора предполагает мгновен­ное переключение с одной точки зрения на другую, необычную точку зрения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.40.84 (0.093 с.)