Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессиональный отбор. Профессиональная пригодностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Профессиональный отбор (П.О.) – это разновидность отбора психологического. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях: а) гигиенических; б) микроклиматических; в) технических; г) социально-психологических; д) требующих от человека: - повышенной ответственности; - здоровья; - высокой работоспособности; - точности исполнения задания; - устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Основой П.О. являются конкретные нормативные характеристики профессии: - социальные (функции, задачи, цели); - операциональные (точность исполнения; временные, пространственные, логические характеристики); - организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда), позволяющие врачам, психологам, физиологам: - подбирать, разрабатывать и адаптировать методы, - строить процедуру отбора, - проводить диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессиональной деятельности. Процесс П.О. может осуществляться как комплексом тестов (аппаратурных, бланковых, опросных), так и с помощью имитационного эксперимента, воспроизводящего а) фрагменты; б) ситуации; в) этапы реальной профессиональной деятельности. При этом строго регистрируются визуально наблюдаемые и объективно фиксируемые показатели: - функционального состояния человека; - мотивационно-эмоциональных проявлений; - продуктивности и успешности работы.
Профессиональная пригодность (П.П.) – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии. П.П. не дана человеку изначально, она формируется в процессе воспитания и обучения, последующей профессиональной деятельности, а также при наличии положительной мотивации к этой деятельности. Ее возникновению и упрочению способствуют: - система материальной и моральной стимуляции; - удовлетворение, получаемое от деятельности; - осознание общественной значимости результатов работы и собственной нужности и ценности (самоценности). Становление П.П. может иметь неопределенно большое число индивидуальных вариантов, в каждом из которых представлена свойственная ему психологическая структура, выявляющаяся в деятельности (К.М. Гуревич). Формирование П.П. стимулирует творческую активность человека, которая реализуется в поисках и нахождении оптимальных способов самовыражения. Приобретаемая П.П. накладывает заметный отпечаток на весь облик человека, его психомоторику, образование стереотипов речи и мышления, его установки и ценностные ориентации, мировоззрение и др. В отношении большинства профессий, не предъявляющих абсолютных требований к психическим и психофизиологическим особенностям человека, неправомерно (исходя из их наличного состояния) прогнозировать самую возможность формирования П.П, или его темп. Решающее значение для такого прогноза имеет характеристика мотивации и рациональности обучения. В случаях, когда профессия требует от человека таких особенностей, которые не поддаются развитию, окончательный прогноз о П.П. делается в зависимости от наличия или отсутствия этих особенностей. В эпоху научно-технического прогресса (НТП) происходят изменения содержания профессиональной деятельности. Наряду с этим изменяются и требования к профессионалу. Эффективность его деятельности становится невозможной без непрерывного общего и специального образования, способствующего формированию П.П. в новых условиях. Профпригодность (по Е.А. Климову). Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и его дела, профессии. Именно взаимное: «человек – профессия». Остановимся на характеристике этого взаимодействия. Любому человеку свойственны определенные личные качества, особенности. И по тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым профессией к личности, можно судить о пригодности человека к той или иной профессии – профпригодности. Различают 5 степеней профпригодности: 1. Непригодность (к данной профессии). Она может быть: - временной; - практически непреодолимой. О непригодности можно говорить в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения врачей, с работой в той или иной области. Эту группу противопоказаний необходимо рассматривать в аспекте «здоровья» человека. 2. Абсолютная профессиональная пригодность. Речь идет о целой группе профессий, предъявляющих такие требования к человеку, которым можно соответствовать лишь обладая специальными способностями. Отсутствие их практически невозможно компенсировать. Абсолютная пригодность необходима представителям таких профессий, как летчик, хирург, оператор энергосистем и др., работа которых связана с возможностью возникновения неожиданных ситуаций, опасных для здоровья и жизни людей. То же самое можно сказать и о профессиях, связанных с искусством: если, например, у человека нет способностей к изобразительной деятельности, то он вряд ли станет художником, архитектором, скульптором и т.п. 3. Пригодность (к той или иной профессии или их группе). Эта степень профпригодности характеризуется тем, что у человека нет противопоказаний к труду в той или иной области, но нет и явно выраженных склонностей. «Вы можете выбирать эту профессию. Не исключено, что станете хорошим специалистом» – так можно сформулировать эту степень профпригодности. 4. Соответствие человека той или иной области деятельности. В этом случае можно указать на некоторые личные качества, которые явным (бесспорным) образом соответствуют требованиям определенной профессии или группы профессий. Например, имеется выраженный интерес к тем или и иным объектам труда (биологическим, техническим и т.д.) или некоторый успешный опыт практической пробы сил в данной области. «Вы можете выбрать эту профессию, и очень возможно, что станете хорошим специалистом» – так можно сказать об этой степени профпригодности. 5. Призвание (к данной профессии, области деятельности). Его можно считать высшим уровнем профессиональной пригодности на данном этапе развития человека как труженика. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди сверстников, находящихся в примерно равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области деятельности вы будете хорошим специалистом» – так характеризуется эта степень профпригодности. Профпригодность – это не врожденное качество человека. Она формируется в трудовой деятельности. В труде развивается не только профессиональное восприятие, память и мышление, но и складывается определенный тип поведения человека, его коллективистская направленность, требовательность, чувство долга и другие качества личности. Большинство профессий не предъявляет абсолютных требований к человеку в отношении пригодности: отсутствие каких-либо необходимых качеств, свойств, способностей может быть компенсировано развитием других. Можно ли разделить все качества человека на профессионально ценные, вредные или нейтральные? Ответ: «Нет! Нельзя!». Дело в том, что даже применительно к одной и той же работе нельзя говорить о некотором едином и бесспорном перечне профессионально ценных качеств. Возьмем, к примеру, ткачей-многостаночников. Одни из них добиваются высоких показателей за счет быстродействия, другие – за счет предусмотрительности, а третьи – за счет равномерного темпа работы. Чем квалифицированнее работник, тем он максимальнее использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. В результате создается неповторимый индивидуальный стиль в работе: «Всяк мастер на свой лад работу делает». Профпригодность человека к работе определяют следующие его свойства: - гражданские качества (идейная убежденность, патриотизм, коллективизм, потребность трудиться на общую пользу и др); - трудолюбие, добросовестное отношение к труду, положительные интересы и склонности к данной области деятельности; - широта ума, его глубина; гибкость, самодисциплина, развитый самоконтроль, инициативность; состояние здоровья и т.п.; - способности (например, хорошо развитый музыкальный слух – для настройщика пианино и роялей; общительность – для педагога, менеджера, и т.п.). Некоторые необходимые качества пригодности к профессии вы можете и должны формировать систематически (личностно-професси-ональные ценности, нравственные ориентации, добросовестность, чувство долга, коллективизм и др). Мы рассмотрели одну сторону взаимосвязи «человек – профессия». Теперь поговорим о том, что непригодной для человека может оказаться сама профессия: конструкторы придумали мощную подъемную машину (лебедку), а вот управлять ею оказалось очень тяжело (чтобы нажать, переместить рычаги спуска, торможения, остановки, нужна незаурядная физическая сила). В этом случае нельзя говорить о профессиональной непригодности, например, женщин к работе машиниста, надо лишь изменить способ управления машиной. Из сказанного вытекает, что профпригодность человека – характеристика изменчивая. Формирование профпригодности предполагает не только развитие определенных качеств человека (например, средствами самовоспитания), но и изменение условий труда, средств производства.
Профессиография.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.012 с.) |