Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональный отбор. Профессиональная пригодность

Поиск

Профессиональный отбор (П.О.) – это разновидность отбора психологического. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях:

а) гигиенических;

б) микроклиматических;

в) технических;

г) социально-психологических;

д) требующих от человека:

- повышенной ответственности;

- здоровья;

- высокой работоспособности;

- точности исполнения задания;

- устойчивой эмоционально-волевой регуляции.

Основой П.О. являются конкретные нормативные характеристики профессии:

- социальные (функции, задачи, цели);

- операциональные (точность исполнения; временные, пространственные, логические характеристики);

- организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда), позволяющие врачам, психологам, физиологам:

- подбирать, разрабатывать и адаптировать методы,

- строить процедуру отбора,

- проводить диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессиональной деятельности.

Процесс П.О. может осуществляться как комплексом тестов (аппаратурных, бланковых, опросных), так и с помощью имитационного эксперимента, воспроизводящего а) фрагменты; б) ситуации; в) этапы реальной профессиональной деятельности.

При этом строго регистрируются визуально наблюдаемые и объективно фиксируемые показатели:

- функционального состояния человека;

- мотивационно-эмоциональных проявлений;

- продуктивности и успешности работы.

 

Профессиональная пригодность (П.П.) – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии.

П.П. не дана человеку изначально, она формируется в процессе воспитания и обучения, последующей профессиональной деятельности, а также при наличии положительной мотивации к этой деятельности.

Ее возникновению и упрочению способствуют:

- система материальной и моральной стимуляции;

- удовлетворение, получаемое от деятельности;

- осознание общественной значимости результатов работы и собственной нужности и ценности (самоценности).

Становление П.П. может иметь неопределенно большое число индивидуальных вариантов, в каждом из которых представлена свойственная ему психологическая структура, выявляющаяся в деятельности (К.М. Гуревич).

Формирование П.П. стимулирует творческую активность человека, которая реализуется в поисках и нахождении оптимальных способов самовыражения.

Приобретаемая П.П. накладывает заметный отпечаток на весь облик человека, его психомоторику, образование стереотипов речи и мышления, его установки и ценностные ориентации, мировоззрение и др.

В отношении большинства профессий, не предъявляющих абсолютных требований к психическим и психофизиологическим особенностям человека, неправомерно (исходя из их наличного состояния) прогнозировать самую возможность формирования П.П, или его темп.

Решающее значение для такого прогноза имеет характеристика мотивации и рациональности обучения.

В случаях, когда профессия требует от человека таких особенностей, которые не поддаются развитию, окончательный прогноз о П.П. делается в зависимости от наличия или отсутствия этих особенностей.

В эпоху научно-технического прогресса (НТП) происходят изменения содержания профессиональной деятельности. Наряду с этим изменяются и требования к профессионалу. Эффективность его деятельности становится невозможной без непрерывного общего и специального образования, способствующего формированию П.П. в новых условиях.

Профпригодность (по Е.А. Климову). Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и его дела, профессии. Именно взаимное: «человек – профессия». Остановимся на характеристике этого взаимодействия.

Любому человеку свойственны определенные личные качества, особенности. И по тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым профессией к личности, можно судить о пригодности человека к той или иной профессии – профпригодности.

Различают 5 степеней профпригодности:

1. Непригодность (к данной профессии).

Она может быть:

- временной;

- практически непреодолимой.

О непригодности можно говорить в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые, с точки зрения врачей, с работой в той или иной области.

Эту группу противопоказаний необходимо рассматривать в аспекте «здоровья» человека.

2. Абсолютная профессиональная пригодность.

Речь идет о целой группе профессий, предъявляющих такие требования к человеку, которым можно соответствовать лишь обладая специальными способностями. Отсутствие их практически невозможно компенсировать.

Абсолютная пригодность необходима представителям таких профессий, как летчик, хирург, оператор энергосистем и др., работа которых связана с возможностью возникновения неожиданных ситуаций, опасных для здоровья и жизни людей.

То же самое можно сказать и о профессиях, связанных с искусством: если, например, у человека нет способностей к изобразительной деятельности, то он вряд ли станет художником, архитектором, скульптором и т.п.

3. Пригодность (к той или иной профессии или их группе).

Эта степень профпригодности характеризуется тем, что у человека нет противопоказаний к труду в той или иной области, но нет и явно выраженных склонностей.

«Вы можете выбирать эту профессию. Не исключено, что станете хорошим специалистом» – так можно сформулировать эту степень профпригодности.

4. Соответствие человека той или иной области деятельности.

В этом случае можно указать на некоторые личные качества, которые явным (бесспорным) образом соответствуют требованиям определенной профессии или группы профессий. Например, имеется выраженный интерес к тем или и иным объектам труда (биологическим, техническим и т.д.) или некоторый успешный опыт практической пробы сил в данной области.

«Вы можете выбрать эту профессию, и очень возможно, что станете хорошим специалистом» – так можно сказать об этой степени профпригодности.

5. Призвание (к данной профессии, области деятельности).

Его можно считать высшим уровнем профессиональной пригодности на данном этапе развития человека как труженика. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди сверстников, находящихся в примерно равных условиях обучения и развития.

«В этой и именно в этой области деятельности вы будете хорошим специалистом» – так характеризуется эта степень профпригодности.

Профпригодность – это не врожденное качество человека. Она формируется в трудовой деятельности. В труде развивается не только профессиональное восприятие, память и мышление, но и складывается определенный тип поведения человека, его коллективистская направленность, требовательность, чувство долга и другие качества личности.

Большинство профессий не предъявляет абсолютных требований к человеку в отношении пригодности: отсутствие каких-либо необходимых качеств, свойств, способностей может быть компенсировано развитием других.

Можно ли разделить все качества человека на профессионально ценные, вредные или нейтральные? Ответ: «Нет! Нельзя!». Дело в том, что даже применительно к одной и той же работе нельзя говорить о некотором едином и бесспорном перечне профессионально ценных качеств. Возьмем, к примеру, ткачей-многостаночников. Одни из них добиваются высоких показателей за счет быстродействия, другие – за счет предусмотрительности, а третьи – за счет равномерного темпа работы. Чем квалифицированнее работник, тем он максимальнее использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. В результате создается неповторимый индивидуальный стиль в работе: «Всяк мастер на свой лад работу делает».

Профпригодность человека к работе определяют следующие его свойства:

- гражданские качества (идейная убежденность, патриотизм, коллективизм, потребность трудиться на общую пользу и др);

- трудолюбие, добросовестное отношение к труду, положительные интересы и склонности к данной области деятельности;

- широта ума, его глубина; гибкость, самодисциплина, развитый самоконтроль, инициативность; состояние здоровья и т.п.;

- способности (например, хорошо развитый музыкальный слух – для настройщика пианино и роялей; общительность – для педагога, менеджера, и т.п.).

Некоторые необходимые качества пригодности к профессии вы можете и должны формировать систематически (личностно-професси-ональные ценности, нравственные ориентации, добросовестность, чувство долга, коллективизм и др).

Мы рассмотрели одну сторону взаимосвязи «человек – профессия». Теперь поговорим о том, что непригодной для человека может оказаться сама профессия: конструкторы придумали мощную подъемную машину (лебедку), а вот управлять ею оказалось очень тяжело (чтобы нажать, переместить рычаги спуска, торможения, остановки, нужна незаурядная физическая сила). В этом случае нельзя говорить о профессиональной непригодности, например, женщин к работе машиниста, надо лишь изменить способ управления машиной.

Из сказанного вытекает, что профпригодность человека – характеристика изменчивая. Формирование профпригодности предполагает не только развитие определенных качеств человека (например, средствами самовоспитания), но и изменение условий труда, средств производства.

 

Профессиография.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.012 с.)