Методики, используемые в целях профессионального психологического отбора в воинских частях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики, используемые в целях профессионального психологического отбора в воинских частях.



Профессиональный психологический отбор представляет комплекс мероприятий, обеспечивающих выявление лиц, у которых определяется соответствие психологических качеств, свойств личности требованиям военно-профессио­нальной деятельности, что позволяет рационально распреде­лять призывников и военнослужащих по специальностям, комплектовать военно-учебные заведения курсантами. Про­фессиональный психологический отбор (ППО) является со­ставной частью военно-профессионального отбора, включаю­щего анализ биографических данных, морально-нравственных качеств, оценку состояния здоровья, образовательной, про­фессиональной и физической подготовленности.

В основе ППО лежит оценка индивидуальных психофи­зиологических качеств и психологических особенностей при­зывников и военнослужащих в целях установления степени их соответствия требованиям конкретной специальности или группы сходных военных специальностей.

ППО состоит из социально-поихологического изучения, психологического и психофизиологического обследования и включает: оценку уровня развития познавательных психиче­ских процессов, оценку адаптационных возможностей лич­ности и нервно-психической устойчивости, а также уровня развития специальных (профессионально важных качеств) индивида.

Основным инструментом, используемым в профессио­нальном психологическом отборе (ППО), являются тесты. Тестовое испытание (тест—англ.—задача, проба)—кратко­временное испытание, имеющее целью выявить уровень раз­вития определенных способностей, общей или специальной одаренности, а также (некоторых личностных особенностей.

Цель применения тестов заключается в выявлении инди­видуальных особенностей обследуемых лиц и определения на этой основе их профессиональной пригодности к конкретному виду профессиональной деятельности. Разработка и примене­ние современных психофизиологических и психологических тестов основаны на широком использовании методов матема­тической статистики, и в частности корреляционного и фак­торного анализов.

В настоящее время в экономически развитых странах спе­циалистами профессионального отбора применяется несколь­ко тысяч тестов. По характеру выявляемых качеств тесты разделяются в основном на 4 группы: тесты определения об­щих способностей, тесты проверки специальных способностей, личностные тесты и тесты определения квалификации. Тесты бывают устные, письменные (бланковые) и аппаратные (в том числе компьютерные), а также индивидуальные и групповые.

Тесты для определения общих способностей разделяются на четыре подгруппы.

1. Тесты для определения общего развития (общего уров­ня интеллекта). К ним относятся тесты на определение смыс­ловых связей, арифметические тесты; тесты, направленные на изучение качеств внимания, долговременной и кратко­временной памяти и др

2. Тесты для определения пространственного воображения и способностей в области механики. Эти тесты в большей сте­пени применяются при отборе кандидатов для службы в ВВС и ВМС.

3. Тесты для определения точности восприятия. К ним относятся тесты на зрительное сравнение чисел и буквенного состава слов, тесты на зрительное следование и др.

4. Тесты для определения психомоторных способностей. К ним относятся тесты на скорость и точность движений рук, на силу и ловкость движений пальцев, на быстроту реакции и др.

Каждый из перечисленных тестов представляет собой се­рию заданий, которые испытуемый должен выполнить как можно быстрее в установленное время.

Личностные тесты большей частью представляют собой опросники, имеющие целью выявить и дать количественную характеристику (в баллах) таким качествам, как импульсив­ность, активность, эмоциональная устойчивость, тревожность, оригинальность мышления, коммуникабельность и др.

Тесты определения уровня квалификации при­меняются в отношении обученных работников. Они представ­ляют собой серию устных или письменных вопросов по спе­циальности или же являются воспроизведением в миниатюре производственных операций (аппаратные тесты).

В соответствии с требованиями руководящих документов в ВС РФ при проведении процедур ППО осуществляется оценка развития познавательных психических процессов (ин­теллектуальных способностей), нервно-психической устойчи­вости и некоторых личностных качеств. В отдельных случаях изучаются психомоторные качества и оценивается уровень физической подготовленности.

Оценка интеллектуальных способностей проводится с ис­пользованием «Универсального набора психофизиологических методик» (7 отдельных тестов, направленных на изучение внимания, памяти, особенностей мышления и др.), «Методики оценки особенностей мышления (МИОМ)» и др.

Уровень нервно-психической устойчивости оценивается с использованием экспресс-методики «Прогноз» и Многоуров­невого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность».

При изучении личностных качеств применяются методика Айзенка, Стандартизированная методика исследования лич­ности (СМИЛ) и, в ряде случаев, 16-факторный личностный опросник.

Оценка психомоторных качеств проводится с использова­нием как бланковых методик (например теппинг-тест), так и с применением аппаратурных методик: комплекс «Физиолог», аппаратура ДПФИ-liM, ДКН, ПНН-3-01 и др.

По результатам проведенного психологического и психо­физиологического обследования вырабатываются рекоменда­ции относительно профессиональной пригодности каждого кандидата на обучение конкретной специальности или службу по данной специальности. Общие требования к организа­ции и проведению психофизиологического обследования при­ведены в приложении 1. Весь обследованный контингент раз­деляется на группы, каждая из которых соотносится с одной из 4 категорий (групп) профессиональной пригодности: ре­комендуются в первую очередь, рекомендуются, рекоменду­ются условно, не рекомендуются.

Первая категория профессиональной пригодности (реко­мендуются в первую очередь). Лица, отнесенные к этой категории, полностью соответствуют требованиям военной специальности. Такие кандидаты способны успешно овладеть конкретной специальностью в установленные сроки и в даль­нейшем успешно выполнять служебные обязанности, в том числе и в экстремальных условиях профессиональной дея­тельности.

Вторая категория профессиональной пригодности (реко­мендуются). Лица, отнесенные ко второй категории, в основ­ном соответствуют требованиям военной специальности. Кан­дидаты, входящие в данную группу, могут допускать в про­цессе выполнения служебных обязанностей незначительные ошибки, не оказывающие существенного влияния на качество профессиональной деятельности. Эти ошибки чаще всего связаны с изменением условий деятельности, усложнением обстановки, появлением ранее не предписанных функций. Для таких лиц характерно некоторое снижение резервных психофизиологических и психологических возможностей ор­ганизма. Тем не менее они способны достаточно эффективно справляться со своими служебными обязанностями.

Третья категория профессиональной пригодности (реко­мендуются условно). Кандидаты, отнесенные к данной груп­пе, минимально соответствуют требованиям военной спе­циальности. Прогноз успешности профессиональной дея­тельности — неопределенный. Для таких лиц необходимы существенное увеличение сроков подготовки и корректировка программ обучения. Они постоянно требуют контроля. В сложной обстановке действуют нерешительно, допускают большое число ошибочных действий. Отнесенные к данной группе профессиональной пригодности допускаются к обуче­нию и деятельности только в случае острого дефицита люд­ских ресурсов.

Четвертая категория профессиональной пригодности (не рекомендуются). Такие кандидаты не соответствуют требованиям военной специальности. К ним относятся те лица, ко­торые по своим психофизиологическим и психологическим характеристикам не могут овладеть данной специальностью в установленные сроки. Как специалисты крайне неэффек­тивны в сложных и нестандартных ситуациях 'профессиональ­ной деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.008 с.)