Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методики, используемые в целях профессионального психологического отбора в воинских частях.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Профессиональный психологический отбор представляет комплекс мероприятий, обеспечивающих выявление лиц, у которых определяется соответствие психологических качеств, свойств личности требованиям военно-профессиональной деятельности, что позволяет рационально распределять призывников и военнослужащих по специальностям, комплектовать военно-учебные заведения курсантами. Профессиональный психологический отбор (ППО) является составной частью военно-профессионального отбора, включающего анализ биографических данных, морально-нравственных качеств, оценку состояния здоровья, образовательной, профессиональной и физической подготовленности. В основе ППО лежит оценка индивидуальных психофизиологических качеств и психологических особенностей призывников и военнослужащих в целях установления степени их соответствия требованиям конкретной специальности или группы сходных военных специальностей. ППО состоит из социально-поихологического изучения, психологического и психофизиологического обследования и включает: оценку уровня развития познавательных психических процессов, оценку адаптационных возможностей личности и нервно-психической устойчивости, а также уровня развития специальных (профессионально важных качеств) индивида. Основным инструментом, используемым в профессиональном психологическом отборе (ППО), являются тесты. Тестовое испытание (тест—англ.—задача, проба)—кратковременное испытание, имеющее целью выявить уровень развития определенных способностей, общей или специальной одаренности, а также (некоторых личностных особенностей. Цель применения тестов заключается в выявлении индивидуальных особенностей обследуемых лиц и определения на этой основе их профессиональной пригодности к конкретному виду профессиональной деятельности. Разработка и применение современных психофизиологических и психологических тестов основаны на широком использовании методов математической статистики, и в частности корреляционного и факторного анализов. В настоящее время в экономически развитых странах специалистами профессионального отбора применяется несколько тысяч тестов. По характеру выявляемых качеств тесты разделяются в основном на 4 группы: тесты определения общих способностей, тесты проверки специальных способностей, личностные тесты и тесты определения квалификации. Тесты бывают устные, письменные (бланковые) и аппаратные (в том числе компьютерные), а также индивидуальные и групповые. Тесты для определения общих способностей разделяются на четыре подгруппы. 1. Тесты для определения общего развития (общего уровня интеллекта). К ним относятся тесты на определение смысловых связей, арифметические тесты; тесты, направленные на изучение качеств внимания, долговременной и кратковременной памяти и др 2. Тесты для определения пространственного воображения и способностей в области механики. Эти тесты в большей степени применяются при отборе кандидатов для службы в ВВС и ВМС. 3. Тесты для определения точности восприятия. К ним относятся тесты на зрительное сравнение чисел и буквенного состава слов, тесты на зрительное следование и др. 4. Тесты для определения психомоторных способностей. К ним относятся тесты на скорость и точность движений рук, на силу и ловкость движений пальцев, на быстроту реакции и др. Каждый из перечисленных тестов представляет собой серию заданий, которые испытуемый должен выполнить как можно быстрее в установленное время. Личностные тесты большей частью представляют собой опросники, имеющие целью выявить и дать количественную характеристику (в баллах) таким качествам, как импульсивность, активность, эмоциональная устойчивость, тревожность, оригинальность мышления, коммуникабельность и др. Тесты определения уровня квалификации применяются в отношении обученных работников. Они представляют собой серию устных или письменных вопросов по специальности или же являются воспроизведением в миниатюре производственных операций (аппаратные тесты). В соответствии с требованиями руководящих документов в ВС РФ при проведении процедур ППО осуществляется оценка развития познавательных психических процессов (интеллектуальных способностей), нервно-психической устойчивости и некоторых личностных качеств. В отдельных случаях изучаются психомоторные качества и оценивается уровень физической подготовленности. Оценка интеллектуальных способностей проводится с использованием «Универсального набора психофизиологических методик» (7 отдельных тестов, направленных на изучение внимания, памяти, особенностей мышления и др.), «Методики оценки особенностей мышления (МИОМ)» и др. Уровень нервно-психической устойчивости оценивается с использованием экспресс-методики «Прогноз» и Многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность». При изучении личностных качеств применяются методика Айзенка, Стандартизированная методика исследования личности (СМИЛ) и, в ряде случаев, 16-факторный личностный опросник. Оценка психомоторных качеств проводится с использованием как бланковых методик (например теппинг-тест), так и с применением аппаратурных методик: комплекс «Физиолог», аппаратура ДПФИ-liM, ДКН, ПНН-3-01 и др. По результатам проведенного психологического и психофизиологического обследования вырабатываются рекомендации относительно профессиональной пригодности каждого кандидата на обучение конкретной специальности или службу по данной специальности. Общие требования к организации и проведению психофизиологического обследования приведены в приложении 1. Весь обследованный контингент разделяется на группы, каждая из которых соотносится с одной из 4 категорий (групп) профессиональной пригодности: рекомендуются в первую очередь, рекомендуются, рекомендуются условно, не рекомендуются. Первая категория профессиональной пригодности (рекомендуются в первую очередь). Лица, отнесенные к этой категории, полностью соответствуют требованиям военной специальности. Такие кандидаты способны успешно овладеть конкретной специальностью в установленные сроки и в дальнейшем успешно выполнять служебные обязанности, в том числе и в экстремальных условиях профессиональной деятельности. Вторая категория профессиональной пригодности (рекомендуются). Лица, отнесенные ко второй категории, в основном соответствуют требованиям военной специальности. Кандидаты, входящие в данную группу, могут допускать в процессе выполнения служебных обязанностей незначительные ошибки, не оказывающие существенного влияния на качество профессиональной деятельности. Эти ошибки чаще всего связаны с изменением условий деятельности, усложнением обстановки, появлением ранее не предписанных функций. Для таких лиц характерно некоторое снижение резервных психофизиологических и психологических возможностей организма. Тем не менее они способны достаточно эффективно справляться со своими служебными обязанностями. Третья категория профессиональной пригодности (рекомендуются условно). Кандидаты, отнесенные к данной группе, минимально соответствуют требованиям военной специальности. Прогноз успешности профессиональной деятельности — неопределенный. Для таких лиц необходимы существенное увеличение сроков подготовки и корректировка программ обучения. Они постоянно требуют контроля. В сложной обстановке действуют нерешительно, допускают большое число ошибочных действий. Отнесенные к данной группе профессиональной пригодности допускаются к обучению и деятельности только в случае острого дефицита людских ресурсов. Четвертая категория профессиональной пригодности (не рекомендуются). Такие кандидаты не соответствуют требованиям военной специальности. К ним относятся те лица, которые по своим психофизиологическим и психологическим характеристикам не могут овладеть данной специальностью в установленные сроки. Как специалисты крайне неэффективны в сложных и нестандартных ситуациях 'профессиональной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.80 (0.009 с.) |