ТОП 10:

Анализ документов и результатов деятельности



Следующим методом изучения психологических особенностей личности подчиненного, рекомендуемым для применения офицерам подразделений, выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение индивидуальных психологических особенностей личности военнослужащего на основе анализа качества выполняемой им служебно-боевой (профессиональной) деятельности. Этот метод предусматривает учет офицером действий и поступков подчиненных, достижений и недостатков в выполнении служебных обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях направленности личности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.Анализ объема и качества выполнения служебных обязанностей может дать информацию о профессиональных знаниях и навыках подчиненного, его отношении к служебным обязанностям и др.Также применимым в служебной и профессиональной деятельности офицера выступает метод анализа документов, суть которого заключается в изучении индивидуальных особенностей личности на основе анализа содержания и выводов, касающихся его документов. К их числу можно отнести: личное дело, характеристики, документы об образовании с прилагаемыми к ним оценочными листами, медицинские книжки и др. Изучение перечисленных документов позволяет выявить некоторые черты характера, интересы, склонности, уровень дисциплинированности, состояние здоровья и другие показатели, в основе появления которых находятся психологические особенности личности подчиненного.

Предметом изучения являются:

- социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;

- особенности непосредственного социального окружения - в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

- содержание наиболее предпочитаемой, интересующей военнослужащего и доступной ему информации;

- основные события его биографии.

Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.

Кроме изложенных методов изучения индивидуальных особенностей личности в психолого-педагогической науке разработаны и применяются и ряд других. Среди них наиболее применимы: метод эксперимента предусматривает изучение индивидуальных психологических особенностей личности на основе анализа их проявления в специально созданных условиях, в которых, по мнению офицера, необходимое качество обязательно проявится; метод анкетирования - изучение индивидуальных психологических особенностей личности военнослужащего на основе анализа содержания даваемых им письменных ответов на заранее подготовленный перечень вопросов; метод независимых характеристик предполагает изучение индивидуальных психологических особенностей личности на основе анализа точки зрения о нем других, не находящихся в его подчинении лиц. Если мнение об личностных особенностях военнослужащего высказывают специалисты в области психологии и педагогики, то данный метод получает название метода экспертных оценок; биографический метод, суть которого заключается в изучении индивидуальных особенностей личности на основе анализа социально-психологических условий его предшествующего развития .Следует учитывать, что применение рассмотренных психолого-педагогических методов изучения личности дает офицеру достаточно объемный материал для формирования вывода о психологических особенностях и возможностях подчиненных. Однако каждый из них в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии их комплексного (совместного) применения. Другим условием повышения достоверности результатов изучения военнослужащего выступает применение методов, перечисленных в третьей группе - специальных (частных) методов. Однако они преимущественно используются профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии - психологической диагностике (психодиагностике).

Учет и использование офицерами индивидуальных особенностей подчиненных

Надо отметить, что каждая конкретная ситуация применения результатов психологического изучения военнослужащих предполагает наличие у офицера собственной оценки психической реальности, в которой находится подчиненный, и ее совпадение с аналогичной оценкой другого пользователя информацией (военных психологов, офицеров воспитательных структур и т.д.) в соответствующих областях их применения. Следует учитывать, что у пользователя информацией в ходе ее доведения формируется собственное оценочное суждение о ее объективности и полноте. Следовательно, офицер подразделения должен предложить ее в понятной форме с использованием доступной лексики и четкими выводами. Это позволит командиру уйти от необходимости самостоятельной интерпретации полученной информации в свете своих служебных задач и задач, стоящих перед подразделением. В профессиональной практике офицера также нередки случаи, когда он использует имеющуюся у него информацию о психологических особенностях личности подчиненного (пациента) в интересах воспитательного воздействия на него или повышения эффективности проводимого лечения. В этом случае – это чисто педагогическая информация, так как предполагается, что военнослужащий, осознав предъявляемые к нему требования или рекомендации, будет сам оказывать на себя воздействие, заниматься саморазвитием. В этой педагогической ситуации офицер несет личную педагогическую ответственность за корректность выводов, их точность и достоверность, за их этический аспект и в меньшей степени за то, как они будут использованы.

 

Общая характеристика методов социально-психологического изучения военнослужащих.

Анализ документов.

Работа с документами - это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем.

Анализируются документы личного дела (автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора), различные справки, отзывы, дневники, письма, фотографии и т.д. Их изучение позволяет:

во-первых, выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;

во-вторых, выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления (факты), свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов (функций), об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций, черт характера;

в-третьих, определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей военнослужащего.

Предметом изучения должны стать:

- социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории и т.д.;

- особенности непосредственного социального окружения - в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей и т.п.;

- содержание наиболее предпочитаемой и доступной информации, поступающей из источников, находящихся за пределами ближайшего окружения, посредством чтения книг, газет, журналов, просмотра телепередач, кинофильмов, бесед с людьми определенных интересов, склонностей и способностей;

- основные события биографии человека, с которыми связаны наиболее кардинальные перестройки индивидуальных особенностей, изменения направления и темпа развития его личности.

Биографический метод.

Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.

Многомерность биографии человека, включающая в себя совокупность деятельностей и отношений, ролей и функций, определяет комплексность метода. Для того чтобы охватить все это многообразие и получить достоверную информацию, требуется система конкретных методов.

Основными источниками биографических данных являются:

- официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.);

- практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.);

- автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).

Сбор биографического материала начинается с изучения официальных документов личного дела. Основную цель анализа документации можно определить как получение информации о биографических данных, состоянии здоровья, моральных и индивидуально-психологических качествах, военно-профессиональной направленности и подготовленности военнослужащего.

Основными направлениями интерпретации биографического материала являются:

- определение факторов развития данного военнослужащего (среды развития, собственной деятельности человека и др.);

- определение индивидуальных фаз жизненного пути;

- анализ структуры факторов в каждой фазе;

- выявление связей между фазами индивидуального развития.

Анкетный опрос - это особый метод сбора первичных данных о человеке, часто используемый в социальной психологии и социологии.

Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических особенностей и др.

Известно несколько типов анкет. Анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств. Форма ответа - оценка в баллах степени выраженности того или иного личностного свойства, черт характера (инициативности, общительности, тревожности, самостоятельности и пр.).

Индивидуальная беседа.

Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов психологии, который широко применяется в различных ее областях. В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

Основной задачей ознакомительной беседы военного психолога с военнослужащим является первичное индивидуальное знакомство с ним, как с человеком. В ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них. Информацию о военнослужащем, которую целенаправленно добывает психолог, необходимо впоследствии дополнить и расширить с помощью других методов изучения личности воина, в частности биографической анкеты, анализа документов, наблюдения и др.

Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении психолог может оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания воина, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах и т.д.

Наиболее сложным видом индивидуальной беседы, требующей от психолога высокого уровня знаний, умений и навыков ее проведения, является экспериментальная беседа, которая может быть заключительным этапом социально-психологического изучения военнослужащего, когда психолог уже собрал и обобщил полученную другими методами информацию о военнослужащем, выработал несколько рабочих гипотез, характеризующих личность воина, и в беседе подтверждает одну из них. Правильно построенная беседа позволяет уточнить имеющиеся сведения, оценить те стороны личности, которые не удалось достаточно изучить с помощью применявшихся методов и тестов. В результате проведения этой беседы создается окончательный психологический портрет личности.

Одно из первых условий высокой эффективности беседы составляет тщательная подготовка к ее проведению. До начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки задаваемых вопросов, изучить всю имеющуюся информацию, в том числе результаты психодиагностического обследования.

Другое требование беседы - ее непринужденность. Необходимо позаботиться, чтобы собеседование проходило в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии посторонних лиц и не прерывалось. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их нужно так, чтобы они способствовали развертыванию единого целостного рассказа военнослужащего о себе, своей жизнедеятельности, трудностях прохождения военной службы.

Беседа не должна вылиться в простой опрос. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора - они лишь основные ориентиры его общей направленности. Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана, особенно начинающему психологу.

5. Наблюдение.

Всё по наблюдению есть в следующем вопросе.

Существует несколько разновидностей метода наблюдения в за-висимости от: степени формализованности - контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации - включенное и невключенное; условий организации - открытое и скрытое; места проведения - полевое и лабораторное, регулярности проведения - систематическое и случайное.

Контролируемое наблюдение заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда психолог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только описательные характеристики. Например, при изучении отклоняющегося поведения военнослужащих из числа молодого пополнения может быть предусмотрено наблюдение конкретных форм самораспределения обязанностей между ними в процессе служебной деятельности, а также взаимоотношений между ними.

Неконтролируемое наблюдение применяется в целях предвари-тельного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность наблюдения широко применяется на начальном этапе изучения личного состава и дополняется другими методами сбора информации.

Открытое наблюдение предполагает оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. Такое наблюдение особенно характерно при формировании команд, выполняющих задачи в отрыве от части. Личный состав заранее знает, что психологом и другими офицерами проводятся ряд мероприятий, в том числе и наблюдение, с целью изучения психологической совместимости команды, а также выявления военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью.

При скрытом наблюдении военнослужащие не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения наиболее эффективна, оно может применяться при изучении воинов в свободное от службы время. В этой ситуации можно выявить интересы и увлечения отдельных военнослужащих, систему отношений в подразделении, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров, отверженных и т.д.

Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие психолога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение группы военнослужащих как бы изнутри, что позволяет ему наблюдать скрытые социальные явления. Так, при выявлении военнослужащих из числа молодого пополнения с признаками нервно-психической неустойчивости психологом может быть подготовлен опытный сержант или солдат, назначенный для работы с таким пополнением. В случае предварительного информирования личного состава о проводимом наблюдении говорят о включенном открытом наблюдении (совместное с наблюдателем выполнение учебно-боевых задач, спортивные игры и т.д.).

Невключенное наблюдение осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть как скрытым, так и открытым.

Полевое наблюдение - наблюдение, осуществляемое в естественных для военнослужащих условиях жизнедеятельности (в поле, на полигоне, в походе, парке и т.д.).

Лабораторное наблюдение характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются психологом (другим наблюдателем). Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности военнослужащих.

Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.

Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневной жизни часто возникают психологически значимые и информативные ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Такие ситуации требуют от психолога (наблюдателя) высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в непредсказуемости и случайности их возникновения.

Все данные наблюдения должны записываться, систематизироваться, обрабатываться с учетом информации, полученной с помощью других методов.

Опрос

Опрос - метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым (респондентам). Он основан на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым. С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей.

Опрос имеет различные виды и разновидности. Различают опросы письменные (анкеты, (смотри анкетирование) и устные (интервью), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые) экспертные и массовые, выборочные и сплошные и т.п.

Устный опрос (интервью) позволяет в личном общении получить ответы на интересующие вопросы, предусмотренные программой изучения, исследования. В отличии от других видов опроса интервью способствует возникновению непринужденного общения и повышению искренности ответов, позволяет следить за реакцией респондента и изменять соответственно ход опроса. От беседы по какой-либо теме интервью отличается наличием заранее подготовленного вопросника (бланка-интервью). В зависимости от подготовленности исследователя и выбора типа интервью оно может быть свободным или формализованным.

Свободное интервью проводится, как правило, в тех случаях когда надо уточнить представления исследователя по тем или иным вопросам, проверить выводы и предложения. В этих случаях составляется только примерный план беседы и задача исследователя (психолога) - как можно более детально выяснить и записать позиции опрашиваемых.

Формализованное интервью проводится с помощью интервью-анкеты, в которой заранее подготовлены возможные ответы на вопросы, по которым исследователь (психолог) хотел бы уточнить представления исследуемых.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.011 с.)