ТОП 10:

Методы оценки в оперативно-розыскной деятельности



 

Как уже подчеркивалось выше, все методы оценки личности делятся на формальные и неформальные. К последним относятся различные интуитивные приемы и способы оценки людей. Как правило, эти приемы и способы имеют субъективную основу и в большей степени зависят от личности наблюдателя. В данном разделе анализируются формальные, или точнее объективные оценки личности посредством наблюдения, беседы, изучения документов, биографий, тестов, экспериментов, анализа письма.

Наблюдение — это систематическое, целеустремленное, планомерное изучение психических явлений путем личного восприятия исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе оперативно-розыскной, следственной деятельности и судебного разбирательства 66. В системе приемов и способов оценки личности наблюдение занимает одно из первых мест, так как способно давать наблюдателю богатые конкретные данные.

Психологическая наука выработала ряд правил использования метода наблюдения. Собирание материала путем наблюдения проводится по предварительно разработанной программе. Данный метод несовместим с внесением каких-либо изменений в естественное течение изучаемого процесса, что позволяет познать его во всей жизненной правдивости. Наблюдение должно проводиться неоднократно, и систематически в отношении одного и того же человека и в отношении одного и того же явления у многих лиц и в различных ситуациях, наиболее характерных для данного явления. Как правило, наблюдение должно осуществляться незаметно для того лица, которое является его объектом.

Наблюдение должно проводиться не только следователем психологом, но любым должностным лицом, в том числе и оперативным сотрудником, которому необходимо получить соответствующую информацию для использования данных ее анализа в борьбе с преступностью. Большое значение для получения информации о возможной причастности подозреваемого лица в совершении преступления может быть наблюдение за мимикой и жестами этого лица. А чтобы избежать предвзятой субъективной оценки результатов такого наблюдения, оно должно вестись строго объективно, с регистрацией всех фактов, полученных при наблюдении и при достаточной научной интерпретации результатов наблюдения67.

При реализации этого метода в условиях оперативно-розыскной деятельности всегда надо иметь в виду, что здесь человек наблюдается в необычной для него обстановке при наличии определенного стремления с его стороны скрывать свои действительные свойства.

В отличие от целей наблюдения в общей психологии, где с помощью этого метода изучается какой-то конкретный, отдельно взятый вопрос (поведение, реакция человека в конкретной ситуации), наблюдение в оперативно-розыскной деятельности ставит целью выявление наиболее полной информации о наблюдаемой личности, В процессе такого наблюдения осуществляется чувственное восприятие внешнего облика человека, восприятие его речи (а отсюда и мыслительных процессов), поступков, действий. При изучении личности важно наблюдать не только действия, проявленные при этом знания, навыки, но и отношения личности к этим действиям. При этом, конечно, надо иметь в виду, что в разных условиях, в разных системах человеческих отношений, в разных эмоциональных состояниях действие может означать совершенно разные поступки данного человека.

При помощи наблюдения, мимики и пантомимики выявляются изменения в эмоциональных состояниях в зависимости от изменения внешних условий и воздействия на личность. При этом следует учитывать, что в изолированно взятом выражении лица нельзя раскрыть все содержание эмоции. В частности, для распознания эмоций, особенно сложных и тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношениями с окружающими68.

Объектом наблюдения часто является одежда человека, условия его жизни и работы, то есть мест, где он постоянно находится и которые в силу этого в определенной степени отображают привычки, навыки и качества данной личности.

Оперативное наблюдение выполняется как незаметно для объекта, так и в процессе общения с ним. Здесь всегда надо учитывать, что интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы в общении проходят у человека иначе, чем вне общения. Известно, что человек наедине с самим собой держит себя иначе, чем при общении с людьми. Даже в процессе общения поведение человека может быть различным. В присутствии привычных ему людей его поведение будет одним, в присутствии лиц, которых он видит в первый раз, — другим. Поведение человека зависит от его интереса в общении. Все это учитывается при оценке результатов наблюдения данного лица. Но для этого человек должен наблюдаться в разных сферах, в различных системах общения.

Сотруднику следует стремиться проводить все возможные виды наблюдения: наблюдение человека наедине с собой незаметно для него; наблюдение этого же человека в процессе общения с другими людьми также незаметно для него; наблюдение в процессе общения при проведении оперативно-розыскных и следственных действий. Сопоставление результатов этих наблюдений дает, безусловно, богатый материал для действительного познания наблюдаемой личности. В процессе наблюдения устанавливаются и факты, касающиеся отношения наблюдаемого человека к лицам, с которыми он находится в общении, отношение к сообщаемым им фактам и действиям. В соответствии с этим метод наблюдения отличается не только многообразием объектов наблюдения, но и необходимостью синтезировать, обобщать данные об отдельных конкретных наблюдениях. Важно уметь наблюдать как за личностью в целом (синтетически воспринимать личность), так и за отдельными деталями. При наблюдении за личностью такими конкретными объектами могут быть ее действия, мимика, пантомимика, речь, сочетание мимики и пантомимики в зависимости от изменения речи, руки, одежда, отдельные ее части. Так, например, из наблюдений за тем, как человек берет в руки инструмент, можно судить о его профессии, об умении обращаться с теми или иными инструментами, о любви к профессии, уважении к результатам труда других лиц и т. д. Каждый из приведенных объектов наблюдения очень важен сам по себе, но еще большее значение имеет анализ и синтез всех этих наблюдений в одном общем выводе69.

Следует различать два вида метода наблюдения: непосредственное и опосредствованное. В первом случае наблюдение производит то же самое лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Такое наблюдение осуществляют оперативный сотрудник, следователь и судья при проведении оперативно-розыскных, следственных и судебных действий. Опосредствованное наблюдение имеет место в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, произведенном другими лицами. Такой вид наблюдения имеет характерную особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела, в частности в протоколах допросов других лиц, в заключениях экспертов (психологической, психиатрической и психолого-психиатрической экспертизах) и т. д.

Каждый из этих видов наблюдения имеет свои положительные и отрицательные качества. В первом случае результаты наблюдения не могут быть зафиксированы процессуально, они не могут быть использованы в качестве доказательственного материала. Во втором случае, как правило, результаты наблюдения неполны — они отражают какую-либо одну сторону наблюдаемой личности. Необходимо стремиться результаты непосредственного и опосредствованного наблюдений сочетать; это дает возможность — получить более правильное и более полное суждение о изучаемой личности.

На практике применяются также включенное и дистантное наблюдения. Включенное предполагает наблюдение «изнутри» социальной группы, когда наблюдатель становится полноправным ее членом. Такое наблюдение уже давно применяется в социологических исследованиях. Включенное наблюдение обладает большими достоинствами. Оно дает возможность вскрывать многие сокровенные стороны жизни изучаемого человека, социального явления и т. д. Дознание и следствие постоянно пользуются таким видом наблюдения и совершенствуют его. Однако включенное наблюдение не всегда возможно и уместно, поэтому наряду с ним активно используется и дистантное наблюдение, то есть наблюдение со стороны.

При наблюдении со стороны главное, что требуется от наблюдателя, — это остаться незамеченным как изучаемым лицом, так и окружающими. Дистантное наблюдение в оперативно-розыскной деятельности получило такое же распространение, как и включенное наблюдение.

Наблюдение за интересующим лицом — это восприятие его состояния и действий. В процессе наблюдения наблюдатель воспринимает обширную информацию, однако фиксирует он лишь незначительную ее часть. Из всей поступившей информации наблюдатель неизменно производит отбор, который зависит от направленности и особенностей личности наблюдателя. Мы часто воспринимаем то, что хотим воспринять, то, что нам понятнее и ближе, и интерпретируем воспринятое так, как нам это хочется. Это закономерность наблюдения, которую сотрудник обязан учитывать, чтобы избежать субъективности. Как правило, объективнее оценивает человек, обладающий более высоким уровнем эмпатии. Увеличение числа наблюдателей лишь до определенного предела повышает качество оценки. Для получения достаточно объективного представления о человеке нужно обработать данные трех-четырех наблюдателей.

Чтобы обеспечить объективность оценки наблюдения, воспринимающий поведение изучаемого лица должен мысленно преобразовать непрерывную активность поведения объекта в конкретные единицы. Поскольку наблюдение способно регистрировать лишь отдельные акты поведения, то в каждом конкретном случае сотрудник должен знать, за какими актами поведения, реакциями скрывается истинный смысл изучаемого свойства или явления. Так, для определения эмоционального состояния объекта достаточно сосредоточиться на его внешних реакциях, расчленив их на определенные составляющие или объединив в группы. По внешним реакциям мы судим о подлинных переживаниях личности.

Наблюдения показывают, что чем менее образован и чемболее непосредственен человек, тем рельефнее у него будут внешние движения и тем самым мы можем с большей достоверностью судить по ним о его истинных переживаниях. Это имеет большое значение для органов дознания и следствия, поскольку позволяет выявлять неискренность поведения наблюдаемых лиц. Делать это труднее по отношению к тренированным или утонченным натурам. Но и здесь при достаточно тщательном наблюдении можно заметить многое. Так, если улыбка естественная, то в улыбке участвуют мышцы глаз. Если улыбка искусственная, то человек улыбается только губами. К.С. Станиславский, наблюдая за работой актера-ремесленника, подробно описал целую серию притворных движений: любовь — прижимание рук к сердцу, закатывание глаз, коленопреклонение, кусание губ, слащавая сентиментальность; волнение — хождение взад и вперед, дрожание рук; спокойствие — скука, зевание, потягивание; радость — хлопки в ладоши, кружение, раскатистый смех, шумливость; горе — качание головой, сморкание, утирание глаз; болезнь — кашель, дрожь и т. п.70

Сотруднику необходимо уяснить, что все притворные движения: (1) преувеличивают слабое волнение; (2) подавляют сильное волнение. В первом случае демонстрируется усиленное движение руками, корпусом, головой; во втором — ограничивается подвижность рук, ног, туловища, головы. Наиболее ярко притворные движения обнаруживаются при замешательстве. Появляются неловкость в движениях рук и ног, туловища, обычно отсутствовавшие ранее гримасы, иногда подергивание лицевых мышц, заикание, покраснение и т. д.

Сотрудник, вступая в контакт с объектом наблюдения, в большинстве случаев сам старается скрыть свои истинные намерения и переживания. Как правило, он маскирует их отвлекающими жестами и формирует соответствующую маску лица (радость, горе и т. д.). Но как видно, это притворство трудно утаить от внимательного наблюдателя. Помочь в этом утаивании может специальная тренировка. Ее методику можно найти в работах К.С. Станиславского.

Наряду с простым наблюдением в практической деятельности правоохранительных органов применяются и методы приборного наблюдения, используются различные научно-технические средства, позволяющие выявить и зарегистрировать те или иные психические явления у интересующих лиц. Результаты наблюдения подлежат точной и исчерпывающей регистрации в письменном виде и при помощи технических средств: стенографии, звукозаписи и фотокиносъемки. Зафиксированное таким образом явление может быть неоднократно воспроизведено и его анализ будет основан как бы на многочисленных наблюдениях.

Беседа. Этот метод широко применяется при изучении личности и является способом познания психических явлений в процессе речевого общения с данной личностью в естественных условиях жизни. С помощью метода беседы выявляются:

1) отношение человека к определенным фактам, явлениям и конкретным личностям;

2) уровень развития: общеобразовательный, культурный, профессиональный, интеллектуальный;

3) мировоззрение, понимание моральных и правовых норм, правил поведения, отношение к ним;

4) волевые качества личности, характер;

5) тип высшей нервной деятельности (темперамент): соотношения торможения и возбуждения, способы реагирования, степень их выражения на отдельные, специально даваемые в ходе беседы раздражители.

Значительное внимание уделяется анализу речи; лексико-семантическим особенностям, строю ее, способам передачи информации, эмоциональной окраске и т. д.

К методу беседы предъявляются следующие требования: плановость; целенаправленность; избирательность; индивидуальность; соблюдение этико-педагогического такта71.

Мы уже отметили, что оценка личности в беседе предполагает предварительное планирование этой беседы с целью скрытого получения необходимой информации. Для этого тщательно составляется перечень вопросов по всем аспектам личности. Сюда входят вопросы относительно психологических, социально-психологических особенностей личности, мотивации ее поведения.

Беседа, предпринимаемая для изучения личности, представляет собой диалектическое единство пяти этапов, пяти специфических звеньев общения. Психологи выделяют: 1) подготовку к беседе; 2) начало беседы; 3) этап получения данных; 4) завершение беседы; 5) оценку результатов беседы.

Подготовка к беседе предусматривает составление плана, базируемого, как отмечалось выше, на основе «Схемы изучения личности». Основным содержанием плана должны быть вопросы, которые не удалось выяснить путем наблюдения. Вопросы в плане

располагаются так, чтобы обеспечить ведение естественного разговора с собеседником, причем желательно, чтобы вопросы одного раздела «Схемы» не шли друг за другом, а перемежались с вопросами других разделов.

При организации оценочной беседы в правоприменительной деятельности психологи советуют учитывать следующее:

1) участники беседы должны располагать временем, достаточным для проведения спокойного, обстоятельного разговора;

2) следует предусмотреть обстоятельства, которые могут помешать беседе, и исключить их (громкая музыка, шум, возможность вмешательства в беседу других лиц и т. д.);

3) до беседы нужно четко продумать предлог и отработать легенду встречи;

4) у интересующего лица не должно быть подозрений в том, что его изучают, поэтому в процессе беседы не следует делать нелегендированных записей, фиксирующих получаемые данные;

5) необходимо оптимально настроиться на беседу, как бы отгородившись от переживаний, которые могли бы отрицательно повлиять на готовность к общению;

6) необходимо подавить в себе чувства, отрицательно влияющие на правильность восприятия и оценки личности;

7) при подготовке к беседе следует воспользоваться всеми данными на объекта, которые можно получить в свое распоряжение;

8) заранее предвидеть возможные вопросы, которые может задать объект, и быть готовыми на них ответить.

Важнейшим условием начала беседы является создание атмосферы непринужденности и доверия. Началом беседы, как правило, является обсуждение какой-либо нейтральной темы, которая может быть легко поддержана, собеседником. В качестве примерных вводных тем могут быть использованы вопросы о последних новостях в спорте, в науке, искусстве, в других областях жизни. Однако эти вопросы следует использовать не как самоцель, а как средство втягивания собеседника в дальнейшую беседу с целью получения о нем необходимой информации. Задавать, конечно, нужно только те вопросы, на которые он сможет легко и охотно ответить. Захваченная в самом начале беседы инициатива обычно обеспечивает успех дела.

В беседе могут быть использованы самые различные вопросы. Если с объектом налажен хороший личный контакт, то можно ставить и прямые вопросы, в случае когда это делать нецелесообразно, прибегают к косвенному побуждению высказывания. Человека, например, просят охарактеризовать какое-нибудь явление или лицо: при этом он неизбежно раскроет собственные взгляды, моральные установки, ценностные ориентации. Для уточнения уже имеющихся данных могут быть использованы вопросы, требующие ответа «да» или «нет».

Для проверки искренности высказываний собеседника иногда можно ставить уточняющие вопросы, используя специфические термины. Здесь важна предварительная подготовка вопросов. Такая подготовка избавляет от неловкого молчания или неуверенности при формулировке вопросов на случай, если сразу не удастся получить требуемую информацию. Во всех случаях наиболее информационными оказываются вопросы: «Кто?», «Где?», «Что?», «Почему?». Однако частое употребление этих вопросов порождает у собеседника нежелательные реакции. Во-первых, падает активность объекта в непринужденной речи, и он вынуждается вами к конкретному высказыванию. Во-вторых, конкретные и частые вопросы всегда побуждают защитные механизмы человека, и собеседник подсознательно может просто замкнуться. В-третьих, появление в беседе большого числа подобного вида вопросов обостряет бдительность и подозрительность людей.

Чтобы вопросы звучали естественнее, их можно дополнять междометиями и паузами. Пауза — это прием побуждения к высказыванию; она помогает, однако возбуждает и тревогу. Чтобы избежать последней, надо придерживаться следующих правил: 1) нужно применять паузу после постановки вопроса и торопить собеседника; 2) паузы не вызывают тревоги, когда они не превышают 5-6 секунд.

Завершение беседы должно осуществляться после паузы. Здесь необходимо соблюсти определенные формальности: что-либо рассказать о себе, о других, вспомнить о чем-то якобы забытом. Во всех случаях при этом надо исходить из реальной обстановки.

В наиболее полном виде метод беседы реализуется в ходе допроса. Необходимость создания естественной обстановки с целью получения наилучших результатов в ходе беседы приводит к выводу о том, что следует признать целесообразным производство отдельных допросов только с целью изучения личности, то есть не касаясь конкретных фактов и обстоятельств расследуемого преступления. Иногда целесообразно осуществлять беседу в условиях, наиболее привычных для человека, личность которого изучается. Поэтому, если допрос имеет целью только ознакомление с личностью, можно провести его по месту работы, жительства, отдыха этого лица. Неофициальность обстановки позволяет полнее выявить такие стороны личности, которые в официальной обстановке могут вообще не проявляться.

Результаты беседы, как правило, закрепляются в протоколах допросов, но в ряде случаев (в зависимости от особенностей самой беседы) они могут и не фиксироваться в процессуальном документе, а закрепляться в виде записей лица, которое проводило беседу. Такое закрепление беседы может иметь место, например, в деятельности исправительных учреждений или при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Результаты беседы не следует переоценивать, так как в процессе непосредственного общения трудно получить всю необходимую информацию. Оценить личность можно лишь путем сопоставления результатов беседы с результатами других методов ее оценки. При анализе содержания беседы следует оценить отношение собеседника к тем событиям, людям, фактам, о которых он говорил, вспомнить выразительные средства, которыми он пользовался. Беседа всегда сочетается с методом наблюдения, а также часто и с методом эксперимента72.

Анализ документов. Достаточно важную информацию об изучаемом человеке получают при анализе документов (писем, дневников, деловых отчетов, записок, литературных произведений, конспектов, фонограмм произносимых перед аудиторией речей и т. п.). В дознании и следствии все документы, характеризующие личность человека, можно классифицировать по трем основаниям: 1) по способу фиксации информации (печатные и рукописные документы, магнитные ленты, кинопленки); 2) по статусу документа (личные документы: дневники, письма, записки; официальные документы: отчеты, справки; произведения творчества: книги, брошюры, статьи); 3) по характеру документа. Здесь следует отметить, что в каждом конкретном случае тот или иной документ будет иметь различный информационный вес.

Следует отметить, что все методы анализа документов делятся на традиционные и формализованные. К первым относятся анализ смысла текста, ко вторым — анализ, выделение и обработка единиц информации. Довольно эффективным здесь считается контент-анализ, сущность которого состоит в выделении в тексте некоторых ключевых единиц содержания (суждений, понятий, слов), подсчете частоты их употребления, определении их сочетаемости друг с другом, а также с общим содержанием текста 73. Техника контент-анализа сводится к ряду последовательных операций, главными из которых являются: 1) выделение единиц анализа; 2) отбор единиц анализа в тексте; 3) статистическая обработка.

1) Выделение единиц анализа. Это наиболее ответственная часть метода. Работа начинается с определения ключевых понятий, которые соответствуют задачам конкретной оценки. Например, если необходимо по имеющимся документам выявить ценностные ориентации изучаемого лица, то рабочими категориями здесь могут быть политические и экономические взгляды, мировоззрение, социальные нормы, нравственные идеалы. Этим категориям необходимо найти адекватные выражения в языке исследуемого текста, они и будут единицами анализа.

2) Отбор в тексте единиц анализа. Процедура отбора заключается в отыскании в тексте всех выражений, отражающих смысл единицы анализа. В тексте это могут быть имена собственные, термины, устойчивые словосочетания. Поиск единицы анализа можно свести лишь к отысканию признаков этой единицы (то есть близких по смыслу слов) и не ставить перед собой вопроса, достаточно или недостаточно этих признаков.

3) Статистическая обработка. В настоящее время достаточно широко используются многочисленные методики обработки данных контент-анализа, в частности, частотные и процентные распределения, разнообразные корреляции и индексы, таблицы, графики и т. д.74 В оперативно-розыскной деятельности при обработке информации на первых порах можно ограничиться более общим подходом.

Весьма полезная информация может быть получена на основе данных о частоте употребления единиц анализа, установления пропорций, между их отдельными группировками, их взаимной встречаемости и зависимости.

Частота употребления единиц анализа свидетельствует о внимании личности к вполне определенной проблеме. Если выделенные единицы сгруппировать по признаку отношения к ним, то могут быть выяснены симпатии или антипатии изучаемого лица к тому, что стоит за этими единицами. Выводы могут быть уточнены данными о совместной встречаемости и зависимости этих группировок.

Процедура контент-анализа требует много времени и определенных условий, поэтому она оправдывает себя лишь при проведении научных исследований. В оперативно-розыскной деятельности процедура контент-анализа может быть сведена к упрощенным действиям по выделению и подбору единиц анализа с последующей интерпретацией подсчета, без особой детализации. Внимательный просмотр текстов непременно натолкнет нас на полезную информацию об изучаемой личности.

В оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов часто производится анализ письменных документов интересующего лица. При этом, как правило, исследуется стиль письма, выявляются профессиональные, смысловые и иные особенности. Для анализа письма в целях изучения личности широко используются достижения лингвистики в изучении письменной речи.

Биографический метод. Смысл его состоит в изучении жизненного пути объекта оперативного интереса. Жизненный путь — это, с одной стороны, история жизни человека, а с другой — социальная форма его индивидуального развития 75. Как правило, из комплекса взаимодействующих в микросреде обстоятельств складывается образ жизни непосредственного окружения (группы), который отражается в индивидуальном опыте изучаемой личности. Этот опыт в единстве с объективными условиями становится определяющим в поведении индивидов. Воздействие комплекса обстоятельств на личность и ее ответная реакция на это составляют социальную ситуацию развития. Изучая конкретного человека, сотрудник должен сосредоточить свое внимание на содержательной стороне этой ситуации. События среды — это объективные процессы, происходящие в стране, городе, группе и т. д., в которые неизбежно вовлекается изучаемый человек. Эти события, совершающиеся помимо его воли, оказывают на него сильное влияние.

События поведения связаны с осознанностью действий и поступков, в которых реализуется система отношений личности к труду, к другим людям, к самому себе, к вещам. Сотруднику необходимо стремиться прослеживать поведение изучаемого лица в системе трудовых, познавательных, игровых действий и поступков. В этой системе хорошо отражаются коммуникативные действия и операции изучаемого человека. В общении узнаются также и события жизненных планов личности, реализация или крушение которых отражаются на внутреннем и внешнем облике.

Метод эксперимента. При изучении личности в оперативно-розыскной деятельности первостепенное значение имеет изучение ее действий, из которых можно делать выводы о ее свойствах на основе многочисленных наблюдений. Изучение действий личности не может быть произведено при помощи только одного наблюдения. Нельзя ждать, пока жизнь поставит человека в такие условия, в которых он своими действиями проявит те или иные свойства своей личности. Это особенно сложно в условиях дознания и следствия. В этом отношении значительную помощь может оказать метод эксперимента. Определяя различие между наблюдением и экспериментом, И. П. Павлов писал, что опыт как бы берет явление в свои руки и пускает в ход то одно, то другое и, таким образом, в искусственных, упрощенных комбинациях определяет истинную связь между явлениями. Иначе сказать, наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет 76. В процессе изучения личности применяются три вида экспериментов: естественный, психолого-педагогический и лабораторный.

Сущность метода естественного эксперимента заключается в том, что личность без ее ведома ставится в заранее изученные или созданные условия, ситуации, где она должна действовать и этими своими действиями проявлять определенные свойства, проверяемые и выявляемые в ходе естественного эксперимента. Методом естественного эксперимента проверяется умение владеть приборами, предметами, мыслительные способности, профессиональные навыки, волевые качества, отношение к определенным лицам и т. д. В любом естественном эксперименте обязательно содержатся следующие элементы: 1) выбор вида деятельности; 2) предварительный анализ этой деятельности; 3) наблюдение за лицом, осуществляющим деятельность; 4) анализ результатов проведенной деятельности.

Наиболее широко метод естественного эксперимента применяется в тех случаях, когда изучаемая личность не находится в непосредственном общении с лицами, осуществляющими дознание и следствие, то есть не знает, что за его действиями наблюдают. В таком виде метод естественного эксперимента может активно применяться в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. В процессе общения с коллективом, в процессе труда и учебы, выполнения отдельных поручений личность ставится в заранее заданные условия, а результаты ее деятельности, ход действий тщательно анализируются. Именно в ходе естественного эксперимента может осуществляться «проверка доверием», что является одновременно и методом изучения личности, и методом воспитания.

Метод психолого-педагогического эксперимента характерен тем, что обязательно включает в себя элементы обучения и воспитания. Он всегда реализуется в жизни, в деятельности коллектива.

Метод лабораторного эксперимента в общей психологии при изучении личности прежде всего применяется для выявления ее типологических особенностей и способностей. Однако с помощью этого эксперимента можно выявить особенности в направленности личности (потребности, интересы), свойства характера (настойчивость, уверенность, самооценку). При реализации метода лабораторного эксперимента человек, личность которого изучается, заранее знает, что он является участником опыта. Это, безусловно, накладывает отпечаток на ход и результаты эксперимента. Подобный эксперимент может применяться и в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов, в частности с помощью его может осуществляться проверка профессиональных качеств и навыков. Здесь предупреждение лица о том, что он становится участником эксперимента, не может отрицательно отразиться на проверяемых результатах77.

Метод обобщения независимых характеристик. Этот метод может быть сформулирован как сбор и последующее обобщение всех устных и письменных показаний ряда различных лиц об изучаемой личности. В условиях дознания и следствия данный метод получает особое значение, наиболее полное развитие, так как различные документы, находящиеся у дознавателя или следователя дают широкую возможность для изучения личности. При применении этого метода важно учитывать полноту отдельных характеристик, охват этими характеристиками различных сторон жизни изучаемой личности (в домашней обстановке, на учебе, на работе) и т. д.78

При изучении документов всегда надо стремиться, чтобы они были от разных лиц, за разные периоды времени, по поводу различных фактов. Чем больше фактов, отдельных характеристик за разные периоды времени обобщается, тем более объективные выводы о личности можно получить в результате применения данного метода.

В качестве материала для обобщения могут быть использованы показания свидетелей, потерпевших, других обвиняемых, заключения экспертов, различного рода справки, отражающие факты и события из жизни изучаемой личности, характеристики различных учреждений и предприятий, личные дела отдела кадров и т. д. Конечно, надо иметь в виду важное обстоятельство: отдельные имеющиеся характеристики могут быть неполны, односторонни, в значительной степени субъективны. Все это обязывает с исключительной осторожностью использовать каждую характеристику, подвергая ее предварительному тщательному анализу.

Метод тестов. Прикладная психология широко использует различные тесты для оценки внимания, памяти, мышления, речи. С помощью определенных тестов каждый индивидуально может оценить свои способности и наметить систему упражнений для развития нужного ему качества характера. Тесты позволяют так же оценить и некоторые параметры личности.

В настоящее время известно много различных тестов, направленных для оценки личности. Обилие тестов, справедливо пишет В.М. Блейхер, объясняется различием подхода к самому изучению личности, своеобразием интереса исследователей и направленностью на различные личностные проявления79. Не существует сколько-нибудь четкой систематизации методик, что связано с рядом теоретических трудностей. Тем не менее практики уже давно применяют эти методики для различных целей80. Опыт оценки личности с помощью тестов в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов еще очень невелик. В современной психологии наибольшее распространение получили тесты оценивания, прожективные тесты и личностные опросники.

Многие из оценочных и прожективных тестов могут с успехом использоваться для оценки личности интересующего лица. При этом нужно внести в процедуру их применения лишь одно изменение: собирать информацию для оценки по тесту не прямым, а косвенным путем. Проще всего это делать при оценке личности с помощью личностных опросников, которые построены с учетом стремления человека к самооценке. Среди таких опросников наибольшую популярность приобрел тест «ММРI», в оригинале состоящий из 550 утверждений. Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка. Первый определяет уровень тревожности личности, а второй — замкнутость, общительность и эмоциональную неуравновешенность. Сотрудник может с успехом пользоваться всеми опросниками, но лучше использовать опросник Айзенка, который дает возможность определить тип темперамента и некоторые личностные типические черты.

Данный опросник состоит из 57 утверждений; из них 24 относятся к шкале экстраверсии, 24 — к шкале нейротизма и 9 — к шкале лжи. Испытуемый должен без раздумья решать, относятся ли к нему предлагаемые утверждения. На вопросы следует отвечать только «да» или «нет». Максимальный показатель общительности (экстраверсии) — 24 балла, показатель ниже 12 баллов свидетельствует о замкнутости (интраверсии). Максимальный показатель эмоциональной неустойчивости — 24 балла, показатель в 12 баллов свидетельствует об эмоциональной уравновешенности. Показатель в 7-9 баллов по шкале лжи свидетельствует о неискренности испытуемого.

Анализ письма. Письмо является одним из информативных элементов при изучении личности. По письму можно определить уровень образованности писавшего, эмоциональное состояние, нарушения в речи и психике, некоторые особенности характера и т. д.

Как правило, для анализа необходим графический материал. Оптимальная его величина — половина стандартного листа. Характерологические признаки наиболее ярко проявляются в образцах, исполненных произвольно, в личных записях, дневниках, письмах. Важной характеристикой письма является выработанность почерка. У каждого человека имеется свой определенный и характерный только для него уровень выработанности, который складывается постепенно и определяется образованием и письменной практикой. Письмо, как зеркало, отражает многие черты и качества человека. Например, для людей с психическими расстройствами характерна плохая организация почерка, наличие украшений, отрывочность, разная величина букв и т. д.

Систематизация и оценка данных о личности. В основу систематизации данных о личности, интересующей сотрудника должны быть положены:

1) принцип изучения личности в деятельности; 2) принцип цельности личности и 3) принцип конкретно-исторического подхода.

Принцип изучения личности в деятельности нацеливает нас на анализ деятельности изучаемого человека и на сопоставление этой деятельности с его высказываниями, а также на исследование формы деятельности.

Принцип цельности при изучении и оценке личности требует учитывать не какую-нибудь отдельную черту или реакцию изучаемого человека, а совокупность черт, реакций, свойств и отношений. Такая система действий по добыванию необходимой информации заложена в «Схеме изучения личности».

Принцип конкретно-исторического подхо







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.51.159 (0.023 с.)