Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Психологические особенности судебной деятельности

Поиск

Психолого-правовая характеристика познавательной подструктуры судебной деятельности. Психологические особенности оценки доказательств в ходе судебного разбирательства.

Коммуникативная подструктура судебной деятельности. Психологические особенности допроса в суде. Прямой и перекрестный виды допроса. Влияние принципа состязательности и равноправия сторон на проведение допроса в суде. Прения сторон. Судебная речь; требования, предъявляемые к ней. Факторы психологического характера, влияющие на коммуникативное поведение лиц, участвующих в судебном заседании. Использование этих факторов судом в целях активизации у них познавательных процессов. Последнее слово подсудимого.

Психологические аспекты организационно-управленческой подструктуры в деятельности судебных органов. Судебные решения. Психологические факторы, влияющие на принятие решения судьей. Психологические особенности личности судьи, влияющие на процесс принятия им решений.

Психологические особенности поведения участников процесса в суде присяжных заседателей.

Тематический план семинарских (практических занятий)

для студентов очной формы обучения

Тема семинарского занятия Количество часов
1. Психология личности в правоприменительной деятельности  
2. Психические состояния, эмоции и их учет в ходе осуществлений профессиональной деятельности юриста  
3.Индивидуально-психологические особенности личности  
4. Научные основы судебно-психологической экспертизы  
5. Психология криминальной среды и преступных групп  
6. Психология преступного поведения (психология преступления). Психология виктимного поведения  
7.Особенности профессионального общения  
8. Психология допроса  
9. Психологические особенности судебной деятельности  
ИТОГО:  

 

Тематический план семинарских (практических) занятий для студентов заочной формы обучения

Тема семинарского занятия Количество часов
1.Научные основы судебно-психологической экспертизы  
2. Психологические особенности судебной деятельности  
ИТОГО:  

 

Планы семинарских (практических) занятий студентов очной формы обучения

 

Семинарское занятие №1. Психология личности в правоприменительной деятельности (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

1. Понятие личности. Личность и общество.

2. Теории личности. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности. Социализация личности.

3. Структура психических свойств личности, психические свойства личности как особенности регуляции деятельности и поведения.

4. Деятельность и поведение. Процессы интериоризации и экстериоризации.

5. Специфика рассмотрения личности в правоприменительной деятельности.

Литература:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. 3 изд., С-Пб., 2000.

3. Еникеев М.И.Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

4. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

5. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

 

Семинарское занятие № 2. Психические состояния, эмоции и их учет в ходе осуществлении профессиональной деятельности юриста. Индивидуально-психологические особенности личности (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

1. Понятие психических состояний. Классификация психических состояний.

2. Краткая характеристика отдельных психических состояний.

3. Кризисные состояния личности (реактивные состояния, неврозы, психопатия, умственная отсталость).

4. Психические состояния в экстремальных ситуациях.

Литература:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. 3 изд., С-Пб., 2000.

3. Еникеев М.И.Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

4. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

5. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В. Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

 

Семинарское занятие № 3. Индивидуально-психологические особенности личности (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

1. Совокупность индивидуальных психических свойств личности (темперамент, направленность личности, характер, способности). Общее рассмотрение.

2. Темперамент. Краткая характеристика типов темперамента.

3. Направленность личности. Понятие направленности личности. Потребности личности. Мотив и мотивация.

4. Характер. Понятие характера. Акцентуации характера.

Литература:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. 3 изд., С-Пб., 2000.

3. Еникеев М.И.Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

4. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

5. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В. Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

 

Семинарское занятие № 4. Научные основы судебно-психологической экспертизы (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

5. Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Методы и структура СПЭ.

6. Поводы обязательного назначения СПЭ и постановка вопросов перед СПЭ.

7. Поводы факультативного (необязательного) назначения СПЭ.

8. Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза.

9. Комплексная судебная медико-психологическая экспертиза.

Литература:

6. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

7. Васильев В. Л. Юридическая психология. 3 изд., С-Пб., 2000.

8. Еникеев М.И.Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

9. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

10. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В.Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

 

Семинарское занятие № 5. Психология криминальной среды и преступных групп (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

1. Социальная обусловленность индивидуального поведения. Понятие социальной общности, общества и социума.

2. Социально организованные общности. Их классификация.

3. Понятие о социальной группе. Классификация социальных групп.

4. Психология совершения преступления в составе преступной группы.

5. Психология организованных преступлений.

Литература:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. 3 изд., С-Пб., 2000.

3. Еникеев М.И.Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

4. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

5. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В.Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

 

Семинарское занятие № 6. Психология преступного поведения (психология преступления). Психология виктимного поведения (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

1. Понятие психологической структуры преступного деяния. Психология умышленного преступного деяния.

2. Принятие решений о совершении преступлений. Исполнение преступления.

3. Понятие «жертва». Факторы, определяющие защищенность потенциальной жертвы.

4. Основные закономерности поведения жертв. Особенности восприятия жертв.

5. Поведение жертв сексуальных преступлений.

6. Закономерности поведения заложников.

7. Методы исследования жертв.

Литература:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. 3 изд., С-Пб., 2000.

3. Еникеев М.И.Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

4. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

5. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В.Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

 

Семинарское занятие № 7. Особенности профессионального общения юриста (2 часа).

1. Общение как социально-психологический феномен. Структура общения. Язык, речь, мышление.

2. Виды и функции общения.

3. Специфика профессионального общения юристов.

4. Установление и поддержание психологического контакта.

5. Предупреждение и преодоление конфликтов и конфликтных ситуаций в процессе общения.

Литература:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. 3 изд., С-Пб., 2000.

3. Еникеев М.И.Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

4. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

5. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В.Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

 

Семинарское занятие № 8. Психология допроса (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

1.Допрос как получение и закрепление личных доказательств. Учет и использование психологических закономерностей в тактике допроса.

2. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.

3. Учет психологических особенностей допрашиваемых лиц. Психология допроса потерпевшего; подозреваемого; обвиняемого; свидетелей; несовершеннолетних.

4. Психологические особенности отдельных стадий допроса.

5. Диагностика и изобличение ложности показаний.

6. Психология очной ставки.

Литература:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. 3 изд., С-Пб., 2000.

3. Еникеев М.И.Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

4. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

5. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В.Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

 

Семинарское занятие № 9. Психологические особенности судебной деятельности. Итоговый контроль (2 часа).

Обсуждаемые вопросы:

1. Психологическая характеристика участников уголовного судопроизводства (психология судьи, прокурора, адвоката, свидетелей, подсудимого).

2. Исследование материалов предварительного следствия и планирования судебного разбирательства.

3. Психологические аспекты организации судебного следствия.

4. Психология подсудимого.

5. Психология постановления и исполнения приговора.

Итоговое тестирование.

Литература:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. 3 изд., С-Пб., 2000.

3. Еникеев М.И.Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

4. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В.Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

Планы семинарских (практических) занятий студентов заочной формы обучения

 

Семинарское занятие № 1. Научные основы судебно-психологической экспертизы (2 часа).

1. Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Методы и структура СПЭ.

2. Поводы обязательного назначения СПЭ и постановка вопросов перед СПЭ.

3. Поводы факультативного (необязательного) назначения СПЭ.

4. Комплексная судебно-психолого-психиатрическая экспертиза.

5. Комплексная судебная медико-психологическая экспертиза.

Литература:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. 3 изд., С-Пб., 2000.

3. Еникеев М.И.Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

4. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

5. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В.Романов, Е.В.Романова. – М.: Юристъ, 2001.

 

Семинарское занятие № 2. Психологические особенности судебной деятельности (2 часа).

1. Психологическая характеристика участников уголовного судопроизводства (психология судьи, прокурора, адвоката, свидетелей, подсудимого).

2. Исследование материалов предварительного следствия и планирования судебного разбирательства.

3. Психологические аспекты организации судебного следствия.

4. Психология подсудимого.

5. Психология постановления и исполнения приговора.

Итоговое тестирование.

Литература:

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. – М.: Пенатес-Пенаты,2000.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология. 3 изд., С-Пб., 2000.

3. Еникеев М.И.Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Издатель­ство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

4. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004.

5. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост.В.В.Романов, Е.В.Романова М.: Юристъ, 2001.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

 

Юридическая психология – сравнительно молодая отрасль психологической науки. Попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся еще к 18 и 19 векам. Однако формирование юридической психологии как самостоятельной отрасли психологии и сферы практической деятельности произошло только в начале 20 века. Много внимания тогда уделялось изучению психологии расследования преступлений и свидетельских показаний. Учеными разрабатывались социально-психологические теории преступности, с помощью которых объяснялись причины криминального поведения людей. Вопросами судебной психологии в Германии, Франции, США, России.

В 1925 году в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступника и преступности. Специальные кабинеты по этой проблематике были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку. По мнению А.В.Петровского, «в 20-е годы «судебная психология» - это авторитетная и обширная область науки, имеющая предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного (тюремная психология)». Достижения экспериментальной психологии активно использовались в судебной практике России. Разрабатывались методики оценки достоверности показаний участников уголовного процесса, осуществлялась психологическая диагностика преступников и свидетелей. Однако уровень практической психологии в тот период еще отставал от запросов юридической практики.

Только в конце 1950-х – начале 60-х годов был поставлен вопрос о необходимости восстановления в правах юридической психологии и судебно-психологической экспертизы. Вновь начинается активное использование психологических знаний в следственной и судебной практике. Исследования юридических психологов позволили успешнее решать психологические задачи применительно к целям следственного и судебного процесса, а также в сфере исправительной психологии.

Юридическая психология имеет дело с приложением психологических знаний к следственной, судебной и исправительной сфере деятельности. Соответственно, она подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (исправительную) психологию.

Криминологическая психология занимается психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления.

Судебная психология исследует психологические особенности поведения участников уголовного процесса, в частности психологию свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические факторы допроса. В сфере судебной деятельности к профессиональным психологам часто обращаются для проведения экспертизы.

Пенитенциарная (или исправительная) психология изучает психологию заключенного. Специалисты в сфере пенитенциарной психологии занимаются психологической коррекцией поведения и личности осужденных, проводят психологические тесты. Психологи также помогают персоналу исправительных учреждений в их работе с осужденными, в преодолении стрессов и ситуаций с заложниками. За пределами исправительных учреждений акцент в работе психологов ставится на реабилитационной и профилактической работе.

В учебных пособиях по юридической психологии последних лет характеризуются следующие основные сферы деятельности психологов:

криминальная психология,

психология потерпевшего,

психология несовершеннолетних,

психологические основы предварительного расследования,

психология судебной деятельности,

пенитенциарная психология.

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов

Результативность профессионально-педагогической деятельности преподавателя во многом зависит от организации самостоятельной работы студентов, соответственно, результативность самостоятельной работы студентов зависит от уровня развития навыков самостоятельной работы.

Для развития навыков самостоятельной работы студентов преподаватель

- знакомит студентов с системой форм и методов обучения в вузе, научной организацией труда, с методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы;

- разъясняет методы работы с учебником и первоисточниками;

- формирует умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений;

- формирует навыки научного исследования;

- проводит групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельной работы.

На самостоятельную работу студентов по курсу «Юридическая психология» отводится количество учебных часов, соответствующих учебному плану. Отчетность студентов осуществляется на практических занятиях.

Самостоятельная работа по курсу «Юридическая психология» предполагает подготовку сообщений (на выбор студентов):

1.Акцентуации характера и психопатии.

2.Феномен «Стокгольмского синдрома»

3.Психологический анализ личности преступника

4.Психологическая характеристика преступных групп

5.Психологический анализ преступной деятельности

6. Психологическая характеристика потерпевшего

7.Психологические особенности личности свидетеля

8.Психологические особенности несовершеннолетних

9.Характеристика психологических особенностей следственной деятельности

10.Психология осмотра места происшествия

11.Психология обыска и задержания

12..Психология допроса свидетелей и потерпевших

13..Психология допроса подозреваемого и обвиняемого

14.Психология очной ставки

15.Психология следственного эксперимента

16.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

17.Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

18.Психологические основы гражданского судопроизводства

19.Общая психологическая характеристика судебного процесса при рассмотрении уголовных дел

20.Коммуникативная подструктура деятельности юриста

21.Организаторская подструктура деятельности гориста

22.Исправительная (пенитенциарная) психология

23.Психологические особенности отклоняющегося поведения

 

Примеры тестовых и контрольных заданий для проведения рубежного контроля

Тест № 1

 

1. Правовая психология – это:

а) раздел юридической психологии, изучающей психологические аспекты правоотношений в системе «человек и закон»;

б) раздел юридической психологии, который изучает и систематизирует основы правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности;

в) раздел юридической психологии, который направлен на исследование факторов правозначимого поведения и способов его реализации.

2. Какую ведущую роль в организации правового поведения личности выполняет правовая социализация:

а) усвоение законов и правил, существующих в обществе;

б) обеспечение правомерного поведения и формирование у личности правосознания;

в) обогащение и развитие иных сфер сознания.

3. Может ли сумма правовых знаний обеспечить правомерное поведение личности:

а) да;

б) нет.

4. В каком возрасте наиболее опасны дефекты правовой социализации:

а) в среднем возрасте;

б) в детском и подростковом возрасте;

в) в старости.

5. Как называется семья, представляющая наибольшую криминогенную опасность для ребенка, отличительными особенностями которой являются: алкоголизм родителей, систематические конфликты, развратное поведение родителей, различные правонарушения, совершаемые родителями и членами семьи, обнищание семьи и полное искажение норм поведения:

а) криминогенная семья;

б) проблемная семья;

в) аморальная семья;

г) неполная семья;

д) псевдоблагополучная семья.

6. Среди причин дефектов школьной социализации психологи выделяют особый метод воспитания учеников, который носит название «метод негативного стимулирования». Что это за метод:

а) нравоучительные беседы, взыскания, наказания, «проработки» в присутствии всего класса и т.д.;

б) это метод, который использует определенные социальные санкции, ведущие к отвержению лиц с определенными нежелательными признаками;

в) метод воспитания, направленный на повышение уровня осознавания «трудного ученика» своего негативного поведения.

7. В структуре правовой психологии общностей выделяют такой элемент как правовая осведомленность. Это:

а) совокупность знаний о правовой системе общества, роли права и законности жизни общества, способах реализации и выполнении права;

б) знание группой и ее членами законов и иных правовых установлений, как действующих, так и новых, а также умение ориентироваться в них при принятии решений по вопросам собственной жизни и деятельности;

в) преобладание в группе мнений по поводу того или иного закона, нововведения, решения государственных органов, госаппарата, судебных решений и т.д.

8. Какой из элементов направленности личности на правомерное поведение выражает пристальный и устойчивый интерес к правовым вопросам жизни общества и строго законному их решению:

а) правовые мотивы;

б) правосознание;

в) правовые установки.

9. Какие качества включают модуляционные компоненты психологии личности, которые обеспечивают направленность на правомерное поведение:

а) комплекс психофизиологических качеств;

б) комплекс правовых умений и навыков поведения;

в) все виды социально-психологических явлений, которые детерминируют психические явления в группах и у отдельных личностей.

10. Как называются факторы, которые непосредственно связаны с правовой системой, деятельностью юридических органов, функционирующих в интересах укрепления законности и правопорядка:

а) фоновые факторы;

б) криминогенные факторы;

в) правовые факторы.

Тест № 2

1. Какой метод, применяемый в судебно-психологической экспертизе, используется для сбора данных о родительской семье, здоровье подэкспертного, поэтапном психическом развитии, отношении к себе и т.д.:

а) метод анализа ситуации;

б) метод анализа стабилизирующих деятельность свойств;

в) метод анализа «жизненного материала».

2. В чем заключается отличие между рациональным эффектным самоубийством (РА) и рациональным неэффектным (РН) самоубийством:

а) РН совершается чаще всего по религиозным либо философским основаниям, РА – редко;

б) РН является спланированным, продуманным самоубийством, РА совершается чаще всего под влиянием сильной эмоции и без построения плана и замысла самоубийства.

3. Обладает ли подэкспертный правом на получение информации о целях и характере проводимой судебно-психологической экспертизы:

а) да;

б) нет;

в) такое право является одним из основных, однако может опускаться в связи с особым психическим состоянием подэкспертного.

4. В каких случаях применяется комплексная психолого-психиатрическая экспертиза:

а) в ситуациях, когда необходима интеграция научных знаний в области психиатрии и психологии для достижения всесторонности и объективности доказывания;

б) в ситуациях, когда возникает необходимость проверки вменяемости – невменяемости подэкспертного;

в) в тех случаях, когда заключения психолога недостаточно для вменения вины и ответственности обвиняемому.

5. Если следствие или суд сочтут заключение экспертизы неполным или недостаточно ясным, может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту:

а) да, но психологическое обследование подэкспертного должно проводиться заново;

б) да, однако повторное психологическое обследование необязательно;

в) нет, т.к. это не предусмотрено УПК РФ.

6. Что является предметом изучения криминальной психологии:

а) психологическая характеристика преступников различных категорий;

б) психология индивидуального преступного деяния;

в) психологические особенности работников правоохранительной сферы.

7. Может ли выступать в качестве биологической предпосылки к преступному поведению нервно-психическое заболевание:

а) да;

б) нет.

8. Как называется группа преступников, у которой основной вид преступной деятельности выражается в фальсификации товаров, игнорировании налогообложения, лицензирования и т.д.:

а) корыстно-хозяйственная группа;

б) мошенники;

в) корыстно-служебная группа.

9. Кто явился автором типизации преступников-рецидивистов, предложенной в 20-х годах ХХ века:

а) Ч. Ломброзо;

б) В. Штерн;

в) А.Ф. Лазурский.

10. Какие негативные качества личности играют ведущую роль в совершении неосторожных преступлений:

а) самонадеянность, небрежность, ситуативная зависимость;

б) повышенный риск в поведении, дефекты предвидения, психической саморегуляции;

в) лживость, отсутствие критичности, ригидность.

11. С именем, какого ученого связывают рождение виктимологии:

а) Г. Хентинг;

б) М. Вольфганг;

в) М. Амир.

12. Можно ли считать убийство опасной формой криминального насилия:

а) да;

б) нет;

в) нет, т.к. опасной формой криминального насилия является изнасилование.

13. Может ли проявиться склонность к насилию уже в раннем возрасте:

а) да, однако склонность к насилию может проявляться косвенно;

б) нет, т.к. с точки зрения психоанализа, агрессия является непременным атрибутом каждого ребенка;

в) все зависит от воспитания и среды, в которой существует ребенок.

14. Для какого типа преступника будет характерно следующее высказывание: «Я живу только в минуту смертельной опасности»:

а) для вора;

б) для мошенника;

в) для преступника-убийцы.

15. В чем, по Вашему мнению, заключается «экстремальность» существования потенциального убийцы:

а) источником предельного уровня жизни каждого убийцы является невозможность удовлетворения потребностей и отсутствие чувства безопасности;

б) существующая зависимость от другого человека, например от матери;

в) переживание отверженности со стороны значимых лиц.

16. Какие аспекты исследования личности потерпевшего выделяют в судебной психологии:

а) это статистическая и динамическая области исследований;

б) поведение потерпевшего в период совершения преступления и его личностные характеристики;

в) исследование ограничивается теми задачами, которые выдвигает предварительное следствие.

17. Какие методы исследования личности потерпевшего могут быть использованы:

а) анализ судебной и следственной статистики;

б) сугубо психологические методы исследования личности;

в) детектор лжи.

18. Какие факторы могут искажать правильность и полноту показаний потерпевшего:

а) испытываемые чувства страха, гнева, стыда или обиды, связанные с ситуацией преступления;

б) перенесенный физиологический или психологический аффект;

в) нежелание рассказывать следователю о деталях преступления, в связи с личностным отношением к правоохранительным органам.

Тест № 3

1. С какой целью в оперативно-розыскной деятельности используются оперативно-информационные модели:

а) с целью воссоздания ситуации преступления;

б) с целью создания динамических образов людей как субъектов противоправных действий;

в) с целью развития оперативного мышления сотрудников правоохранительных органов.

2. Какой вид оперативно-розыскной деятельности может иметь следующую формулировку: «процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела»:

а) непосредственно розыскная деятельность;

б) допрос;

в) обыск и предъявление для опознания.

3. Какие компоненты включает понятие «тактическая подготовленность»:

а) наличие четкого и обоснованного плана проведения допроса, а также предусмотрение оперативной его коррекции в необходимых случаях;

б) это сведения о личности допрашиваемого, полученные в ходе предыдущих допросов, из протоколов и др. материалов уголовного дела;

в) это наличие доказательств по данному расследованию.

4. Завершение допроса в уголовном деле означает следующее:

а) подготовка благоприятной почвы для дальнейших допросов;

б) проставление подписи допрашиваемого под протоколом допроса;

в) использование в конце беседы так называемых «якорей», которые стимулируют умственную деятельность и способствуют эффективному вспоминанию.

5. Относится ли следственный эксперимент к одному из видов оперативно- следственных действий:

а) нет;

б) да.

6. В чем основное отличие между обыском и осмотром места происшествия:

а) обыск – это принуждение по отношению к обыскиваемому, осмотр – это непосредственное восприятие следователем места происшествия в целях изучения обстановки, изъятия следов и т.д.;

б) обыск подразумевает неожиданность и внезапность появления следователя; осмотр – заранее спланированное действие, о котором предупреждены все участники уголовного процесса;

в) обыск и осмотр не имеют существенных отличий.

7. В 1967 году Э. Кречмер выделил три варианта пубертатного криза, а именно:

а) неравномерное созревание, аномальная трансформация личности, гебоидная трансформация;

б) кризовое пубертатное развитие под воздействием среды, карикатурное созревание с нарушением полового созревания, пубертатные кризы из-за психологических конфликтов;

в) пубертатные кризы как следствие органических поражений, ПК как расстройство личности, ПК как начало шизофрении.

8. Может ли включать психологический пубертатный криз психическое расстройство как компонент личности подростка:

а) да;

б) нет;

в) иногда.

9. Какие временные рамки социальной дезадаптации у детей и подростков могут привести к криминальной активности:

а) 1 месяц;

б) более 1 года;

в) более 3 дней.

10. Какой признак будет характерным для личностной деформации у подростка:

а) отсутствие способности к эмпатии

б) когнитивная дефицитарность;

в) повышенная подверженность мнению группы.

11. Как Вы считаете, какое социально-психологическое явление в подростковом возрасте наступает позднее - социальная или психическая зрелость:

а) психическая;

б) социальная;

в) они развиваются одинаково.

12. Какой возраст является наиболее опасным для развития нарушений поведения и делинквентности:

а) от 10 до 15 лет;

б) от 7 до 12 лет;

в) от 3 до 5 лет.

13. В каком случае несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, не подлежит вменению уголовной вины:

а) в случае психического расстройства или отставания в психическом развитии;

б) в случае алкогольного опьянения в момент совершения преступного деяния;

в) в случае соматического заболевания.

14. Какой возрастной период обозначается как пубертатный криз, т.е. период бурного психоэндокринного созревания:

а) 13-16 лет;

б) 12-18 лет;

в) 10-13 лет.

15. Как Вы считаете, согласие малолетних на сексуальный контакт со взрослым является осознанным желанием:

а) да;

б) нет;

в) частично.

16. Какие факторы включены в патопсихологический симптомокомплекс виктимности подростка:

а) это взаимодействие возрастного, дизонтогенетического и психопатологического факторов;

б) это комплекс патологических черт характера;

в) делинквентные особенности в поведении подростка.

17. Какой тип виктимного поведения преобладает среди детей и подростков:

а) неустойчивый;

б) пассивно-подчиняемый;

в) псевдопровоцирующий.

18. В каком возрасте количество внутрисемейных форм сексуального насилия уменьшается:

а) от 14 до 18 лет;

б) от 10 до 15 лет;

в) от 4 до 8.

19. Одной из первых сексологических экспертиз в России явилась экспертиза по делу:

а) «супоневских хлыстов»;

б) «распущенных врачей»

в) по делу «удава».

20. Что такое «тюремно-лагерная дорога»:

а) это связные каналы между камерами осужденных;

б) освобождение заключенного;

в) это приборы аудиоконтроля за осужденными.

21. Является ли попытка самоубийства в местах лишения свободы нарушением лагерного режима, вследствие которого осужденного лишают права на досрочное освобождение:

а) да;

б) нет, каждый человек имеет право добровольно уйти из жизни, независимо от того, где он находится.

22. «Всеобщая декларация прав человека» была принята:

а) ООН (1948 г.);

б) ЮНЕСКО (1968 г.);

в) НАТО (1989 г.).

 

Литература

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской федерации 1993 года

2. Уголовный кодекс РФ. От 13.06.1996г. №63-ФЗ

3. Гражданский кодекс РФ

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г.

7. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации».

8. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г./Российская газета. 1997. 16 января.

9. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01. 1992г. № 2202-1.

10. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» ФЗ № 73 от 31.05.2001г.

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 4 «О судебной практике по делам об изнасиловании» (в редакции от 21 декабря 1993г.)

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 года, №1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)».

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

 

Основная

1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов / В.Л. Васильев – 5-е изд., перераб. и допол. – СПб: Питер, 2003. – 656 с.: и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.50 (0.019 с.)