Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебно-психиатрическая экспертиза по делам, связанным с защитой детей

Поиск

Экспертизы по гражданским делам, определяемым Семейным кодексом Российской Федерации (СК РФ), преимущественно подразделяются на две категории. К первой можно отнести экспертизы, связанные с защитой интересов детей при бракоразвод­ных процессах, когда решаются вопросы о месте проживания ребенка, особенности участия в его воспитании каждого из родителей; ко второй категории относятся экспертизы, связанные с делами о защите интересов детей в случаях ненадлежащего исполнения их прав в семье, жестокого обращения.

Семейный и Гражданский кодексы значительно расширили возможности защи­ты интересов детей в гражданском процессе. Согласно СК РФ (ст. 63, п. 1 ст. 65), родители имеют преимущественное право на воспитание детей перед всеми другими


Глава 7. Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе 253

лицами, но не могут осуществлять свои права по воспитанию детей в противоречии с их интересами, а именно: они «не вправе причинять вред физическому и психи­ческому здоровью детей, их нравственному развитию».

Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавлива­ется соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Суд учи­тывает нравственные и иные личные качества родителей, отношения, суще­ствующие между каждым из родителей и ребенком, привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы ро­дителей, материальное и семейное положение родителей и др.) (ст. 65 СК).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ним, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать его общению с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психиче­скому здоровью ребенка, его нравственному развитию (ст. 66 СК).

Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав, применив при этом ограничение родительских прав. Ограничение родительских прав допуска­ется, если оставление ребенка с родителем (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое рас­стройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие (ст. 73 СК).

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

• уклоняются от выполнения обязанностей родителей;

• отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иного лечебного, воспитательного учреждения, учреждения со­циальной защиты;

• злоупотребляют своими родительскими правами;

• жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое и психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновен­ность;

• больны хроническим алкоголизмом или наркоманией;

• совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (ст. 69 СК).

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей относятся следующие категории дел:

• о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК);

• об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (п. 2 ч. 2 ст. 66 СК);

• о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей (ст. 65 СК);

• об отобрании ребенка без лишения родительских прав (ст. 73 СК);


254 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии

• о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК);

• о лишении родительских прав (ст. 69 СК).

Во всех этих категориях дел суд при рассмотрении спора руководствуется преж­де всего интересами ребенка. При спорах о праве на воспитание устанавливается соответствие интересам детей того или иного действия: передачи ребенка от одного родителя к другому, определение места проживания ребенка с конкретным родите­лем, ограничение родительских прав, лишение родительских прав и восстановление в родительских правах.

Судебно-психиатрическая экспертиза по делам, связанным с воспита­нием детей после расторжения брака (ст. 24, ч. 3 ст. 65, ст. 66 СК РФ). Одним из новых видов экспертного исследования, вытекающего из приведенных статей СК РФ, является судебно-психиатрическое освидетельствование субъектов брачно-се-мейных отношений в гражданских делах по искам родителей о расторжении брака и передаче ребенка на воспитание одному из них. В случаях, когда между супругами отсутствует соглашение или в нем нарушены интересы детей, суд на основании данных, полученных в судебном заседании, и представленных доказательств обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода. Решение вопроса о месте его проживании принимается с учетом мнения ребенка, достигшего 10 лет (ст. 57 и 65 СК).

Предметом экспертного исследования в подобных случаях является оценка уровня и особенностей возрастного психического развития ребенка, динамики его психического состояния в зависимости от условий семейного воспитания, а также влияние на психическое состояние и развитие ребенка особенностей поведения и отношения каждого из родителей. Такие экспертные исследования с обязательным участием психологов широко распространены в зарубежном, в частности поль­ском и немецком, гражданском праве. Они способствуют защите интересов и охра­не физического и психического здоровья ребенка, особенно в случаях, если по­сле расторжения брака у родителей складываются конфликтные отношения, они стремятся настроить ребенка против другого родителя, пытаются препятствовать общению другого родителя с ребенком. Подобные экспертизы пока единичны, но прогнозируется их рост. Результаты экспертного исследования позволяют выяснить обстоятельства, необходимые для вынесения судебного решения. Как правило, в этих случаях целесообразно назначать комплексные психолого-психиатрические экспертизы.

При данном судебно-психологическом и судебно-психиатрическом экспертном исследовании оцениваются следующие обстоятельства:

• особенности индивидуально-психологических свойств и поведения родите­лей, оказывающих влияние на психическое состояние и развитие детей;

• привязанности ребенка к каждому из родителей с учетом его возраста и пси­хического развития;

• особенности психического состояния и возрастного психического развития ребенка в связи с динамикой семейного конфликта

Оценка выделенных для исследования обстоятельств осуществляется этапно, в определенной последовательности. В методологию этапов исследования и вопросов,


Глава 7. Судебно-психйатрическая экспертиза в гражданском процессе 255

требующих разрешения на каждом из них, существенный вклад внесли судебные психологи (Ф. С. Сафуанов).

В комплексном судебном исихолого-психиатрическом экспертном исследова­нии судебный эксперт-психолог дает оценку индивидуально-психологических осо­бенностей, личностных свойств матери, отца, другого фактического воспитателя ребенка или членов семьи, эмоционально значимых для ребенка, а также оценку индивидуально-психологических особенностей ребенка, уровня и особенностей его возрастного психического развития.

Судебный эксперт-психиатр дает оценку возможных психических расстройств у матери, отца ребенка, у другого фактического воспитателя, а также у ребенка (психического дизонтогенеза или аномального возрастного развития). Это и есть первый этап экспертного исследования, который предусматривает индивидуально-психологическую характеристику.

На втором этапе ключевым положением является оценка конфликтных семей­ных отношений и роль семейного конфликта в формировании индивидуально-психологических особенностей ребенка, отклонений в его возрастном психическом развитии и нарушений его психического здоровья (психических расстройств).

На этом этапе судебный эксперт-психолог дает психологическую оценку кон­фликтных отношений между родителями, психологические признаки их остроты, тяжести и длительности, а также оценивает характер их влияния на индивидуаль­но-психологические свойства ребенка, отношения ребенка с каждым из родителей (его привязанность к ним).

Судебный эксперт-психиатр на втором этапе экспертного исследования оце­нивает причинную связь между выделенным психологом семейным конфликтом, индивидуально-психологическими особенностями родителей и формированием у ребенка нарушений возрастного психического развития (психического дизонтоге­неза) и/или психических расстройств.

Третий этап экспертного исследования предусматривает экспертную прогно­стическую оценку психического развития ребенка и/или динамики выявляемых психических расстройств с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей и особенностей их психического состояния (психические расстройства и недостатки).

На данном этапе судебный эксперт-психолог дает прогностическую оценку не­гативного или позитивного воздействия индивидуально-психологических особен­ностей каждого из родителей, а также условий продолжения семейного конфликта на последующее формирование индивидуально-психологических особенностей ре­бенка.

Судебный эксперт-психиатр дает прогностическую оценку негативного влияния на психическое состояние и особенности психического развития ребенка аномаль­ных условий воспитания, обусловленных особенностями психического состояния родителей (психические расстройства и недостатки).

Такая методология экспертного исследования объясняется тем, что между ин­дивидуально-психологическими свойствами взрослых членов семьи (родителей, фактических воспитателей), психологическими особенностями семейного конфлик-


256 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии

та и формированием индивидуально-психологических черт ребенка, нарушений его возрастного психического развития и собственно психических расстройств, обусловленных семейным стрессом, существуют причинные психологические и патологические закономерные связи. Суть их сводится к тому, что чем меньше воз­раст ребенка и продолжительнее и тяжелее по своим эмоционально-стрессовым проявлениям протекает семейный конфликт, тем более выраженным является его деформирующее влияние на три важных составляющих развития ребенка:

• индивидуально-психологические и личностные свойства;

• нарушения возрастного психического развития в виде его задержки или дис­гармонии;

• нарушения психического здоровья с формированием обусловленных семей­ным стрессом психических расстройств.

Комплексная экспертная оценка становится еще более сложной в тех случаях, когда семейный конфликт, являющийся стрессом для ребенка, определяется усло­виями аномальных личностных свойств одного из родителей и сопровождается ано­мальными воспитательными воздействиями, включая жестокое обращение, игнори­рование потребностей ребенка в уходе и воспитании. Она также усложняется, когда до развития семейного конфликта у ребенка уже отмечались признаки отклонения возрастного психического развития (психический дизонтогенез) или наблюдались признаки какого-либо психического расстройства, например органического, эмоци­онально лабильного астенического расстройства, связанного с органическим пора­жением головного мозга, полученного в период родов или в раннем детстве. В этих случаях диагностика причинной связи между семейным конфликтом и ухудшением психического состояния и развития ребенка резко усложняется, так как становится необходимой оценка патологической почвы, которая особенным, сенсибилизиро­ванным образом может реагировать на мало выраженный семейный конфликт.

Методические и экспертные трудности комплексного психолого-психиатриче­ского исследования можно проиллюстрировать следующими примерами.

Первое заключение дается по следующим вопросам:

1. Имеются ли у М., матери М. Е., какие-либо нарушения психического здоровья или инди­видуально-психологические, личностные особенности, которые оказывали или могут оказывать негативное влияние на возрастное психическое и личностное развитие ее дочери М. Е., 2003 г. р.?

2. Имеются ли у М., отца М. Е., какие-либо нарушения психического здоровья или инди­видуально-психологические, личностные особенности, которые оказывали или могут оказывать негативное влияние на возрастное психическое и личностное развитие его дочери М. Е., 2003 г. р.?

3. Имеются ли у М. Е., 2003 г. р., какие-либо отклонения возрастного психического развития или болезненные психические расстройства, связанные с семейным конфликтом и характером воспитания?

4. Имеются ли у И. В. Т., фактического воспитателя М. Е., какие-либо нарушения психиче­ского здоровья или индивидуально-психологические особенности, которые оказывали или могут оказывать негативное влияние на возрастное психическое и личностное развитие М. Е., 2003 г. р., за которой она осуществляет уход и наблюдение?

Установлено, что А. В. М. состоит в браке с И. И. М. с июня 2003 г. От этого брака М-ы имеют общую несовершеннолетнюю дочь М. Е., 2003 г. р. Согласно заявлению А. В. М., его совместная семейная жизнь с И. И. М. не сложилась и с августа 2005 г. брачные отношения между ними фак­тически прекращены, совместного хозяйства не ведется, спора о разделе имущества, являющегося


Глава 7. Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе 257

совместной собственностью, нет. С августа 2005 г., т.е. момента прекращения фактических брачных отношений, по август 2006 г. по взаимному согласию с ответчицей М. Е. жила у своего отца А. В. М. В своем исковом заявлении он поясняет, что занимается воспитанием дочери, создает условия для полноценного развития ребенка, несет все расходы, связанные с ее содержанием, и с указанного периода фактически воспитателем его дочери является И. В. Т. Ответчица не вносит вклада ни в материальное содержание ребенка, ни в его воспитание; она не проявляет намерения видеться с до­черью, не интересуется ее состоянием и развитием, хотя прекрасно знает место нахождения дочери. При обсуждении вопроса о месте проживания ребенка ответчица возражала против определения постоянного места жительства своей дочери М. Е. с ее отцом А. В. М.

При обследовании установлено: А. В. М. активно высказал желание пройти психиатриче­ское освидетельствование, так как убежден в своем психическом здоровье и обеспокоен ситуацией, связанной с состоянием здоровья своей дочери. И. И. М. — мать М. Е. — отказалась проходить комплексное психолого-психиатрическое экспертное исследование. Свою обеспокоенность сло­жившейся ситуацией А. В. М. активно объяснял тем, что И. И. М. из-за желания сохранить вы­плачиваемые ей материальные средства требует в судебном порядке определить место жительства ребенка с ней, а новая смена условий жизни ребенка неблагоприятно отразится на психоэмоцио­нальном состоянии и развитии дочери, так как И. И. М. не имеет возможности содержать дочь и не заботится о ее развитии и воспитании.

При освидетельствовании А. В. М. выявлено, что он адекватно ориентирован в месте, време­ни и собственной личности. Жалоб на состояние соматического и психического здоровья не вы­сказывает. Во время беседы волнуется, свое волнение объясняет тем, что дочь является для него «желанным и любимым ребенком» и он беспокоится, что «ради достижения своих корыстных интересов» И. И. М. будет добиваться определения места жительства ребенка с ней. При обследо­вании внимание устойчивое, настроение ровное, эмоционально-мимические реакции адекватные с ситуационной тревожностью, обусловленной судебным разбирательством. При беседе речь пра­вильная, мышление логического типа, суждения связные и последовательные, уровень суждений и представлений соответствует полученному образованию и жизненному опыту. Сообщает о себе анамнестические сведения, себя характеризует «спокойным, общительным и эмоциональным че­ловеком». Обеспокоен тем, что И. И. М. изменила свое первоначальное решение для того, чтобы «шантажировать его ребенком и добиться большей выплаты средств». Приводит разнообразные аргументы, согласно которым «ребенку лучше проживать совместно с ним, так как И. И. М. не работает и не имеет желания работать... не проявляет заботы о ребенке». После рождения ребенка И. И. М. первые месяцы занималась ребенком, а потом уделяла внимание только своим интересам. Когда ребенку стало больше года, несколько раз уходила из дома, жила отдельно, интереса к ребенку не проявляла. До настоящего времени не работает, живет но личному усмотрению, заинтересована в получении от него материального содержания. При проведении теста родительского отношения установлено, что у обследуемого выражено устойчивое положительное отношение к дочери.

И. И. М. отказалась проходить комплексное психолого-психиатрическое экспертное иссле­дование.

При обследовании М. Е., 2003 г. р., установлено: наследственность психическими расстрой­ствами не отягощена, беременность у матери протекала без патологических отклонений. Родилась доношенной, в младенческом периоде эпизодически наблюдался поверхностный сон, при ночном сне часто была беспокойной; физическое и психическое развитие в раннем детстве правильное. С начала конфликтных отношений между родителями непостоянно проживала или у бабушки (матери И. И. М.), или у отца.

Во время обследования правильно называет свое имя, знает текущее время, но назвать его не может. Вначале обследования стремится быть рядом с отцом, проявляет по отношению к нему доверительное отношение, при обследовании обращается за помощью, ищет поддержки. Свое на­строение и состояние называет «хорошим», каких-либо жалоб не высказывает. При выполнений заданий и в игровой деятельности выявляется, что устойчивость внимания невысокая, часто от­влекается, не может продолжительное время играть одна, в самостоятельных играх отсутствует фабула, не сформированы навыки тематической игры. Эмоционально-мимические реакции вы­разительные, подвижные, неадекватных реакций тревоги, страха, устойчивой обиды нет. Речь


258 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии

правильная с незначительными нарушениями звукопроизношения. Сформировано представление о своем «Я», правильно называет части тела. Имеет бытовые навыки, описывает, как она самосто­ятельно умывается, кушает, одевается; может осуществлять эти действия в игре с куклами. В игре с фигурами животных или с куклами «семью зверей» или «свой дом» построить не может, не сформированы такие дифференцированные семейные представления, как «моя семья», «мама», «бабушка», «дедушка», сформирован только позитивный образ отца и няни. Круг суждений и представлений определяется близкими людьми, которые ее окружают. Каких-либо жалоб или обид на свое положение дома не высказывает. Поясняет, что «скоро она с папой пойдет в садик», самостоятельно рассказывает стихотворение, которое выучила к детскому саду; знает, что в «садике хорошо, потому что там много игрушек и других детей». В отношениях достаточно отзывчивая, склонна к общению. После обследования интересовалась, когда ей можно прийти еще раз, потому что ей «здесь понравилось».

На основании изложенного сделано следующее заключение:

1. А. В. М. является психически здоровым, и у него отсутствуют какие-либо аномальные личностные, индивидуально-психологические особенности, в силу которых он проявлял бы такие воспитательные воздействия на своего ребенка, которые могли бы оказывать негативное влияние на возрастное психическое и личностное развитие его дочери М. Е., 3,5 лет.

2. У М. Е., 2003 г. р., отсутствуют какие-либо нарушения возрастного психического и фи­зического развития по типу задержки развития или аномального дисгармоничного развития, а также какие-либо психические болезненные расстройства временного или стойкого характера, обусловленные негативными влияниями воспитания со стороны отца при раздельном проживании от матери.

3. Психическое развитие М. Е. протекает без отклонений от возрастной нормы и соответствует психическим особенностям ребенка на этапе раннего детства. В психическом состоянии М. Е. от­сутствуют какие-либо нарушения болезненного характера, связанные с раздельным ее проживани­ем от матери И. И. М. Образ матери у М. Е. не сформирован; при позитивном, с положительным эмоциональным отношением образе отца у М. Е. отсутствуют устойчивые семейные представле­ния, что обусловлено тем, что в период формирования этих представлений в возрасте от 1 до 3 лет ребенок проживал в условиях нестабильности семейных условий и распада семьи.

4. И. В. Т. — фактический воспитатель ребенка, по состоянию своего психического здоровья является психически здоровой, у нее отсутствуют какие-либо аномальные личностные, индивиду­ально-психологические особенности, в силу которых она могла бы проявлять какие-либо патоло-гизирующие воздействия на ребенка, за которым ухаживает и воспитанием которого занимается.

Анализ данного случая показывает следующее. Существующий в течение 3 лет семейный конфликт с хроническим течением не оказал существенного влияния на возрастное психическое развитие ребенка и не обусловил формирования у него каких-либо психических расстройств, связанных с семейным стрессом, однако имел негативное воздействие на формирование личностных отношений ребенка, включая отсутствие позитивного образа матери, чувства привязанности к ней и устойчи­вых представлений о семье. Другим важным результатом процедуры комплексного экспертного исследования является отказ матери от психолого-психиатрического освидетельствования и отсутствие аномальных индивидуально-психологических особенностей и психических расстройств у лица, которое является, наряду с отцом, фактическим воспитателем ребенка, что имело значение для определения места проживания ребенка с отцом.

Следующий пример характеризует развитие функционально-динамических психических расстройств у ребенка, развивавшихся в связи с тяжелым и субъек­тивно неразрешимым для него стрессом.


Глава 7. Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе 259

Данное заключение дается по следующим вопросам:

1. Каков уровень психического развития и психологического состояния ребенка М. Г., 6 лет?

2. Имеются ли у М. Г. какие-либо психические расстройства болезненного характера? Если да, то какова причина их возникновения и в какой степени они связаны с семейным конфликтом и особенностями воспитательных воздействий со стороны матери и отца?

3. Имеются ли признаки психической коррекции в состоянии и в поведении ребенка со сто­роны матери?

4. Каково отношение ребенка к возможности проживания с конкретным родителем?
Установлено, что родители девочки поженились в 1995 г.; отец работает инженером, не имеет

вредных привычек, характеризуется порядочным, добрым, справедливым, мать — воспитатель, отличается скромностью и доброжелательностью. Девочка родилась своевременно в 1998 г., роды протекали без осложнений. В периоде младенчества девочка отличалась болезненностью, наблю­далась специалистами по поводу аллергических реакций и повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. В раннем детстве до 3 лет ребенок был спокойным, тихим, в связи с соматической ослабленностыо родители были озабочены созданием для него оптимального режима. В дошколь­ный период девочка с трудом перенесла адаптации) к детскому саду, так как тяжело расставалась с матерью, в группе держалась уединенно, чаще играла одна. Мать девочки была полностью со­средоточена на ее здоровье, ставила в известность заведующую детсадом о том, в каких продуктах должен быть ограничен ребенок, сама составляла для нее диету. Отец постоянно конфликтовал с матерью из-за питания девочки, настаивал на том, чтобы она «регулярно питалась и ела то, что ей нравится». С 4 лет мать стала водить девочку в секцию художественной гимнастики. Относилась к этому очень ответственно и серьезно, требовала от девочки, чтобы она «не ела вечерами», огра­ничивала ее в еде. В связи с этим между матерью и девочкой постоянно возникали конфликтные ситуации, девочка обвиняла мать в том, что та «не покупает ей сладкого, не дает ей кушать». Отец в отличие от матери стремился постоянно давать девочке то, что «она просит».

С апреля 2003 г. родители Г. М. стали проживать раздельно. В ноябре 2003 г. отец обратился в суд с исковым заявлением об определении порядка общения с ребенком, так как «ребенок про­живает с матерью и мать не разрешает ему встречаться с ним». Конфликт в семье связывал с тем. что дочь «по настоянию матери занимается художественной гимнастикой и у нее специальная диета». Он не согласен с ограничениями ребенка в еде и с ограничениями в его свиданиях с доче­рью. Мать мотивировала свое поведение тем, что «девочка боится отца и разлуки с ней». В связи с постоянными конфликтами между родителями девочка стала более раздражительной, плаксивой и возбудимой, часто жаловалась на чувство слабости, мать упрекала ее в повышенном аппетите, в том, что, «если наберет вес, то не сможет участвовать в соревнованиях». В апреле 2003 г. отец насильно, без предупреждения матери забрал девочку из спортивной школы и держал у себя на квартире. Объяснял свои действия тем, что мать не разрешает ему встречаться с ребенком, «на­сильно ограничивает се в еде ради спортивных результатов». После возвращения в дом к матери девочка стала испытывать страхи, говорила, что «отец ее снова украдет», боялась отпускать от себя мать. Состояния тревоги обострялись в отсутствии матери. Проходила обследование в Цен­тре психолого-медико-социального сопровождения, установлен диагноз: невротические реакции, фобическое тревожное расстройство в детском возрасте, рекомендованы занятия по психологи­ческой коррекции.

Согласно результатам экспертного исследования, сделаны следующие выводы:

1. Уровень психического развития Г. М., 1998 г. р., соответствует возрастной норме. В ха­рактере Г. М. отмечаются индивидуально-психологические особенности в виде эмоциональной неустойчивости с частой сменой настроения, обидчивостью, легкостью возникновения состояний тревоги в субъективно Сложных ситуациях. Актуальное состояние характеризуется наличием про тестных реакций, чувствительностью к отрицательным стимулам, склонностью к манипулятивным формам реагирования.

2. Г. М. страдает фобическим тревожным расстройством в детском возрасте. Указанное пси­хическое расстройство обусловлено стрессом, развившимся в условиях психотравмирующей си­туации, в связи с конфликтами в семье, расторжения брака и противоречивой направленностью требований и установок к ребенку со стороны родителей.


260 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии

3. Для Г. М. мать является самой значимой личностью, отмечается идентификаия собственного образа «Я» с образом матери. Образ отца оценивается как отрицательно окрашенный, эмоцио­нально отвергаемый. Г. М. привязана к матери, полностью принимает ее оценки о сложившейся ситуации.

4. Изоляция Г. М. от матери может привести к усилению тревожных расстройств, невротиче­ских тиков и отказных реакций; проживание Г. М. в семье отца приводит к усилению у ребенка невротических тревожных расстройств, тиков и аномальных личностных протестных реакций, поэтому проживание Г. М. в семье отца в настоящее время нецелесообразно.

Анализ данного случая показывает, как в условиях длительно существующего семейного конфликта с эмоционально значимым для ребенка стрессом в его харак­тере фиксируются определенные индивидуально-психологические особенности с чертами эгоцентричности и психической зависимости от одного из родителей. Отмеченные личностные свойства акцентируются в связи с одновременным разви­тием функционально-динамических, связанных с семейным стрессом, психических расстройств. Сначала они протекали в форме кратковременных тревожных невро­тических реакций, в последующем приняли характер затяжного тревожного фоби-ческого расстройства со стойкими страхами тематического характера. Судебный эксперт-психолог в рамках проведенного экспертного исследования констатирует психологические особенности значимого для ребенка стресса и фиксацию индиви­дуально-психологических черт и особенностей реагирования ребенка на сложную конфликтную ситуацию. Судебный эксперт-психиатр констатирует развитие вре­менного психического расстройства болезненного характера и устанавливает его прямую причинную связь с семейным конфликтом. Одновременно специалистами дается прогностическая оценка негативной динамики выявленных отклонений в психическом развитии и в психическом состоянии ребенка с особенностями его привязанности к каждому из родителей. Оценка данных обстоятельств имеет су­щественное значение для решения спора по существу.

Таким образом, спор между родителями о месте проживания детей (ст. 24 и 65 СК) и об участии в воспитании ребенка отдельно проживающего родителя под­лежит рассмотрению в суде, когда родители сами не приходят к согласию. Также в случае, если установлено, что соглашение между супругами «нарушает интересы ребенка или одного из супругов, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети» (п. 2 ст. 24 СК). Каждая сторона в данном случае считает, что именно она в наилучшим образом обеспечивает необходи­мые условия развития и воспитания. Каждая сторона может представить доказа­тельства, в которых указываются индивидуально-психологические особенности или особенности психического состояния как одной из сторон, так и ребенка, что осложняет условия воспитания и развития ребенка. Подобные доказательства требуют экспертного психологического и клинического (психиатрического) ис­следования.

С нашей точки зрения, для данной категории дел предметом экспертного пси­хологического исследования являются: психологическая оценка семейного кон­фликта, отношений родителей (спорящих сторон в процессе); установление дру­гих психологических обстоятельств, а именно характера воздействия на ребенка


Глава 7. Судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе



длительного конфликта и индивидуально-психологических особенностей каждой из сторон; привязанности ребенка к родителям с учетом его возраста, уровня пси­хического развития и включенности в семейный конфликт.

Предметом экспертного психиатрического исследования являются: оценка пси­хического состояния каждой из спорящих сторон в процессе; оценка психического состояния, психических расстройств, развившихся в связи с семейным конфликтом, и патологически обусловленных нарушений возрастного психического развития у ребенка.

Для КСППЭ при семейных спорах о воспитании, месте проживания ребенка судом, как правило, ставятся следующие вопросы:

1. Не страдает ли мать {отец, другой фактический воспитатель) каким-либо психическим расстройством?

2. Не страдает ли ребенок каким-либо психическим расстройством или нару­шением психического развития болезненного характера?

3. Имеются ли у ребенка психические расстройства (нарушения психического развития болезненного характера), обусловленные семейным конфликтом?

4. Каковы индивидуально-психологические особенности матери (отца, другого фактического воспитателя)?

5. Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка?

6. Каково психологическое отношение ребенка (его привязанность) к матери, отцу (другим эмоционально значимым для ребенка членам семьи)?

7. Могут ли особенности психического состояния (если есть психические рас­стройства и недостатки), индивидуально-психологические особенности матери (отца, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психи­ческое состояние и особенности психического развития ребенка?

Для положительных ответов на эти вопросы в материалах гражданского дела должны быть достаточные основания для выявления и обоснования наличия ука­занных признаков, а также причинно-следственных связей между психическим со­стоянием, уровнем развития ребенка и семейным конфликтом, характером общения ребенка с каждым из родителей. Вопросы о целесообразности проживания ребенка с кем-либо из родителей или того либо иного порядка участия в воспитании ребенка отдельно проживающего родителя, как правило, выходят из сферы компетенции экспертов и являются прерогативой суда (ч. 3 ст. 65 СК). При этом суд исходит из интересов ребенка и учета его мнения.

Судебно-психиатрическая экспертиза в связи с ограничением родитель­ских прав (ст. 73 СК РФ). Принятые в условиях построения правового общества Уголовный, Гражданский и Семейный кодексы предусматривают новые аспекты защиты интересов наиболее уязвимых групп населения, в первую очередь детей.

Семейный кодекс РФ строго регламентирует права и обязанности родителей. Ст. 65 СК РФ при регламентации родительских прав определяет, что при их осу­ществлении родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое досто­инство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляю-


262 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии

щие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Меняющиеся социально-экономические, общественные условия сказываются на характере межличностных отношений, ценностных ориентаций, морально-нрав­ственных установок, что отражается на некоторых проявлениях психических рас­стройств и в целом определяет в обществе повышение уровня тревожности, пси-хогенно обусловленных депрессий, декомпенсаций личностных расстройств. Это, несомненно, сопровождается усилением агрессивных тенденций часто в отношении лиц ближайшего окружения, и прежде всего детей. При этом длительный период, в течение которого родители жестоко обращаются с детьми, причиняя значительный вред их психическому и физическому здоровью, нарушая их права, может предше­ствовать тяжелому агрессивному криминальному деянию.

Одним из способов решения этой проблемы является профилактика агрессив­ных действий со стороны родителей путем ограничения родительских прав лиц с психическими расстройствами, проявляющих жестокость в отношении детей.

Именно в этих случаях возникает необходимость назначения СПЭ для опреде­ления не только психических расстройств родителя, но и опасности в связи с этим для ребенка.

Случаи агрессивного и жестокого обращения с детьми чаще наблюдаются в семьях, где родители, в особенности матери, страдают некоторыми видами психиче­ских расстройств. Наиболее значимы среди них, например, непсихотические формы органического психического расстройства и личностного расстройства с зависимос­тью от ПАВ. Жестокое агрессивное поведение в отношении детей может опреде­ляться также патологической бредовой мотивацией. Достаточно часто наблюдаются агрессивные деяния, совершенные женщинами с психическими расстройствами, которые являются членами религиозных сект. По данным ряда исследователей, жертвами агрессии душевнобольных женщин чаще всего становятся их родствен­ники, а дети составляют особую группу риска [Дмитриева Т. Б. и др., 1998J.

Современное законодательство (Семейный кодекс, Гражданский кодекс, За­кон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании») предусматривает ряд новых правовых положений, позволяющих оказывать по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.234 (0.013 с.)