Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Документы, составляемые по результатам судебно-психиатрической экспертизыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При ответе экспертов на все экспертные вопросы составляется документ, именуемый заключением. При этом под экспертными вопросами понимаются как вопросы, поставленные перед экспертами следователем (судом), так и решенные экспертами в порядке экспертной инициативы. При невозможности ответить на все экспертные вопросы составляется письменное сообщение о невозможности дать экспертное заключение. От письменного сообщения о невозможности дать экспертное заключение следует отличать возвращение следователю (суду) материалов без исполнения (ч. 1 ст. 15 ФЗоГСЭД). Руководитель СЭУ прибегает к этому в случаях, когда производство данной экспертизы в принципе не исключено, однако ее проведение по каким-то причинам в данное время или в данном учреждении не может быть реализовано: нет эксперта конкретной специальности, нет необходимой материально-технической базы 1 П. 24 «Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделени 2 П. 15 постановления Пленума Верховного суда СССР № 1 от 16 марта 1971 г. «О судебной экс 86 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии либо специальных условий для исследований. Возвращая материалы без исполнения, руководитель СЭУ в своем сопроводительном письме сообщает мотивы, по которым производится возврат. В судебно-психиатрической практике возвращения материалов без исполнения по указанным основаниям почти не встречается. Если эксперты отвечают только на часть экспертных вопросов, то они составляют единый документ — заключение; в нем наряду с ответами на одни вопросы сообщается о невозможности дать ответ на другие (со всеми необходимыми обоснованиями и пояснениями)1. Экспертное решение о невозможности ответить на экспертные вопросы в амбулаторных условиях оформляется в виде соответствующего заключения СПЭ (сообщение о невозможности дать экспертное заключение здесь не составляется, поскольку закон не предусматривает составление данного документа по указанному основанию). Более подробно вопрос об экспертном заключении в судебной психиатрии будет рассмотрен в гл. 5. Каждое экспертное заключение подлежит проверке и оценке следователем (судом). В ходе проверки и оценки надлежит: 1) проверить соблюдение требований закона при проведении экспертных исследований и составлении заключения; 2) проверить, достаточна ли специальная подготовка (квалификация) экспертов для сформулированных ими выводов и не вышли ли эксперты за пределы своих специальных знаний; 3) убедиться в полноте экспертных исследований и экспертного заключения; 4) оценить научную обоснованность методов исследования и экспертных выводов; 5) оценить иные аспекты относимости и допустимости экспертного заключения как доказательства2 (например, не давал ли заключение эксперт, подлежащий отводу) и определить место экспертных выводов в системе других доказательств, собранных по делу. В целом же проверка и оценка экспертного заключения проводится по общим правилам проверки и оценки судебных доказательств (ст. 87 и 88 УПК; ст. 67 ГПК). Если в процессе проверки и оценки заключения появляется необходимость выяснить или уточнить какие-то обстоятельства у самого эксперта, то следователь (суд) вправе допросить его3. 1 Основания, по которым эксперты не дают ответов на экспертные вопросы, были рассмотрены в 2 Относимость — свойство доказательства, выражающее его объективную связь с обстоятельствами, 3 При проведении комиссионной СПЭ на допрос вызывается обычно один из членов экспертной Глава 3. Правовые основы судебно-психиатрической экспертизы 87 Допрос эксперта проводится для уточнения и разъяснения содержащихся в заключении специальных терминов и формулировок, для получения дополнительных сведений, относящихся к проведенной экспертизе, и т.п. С помощью допроса выясняются только те обстоятельства, которые можно установить без проведения дополнительных исследований (иначе должна назначаться дополнительная экспертиза). Эксперт допрашивается в связи с проведенным исследованием и данным им заключением. Отсюда следует, во-первых, что эксперт не может быть допрошен до представления им заключения (ч. 1 ст. 205 УПК) и, во-вторых, не допускается допрос эксперта по поводу сведений, ставших ему известными в связи с проведением экспертизы, но не относящихся к ее предмету (ч. 2 ст. 205 УПК; ст. 31 ФЗоГСЭД)1. Эксперту целесообразно предоставить возможность записать свои показания собственноручно, ибо они, как правило, содержат специальные термины и формулировки, требующие четкой и профессионально грамотной фиксации. На предварительном следствии заключение эксперта (или его сообщение о невозможности дать заключение) вместе с протоколом допроса эксперта (если он допрашивался) предъявляются следователем подозреваемому, обвиняемому и его защитнику, которым разъясняется право ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертизы (ч. 1 ст. 206 УПК). В случаях, когда экспертиза проводилась по ходатайству потерпевшего либо в отношении потерпевшего и/или свидетеля, им тоже предъявляется заключение эксперта (ч. 2 ст. 206 УПК)2. Ознакомившись с заключением, названные лица вправе ходатайствовать не только о назначении новой экспертизы (дополнительной или повторной), но и о вызове эксперта на допрос, приобщении к делу новых доказательств, относящихся к предмету проведенной экспертизы, и пр. При назначении экспертизы судом допрос эксперта проводится в судебном заседании (ст. 282 УПК; ч. 1 ст. 187 ГПК)3. Стороны вправе участвовать в допросе эксперта. В ходе проверки и оценки экспертного заключения может быть выявлена необходимость не только в допросе эксперта, но и в назначении дополнительной или повторной экспертизы, проведении иных процессуальных действий, сборе и приобщении к делу новых доказательств и пр. По результатам проверки и оценки следователь (суд) может либо отклонить экспертные выводы (часть экспертных выводов), мотивировав свое несогласие с ними в соответствующем процессуальном документе, либо согласиться с выводами экспертов и положить их в основу принимаемых по делу процессуальных решений. 1 Образец протокола допроса эксперта на предварительном следствии приведен в приложении 126 2 Образец протокола ознакомления с заключением эксперта приведен в приложении 125 к ст. 476 3 По смыслу ч. 4 ст. 377 УПК, а также ч. 1 ст. 347 и ч. 1 ст. 358 ГПК эксперты могут допрашиваться не ГЛАВА 4 Экспертное Судебно-психисприческое Исследование
еобходимость выделения специфических признаков экспертного исследования диктуется целым рядом причин, как сугубо прагматических, так и связанных с методологическими принципами СПЭ. Например, способы анализа, используемые сведущим лицом, играют существенную роль в дифференциации деятельности эксперта и специалиста, поскольку право предъявляет ряд ограничительных требований к заключениям последнего. Так, ч. 3 ст. 188 ГПК РФ указывает: «Специалист дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда». То есть специалист не может проводить специальное исследование, что влечет за собой решение принципиальной проблемы разграничения экспертных исследований и консультационно-справочной деятельности специалиста, участвующего лишь в осуществлении того или иного процессуального действия [Ткаченко А. А., 2004]. Выделение центральных моментов экспертного исследования, уточнение основных его объектов и методических приемов являются основой для стандартизации и алгоритмизации с созданием нормативных документов по типу «Протоколов ведения...» (2005). Разработанные для моделей амбулаторной/стационарной и однородной/комплексной судебно-психиатрических экспертиз, они могут стать базой для экономических обоснований и подсчета трудозатрат. Возможно, еще более важная задача — это формирование такого особого, необходимого для эксперта свойства мышления судебного психиатра, как осознание своих действий. В процессе решения задач экспертизы осознание прежде всего распространяется на ключевые моменты исследовательской процедуры, в особенности связанные с оценкой экспертных ситуаций при переходе от одного этапа к другому, с решением промежуточных задач экспертизы [Аверьянова Т. В. и др., 1997]. Экспертиза по сути — применение специальных знаний только в форме исследования, которое само по себе предполагает получение таких новых фактических данных, которые до этого суду не были известны и которые иным способом Глава 4. Экспертное судебно-психиатрическое исследование установить нельзя. Специфика судебно-психиатрического исследования всегда была очевидной. Так, С. С. Корсаков (1913) подчеркивал, что «само исследование проводится на основании общих медицинских приемов, но, разумеется, условия, среди которых происходит это исследование, заставляет несколько изменить как сам ход его, так и характер заключения», которое "...должно основываться не на субъективных данных, достаточных для своего собственного убеждения, а на таких мотивах, которые должны быть убедительны для суда». Судебно-психиатрическая экспертиза «есть серьезное научное исследование, но по своему характеру оно носит особую, ему присущую форму». Следствие специфики экспертного судебного исследования — это его правовое сопровождение, предоставляющее эксперту особые приемы достижения полноты проводимого им анализа и создания максимально благоприятных условий для выполнения экспертного задания. Одним из таких правовых документов, систематизировавшим требования процессуального законодательства и нормы закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», стала «Инструкция об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений» (утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ № 370 от 30.05.2005 г., зарегистрирована Минюстом РФ 12.07.2005 г.) (см. приложение 2). Специальное экспертное исследование — это особый алгоритм получения доказательных выводов, состоящий, согласно принятым в экспертологии принципам (Словарь основных терминов судебных экспертиз, 1980), из четырех стадий: подготовительная, аналитическая, сравнительная и синтезирующая. 4.1. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Подготовительная стадия. На подготовительной стадии экспертного исследования происходит ознакомление с экспертным заданием, осмотр объектов экспертного исследования, выдвижение гипотез (версий) о возможных выводах и путях решения вопросов, составление плана экспертного исследования и проведение организационно-технических мер, необходимых для последующего исследования. На данной стадии решается несколько взаимосвязанных задач, совмещаемых с анализом исходных данных и завершающихся выдвижением экспертных версий (гипотез). 1. Уяснение фабулы юридически значимой ситуации. Понятно, что своеобразие конкретного дела само по себе может определять круг диагностических и экспертных версий, предполагая специфику аномальных механизмов принятия решения и поведения, что обусловливает целесообразность тех или иных алгоритмов исследования. Так, обвинение в убийстве при определенных обстоятельствах делает обоснованным постановку вопроса об аффекте, тогда как многоэпизодность инкриминируемых деяний его исключает. При обвинении матери в убийстве ребенка сразу становится очевидной специфика экспертных задач, типичных для женского неонатицида, к примеру исключающих постановку вопроса об «ограниченной вменяемости». Правонарушение несовершеннолетнего, совершенное в группе, диктует 90 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии необходимость особых приемов исследования его индивидуально-психологических свойств, не столь обязательных при индивидуальном деликте и т.д. 2. Уяснение мотивов назначения экспертизы. Назначение экспертизы — Обоснование назначения экспертизы в постановлении (определении) тем или иным образом уже содержит как минимум одну (а иногда и более) экспертную гипотезу с разной степенью развернутости — от простой констатации сомнения в психической полноценности подэкспертного до предположения о возможных психопатологических механизмах противоправного поведения. Так, в одном из определений суд указывал, что основной причиной назначения экспертизы явились данные о перенесенной обвиняемым за 10 лет до криминальных событий психической травме в результате нападения, приведшего к возбуждению уголовного дела, в котором он выступал в качестве потерпевшего. Последующие изменения в его психике, включающие постоянное переживание опасения, страха перед новым нападением и др., по мнению суда, могли сказаться на его поведении в настоящей ситуации, когда возникла непосредственная угроза его жизни. Сколь бы наивными не казались эксперту подобные предположения, на него накладывается обязанность проверки возникающей у правоохранительных органов версии, связанной с психическим состоянием и его юридической релевантностью. Решение первых двух задач уже способствует выделению особых «информационных мишеней», способствующих уточнению промежуточных задач экспертного исследования. 3. Уяснение сути {предмета) и объема экспертного задания. Должна быть Глава 4. Экспертное судебно-психиатрическое исследование учреждения и экспертов адекватны характеру экспертного задания и не нарушают закон. Таким образом, приоритет отдается экспертному заданию, а не формальному наименованию экспертизы, что вытекает и из уголовно-процессуальных норм, согласно которым формулировка в постановлении вопросов экспертам обязательна (п. 3 ч. 1 ст. 195), а о названии экспертизы та же ст. 195 УПК даже не упоминает. Действующее законодательство решает вопрос об объеме экспертных исследований, исходя из объема экспертного задания, в связи с чем эксперты обязаны провести все исследования, необходимые для дачи ответов на поставленные перед ними вопросы. В этой связи экспертам предлагается следующая последовательность действий: получив постановление о назначении, например, СПЭ, в котором, однако, содержатся вопросы, адресованные также и экспертам других специальностей, руководитель экспертного учреждения должен сначала направить субъекту, назначившему экспертизу (следователю, суду), уведомление. В нем следует указать, что для выполнения экспертного задания в полном объеме потребуется комплексная экспертиза. В уведомлении требуется привести точное название этой комплексной экспертизы, перечислить специальности экспертов, а также сформулировать вопросы, для ответа на которые необходимо участие этих экспертов. 4. Уяснение объема психиатрического анамнеза. Выполнение данной задачи определяет вероятностную значимость имеющегося психического расстройства — тяжелого или пограничного — либо его отсутствие. Это особенно важно в свете действия принципа презумпции психического здоровья и некоторых особенностей приемов экспертного исследования при первичной диагностике психического расстройства. 5. Выдвижение максимально возможных версий (диагностических и экспертных). Решение данной задачи реализует один из принципов, естественный для специфики мыслительной деятельности эксперта и заключающийся в прогностической и направляющей функции версии (гипотезы). Требование максимально возможного количества версий исходит из того, что игнорирование любой, даже кажущейся на данной стадии маловероятной возможности способно привести к утере необходимой доказательной базы, когда эта гипотеза вдруг станет доминирующей. Экспертные версии могут быть общими, частными и рабочими [Аверьянова Т. В. и др., 1997]. Общая версия — это предположение о существе ответа на поставленный перед экспертом вопрос, т.е. о решении основной (конечной) задачи экспертизы. Частные экспертные версии — предположения о сопутствующих обстоятельствах, существенных для решения конечной задачи экспертизы. Эти обстоятельства имеют вспомогательный характер, но выяснение их необходимо для решения основной задачи. 6. Определение плана экспертного исследования. Эта задача теснейшим образом примыкает к предыдущей, в определенном смысле являясь ее частью, поскольку связана с выработкой рабочих версий. Они касаются отдельных моментов исследования, использования тех или иных приемов, технических средств и т.д. Так, по некоторым исходным данным эксперт способен представить возможный результат того или иного обследования (психологического, нейрофизиологического 92 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии и др.), подкрепляющего возникшую у него диагностическую гипотезу. Это позволяет ему сформулировать конкретные задачи перед консультантами (неврологом, психологом и другими специалистами), определить необходимость в инструментальных методах обследования. К примеру, при направлении подэкспертного на экспериментально-психологическое исследование (ЭПИ) в ходе проведения даже однородной СПЭ психиатр должен четко осознавать диагностические и экспертные задачи, которые он хочет при этом решить. Поэтому, прежде чем принимать решение о проведении ЭПИ, он должен ознакомиться с наиболее важными материалами дела и сформулировать первичные диагностические гипотезы. Результаты ЭПИ должны давать врачу новую информацию о подэкспертном и помогать в выборе адекватной диагностической гипотезы и формировании экспертной оценки. Проведение психологического исследования необходимо при возникновении сложностей дифференциальной диагностики, определении степени интеллектуального и личностного снижения, а также выявления присущих субъекту индивидуально-психологических особенностей. В ряде случаев проведение ЭПИ представляется избыточным. Это относится к больным, находящимся в остром психотическом состоянии, вследствие которого они слабо или вовсе не доступны продуктивному контакту; с выраженным психическим дефектом с подтвержденным ранее диагнозом, не представляющим диагностических и экспертных сложностей. Для правильной постановки задач психиатр должен ориентироваться в понятийном аппарате медицинского психолога, уметь за описанием того или иного патопсихологического симптомокомплекса нарушений увидеть диагностически значимые корреляты. Кроме того, психиатр не должен ожидать, что психологическое исследование в каждом случае сможет разрешить все имеющиеся у него сомнения. Так, не все больные шизофренией обязательно проявляют описанные в литературе классические нарушения, а симулирующие психическое расстройство подэксперт-ные придерживаются той же тактики, что с психиатром, и при выполнении патопсихологических методик. Поэтому психиатр должен понимать не только очевидные выводы психолога, но и правильно оценивать описанные поведенческие и другие феномены, опосредованно свидетельствующие в пользу одной из выдвинутых им гипотез. В таком случае использование специальных познаний психолога будет наиболее эффективным. Важным является изначальное согласование диагностического обследования с неврологом, что играет особую роль, например, при неврологической диагностике энцефалопатии, стадийная оценка которой базируется на совокупности как неврологических, так и психических нарушений; эпилепсии, без чего квалификация психических расстройств как наступивших вследствие эпилепсии будет создавать внутреннюю противоречивость диагностической позиции. Часто возникает ситуация, в которой результаты и соматического обследования приобретают важное диагностическое значение, влияющее на экспертные выводы, что требует своевременного, на ранних этапах исследования, согласованного взаимодействия эксперта и консультанта-интерниста. Глава 4. Экспертное судебно-психиатрическое исследование Так, Н., педиатр, обратилась с иском к психоневрологическому и кожно-венерологическому диспансерам о взыскании компенсации морального ущерба. В возрасте 67 лет с сохраняющимися на протяжении 3 лет жалобами на зуд кожных покровов лица, поверхностей тела, высыпания обратилась к дерматологу. При объективном осмотре отмечалось, что процесс носит распространенный характер, высыпания локализовались на лице, туловище, верхних и нижних конечностях. Имелись геморрагические корочки, расчесы, атрофические рубцы, множественные гипопигментные пятна и участки от ожогов. Считала, что заразилась от своей собаки, у которой, якобы, были клещи в коже, лечилась самостоятельно раствором уксуса, эмульсией бензил-бензоата, прижигала кожу раствором «Крот», пинцетом выковыривала «клещей» из кожи и т.д. Опасаясь заражения детей в детском саду, где работала, назначала им с профилактической целью лечение бензил-бензоатом. После осмотра психиатром была госпитализирована в недобровольном порядке (в соответствии с п. «а» ст. 29 Закона «О психиатрической помощи...»). После выписки она обратилась в кожно-ве-нерологический НИИ, где на основании ее описания прежних жалоб был поставлен диагноз: гер-петиформный дерматит Дюринга. В последовавшем за этим исковом заявлении Н. указывала, что установление ей диагноза кожного заболевания «подтвердило правильность ее прежних доводов» и опровергло правомерность осуществленных в отношении нее недобровольных мер медицинского характера. В ходе СПЭ дерматологом с учетом анамнеза и результатов клинико-психопатологи-ческого исследования был поставлен диагноз: патомимия (самоповреждение кожных покровов вследствие психического расстройства). 7. Определение сложности экспертизы. Подобная оценка связана с рассмо Тем не менее характеристика экспертного исследования как сложного остается ведущей для преобразования экспертизы в комиссионную. Параметры сложности экспертизы могут быть разными, определяясь повторностью, количеством объектов исследования, клинической неопределенностью случая и т.д. 8. Обеспечение минимально достаточных материалов для проведения 94 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии Длительность данной стадии может быть до 3 дней при стационарной экспертизе. Аналитическая стадия 1. Общие принципы экспертного анализа. Аналитическая стадия заключается в мысленном или практическом расчленении признаков (свойств) объектов экспертизы, раздельном изучении каждого объекта, его свойств с учетом закономерностей, открытых наукой. Проводится с помощью комплекса методов, в частности инструментальных. Структура познавательной деятельности с точки зрения соотношения в ней творческого начала и стандартности в различных областях экспертных знаний неоднозначна и зависит от научного уровня разработанных методик и методов решения задач определенного класса, рода, вида. В исследовательском процессе судебного эксперта почти всегда присутствует эвристичность в обеих ее формах: «наведение на решение», когда эксперт выстраивает наиболее оптимальную систему версий без детальной проработки исходных данных, и «сокращение хода решения на отдельных его этапах», когда возможные действия и операции сводятся к минимуму. Эвристические подходы реализуются в опережающих решениях, которые в процессе исследования подтверждаются или опровергаются. Наиболее часто используемыми мыслительными операциями, приводящими к интуитивным, опережающим решениям, являются аналогия, экстраполяция, мысленное моделирование. Между тем «методика, полностью построенная на эвристиках, это, скорее всего, — отсутствие методики, существующей априори, и попытка эксперта ее сконструировать уже в процессе решения конкретной задачи» [Аверьянова Т. В. и др., 1997]. Не случайно строжайшей регламентации подвергается не только процедура экспертного исследования, но и оформление экспертного заключения, обязательно содержащего описательную часть, отражающую логику исследования, что должно дать суду возможность самостоятельно оценить аргументированность выводов. Среди законодательных требований к экспертному заключению — обязательное приведение не только выводов, вытекающих из синтетического обобщения результатов исследования, но и включение разделов, отражающих аналитический ход его проведения. Так, ст. 25 Закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» указывает, что в заключении эксперта в числе прочего должны быть отражены «содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам». С данным требованием перекликаются и нормы процессуального права — ст. 204 УПК и ст. 86 ГПК, в последней из которых говорится, что «заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования». Поэтому неизбежная эвристичность мышления эксперта должна оптимально сочетаться с другими свойствами мышления, обусловленными особенностями его профессиональной деятельности, к которым относятся: осознание своих действий, избирательность (выделение главного), оптимальная развернутость, критичность. Например, логическая развернутость, репродуктивный характер — обязательное качество методики экспертизы. Эксперт должен не только найти решение за- Глава 4. Экспертное судебно-психиатрическое исследование дачи, но и обосновать его. Решение должно быть верифицируемым, т.е. дающим возможность его проверки специалистами в случае необходимости (например, при проведении повторной экспертизы). Таким же верифицируемым и воспроизводимым должен быть и процесс экспертного исследования в целом. При этом важно, чтобы развернутость (степень детализации) была необходимой и достаточной для получения аргументов, на которых базируется решение задачи экспертизы. В аргументации не должно быть пробелов как при решении промежуточных, так и конечных задач. Если в процессе исследования, например при выделении клинических признаков, и допускались нарушения последовательности, «перескоки», пробелы, то в случае отсутствия необходимой для решения аргументации обязателен возврат к пропущенному компоненту методической схемы. Другим важным свойством мышления эксперта является критичность, заключающаяся в умении реально оценивать обобщения, факты, предположения, отыскивать ошибки и искажения, раскрывая причины их происхождения. Это умение разносторонне интерпретировать факты, экспертные ситуации, готовность подвергнуть сомнению значимость каждого из элементов. Проявление этого свойства — осторожность в выводах, учет как версий, так и контрверсий, что очень важно с самых первых шагов работы над конкретным материалом [Аверьянова Т. В. и др., 1997]. 2. Перекодировка и дешифровка информации, выраженной в предметной форме. Первым, и часто единственным (при заочной, посмертной экспертизе), объектом исследования являются материалы дела. Ф. С. Сафуанов (2003) справедливо усматривает в экспертном анализе дела разновидность герменевтического подхода, правомерно исходя из широкой психолингвистической трактовки текста не только как текста фиксированного, но и как определенных событий, обладающих сложной смысловой и знаковой структурой. Указывая на основные типы текстов — допускающие множественные проективные интерпретации, однозначные, не допускающие разного толкования, он относит материалы судебного дела к третьему типу — смешанному, самому емкому, в котором можно выделить и опорные точки, и некий смысловой контекст. Это диктует и этапы экспертного понимания текста, на первом из которых выделяются опорные точки, необходимые для дальнейшего экспертного исследования. Например, для эксперта-психолога такими опорными точками служат зафиксированные в деле данные о: а) особенностях психического развития подэкспертного; б) его устойчивых индивидуально-психологических особенностях; в) его актуальном психическом (эмоциональном) состоянии в юридически зна г) его структуре отражения и осознания юридически значимой ситуации и ре д) развитии самой ситуации; е) взаимодействии личности подэкспертного с ситуацией. Четыре последних элемента оценки являются обязательными и для эксперта-психиатра, поскольку отражают саму предметную суть экспертного исследования. Необходимо, однако, понимать, что сообщение о происшедшем событии (юридически значимой ситуации), отраженное в состоянии материального объекта — ве- 96 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии щественном доказательстве — содержится в закодированном виде. В связи с этим операции по изучению и преобразованию информации, в том числе экспертным путем, получили в экспертологии наименование перекодирования, декодирования, дешифровки сообщений. Информационный сигнал, выраженный в предметной форме (обстановка места происшествия, следы, схемы, допросы и т.д.), может при его выявлении и фиксации подвергаться неоднократному перекодированию, чаще всего без привлечения специальных познаний, что всегда должно учитываться судебным экспертом при оценке надежности представленной ему информации, определении характера и объема ее потери [Аверьянова Т. В. и др., 1997]. Поэтому одновременно эксперты вынуждены выделять лакуны, т.е. то, чего в тексте нет или что допускает неоднозначное толкование, поскольку эксперты чаще всего стоят перед задачей понимания фрагментов текста, либо не содержащих значимой для достижения цели экспертизы информации, либо требующих научной интерпретации. Лакуны в ходе экспертного анализа либо заполняются, либо компенсируются. Заполнение лакун осуществляется в ходе клинического интервью, наблюдения, с помощью запроса дополнительных материалов. Согласно ст. 57 УПК, эксперт вправе «ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения», а согласно ст. 85 ГПК — «просить суд о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования». Согласно «Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз...», если подобное ходатайство не удовлетворяется в течение 30 календарных дней, «экспертные вопросы решаются в той мере, в какой это позволяют имеющиеся в распоряжении эксперта (комиссии экспертов) объекты и материалы». Компенсация лакун — это перевод уже имеющихся данных дела на другой, психологический или психопатологический, язык [Сафуанов Ф. С, 2003]. Следует, однако, заметить, что сам по себе подобный перевод, или, иначе говоря, перекодирование информации в профессиональный терминологический язык, не всегда носит однозначный характер, часто подразумевая различную трактовку одних и тех же отраженных в материалах дела явлений. Материалы дела сохраняют высокую степень феноменологической неопр
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.123 (0.015 с.) |