Психиатрическая помощь и ее виды по российскому законодательству. Недобровольные психиатрические 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психиатрическая помощь и ее виды по российскому законодательству. Недобровольные психиатрические



Меры

О

дним из обязательных условий применения недобровольных психиатри­ческих мер (недобровольного освидетельствования и недобровольной го­спитализации психически больных, не совершивших общественно опасного деяния) выступает вынесение судебного решения. Судебные процедуры недобро­вольного психиатрического освидетельствования и недобровольной психиатриче­ской госпитализации регламентированы Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон), а также гл. 35 ГПК РФ (ст. 302-306). Последнее обстоятельство делает сам институт недобровольных психиатрических мер судебно-психиатрическим по своему юридическому содержа­нию, ибо решение об их применении принимается в конечном итоге судом в порядке гражданского судопроизводства.

Вместе с тем недобровольные психиатрические меры являются составной час­тью деятельности по оказанию психиатрической помощи лицам, страдающим пси­хическими расстройствами. Поэтому, прежде чем перейти к вопросам, касающимся недобровольного психиатрического освидетельствования и недобровольной пси­хиатрической госпитализации, необходимо хотя бы кратко остановиться на общих проблемах оказания психиатрической помощи.

Понятие психиатрической помощи и ее основные виды. Психиатрическая помощь включает в себя обследование психического здоровья граждан, диагнос­тику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами (ч. 1 ст. 1 Закона). Основания и порядок ее оказания установлены законодательством о здравоохранении1. Важ­нейших законодательный акт, регламентирующий данную сферу общественных отношений, — уже упомянутый Закон. Ряд вопросов, связанных с ее оказанием, регулируется общемедицинским законодательством, и прежде всего Основами за-

1 Его именуют также медицинским законодательством. Далее оба указанных термина будут употре­бляться как синонимы. Законодательные акты, посвященные исключительно вопросам психиатрии (на­пример, Закон о психиатрической помощи), будет именоваться психиатрическим законодательством.


Глава 12. Психиатрическая помощь и ее виды по Российскому законодательству 429

конодательства РФ об охране здоровья граждан. Оба законодательных документа действуют с 1993 г.

В 70-е гг. прошлого века законодательная регламентация психиатрического обе­
спечения граждан в нашей стране ограничивалась всего несколькими законодатель­
ными нормами. Закон РСФСР «О здравоохранении» от 1971 г. посвятил психиа­
трическим вопросам самостоятельную ст. 56 («Лечение психически больных»). В ч. 1
этой статьи говорилось, что психически больные подлежат обязательному и постоян­
ному диспансерному наблюдению и лечению. Ч. 2 ст. 56 предоставляла медицинским
учреждениям право госпитализировать психически больного при наличии явной опас­
ности его действий для себя или окружающих без согласия его самого, его супруга,
родственников, опекуна или попечителя. Госпитализация проводилась в неотложном
порядке без предварительного либо последующего рассмотрения связанных с нею
вопросов судом, прокурором или каким-либо иным немедицинским органом государ­
ственной власти. Ч. 3 ст. 56 обязывала сотрудников милиции оказывать содействие
органам и учреждениям здравоохранения в осуществлении неотложной психиатриче­
ской госпитализации.

Таким образом, в тот период основными принципами оказания психиатрической помощи были ее обязательность (постоянное диспансерное наблюдение и лечение психически больных) и недобровольность (безотлагательная принудительная госпи­тализация тех из них, чье поведение опасно для себя или окружающих). В результате предмет законодательного регулирования оказывался слишком узким и ограниченным. Ведь и тогда отечественным психиатрам приходилось иметь дело с пациентами, кото­рые страдали психическими расстройствами, но по своему психическому состоянию не нуждались ни в постоянном психиатрическом наблюдении, ни в помещении в стацио­нар. Психиатрическая помощь такому контингенту психиатрических пациентов оказы­валась на добровольной основе. Однако в Законе РСФСР «О здравоохранении» об этих лицах не говорилось ничего. В результате создавалось обманчивое впечатление, будто в советской психиатрии принцип добровольности вообще отсутствовал. А вот что действительно отсутствовало — так это надлежащие юридические процедуры неотложной психиатрической госпитализации, призванные обеспечить ее объектив­ность и независимость от органов и учреждений, осуществляющих госпитализацию. К примеру, пациент не мог даже обжаловать в суде ее неправомерность — подобные жалобы должны были подаваться лишь в орган здравоохранения по подчиненности психиатрического учреждения. Такое положение дел не соответствовало междуна­родным стандартам защиты прав человека. Законодательное регулирование психи­атрического обеспечения граждан требовало более детальной проработки, причем в специально посвященном этим вопросам законодательном документе (в особом «психиатрическом» законе).

В советский период первым таким документом явилось «Положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи» (далее — Положение). Сначала оно было принято Указом Президиума Верховного Совета СССР и введено в действие с 01.03.1988 г. Затем его утвердили на очередной сессии Верховного Совета СССР, и Положение стало законодательным актом.



Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии


Положение определяло основные виды психиатрической помощи (первичное освидетельствование, амбулаторная помощь, стационарная помощь), причем соот­ветствующие нормы начинались с указания на их добровольность. Случаи применения принудительных психиатрических мер оговаривались особо. Провозглашался принцип независимости психиатра при осуществлении им профессиональной деятельности.

Положение гарантировало лицам с психическими расстройствами ряд прав, вклю­чая социальную и правовую помощь, судебную защиту, прокурорский надзор, помощь адвоката. Однако вместе с тем многие его нормы оказывались в значительной мере декларативными и носили половинчатый характер. Так, жалобы на действия психиа­тров по-прежнему должны были подаваться в органы здравоохранения по подчинен­ности психиатрического учреждения. Его решения можно было обжаловать главному психиатру соответствующей территории, и только решения самого главного психиатра гражданин был вправе обжаловать в суд. Такой оказывалась на деле провозглашенная Положением судебная защита прав лиц с психическими расстройствами.

Первым российским психиатрическим законом, нормы которого полностью со­ответствовали международным стандартам1, стал Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», действующий с 01.01.1993 г. по настоящее время. За годы его действия в него вносились некоторые изменения, не затронувшие, однако, его концептуальной основы и наиболее принципиальных основополагающих положений2.

Закон базируется на двух концептуальных идеях. Первая из них — антидискри­минационная. Смысл ее в том, что по общему правилу психиатрическая помощь лицам с психическими расстройствами оказывается в условиях, принципиально не отличающихся от условий, в которых оказывается помощь пациентам, страдающим соматическими заболеваниями. К такого рода условиям относятся добровольность обращения за психиатрической помощью, согласие на лечение и др. Эти положения нового Закона знаменовали собой отход от прежних законодательных принципов обязательности и недобровольности в психиатрии, о которых говорилось выше и которые фактически носили дискриминационный характер по отношению к лицам с психиатрическими расстройствами (в сравнении с «соматическими» паци­ентами).

Вторая концептуальная идея, положенная в основу Закона, по своему содер­жанию противоположна первой и исходит из специфики психических расстройств

1 В числе международно-правовых документов в сфере оказания психиатрической помощи следует
упомянуть: 1. Принципы защиты лиц с психическими заболеваниями и улучшения психиатрической
помощи. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 12 февраля 1992 г. по докладу Третьего комитета
(А/46/721). Резолюция 46/119. 2. Рекомендация (2004) 10 Комитета министров Совета Европы, касаю­
щаяся защиты прав человека и достоинства лиц с психическими расстройствами, от 22 сентября 2004 г.
3. Постановление Европейского суда по правам человека от 28 октября 2003 г. по делу «Ракевич против
России» (Вторая Секция; жалоба № 58973/00).

2 Подробнее об истории законодательного регулирования психиатрической помощи в России см.:
Дмитриева Т. Б. Альянс права и милосердия. О проблеме защиты прав человека в психиатрии. — М,
2001. С. 66-150.


Глава 12. Психиатрическая помощь и ее виды по Российскому законодательству 431

по сравнению с другими (соматическими) болезнями. При этом речь идет о такой специфике, которая имеет существенное юридическое значение и заслуживает отра­жения в законе; названная специфика законодательно значима. Отмеченное условие существенно, ибо если его не придерживаться, то едва ли не каждая болезнь, характе­ризующаяся клиническим своеобразием (например, отдельные нозологические формы заболеваний), могла бы претендовать на самостоятельный законодательный документ, что, конечно же, неприемлемо.

Законодательно релевантным в специфике психических расстройств является то, что в своих наиболее тяжелых формах и проявлениях они не позволяют стра­дающему ими лицу адекватно воспринимать окружающее и осознанно руководить своими поступками. Говоря традиционным юридическим языком, тяжелые (глубо­кие) психические расстройства лишают больного способности к свободному волеизъявлению и, как следствие, способности самостоятельно принимать юридически значимые решения и совершать юридические действия. Это дает легальные основания для принятия указанных решений (например, при необходимости психиатрического освидетельствования или помещения в психиатрический стационар) независимо от воли и желания больного, т.е. в недобровольном порядке. Принципи­альная новелла Закона заключается в том, что с его принятием недобровольность стала рассматриваться скорее как исключение из более общего принципа — принципа добровольности обращения к психиатру, тогда как медицинское законодательство 1970-х гг., по сути, возводило недобровольность в ранг основного принципа отечест­венной психиатрии. В итоге действующее психиатрическое законодательство стало более адекватным реальности, ибо на практике большинство психиатрических мер применяется все же на добровольных началах.

В Законе провозглашено, что названная помощь гарантируется государством и осуществляется на основании принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека (ст. 1). Принцип добровольности закреплен в ст. 4 Закона. В ст. 5 при­веден перечень основных прав лиц с психическими расстройствами, а также введен запрет на ограничение прав и свобод указанных лиц только на основании психи­атрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением или в психиатрическом стационаре. Согласно нормам этой статьи, лица с психическими расстройствами имеют право на:

• уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;

• получение информации о своих правах, о характере психического расстрой­ства и применяемых методах лечения (информация должна предоставляться в форме, доступной для пациента, и с учетом его психического состояния);

• психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях (принцип наименее ограничительной альтернативы), желательно по месту житель­ства;

• содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необхо­димого для обследования и лечения;

• все виды лечения по медицинским показаниям;



Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии


оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

• предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в каче­стве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследо­ваний или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки;

• приглашение по их (пациентов) требованию любого специалиста, участвую­щего в оказании психиатрической помощи1, с согласия последнего для рабо­ты во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым Законом;

• помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, уста­новленном законом.

Упомянутый в перечне прав пациента принцип наименее ограничительной аль­тернативы заключается в том, что при выборе вида психиатрической помощи боль­ному следует предлагать тот, что сопряжен с наименьшим числом ограничений и стеснений. Пациенту не стоит предлагать госпитализацию, если его можно лечить в амбулаторных условиях; в период пребывания в стационаре следует избирать мини­мально необходимый (по степени строгости) вид психиатрического надзора и т.п.

Согласно ст. 6 Закона, признание гражданина непригодным вследствие психи­ческого расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятель­ности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (напри­мер, вождение автомобиля), допускается лишь временно, на срок не более 5 лет, с правом последующего переосвидетельствования. Решение об ограничении должно приниматься врачебной комиссией на основании оценки состояния психического здоровья гражданина и в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний. Перечень утверждается Правительством РФ и подлежит периодическому (не реже одного раза в 5 лет) пересмотру.

Ст. 8 Закона запрещает требовать от граждан сведений о состоянии психическо­го здоровья, за исключением случаев, прямо установленных законами Российской Федерации. Диагноз психического расстройства ставится в соответствии с обще­признанными международными стандартами и не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, по­литическими или религиозными ценностями (ч. 1 ст. 10 Закона). Для диагностики и лечения применяются медицинские средства и методы, разрешенные в порядке, который предусмотрен законодательством о здравоохранении (ч. 2 ст. 10 Закона). Медицинские средства и методы применяются только в диагностических и лечеб­ных целях в соответствии с характером болезненных расстройств и не должны ис­пользоваться для наказания лица, страдающего психическим расстройством, или в интересах других лиц (ч. 3 ст. 10 Закона).

В области лечения лиц с психическими расстройствами нашел свое отражение принцип информированного согласия. Согласие пациента на лечение должно быть

1 Слова «любого специалиста» означают, что пациент вправе приглашать не только врача-психиатра, но и другого специалиста, компетентного в тех или иных вопросах оказания психиатрической помощи, например медицинского психолога. Каждый специалист действует в пределах своей профессиональной компетенции. Лицам, имеющим право на оказание психиатрической помощи, а также предъявляемым к ним профессиональным требованиям, посвящена ст. 19 Закона.


Глава 12. Психиатрическая помощь и ее виды по Российскому законодательству 433

письменным. Однако перед этим врач должен предоставить больному «в доступной для него форме и с учетом его психического состояния информацию о его психиче­ском расстройстве, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побоч­ных эффектах и ожидаемых результатах. О предоставленной информации делается запись в медицинской документации» (ч. 2 ст. 11 Закона). Согласие на лечение не­совершеннолетних до 15 лет и лиц, признанных судом недееспособными, дают их законные представители после сообщения им перечисленных выше сведений (ч. 3 ст. 11 Закона). Законом предусмотрена также возможность отказа пациента или его законного представителя от предлагаемого или назначенного лечения, кроме случаев недобровольной госпитализации или применения в порядке уголовного судопроизводства принудительных мер медицинского характера (ст. 11 и 12).

В ст. 16 Закона говорится о видах психиатрической помощи и социальной под­держки, которые гарантируются государством лицам с психическими расстройства­ми, а в ст. 17 — о финансовом обеспечении этой помощи.

Самостоятельный раздел Закона (разд. III ст. 18-22) посвящен учреждениям и лицам, оказывающим психиатрическую помощь. Ее вправе оказывать государствен­ные и негосударственные психиатрические (психоневрологические) учреждения, а также частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие соответствующие лицен­зии. Виды психиатрической помощи, которые оказываются перечисленными субъ­ектами, должны быть указаны в уставных документах; информация о них (о видах помощи) должна быть доступна посетителям (ст. 18 Закона).

К исключительной компетенции врача-психиатра либо комиссии врачей-психи­атров Законом отнесены установление диагноза психического заболевания и при­нятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо дача заключения для рассмотрения данного вопроса иным уполномоченным на это субъектом. Заключение врачей другой специальности о состоянии психического здоровья пациента может иметь лишь предварительный характер и не является основанием для решения вопроса об ограничении его прав, а также предоставле­нии ему льгот, предусмотренных законом для лиц с психическими расстройствами (ст. 20 Закона).

Законодательно закреплен принцип независимости психиатра. Согласно ст. 21 Закона, при оказании психиатрической помощи врач-психиатр независим в своих решениях и руководствуется только медицинскими показаниями, врачебным дол­гом и законом. Психиатр, мнение которого не совпадает с решением врачебной ко­миссии, вправе дать свое заключение, приобщаемое к медицинской документации.

Закон о психиатрической помощи не предусмотрел принципиально новых ее ви­дов в сравнении с Положением от 1988 г., но гарантии прав граждан при их осущест­влении были существенно упрочены. Основными видами этой помощи (разд. IV Закона) являются: психиатрическое освидетельствование, амбулаторная психиа­трическая помощь, психиатрическая госпитализация. Каждый из перечисленных видов может осуществляться как в добровольном, так и недобровольном порядке (недобровольный порядок их осуществления будет рассмотрен в следующем раз­деле данной главы).


434 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии

Психиатрическое освидетельствование проводится для определения, страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи (ч. 1 ст. 23 Закона). По общему правилу освидетельствование осуществляется по просьбе или с согласия об­следуемого, а в отношении несовершеннолетних до 15 лет и лиц, признанных судом недееспособными, — по просьбе или с согласия их законных представителей.

В качестве законных представителей несовершеннолетних могут выступать их родители, а также усыновители, попечители и опекуны. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд (ч. 2 ст. 23 Закона).

Законными представителями лиц, признанных судом недееспособными1, явля­ются их опекуны. Если лицо, нуждающееся в опеке, по какой-то причине не имеет опекуна, то исполнение обязанностей последнего временно возлагается на орган опеки и попечительства (ч. 1 ст. 35 ГК).

Согласно ч. 4 ст. 35 ГК, опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие вос­питательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и иные анало­гичные учреждения, являются эти учреждения. Однако при госпитализации лица в психиатрический стационар последний не вправе выступать в качестве опекуна по отношению к госпитализированному по вопросам оказания ему психиатрической помощи. Стационар не может исполнять одновременно две несовместимые функ­ции — учреждения, оказывающего пациенту психиатрическую помощь, и законного представителя этого пациента по вопросам, связанным с ее оказанием.

Важным юридическим и этическим правилом проведения освидетельствования является то, что проводящий его врач обязан представиться обследуемому и его законному представителю как психиатр (ч. 3 ст. 23 Закона). Иными словами, обсле­дуемый и его законный представитель должны знать, что врач-психиатр проводит именно психиатрическое освидетельствование, причем сообщить им об этом обязан сам психиатр. Проведение психиатрического освидетельствования под видом дру­гого действия (просто беседы, обследования, которое якобы проводит врач другой специальности, и пр.) недопустимо. Исключения из этого общего правила будут рассмотрены в следующем разделе главы.

Данные психиатрического освидетельствования и заключение о состоянии пси­хического здоровья обследуемого фиксируются в медицинской документации, в которой указываются также причины обращения к врачу-психиатру и медицинские рекомендации (ч. 6 ст. 23 Закона).

В случае установления в ходе освидетельствования наличия у лица психическо­го расстройства такому лицу может оказываться психиатрическая помощь.

1 Здесь и далее имеются в виду лица, признанные судом недееспособными на основании ст. 29 ГК.


Глава 12. Психиатрическая помощь и ее виды по Российскому законодательству 435

Амбулаторная психиатрическая помощь в зависимости от медицинских по­казаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения (ч. 1 ст. 26 Закона).

Консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром при само­стоятельном обращении пациента (по его просьбе или с его согласия), а в отноше­нии несовершеннолетнего до 15 лет — по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя (ч. 2 ст. 26 Закона). Реализуется этот вид помощи преимущественно путем периодических осмотров пациента врачом-психиатром, который назначает показанные по состоянию здоровья больного лечебные и иные медицинские процедуры.

Диспансерное наблюдение устанавливается независимо от согласия больного или его законного представителя в случаях, когда больной страдает хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряю­щимися болезненными проявлениями. Данный вид амбулаторной психиатрической помощи заключается в наблюдении за состоянием психического здоровья пациента путем регулярных психиатрических осмотров и оказания ему необходимой меди­цинской и социальной помощи (ч. 3 ст. 26 и ст. 27 Закона). Иными словами, диспан­серное наблюдение устанавливается за лицами с тяжелыми (глубокими по степени поражения психических функций) и длительными психическими расстройствами. Такие больные не в состоянии адекватно воспринимать окружающее и понимать значение своих действий, вследствие чего они лишены свободы волеизъявления и возможности самостоятельно совершать юридически релевантные действия. В слу­чае необходимости психиатрическое освидетельствование больного, состоящего под диспансерным наблюдением, может проводиться без его собственного согласия (ч. 5 ст. 23 Закона). Не требуется для этого и согласия законного представителя больного. Следовательно, диспансерное наблюдение можно отнести к категории недобровольных психиатрических мер, хотя и не требующих для своего применения решения суда (в судебном порядке можно лишь обжаловать обоснованность уста­новления диспансерного наблюдения).

Само решение о его установлении или прекращении принимается комиссией психиатров, которая назначается администрацией психиатрического учреждения либо органом здравоохранения (ч. 2 ст. 27 Закона). Диспансерное наблюдение пре­кращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психиче­ского состояния пациента. Однако оно может быть установлено вновь и в том же порядке, если впоследствии состояние здоровья больного ухудшится настолько, что оно опять станет соответствовать признакам тяжелого психического расстройства, содержащимся в ч. 1 ст. 27 Закона.

Иногда диспансерное психиатрическое наблюдение отождествляют с амбулатор­ной психиатрической помощью в целом, что является ошибкой. Видимо, это связано с тем, что в некоторых медицинских контекстах слова «диспансерный» и «амбула­торный» употребляются как синонимы. Однако в данном случае соотношение рас­сматриваемых понятий иное: амбулаторная психиатрическая помощь (как родовое понятие) имеет два самостоятельных вида — консультативно-врачебную помощь и диспансерное наблюдение.



Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии


Стационарная психиатрическая помощь состоит в помещении лица в психи­атрический стационар (психиатрическое учреждение или отделение, предназна­ченное для круглосуточного пребывания пациентов) с целью проведения в ста­ционарных условиях обследования или лечения (ч. 1 ст. 28 Закона). Помещение в психиатрический стационар возможно также для проведения стационарной экс­пертизы. Основания и порядок психиатрических экспертиз (в зависимости от их вида) установлены соответствующими законодательными актами: процессуальное законодательство (судебная экспертиза), законодательство о военной службе (во­енно-врачебная экспертиза) и пр.

В случаях, когда стационарная психиатрическая помощь оказывается в добро­вольном порядке, необходимо письменное согласие на госпитализацию. Его дает либо сам пациент, либо его законный представитель (если пациент не достиг 15 лет или был признан судом недееспособным).

Закон о психиатрической помощи подробно регламентирует права пациентов, помещенных в психиатрический стационар, а также обязанности администрации и медицинского персонала стационара (ст. 37 и 39). В частности, пациенту должны быть разъяснены на языке, которым он владеет, основания и цели госпитализации, его права и установленные в стационаре правила, о чем делается запись в медицин­ской документации (ч. 1 ст. 37 Закона). Кроме того, на основании ч. 2 ст. 37 Закона все помещенные в психиатрический стационар лица вправе:

• обращаться непосредственно к главному врачу или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из психиатрического стациона­ра и соблюдения прав пациента;

• подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и ис­полнительной власти, прокурору, в суд и адвокату;

• встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине;

• исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозные атрибутику и литературу;

• выписывать газеты и журналы;

• получать образование по программе общеобразовательной школы или спе­циальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития, если пациент не достиг 18 лет;

• получать наравне с другими гражданами вознаграждение за труд в соответ­ствии с его количеством и качеством, если пациент участвует в производи­тельном труде.

Ч. 3 ст. 37 Закона предусматривает также ряд других прав, которые, в отличие от перечисленных, «могут быть ограничены по рекомендации лечащего врача заве­дующим отделением или главным врачом в интересах здоровья или безопасности пациентов, а также в интересах здоровья или безопасности других лиц». Это сле­дующие права:

• вести переписку без цензуры;

• получать и отправлять посылки, бандероли и денежные переводы;

• пользоваться телефоном;


Глава 12. Психиатрическая помощь и ее виды по Российскому законодательству 437

• принимать посетителей;

• иметь и приобретать предметы первой необходимости, пользоваться соб­ственной одеждой.

При этом платные услуги (индивидуальная подписка на газеты и журналы, услуги связи и т.д.) осуществляются за счет пациента (ч. 4 ст. 37 Закона).

В ст. 39 Закона перечисляются основные обязанности администрации и меди­цинского персонала психиатрического стационара, в том числе:

• обеспечивать пациентов необходимой медицинской помощью;

• предоставлять возможность ознакомления с текстом Закона, правилами внутреннего распорядка данного стационара, адресами и телефонами госу­дарственных и общественных органов, организаций и должностных лиц, к которым можно обратиться в случае нарушения прав пациентов;

• обеспечивать условия для переписки, направления жалоб и заявлений паци­ентов в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату;

• в течение 24 часов с момента поступления пациента в стационар в недобро­вольном порядке принимать меры по оповещению его родственников, за­конного представителя или иного лица по его указанию;

• информировать родственников или законного представителя пациента, а так­же иное лицо по указанию пациента об изменениях состояния его здоровья и чрезвычайных происшествиях, которые с ним произошли;

• обеспечивать безопасность находящихся в стационаре лиц, контролировать содержание посылок и передач;

• выполнять функции законного представителя в отношении больных, при­знанных недееспособными, но не имеющих такого представителя1;

• устанавливать и разъяснять верующим пациентам правила, которые должны в интересах других пациентов данного стационара соблюдаться при исполнении религиозных обрядов, и порядок приглашения священнослужителя, содей­ствовать в осуществлении права на свободу совести верующих и атеистов;

• выполнять иные обязанности, установленные Законом.

Ст. 40 Закона регламентирует вопросы выписки. Пациент психиатрического ста­ционара подлежит выписке из него в случае выздоровления или такого улучшения психического состояния, при котором стационарное лечение больше не требуется, а также в случае завершения стационарного обследования или экспертизы. Выписка лица, госпитализированного в недобровольном порядке, производится по заключе­нию комиссии психиатров или по постановлению судьи об отказе в продлении такой госпитализации. Лицо, к которому применены принудительные меры медицинского характера, выписываются только по решению суда.

Выписка пациента, добровольно находящегося в стационаре, производится по его личному заявлению, заявлению его законного представителя или по решению

1 С теми ограничениями, о которых уже говорилось: стационар не может выполнять функции за­конного представителя пациента в отношении вопросов оказания ему психиатрической помощи в данном стационаре.


438 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии

лечащего врача. Пациент (его законный представитель) вправе обратиться за вы­пиской в любое время, независимо от каких-либо условий (например, вопреки до­стигнутой ранее договоренности между врачами и пациентом о том, что тот проведет в стационаре определенное время). Однако из этого правила имеется одно исклю­чение: добровольно госпитализированному лицу может быть отказано в выписке, если комиссией психиатров будут установлены основания для недобровольной госпитализации. Такой больной может быть оставлен в стационаре при условии, что будут соблюдены процедурные условия недобровольной госпитализации, о ко­торых пойдет речь в следующем разделе данной главы. В подобных случаях говорят о переводе больного, помещенного в стационар в добровольном порядке, в статус недобровольно госпитализированного пациента.

Ст. 41-43 Закона посвящены основаниям и порядку помещения лиц с психи­ческими расстройствами в психоневрологические учреждения для социального обе­спечения и в психоневрологические учреждения для специального обучения. Указан­ные учреждения выполняют несколько иные функции по сравнению с функциями лечебно-профилактических психиатрических учреждений (больниц и диспансеров). Речь идет о двух функциях: 1) функция социального обеспечения (социального при­зрения) психически больных, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянно уходе и наблюдении; 2) функция обучения по специальной образовательной программе несовершеннолетних с умственной отсталостью и иными психическими расстрой­ствами. Такого рода учреждения стационарного типа могут иметь разные наимено­вания: дома-интернаты, пансионаты, вспомогательные школы и пр. Их деятельность помимо психиатрического регулируется также законодательством о социальном обслуживании инвалидов и об образовании и трудовом обучении1.

Законом о психиатрической помощи регламентированы процедуры помеще­ния в названные учреждения, некоторые вопросы, связанные с пребыванием (про­живанием) в них, а также перевод и выписка (этим двум вопросам посвящена ст. 44).

В разд. V Закона говорится о прокурорском надзоре (ст. 45) и контроле обще­ственных объединений (ст. 46) за деятельностью по ее оказанию. Общественные объединения врачей-психиатров и иные общественные объединения могут осущест­влять контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан (по просьбе или с согласия последних) при оказании им психиатрической помощи. Право на такую деятельность, включая право посещения психиатрических и психоневрологических учреждений, предоставляется общественному объединению лишь при условии, что указанная деятельность отражена в его уставных документах.

Последний раздел Закона (разд. VI ст. 47-50) именуется «Обжалование дей­ствий по оказанию психиатрической помощи». Согласно ч. 1 ст. 47, «действия ме­дицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и

1 См. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (с последующими изменениями); Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 (с последующими изменениями).


Глава 12. Психиатрическая помощь и ее виды по Российскому законодательству 439

образования, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граж­дан при оказании им психиатрической помощи, могут быть обжалованы по выбору лица, приносящего жалобу, непосредственно в суд, а также в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу1) или прокурору». Жалоба может быть пода­на лицом, чьи права и законные интересы нарушены, его представителем, а также организацией, которой законом или ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан (ч. 2 ст. 47 Закона).

Как уже отмечалось, при оказании психиатрической помощи надлежит руко­водствоваться не только психиатрическим, но и общемедицинским законодатель­ством. В качестве примера можно привести регламентацию вопросов, связанных с врачебной тайной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.082 с.)