Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психиатрическая помощь и ее виды по российскому законодательству. Недобровольные психиатрическиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Меры
дним из обязательных условий применения недобровольных психиатрических мер (недобровольного освидетельствования и недобровольной госпитализации психически больных, не совершивших общественно опасного деяния) выступает вынесение судебного решения. Судебные процедуры недобровольного психиатрического освидетельствования и недобровольной психиатрической госпитализации регламентированы Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон), а также гл. 35 ГПК РФ (ст. 302-306). Последнее обстоятельство делает сам институт недобровольных психиатрических мер судебно-психиатрическим по своему юридическому содержанию, ибо решение об их применении принимается в конечном итоге судом в порядке гражданского судопроизводства. Вместе с тем недобровольные психиатрические меры являются составной частью деятельности по оказанию психиатрической помощи лицам, страдающим психическими расстройствами. Поэтому, прежде чем перейти к вопросам, касающимся недобровольного психиатрического освидетельствования и недобровольной психиатрической госпитализации, необходимо хотя бы кратко остановиться на общих проблемах оказания психиатрической помощи. Понятие психиатрической помощи и ее основные виды. Психиатрическая помощь включает в себя обследование психического здоровья граждан, диагностику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами (ч. 1 ст. 1 Закона). Основания и порядок ее оказания установлены законодательством о здравоохранении1. Важнейших законодательный акт, регламентирующий данную сферу общественных отношений, — уже упомянутый Закон. Ряд вопросов, связанных с ее оказанием, регулируется общемедицинским законодательством, и прежде всего Основами за- 1 Его именуют также медицинским законодательством. Далее оба указанных термина будут употребляться как синонимы. Законодательные акты, посвященные исключительно вопросам психиатрии (например, Закон о психиатрической помощи), будет именоваться психиатрическим законодательством. Глава 12. Психиатрическая помощь и ее виды по Российскому законодательству 429 конодательства РФ об охране здоровья граждан. Оба законодательных документа действуют с 1993 г. В 70-е гг. прошлого века законодательная регламентация психиатрического обе Таким образом, в тот период основными принципами оказания психиатрической помощи были ее обязательность (постоянное диспансерное наблюдение и лечение психически больных) и недобровольность (безотлагательная принудительная госпитализация тех из них, чье поведение опасно для себя или окружающих). В результате предмет законодательного регулирования оказывался слишком узким и ограниченным. Ведь и тогда отечественным психиатрам приходилось иметь дело с пациентами, которые страдали психическими расстройствами, но по своему психическому состоянию не нуждались ни в постоянном психиатрическом наблюдении, ни в помещении в стационар. Психиатрическая помощь такому контингенту психиатрических пациентов оказывалась на добровольной основе. Однако в Законе РСФСР «О здравоохранении» об этих лицах не говорилось ничего. В результате создавалось обманчивое впечатление, будто в советской психиатрии принцип добровольности вообще отсутствовал. А вот что действительно отсутствовало — так это надлежащие юридические процедуры неотложной психиатрической госпитализации, призванные обеспечить ее объективность и независимость от органов и учреждений, осуществляющих госпитализацию. К примеру, пациент не мог даже обжаловать в суде ее неправомерность — подобные жалобы должны были подаваться лишь в орган здравоохранения по подчиненности психиатрического учреждения. Такое положение дел не соответствовало международным стандартам защиты прав человека. Законодательное регулирование психиатрического обеспечения граждан требовало более детальной проработки, причем в специально посвященном этим вопросам законодательном документе (в особом «психиатрическом» законе). В советский период первым таким документом явилось «Положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи» (далее — Положение). Сначала оно было принято Указом Президиума Верховного Совета СССР и введено в действие с 01.03.1988 г. Затем его утвердили на очередной сессии Верховного Совета СССР, и Положение стало законодательным актом. Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии Положение определяло основные виды психиатрической помощи (первичное освидетельствование, амбулаторная помощь, стационарная помощь), причем соответствующие нормы начинались с указания на их добровольность. Случаи применения принудительных психиатрических мер оговаривались особо. Провозглашался принцип независимости психиатра при осуществлении им профессиональной деятельности. Положение гарантировало лицам с психическими расстройствами ряд прав, включая социальную и правовую помощь, судебную защиту, прокурорский надзор, помощь адвоката. Однако вместе с тем многие его нормы оказывались в значительной мере декларативными и носили половинчатый характер. Так, жалобы на действия психиатров по-прежнему должны были подаваться в органы здравоохранения по подчиненности психиатрического учреждения. Его решения можно было обжаловать главному психиатру соответствующей территории, и только решения самого главного психиатра гражданин был вправе обжаловать в суд. Такой оказывалась на деле провозглашенная Положением судебная защита прав лиц с психическими расстройствами. Первым российским психиатрическим законом, нормы которого полностью соответствовали международным стандартам1, стал Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», действующий с 01.01.1993 г. по настоящее время. За годы его действия в него вносились некоторые изменения, не затронувшие, однако, его концептуальной основы и наиболее принципиальных основополагающих положений2. Закон базируется на двух концептуальных идеях. Первая из них — антидискриминационная. Смысл ее в том, что по общему правилу психиатрическая помощь лицам с психическими расстройствами оказывается в условиях, принципиально не отличающихся от условий, в которых оказывается помощь пациентам, страдающим соматическими заболеваниями. К такого рода условиям относятся добровольность обращения за психиатрической помощью, согласие на лечение и др. Эти положения нового Закона знаменовали собой отход от прежних законодательных принципов обязательности и недобровольности в психиатрии, о которых говорилось выше и которые фактически носили дискриминационный характер по отношению к лицам с психиатрическими расстройствами (в сравнении с «соматическими» пациентами). Вторая концептуальная идея, положенная в основу Закона, по своему содержанию противоположна первой и исходит из специфики психических расстройств 1 В числе международно-правовых документов в сфере оказания психиатрической помощи следует 2 Подробнее об истории законодательного регулирования психиатрической помощи в России см.: Глава 12. Психиатрическая помощь и ее виды по Российскому законодательству 431 по сравнению с другими (соматическими) болезнями. При этом речь идет о такой специфике, которая имеет существенное юридическое значение и заслуживает отражения в законе; названная специфика законодательно значима. Отмеченное условие существенно, ибо если его не придерживаться, то едва ли не каждая болезнь, характеризующаяся клиническим своеобразием (например, отдельные нозологические формы заболеваний), могла бы претендовать на самостоятельный законодательный документ, что, конечно же, неприемлемо. Законодательно релевантным в специфике психических расстройств является то, что в своих наиболее тяжелых формах и проявлениях они не позволяют страдающему ими лицу адекватно воспринимать окружающее и осознанно руководить своими поступками. Говоря традиционным юридическим языком, тяжелые (глубокие) психические расстройства лишают больного способности к свободному волеизъявлению и, как следствие, способности самостоятельно принимать юридически значимые решения и совершать юридические действия. Это дает легальные основания для принятия указанных решений (например, при необходимости психиатрического освидетельствования или помещения в психиатрический стационар) независимо от воли и желания больного, т.е. в недобровольном порядке. Принципиальная новелла Закона заключается в том, что с его принятием недобровольность стала рассматриваться скорее как исключение из более общего принципа — принципа добровольности обращения к психиатру, тогда как медицинское законодательство 1970-х гг., по сути, возводило недобровольность в ранг основного принципа отечественной психиатрии. В итоге действующее психиатрическое законодательство стало более адекватным реальности, ибо на практике большинство психиатрических мер применяется все же на добровольных началах. В Законе провозглашено, что названная помощь гарантируется государством и осуществляется на основании принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека (ст. 1). Принцип добровольности закреплен в ст. 4 Закона. В ст. 5 приведен перечень основных прав лиц с психическими расстройствами, а также введен запрет на ограничение прав и свобод указанных лиц только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением или в психиатрическом стационаре. Согласно нормам этой статьи, лица с психическими расстройствами имеют право на: • уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства; • получение информации о своих правах, о характере психического расстройства и применяемых методах лечения (информация должна предоставляться в форме, доступной для пациента, и с учетом его психического состояния); • психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях (принцип наименее ограничительной альтернативы), желательно по месту жительства; • содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения; • все виды лечения по медицинским показаниям; Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии • оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; • предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки; • приглашение по их (пациентов) требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи1, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым Законом; • помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом. Упомянутый в перечне прав пациента принцип наименее ограничительной альтернативы заключается в том, что при выборе вида психиатрической помощи больному следует предлагать тот, что сопряжен с наименьшим числом ограничений и стеснений. Пациенту не стоит предлагать госпитализацию, если его можно лечить в амбулаторных условиях; в период пребывания в стационаре следует избирать минимально необходимый (по степени строгости) вид психиатрического надзора и т.п. Согласно ст. 6 Закона, признание гражданина непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (например, вождение автомобиля), допускается лишь временно, на срок не более 5 лет, с правом последующего переосвидетельствования. Решение об ограничении должно приниматься врачебной комиссией на основании оценки состояния психического здоровья гражданина и в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний. Перечень утверждается Правительством РФ и подлежит периодическому (не реже одного раза в 5 лет) пересмотру. Ст. 8 Закона запрещает требовать от граждан сведений о состоянии психического здоровья, за исключением случаев, прямо установленных законами Российской Федерации. Диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами и не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или религиозными ценностями (ч. 1 ст. 10 Закона). Для диагностики и лечения применяются медицинские средства и методы, разрешенные в порядке, который предусмотрен законодательством о здравоохранении (ч. 2 ст. 10 Закона). Медицинские средства и методы применяются только в диагностических и лечебных целях в соответствии с характером болезненных расстройств и не должны использоваться для наказания лица, страдающего психическим расстройством, или в интересах других лиц (ч. 3 ст. 10 Закона). В области лечения лиц с психическими расстройствами нашел свое отражение принцип информированного согласия. Согласие пациента на лечение должно быть 1 Слова «любого специалиста» означают, что пациент вправе приглашать не только врача-психиатра, но и другого специалиста, компетентного в тех или иных вопросах оказания психиатрической помощи, например медицинского психолога. Каждый специалист действует в пределах своей профессиональной компетенции. Лицам, имеющим право на оказание психиатрической помощи, а также предъявляемым к ним профессиональным требованиям, посвящена ст. 19 Закона. Глава 12. Психиатрическая помощь и ее виды по Российскому законодательству 433 письменным. Однако перед этим врач должен предоставить больному «в доступной для него форме и с учетом его психического состояния информацию о его психическом расстройстве, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. О предоставленной информации делается запись в медицинской документации» (ч. 2 ст. 11 Закона). Согласие на лечение несовершеннолетних до 15 лет и лиц, признанных судом недееспособными, дают их законные представители после сообщения им перечисленных выше сведений (ч. 3 ст. 11 Закона). Законом предусмотрена также возможность отказа пациента или его законного представителя от предлагаемого или назначенного лечения, кроме случаев недобровольной госпитализации или применения в порядке уголовного судопроизводства принудительных мер медицинского характера (ст. 11 и 12). В ст. 16 Закона говорится о видах психиатрической помощи и социальной поддержки, которые гарантируются государством лицам с психическими расстройствами, а в ст. 17 — о финансовом обеспечении этой помощи. Самостоятельный раздел Закона (разд. III ст. 18-22) посвящен учреждениям и лицам, оказывающим психиатрическую помощь. Ее вправе оказывать государственные и негосударственные психиатрические (психоневрологические) учреждения, а также частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие соответствующие лицензии. Виды психиатрической помощи, которые оказываются перечисленными субъектами, должны быть указаны в уставных документах; информация о них (о видах помощи) должна быть доступна посетителям (ст. 18 Закона). К исключительной компетенции врача-психиатра либо комиссии врачей-психиатров Законом отнесены установление диагноза психического заболевания и принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо дача заключения для рассмотрения данного вопроса иным уполномоченным на это субъектом. Заключение врачей другой специальности о состоянии психического здоровья пациента может иметь лишь предварительный характер и не является основанием для решения вопроса об ограничении его прав, а также предоставлении ему льгот, предусмотренных законом для лиц с психическими расстройствами (ст. 20 Закона). Законодательно закреплен принцип независимости психиатра. Согласно ст. 21 Закона, при оказании психиатрической помощи врач-психиатр независим в своих решениях и руководствуется только медицинскими показаниями, врачебным долгом и законом. Психиатр, мнение которого не совпадает с решением врачебной комиссии, вправе дать свое заключение, приобщаемое к медицинской документации. Закон о психиатрической помощи не предусмотрел принципиально новых ее видов в сравнении с Положением от 1988 г., но гарантии прав граждан при их осуществлении были существенно упрочены. Основными видами этой помощи (разд. IV Закона) являются: психиатрическое освидетельствование, амбулаторная психиатрическая помощь, психиатрическая госпитализация. Каждый из перечисленных видов может осуществляться как в добровольном, так и недобровольном порядке (недобровольный порядок их осуществления будет рассмотрен в следующем разделе данной главы). 434 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии Психиатрическое освидетельствование проводится для определения, страдает ли обследуемый психическим расстройством, нуждается ли он в психиатрической помощи, а также для решения вопроса о виде такой помощи (ч. 1 ст. 23 Закона). По общему правилу освидетельствование осуществляется по просьбе или с согласия обследуемого, а в отношении несовершеннолетних до 15 лет и лиц, признанных судом недееспособными, — по просьбе или с согласия их законных представителей. В качестве законных представителей несовершеннолетних могут выступать их родители, а также усыновители, попечители и опекуны. В случае возражения одного из родителей либо при отсутствии родителей или иного законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего проводится по решению органа опеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суд (ч. 2 ст. 23 Закона). Законными представителями лиц, признанных судом недееспособными1, являются их опекуны. Если лицо, нуждающееся в опеке, по какой-то причине не имеет опекуна, то исполнение обязанностей последнего временно возлагается на орган опеки и попечительства (ч. 1 ст. 35 ГК). Согласно ч. 4 ст. 35 ГК, опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и иные аналогичные учреждения, являются эти учреждения. Однако при госпитализации лица в психиатрический стационар последний не вправе выступать в качестве опекуна по отношению к госпитализированному по вопросам оказания ему психиатрической помощи. Стационар не может исполнять одновременно две несовместимые функции — учреждения, оказывающего пациенту психиатрическую помощь, и законного представителя этого пациента по вопросам, связанным с ее оказанием. Важным юридическим и этическим правилом проведения освидетельствования является то, что проводящий его врач обязан представиться обследуемому и его законному представителю как психиатр (ч. 3 ст. 23 Закона). Иными словами, обследуемый и его законный представитель должны знать, что врач-психиатр проводит именно психиатрическое освидетельствование, причем сообщить им об этом обязан сам психиатр. Проведение психиатрического освидетельствования под видом другого действия (просто беседы, обследования, которое якобы проводит врач другой специальности, и пр.) недопустимо. Исключения из этого общего правила будут рассмотрены в следующем разделе главы. Данные психиатрического освидетельствования и заключение о состоянии психического здоровья обследуемого фиксируются в медицинской документации, в которой указываются также причины обращения к врачу-психиатру и медицинские рекомендации (ч. 6 ст. 23 Закона). В случае установления в ходе освидетельствования наличия у лица психического расстройства такому лицу может оказываться психиатрическая помощь. 1 Здесь и далее имеются в виду лица, признанные судом недееспособными на основании ст. 29 ГК. Глава 12. Психиатрическая помощь и ее виды по Российскому законодательству 435 Амбулаторная психиатрическая помощь в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения (ч. 1 ст. 26 Закона). Консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром при самостоятельном обращении пациента (по его просьбе или с его согласия), а в отношении несовершеннолетнего до 15 лет — по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя (ч. 2 ст. 26 Закона). Реализуется этот вид помощи преимущественно путем периодических осмотров пациента врачом-психиатром, который назначает показанные по состоянию здоровья больного лечебные и иные медицинские процедуры. Диспансерное наблюдение устанавливается независимо от согласия больного или его законного представителя в случаях, когда больной страдает хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Данный вид амбулаторной психиатрической помощи заключается в наблюдении за состоянием психического здоровья пациента путем регулярных психиатрических осмотров и оказания ему необходимой медицинской и социальной помощи (ч. 3 ст. 26 и ст. 27 Закона). Иными словами, диспансерное наблюдение устанавливается за лицами с тяжелыми (глубокими по степени поражения психических функций) и длительными психическими расстройствами. Такие больные не в состоянии адекватно воспринимать окружающее и понимать значение своих действий, вследствие чего они лишены свободы волеизъявления и возможности самостоятельно совершать юридически релевантные действия. В случае необходимости психиатрическое освидетельствование больного, состоящего под диспансерным наблюдением, может проводиться без его собственного согласия (ч. 5 ст. 23 Закона). Не требуется для этого и согласия законного представителя больного. Следовательно, диспансерное наблюдение можно отнести к категории недобровольных психиатрических мер, хотя и не требующих для своего применения решения суда (в судебном порядке можно лишь обжаловать обоснованность установления диспансерного наблюдения). Само решение о его установлении или прекращении принимается комиссией психиатров, которая назначается администрацией психиатрического учреждения либо органом здравоохранения (ч. 2 ст. 27 Закона). Диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния пациента. Однако оно может быть установлено вновь и в том же порядке, если впоследствии состояние здоровья больного ухудшится настолько, что оно опять станет соответствовать признакам тяжелого психического расстройства, содержащимся в ч. 1 ст. 27 Закона. Иногда диспансерное психиатрическое наблюдение отождествляют с амбулаторной психиатрической помощью в целом, что является ошибкой. Видимо, это связано с тем, что в некоторых медицинских контекстах слова «диспансерный» и «амбулаторный» употребляются как синонимы. Однако в данном случае соотношение рассматриваемых понятий иное: амбулаторная психиатрическая помощь (как родовое понятие) имеет два самостоятельных вида — консультативно-врачебную помощь и диспансерное наблюдение. Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии Стационарная психиатрическая помощь состоит в помещении лица в психиатрический стационар (психиатрическое учреждение или отделение, предназначенное для круглосуточного пребывания пациентов) с целью проведения в стационарных условиях обследования или лечения (ч. 1 ст. 28 Закона). Помещение в психиатрический стационар возможно также для проведения стационарной экспертизы. Основания и порядок психиатрических экспертиз (в зависимости от их вида) установлены соответствующими законодательными актами: процессуальное законодательство (судебная экспертиза), законодательство о военной службе (военно-врачебная экспертиза) и пр. В случаях, когда стационарная психиатрическая помощь оказывается в добровольном порядке, необходимо письменное согласие на госпитализацию. Его дает либо сам пациент, либо его законный представитель (если пациент не достиг 15 лет или был признан судом недееспособным). Закон о психиатрической помощи подробно регламентирует права пациентов, помещенных в психиатрический стационар, а также обязанности администрации и медицинского персонала стационара (ст. 37 и 39). В частности, пациенту должны быть разъяснены на языке, которым он владеет, основания и цели госпитализации, его права и установленные в стационаре правила, о чем делается запись в медицинской документации (ч. 1 ст. 37 Закона). Кроме того, на основании ч. 2 ст. 37 Закона все помещенные в психиатрический стационар лица вправе: • обращаться непосредственно к главному врачу или заведующему отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из психиатрического стационара и соблюдения прав пациента; • подавать без цензуры жалобы и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокурору, в суд и адвокату; • встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине; • исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозные атрибутику и литературу; • выписывать газеты и журналы; • получать образование по программе общеобразовательной школы или специальной школы для детей с нарушением интеллектуального развития, если пациент не достиг 18 лет; • получать наравне с другими гражданами вознаграждение за труд в соответствии с его количеством и качеством, если пациент участвует в производительном труде. Ч. 3 ст. 37 Закона предусматривает также ряд других прав, которые, в отличие от перечисленных, «могут быть ограничены по рекомендации лечащего врача заведующим отделением или главным врачом в интересах здоровья или безопасности пациентов, а также в интересах здоровья или безопасности других лиц». Это следующие права: • вести переписку без цензуры; • получать и отправлять посылки, бандероли и денежные переводы; • пользоваться телефоном; Глава 12. Психиатрическая помощь и ее виды по Российскому законодательству 437 • принимать посетителей; • иметь и приобретать предметы первой необходимости, пользоваться собственной одеждой. При этом платные услуги (индивидуальная подписка на газеты и журналы, услуги связи и т.д.) осуществляются за счет пациента (ч. 4 ст. 37 Закона). В ст. 39 Закона перечисляются основные обязанности администрации и медицинского персонала психиатрического стационара, в том числе: • обеспечивать пациентов необходимой медицинской помощью; • предоставлять возможность ознакомления с текстом Закона, правилами внутреннего распорядка данного стационара, адресами и телефонами государственных и общественных органов, организаций и должностных лиц, к которым можно обратиться в случае нарушения прав пациентов; • обеспечивать условия для переписки, направления жалоб и заявлений пациентов в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату; • в течение 24 часов с момента поступления пациента в стационар в недобровольном порядке принимать меры по оповещению его родственников, законного представителя или иного лица по его указанию; • информировать родственников или законного представителя пациента, а также иное лицо по указанию пациента об изменениях состояния его здоровья и чрезвычайных происшествиях, которые с ним произошли; • обеспечивать безопасность находящихся в стационаре лиц, контролировать содержание посылок и передач; • выполнять функции законного представителя в отношении больных, признанных недееспособными, но не имеющих такого представителя1; • устанавливать и разъяснять верующим пациентам правила, которые должны в интересах других пациентов данного стационара соблюдаться при исполнении религиозных обрядов, и порядок приглашения священнослужителя, содействовать в осуществлении права на свободу совести верующих и атеистов; • выполнять иные обязанности, установленные Законом. Ст. 40 Закона регламентирует вопросы выписки. Пациент психиатрического стационара подлежит выписке из него в случае выздоровления или такого улучшения психического состояния, при котором стационарное лечение больше не требуется, а также в случае завершения стационарного обследования или экспертизы. Выписка лица, госпитализированного в недобровольном порядке, производится по заключению комиссии психиатров или по постановлению судьи об отказе в продлении такой госпитализации. Лицо, к которому применены принудительные меры медицинского характера, выписываются только по решению суда. Выписка пациента, добровольно находящегося в стационаре, производится по его личному заявлению, заявлению его законного представителя или по решению 1 С теми ограничениями, о которых уже говорилось: стационар не может выполнять функции законного представителя пациента в отношении вопросов оказания ему психиатрической помощи в данном стационаре. 438 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии лечащего врача. Пациент (его законный представитель) вправе обратиться за выпиской в любое время, независимо от каких-либо условий (например, вопреки достигнутой ранее договоренности между врачами и пациентом о том, что тот проведет в стационаре определенное время). Однако из этого правила имеется одно исключение: добровольно госпитализированному лицу может быть отказано в выписке, если комиссией психиатров будут установлены основания для недобровольной госпитализации. Такой больной может быть оставлен в стационаре при условии, что будут соблюдены процедурные условия недобровольной госпитализации, о которых пойдет речь в следующем разделе данной главы. В подобных случаях говорят о переводе больного, помещенного в стационар в добровольном порядке, в статус недобровольно госпитализированного пациента. Ст. 41-43 Закона посвящены основаниям и порядку помещения лиц с психическими расстройствами в психоневрологические учреждения для социального обеспечения и в психоневрологические учреждения для специального обучения. Указанные учреждения выполняют несколько иные функции по сравнению с функциями лечебно-профилактических психиатрических учреждений (больниц и диспансеров). Речь идет о двух функциях: 1) функция социального обеспечения (социального призрения) психически больных, полностью или частично утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянно уходе и наблюдении; 2) функция обучения по специальной образовательной программе несовершеннолетних с умственной отсталостью и иными психическими расстройствами. Такого рода учреждения стационарного типа могут иметь разные наименования: дома-интернаты, пансионаты, вспомогательные школы и пр. Их деятельность помимо психиатрического регулируется также законодательством о социальном обслуживании инвалидов и об образовании и трудовом обучении1. Законом о психиатрической помощи регламентированы процедуры помещения в названные учреждения, некоторые вопросы, связанные с пребыванием (проживанием) в них, а также перевод и выписка (этим двум вопросам посвящена ст. 44). В разд. V Закона говорится о прокурорском надзоре (ст. 45) и контроле общественных объединений (ст. 46) за деятельностью по ее оказанию. Общественные объединения врачей-психиатров и иные общественные объединения могут осуществлять контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан (по просьбе или с согласия последних) при оказании им психиатрической помощи. Право на такую деятельность, включая право посещения психиатрических и психоневрологических учреждений, предоставляется общественному объединению лишь при условии, что указанная деятельность отражена в его уставных документах. Последний раздел Закона (разд. VI ст. 47-50) именуется «Обжалование действий по оказанию психиатрической помощи». Согласно ч. 1 ст. 47, «действия медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и 1 См. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (с последующими изменениями); Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 (с последующими изменениями). Глава 12. Психиатрическая помощь и ее виды по Российскому законодательству 439 образования, врачебных комиссий, ущемляющие права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи, могут быть обжалованы по выбору лица, приносящего жалобу, непосредственно в суд, а также в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу1) или прокурору». Жалоба может быть подана лицом, чьи права и законные интересы нарушены, его представителем, а также организацией, которой законом или ее уставом (положением) предоставлено право защищать права граждан (ч. 2 ст. 47 Закона). Как уже отмечалось, при оказании психиатрической помощи надлежит руководствоваться не только психиатрическим, но и общемедицинским законодательством. В качестве примера можно привести регламентацию вопросов, связанных с врачебной тайной. В Законе о психиатрической помощи имеется отдельная статья (ст. 9), специально посвященная этому вопросу, следующего содержания: «Сведения о наличии у гражданина психического расстройства, фактов обращения за психиатрической помощью и лечении в учреждении, оказывающем такую помощь, а также иные сведения о состоянии психическ
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.187 (0.019 с.) |