Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Симуляция и диссимуляция психических расстройств↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 52 из 52 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КБ-10 дает следующее определение симуляции: «преднамеренное вызывание у себя или имитация соматических или психологических симптомов или инвалидизации в соответствии с внешними стрессами или побудительными мотивами». Симуляцией психического заболевания является сознательное, преследующее определенную цель притворное поведение, заключающееся в преднамеренном изображении несуществующих признаков психического расстройства или искусственном вызывании их у себя с помощью медикаментозных средств. Среди симулирующих преобладают лица с повторными правонарушениями, характерологически деформированные условиями длительной изоляции в специфической микросреде. Это объясняется большей осведомленностью таких лиц в практике назначения и проведения СПЭ. Симулятивное поведение чаще наблюдается у подследственных, чем у осужденных, что объясняется напряженностью и неопределенностью ситуации следствия, активизирующей защитные тенденции личности. Симуляция у лиц, находящихся под следствием, может возникать на любом этапе, но чаще приурочивается к переломным его моментам: заключение под стражу, предъявление обвинения, ознакомление с материалами дела, судебное разбирательство и т.д. У осужденных симулятивное поведение также обычно появляется в переломные моменты: при изменении режима содержания, отказе в досрочном освобождении и т.п. Большое значение имеют характерологические особенности личности: способность к подражанию, перевоплощению, богатое воображение, внушаемость и в то же время — выдержка, целеустремленность. Симуляцию с целью избежать уголовной ответственности можно подразделить на три временные категории [Иммерман К. Л., 1998]: 1) предварительная или превентивная симуляция, проводимая в период, предшествующий преступлению; такого рода симуляция осуществляется заранее с целью создать мнение о противоправном действии как об акте, совершенном в состоянии психического расстройства; Глава 21. Симуляция и диссимуляция психических расстройств 2) симуляция, преднамеренно осуществляемая в период правонарушения с целью сокрытия его истинной мотивации; 3) последующая симуляция, проводимая после совершения правонарушения, как сознательное, целенаправленное поведение с целью избежать ответственности. В судебно-психиатрической практике чаще наблюдается последний вариант. Существует два способа симуляции: 1) симуляция самого психического заболевания, когда своим поведением и высказываниями пытаются воспроизвести патологическое состояние психики (которого нет и не было). Иногда для этого принимаются специальные лекарственные средства, временно вызывающие состояние, которое может произвести впечатление психического расстройства; 2) симуляция анамнеза, когда сообщаются ложные сведения о якобы имевшем место в прошлом патологическом состоянии (часто подкрепляемые подложными документами и вымышленными сведениями специально проинструктированных родных). Таким образом, создается впечатление о перенесенном в прошлом психическом расстройстве, которого в действительности не было. Истинная, или чистая, симуляция, т.е. сознательное изображение психической болезни психически здоровыми лицами, в судебно-психиатрической практике встречается относительно редко. Чаще прибегают к фальсификации анамнеза, чем актуального психического состояния. При симуляции анамнеза в некоторых случаях заранее проводится инструктаж родственников, которые при необходимости сообщают вымышленные сведения об отмечавшемся в прошлом неправильном поведении подэкспертного. Иногда эти лица предварительно госпитализируются в психиатрический стационар или обращаются в психоневрологический диспансер с определенным набором заранее продуманных жалоб для создания видимости перенесенного психического расстройства. Часто бывают указания симулирующих на психотическое состояние, имевшее якобы место в момент совершения правонарушения. Поскольку симуляция является индивидуальным творчеством, она отражает особенности личности. При исследовании структуры личности индивидов, изображающих психотические симптомы, Н. G. Pope и соавт. (1982) обнаружили у всех девяти человек, имитировавших психозы, пограничное либо демонстративное расстройство личности, что было подтверждено данными 7-летнего катамнеза. Р. Н. Pollock и соавт. (1997), исследуя лиц, поступивших из мест заключения, обнаружили, что у тех, кто симулировал, проявлялись более выраженные расстройства личности зависимого и тревожного (избегающего) типов. Однако эти результаты не подтвердили расхожие представления о том, что существует связь между симуляцией и антисоциальными чертами личности. Выбор симулируемых симптомов зависит в основном от осведомленности симулирующего в области психиатрии, его знаний, почерпнутых из специальной литературы, личных переживаний в прошлом и наблюдений за поведением окружающих душевнобольных, а также от бытующих в различное время в обществе представлений о причинах и симптомах психических заболеваний. Все это обусловливает значительную вариабельность проявлений симуляции, отсутствие каких- 646 Часть II. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии либо определенных закономерностей в предъявлении симулируемых симптомов и последующем продолжении симулятивного поведения. Вместе с тем проявление симуляции определяется, с одной стороны, особенностями структуры личности, а с другой — характером болезненной симптоматики при наиболее распространенных в различные временные периоды психических расстройствах. В связи с отмечаемым патоморфозом психических заболеваний меняются и проявления симуляции. Если в прошлом чаще всего симулировались судорожные припадки, в 1930-х гг. — бредовые синдромы, затем аффективные расстройства и слабоумие, то в 1960-х гг. преобладающие формы симуляции были иными. Чаще всего наблюдались различные изолированные симптомы: мутизм, элементы псев-додеменции и т.п. В последние десятилетия снова отмечается рост числа случаев симуляции с предъявлением бредовых идей, различных по структуре и содержанию. Высказываются чаще всего идеи преследования, воздействия (аппаратами, лучами, гипнозом), ипохондрического характера (утверждения о неизлечимом заболевании, чаще всего раке). Нередко предъявляются и более продуманные, тщательно подготовленные и разработанные идеи изобретательства. Испытуемые заявляют, что длительное время заняты разработкой «научных проблем», изобретают новые двигатели, способы лечения неизлечимых заболеваний и т.п. Все эти высказывания обычно подкрепляются соответствующими рисунками, схемами, чертежами и записями, в которых рассуждательство перемежается выдержками из научно-популярных изданий. Характерна связь этой продукции с прошлым опытом личности, ее интересами, увлечениями и склонностями. Встречаются утверждения об общении с космосом, НЛО, предъявление жалоб на внутренние голоса, указания на расстройства мышления («пустота в голове», «отсутствие» и «обрывы» мыслей), а также на переживания, отмечающиеся при синдроме психического автоматизма («внушение мыслей», «что-то толкает, заставляет»). Эти высказывания обычно повторяются у большинства подэкспертных в одинаковой, заштампованной, однообразной форме. Симуляция может проявляться в сложных формах и обнаруживать сходство с различными психическими расстройствами, особенно с шизофренией. Одним из ключевых элементов при выявлении возможной симуляции является тщательное исследование описываемой пациентом психопатологической симптоматики; при этом особое внимание следует обращать на особенности описываемых бредовых идей и галлюцинаций, поскольку типичные признаки таких симптомов хорошо изучены. P. J. Resnick (1997) предлагает «пороговую» модель для оценки галлюцинаций и бреда, указывая на признаки, заставляющие подозревать симуляцию. 1. Галлюцинаций: а) непрерывных, а не интермиттирующих; б) неопределенных или невнятных; в) не связанных с бредом; г) сообщаемых неестественным языком; д) пациент не может указать приемы, применяемые для уменьшения интен е) пациент сообщает, что он подчиняется всем приказам «голосов». Глава 21. Симуляция и диссимуляция психических расстройств 647 2. Бредовых идей: а) внезапно возникающих и прекращающихся; б) к которым пациент старается привлечь внимание; в) не соответствующих поведению пациента; г) имеющих странное содержание при отсутствии формальных нарушений В начале симуляции поведение подэкспертных носит изменчивый, как бы поисковый характер. Они с осторожностью ведут беседу с врачом, внимательно следят за производимым впечатлением. Уловив сомнение в тоне собеседника к своим высказываниям, отказываются от них, предъявляют другие, меняют манеру контакта с врачом и окружающими, а также выбор симулируемых симптомов. В. Е. Пелипас (1983) выделяет два типа симуляции: «имитационный» (наглядный) и «вербальный». Для первого характерна тенденция скорее изображать психопатологические нарушения, чем их словесно расшифровывать. Для другого характерно обратное: испытуемые меньше имитируют проявления болезни, но демонстрируют ее больше на словах; их симулятивное творчество, в отличие от первых, больше вербализовано. В плане возможной симуляции сразу настораживают отрицание испытуемым правонарушения или ссылки на его запамятование, замалчивание или облагораживание истинных мотивов, замещение их «психопатологическими» объяснениями, активное желание подэкспертного каким-либо образом связать совершенное правонарушение с болезненной симптоматикой («голоса», «видения», «преследование» и т.п.). О симуляции может говорить и своеобразная форма предъявления симптоматики: демонстративность, искусственность и утрированность жалоб или изображения психопатологических нарушений с фиксацией на них внимания эксперта; чрезмерная старательность и добросовестность в описании своих ощущений и переживаний; стереотипность и заштампованность высказываний, сочетающиеся с заметной аффективной напряженностью, подавляемым раздражением, быстрой истощаемос-тью свободного рассказа, уклонением от расспросов и демонстративными обидами. Стремление испытуемого придерживаться определенной схемы изложения, когда он не дает себя перебить, начинает сначала, стараясь высказаться до конца, ничего не упустив, при его нежелании говорить об отдельных деталях, неспособность развить свои идеи и конкретизировать жалобы, неуверенность (остановки, топтание на месте, буквальные повторения, ожидание подсказки), готовность идти на поводу вопросов врача и попытки убедить эксперта, «борьба за симптоматику», а также установка подэкспертного на недоступность в сочетании с собранностью и внимательностью, указывающими на заинтересованность в экспертизе, — все это может свидетельствовать о произвольности, надуманности и заученности клинической картины. Симулятивное поведение, первоначально отличающееся определенным многообразием и выразительностью симулируемых проявлений, в дальнейшем стабилизируется, становится однообразным, заученным. Иногда наступающая автоматизация лежит в основе длительной симуляции. Однако чаще симулирующие под влия- 648 Часть II. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии нием трудностей притворства, усталости, психического истощения, скептического отношения врача и окружающих отказываются от притворного поведения. При этом изменение поведения нередко сопровождается эмоциональным напряжением, возбуждением с оттенком злобности. Иногда же преобладает ситуационно обусловленная подавленность с признанием в симуляции. Симуляция психотического состояния обычно проявляется в воспроизведении отдельных его симптомов или синдромов (ступор, возбуждение, слабоумие, галлюцинации) и, реже, в виде симулирования отдельной клинической формы психического расстройства. При этом воспроизводятся несовместимые симптомы из различных психических болезней. Ряд психотических симптомов трудно поддается подражанию, так как требует для этого огромного эмоционального напряжения и сил. К таким симптомам относятся, например, речевое и двигательное возбуждение при маниакальном состоянии, речевая спутанность и др. В отличие от психически больных здоровые лица в подобных случаях быстро истощаются. Изображение измененного мышления и некоторых видов слабоумия тоже вызывает у симулирующего большие затруднения, так как требует длительного напряженного внимания во время разговора. Поэтому к таким формам симуляции психически здоровые личности прибегают редко. Более опытные выбирают такое поведение, которого они могли бы придерживаться с наименьшей затратой сил. Обычно имитируют те симптомы, которые не требуют познаний в психиатрии, а также большой затраты физических и психических усилий и легко автоматизируются. Чаще симулируется депрессия с монотонным поведением, невыразительной мимикой, установкой на недоступность, что проявляется в уклончивых кратких ответах. Наряду с этим отмечается двигательная заторможенность, отказ от еды со ссылками на возможность отравления, а также демонстративные суицидальные проявления (высказывания, приготовления, самоповреждения). Нередко на этом фоне симулируются элементарные галлюцинаторные расстройства, преимущественно зрительного характера («угрожающие фигуры, одетые во все черное», «устрашающие лица» и т.п.), а иногда — слуховые обманы (окликающие или приказывающие «голоса»), бредовые идеи преследования (следят, смотрят). Встречаются формы поведения и предъявление таких симптомов, которые описывались в литературе предыдущих лет как «несимулируемые симптомы». Так, иногда состояния обездвиженности или гипомании отмечаются не в течение всего симулятивного поведения, а в виде отдельных, более или менее продолжительных эпизодов. Основным методом распознания симуляции является клинико-психопатологи-ческий, а также соматоневрологическое, электрофизиологическое, экспериментально-психологическое исследования. Учитывая трудности распознавания симуляции, экспертизу лиц, подозреваемых в притворном поведении, часто более целесообразно проводить в стационаре при условии полного прекращения психофармакологической терапии. Изображать психотические симптомы в течение 24 часов, день за днем крайне сложно, это требует значительного психического напряжения. Глава 21. Симуляция и диссимуляция психических расстройств 649 Наблюдение помогает в распознавании симуляции, поскольку важным признаком являются особенности поведения подэкспертных, которое также отражает несоответствие в сочетании отдельных проявлений в структуре синдрома. В большинстве случаев предъявляемые бредовые идеи, образные и яркие зрительные галлюцинации никак не отражаются на поведении, которое остается правильным, соответствующим конкретным обстоятельствам. В других случаях отмечаются утрированные гротескные формы поведения, как бы дополняющего жалобы. В таких случаях подозреваемые в симуляции, выказывающие бред отравления, демонстративно отказываются от еды, сидя за общим столом, отталкивают тарелки и в то же время охотно питаются, когда их никто не видит, предпочитая продукты из передач. Лица, демонстрирующие слабоумие, дезориентировку в окружающем, непонимание причин направления на экспертизу, читают и пишут письма, внимательно перечитывают список продуктов из передачи. Поведение при симуляции, несмотря на различные его формы, часто носит двойственный дифференцированный характер. Присущие этим лицам формы поведения с демонстративным утрированным предъявлением симптоматики наблюдаются лишь при беседах с врачами или медперсоналом. В то же время в отделении, когда подэкспертный считает, что за ним никто не наблюдает, он ведет себя правильно. Его мимика и движения соответствуют обстоятельствам, он правильно ориентирован в отделении, знает к кому, с какой просьбой обратиться, учитывая существующее в отделении распределение обязанностей врачей и медперсонала. Несмотря на предъявляемую симптоматику, эти лица охотно общаются с окружающими, предпочтительно с психически здоровыми подэкспертными, слушают радио, с интересом смотрят телепередачи. Однако при виде кого-либо из входящих в палату врачей они тут же меняют форму поведения. При этом восстанавливается демонстративная мимика, отражающая испуг, депрессию или полное непонимание окружающего. Госпитализация также позволяет получить объективную информацию об анамнезе пациента, что помогает дезавуировать отдельные элементы придуманного пациентом анамнеза. При длительном динамическом наблюдении в различных ситуациях, при беседах с врачами, а также в отделении стационара возможен углубленный анализ совокупности всех полученных данных, обосновывающий заключение о наличии истинной симуляции. При подозрении о возможной симуляции необходимо применение углубленного клинического интервью. P. J. Resnick (1997) дает некоторые рекомендации по его проведению, предлагая следующие приемы. 1. По возможности задавайте открытые вопросы. 2. Старайтесь не прерывать пациента при изложении анамнеза. 3. Избегайте наводящих или подсказывающих вопросов, поскольку они могут давать намеки в отношении истинных признаков реальных психотических симптомов. 4. Получите информацию о том, не сталкивался ли пациент с проявлениями психозов ранее, например в связи с родом своей работы. 5. Не проявляйте раздражения или недоверия, так как это может усиливать защитные формы поведения со стороны пациента. 650 Часть II. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии 6. Интервью должно продолжаться в течение довольно длительного времени, поскольку усталость уменьшает способность симулирующего лица придерживаться придуманной версии. 7. Задавайте вопросы о невозможных в данном случае симптомах, чтобы проверить, будет ли пациент подтверждать их наличие. 8. Упоминайте в присутствии пациента о легко имитируемом симптоме. Последующее внезапное появление этого симптома будет явно свидетельствовать в пользу симуляции. В. Е. Пелипас (1983) указывает, что большинство симулирующих, какую бы систему они не избрали, сознательно или полуосознанно руководствуются в своем поведении несколькими психологически понятными установками. Во-первых, они стремятся к наибольшему реабилитирующему эффекту и с этой целью косметически подправляют свой анамнез, умалчивают компрометирующие факты, избегают в чем-либо обвинять себя, отрицают, преуменьшают или оправдывают правонарушение. Во-вторых, они заинтересованы в наибольшей «информативности» для эксперта своей «симптоматики», поэтому вынуждены обращать на нее внимание, подчеркивать, повторять, навязывать, опасаясь «просмотра», т.е. проявлять активность; по этому же принципу они отбирают обычно симптоматику, делая акцент на внешне «эффектных» состояниях (бред, галлюцинации, пантомимические расстройства, нелепое поведение). В-третьих, симулянты стараются добиться наибольшей убедительности в предъявлении «болезни»; отсюда смена симптомов, заимствования, нагромождение симптоматики, отстаивание перед экспертом своих заявлений, намеренная их несуразность или «логическое» объяснение, общение с душевнобольными и другими «советчиками». Наконец, большинство симулирующих, истощаясь в ходе длительной симуляции, заботятся об экономии сил; поэтому временами позволяют себе расслабиться, «выйти из роли», отдохнуть и переключиться; исчерпав свое воображение, они нередко ищут дополнительные источники (книги, научно-популярные журналы и т.п.) для развития симулятивной продукции. При психиатрическом обследовании ведущее значение при подозрении в симуляции имеет выявление внутренней противоречивости, несовместимости всех параметров, характеризующих болезнь: ее начало, дальнейшее формирование клинической картины, которая должна соответствовать описываемому началу, с характерной для каждого заболевания структурой синдромов и их последующей сменой. Поэтому при подозрении на симуляцию особое значение приобретают сообщаемые анамнестические сведения о начале заболевания, его симптоматике. При этом выявляется противоречивость данных, сообщаемых при повторных беседах, не соответствующих в отдельных деталях первоначальному рассказу. Такое несоответствие сведений, сообщаемых при многократных беседах об одном и том же этапе болезни, объясняется тем, что воспроизводство последовательности клинического развития болезни представляет для симулирующих особенно большие трудности. Обычно эти лица не могут изложить свои переживания в начальном периоде, или же в их рассказе сразу выявляется несовместимость предъявляемой начальной симптоматики с последующим течением заболевания. Наряду с этим они часто не могут указать Глава 21. Симуляция и диссимуляция психических расстройств 651 название лекарств, которые им назначались, избегают называть психиатрический стационар, где они якобы находились. Во всех подобных случаях необходимо сопоставление сообщаемых испытуемыми и их родственниками анамнестических сведений с дополнительными объективными данными, подтверждающими эти субъективные сведения или опровергающими их. Так, нередко указания на перенесенное в прошлом болезненное состояние не соответствуют объективным данным, свидетельствующим о правильном активном поведении испытуемого в этот период, отсутствии каких-либо странностей или высказываний, отражающих болезненные переживания. В случаях превентивной госпитализации в психиатрические больницы изучение подлинников историй болезни позволяет выявить неубедительность, атипичность и однообразие предъявлявшейся симптоматики, кратковременное пребывание этих лиц в стационаре, поспешность диагностики. При исследовании психического статуса подозреваемого в симуляции особенно большое значение имеет сопоставление структуры предъявляемого синдрома с сообщенными анамнестическими сведениями. Как правило, предъявляемая симптоматика не соответствует описанному в анамнезе началу заболевания, не отражает присущей только определенной нозологической форме, даже отдельному его варианту, последовательности его развития. Для диагностики симулируемых психозов наиболее важно глубокое знание психопатологии, поскольку анализ предъявляемых синдромов также выявляет несовместимость сочетаний отдельных симптомов в их структуре, свойственных различным нозологическим формам. Так, бредовый синдром при шизофрении и алкоголизме различны по своей структуре. Однако больные имитируют как бы «суммарный бред», не встречающийся в клинике психических заболеваний. Они сообщают об устрашающих ярких зрительных галлюцинациях (не свойственных шизофрении), а также об идеях воздействия, чтении мыслей (отмечаемых в подобных сочетаниях только при шизофрении). По данным P. J. Resnick (1997), индивиды, изображающие галлюцинаторные переживания, часто описывают свою симптоматику как непрерывную, а не интермиттирующую и обычно не могут сообщить о каких-либо способах преодоления этих симптомов, например занятие конкретной деятельностью (просмотр телевизионных программ) или поиски общения с другими людьми с целью уменьшить интенсивность галлюцинаций. Очень яркие и атипичные зрительные галлюцинации также должны вызывать подозрения. Симулируемые бредовые расстройства встречаются реже, а когда их демонстрируют, сообщая об их внезапном возникновении, часто они не отражаются непосредственно на поведении обследуемого лица, за которым наблюдают. Симулирующие индивиды изображают психотические расстройства, основываясь на собственном представлении о них [Ossipov V. В., 1944], а также исходя из своего прошлого опыта общения с лицами, страдающими психическими расстройствами. Они часто переигрывают, чрезмерно утрируя изображаемые симптомы в попытке убедить сомневающегося специалиста. По мнению А. В. Jones и L. J. Llewellyn (1917), симулирующий человек считает, что его психическое расстройство 652 Часть II. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии должно иметь множественные и явные симптомы, и он, так сказать, «перебарщивает», нагромождает симптом на симптом, вследствие чего картина «превосходит само психическое расстройство, изображая неуклюжую карикатуру роли больного». Придерживаясь такой тактики, подобные лица часто стремятся привлечь внимание к своему заболеванию, в отличие от больных шизофренией, которые нередко насторожены и подозрительны [Ritson В., Forrest А., 1970]. Редко имитируются симптомы шизофренических нарушений мышления, например необычные ассоциации и «словесная окрошка», что объясняется трудностью симуляции таких симптомов. Нетипична демонстрация и таких негативных симптомов, как снижение аффекта, абулия и бедность речи. D. G. Cornell и G. L. Hawk (1989) отмечали, что лица, признанные симулирующими, чаще подтверждали наличие несуществующих симптомов, давали нелепые ответы, отмечали у себя суицидальные мысли и жаловались на наличие зрительных галлюцинаций и нарушений памяти. Описываемые ими симптомы невозможно было сгруппировать в соответствии с общепринятыми синдромами. Выявляется также несоответствие содержания болезненной симптоматики манере ее предъявления. В одних случаях это особая назойливость, демонстративность жалоб и изображаемых «психопатологических» симптомов. Подэкспертные активно жалуются на постоянную головную боль, общую вялость, слабость, тоску. Отмечающееся при этом эмоциональное напряжение с оттенком злобности не соответствует предъявляемой тоске и жалобам астенического круга. В других случаях, несмотря на сложность предъявляемых жалоб, обычно имитирующих галлюцинаторно-па-раноидный синдром, как правило многообразный по своим проявлениям, больные описывают свое состояние заученно, однообразно, в одних и тех же выражениях. Если их перебивают, они начинают повторять все сначала, боясь что-либо упустить, тщательно обдумывая каждое слово. Лица, предъявляющие бредовые идеи с нарушениями мышления, кажущейся непоследовательностью, противоречивостью в процессе беседы, если их не перебивать и дать возможность говорить, очень быстро истощаются. В отличие от многоречивых больных шизофренией с нарушениями мышления, эти подэкспертные тут же останавливаются, как бы ожидая дополнительных вопросов. При неоднократных беседах с ними выявляется повторяемость, заштампованность манеры речи и содержания высказываний, которые при первой беседе могут показаться непоследовательными и резонерскими. В противоположность этому у больных шизофренией содержание их высказываний многообразно и неисчерпаемо. При этом непоследовательность отражает специфические нарушения мышления, которые всегда сочетаются с другими ассоциативными расстройствами. При более тонкой форме поведения в манере предъявления болезненной симптоматики также просматривается несовместимость отдельных проявлений в структуре синдрома, незнание всей совокупности симптоматики и подчас тонких нюансов их сочетания при различных психических расстройствах. Так, подэксперт-ный, имитирующий шизофрению, жалуется, что он всегда одинок, эмоционально холоден, не хочет ни с кем общаться, однако для больного шизофренией с аутизмом одиночество — это потребность и не может быть жалобой. Такое нарушение Глава 21. Симуляция и диссимуляция психических расстройств 653 целостной клинической картины создает «лишние» симптомы (например, образные яркие зрительные галлюцинации в сочетании с предъявленными резонерскими рассуждениями и «голосами» или сочетание сложных бредовых идей с элементами псевдодеменции). При воспроизведении бредовых переживаний отмечается несоответствие содержания бреда эмоциональному фону, отсутствие охваченности бредовыми переживаниями, как это свойственно психически больным. Содержание бредовых идей излагается уклончиво, неуверенно, подчас схематично, с оттенком раздражения и злобности. Бредовые идеи величия или переоценки собственной личности излагаются на фоне подавленности, соответствующей реальной конкретной ситуации, и не сопровождаются приподнятым настроением, как у истинно бредовых больных. Тщательный анализ содержания «психопатологической» симптоматики, предъявляемой испытуемым, обнаруживает нетипичность, лоскутность, чрезмерность, не находящие адекватного объяснения, полиморфность клинической картины или, наоборот, ее бедность, схематичность, однообразие и изолированность выявляемых симптомов с привкусом обывательщины в изображении душевного заболевания. В. Е. Пелипас (1983) особое внимание обращает на внутреннюю противоречивость симптоматики, отсутствие необходимых или типичных симптомов и наличие несовместимых и «лишних» симптомов. Несовместимость симптомов может быть статической (существование противоречащих друг другу симптомов или симптомов с различной нозологической окраской) и динамической (появление симптомов, опережающих или отзвучавших для данного этапа заболевания). К статической несовместимости симптомов относятся сочетание мутизма с пуэрилизмом, слабоумия со сложным систематизированным бредом, пуэрилизма с идеями величия, идеи переоценки собственной личности с депремированностью, персекуторного бреда с ровным аффективным фоном, псевдодеменции с интерпре-тативным бредом, симптомов слабоумия (снижение памяти, бестолковость, несостоятельность) с разумной и развитой письменной продукцией, яркого зрительного галлюциноза делириозного типа с ясным сознанием и двигательной заторможенностью или аналогичного галлюциноза с резонерством, апатией, «голосами» и т.п. О внутренней противоречивости клинической картины и несовместимости симптомов в большинстве случаев говорят также следующие факты: несоответствие содержания бреда аффективному фону (экспансивный бред изобретательства, реформаторства на депрессивном или тревожно-боязливом фоне); при несочетаемости бредовых идей (величия и ипохондрических); когда демонстрируется бессвязность речи, но словесная продукция конкретна и строится с опорой на внешние, обычно зрительные, ассоциации; когда нелепость и грандиозность бреда не коррелируют с бедностью его конкретного содержания, отсутствием детальной разработки и т.д. Примерами динамической несовместимости симптомов могут служить демонстрация дезориентировки в месте раньше дезориентировки во времени; наличие выраженной продуктивной симптоматики в течение длительного времени без негативной; несоответствие мимических и пантомимических расстройств, а также (с некоторыми оговорками) предъявление двигательных и сенсорных компонентов синдрома психического автоматизма раньше идеаторных или без них; предъявле- 654 Часть II. Основы общей психопатологии и частной судебной психиатрии ние отчуждения, «отнятия» мыслей раньше или вместо «звучания», «эха» мыслей и пр. Представление о дефиците необходимой или типической симптоматики возникает и в случаях, когда выраженные нарушения памяти не нарушают адаптацию, не сопровождаются дезориентировкой, беспомощностью, расстройствами настроения; когда бред, особенно фантастического или глубоко дементного содержания, существует изолированно, а псевдодементные отказные ответы не сопровождаются депрессией и психомоторной заторможенностью. В этом же плане следует расценивать экспансивный бред без экспрессии, ипохондрический бред без депрессии, интерпретативный систематизированный бред без склонности к интерпретациям, острую депрессивно-параноидную симптоматику без нарушений сна, аппетита, а также отсутствие в статусе испытуемого необходимых по его психическому состоянию сопутствующих соматоневрологических признаков болезни. Вариативность симуляции в деталях неисчерпаема, однако почти в каждом случае в полном объеме или частично присутствуют так называемые дежурные симптомы — слишком прямолинейные, очевидно нарочитые, с разоблачительным подтекстом, но отказаться от которых симулянт психологически не в состоянии. К таким установочным атрибутам относятся: проявления «малой симуляции», рассчитанной на чувства жалости и участия экспертов (жалобы на постоянную «головную боль», неопределенный соматический дискомфорт, «отсутствие сна, аппетита», демонстрация общей вялости, подавленности и другое без соответствующих соматоневрологических оснований); тенденциозное преподнесение анамнеза; реабилитирующее звучание «психопатологической» продукции в сочетании с нарочитым игнорированием нелепости или необычности своего поведения или высказываний и активным неприятием предположения о психической болезни («я — здоров», «ничего странного в этом нет» и т.д.); демонстрация своего «безразличия» к факту ареста, исходу дела, возможному наказанию, а также «равнодушия» к экспертному решению. Нарушение целостности, специфичности предъявляемой симптоматики создается и за счет отсутствия физических и неврологических расстройств, которые постоянно отмечаются при некоторых психических заболеваниях, но не могут быть сознательно воспроизведены. Поэтому наряду с клинико-психопатологическими данными большое значение в распознавании симуляции имеет сопоставление их с комплексом результатов соматического и неврологического, а также экспериментально-психологического исследований. Так, при демонстрации слабоумия в рамках церебрального атеросклероза у этих лиц не выявляется тяжелых сердечно-сосудистых изменений при соматическом обследовании. Со стороны нервной системы не обнаруживается очаговой органической симптоматики, которая указывала бы на перенесенное в прошлом нарушение мозгового кровообращения, обычно предшествующее формированию слабоумия. При предъявлении жалоб на эпилептические припадки у лиц, подозреваемых в симуляции, исследование биоэлектрической активности головного мозга (электроэнцефалография) не выявляет судорожной готовности, обычно регистрируемой у больных эпилепсией. При предъявлении депрессии отсутствуют такие соматические проявления, как цианоз, потеря аппетита, похудение, запор. Глава 21. Симуляция и диссимуляция психических расстройств Особенно большое значение для диагностики имеют результаты экспериментально-психологического обследования. Эти данные представляют важную дополнительную информацию о наличии или отсутствии у этих лиц нарушений мышления, эмоционально-волевой сферы, интеллектуально-мнестических функций, а также симулятивных установок. Отдельное внимание уделялось использованию психометрических тестов, и некоторые авторы [Resnick P. J., 1994] рекомендовали применять психологическое тестирование во всех подозрительных случаях. Допускается, что некоторые пациенты могут успешно изображать психическое расстройство при проведении специальных тестов, однако в большинстве случаев можно выявить доказательства, подтверждающие симуляцию. Миннесотский многомерный личностный опросник является наиболее изученным психометрическим инструментом в плане показателей валидности при выявлении диссимуляции и фальсификации симптоматики [Pollock P. Н. et al, 1997]. Таким образом, в психическом состоянии лиц, подозреваемых в симулятивном поведении, несмотря на индивидуальные особенности, можно отметить некоторые общие признаки, позволяющие распознать притворство. В подобных случаях отсутствует целостная клиническая картина какой-либо известной формы психического заболевания, предъявляются лишь отдельные изолированные симптомы психического расстройства, а не болезнь в целом. Наряду с изолированностью пре
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.114 (0.012 с.) |