И психолого-психиатрические экспертизы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И психолого-психиатрические экспертизы



Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ) является типичным примером объединения знаний различных наук о человеке — медицины и психологии. Внутри этих научных дисциплин можно выделить более узкие смеж­ные области знания: психиатрия и медицинская психология.

Психиатрия и медицинская психология (в частности, достаточно хорошо мето­дически оснащенная и предметно наиболее близкая психиатрии патопсихология) являются пограничными областями научного знания, изучают один и тот же объект с помощью взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования. Они имеют сформировавшуюся область междисциплинарных знаний и связанную с ней соотносимую систему научных и экспертных понятий, теоретических концепций, позволяющую более полно и всесторонне исследовать и описывать феномены и механизмы психических расстройств. Последние в связи с этим становятся до­ступными взаимной критической оценке судебными психиатрами и судебными психологами, причем как в теоретическом, так и практическом аспекте.


180 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии

Это дает возможность на научной основе, особенно после соответствующей до­полнительной экспертной подготовки, достаточно квалифицированно оценивать и при необходимости использовать частные выводы и промежуточные результаты исследований смежного специалиста. Расширенная таким образом личная научная компетенция экспертов (экспертов-психиатров — за счет овладения основами ме­дицинской и судебной психологии, а экспертов-психологов — основами психиатрии и судебной психиатрии) разрешает им соблюсти и требование четкого разделения функций, и принцип личной ответственности. Приказ Минздрава РФ № 165 от 19.05.2000 г. «О медицинском психологе в судебно-психиатрической экспертизе» устанавливает и канон судебного психолога, которым может считаться специалист, занимающий должность медицинского психолога и прошедший тематическое усо­вершенствование по судебной психологии.

КСППЭ может быть определена как одна из разновидностей межродовых ком­плексных экспертиз, основанная на совместном рассмотрении и интегративной оценке результатов скоординированного применения для исследования психиче­ской деятельности специальных знаний эксперта-психолога и эксперта-психиатра с целью полного и всестороннего общего (единого) ответа на вопросы, составляющие предмет комплексного исследования и входящие в сферу совместной (совокупной) компетенции экспертов [Кудрявцев И. А., 2004].

Специфику предмета КСППЭ образует направленность экспертного исследова­ния на установление эффекта (результата) взаимодействия опосредуемых личнос­тью болезненных (психопатологических) и неболезненных (возрастного, ситуаци­онного, эмоционального, группового) психических факторов и определение меры их влияния на характер психического отражения, рефлексию и регуляцию поведения подэкспертного в юридически значимый период. В более общем виде — установ­ление особенностей регуляции (саморегуляции) психической деятельности и/или поведения субъекта правовых отношений, характера его психического функци­онирования (отдельные психические свойства, состояния, процессы), имеющих юридическое значение.

Для экспертной оценки применяется структурно-функциональная схема ана­лиза, направленная на определение актуального модуса функционирования пси­хологических структур и механизмов, обеспечивающих реализацию юридически значимых способностей, зафиксированных в юридических критериях. Эти правовые нормы, данные в психологических понятиях, раскрывают наиболее интегративные, обобщенные особенности отражения окружающего мира и регуляции поведения. При этом осознанная саморегуляция понимается как системно организованный процесс внутренней психической активности человека, направленный на инициа­цию, построение, поддержание и управление различными видами и формами про­извольной активности, непосредственно реализующими достижение поставленных человеком целей.

Полнота субъективного отражения мотивационных побуждений зависит от со­циального опыта человека, усвоения им соответствующей сферы значений (цен­ностей, «образцов целей», возможных форм поведения, принятых в культуре). Окончательный выбор целей и средств их достижения обусловлен их оценкой,


Глава 6. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы 181

особенностями самосознания личности. Поскольку оцениванию подлежат буду­щие действия, то необходимым его элементом является прогноз — способность предвидеть как непосредственные результаты, так и возможные последствия этих действий. Такая оценка осуществляется на нескольких уровнях, которые в целом соответствуют уровням критичности [Кудрявцев И. А., 2004]. Оценка на основе операционных, целевых и смысловых критериев приводит к принятию решений, выбору целей и способов их достижения. В свою очередь, реализация этих целей зависит от возможности субъекта руководить своими действиями, его способности к организации целенаправленного поведения. Основное значение в этом аспекте име­ют особенности прогнозирования, планирования, контроля и коррекции действий. Прогноз становится основой плана, т.е. конкретного определения конечных и про­межуточных (опосредующих) результатов, а также последовательности выполне­ния действий и операций. Контроль выполняет функцию сличения субъективного образа потребного результата и реального положения вещей, оценки расхождения между ними, сигнализируя о необходимости коррекции. Коррекция направлена на устранение этого расхождения, приближение реального к должному, иными слова­ми — на реализацию плана и достижение целей.

Достаточный уровень развития и слаженность функционирования указанных звеньев, связанные с определенной степенью созревания, организации, сохранности (или компенсации) лежащих в их основе личностных структур, позволяют осущест­влять адекватное полагание и эффективное достижение целей.

Предмет психологического исследования, определяемый экспертным заданием, диктует выбор психодиагностических средств. Универсального набора методик не существует, поскольку методический арсенал подбирается в зависимости от кон­кретных экспертных задач, процессуального и половозрастного статуса подэксперт-ного, вида экспертизы. Однако выделяется минимальный набор экспериментальных методов, охватывающих основные сферы психической деятельности [Протокол ведения больных. Судебно-психиатричсская экспертиза, 2006]:

а) исследование умственной работоспособности и внимания: отсчитывание,
таблицы Шульте (черно-белые и цветные), счет по Крепелину, корректурная
проба Бурдона и др. — не менее одной методики;

б) исследование памяти: узнавание предметов, запоминание 10 слов, опосре­
дованное запоминание по Леонтьеву, пиктограмма, запоминание коротких
рассказов, картинок, пробы на опознание запоминаемых предметов и др. — не
менее двух методик;

в) исследование ассоциативной сферы: ответные ассоциации, свободные ас­
социации, тематические ассоциации, пиктограмма и др. — не менее одной
методики;

г) исследование мыслительной деятельности: исключение предметов, исклю­
чение понятий, сравнение понятий. Признаки понятий. Простые и сложные
аналогии, объяснение пословиц и метафор, последовательные картинки, сю­
жетные картины, проба Эббингауза, незаконченные предложения, проба на
чувствительность к логическим противоречиям и др. — не менее трех ме­
тодик, которые должны охарактеризовать операциональную, логическую,


182 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии

смысловую сферы мышления и включать как наглядный, так и вербальный материал; д) исследование индивидуально-психологических особенностей: различные са­мооценочные шкалы (по Дембо—Рубинштейн, самочувствие-активность-на­строение — САН, подростковый диагностический опросник — ПДО и др.), проективные тесты (тематический апперцептивный тест — ТАТ, Роршах, тесты Розенцвейга, Вагнера, рисуночные методики и др.), личностные опро­сники (MMPI — Миннесотский мультифакторный личностный опросник, тест Кеттела и др.) — не менее одной методики. При определении уровня психического развития испытуемых с интеллектуаль­ной недостаточностью, а также малолетних и несовершеннолетних к этому перечню добавляются методы, направленные на исследование организации интеллектуаль­ной деятельности, конструктивного праксиса, обучаемости, а также исследование общего уровня развития познавательной деятельности.

На современном этапе развития комплексных исследований к основным пред­метным видам КСППЭ относятся следующие.

1. Установление индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (по­дозреваемого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний.

Индивидуально-психологические особенности — это собирательное экспертное понятие, включающее такие общепсихологические категории, как ценности лично­сти, направленность, социальные установки, особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, черты личности, характер, темперамент, уровень психического развития, когнитивные особенности, стереотипы поведения и эмоционального реа­гирования и т.п. Вопрос к экспертам может звучать следующим образом.

Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого? Оказали ли они существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?

Судебно-психологическая оценка индивидуально-психологических особенно­стей обвиняемых не имеет прямого соотнесения с юридическими критериями в тексте уголовного законодательства. Однако понятие «личность преступника (об­виняемого)» необходимо для: а) решения вопросов, касающихся определения осно­ваний уголовной ответственности и юридических мотивов отдельных видов пре­ступлений; б) индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Оценка личности помогает более полно раскрыть причины и условия, способствовавшие совершению преступления; выступать в качестве предпосылок установления обсто­ятельств, влияющих на степень и характер ответственности (ст. 73 УПК), в первую очередь — смягчающих обстоятельств (ч. 2 ст. 61 УК); правильному решению во­проса о назначении вида наказания (ч. 3 ст. 60 УК).

Влияние этих особенностей должно рассматриваться как одно из условий, спо­собствующее или препятствующее определенному поведению. Такое понимание соответствует современным психологическим представлениям о строении и ре­гулятивных функциях личности, а также основным концепциям отечественной криминологии о значении особенностей сознания, содержания правосознания и


Глава 6. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы



нравственного сознания в генезисе противоправного поведения, об аномалиях лич­ности как условии (например, вследствие снижения самоконтроля и др.), а не при­чине правонарушений.

Экспертное значение имеет выделение только уголовно релевантных свойств личности. К ним относятся, во-первых, свойства, раскрывающие направленность личности, относящейся к ее нравственно-ценностному ядру, которые позволяют судить о закономерности или случайности содеянного; во-вторых — личностные свойства, влияющие на способность к регуляции поведения: характеристики са­мосознания (самооценки), коммуникативные и характерологические особенности, значимые для избирательности и подконтрольности поведения, управления им в конкретной ситуации. В качестве таковых могут выступать внушаемость, подчи-няемость, зависимость, агрессивность, а также возбудимость-уравновешенность, истощаемость-выносливость, устойчивость-неустойчивость настроения, спокой­ствие-тревожность и др. [Ситковская О. Д., 1998].

Назначение КСППЭ целесообразно в том числе в тех случаях, когда лицо, ранее не привлекавшееся к уголовной ответственности, не имевшее асоциальных уста­новок, совершает особо жестокое, тяжкое правонарушение, хотя проявляло себя в период до совершения инкриминируемых противоправных действий как человек, ориентированный в целом на соблюдение социальных норм, достаточно конформ­ный, избегающий открытых конфликтов и межличностного противостояния, а де­яние расходится с привычными стереотипами поведения.

Всестороннее психологическое исследование и тщательный психологический анализ криминального поведения необходимы также, когда наличие психического расстройства, его выраженность, влияние на способность субъекта правильно осо­знавать фактический характер и общественную опасность своих действий неочевид­ны при назначении экспертизы. Поэтому в случае, если такое психическое расстрой­ство не будет обнаружено, на первый план при проведении назначенной экспертизы могут выступить психологические механизмы регуляции деятельности.

Вопрос о присущих обвиняемому индивидуально-психологических особенно­стях является наиболее общим из всего списка типичных вопросов, находящихся в компетенции эксперта-психолога, он применим и информативен в отношении прак­тически всех криминальных ситуаций, поскольку личность подэкспертного тем или иным образом обязательно преломляется в противоправном деликте. Постановка такого вопроса не может рассматриваться только как способ найти подтверждение у специалиста о наличии того или иного смягчающего вину обстоятельства, но как возможность получить квалифицированное суждение о личности и ее проявлении в юридически значимой ситуации.

В случае постановки такого вопроса будет рассматриваться и наличие (или от­сутствие) такого качества, как внушаемость. В то же время следует отметить, что вопрос о наличии и проявлении данной черты может выделяться в качестве допол­нительной, самостоятельной экспертной задачи. Это, как правило, следует делать в тех случаях, когда имеются сведения о повышенной зависимости обвиняемого от влияния других людей как устойчивой личностной черте либо как о ситуационно обусловленной особенности, связанной с переживанием стресса, растерянностью,


184 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии

необходимостью принятия сложного решения, для реализации которого у данного лица отсутствуют в данный момент достаточные личностные ресурсы. При нали­чии в материалах дела конкретных данных в показаниях самого обвиняемого или в показаниях свидетелей о признаках дезорганизации деятельности, реакциях рас­терянности, повышенной зависимости от мнения и позиции иных лиц или о нали­чии внешнего давления на подэкспертного постановка дополнительного вопроса о наличии внушаемости будет оправданной.

На современном этапе развития КСППЭ в ее практике чаще всего встречаются вопросы о наличии у подэкспертного таких личностных (характерологических) черт, как повышенная внушаемость, агрессивность, жестокость, зависимость, под-чиняемость, лидерство, склонность к фантазированию, вымыслам.

Из отдельных психических процессов следователя и суд обычно дополнительно интересует состояние памяти: общий уровень развития функций памяти (запоми­нания, удержания, воспроизведения) и их особенности, в частности избирательное забывание тех или иных психотравмирующих событий или, наоборот, наличие эйде­тизма — способности к подробному визуализированному воспроизведению увиден­ного и пережитого. Иногда дополнительно спрашивают также о характере и уровне развития познавательных процессов — мыслительной деятельности и восприятия.

В экспертном выводе должна быть обязательно отмечена степень ограничения актуальной саморегуляции юридически значимого поведения, поскольку в качестве значимых для индивидуализации уголовной ответственности и наказания свойств личности могут выступать такие, которые во время совершения инкриминируемого деяния ограничивали способность обвиняемого к смысловой оценке и волевому контролю своих противоправных поступков, т.е. снижали возможность осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную регуляцию. Без ука­зания на существенную выраженность ограничения саморегуляции ответ будет малоинформативен.

Именно поэтому формулировка о существенном влиянии личностных особен­ностей может отождествляться с ограничением способности обвиняемого в полной мере осознавать значение своих действий и осуществлять произвольную их регу­ляцию, контроль [Сафуанов Ф. С, 2003]. Таким образом, решение вопроса о сте­пени влияния индивидуально-личностных особенностей сближается с вариантом КСППЭ в соответствии со ст. 22 УК РФ, аналогом «ограниченной вменяемости». Основанием для назначения КСППЭ такого рода служат данные о наличии у об­виняемого особенностей поведения, позволяющих заподозрить психическое рас­стройство пограничного уровня, относящееся к медицинскому критерию ст. 22 УК РФ. Участие психолога в решении этой экспертной задачи определяется адекват­ностью и особой эффективностью применения психологических знаний и методов для оценки качества регуляции поведения, имеющего правовое значение. При этом следует иметь в виду, что именно КСППЭ позволяет наиболее эффективно учесть взаимодействие и совокупное влияние на поведение психопатологического, эмоци­онального, возрастного и личностного факторов в их соотношении с требованиями актуальной юридически значимой ситуации. Поведенческие эффекты регуляции (саморегуляции), имеющие правовое значение, всегда имеют целостный характер.


Глава 6. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы



Констатация сниженного уровня саморегуляции с лимитированием контроля вслед­ствие ситуационной эмоциональной реакции у лица с психическими аномалиями означает необходимость обязательного учета этого эффекта при решении и ответе на вопрос об «ограниченной вменяемости».

2. Установление у обвиняемого вида и глубины эмоциональных реакций во время
совершения инкриминируемых ему деяний.

Необходимость в назначении КСППЭ эмоциональных состояний может возник­нуть тогда, когда у следователя и суда возникает предположение, что эти состояния могли повлиять на способность (ограничить ее) субъекта преступления в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими.

Основанием для назначения КСППЭ в таких случаях наряду с данными о пере­несенных нервно-психических вредностях и/или о наличии стабильных психиче­ских отклонений является: необычное поведение обвиняемого в момент соверше­ния инкриминируемых деяний, множественность повреждений у жертвы, наличие длительного конфликта с ней или внезапность деяния, ссылки обвиняемого на изменение в понимании ситуации, неполноту осмысления и восприятия в момент криминала, указание на невозможность в это время владеть собой, запамятование отдельных эпизодов содеянного и др.

Предметом данного вида КСППЭ является не только аффект, спровоцирован­ный потерпевшим, но и вызванные его действиями эмоциональные реакции, не носящие характера аффекта. В случае их значительной глубины и развития в связи с обстоятельствами, названными в ст. 107 УК РФ, они также имеют правовое значе­ние. Ч. 2 ст. 61 УК РФ позволяет учитывать такие эмоциональные реакции, поэтому при достаточной их глубине, хотя и по общим основаниям, а не привилегирован­ному составу преступления, как в случае аффекта, могут служить психологической предпосылкой ограничения ответственности.

Наиболее частая ошибка следователей при назначении КСППЭ эмоциональных состояний и формулировании вопроса экспертам — подмена психологических по­нятий (аффект, эмоциональное состояние, эмоциональная реакция) правовыми по­нятиями «сильное душевное волнение» или «внезапно возникшее сильное душевное волнение». Следует подчеркнуть, что констатация экспертами в психологических понятиях эмоционального состояния обвиняемого как аффекта служит лишь одной из предпосылок его юридической квалификации следователем (судом) в качестве привилегированного состава преступления. Более подробно данная задача рассма­тривается в гл. 8, разд. 8.2.

3. Установление у несовершеннолетнего обвиняемого, который достиг возраста
уголовной ответственности, с отставанием в психическом развитии, не связанным
с психическим расстройством, невозможности во время совершения общественно
опасного деяния в полной мере осознавать фактический характер своих действий
{бездействия) либо руководить ими.

Основанием для назначения КСППЭ в этих случаях являются симптомы за­медленного психического развития несовершеннолетнего. Они проявляются в лег­комысленности его поступков, поверхностности суждений, недостаточном осмыс-


186 Часть 1. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии

лении противоправности своего поведения, его неадекватной нравственной оценке, неспособности достаточно полно предвидеть его отрицательные последствия для себя, своих близких, окружающих. Значение всех этих особенностей усиливается при объективно сложной или конфликтной ситуации в момент криминала, по­дозрении о развитии у несовершеннолетнего в этот период острой эмоциональ­ной реакции и/или наличии эмоциональной напряженности (стресса), состояния хронической фрустрации вследствие длительного неудовлетворения важных для него потребностей. М. М. Коченов (1980) указывал, что недостаточное осознание (оценка) своих действий и особенно слабость волевого контроля и самоконтроля у несовершеннолетнего резче проявятся в объективно сложной ситуации и будут связаны с большим дефицитом жизненного опыта, недостаточностью интеллекту­альных и личностных ресурсов, более выраженной дезорганизацией деятельности при затруднениях и неуспехе (состоянии фрустрации). В качестве фактора, лими­тирующего свободу волеизъявления у подростков, следует обязательно учитывать также давление и ожидания референтной группы.

Ч. 3 ст. 20 УК РФ, определяющая предмет экспертизы несовершеннолетних, не предусматривает установления так называемого психологического возраста, ко­торый в явной или неявной форме подразумевается в рассматриваемых вопросах. Диагностика возрастного периода психического развития не самоцель, а вспомо­гательное средство, общий ориентир в достижении конечной цели — определении возможности или невозможности лица в полной мере осознавать фактический ха­рактер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в конкретной ситуации, при конкретных внешних и внутренних (динамическое состояние личности) условиях. Поэтому в соответствии с конечной, а не промежу­точной целью КСППЭ должен быть сформулирован вопрос и дан экспертный ответ. Более подробно данный вид экспертизы освещен в гл. 8, разд. 8.3.

4. Установление способности свидетеля или потерпевшего с учетом его психи­ческого состояния, индивидуально-психологических свойств и особенностей {уров­ня) психического развития правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них показания.

Основанием для КСППЭ может быть наличие внешних условий, затрудняю­щих восприятие и осмысление определенных событий. К ним, в частности, могут относиться неблагоприятные условия восприятия, скоротечность наблюдаемых явлений, чрезвычайно большой объем информации, слишком большая (сверхпо-роговая) или слишком малая (подпороговая) сила раздражителей.

Однако значительно чаще необходимость в комплексном исследовании вы­зывается потребностью в оценке психических качеств самого подэкспертного. Со­мнения в способности правильно воспринимать и воспроизводить информацию могут вызвать особенности его восприятия, мышления, памяти, речи, связанные с малолетним или старческим возрастом, дефектами органов чувств центрального происхождения, психической патологией, низким уровнем умственного развития, своеобразием черт личности (повышенная внушаемость, склонность к фантазиро­ванию и др.), высоким эмоциональным напряжением в момент наблюдения, состо­янием алкогольного или наркотического опьянения.


Глава 6. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы



Таким образом, значение имеют как внешние, так и внутренние причины, вли­яющие на восприятие, удержание в памяти и воспроизведение. Данный вид экс­пертизы детально рассмотрен в гл. 8, разд. 8.4.

5. Установление способности потерпевшего с учетом его психического состоя­
ния, индивидуально-психологических свойств и особенностей {уровня) психического
развития понимать характер и значение совершаемых с ним действий или оказы­
вать сопротивление виновному.

Этот вид КСППЭ назначается чаще всего в отношении малолетних и несовер­шеннолетних потерпевших по делам об изнасиловании.

Основанием для назначения КСППЭ наряду с данными о психической пато­логии является пассивное поведение потерпевшей (потерпевшего) в период со­вершения преступления, неадекватное (равнодушное, беззаботное, легкомысленное и др.) отношение к случившемуся, заявление о применении обвиняемым средств психологического давления, о наступившем изменении психического состояния, его особенностях, лишавших возможности оказывать сопротивление, и др.

Под особенностями психического состояния (функционирования) потерпев­шей в период посягательства на ее половую неприкосновенность, помимо стойких психопатологических и возрастных характеристик, подразумеваются динамические эмоциональные сдвиги, прежде всего наличие парализующего волю и экспрессию аффекта страха. Различные по смыслу фрагменты ситуации потерпевшая может оценивать по-разному в зависимости от осведомленности в вопросах сексуальной жизни, опыта и стиля взаимоотношений с лицами противоположного пола, обще­го нравственного развития, подхода и объяснений (приемов обмана) насильника, степени замаскированности истинного смысла его намерений и поведения и др.

6. Установление психического состояния лица, в отношении которого подо­
зревается или установлено, что оно покончило жизнь самоубийством; определение
возможных причин развития этого состояния и связанной с ним предрасположен-
ности к самоубийству (степени его суицидоопасности).

Основанием для назначения КСППЭ является наличие фактических данных о конфликтной обстановке или, наоборот, внешней немотивированности суици­дального поступка, признаков изменения поведения суицидента, о проявлениях у него накануне содеянного и в прошлом подавленности, отчаяния, замкнутости, внутренней растерянности и т.д.

Особую значимость для качественного проведения СПЭ в таких случаях имеет тщательность собранных и верифицированных в материалах дела сведений о лич­ности, психологических свойствах и состоянии суицидента. Хотя этот вопрос не может быть решен на основе только специальных знаний эксперта и требует прове­дения комплекса иных процессуальных действий, выводы экспертизы о возможной причине самоубийства, сделанные на основании применения знаний психологов и психиатров, могут иметь значительную вспомогательную ценность. Случай, когда причиной самоубийства является психическое расстройство, — компетенция пси­хиатров. К компетенции экспертов-психологов относится определение и оценка кризисных состояний личности, одной из причин которых могут быть именно пси­хические расстройства (например, идеаторная заторможенность при депрессиях,


188 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии

переживаемая как стойкая утрата способности к творчеству, реализации ведущих личностных смыслов, как необратимый жизненный крах).

Соответствующий вопрос экспертам, в том числе в отношении потерпевшего, совершившего суицид (окончившего или пытавшегося окончить жизнь самоубий­ством), правильно может быть сформулирован так:

В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предше­ствовавший самоубийству? Имело ли это состояние характер, предрасполагавший к самоубийству? Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого {указать: изнасилование, насильственные действия сексуального ха­рактера или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возник­новением и развитием психического состояния подэкспертпого в период, предше­ствовавший самоубийству?

Ответы на данные вопросы имеют значение для квалификации ст. 110 УК РФ («Доведение до самоубийства») или определения п. «б» ст. 63 УК РФ (по которому самоубийство потерпевшего признается «наступлением тяжких последствий в ре­зультате совершения преступления», т.е. отягчающим наказание обстоятельством). И в том и в другом случае на основании заключения КСППЭ суд имеет возможность доказать наличие или отсутствие причинно-следственной связи между действиями виновного и фактом самоубийства потерпевшего лица. Учитывая, что психическое состояние потерпевшего может достигать или не достигать психопатологического уровня, ответы на данные вопросы входят в совокупную компетенцию экспертов — психолога и психиатра.

Не меньшую роль играет взаимодействие психиатра и психолога в гражданском процессе. Для оценки полноты экспертного исследования способности к свободно­му волеизъявлению (к пониманию значения своих действий и руководству ими) оптимальным видом экспертизы является комплексная психолого-психиатриче­ская. Данный вид экспертизы оправдан вне зависимости от того, были у подэксперт-ного к моменту юридически значимых событий глубокие психические расстройства или нет.

Во-первых, при комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе в задачу психолога входит исследование вопроса: как выявленные психиатром па­тологические изменения скорректировали действие психологических механизмов [Дмитриева Т. Б. и др., 2000].

Поэтому важна оценка психологических факторов, которые отражают субъектив­ное отношение подэкспертных к совершаемому юридическому акту, необходимость учитывать объективную обоснованность его взаимоотношения с заинтересован­ными сторонами. Даже кажущееся простым решение должно быть мотивировано, и из нескольких мотивов выбирается один, наиболее значимый. При проведении экспертизы необходимо учитывать такой важный фактор, как влияние окружения и зависимость пожилых людей в силу болезни и физической слабости от других лиц, что ставит перед ними дополнительные трудности при распоряжении своим имуществом [Шостакович Б. В., Ревенок А. Д., 1992]. В этих случаях для экспертной оценки психического состояния таких лиц, а именно уточнения степени внушаемо­сти, считается целесообразным проведение КСППЭ. Среди признаков, свидетель-


Глава 6. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы 189

ствующих о неспособности понимать значение своих действий и руководить ими, называются утрата прежних эмоциональных привязанностей, немотивированность поступков и зависимость их от случайных обстоятельств, противоречивость при­нимаемых решений и т.д.

Во-вторых, отсутствие способности понимать значение своих действий и руко­водить ими в момент заключения сделки может возникать в принципе не только в связи с психическим расстройством, но и по другим (неболезненным) основаниям.

Согласно ст. 177 ГК РФ, сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособ­ным, но находившемся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной. Системный характер экспертной оценки зада­ется отсутствием в ст. 177 ГК конкретной формулировки медицинского критерия, используемое же понятие «такое состояние» может быть расценено не только как психическое расстройство, но и как то или иное состояние, сопровождающееся на­рушением волевых функций с утратой самоконтроля и способности анализировать создавшуюся юридически значимую ситуацию, сложностью прогноза правовых по­следствий совершаемой сделки. Поэтому в соответствии со ст. 177 ГК экспертной оценке подлежит «состояние» больного, что подразумевает анализ клинических, психологических, соматогенных, психогенных и социальных факторов, оказавших влияние на поведение подэкспертного в период совершения юридически значимого акта. В связи с этим в таких случаях особую важность приобретают экспертизы по оценке не только клинических, но и психологических факторов. Для определения полноценности волеизъявления необходимо выявить психологические особенности личности, эмоциональное состояние субъекта в момент действия, характер воз­действия ситуации на принятие решения, а также последствия влияния состояния на способность выработать адекватное ситуации решение и надлежащим образом его реализовать в конкретных действиях, контролировать свои поступки. К объ­ективным критериям потребности в использовании специальных психологических познаний относится наличие в содержании нормы материального права психоло­гических элементов, которым придается самостоятельное юридическое значение и которые требуют отдельного установления. Обстоятельства, содержащие психо­логические компоненты, требуют таких средств доказывания, которые могли бы подтвердить наличие (отсутствие) указанных компонентов, без чего юридический факт не может быть признан доказанным. К числу таких ситуаций прямо относится закрепленная законодателем осознанность и полноценность волеизъявления как су­щественные юридические критерии действительности сделки. Доказательственное значение судебно-психологической экспертизы по данной категории гражданских дел «предопределяется двумя моментами: наличием психологических элементов в подлежащей применению норме материального права и возможностями самой экспертизы в установлении таких обстоятельств, которые способны подтвердить наличие юридических фактов, имеющих психологическое содержание» [Сахно­ва Т. В., 2000J. Оптимальным видом экспертного исследования для решения всех этих вопросов поэтому и является КСППЭ.

Для оценки предмета экспертного исследования в этих случаях существенно, что в цивилистике традиционно выделение в отдельную группу сделок с так на-


190 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии

зываемым пороком воли, к числу которых относится и состав, регламентируемый ст. 177 ГК. Порок воли характеризует субъективную сторону сделки и выражается в деформации ее элементов, в данном случае — способности понимать значение своих действий или способности руководить ими, т.е. способности субъекта сделки к ее совершению и самостоятельной реализации ответственности. Юридический смысл порока воли охватывает интеллектуальный (способность понимать значение своих действий) и волевой (полноценность волеизъявления, способность руково­дить своими действиями) компоненты сделки. Данные компоненты есть отражение особенностей течения психических процессов данной личности, обусловленных психологическими законами и закономерностями, в связи с чем данное состояние должно описываться психологическими категориями и выявляться с помощью пси­хологического исследования. Таким образом, предметом экспертного исследования в этом случае становится оценка психического состояния лица на момент совер­шения имущественной сделки. Именно поэтому указывается, что для выявления психологического критерия признания сделки недействительной суд может обра­титься к одному из следующих видов экспертиз: психологическая, психиатрическая, психолого-психиатрическая [Сахнова Т. В., 1997].

Таким образом, данные, свидетельствующие о наличии индивидуально-пси­хологических особенностей, например повышенной внушаемости, других изме­нений психических процессов в результате возрастных, психосоматических и психотравмирующих факторов, предопределяют востребованность компетенции психолога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.037 с.)