Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И психолого-психиатрические экспертизыСодержание книги
Поиск на нашем сайте Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ) является типичным примером объединения знаний различных наук о человеке — медицины и психологии. Внутри этих научных дисциплин можно выделить более узкие смежные области знания: психиатрия и медицинская психология. Психиатрия и медицинская психология (в частности, достаточно хорошо методически оснащенная и предметно наиболее близкая психиатрии патопсихология) являются пограничными областями научного знания, изучают один и тот же объект с помощью взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования. Они имеют сформировавшуюся область междисциплинарных знаний и связанную с ней соотносимую систему научных и экспертных понятий, теоретических концепций, позволяющую более полно и всесторонне исследовать и описывать феномены и механизмы психических расстройств. Последние в связи с этим становятся доступными взаимной критической оценке судебными психиатрами и судебными психологами, причем как в теоретическом, так и практическом аспекте. 180 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии Это дает возможность на научной основе, особенно после соответствующей дополнительной экспертной подготовки, достаточно квалифицированно оценивать и при необходимости использовать частные выводы и промежуточные результаты исследований смежного специалиста. Расширенная таким образом личная научная компетенция экспертов (экспертов-психиатров — за счет овладения основами медицинской и судебной психологии, а экспертов-психологов — основами психиатрии и судебной психиатрии) разрешает им соблюсти и требование четкого разделения функций, и принцип личной ответственности. Приказ Минздрава РФ № 165 от 19.05.2000 г. «О медицинском психологе в судебно-психиатрической экспертизе» устанавливает и канон судебного психолога, которым может считаться специалист, занимающий должность медицинского психолога и прошедший тематическое усовершенствование по судебной психологии. КСППЭ может быть определена как одна из разновидностей межродовых комплексных экспертиз, основанная на совместном рассмотрении и интегративной оценке результатов скоординированного применения для исследования психической деятельности специальных знаний эксперта-психолога и эксперта-психиатра с целью полного и всестороннего общего (единого) ответа на вопросы, составляющие предмет комплексного исследования и входящие в сферу совместной (совокупной) компетенции экспертов [Кудрявцев И. А., 2004]. Специфику предмета КСППЭ образует направленность экспертного исследования на установление эффекта (результата) взаимодействия опосредуемых личностью болезненных (психопатологических) и неболезненных (возрастного, ситуационного, эмоционального, группового) психических факторов и определение меры их влияния на характер психического отражения, рефлексию и регуляцию поведения подэкспертного в юридически значимый период. В более общем виде — установление особенностей регуляции (саморегуляции) психической деятельности и/или поведения субъекта правовых отношений, характера его психического функционирования (отдельные психические свойства, состояния, процессы), имеющих юридическое значение. Для экспертной оценки применяется структурно-функциональная схема анализа, направленная на определение актуального модуса функционирования психологических структур и механизмов, обеспечивающих реализацию юридически значимых способностей, зафиксированных в юридических критериях. Эти правовые нормы, данные в психологических понятиях, раскрывают наиболее интегративные, обобщенные особенности отражения окружающего мира и регуляции поведения. При этом осознанная саморегуляция понимается как системно организованный процесс внутренней психической активности человека, направленный на инициацию, построение, поддержание и управление различными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующими достижение поставленных человеком целей. Полнота субъективного отражения мотивационных побуждений зависит от социального опыта человека, усвоения им соответствующей сферы значений (ценностей, «образцов целей», возможных форм поведения, принятых в культуре). Окончательный выбор целей и средств их достижения обусловлен их оценкой, Глава 6. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы 181 особенностями самосознания личности. Поскольку оцениванию подлежат будущие действия, то необходимым его элементом является прогноз — способность предвидеть как непосредственные результаты, так и возможные последствия этих действий. Такая оценка осуществляется на нескольких уровнях, которые в целом соответствуют уровням критичности [Кудрявцев И. А., 2004]. Оценка на основе операционных, целевых и смысловых критериев приводит к принятию решений, выбору целей и способов их достижения. В свою очередь, реализация этих целей зависит от возможности субъекта руководить своими действиями, его способности к организации целенаправленного поведения. Основное значение в этом аспекте имеют особенности прогнозирования, планирования, контроля и коррекции действий. Прогноз становится основой плана, т.е. конкретного определения конечных и промежуточных (опосредующих) результатов, а также последовательности выполнения действий и операций. Контроль выполняет функцию сличения субъективного образа потребного результата и реального положения вещей, оценки расхождения между ними, сигнализируя о необходимости коррекции. Коррекция направлена на устранение этого расхождения, приближение реального к должному, иными словами — на реализацию плана и достижение целей. Достаточный уровень развития и слаженность функционирования указанных звеньев, связанные с определенной степенью созревания, организации, сохранности (или компенсации) лежащих в их основе личностных структур, позволяют осуществлять адекватное полагание и эффективное достижение целей. Предмет психологического исследования, определяемый экспертным заданием, диктует выбор психодиагностических средств. Универсального набора методик не существует, поскольку методический арсенал подбирается в зависимости от конкретных экспертных задач, процессуального и половозрастного статуса подэксперт-ного, вида экспертизы. Однако выделяется минимальный набор экспериментальных методов, охватывающих основные сферы психической деятельности [Протокол ведения больных. Судебно-психиатричсская экспертиза, 2006]: а) исследование умственной работоспособности и внимания: отсчитывание, б) исследование памяти: узнавание предметов, запоминание 10 слов, опосре в) исследование ассоциативной сферы: ответные ассоциации, свободные ас г) исследование мыслительной деятельности: исключение предметов, исклю 182 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии смысловую сферы мышления и включать как наглядный, так и вербальный материал; д) исследование индивидуально-психологических особенностей: различные самооценочные шкалы (по Дембо—Рубинштейн, самочувствие-активность-настроение — САН, подростковый диагностический опросник — ПДО и др.), проективные тесты (тематический апперцептивный тест — ТАТ, Роршах, тесты Розенцвейга, Вагнера, рисуночные методики и др.), личностные опросники (MMPI — Миннесотский мультифакторный личностный опросник, тест Кеттела и др.) — не менее одной методики. При определении уровня психического развития испытуемых с интеллектуальной недостаточностью, а также малолетних и несовершеннолетних к этому перечню добавляются методы, направленные на исследование организации интеллектуальной деятельности, конструктивного праксиса, обучаемости, а также исследование общего уровня развития познавательной деятельности. На современном этапе развития комплексных исследований к основным предметным видам КСППЭ относятся следующие. 1. Установление индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (подозреваемого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний. Индивидуально-психологические особенности — это собирательное экспертное понятие, включающее такие общепсихологические категории, как ценности личности, направленность, социальные установки, особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, черты личности, характер, темперамент, уровень психического развития, когнитивные особенности, стереотипы поведения и эмоционального реагирования и т.п. Вопрос к экспертам может звучать следующим образом. Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого? Оказали ли они существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния? Судебно-психологическая оценка индивидуально-психологических особенностей обвиняемых не имеет прямого соотнесения с юридическими критериями в тексте уголовного законодательства. Однако понятие «личность преступника (обвиняемого)» необходимо для: а) решения вопросов, касающихся определения оснований уголовной ответственности и юридических мотивов отдельных видов преступлений; б) индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Оценка личности помогает более полно раскрыть причины и условия, способствовавшие совершению преступления; выступать в качестве предпосылок установления обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности (ст. 73 УПК), в первую очередь — смягчающих обстоятельств (ч. 2 ст. 61 УК); правильному решению вопроса о назначении вида наказания (ч. 3 ст. 60 УК). Влияние этих особенностей должно рассматриваться как одно из условий, способствующее или препятствующее определенному поведению. Такое понимание соответствует современным психологическим представлениям о строении и регулятивных функциях личности, а также основным концепциям отечественной криминологии о значении особенностей сознания, содержания правосознания и Глава 6. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы нравственного сознания в генезисе противоправного поведения, об аномалиях личности как условии (например, вследствие снижения самоконтроля и др.), а не причине правонарушений. Экспертное значение имеет выделение только уголовно релевантных свойств личности. К ним относятся, во-первых, свойства, раскрывающие направленность личности, относящейся к ее нравственно-ценностному ядру, которые позволяют судить о закономерности или случайности содеянного; во-вторых — личностные свойства, влияющие на способность к регуляции поведения: характеристики самосознания (самооценки), коммуникативные и характерологические особенности, значимые для избирательности и подконтрольности поведения, управления им в конкретной ситуации. В качестве таковых могут выступать внушаемость, подчи-няемость, зависимость, агрессивность, а также возбудимость-уравновешенность, истощаемость-выносливость, устойчивость-неустойчивость настроения, спокойствие-тревожность и др. [Ситковская О. Д., 1998]. Назначение КСППЭ целесообразно в том числе в тех случаях, когда лицо, ранее не привлекавшееся к уголовной ответственности, не имевшее асоциальных установок, совершает особо жестокое, тяжкое правонарушение, хотя проявляло себя в период до совершения инкриминируемых противоправных действий как человек, ориентированный в целом на соблюдение социальных норм, достаточно конформный, избегающий открытых конфликтов и межличностного противостояния, а деяние расходится с привычными стереотипами поведения. Всестороннее психологическое исследование и тщательный психологический анализ криминального поведения необходимы также, когда наличие психического расстройства, его выраженность, влияние на способность субъекта правильно осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий неочевидны при назначении экспертизы. Поэтому в случае, если такое психическое расстройство не будет обнаружено, на первый план при проведении назначенной экспертизы могут выступить психологические механизмы регуляции деятельности. Вопрос о присущих обвиняемому индивидуально-психологических особенностях является наиболее общим из всего списка типичных вопросов, находящихся в компетенции эксперта-психолога, он применим и информативен в отношении практически всех криминальных ситуаций, поскольку личность подэкспертного тем или иным образом обязательно преломляется в противоправном деликте. Постановка такого вопроса не может рассматриваться только как способ найти подтверждение у специалиста о наличии того или иного смягчающего вину обстоятельства, но как возможность получить квалифицированное суждение о личности и ее проявлении в юридически значимой ситуации. В случае постановки такого вопроса будет рассматриваться и наличие (или отсутствие) такого качества, как внушаемость. В то же время следует отметить, что вопрос о наличии и проявлении данной черты может выделяться в качестве дополнительной, самостоятельной экспертной задачи. Это, как правило, следует делать в тех случаях, когда имеются сведения о повышенной зависимости обвиняемого от влияния других людей как устойчивой личностной черте либо как о ситуационно обусловленной особенности, связанной с переживанием стресса, растерянностью, 184 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии необходимостью принятия сложного решения, для реализации которого у данного лица отсутствуют в данный момент достаточные личностные ресурсы. При наличии в материалах дела конкретных данных в показаниях самого обвиняемого или в показаниях свидетелей о признаках дезорганизации деятельности, реакциях растерянности, повышенной зависимости от мнения и позиции иных лиц или о наличии внешнего давления на подэкспертного постановка дополнительного вопроса о наличии внушаемости будет оправданной. На современном этапе развития КСППЭ в ее практике чаще всего встречаются вопросы о наличии у подэкспертного таких личностных (характерологических) черт, как повышенная внушаемость, агрессивность, жестокость, зависимость, под-чиняемость, лидерство, склонность к фантазированию, вымыслам. Из отдельных психических процессов следователя и суд обычно дополнительно интересует состояние памяти: общий уровень развития функций памяти (запоминания, удержания, воспроизведения) и их особенности, в частности избирательное забывание тех или иных психотравмирующих событий или, наоборот, наличие эйдетизма — способности к подробному визуализированному воспроизведению увиденного и пережитого. Иногда дополнительно спрашивают также о характере и уровне развития познавательных процессов — мыслительной деятельности и восприятия. В экспертном выводе должна быть обязательно отмечена степень ограничения актуальной саморегуляции юридически значимого поведения, поскольку в качестве значимых для индивидуализации уголовной ответственности и наказания свойств личности могут выступать такие, которые во время совершения инкриминируемого деяния ограничивали способность обвиняемого к смысловой оценке и волевому контролю своих противоправных поступков, т.е. снижали возможность осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную регуляцию. Без указания на существенную выраженность ограничения саморегуляции ответ будет малоинформативен. Именно поэтому формулировка о существенном влиянии личностных особенностей может отождествляться с ограничением способности обвиняемого в полной мере осознавать значение своих действий и осуществлять произвольную их регуляцию, контроль [Сафуанов Ф. С, 2003]. Таким образом, решение вопроса о степени влияния индивидуально-личностных особенностей сближается с вариантом КСППЭ в соответствии со ст. 22 УК РФ, аналогом «ограниченной вменяемости». Основанием для назначения КСППЭ такого рода служат данные о наличии у обвиняемого особенностей поведения, позволяющих заподозрить психическое расстройство пограничного уровня, относящееся к медицинскому критерию ст. 22 УК РФ. Участие психолога в решении этой экспертной задачи определяется адекватностью и особой эффективностью применения психологических знаний и методов для оценки качества регуляции поведения, имеющего правовое значение. При этом следует иметь в виду, что именно КСППЭ позволяет наиболее эффективно учесть взаимодействие и совокупное влияние на поведение психопатологического, эмоционального, возрастного и личностного факторов в их соотношении с требованиями актуальной юридически значимой ситуации. Поведенческие эффекты регуляции (саморегуляции), имеющие правовое значение, всегда имеют целостный характер. Глава 6. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы Констатация сниженного уровня саморегуляции с лимитированием контроля вследствие ситуационной эмоциональной реакции у лица с психическими аномалиями означает необходимость обязательного учета этого эффекта при решении и ответе на вопрос об «ограниченной вменяемости». 2. Установление у обвиняемого вида и глубины эмоциональных реакций во время Необходимость в назначении КСППЭ эмоциональных состояний может возникнуть тогда, когда у следователя и суда возникает предположение, что эти состояния могли повлиять на способность (ограничить ее) субъекта преступления в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими. Основанием для назначения КСППЭ в таких случаях наряду с данными о перенесенных нервно-психических вредностях и/или о наличии стабильных психических отклонений является: необычное поведение обвиняемого в момент совершения инкриминируемых деяний, множественность повреждений у жертвы, наличие длительного конфликта с ней или внезапность деяния, ссылки обвиняемого на изменение в понимании ситуации, неполноту осмысления и восприятия в момент криминала, указание на невозможность в это время владеть собой, запамятование отдельных эпизодов содеянного и др. Предметом данного вида КСППЭ является не только аффект, спровоцированный потерпевшим, но и вызванные его действиями эмоциональные реакции, не носящие характера аффекта. В случае их значительной глубины и развития в связи с обстоятельствами, названными в ст. 107 УК РФ, они также имеют правовое значение. Ч. 2 ст. 61 УК РФ позволяет учитывать такие эмоциональные реакции, поэтому при достаточной их глубине, хотя и по общим основаниям, а не привилегированному составу преступления, как в случае аффекта, могут служить психологической предпосылкой ограничения ответственности. Наиболее частая ошибка следователей при назначении КСППЭ эмоциональных состояний и формулировании вопроса экспертам — подмена психологических понятий (аффект, эмоциональное состояние, эмоциональная реакция) правовыми понятиями «сильное душевное волнение» или «внезапно возникшее сильное душевное волнение». Следует подчеркнуть, что констатация экспертами в психологических понятиях эмоционального состояния обвиняемого как аффекта служит лишь одной из предпосылок его юридической квалификации следователем (судом) в качестве привилегированного состава преступления. Более подробно данная задача рассматривается в гл. 8, разд. 8.2. 3. Установление у несовершеннолетнего обвиняемого, который достиг возраста Основанием для назначения КСППЭ в этих случаях являются симптомы замедленного психического развития несовершеннолетнего. Они проявляются в легкомысленности его поступков, поверхностности суждений, недостаточном осмыс- 186 Часть 1. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии лении противоправности своего поведения, его неадекватной нравственной оценке, неспособности достаточно полно предвидеть его отрицательные последствия для себя, своих близких, окружающих. Значение всех этих особенностей усиливается при объективно сложной или конфликтной ситуации в момент криминала, подозрении о развитии у несовершеннолетнего в этот период острой эмоциональной реакции и/или наличии эмоциональной напряженности (стресса), состояния хронической фрустрации вследствие длительного неудовлетворения важных для него потребностей. М. М. Коченов (1980) указывал, что недостаточное осознание (оценка) своих действий и особенно слабость волевого контроля и самоконтроля у несовершеннолетнего резче проявятся в объективно сложной ситуации и будут связаны с большим дефицитом жизненного опыта, недостаточностью интеллектуальных и личностных ресурсов, более выраженной дезорганизацией деятельности при затруднениях и неуспехе (состоянии фрустрации). В качестве фактора, лимитирующего свободу волеизъявления у подростков, следует обязательно учитывать также давление и ожидания референтной группы. Ч. 3 ст. 20 УК РФ, определяющая предмет экспертизы несовершеннолетних, не предусматривает установления так называемого психологического возраста, который в явной или неявной форме подразумевается в рассматриваемых вопросах. Диагностика возрастного периода психического развития не самоцель, а вспомогательное средство, общий ориентир в достижении конечной цели — определении возможности или невозможности лица в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в конкретной ситуации, при конкретных внешних и внутренних (динамическое состояние личности) условиях. Поэтому в соответствии с конечной, а не промежуточной целью КСППЭ должен быть сформулирован вопрос и дан экспертный ответ. Более подробно данный вид экспертизы освещен в гл. 8, разд. 8.3. 4. Установление способности свидетеля или потерпевшего с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических свойств и особенностей {уровня) психического развития правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них показания. Основанием для КСППЭ может быть наличие внешних условий, затрудняющих восприятие и осмысление определенных событий. К ним, в частности, могут относиться неблагоприятные условия восприятия, скоротечность наблюдаемых явлений, чрезвычайно большой объем информации, слишком большая (сверхпо-роговая) или слишком малая (подпороговая) сила раздражителей. Однако значительно чаще необходимость в комплексном исследовании вызывается потребностью в оценке психических качеств самого подэкспертного. Сомнения в способности правильно воспринимать и воспроизводить информацию могут вызвать особенности его восприятия, мышления, памяти, речи, связанные с малолетним или старческим возрастом, дефектами органов чувств центрального происхождения, психической патологией, низким уровнем умственного развития, своеобразием черт личности (повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и др.), высоким эмоциональным напряжением в момент наблюдения, состоянием алкогольного или наркотического опьянения. Глава 6. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы Таким образом, значение имеют как внешние, так и внутренние причины, влияющие на восприятие, удержание в памяти и воспроизведение. Данный вид экспертизы детально рассмотрен в гл. 8, разд. 8.4. 5. Установление способности потерпевшего с учетом его психического состоя Этот вид КСППЭ назначается чаще всего в отношении малолетних и несовершеннолетних потерпевших по делам об изнасиловании. Основанием для назначения КСППЭ наряду с данными о психической патологии является пассивное поведение потерпевшей (потерпевшего) в период совершения преступления, неадекватное (равнодушное, беззаботное, легкомысленное и др.) отношение к случившемуся, заявление о применении обвиняемым средств психологического давления, о наступившем изменении психического состояния, его особенностях, лишавших возможности оказывать сопротивление, и др. Под особенностями психического состояния (функционирования) потерпевшей в период посягательства на ее половую неприкосновенность, помимо стойких психопатологических и возрастных характеристик, подразумеваются динамические эмоциональные сдвиги, прежде всего наличие парализующего волю и экспрессию аффекта страха. Различные по смыслу фрагменты ситуации потерпевшая может оценивать по-разному в зависимости от осведомленности в вопросах сексуальной жизни, опыта и стиля взаимоотношений с лицами противоположного пола, общего нравственного развития, подхода и объяснений (приемов обмана) насильника, степени замаскированности истинного смысла его намерений и поведения и др. 6. Установление психического состояния лица, в отношении которого подо Основанием для назначения КСППЭ является наличие фактических данных о конфликтной обстановке или, наоборот, внешней немотивированности суицидального поступка, признаков изменения поведения суицидента, о проявлениях у него накануне содеянного и в прошлом подавленности, отчаяния, замкнутости, внутренней растерянности и т.д. Особую значимость для качественного проведения СПЭ в таких случаях имеет тщательность собранных и верифицированных в материалах дела сведений о личности, психологических свойствах и состоянии суицидента. Хотя этот вопрос не может быть решен на основе только специальных знаний эксперта и требует проведения комплекса иных процессуальных действий, выводы экспертизы о возможной причине самоубийства, сделанные на основании применения знаний психологов и психиатров, могут иметь значительную вспомогательную ценность. Случай, когда причиной самоубийства является психическое расстройство, — компетенция психиатров. К компетенции экспертов-психологов относится определение и оценка кризисных состояний личности, одной из причин которых могут быть именно психические расстройства (например, идеаторная заторможенность при депрессиях, 188 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии переживаемая как стойкая утрата способности к творчеству, реализации ведущих личностных смыслов, как необратимый жизненный крах). Соответствующий вопрос экспертам, в том числе в отношении потерпевшего, совершившего суицид (окончившего или пытавшегося окончить жизнь самоубийством), правильно может быть сформулирован так: В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству? Имело ли это состояние характер, предрасполагавший к самоубийству? Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого {указать: изнасилование, насильственные действия сексуального характера или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния подэкспертпого в период, предшествовавший самоубийству? Ответы на данные вопросы имеют значение для квалификации ст. 110 УК РФ («Доведение до самоубийства») или определения п. «б» ст. 63 УК РФ (по которому самоубийство потерпевшего признается «наступлением тяжких последствий в результате совершения преступления», т.е. отягчающим наказание обстоятельством). И в том и в другом случае на основании заключения КСППЭ суд имеет возможность доказать наличие или отсутствие причинно-следственной связи между действиями виновного и фактом самоубийства потерпевшего лица. Учитывая, что психическое состояние потерпевшего может достигать или не достигать психопатологического уровня, ответы на данные вопросы входят в совокупную компетенцию экспертов — психолога и психиатра. Не меньшую роль играет взаимодействие психиатра и психолога в гражданском процессе. Для оценки полноты экспертного исследования способности к свободному волеизъявлению (к пониманию значения своих действий и руководству ими) оптимальным видом экспертизы является комплексная психолого-психиатрическая. Данный вид экспертизы оправдан вне зависимости от того, были у подэксперт-ного к моменту юридически значимых событий глубокие психические расстройства или нет. Во-первых, при комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизе в задачу психолога входит исследование вопроса: как выявленные психиатром патологические изменения скорректировали действие психологических механизмов [Дмитриева Т. Б. и др., 2000]. Поэтому важна оценка психологических факторов, которые отражают субъективное отношение подэкспертных к совершаемому юридическому акту, необходимость учитывать объективную обоснованность его взаимоотношения с заинтересованными сторонами. Даже кажущееся простым решение должно быть мотивировано, и из нескольких мотивов выбирается один, наиболее значимый. При проведении экспертизы необходимо учитывать такой важный фактор, как влияние окружения и зависимость пожилых людей в силу болезни и физической слабости от других лиц, что ставит перед ними дополнительные трудности при распоряжении своим имуществом [Шостакович Б. В., Ревенок А. Д., 1992]. В этих случаях для экспертной оценки психического состояния таких лиц, а именно уточнения степени внушаемости, считается целесообразным проведение КСППЭ. Среди признаков, свидетель- Глава 6. Комплексные судебно-психиатрические экспертизы 189 ствующих о неспособности понимать значение своих действий и руководить ими, называются утрата прежних эмоциональных привязанностей, немотивированность поступков и зависимость их от случайных обстоятельств, противоречивость принимаемых решений и т.д. Во-вторых, отсутствие способности понимать значение своих действий и руководить ими в момент заключения сделки может возникать в принципе не только в связи с психическим расстройством, но и по другим (неболезненным) основаниям. Согласно ст. 177 ГК РФ, сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившемся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной. Системный характер экспертной оценки задается отсутствием в ст. 177 ГК конкретной формулировки медицинского критерия, используемое же понятие «такое состояние» может быть расценено не только как психическое расстройство, но и как то или иное состояние, сопровождающееся нарушением волевых функций с утратой самоконтроля и способности анализировать создавшуюся юридически значимую ситуацию, сложностью прогноза правовых последствий совершаемой сделки. Поэтому в соответствии со ст. 177 ГК экспертной оценке подлежит «состояние» больного, что подразумевает анализ клинических, психологических, соматогенных, психогенных и социальных факторов, оказавших влияние на поведение подэкспертного в период совершения юридически значимого акта. В связи с этим в таких случаях особую важность приобретают экспертизы по оценке не только клинических, но и психологических факторов. Для определения полноценности волеизъявления необходимо выявить психологические особенности личности, эмоциональное состояние субъекта в момент действия, характер воздействия ситуации на принятие решения, а также последствия влияния состояния на способность выработать адекватное ситуации решение и надлежащим образом его реализовать в конкретных действиях, контролировать свои поступки. К объективным критериям потребности в использовании специальных психологических познаний относится наличие в содержании нормы материального права психологических элементов, которым придается самостоятельное юридическое значение и которые требуют отдельного установления. Обстоятельства, содержащие психологические компоненты, требуют таких средств доказывания, которые могли бы подтвердить наличие (отсутствие) указанных компонентов, без чего юридический факт не может быть признан доказанным. К числу таких ситуаций прямо относится закрепленная законодателем осознанность и полноценность волеизъявления как существенные юридические критерии действительности сделки. Доказательственное значение судебно-психологической экспертизы по данной категории гражданских дел «предопределяется двумя моментами: наличием психологических элементов в подлежащей применению норме материального права и возможностями самой экспертизы в установлении таких обстоятельств, которые способны подтвердить наличие юридических фактов, имеющих психологическое содержание» [Сахнова Т. В., 2000J. Оптимальным видом экспертного исследования для решения всех этих вопросов поэтому и является КСППЭ. Для оценки предмета экспертного исследования в этих случаях существенно, что в цивилистике традиционно выделение в отдельную группу сделок с так на- 190 Часть I. Теоретические и организационные основы судебной психиатрии зываемым пороком воли, к числу которых относится и состав, регламентируемый ст. 177 ГК. Порок воли характеризует субъективную сторону сделки и выражается в деформации ее элементов, в данном случае — способности понимать значение своих действий или способности руководить ими, т.е. способности субъекта сделки к ее совершению и самостоятельной реализации ответственности. Юридический смысл порока воли охватывает интеллектуальный (способность понимать значение своих действий) и волевой (полноценность волеизъявления, способность руководить своими действиями) компоненты сделки. Данные компоненты есть отражение особенностей течения психических процессов данной личности, обусловленных психологическими законами и закономерностями, в связи с чем данное состояние должно описываться психологическими категориями и выявляться с помощью психологического исследования. Таким образом, предметом экспертного исследования в этом случае становится оценка психического состояния лица на момент совершения имущественной сделки. Именно поэтому указывается, что для выявления психологического критерия признания сделки недействительной суд может обратиться к одному из следующих видов экспертиз: психологическая, психиатрическая, психолого-психиатрическая [Сахнова Т. В., 1997]. Таким образом, данные, свидетельствующие о наличии индивидуально-психологических особенностей, например повышенной внушаемости, других изменений психических процессов в результате возрастных, психосоматических и психотравмирующих факторов, предопределяют востребованность компетенции психолога. Порок воли при заключении сделки может выражаться также и в заблуждении. Соглас
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.58 (0.019 с.) |