Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Понятие и значение судебной речи.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО» Направление 030500 (521400) Юриспруденция Юридический факультет Очная форма обучения
Курск 2010 Рецензенты: Лагутин И.Б., кандидат юридических наук Маньшин С. В., кандидат юридических наук Рабочая программа дисциплины «Ораторское искусство» [Текст]/сост. В.П. Власова; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2010.
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030500 (521400) Юриспруденция 2000 г.
Учебная программа предназначена для методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы по направлению 030500 (521400) Юриспруденция; степень (квалификация) – бакалавр юриспруденции. 030500.68 Юриспруденция.
«____» _____________________ 200___г.
Составитель _______________________ В.П. Власова
©Власова В.П., 2010. © Курский государственный университет, 2010.
Лист согласования рабочей программы дисциплины «Ораторское искусство» Направление 030500 (521400) Юриспруденция; степень (квалификация) – бакалавр юриспруденции. Юридический факультет Очная форма обучения
2010-2011 учебный год
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права, протокол №___ от «___» _____________2010 г.
Заведующий кафедрой _____________________________ В.В. Захаров Составитель ______________________________________В.П. Власова
Согласовано: Начальник УМУ _____________ Н.А. Пархоменко, «___» __________ 2010 г. Заведующий отделом комплектования научной библиотеки __________________________ О.В. Терещенко, «___» __________ 2010 г.
Председатель методической комиссии по направлению __________________________ В.В. Захаров, «___» _____________ 2010 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Ораторское искусство» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030500 (521400) Юриспруденция; степень (квалификация) – бакалавр юриспруденции и является дисциплиной по выбору цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Произнесение речей в судах – необходимая часть работы прокуроров и адвокатов; повышение их профессионального мастерства немыслимо без постоянной работы над повышением общей юридической культуры судебных речей. В настоящее время, когда юристы действуют в условиях расширения демократии и гласности, умение владеть словом выходит на передний план. Постоянно растущий культурный уровень населения также обязывает юристов овладевать высокой речевой культурой. Юрист должен произносить речи доходчиво, грамотно, со знанием дела, выразительно, т.е. уметь убеждать. Ему необходимо быть хорошим оратором. Понятие юриста и оратора органически связаны и плох тот юрист, который не владеет ораторскими приемами, не умеет и не стремится выступать публично. Судебная аудитория отдает предпочтение тем прокурорам и адвокатам, которые в своих речах используют весь арсенал ораторских средств и способов. Обучить спорить, обучить говорить можно и нужно, именно эту цель ставит перед собой дисциплина «Ораторское искусство». Ее задачей является выработка у студентов комплекса знаний, умений и навыков оратора по подготовке и произнесению судебной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Целью изучения данного курса является ознакомление студентов с правилами публичного выступления на основе творческого к ним отношения, использованием этих правил в судебных речах. Задачами изучения дисциплины является рассмотрение особенностей судебной речи, работа над ее композицией и содержанием, а также осознание студентами важности произнесения судебной речи, необходимости наличия в ней культуры, выразительности и убедительности. Логика изучения дисциплины. «Ораторское искусство» является дисциплиной по выбору цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. В структуру учебной дисциплины «Ораторское искусство» входят следующие составные части: «Ораторское искусство как особая дисциплина», «Понятие и значение судебной речи», «Подготовка судебной речи», «Произнесение судебной речи», «Роль прокурора по уголовному делу в суде первой инстанции», «Защитительная речь», «Иные виды судебных речей». В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: - знать: мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; понятие публичной речи, понятие судебной речи, содержание и композиции судебной речи, основные виды речевых ошибок, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции и др. - уметь: составлять судебную речь, оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях. - владеть (быть в состоянии продемонстрировать): необходимыми актами профессионального общения; приемами возбуждения и удержания внимания слушателей; приемами доказывания и опровержения; культурой судебной речи и др. Приоритетные формы, методы, технологии обучения . При изучении курса «Ораторское искусство» применяются различные виды учебных занятий: лекции, консультации, самостоятельная работа студента. Основными видами учебных занятий являются лекции. В рамках лекционных занятий рассматриваются теоретические проблемы формирования и развития психологической, политической, этической, эстетической культуры юриста, умение произнесения речи на публике, в частности в суде. Наряду с указанными формами важную роль играют индивидуальные консультации студентов, дающие возможность корректировать процесс изучения спецкурса. Также предполагается самостоятельная работа студентов. Самоподготовка предполагает самостоятельное изучение разделов, проработку и повторение лекционного материала и материала учебной и научной литературы, подготовку к семинарским занятиям, рубежному и итоговому контролю, а также самостоятельное составление речи и ее демонстрация на семинарском занятии. Соответствующую литературу и нормативные правовые акты студент может найти, обратившись к учебным пособиям кафедры, в библиотеке вуза, в сети «Интернет», работая с информационно-правовыми системами. Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет. Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он в полной мере ориентируется в предложенных вопросах, отвечает на дополнительные вопросы, владеет изученной юридической терминологией, ориентируется в государственно-правовых явлениях и в рассмотренных в рамках дисциплины понятиях. «Незачтено» выставляется в случае если студент не отвечает на предложенные вопросы, а также на дополнительные вопросы, не владеет основными понятиями по дисциплине.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Ораторское искусство как особая дисциплина.
Понятие ораторского искусства, особенности судебного ораторского искусства. Красноречие и мастерство судебного оратора. Значение ораторского искусства для юриста. История ораторского искусства и судебного красноречия, становление и развитие Российской адвокатуры. Известные русские ораторы XIX века. Современное состояние судебного красноречия. Предмет специального курса, его цели и задачи. Система курса и методика его изучения.
Тема 2. Понятие и значение судебной речи.
Понятие публичной речи. Понятие судебной речи. Судебная речь как составная часть судебных прений. Виды и классификация судебных речей и их роль в осуществлении процессуальных функций. Цели судебной речи и основные средства их достижения. Предмет и значение судебной речи. Содержание и форма судебной речи. Особенности судебной речи. Особенности прений и судебных речей в суде присяжных. Соотношение эмоционального и рационального в судебной речи. Достоинства и недостатки речей исключительно рациональных и эмоциональных.
Тема 3. Подготовка судебной речи.
Изучение материалов дела при подготовке к судебному выступлению. Способы и методика изучения материалов дела. Определение позиции по делу. Изучение законодательных актов, судебной практики, юридической литературы. Работа над содержанием и композицией судебной речи. Вступление: назначение вступления, виды вступлений, основные требования к вступлению. Главная часть: структура; способы изложения обстоятельств; анализ доказательств; основные требования к изложению главной части. Заключение: назначение заключения; виды заключений; главные требования для всех видов заключений. Отбор и расположение собранного материала. Работа над текстом речи: составление плана, тезисов, полного текста речи. Работа над языком и стилем речи. Виды речевых стилей. Особенности официально – делового стиля. Украшения в судебной речи. Понятие и виды ораторского образа.
Тема 6. Защитительная речь.
Понятие защитительной речи как средства реализации процессуальной функции защитника в состязательном судебном процессе. Значение защиты и защитительной речи. Нравственные и психологические аспекты защитительной речи. Композиция защитительной речи. Вступление. Изложение фабулы дела. Тема защитительной речи. Основные виды тем. Понятие и разновидности коллизионной защиты. Искусство коллизионной защиты. Альтернатива в защитительной речи. Скрытая и открытая альтернатива. Сложности защиты по групповым делам, этика взаимоотношений защитников по групповым делам. Анализ отдельных элементов защитительной речи. Особенности анализа доказательств, изложения характеристики личности подсудимого и других элементов защитительной речи. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. Студентам рекомендуются следующие виды самостоятельной работы по дисциплине «Ораторское искусство»»: 1. Работа с источниками и литературой: учебники; монографии; правовые журналы; практикумы. 2. Подготовка к собеседованию; изучение предложенных вопросов; написание докладов, сообщений; решение правовых ситуаций; составление логических схем. 3. Исследовательская работа: ознакомление с правовой практикой и ее обобщение; написание научных творческих работ; составление речей; посещение судебных заседаний. 4. Подготовка к собеседованиям и зачету: повторение и закрепление ключевых проблем курса; изучение основных проблем дисциплины «Ораторское искусство». В рамках контроля над качеством освоения программы проводятся, контрольные работы, включающие в себя содержательные задания. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ Вариант 1. 1. Понятие ораторского искусства, особенности судебного ораторского искусства. 2. Культура судебной речи. Основные виды речевых ошибок. Вариант 2. 1. Судебная речь как составная часть судебных прений. Виды и классификация судебных речей 2. Понятие обвинительной речи, требования к ней предъявляемые. Вариант 3. 1. Вступительная речь: назначение вступления, виды вступлений, основные требования к вступлению. 2. Судебная речь при отказе прокурора от обвинения. Вариант 4. 1. Приемы возбуждения и удержания внимания слушателей 2. Понятие защитительной речи как средства реализации функции защитника в состязательном судебном процессе. Вариант 5. 1. Понятие ораторской морали и ораторского благоразумия 2. Речь прокурора и защитника по уголовным делам в суде второй инстанции. Критерии оценки: «отлично» - студент полностью раскрыл вопросы своего варианта; «хорошо» - студент полностью раскрыл вопросы своего варианта, но не всегда, опираясь на дополнительный материал; «удовлетворительно» - студент не в полном объеме раскрыл вопросы своего варианта с минимальным использованием дополнительного материала; «неудовлетворительно» - студент не раскрыл вопросы своего варианта.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 1. История ораторского искусства и судебного красноречия. 2. проблема запоминания: виды памяти, основные аспекты проблемы запоминания. 3. Понятие, предмет и значение судебной речи. Особенности судебной речи. 4. Определение диапазона речи. Обработка ее интонационной выразительности; варианты типичных ошибок и способов предупреждения. 5. Виды и ели судебных речей. Их роль в осуществлении процессуальных функций. 6. Начало судебной речи: значение, основные задачи оратора и правила его поведения. 7. Композиция судебной речи: история и современность, стандарт построения. 8. Конец речи: особенности, основное содержание. 9. Вступление в судебной речи: назначение, основные требования. 10. Понятие и значение культуры судебной речи. Основные качества, определяющие культуру судебной речи. 11. Главная часть судебной речи: назначение; основные требования; анализ доказательств. 12. Ясность судебной речи: понятие, факторы вредящие ясности. 13. Заключение судебной речи: назначение; главные требования для всех видов заключений. 14. Точность судебной речи: понятие, виды точности, значение правильного словоупотребления. 15. Расположение материала в судебной речи: задачи, цели, виды. 16. Убедительность судебной речи: понятие, значение логики рассуждения; применение в судебной речи сформулированных логикой основных законов мышления. 17. Основные этапы подготовки судебной речи. Изучение материалов дела: цель, основные правила. 18. Доказательность судебной речи: значение, основные элементы. 19. Определение процессуальной позиции по делу. 20. Тезис: значение, основные правила; виды обоснования; опровержение. 21. Составление плана, тезисов либо полного текста речи. 22. Логические ошибки в речи: виды, причины, предупреждение ошибок. 23. Подготовка выступления с судебной речью. 24. Уместность и правильность судебной речи: понятие признаки, значение. 25. Работа над языком и стилем – важный этап подготовки судебной речи. 26. Использование риторических приемов для повышения эмоциональности судебной речи. 27. Функциональные стили языка. Функции языка судебной речи. 28. Выразительность судебной речи: понятие. Главные средства выразительности. 29. Особенности официально-делового стиля речи. 30. Судебные прения как форма полемики в суде; основные требования, которым должна соответствовать полемика в суде. 31. Клише и штампы в судебной речи. 32. Основные приемы доказывания в судебном споре. 33. Ораторский стиль: понятие, виды. Главные условия работы над языком и стилем. 34. Основные приемы опровержения в судебном споре. 35. Судебная аудитория и общение с ней. Виды судебной аудитории и задачи судебного оратора в установлении контакта с ней. 36. Этика в полемике. Соблюдение требований закона и нравственности 37. Основные приемы установления контакта с судебной аудиторией 38. Понятие и этические аспекты обвинительной речи. Ее вступительная часть. 39. Основные приемы удержания внимания судебной аудитории до окончания выступления. 40. Характеристика личности подсудимого и потерпевшего в обвинительной речи. 41. Изложение фактических обстоятельств обвинительной речи. Обоснование квалификации преступления. 42. Искусство убеждать и воздействовать в суде: значение. Основные приемы. 43. Альтернатива в защитительной речи: понятие виды. Условия применения. 44. Содержание и композиция обвинительной речи. Необходимые и возможные элементы обвинительной речи. 45. Заключение в обвинительной речи. 46. Судебная речь при отказе прокурора от обвинения. Процессуальные и психологический проблемы отказа от обвинения. 47. Понятие защитительной речи как средства реализации процессуальной функции защитника в состязательном судебном процессе. 48. Композиция защитительной речи. Вступление. 49. Основные виды тем защитительной речи. 50. Сложности защиты по групповым делам; этика взаимоотношений защитников. 51. Особенности анализа доказательств, изложения характеристики личности подсудимого и других элементов защитительной речи.
Учебно-исследовательская работа студентов Учебно-исследовательская работа студентов состоит в подготовке их к участию в научных конференциях, а именно подготовка под контролем преподавателя материалов докладов связанных со спецификой изучаемого предмета, а также тезисов выступлений для опубликования.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО» Направление 030500 (521400) Юриспруденция Юридический факультет Очная форма обучения
Курск 2010 Рецензенты: Лагутин И.Б., кандидат юридических наук Маньшин С. В., кандидат юридических наук Рабочая программа дисциплины «Ораторское искусство» [Текст]/сост. В.П. Власова; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2010.
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030500 (521400) Юриспруденция 2000 г.
Учебная программа предназначена для методического обеспечения дисциплины основной образовательной программы по направлению 030500 (521400) Юриспруденция; степень (квалификация) – бакалавр юриспруденции. 030500.68 Юриспруденция.
«____» _____________________ 200___г.
Составитель _______________________ В.П. Власова
©Власова В.П., 2010. © Курский государственный университет, 2010.
Лист согласования рабочей программы дисциплины «Ораторское искусство» Направление 030500 (521400) Юриспруденция; степень (квалификация) – бакалавр юриспруденции. Юридический факультет Очная форма обучения
2010-2011 учебный год
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права, протокол №___ от «___» _____________2010 г.
Заведующий кафедрой _____________________________ В.В. Захаров Составитель ______________________________________В.П. Власова
Согласовано: Начальник УМУ _____________ Н.А. Пархоменко, «___» __________ 2010 г. Заведующий отделом комплектования научной библиотеки __________________________ О.В. Терещенко, «___» __________ 2010 г.
Председатель методической комиссии по направлению __________________________ В.В. Захаров, «___» _____________ 2010 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Ораторское искусство» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030500 (521400) Юриспруденция; степень (квалификация) – бакалавр юриспруденции и является дисциплиной по выбору цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. Произнесение речей в судах – необходимая часть работы прокуроров и адвокатов; повышение их профессионального мастерства немыслимо без постоянной работы над повышением общей юридической культуры судебных речей. В настоящее время, когда юристы действуют в условиях расширения демократии и гласности, умение владеть словом выходит на передний план. Постоянно растущий культурный уровень населения также обязывает юристов овладевать высокой речевой культурой. Юрист должен произносить речи доходчиво, грамотно, со знанием дела, выразительно, т.е. уметь убеждать. Ему необходимо быть хорошим оратором. Понятие юриста и оратора органически связаны и плох тот юрист, который не владеет ораторскими приемами, не умеет и не стремится выступать публично. Судебная аудитория отдает предпочтение тем прокурорам и адвокатам, которые в своих речах используют весь арсенал ораторских средств и способов. Обучить спорить, обучить говорить можно и нужно, именно эту цель ставит перед собой дисциплина «Ораторское искусство». Ее задачей является выработка у студентов комплекса знаний, умений и навыков оратора по подготовке и произнесению судебной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Целью изучения данного курса является ознакомление студентов с правилами публичного выступления на основе творческого к ним отношения, использованием этих правил в судебных речах. Задачами изучения дисциплины является рассмотрение особенностей судебной речи, работа над ее композицией и содержанием, а также осознание студентами важности произнесения судебной речи, необходимости наличия в ней культуры, выразительности и убедительности. Логика изучения дисциплины. «Ораторское искусство» является дисциплиной по выбору цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. В структуру учебной дисциплины «Ораторское искусство» входят следующие составные части: «Ораторское искусство как особая дисциплина», «Понятие и значение судебной речи», «Подготовка судебной речи», «Произнесение судебной речи», «Роль прокурора по уголовному делу в суде первой инстанции», «Защитительная речь», «Иные виды судебных речей». В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: - знать: мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; понятие публичной речи, понятие судебной речи, содержание и композиции судебной речи, основные виды речевых ошибок, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции и др. - уметь: составлять судебную речь, оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях. - владеть (быть в состоянии продемонстрировать): необходимыми актами профессионального общения; приемами возбуждения и удержания внимания слушателей; приемами доказывания и опровержения; культурой судебной речи и др. Приоритетные формы, методы, технологии обучения . При изучении курса «Ораторское искусство» применяются различные виды учебных занятий: лекции, консультации, самостоятельная работа студента. Основными видами учебных занятий являются лекции. В рамках лекционных занятий рассматриваются теоретические проблемы формирования и развития психологической, политической, этической, эстетической культуры юриста, умение произнесения речи на публике, в частности в суде. Наряду с указанными формами важную роль играют индивидуальные консультации студентов, дающие возможность корректировать процесс изучения спецкурса. Также предполагается самостоятельная работа студентов. Самоподготовка предполагает самостоятельное изучение разделов, проработку и повторение лекционного материала и материала учебной и научной литературы, подготовку к семинарским занятиям, рубежному и итоговому контролю, а также самостоятельное составление речи и ее демонстрация на семинарском занятии. Соответствующую литературу и нормативные правовые акты студент может найти, обратившись к учебным пособиям кафедры, в библиотеке вуза, в сети «Интернет», работая с информационно-правовыми системами. Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет. Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он в полной мере ориентируется в предложенных вопросах, отвечает на дополнительные вопросы, владеет изученной юридической терминологией, ориентируется в государственно-правовых явлениях и в рассмотренных в рамках дисциплины понятиях. «Незачтено» выставляется в случае если студент не отвечает на предложенные вопросы, а также на дополнительные вопросы, не владеет основными понятиями по дисциплине.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Ораторское искусство как особая дисциплина.
Понятие ораторского искусства, особенности судебного ораторского искусства. Красноречие и мастерство судебного оратора. Значение ораторского искусства для юриста. История ораторского искусства и судебного красноречия, становление и развитие Российской адвокатуры. Известные русские ораторы XIX века. Современное состояние судебного красноречия. Предмет специального курса, его цели и задачи. Система курса и методика его изучения.
Тема 2. Понятие и значение судебной речи.
Понятие публичной речи. Понятие судебной речи. Судебная речь как составная часть судебных прений. Виды и классификация судебных речей и их роль в осуществлении процессуальных функций. Цели судебной речи и основные средства их достижения. Предмет и значение судебной речи. Содержание и форма судебной речи. Особенности судебной речи. Особенности прений и судебных речей в суде присяжных. Соотношение эмоционального и рационального в судебной речи. Достоинства и недостатки речей исключительно рациональных и эмоциональных.
Тема 3. Подготовка судебной речи.
Изучение материалов дела при подготовке к судебному выступлению. Способы и методика изучения материалов дела. Определение позиции по делу. Изучение законодательных актов, судебной практики, юридической литературы. Работа над содержанием и композицией судебной речи. Вступление: назначение вступления, виды вступлений, основные требования к вступлению. Главная часть: структура; способы изложения обстоятельств; анализ доказательств; основные требования к изложению главной части. Заключение: назначение заключения; виды заключений; главные требования для всех видов заключений. Отбор и расположение собранного материала. Работа над текстом речи: составление плана, тезисов, полного текста речи. Работа над языком и стилем речи. Виды речевых стилей. Особенности официально – делового стиля. Украшения в судебной речи. Понятие и виды ораторского образа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.87.151 (0.012 с.) |