Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка личности по внешним признакам в оперативно-розыскной деятельности

Поиск

 

Ранее уже было отмечено, что объект оценки воспринимается, как правило, в виде целостного образа, мы формируем свое впечатление об объекте, иногда игнорируя многие содержательные факторы. Лицо, тело, руки, голос, речь объекта, являющиеся показателями его внешних реакций, как бы ускользают от нашего внимания. Между тем лицо выражает мимические движения, ослабляя или усиливая их взглядом глаз. Тело, имея соответствующие формы, принимая характерные позы, производит благоприятное или неблагоприятное впечатление. Жестикуляция рук вызывает у нас чувство симпатии или антипатии к человеку. Голос с присущим ему диапазоном звуковых частот, резонансом, темпом и другими факторами создает у нас ощущение приятного или неприятного. И наконец, речь, отражающая внутренний интеллект, заставляет нас восхищаться, удивляться или разочаровываться в изучаемом лице.

Таким образом, при оценке личности по внешним признакам сотрудник должен понимать реакции лица, тела, рук, голоса и речи. Исследования отечественных психологов 85 нацеливают нас на изучение в этом плане: экспрессивных реакций лица, движения глаз, телосложения, позы, походки, жестов, голоса и речи.

Экспрессивные реакции лица. В схемах оценки людей лицо отождествляют со всей личностью. Оно говорит о духовном мире, интеллекте и настроении человека. По лицу человека определяют пол, возраст, расовую и этническую принадлежность, а порою даже социальный статус. Кроме того, мы всегда стараемся по выражению лица и глаз определить состояние и характер человека. Нам помогают в этом цвет и густота волос, цвет кожи, морщины, лицевая мускулатура и т. д. Мы, как правило, стремимся составить мнение о человеке, основываясь на реакциях его лица.

Искусство «чтения лица» известно с глубокой древности. Длительное время по лицу пытались не только определять черты характера, но и предсказывать судьбу. Психологи потратили много времени и сил, пытаясь найти сходство между чертами лица и характером человека.

Известный русский педагог П.Ф. Лесгафт утверждал, что человек, который не подвергался никаким сильным ощущениям, имеет свежее лицо. Внутренние опасения, составляющие основу тревожности человека, заставляют его сопровождать свои действия рядом безотчетных движений. «Ханжа — подчеркивал П.Ф. Лесгафт, — под спущенным веком глаз не находит себе места, как бы подглядывая за окружающими. По лицу можно определить национальный тип, тип интеллигента, тип чиновника, военного, купца, крестьянина, лакея... На лице военного обыкновенно видно выражение самоуверенности, готовность действовать, то есть производить движения соответственно получаемым впечатлениям (например, у подчиненных), или явные признаки высокомерия (у начальствующих)»86.

Практика показывает, что по лицу хорошо научились определять лишь психическое состояние человека. По выражению лица можно читать многие тончайшие оттенки различных душевных волнений. Даже столкновение противоречивых чувств, их борьба и смятение отражаются в характерных внешних признаках и распознаются глазом наблюдателя 87.

В настоящее время доказано, что лицо может отражать весь спектр эмоционального состояния человека. Исследованиями установлены общечеловеческие и индивидуальные и эмоциональные экспрессии. Основу их составляют шесть систем лицевых реакций, конкретно отражающих удивление, страх, негодование, отвращение, радость и печаль. Как правило, усвоение особенностей проявления общечеловеческих экспрессии дает возможность научиться «читать» эмоциональный подтекст действий интересующего лица. Познакомимся с этим подробнее на примере общечеловеческих экспрессии.

Удивление — это моментальная реакция. Всегда появляется внезапно. Если есть время обдумать то, что может удивить, удивление на лице не зафиксируется. Стимулы удивления: вид объекта, звук, запах, прикосновение к чему-то, сообщение, идея. Следует отметить основные проявления реакции удивления: брови вздернуты вверх, на лбу широкие морщины; глаза широко, расслабленно открыты, над радужной оболочкой видна белая склера; соответственно, рот открыт.

Страх — это эмоция, возникающая в предвосхищении чего-то исключительно пагубного для личности. Причиной страха может быть ожидание физической боли, каких-либо неприятных для личности событий, которые эта личность не в силах предотвратить.

Основные проявления реакции страха: брови подняты, растянуты и сведены; короткие морщины на лбу глаза раскрыты, вверху видна белая склера, нижнее веко очень напряжено; губы раздвинуты, сильно напряжены и оттянуты назад. Выражение эмоции страха отличается от выражения эмоции удивления четырьмя моментами: 1) при реакции удивления морщины проходят через весь лоб, при реакции страха они короче и обозначаются над переносицей; 2) глаза напряжены; 3) раскрытый рот бесформенно искажен, губы напряжены; 4) удивление — мимолетная реакция, а страх — более длительная. Иногда эмоция страха может слиться с удивлением. Это происходит в том случае, если пагубные события не ожидаются а наступают моментально. По первоочередности и устойчивости проявления той или иной эмоции можно судить о преобладании страха или удивления.

Негодование является результатом психического расстройства, физической угрозы или намерения нанести кому-то психологический или физический ущерб. В состоянии гнева у человека поднимается кровяное давление, от чего краснеет лицо, на висках и шее вздуваются вены, учащается дыхание, напрягаются мышцы. Основные проявления реакции гнева: брови сдвигаются, между ними появляются вертикальные складки, внешние концы бровей поднимаются; лоб без горизонтальных морщин; глаза сужаются; губы напряженно сжаты, иногда в гримасе обнажаются зубы.

На практике контролируемые реакции гнева (злости) проявляются в двух разновидностях. При появлении первой разновидности гнева его индикатором являются одни брови, лицо же остается нейтральным. Это может иметь место в случаях, когда человек: а) испытывает легкое раздражение; б) обдумывает какую-нибудь сложную, не поддающуюся решению проблему; в) концентрирует на чем-либо внимание; г) критически оценивает слова, дела, поступки; д) старается скрыть злость от окружающих.

О проявлении второй разновидности гнева сигнализируют: а) брови и веки и б) рот и веки. Это происходит тогда, когда человек слушает какое-то чрезвычайно длинное, изобилующее повторениями, неинтересное для него сообщение.

Отвращение является реакцией на ощущение вкуса, запаха, звука, прикосновения и вида некоторых объектов, в том числе и людей. Естественно, влияние такого объекта и проявление реакции на него зависят от культуры наблюдаемого и ситуации, в которой он находится.

Основные проявления реакции отвращения: брови опущены; отсутствие морщин на лбу; глаза сужены, почти закрыты; уголки губ опущены. Иногда при сильной степени отвращения рот открыт и напряженно, как при тошноте, высунут язык; на носу морщины. Чем сильнее отвращение, тем больше морщин и тем напряженнее нос.

Спектр реакции отвращения очень широк — от едва уловимого наморщивания носа до искажения всего лица в гримасе тошноты. Отвращение по отношению к людям обычно выступает в виде презрения. Экспрессивные реакции отвращения в ответ на ситуацию могут сливаться с реакциями удивления и страха. При сочетании гнева и отвращения обычно доминирует последнее. Экспрессивные реакции здесь отражают переживание мысли: «Как посмели вы показать мне эту гадость?» В сочетаниях удивления и гнева доминирует гнев, а в сочетании гнева и страха доминирует страх.

Радость переживается как ощущение возбуждающего и поднимающего настроение, облегчения от чего-то неприятного или опасного. Основные проявления реакции радости: брови и лоб почти не принимают участия в формировании экспрессии, глаза часто сужаются и блестят; рот растягивается, уголки губ поднимаются кверху. Эту эмоцию радости можно передать словами: «Как я рад!», «Как мне приятно!», «Как я счастлив!» В некоторых случаях радость может сливаться с удивлением, при этом, как правило, реакция удивления фиксируется лишь на мгновение. Довольно часто экспрессиями радости маскируются гнев и страх.

Печаль чаще всего вызывается какими-то потерями. Она фиксируется на лице от нескольких минут до нескольких дней. Данная эмоция имеет довольно широкий диапазон — от состояния печали, до горя и страдания, когда имеют место крики, вопли, судорожные движения руками и телом. Внешние проявления между тем не всегда свидетельствуют о глубине переживаний: одни люди склонны горе переносить молча, другие шумно.

Основные проявления реакции печали: брови сдвинуты вместе, внешние концы опущены между бровями небольшие вертикальные складки; на середине лба короткие морщины, глаза слегка приоткрыты, и между нижним и верхним веком образуется складка в виде треугольника; уголки рта опущены вниз.

При оценке изучаемого лица следует иметь в виду, что некоторые люди склонны постоянно переживать печаль. Встречаются люди, которые никогда не фиксируют на лице печаль. Очень сильный отпечаток накладывают на проявление этой эмоции национальные особенности. Например, скандинавы стараются скрыть свою печаль злостью, японцы — всегда улыбкой. При слиянии печали и страха превалирует страх, при слиянии печали и гнева — верх берет гнев. Вместе с тем характерное при печали положение бровей все же сбить трудно.

Как правило, эмоции возникают в ответ на какой-то раздражитель. Вместе с тем арсенал мимических движений для выражения эмоций один и тот же; страх вызывает напряжение лицевых мускулов, радость — расслабление и т. д.

Таким образом, оценивая эмоциональные переживания людей по лицу, необходимо учитывать характер раздражителя, общечеловеческую систему эмоций, национальность, к которой принадлежат, и особенности поведения конкретного индивида.

Глаза. Человек непроизвольно широко открывает глаза, если внезапно видит что-то удивительное, при этом бесконтрольно расширяются зрачки глаз. Замечено, что глаза расширяются при взгляде на человека, который нравится, и сужаются при взгляде на неприятную личность. Когда человек удовлетворен полученной информацией или хочет о чем-то подумать, он отводит глаза в сторону. Если кто-либо ловит взгляд другого человека, значит он хочет обратить его внимание на себя или даже войти с ним в доверительные отношения. Обычно же люди смотрят в глаза друг другу где-то около 20% проведенного в беседе времени,

Следует отметить, что по глазам определяют напряженность, властность, заинтересованность, отношения симпатии и антипатии, подчиненности и доминирования. Глаза сужаются при гневе, презрении, чувстве превосходства; расширяются при удивлении и страхе; закрываются при некоторой степени страха и стыда, покрываются «поволокой» в минуту нежности; туманятся при горе и грусти; блестят при радости и ощущении надежды. Выделяют взгляды: грустный, нежный, страдальческий, гневный, радостный, горестный, пугливый, самодовольный, стыдливый, удивления, уважения, презрения, силы, торжества, благоговения.

Тело. Оно является носителем данных о поле, возрасте, расе человека. Впечатление, которое создается при восприятии тела человека, определенным образом характеризует его. Различают три главных типа телосложения: 1) эндоморфный (толстый, круглый); 2) мезоморфный (атлетический, мускульный); 3) эктоморфный (высокий, худой). На практике уже доказано, что эндоморфный тип, по натуре чаще всего разговорчивый, доброжелательный, уживчивый; мезоморфный — склонен к риску, даже к лидерству, самостоятельный; эктоморфный — нервный, напряженный и т. д. Психиатрическая и психолого-психиатрическая экспертиза, а также спортивная психология имеют тому немало доказательств88.

Поза. По ней, безусловно, можно судить о жизненной силе, степени усталости, самоуверенности и даже о социальном статусе человека. По тому, как человек напрягает мышцы, складывает руки и ноги, можно сделать выводы об эмоциональном отношении человека, его намерениях, отношении к другим людям. Все позы можно приблизительно разделить на две большие группы. Это, как правило, напряженные и расслабленные позы. Первые свидетельствуют о состоянии бдительности, тревожности, готовности к действию; вторые — о безмятежности и спокойствии. Поскольку поза связана с деятельностью мышц, она служит «генератором» настроения. Очень часто через позу происходит эмоциональное «заражение» собеседника.

Походка. Ее особенности зависят как от телосложения, так и от эмоционального настроя. Когда человек находится в унылом состоянии, он, как правило, «волочит» ноги, очень часто держит руки в карманах и втягивает голову в плечи. Человек полный энергии передвигается «скачками»: то он быстро устремляется вперед, то затягивает шаг. Уверенный в себе человек обычно держит высоко подбородок, не гнет спины, решительно размахивает руками и шагает размеренно, явно желая создать о себе положительное впечатление.

Руки. Движение их передает информацию о всех аспектах личности человека. В жизни говорят, что если человеку связать руки, он становится безмолвным. В жизни каждый человек обладает своим стилем манипуляции, то есть жестами, которые отражают принадлежность его к определенной культуре. Очень часто жесты свидетельствуют об этническом происхождении человека, о его воспитании, профессии и т. д. Как правило, жесты подразделяются на иллюстраторы, регуляторы, адаптеры, аффекторы и эмблемы.

Голос и речь изучаемого человека дают нам информацию о его эмоциональных переживаниях, интеллекте, эрудиции и даже характере.

Голос человека позволяет судить о подстрочном смысле высказывания, переживаниях говорящего, степени его владения языком, культуре и индивидуально-психологических особенностях,

Существуют индивидуальные особенности голоса (диапазон звуковых частот, резонанс, темп и контроль речи) и вокальные переменные (интенсивность, высота, протяженность).

Все индивидуальные особенности являются устойчивыми характеристиками личности. Они дают возможность отличить один голос от другого и, следовательно, оценить говорящего по самым различным аспектам. Большую роль при оценке говорящего играют также вокальные переменные.

Если в речи используется весь спектр звуков от высоких до низких тонов, говорят о широком диапазоне голоса. Если же речь ведется преимущественно в одной тональности, мы сталкиваемся с узким диапазоном голоса. Такая речь называется монотонной. Обычно мы повышаем голос, когда ставим вопрос, и понижаем, когда завершаем сообщение.

Следует здесь отметить и резонанс — это проявление таких особенностей голоса, как сиплость, шипение, «рокот», «громовые» раскаты и т. д. Униженное или подчиненное положение личности в жизни обычно сочетается со слабым резонансом, властная натура развивает в своем голосе «металлический оттенок» и раскатистость.

Темп иллюстрирует скорость продуцирования речи (быстрый, средний или замедленный темп). Каждому человеку присущ определенный темп речи. Интенсивность речи может свидетельствовать о степени эмоционального состояния человека.

Речь. Речевое поведение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния.

Эрудиция может быть в известной степени оценена содержательностью речи. Эрудиция предполагает прежде всего наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения

своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.

Интеллект человека оценивается по логичности высказывания и богатству речевого содержания. Свободный подбор слов, их разнообразная связь в предложения и, наконец, легкость речевого продуцирования являются индикаторами развитого интеллекта. Различные нарушения в речи очень часто сигнализируют о нарушениях в мыслительных процессах человека. Эрудиция и интеллект, а также мотивация поведения изучаемого лица относятся к содержательному фактору речи. Отметим, что речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, интересующего сотрудников, в частности, его эмоциональной напряженности. Здесь сотруднику необходимо познакомиться стремя из них:

1) особенностями выбора слов;

2) спецификой грамматического оформления высказывания;

3) восприятия речи в состоянии эмоциональной напряженности. Эти критерии в настоящее время в достаточной степени изучены и получили экспериментальное подтверждение 89. Кратко рассмотрим их.

1. В состоянии эмоциональной напряженности многие люди при выражении своих мыслей испытывают затруднения в выборе слов. В частности, по сравнению с речью, протекающей в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда на практике их называют паузами нерешительности, Есть все основания предполагать, что длительные поисковые паузы во многих культурах народов мира являются доказательством эмоциональной напряженности человека. Чтобы сделать правильный вывод, надо сравнить речь изучаемого лица в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.

Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот». Подозреваемый на вопрос дознавателя: «Зачем взламывали замок?» — отвечает: «Я это... я когда плечом д... ударился об эту вторую дверь, он, этот замок, отлетел, что ли, она открылась...»

В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется стереотипностью: говорящий главным образом употребляет те слова, которые наиболее типичны для его диалекта, активно пользуется шаблонами.

2. Грамматическая незавершенность фраз — другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи. Наиболее характерна здесь грамматическая неоформленность: «Ну в общем... таможенная служба... органы милиции... морская охрана... с контрабандистами... как ловили и т. д.» (пример из речи абитуриента на экзамене). Нередко в состоянии эмоциональной напряженности встречается нарушение логической связи между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности. Типичной особенностью эмоционально напряженной речи является нарушение логичности и последовательности высказывания. Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. Нередко в дальнейшем говорящий осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь ее исправить, обычно еще больше путается.

3. Восприятие речи в состоянии эмоциональной напряженности отличается рядом особенностей. В частности, это ухудшение мыслительной обработки информации и снижение «помехоустойчивости». Первое — ведет к поспешному принятию решения, а второе — к искажению смысла воспринимаемого. В целом, в результате существенно изменяется восприятие речевой информации.

Следует отметить, что речь является важнейшим индикатором психической жизни человека. По речи четко фиксируются практически все психические отклонения. Ниже дается краткое описание речевых особенностей, типичных для психических заболеваний. Характерные речевые симптомы здесь будут следующими90:

1) логоррея — непрерывное говорение. Как правило, человек, не дожидаясь вопроса или реплики собеседника, перескакивает на новые темы, вводит в рассказ новые персонажи и т. д.;

2) персеверация речи — «застревание» в сознании человека одной какой-нибудь мысли или одного несложного представления и неоднократное и монотонное их повторение в ответ, например, на вопросы, которые не имеют к первоначальным совсем никакого отношения;

3) бессвязность или разорванность речи — внешне речь кажется грамматически правильной, но она оказывается лишенной смыслового содержания;

4) вязкость речи — чрезмерно подробная обстоятельность в описании сложных событий и явлений, речевая навязчивость;

5) «резонерство и мудрствование» — беспочвенные и бесплодные рассуждения, иногда и вплоть до полной бессмысленности.

Как правило, эти симптомы могут свидетельствовать о наличии у говорящего какого-то психического заболевания. Точное распознание болезни относится к компетенции специалистов — психиатра и психолога, однако самые общие выводы сотрудник может сделать и сам. Здесь следует отметить некоторые проявляющиеся в речи симптомы психических заболеваний:

1) прогрессивный паралич. Как правило, проявляется в затруднении артикуляции, невнятности произношения, интонационной невыразительности речи;

2) состояние, характеризующееся расстройством кратковременной памяти и сохранением долговременной памяти. Часто фиксируется как неспособность запомнить только что услышанное и увиденное; возможно также произнесение одного слова вместо другого;

3) болезнь Пика или Альцгеймера (слабоумие тотального характера, начинающее проявляться преимущественно в предстарческом возрасте). Выражается, в основном, в распаде речи, появлении заикания, повторении начальных букв, а затем отдельных слогов, речь в конечном счете становится практически непонятной;

4) эпилепсия (заболевание, при котором наблюдаются периодические судорожные припадки с различной степенью утраты сознания и памяти). Дает о себе знать замедленной и «вязкой» речью, стереотипностью, обилию слов в уменьшительной форме, в более тяжелой форме — бедность словаря;

5) шизофрения (заболевание, характеризующееся быстро или медленно развивающимися особого типа изменениями личности: прогрессирующая замкнутость, эмоциональное оскудение, утрата единства психических процессов).

Наблюдается замена конкретных понятий абстрактными и наоборот, резко выступает семантическая разорванность или бессмысленность речевого потока обычно при сохранении грамматической целостности фразы, искажается фонетическая структура речи — интонационное выделение не соответствует содержанию высказывания, имеет место повторение слов, произносимых собеседником, а также бессмысленное выкрикивание одного и того же слова, одной и той же фразы;

6) маниакально-депрессивный психоз (болезнь, протекающая в виде фаз: депрессии — подавленного настроения, заторможенности мыслительных процессов и мании — повышенного настроения, ускорения мыслительных процессов, речевого возбуждения). В маниакальном состоянии появляется «фонтан» идей, заметна отвлекаемость на новые предметы и появление большого числа ассоциаций по звучанию, отсюда изобилие рифмующихся слов- в депрессивном состоянии — противоположные симптомы, вплоть до полного отсутствия речи.

Известно давно, что речь является тонким сигнализатором личностных параметров человека. Учет речевых факторов в изучении интересующего лица дает в руки сотруднику очень важную и надежную информацию, скрыть которую от внимательного наблюдателя интересующее лицо может только при соответствующей специальной тренировке.

 

 

Глава 7. Психологическое воздействие на личность в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов

 

Общие положения психологического бездействия на личность в оперативно-розыскной деятельности

 

Деятельность сотрудников правоохранительных органов тесно связана с воздействием на психологию людей. При осуществлении дознания и следствия находят применение самые разнообразные методы и средства воздействия. Одна из целей дознания и следствия — воздействие на лиц, совершивших преступление, на неустойчивых лиц, которые могут совершить преступление, — достигается различными методами, в том числе и методами психологического воздействия. Сущность их заключается в побуждении объекта принимать навязываемую ему идею или организовывать свое поведение в нужном для правоохранительных органов направлении. Цели подобного воздействия всегда направлены на воспитание, на перевоспитание личности уже в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Особенность установления истины при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания, а затем следствия заключается в необходимости восстановления фактов, действий, которые можно выявить во многих случаях только через свидетельства лиц, бывших их очевидцами или участниками. При воспроизводстве фактов, суждений, выводов об обстоятельствах конкретного преступного события, у лиц, через которых устанавливаются эти важные для решения конкретного дела факты, происходят, как правило, сложные психические процессы восстановления в памяти забытого, узнавания, решения поставленных оперработником или следователем задач. Установление истины через субъективные восприятия других лиц является весьма сложным процессом, так как это восприятие может быть неполным, а иногда просто искаженным и неверным. Для того чтобы свидетели могли наиболее полно воспроизвести объективно существующие факты, им всегда необходимо оказывать определенную помощь. Эта помощь, безусловно, не может быть чем-то иным, кроме определенного психологического воздействия. Наша задача и состоит в разработке таких путей воздействия на лиц, свидетельствующих о фактах для восстановления объективной истины в событиях прошлого, взаимоотношениях причинно-следственных и иных связей по материалам дела, которые бы помогли активизации психической деятельности этих лиц и гарантировали полноту и правильность воспроизведения фактов, интересующих органы дознания и следствия.

На практике, однако, сложность процесса установления истины при осуществлении розыскной деятельности, дознания и следствия этим не ограничивается. Как правило, в большинстве случаев события преступления представляют собой очень замысловатое переплетение самых различных, подчас противоположных интересов тех лиц, через которых в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания, а затем и следствия мы должны устанавливать истину о событиях и фактах. В жизни это противоречие интересов иногда приводит к тому, что некоторые лица сознательно не сообщают известные им сведения или умышленно искажают их. Поэтому в оперативно-розыскной деятельности, в процессе установления истины, приходится не только помогать в воспроизведении фактов, но и добиваться правдивости показаний. Здесь психологические методы воздействия создают условия для получения от всех указанных в имеющихся материалах лиц правильной и полной информации о фактах, конкретных событиях, интересующих органы дознания и следствие, обеспечивающих необходимое воздействие на лиц, которые умышленно хотят скрыть правду от дознания и следствия, зачастую передают ложную информацию.

При помощи психологических методов воздействия в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия выполняется воспитательная функция, безусловно, устанавливается истина, реализуется коммуникативная деятельность и т. д. Подводя итог, можно сказать, что разработка методов психологического воздействия производится с целью обеспечения:

1) полного установлена истины в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания, а затем и расследования фактов совершенного преступления;

2) изменения отношения подозреваемого к своему поведению, определенным фактам, лицам;

3) воспитания и возможного перевоспитания лиц, у которых выявляются отрицательные привычки, навыки, наклонности, могущие явиться причиной совершения ими преступлений;

4) активизация действий всех лиц, принимающих участие в оперативно-розыскной деятельности, дознании и следствии.

Следует отметить, что существует ряд принципов, без предварительного учета которых цели воздействия в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия не могут быть достигнуты.

1. Воздействие должно осуществляться с учетом конкретных особенностей личности. Для того чтобы достигнуть результатов воздействия, надо, всегда учитывать, что «психологический эффект каждого внешнего воздействия на личность обусловлен историей ее развития, ее внутренними закономерностями» 91. Среди таких особенностей личности прежде всего следует учитывать тип темперамента. Надо иметь в виду, что лица с различным типом темперамента по-разному могут воспринять одно и тоже воздействие. Так, резкое требование может быть совершенно допустимым в отношении сангвиника и флегматика, но вызовет взрыв негодования у холерика и состояние угнетенности у меланхолика92. Методы психологического воздействия дают нужные результаты лишь в том случае, если учитывают не только совокупность психических свойств и качеств личности вообще, но и психическое состояние личности в данное конкретное время.

2. Для осуществления воздействия необходимо знать общие закономерности психики человека и ее развитие. Нужны знания об общих закономерностях усвоения человеком информации, особенностям ее восприятия в процессе общения, о факторах, влияющих на активизацию процесса усвоения информации, на ход мышления. О влиянии эмоциональных процессов на мыслительную деятельность на оказываемое воздействие. Важно также располагать и знанием психических закономерностей, проявляющихся в оперативно-розыскной деятельности, знанием условий эти деятельности и их влияния на психику людей.

3. Процесс воздействия, его элементы, обратная реакция лица, на которое воздействуют, должны заранее планироваться и прогнозироваться.

4. Положительное восприятие воздействия должно обязательно стимулироваться. Достигается это различными способами: указанием на достигнутые результаты, словесным поощрением и т. д.

5. Воздействие во всех случаях должно строго ограничиваться процессуальными правомочиями, ни в коем случае не должны нарушаться права лица, на которое оказывается воздействие.

6. При планировании воздействия должна быть выявлена и учтена вся структура воздействия на данную личность.

7. При воздействии обязательно учитываются те внешние условия, в которых оно осуществляется. Внешние условия должны помогать достижению целей воздействия. Необходимо во всех случаях знать, предвидеть те условия, которые способны обеспечить результативность применения психологических методов воздействия.

8. Воздействие должно осуществляться с учетом совокупности конкретных фактов, обстоятельств, которые служат базой для возникновения определенной направленности мыслительных процессов у лица, на которое оказывается воздействие.

9. Воздействие всегда должно быть комбинированным, реализовываться с учетом возможного регулирования, изменения, возбуждения определенного состояния лица, на которое оно оказывается. Как отмечал В.Н. Мясищев, воздействие, задевающее, волнующее, потрясающее и вдохновляющее, представляет сложную динамическую систему слов, эмоций. Такое воздействие способно оказать большое влияние на личность. Методы психологического воздействия должны строиться с учетом и с предельным использованием всего этого сложнейшего влияния человека на человека.

10. При осуществлении воздействия необходимо обеспечить психическую активность лица, на которое оно направлено. Воздействие только в том случае будет результативным, если оно активно обеспечивается и воспринимается. Оно предполагает активную психическую деятельность как воздействующего, так и лица, на которое оказывается воздействие. На начальном этапе процесса воздействия следует возбудить определенный интерес к общению, и психической активности личности, без чего невозможно обеспечить достижение целей воздействия.

11. Воздействие при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия должно тщательно планироваться. Так, перед осуществлением воздействия учитываются исходные данные, которые включают сведения о личности, поведении, состоянии непосредственно перед воздействием; определение конечной и промежуточной целей воздействий; последовательность в достижении промежуточных целей; факты и обстоятельства, которые представляется возможным использовать; последовательность такого использования; сведения о воздействиях со стороны других лиц. Наконец, в плане предусматривается конкретная последовательность, совокупность психологических методов, которые предполагается реализовывать в процессе воздействия, а также все необходимые для этого предпосылки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.98.175 (0.013 с.)