Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система методов психологического воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности

Поиск

 

Основными методами психологического воздействия являются — метод передачи информации, убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач.

Метод передачу информации. Под данным методом понимают целенаправленную передачу сообщений о фактах, событиях, знаниях. Цель передачи информации — обогащение другого человека знаниями, удовлетворение его любознательности. В процессе общения всегда происходит воздействие информацией, обмен ею. В то же время создание предварительных условий при передаче информации, соответствующий подбор ее способны значительно увеличить силу ее воздействия на личность, выработать специальный метод воздействия — передачу целенаправленной информации.93 При разработке этого метода учитывались не только знания психических закономерностей, но и элементы теории информации: особенности передачи и получения информации, ее переработка и т. д.

В условиях оперативно-розыскной деятельности метод передачи информации помогает определенному изменению и направлению мыслительных процессов лица, на которое оказывается воздействие.

Сущность метода заключается в том, что заранее собранная и в определенном порядке, условиях, способах передаваемая информация включает лицо, на которое оказывают воздействие, в интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, перерабатывается им и приводит к достижению запланированной цели воздействия. Данный метод применяется для разнообразных целей: оказать помощь при воспоминании забытого, изменить направленность мыслительных процессов лица, дающего ложные показания, изменить установку, взгляды, мировоззрение, возбудить определенное эмоциональное состояние. Во всех случаях передача информации повышает психическую активность личности, на которую воздействуют, позволяет более четко направлять, регулировать ее мыслительную деятельность.

При воздействии методом передачи информации должны учитываться следующие факторы.

1. Условия передачи информации должны обеспечивать концентрацию внимания именно на предъявляемой информации. В противном случае сила воздействия этой информации будет существенно снижена. Условия могут усиливать эмоциональное воздействие — становиться его дополнительным элементом.

2. Способы передачи информации довольно разнообразны: устная и письменная речь, документы и т. д. Может применяться и закодированная информация, если код ее хорошо известен данному лицу (схемы, графики, чертежи и т. д.). Следует различать непосредственную передачу информации (демонстрация предметов, объектов) и опосредованную, логическую передачу информации — передачу представлений не об определенном объекте, а о другом, связанном с ним, где сведения о первом объекте будут выводиться логически.

Из изложенного видно, что информация может восприниматься разными органами чувств (зрение, слух) раздельно или одновременно.

Информация, рассчитанная на зрительное восприятие, в свою очередь может предъявляться субъекту различно. В одних случаях возможно, прямое обращение внимания на определенный объект («посмотрите на грузовую таможенную декларацию»), в других — создаются условия, которые обеспечивают зрительное восприятие объекта без подобного обращения, как бы случайно. Такая информация может воздействовать на мыслительные процессы и направлять их не менее сильно.

Способ передачи информации избирается в зависимости от цели воздействия, психологических, профессиональных особенностей личности (привычек, навыков), предполагаемого интереса к предъявляемой информации и т. д.

Специфическим способом передачи информации является демонстрация действия объектов субъектам. Здесь еще больше увеличиваются возможности воздействия информацией: человек наглядно убеждается в определенных процессах, наступающих результатах. Эксперимент, опыт облегчают процесс познания взаимоотношений, связей, взаимозависимостей между фактами и таким образом усиливают процесс воздействия информацией, облегчают усвоение значимости этой информации лицом, на которое оказывается воздействие.

3. Форма передачи информации в речи. Информация может быть передана в речи в любой грамматической форме: вопросительной, утвердительной и отрицательной. Форма передачи информации по-разному возбуждает процессы мыслительной деятельности, по разному может быть использована для такого воздействия. При применении различных форм передачи информации следует учитывать и состояние человека в момент общения.

Информация может быть рассчитана как на немедленную реакцию, так и на более или менее длительное продумывание полученных сведений. Такое различие в назначении информации требует применения различных форм ее передачи. Информация, рассчитанная на период продумывания и осмысления, чаще всего требует повествовательной формы изложения; рассчитанная на немедленную реакцию, требует, как правило, восклицательной формы и т. д. Различают прямую и косвенную форму передачи информации. В первом случае прямо сообщается об определенных фактах, а во втором — сведения о наличии факта должны быть выведены лицом, получающим информацию, путем проведения соответствующих мыслительных операций. Косвенная информация воспринимается сложнее, требует большего напряжения, повышенной активности психической деятельности, поэтому при передаче ее всегда нужно учитывать индивидуальные особенности человека, его интересы, состояние в данный момент, профессиональные навыки, уровень интеллекта, возможную направленность мыслительных процессов с учетом содержания всей предыдущей беседы.

4. Порядок, скорость и последовательность передачи информации также имеют значение. Сила воздействия информации определяется ее логической связанностью, неожиданностью предъявления, ролью в мыслительных процессах данного лица, отношением к ней. Подбор информации, определение порядка ее передачи, способ передачи должны способствовать активизации мыслительных процессов и их направленности. Бессистемность в передаче информации не только не приведет к возбуждению мыслительной деятельности, а наоборот может привести к обратным результатам.

Передаваемая информация должна отвечать требованиям доказательности и убежденности; она должна подвергаться анализу, синтезу и сопоставлению с другими фактами. Именно этот анализ, синтез и сопоставление призваны обеспечивать активизацию мыслительных процессов лица, на которое оказывается воздействие. Необходимо также постоянно контролировать воздействие информации. Для этого важно убедиться, что человек понял, что ему сказали, внимательно наблюдать за его реакцией, за словесным выражением ее. Все эти факторы следует учитывать при планировании воздействия данным методом.

Метод передачи информации во всех случаях рассчитан на предоставление лицу, на которое оказывается воздействие, самостоятельности в усвоении, переработке, осмыслении переданной информации, в принятии определенного решения. Отсюда обязательной предпосылкой применения метода передачи информации является способность лица, на которое предполагается воздействие, активно воспринимать информацию, мысленно перерабатывать и использовать ее для принятия определенных решений. Имеются определенные особенности и в передаче информации в зависимости от цели воздействия.

5. Применение метода передачи информации для восстановления в памяти забытого. Например, если свидетель забыл какие-либо факты, для оказания ему помощи чаще всего используется передача определенной информации. Воздействие производится не прямым сообщением фактов, находящихся в определенных ассоциативных связях с вспоминаемым событием. Отсюда в целях получения более объективных результатов целесообразно также, чтобы дополнительно передаваемая информация более полно восстанавливала уже то, что человек казалось бы, и сам прекрасно помнит, а не подсказывала ему непосредственно ответ на задаваемый вопрос.

Следует иметь в виду, что лучше всего вспоминаются факты, детали, находящиеся в непосредственной связи с привычными, повторяющимися каждый день событиями и действиями. Поэтому важно установить, в каких именно пунктах интересующее нас событие соприкасается с привычными действиями данного лица. При восстановлении в памяти забытого чаще всего может применяться передача информации в вопросительной форме, что помогает опрашиваемому лицу, свидетелю мысленно концентрировать свое внимание на определенной группе объектов, на определенном участке пути, на каком-то выделенном действии и т. д. Для оживления процессов воспоминании всегда должна передаваться только часть той информации, которую должен вспомнить данный человек. Воспроизведение им остальной информации (которую в тому же нельзя вывести логически) будет свидетельствовать о том, что здесь отсутствует элемент внушения, а после восстановления в памяти воспроизводятся действительно имевшие место факты.

Передача дополнительной информации используется и в тех случаях, когда необходимо опровергнуть чьи-либо неправильные выводы, основанные на неполноте информации. Такая передача имеет целью возбудить активную мыслительную деятельность субъекта на пересмотр его вывода или решения.

Активно используется метод передачи информации и для изменения отношения человека к своему поведению и к сообщаемым им фактам. Воздействие информацией способно изменять волевые решения человека, помогает ему пересмотреть ранее избранную линию поведения. В связи с этим она должна широко использоваться в оперативно-розыскной деятельности в ситуациях, когда опрашиваемое лицо или подозреваемый сообщает ложные факты или скрывает их.

Метод передачи информации применяется и в тех случаях, когда необходимо резко изменить эмоциональное состояние определенного лица. Логические доводы могут воздействовать в очень незначительной степени, если человек находится в состоянии сильного торможения или возбуждения, при котором получаемая информация совершенно не воспринимается. Нужен какой-то способ, чтобы вывести его из подобного состояния. Передача дополнительной информации помогает и здесь. Она может быть использована для снятия торможения (возбуждения) путем резкого возбуждения новых сильных эмоций или путем постепенного переключения внимания интересующего лица от фактов, на которые раньше была сконцентрирована вся его мыслительная деятельность, на другие факты.

Правильное применение и использование передачи информации с целью изменения направленности мыслительных процессов или изменения эмоционального состояния возможны только в том случае, если предварительно будут определены границы возбуждения, установлено, какие факты, обстоятельства, события находятся в сфере возбуждения, а какие, судя по имеющимся материалам, могли сюда не войти. Правильное определение очагов возбуждения является обязательным условием применения не только методы передачи информации, но и всех методов воздействия на личность с целью изменения ее отношения к своему поведению, к сообщаемым ей фактам.

Метод передачи информации тесно связан с методом убеждения. Необходимость взаимодополнения этих методов всегда возникает в том случае, когда после передачи дополнительной информации у лица, на которое воздействовали, наступает состояние сомнения, неуверенности. Дополнительное применение метода убеждения помогает принятию необходимого решения.

Убеждение — это главный метод воздействия. Под ним понимается, с одной стороны, разностороннее влияние на личность и с целью формирования у нее одних качеств и избавление от других, а с другой — побуждение к определенной деятельности. Данный метод широко применяется в оперативно-розыскной деятельности. Основными компонентами убеждения являются информирование (рассказ), разъяснение, доказательство и опровержение, а также беседа.

В побуждении человека к деятельности важное место занимает информирование, которое необходимо потому, что человек, прежде чем что-то сделать, должен быть убежден, что это стоит и можно сделать. Информирование представляет собой рассказ, то есть живое и образное изложение информации с целью сообщения объекту фактов и выводов, необходимых для побуждения его к деятельности. Будучи по форме свободным от каких бы то ни было канонов, рассказ позволяет сотруднику в полную меру использовать все свои умения убеждать и переубеждать собеседника.

Рассказывая что-то изучаемому лицу, можно избрать индуктивный путь, то есть рассматривать последовательно факты, явления, события и потом делать обобщения; можно избрать дедуктивный путь, то есть сначала высказать общие положения и потом приводить факты в их подтверждение. Что же лучше? Категорического ответа, безусловно, дать здесь нельзя.

В первом случае интересующему лицу придется ждать, когда сотрудник в своих рассуждениях дойдет до главного. Во втором случае все наоборот; сразу видна главная мысль.

Анализируя разъяснения как один из компонентов убеждения, можно выделить наиболее типичные его виды; схематическое, повествующее, рассуждающее, проблемное.

Схематическое разъяснение уместно при инструктировании, когда объект должен усвоить, точнее запомнить сообщаемые сведения. Такое разъяснение ведется четким, ясным языком, короткими фразами. Повествующее разъяснение представляет собой изложение фактов в виде живого рассказа, который с логической последовательностью приводит к соответствующим выводам.

Для сотрудника, имеющего дело с лицами, воспитанными на совершенно иных идейных и психологических основах, большое значение приобретают приемы рассуждающего и проблемного разъяснения.

Суть рассуждающего разъяснения состоит в том, что мы ставим перед собеседником вопросы, заставляя его задуматься над ними, и сами же путем ряда логических рассуждений приводим его к нужному выводу. Проблемное разъяснение отличается от предыдущих тем, что сотрудник ответа на поставленные вопросы не дает. К ответам приходит само заинтересованное лицо, но материал для разъяснения подается ему таким образом, что наталкивает его на правильный вывод.

Следует учитывать здесь элементы доказательства, которые строятся по законам логики и свидетельствуют о том, что доказательство будет весьма эффективным, если оно опирается на такие факты, которые или правильны по своей сути, или воспринимаются объектом как правильные. Логика доказательства связана со спецификой отношений между тезисом и аргументом: тезис — это положение, истинность или логичность которого должна быть выяснена; аргумент — это положение, из которого следует истинность доказываемого тезиса.

Доказательство будет тем убедительнее, чем тщательнее мы подберем аргументы. К ним относятся достоверные факты, определения основных понятий конкретной области знания: положения, истинность которых была доказана ранее. Наиболее важными для практической деятельности сотрудников правоохранительных органов являются факты. Люди привыкли опираться на факты. Факты создают у них соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку.

Следует отметить, что с точки зрения логики опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая объекту одну идею, сотрудник тем самым опровергает другие. В психологическом же плане здесь имеется разница. Она связана с тем, что опровержение имеет дело с критикой устоявшихся взглядов интересующего лица, с разрушением старых и формированием новых установок. Отсюда в процессе опровержения нужно наряду с логическими приемами использовать и психологические. Успешность опровержения во многом связана с тактикой собеседования. От того, как строится беседа, как она проводится, зависит, по сути дела, весь процесс убеждения.

Во всех случаях применение метода убеждения только тогда может быть эффективным, когда оно одновременно воздействует на все сферы психики человека: эмоциональную, интеллектуальную, волевую.

Процесс убеждения всегда должен помогать человеку разобраться в сложившихся запутанных, противоречивых обстоятельствах, помогать принять правильное решение, выявить допущенные ошибки, осознать свою вину. Убеждение должно помогать формировать цели, линию поведения на будущее.

Для того чтобы метод убеждения дал необходимые результаты, надо возбудить мыслительную деятельность убеждаемого, направить ее так, чтобы она привела убеждаемого к тем самым выводам, в которых его хотят убедить. Необходимо также прогнозировать ход его мыслей, менять доводы, направленность убеждения в связи с выявленными его сомнениями, возражениями.

Для активизации и направленности мыслительной деятельности убеждаемого могут быть использованы различные средства. Так, может проводиться целенаправленный разбор определенного события, даваться оценка его поведения в прошлом и в настоящее время, оценка значимости побудительных причин для совершения преступных действий и т. д. Немаловажное значение для этого имеет передача информации о том, как могут отнестись или отнеслись к его поступкам люди, которых он любит, уважает, с которыми часто встречается.

Убеждение предполагает и использование стимулирования в процессе убеждения. Это может выражаться в словесном одобрении, поддержке хода мыслей убеждаемого, его действий.

Убеждение во всех случаях есть процесс, включающий всегда следующие основные элементы: 1) изложение определенных доводов; 2) передачу информации, подтверждающей правильность приведенных доводов; 3) выслушивание сомнений и возражений убеждаемого; 4) изложение новых доводов с учетом возражений; 5) повторение отдельных доводов и элементов передаваемой информации с целью более полного воздействия на ход мыслительных процессов убеждаемого.

Последнее предполагает знание того, по каким путям идет мыслительная деятельность убеждаемого (с учетом сообщенных доводов и информации). Это обеспечивается восприятием опровержений со стороны убеждаемого, его мимикой, жестами, изложением ему возможных путей анализа и синтеза сообщенной информации, логических и этических выводов, которые можно сделать из сообщенных доводов и информации, разбором всех возражений, которые бы мог выдвинуть сам убеждаемый в противовес логическому и этическому решению, предложенному в ходе убеждения. Важно при этом уделить внимание тщательному разбору всех препятствий, которые могут возникнуть у убеждаемого в процессе принятия определенного решения.

При осуществлении убеждения следует учитывать все положительные черты и свойства убеждаемой личности, соответствующим образом акцентировать на них внимание, используя также и противопоставление их свойствам и установкам других объектов. Очень важно выявить пункты колебаний, сомнений убеждаемого. В связи с этим в процессе применения метода убеждения следует продолжать внимательно изучать личность, наблюдать за ее реакциями, изменениями в поведении, мимике, жестах и т. д.

Безусловно, процесс убеждения предполагает обязательное выяснение доводов и возражений со стороны убеждаемого. Он может соглашаться с доводами, сомневаться в них или высказывать отрицательное к ним отношение. Если имеются сомнения или высказывается отрицание в процессе убеждения, необходимо выяснить причину и с учетом ее возобновить процесс убеждения новыми доводами, дополнительной информацией, повторением доводов в ином плане, что может способствовать изменению отношения к ним убеждаемого.

Разновидностью метода убеждения является полное словесное воспроизведение имевших место событий (основанных на отдельных фактах и воображении) с целью убеждения в том, что известна вся совокупность фактов. Лицо, занимающееся оперативно-розыскной деятельностью, в некоторых случаях может развить через подозреваемых представляемый им ход событий, с тем чтобы во время опроса или допроса проверить свои предположения. Подобный прием допустим только в том случае, если имеется достаточная возможность правдиво воссоздать определенное событие. Это достигается тщательным сбором, изучением отдельных фактов, исключительно тщательным продумыванием, логическим осмыслением всей совокупности фактов и отношений. Этот прием имеет цели: 1) возбуждать ассоциативные связи у лица, на которое воздействуют; 2) убеждать его в наличии всей совокупности фактов, в их полной доказанности; 3) возбуждать определенное эмоциональное состояние, облегчающее процесс восприятия доводов; 4) вызывать реплики (даже опровержения отдельных фактов), подтверждающие правильность общей воспроизведенной картины события.

Достижение целей убеждения возможно только при наличии со стороны убеждаемого желания воспринимать доводы убеждающего. Обязательным условием применения методов убеждения является установление психологического контакта, который, как правило, характеризуется положительным отношением к убеждающему, желанием воспринимать его доводы, наличием действительно полного восприятия и понимания передаваемой им информации.

Следует отметить, что убеждение обязательно должно удовлетворять следующим требованиям: 1) отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивидуальных психических особенностей данной личности; 2) быть последовательным, логическим и доказательным; 3) возбуждать психическую активность убеждаемого; 4) содержать как обобщение положения, выводы, так и конкретные факты и примеры; 5) содержать анализ обоюдоизвестных фактов; 6) убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает; 7) учитывать возможности личности и ее характера.

В процессе оперативно-розыскной деятельности применение метода убеждения зависит также от снятия предубеждения лица, на которое предполагается воздействовать; от способности этого лица воспринимать доводы. Для того чтобы убеждение достигло цели, надо, чтобы человек не только понял доводы, но и согласился с ними. В практической деятельности степень убеждения может быть разной. Как правило, эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий: во-первых, от силы самого воздействия; во-вторых, от характера, особенностей психического склада лица, на которое воздействуют, и их учета при построении убеждения; в-третьих, от интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего в момент их взаимоотношений 94. В каждом случае по разному, сугубо индивидуально, необходимо использовать метод убеждения при воздействии на конкретного человека в оперативно-розыскной и следственной деятельности.

Метод принуждения. Известно, что не всегда можно достичь успеха, воздействуя на человека убеждением. Нередко приходится прибегать и к принуждению. Следует, однако, отметить, что «голое» принуждение, изолированное от убеждения, во многих случаях приносит вред. Важно, чтобы объект воздействия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудительных мер. А это достигается, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует убеждение. Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Отметим, что по своей природе принуждение подразделяется на физическое и психологическое. Физическое принуждение основано на применении силы (нами оно не рассматривается). Психологическое принуждение выступает как побуждение интересующего лица к определенной деятельности вопреки его желаниям. Сам факт принуждения присутствует и при убеждении. Однако здесь объект интереса после проведения с ним разъяснительной работы сознательно без эмоционального нажима со стороны сотрудника, выполняет предписанное. В процессе психологического принуждения объект исполняет предписание в состоянии сильного внутреннего протеста. И только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться. Поэтому важнейшим условием применения метода принуждения является внешняя предпосылка. Если такой предпосылки нет, принуждение становится бессмысленным. В условиях оперативно-розыскной деятельности такой предпосылкой для принуждения выступает чувство страха, который в его примитивной форме связан с безусловным оборонительным рефлексом и наиболее элементарно проявляется в механизмах инстинкта самосохранения. Социальная природа страха очень сложна и в достаточной степени еще не изучена. Однако давно известно, что страх вызывается и усиливается, когда человек сознает, а иногда и остро переживает свою слабость 95. Сотрудник должен знать эту закономерность и ясно представлять, что на сильного человека страх мало влияет. Для человека неустойчивого страх выступает сильнейшим побуждающим фактором. А это значит, что принуждение связано не только с внешними факторами, но и, безусловно, с внутренними, психологическими.

Как правило, страх возникает главным образом в результате словесного воздействия. Отсюда следует, что чувство страха тесно связано с сознанием человека. Отечественные психологи говорят и о заметном обратном влиянии 96. Наблюдения, которые велись ими за поведением военнослужащих в опасных ситуациях, позволили сделать вывод о том, что чувство страха возникает у человека в результате восприятия вещей и ситуаций, суждения о них со следующей точки зрения: представляют ли они опасность. Люди эмоционально реагируют на обстановку в соответствии с их пониманием и суждением о ней.

Здесь следует отметить, что оценивая возможность применения принуждения к тому или иному лицу, нужно мысленно встать на его точку зрения и сделать выводы о том, возникает ли у данного лица, скажем, после предъявления ему компрометирующих материалов чувство страха. Если интересующее правоохранительные органы лицо, осмыслив обстановку, оценит ее для себя как опасную, то будет в той или иной мере охвачено страхом. Применение принуждения здесь оправданно. Если же объект не усмотрит в этой обстановке опасности и страх не возникает, то применение принуждения будет бессмысленным.

Возникновение чувства страха указывает на то, что человек принимает непосредственное участие в переживании ситуации. Но поскольку все люди переживают по-разному, то, конечно, по-разному они будут относиться к одним и тем же предъявленным материалам. Безусловно, сверхэмоциональные или застенчивые натуры, как правило, переоценивают серьезность внезапно возникших у них неприятностей. Целенаправленным энергичным давлением можно усилить возникшее у них волнение и довести его до уровня страха. Менее чувствительные натуры, наоборот, недооценивают эту серьезность, и поэтому требуется методичная «обработка», чтобы чувство страха у них возникло.

Таким образом, для возникновения у интересующего нас лица чувства страха надо, чтобы ситуация осознавалась и оценивалась им как опасная. Тогда он будет искать выход из этой ситуации, и только тогда принуждение сработает в нужном для сотрудника направлении.

В деятельности правоохранительных органов основными приемами психологического принуждения являются запрещение, категорическое требование, предупреждение и угроза.

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Оно выступает в двух видах: а) запрещение импульсивных действий; б) запрещение недозволенного поведения, которое стоит на грани принуждения и убеждения. Применение запрещения во многих случаях не влияет на взаимоотношения сотрудника с объектом воздействия.

Категорическое требование заключается в силе приказа и может быть эффективным только в том случае, когда сотрудник имеет большой авторитет у объекта 97. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным, а иногда даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично запрещению, однако среди приемов принуждения оно является более весомым, чем запрещение.

Предупреждение, как правило, знаменует начало нового этапа во взаимоотношениях сотрудника с объектом воздействия. Если до предупреждения эти взаимоотношения характеризуются взаимным доверием, то с его применением они приобретают окраску доминирования со стороны сотрудника. Смысл предупреждения состоит в том, что сотрудник вызывает у объекта тревогу, соответственно, на ее основе — желание предотвратить негативные для объекта последствия. В предупреждении, кроме содержания, большое значение имеет тон. Он должен быть внушительным, с элементом угрозы. Все это оказывает явное давление на объекта и вызывает у него главным образом отрицательные чувства, появляется преобладание чувства тревоги и опасения за последствия своего поведения. Именно это и побуждает объекта сделать над собой определенные усилия и подчиниться предписаниям сотрудника.

Угроза венчает иерархию психологического принуждения, подводя объекта к состоянию сильнейшего переживания, порождающего чувство страха. Для того чтобы применить угрозу, нужно, чтобы она породила у объекта чувство страха.

Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В целях оказания на таких лиц психологического воздействия применяется метод внушения.

Метод внушения — одно из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся.

Оперативно-розыскная деятельность, насыщенная различными элементами общения, представляет собой обширную сферу для внушения. Отсюда понятно, что овладение хотя бы в части приемами внушения очень важно для сотрудника.

Слово «внушение» имеет ряд значений. Мы будем рассматривать внушение как специфическое воздействие на человека в состоянии бодрствования. Оперативный сотрудник в своей практике имеет дело именно с этим видом внушения. Для такого внушения, как правило, характерно не бесконтрольное, а лишь притупленное сознание и снижение критичности у интересующего правоохранительные органы лица.

Следует отметить, что внушение как метод влияния на личность — это психологическое воздействие, воспринимаемое объектом без должного контроля сознания. Внушающее воздействие основано на специфическом качестве человеческой психики — внушаемости, то есть способности воспринимать внушение. Для того чтобы пользоваться приемами внушения, надо уметь выявлять внушаемых людей и определять состояние их максимальной внушаемости!

Степень внушаемости зависит главным образом от характера выполняемой индивидом социальной роли, резкое изменение которой, как правило, создает благоприятные условия для повышения внушаемости. И наоборот, повышение значимости исполняемой социальной роли ведет к росту независимости объекта, базирующейся на критичном отношении к своим поступкам.

Сотрудник, если он тщательно наблюдает за интересующим его лицом, всегда может с уверенностью сказать, повысился или понизился у этого лица уровень внушаемости. Сравнивая социальную значимость ролей, сотрудник способен сделать вывод о том, у кого из группы наблюдаемых этот уровень выше, а у кого ниже. Это, безусловно, обеспечивает ему выбор метода воздействия. Однако здесь следует принять во внимание ряд обстоятельств. В частности, чем старше человек, тем тяжелее он поддается внушению. Уменьшение внушаемости происходит постепенно, в процессе воспитания, социального общения и практической деятельности индивида. Образованные люди менее внушаемы, чем необразованные. Внушаемость зависит и от уровня культурного развития нации. Следует отметить, что женщины в основном более внушаемы, чем мужчины. Причиной этого является выполнение женщиной специфических ролей в обществе, в семье, на производстве. Однако, если женщина длительное время занимает престижное положение в обществе или если она выступает в роли лидера, то ее уровень внушаемости может быть не ниже, чем у мужчины.

Практика показывает, что на внушаемость влияют и свойства нервной системы человека. К.И. Платонов отметил, что одной из причин слабой внушаемости, свойственной некоторым лицам, может быть превалирование второй сигнальной системы над первой (мыслительный тип нервной системы) при высокой уравновешенности и подвижности основных корковых процессов 98. Внушаемые, как правило, принадлежат к выраженному художественному типу нервной системы. Внушаемость зависит также и от психического состояния человека и тревожности. Внушаемость самым тесным образом связана и с особенностями психики людей.

Это указывает на тот факт, что сотрудник правоохранительного органа, пользуясь доступными ему методами изучения личности, имеет возможность сделать заключение о внушаемости интересующего объекта. Однако при этом он непременно должен учесть отношение этого объекта к внушающему воздействию.

Исследованиями в последнее время доказано, что, несмотря на теоретическую возможность перевода психики объекта в состояние пониженной критичности, быстро внушить ему идею, противоречащую его нравственным установкам, практически невозможно. Несмотря на чрезвычайно повышенную внушаемость, пишет К.И. Платонов, далеко не все внушаемое реализуется 99. Эту мысль доказывает и тот факт, что в бодрствующем состоянии и в легких фазах гипноза испытуемого практически невозможно заставить с помощью внушения совершать противоправные его убеждениям и взглядам поступки 100. Следует, однако отметить, что все это ни в коей мере не говорит о малой применяемости метода внушения в состоянии бодрствования. Среди других методов воздействия он является наиболее эффективным.

Согласно И.П. Павлову, эффект внушения состоит в концентрации сильного возбуждения в определенном участке головного мозга при условии заторможенности других участков. Отсюда сама модель внушения оказывается очень простой: введение побуждающей идеи на фоне притупленного сознания и снижения критичности со стороны объекта. Таким образом, чтобы обеспечить внушение, нужно «поместить» внушаемого в специфическое фоновое состояние, в котором бы он был глух ко всему, кроме слов внушающего.

Наиболее простым, но вместе с тем и самым надежным способом введения объекта воздействия в фоновое состояние является его расслабление, о высокой степени которого можно судить по ряду признаков: откинутое на спинку кресла (стула) туловище, раскрасневшееся лицо, блестящие глаза, свободно расставленные ноги, распрямленные руки и т. д. Согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу и вертикальные складки на переносице указывают на напряженное состояние объекта. Вместе с тем «расслабленность и эмоциональная напряженность, парализуя мышление, усиливают внушаемость» 101.

Если объект воздействия не проявляет признаков расслабления или напряженности, то необходимое для внушения фоновое состояние у него может быть вызвано идентификацией, то есть отождествлением себя с объектом по значимым для него аспектам. Идентификация с объектом воздействия облегчается в том случае, если внушающий: 1) смотрит на вещи, факты, события глазами объекта; 2) от носится сочувственно к его мыслям и желаниям; 3) выбивает у него положительные эмоции. А это ведет к тому, что объект воздействия скорее примет совет или предложение со стороны внушающего. Этого можно добиться также путем активизации сокровенных чувств объекта.

Диапазон сокровенных чувств очень широк. В зависимости от индивидуальных особенностей он может включать различные аспекты духовной и материальной жизни людей. Сам процесс активизации воздействия всегда связан с заинтересованностью объекта, то есть с возникновением у него интереса и к внушаемому (оперативному сотруднику), и к проблеме беседы.

Метод постано



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.240 (0.015 с.)