ТОП 10:

Глава 9. Психологические аспекты опроса интересующих лиц сотрудниками в оперативно-розыскной деятельности



 

§ 1. Общеправовые и этические вопросы проведения опроса

 

Оперативный сотрудник, в производстве или на рассмотрении которого находятся материалы о противоправной деятельности конкретного лица или группы лиц, вправе производить опрос физических и должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, по существу имеющихся материалов. Опрашиваемые лица должны явиться по вызову и дать объяснения по обстоятельствам, относительно которых они опрашиваются. Об опросе интересующих лиц составляется протокол опроса.

Согласно российского уголовно-процессуального законодательства в качестве свидетеля для дачи объяснений может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по совершенному правонарушению.

Следует отметить, что не могут опрашиваться в качестве свидетеля адвокат или оказывающий юридическую помощь представитель лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушение, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с оказанием таких услуг. Не может опрашиваться и лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельство, имеющее значение для дела, и давать им правильные объяснения.

Супруг и близкие родственники физического или должностного лица, отвечающего за совершенное правонарушение, освобождаются от обязанности давать объяснения. Для опроса лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, вызов его производится через родителей или других законных представителей. Иной порядок вызова допускается лишь в случае, когда этого требуют обстоятельства дела.

Вызванные по одному и тому же правонарушению лица опрашиваются порознь. Перед опросом оперативный сотрудник в производстве или на рассмотрении которого находится дело о совершенном правонарушении, удостоверяется в личности опрашиваемого, выясняет, владеет ли он русским языком, нуждается ли в услугах переводчика, разъясняет опрашиваемому его права и обязанности, сообщает в качестве кого он приглашен и с какой целью. Особенно внимательно надо подходить к исполнению этих положений законодательства при опросе лиц, не владеющих или плохо владеющих русским языком, граждан, находящихся в болезненном состоянии или в преклонном возрасте.

Следует отметить, что в начале любого опроса устанавливается отношение опрашиваемого лица к лицу, привлекаемому к ответственности за совершенное правонарушение, выясняются другие необходимые сведения о личности опрашиваемого. При этом лицо, являющееся свидетелем, предупреждается об административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений, если данное лицо может нести такую ответственность 108.

Практика показывает, что лучшей формой установления данных о личности опрашиваемого, разъяснения ему прав и обязанностей, получения от него других необходимых предварительных сведений является свободная и непринужденная беседа, способствующая возникновению и развитию психологического контакта с вызванным на опрос лицом.

Для обеспечения необходимой точности и полноты информации, которую оперативный сотрудник предполагает получить посредством опроса, важно к нему тщательно и обстоятельно подготовиться, а именно:

- провести обобщение и анализ известных фактов и сведений и на его основе определить, что именно и какие обстоятельства подлежат установлению путем опроса;

- разобраться и определить, кто должен быть опрошен и кого конкретно надо пригласить для участия в опросе;

- собрать характеризующие опрашиваемого лица сведения о его психологических, профессиональных и моральных качествах: подробно выяснить образ жизни и взаимоотношения с людьми;

- подготовить имеющиеся документы, другие предметы или объекты, которые предполагается использовать для предъявления опрашиваемому лицу;

- четко и грамотно сформулировать конкретные вопросы, подлежащие выяснению у опрашиваемого и определить их последовательность;

- желательно составить письменный план опроса, особенно когда это просто необходимо 109.

Для достижения конкретных целей, которые оперативный сотрудник преследует при осуществлении опроса, важно создать надлежащую, спокойную обстановку, в частности, устранить все отвлекающие моменты (прекратить телефонные разговоры, встречи с коллегами), удалить лиц, не участвующих в опросе, создать деловую обстановку, быть внимательным к опрашиваемому, проявлять интерес к сказанному им в беседе.

Опрос, в зависимости от ситуации, лучше начинать со свободного рассказа о том, что опрашиваемому известно об исследуемом событии, либо с постановки понятных конкретных вопросов. Без нужды не рекомендуется перебивать опрашиваемого. Однако, при необходимости можно предложить опрашиваемому не отвлекаться от обстоятельств события, а более подробно осветить те или иные из них. Только после этого можно задавать конкретизирующие вопросы по существу правонарушения.

Следует отметить, что опрос лучше проводить с глазу на глаз без посторонних лиц, кроме случаев, когда присутствие других лиц необходимо.

Ведя опрос активно, оперативный сотрудник должен быть объективным и тактичным, не допускать вспыльчивости, раздражительности, оскорбительных выражений и повышенного тона. Поведение оперативного сотрудника должно быть спокойным, речь его — простой, понятной и краткой. Не рекомендуется проявлять негодование, скептицизм и панибратство.

Приемы опроса не должны противоречить закону и нормам морали. Недопустимы приемы опроса, которые основаны на обмане, связаны с угрозой и шантажом, сопряжены с физическим и психическим насилием, унижением достоинства личности, связанные с понуждением ко лжи, к аморальным поступкам, а также на использовании низменных побуждений, религиозных чувств, предрассудков и невежества. Недопустимы наводящие вопросы и вопросы-уловки.

Чтобы собрать интересующую оперативного сотрудника информацию по правонарушению в полном объеме, необходима максимальная конкретизация и детализация полученных у опрашиваемого лица сведений. Достаточно полезно иллюстрировать то, о чем рассказывает опрашиваемый зарисовками вещей и различных предметов, масштабными планами и схемами.

Оперативному сотруднику следует учитывать и то, что основаниями для предположения о неправдивости опрашиваемого могут стать:

1) четкий автоматизм изложения объяснений, лишенный даже намека на какие-либо сомнения и сбивчивость, чрезмерно категорические суждения опрашиваемого о всех деталях выясняемых обстоятельств по правонарушению;

2) обвинение других опрошенных лиц в неискренности, нарочито громкое возмущение их поведением;

3) неожиданная проговорка о какой-либо детали выясняемого события по правонарушению при утверждении опрашиваемого, что участником этого события он не был и ничего о нем не слышал, не знает и ничего не видел;

4) очень преувеличенная реакция на заданный в числе нейтральных критический вопрос, безусловно касающийся важного обстоятельства совершенного правонарушения, под влиянием которого опрашиваемое лицо становится крайне возбужденным, или наоборот чрезмерно растерянным;

5) достаточно четко выраженные внешние проявления внутреннего напряжения опрашиваемого: покраснение лица, бегающие глаза или наоборот особая бледность лица, дрожание рук, выраженная потливость на лице, замедленность и сбивчивость речи, очень длинные паузы, частные заминки, общая растерянность и т. п.;

6) сокрытие о факте или обстоятельстве, существенном для дела и, судя по некоторым данным, хорошо известном опрашиваемому лицу (например, о времени, месте и способе совершения правонарушения, о знакомстве с определенным лицом, об активных участниках данного события, их взаимоотношениях и т. д.).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.005 с.)