Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, виды и психологические основы допросаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Допрос — это следственное действие, сущность которого состоит в получении следователем непосредственно от допрашиваемого в установленной уголовно-процессуальным законом форме показаний об известных ему обстоятельствах и иных данных, имеющих значение для расследуемого дела. Допрос является самым распространенным способом получения доказательств и, как правило, одним из наиболее сложных следственных действий. Предметом допроса могут быть различные обстоятельства, подлежащие доказыванию, а также иные данные, имеющие прямое или косвенное отношение к расследуемому уголовному делу и способствующие установлению истины. Допрашиваемый обязан дать показания только о тех обстоятельствах, которые ему достоверно известны (сам видел, слышал, узнал о них из каких-то источников). ~~ Процессуальный порядок допроса регламентируется нормами уголовно-процессуального кодекса РФ, соблюдение которых обязательно. В зависимости от процессуального положения допрашиваемого и по некоторым иным основаниям допрос классифицируется на различные виды. Так, в зависимости от процессуального положения допрашиваемого выделяются следующие виды допроса: 1) свидетеля; 2) потерпевшего; 3) подозреваемого; 4) обвиняемого; 5) подсудимого; 6) эксперта. По возрасту допрашиваемого можно выделить допрос взрослого и несовершеннолетнего, по времени проведения и содержанию допрос бывает первичным, повторным и дополнительным. Допрос может также проводиться с различными участниками процесса (защитник, педагог, прокурор и т.п.). Первичный — это основной допрос, который проводится первоначально. Повторный бывает необходим в тех случаях, когда после первоначального допроса появились сведения о том, что допрашиваемый практически не дал нужных показаний об известных ему обстоятельствах, либо возникли сомнения в достоверности его показаний. Необходимость в дополнительном допросе возникает тогда, когда в процессе основного допроса не были выяснены какие-то обстоятельства, имеющие значения для дела. Действия следователя во время допроса, по существу, можно рассматривать как специфический процесс получения доказательств по расследуемому делу. С точки зрения психологии, допрос можно считать специфической формой общения между допрашивающим и допрашиваемым. Во время допроса такое общение может последовательно проходить по следующим этапам: а) истребование следователем информации от допрашиваемого; б) мысленное осознание допрашиваемым востребованной от него следователем информации, обработка этой информации и конструирование ее в вербальную (словесную) форму; в) передача допрашиваемым следователю информации в сконструированной им форме; г) получение следователем информации от допрашиваемого, осмысление им этой информации; д) запечатление следователем полученной информации в памяти и фиксация ее в протоколе допроса (возможно, с помощью и других средств фиксации). Информация, исходящая от следователя (прямой канал связи), всегда рассчитана на обратную связь, что позволит определить, какое воздействие она оказала на допрашиваемого. Свой ответ допрашиваемый, как правило, строит таким образом, чтобы следователь воспринял его как достоверный (даже тогда, когда он дает ложные показания). При таком общении и возникает канал обратной связи. В конфликтных ситуациях допрос должен быть основан на правилах рефлексивного (имитационного) управления. Применяя рефлексивное управление на допросе, следователь сможет лучше проанализировать тактическую позицию допрашиваемого, его поведение на следствии, «переиграть» его, предположительно выяснить, какие сведения в показаниях могут быть достоверными или ложными. Успешное решение задачи получения объективной информации для установления истины по делу во многом зависит от того, насколько подробно в процессе допроса и до него следователь выяснил, установил факторы, влияющие на формирование показаний допрашиваемого. Процесс формирования показаний складывается из следующих этапов: 1) восприятие; 2) запоминание; 3) воспроизведение. Всякая классификация является условной, в некоторых учебниках " по криминалистике процесс формирования показаний подразделяется на пять и более стадий. Во время восприятия происходит адекватное либо неадекватное (недостаточно адекватное) отражение реальной действительности. Запоминаются события, факты непосредственно во время восприятия, а воспроизводится информация о них во время допроса. На процесс формирования показаний оказывают влияние различные факторы. В одном случае они способствуют более правильному и полному отражению и запоминанию, а в другом, наоборот, мешают этому процессу, что может привести к искажениям и недостоверным показаниям. Факторы, влияющие на формирование показаний, могут быть объективными и субъективными. Объективные факторы — это реально существующие явления, обстановка, происходящие события, которые не зависят от воли и сознания человека, а субъективные — это факторы, которые зависят от воли и сознания человека, его психофизических свойств, душевного состояния в момент восприятия, образования, профессии, навцков. Процесс формирования показаний у несовершеннолетних имеет некоторые особенности. Несовершеннолетние, как правило, не обладают (достаточным жизненным опытом (особенно малолетние), у них нет не- I обходимых знаний, они склонны к подражанию, фантазированию, / чрезмерному возбуждению, внушению и т.п. Именно на них в большей степени, чем на взрослых, оказывают влияние обстановка допроса, линия поведения следователя, форма постановки вопросов и применение тактических приемов. Формирование показаний — это непрерывный процесс, который начинается с момента восприятия и заканчивается на последнем допросе (на предварительном следствии или в судебном заседании). В течение этого времени нередко происходит трансформация воспринятого, и содержание показаний может быть значительно изменено. В за- висимости от того, какие факторы влияли на допрашиваемого, они в последующем могут быть более полными и достоверными или, наоборот, в них могут появиться ошибки, пробелы и т.п. Знание указанных особенностей формирования показаний, учет их на допросе и применение необходимых тактических приемов для нейтрализации отрицательных факторов обеспечивают получение от допрашиваемого полной и объективной информации об известных ему обстоятельствах. Подготовка к допросу Допрос свидетелей (потерпевших) и обвиняемых (подозреваемых) регламентируется различными процессуальными нормами, имеются различия и в тактике их допроса. Но вместе с тем при подготовке к их допросу применимы многие общие тактические положения. Надлежащая подготовка позволит провести допрос целенаправленно, определить его предмет, выяснить, какие именно обстоятельства, факты могут быть известны допрашиваемому, уточнить данные о его личности, возможную позицию, наметить заранее рациональную линию поведения, необходимые вопросы и тактические приемы. Подготовка к допросу на предварительном следствии состоит в проведении комплекса действий, обеспечивающих эффективность и результативность его производства, получение от допрашиваемого достоверной информации. В основном это следующие действия: 1) изучение материалов расследуемого уголовного дела, уточнение обстоятельств, которые могут быть известны конкретным свидетелям, потерпевшим, обвиняемым, подозреваемым; 2) уточнение данных, непосредственно относящихся к предмету допроса, и выявление источников, из которых им стали известны обстоятельства, факты. При подготовке к допросу обвиняемого (подозревае- ) мого) нужно заранее выяснить, какие доказательства подтверждают их I виновность; 3) собирание и изучение сведений о личности допрашиваемого. Кроме сведений биографического характера нужно выяснить также данные о специальных познаниях, навыках, физических и психических недостатках, моральном облике, заинтересованности в деле, взаимоотношениях с лицами, которые проходят по делу; 4) изучение вопросов, относящихся к специальным познаниям, использование консультаций специалистов; 5) определение времени допроса, способа вызова на допрос и места допроса. Если по делу проходит несколько свидетелей (потерпевших), обвиняемых (подозреваемых), то тактически важно определить очередность их допроса. Следователь обязан принять меры, обеспечивающие вызов и явку на допрос защитника, переводчика, представителей несо- вершеннолетних. Местом допроса, как правило, является кабинет следователя. Он должен быть оборудован скромно, бед_отвлекающих внимание предметов. Во время допроса нужно исключить появление по-сторонних лиц, шумовых раздражителей (телефонные звонки, радио). Обстановка в кабинете должна располагать к откровенной беседе, способствовать установлению психологического контакта с допрашиваемым; 6) техническое обеспечение допроса. К началу допроса должны быть подготовлены необходимые бланки, пишущая машинка, если будут применяться звукозапись или видеозапись, то нужно подготовить и тщательно проверить эти технические средства, убедиться в их надежности, подобрать необходимые кассеты с лентами; 7) тактическое обеспечение допроса. Оно состоит в том, чтобы заранее подготовить материалы дела, доказательства, которые могут быть предъявлены (протоколы, магнитные ленты с записью показаний других лиц, заключения экспертиз и т.п.). Следует предусмотреть определенную последовательность предъявления доказательств, заранее наметить тактические приемы, определить момент их применения, а также вопросы, которые могут быть заданы допрашиваемому. На завершающем этапе подготовки к допросу составляется план. В зависимости от сложности следственного действия план может быть устным или письменным, кратким либо подробным. Иногда он может быть упрощенным, в котором отмечается лишь перечень вопросов, подлежащих выяснению. В плане невозможно предусмотреть все особенности тактики допроса, поэтому могут быть внесены изменения и дополнения в план этого следственного действия уже в ходе его проведения. 3. Тактические приемы допроса (общие положения) Применение тактических приемов во время допроса позволяет провести его целенаправленно, установить психологический контакт с допрашиваемым, выяснить, какие именно обстоятельства, факты ему известны, принять меры к нейтрализации его негативной позиции и получить от него показания, в которых содержится объективная информация. На допросе различные по содержанию тактические приемы могут применяться последовательно по определенной системе либо объединенными в комплексы с целью получения в полном объеме достоверных показаний. Тактический прием допроса — это определенная линия поведения следователя либо его наиболее оптимальные, эффективные действия. В отличие от процессуальных норм тактические приемы 10-65 не регламентируются законом. Их применение в процессе допроса зависит от усмотрения следователя, процессуального положения и позиции допрашиваемого, его психофизиологических свойств, других личностных качеств. Непременным условием применения тактического приема является его правильный выбор с учетом конкретных обстоятельств, следственных ситуаций. Процесс допроса может быть условно подразделен на четыре части: вступительная; свободный рассказ; ответы допрашиваемого на воп-' росы; заключительная. Приступая к допросу, следователь удостоверяется в личности допрашиваемого, уточняет анкетные данные, проверяет документы, выясняет, следует ли приглашать переводчика или иных лиц, имеющих право участвовать в допросе, разъясняет права и обязанности допрашиваемому с учетом его процессуального положения. Свидетель и потерпевший предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Кроме того, допрашиваемому разъясняется его право, предусмотренное ст. 51 Конституции РФ не свидетельствовать против себя, своего супруга и своих близких родственников. Следует также выяснить отношение допрашиваемого к делу и лицам, которые проходят по нему, его возможную позицию и установить с ним психологический контакт. Переходя непосредственно к допросу, следователь должен предложить допрашиваемому свободно рассказать все, что ему известно по делу. Не следует перебивать допрашиваемого, нужно внимательно выслушать его. Умение слушать — это важное профессиональное качество следователя. Во время свободного рассказа допрашиваемый часто не освещает все известные ему обстоятельства. Поэтому и возникает необходимость перейти к стадии «вопросы и ответы». Все вопросы должны относиться к предмету допроса, а ответы на них должны дополнять, уточнять изложенные ранее сведения, факты. Различают следующие разновидности вопросов: основные, дополнительные, уточдщощие^на-поминающие.^ичающие^и jcoHrpoflbHbie. Основные позволяют выяснить обстоятельства, непосредственно относящиеся к предмету допроса. Ответы на них должны отражать все известные допрашиваемому обстоятельства, факты. Дополнительные могут быть поставлены с целью дополнить показания обо всех или отдельных обстоятельствах. Если во время допроса выяснится, что допрашиваемому известны какие-то обстоятельства, о которых нет данных в материалах дела, то необходимо также задать дополнительные вопросы и получить на них ответ. Уточняющие вопросы позволяют получить более четкие показания об отдельных фактах, деталях, устранить противоречия, неточные выражения, употребление неудачных, грубых терминов. Чтобы допрашиваемый более точно вспомнил факты, детали, обстановку, могут быть заданы напоминающие вопро-с ы. Они позволяют оживить ассоциативные связи, память и получить более полные показания. Уличающие вопросы ставятся в конфликтных ситуациях, позволяют выяснить противоречия и несоответствия в показаниях, изобличить допрашиваемого во лжи и показать бесперспективность его позиции. Недопустимо задавать наводящие вопросы, так как они могут привести к внушению и искажению показаний. Контрольные вопросы могут быть поставлены для того, чтобы выяснить, из каких источников допрашиваемому стали известны обстоятельства, сведения, о которых он дает показания, а также с целью проверить и оценить, насколько они объективны, не допускает ли он ложь. Тактические приемы допроса разнообразны и неравнозначны по содержанию, но цель их применения одна: обеспечить получение от допрашиваемого такой объективной информации, которая отражает действительность и представляет ценность для установления истины по расследуемому уголовному делу. Тактические приемы должны отвечать определенным требованиям: а) не противоречить закону и морально-этическим нормам; б) не оказывать на допрашиваемого влияния, которое могло бы привести к самооговору или же к оговору других лиц; в) не основываться на насилии, угрозах и других незаконных мерах, невыполнимых обещаниях; г) не дискредитировать правоохранительные органы и их деятельность. Тактические приемы применяются как во время подготовки к допросу, так и непосредственно в процессе основного, повторного и дополнительного допросов. Тактические приемы, используемые при организации допроса и установлении психологического контакта с допрашиваемым, имеют определенную специфику. В основном к ним относятся тактические приемы, применяемые с целью изучения личности допрашиваемого, организации допроса и подготовки к нему, для установления психологического контакта. Непосредственно в процессе допроса могут применяться следующие группы тактических приемов: 1) побуждающие допрашиваемого к даче показаний (постановка вопросов, позволяющих уточнить, какая именно информация известна допрашиваемому по расследуемому делу; напоминание в общих чер-тах о происшедшем^ событии; уточнение эмоционального состояния допрашиваемого, обстановки, условий, при которых формировались его показания, оживление его ассоциативных связей с целью восстановления в памяти воспринятых им фактов и т.п.); 2) оказывающие психологическое воздействие на допрашиваемого (побуждение допрашиваемого отказаться от противодействия и введения следствия в заблуждение, создание впечатления о безнадежности таких попыток, использование сомнений допрашиваемого в способности придерживаться до конца избранной им негативной позиции, внезапное предъявление наиболее важных доказательств и др.); 3) применяемые в бесконфликтных ситуациях (создание доброжелательной обстановки на допросе, способствующей даче полных и достоверных показаний, оказание помощи в воспоминании воспринятых допрашиваемым фактов, постановка уточняющих вопросов с целью не допустить в показаниях пробелов и неточностей и др.); 4) используемые в конфликтных ситуациях (создание на допросе строго рабочей обстановки, которая была бы неблагоприятной для выражения неприязни к следователю, а, наоборот, вызывала бы уважение к нему; преодоление негативной позиции, создание впечатления о полной осведомленности следователя об обстоятельствах дела; убеждение допрашиваемого в бесполезности конфликтовать, и скрывать известные ему факты и т.п.). Во время допроса возникают конфликтные ситуации различного характера. Для их разрешения необходимо применять такие тактические приемы, которые были бы наиболее эффективными, нейтрализовали бы противодействие допрашиваемого, побудили бы его дать показания, соответствующие реальным обстоятельствам. Можно указать, например, на следующие распространенные ситуации: показания допрашиваемого являются неопределенными, в них имеются серьезные противоречия; допрашиваемый заявляет, что не помнит все или отдельные факты; сведения, которые он сообщает, не согласуются с материалами дела либо являются ложными. Для уточнения таких показаний возникает необходимость в распознании правдивых и ложных сообщений, отграничении умышленной лжи от заблуждения, в предотвращении лжи и изобличении во лжи допрашиваемого. Тактические приемы, применяемые для разрешения некоторых возникших конфликтных ситуаций, условно можно разграничить на группы: 1) направленные на распознание правдивых и ложных показаний (создание нормальной, не отвлекающей внимание допрашиваемого обстановки, уточнение и конкретизация неопределенных, неполных показаний, постановка вопросов для повторного изложения отдельных или всех фактов, формирование у допрашиваемого представления о невозможности лгать или умалчивать о фактах); 2) направленные на отграничение умышленно ложных показаний от заблуждений (уточнение условий восприятия допрашиваемым событий, фактов; выяснение субъективного состояния в момент восприятия; постановка вопросов, возбуждающюмили ослабляющих его эмоциональное состояние; внезапный переход от выяснения одних фактов к выяснению других; постановка вопросов, направленных на выяснение признаков, указывающих на заведомую ложь; выяснение возможных причин, вследствие которых допрашиваемый заинтересован в даче ложных показаний, и др.); 3) направленные на использование положительных качеств личности (нейтрализация отрицательных качеств личности допрашиваемого и использование его положительных качеств, призыв к чувству совести, справедливости, честности, добросовестному исполнению своих обязанностей, долга, оказанию содействия в борьбе с преступностью и т.п.); 4) направленные на изобличение допрашиваемого во лжи (создание на допросе строго рабочей обстановки, корректное поведение следователя, формирование у допрашиваемого представления о том, что лгать бесполезно и любая ложь будет разоблачена, что следователь решительно настроен на выяснение истины по делу, неожиданная постановка вопросов, относящихся к важным обстоятельствам дела, создание у допрашиваемого представления о полной осведомленности о происшедшем событии и доказательствах, отвлечение внимания допрашиваемого от надуманной лжи, предъявление доказательств без разъяснения их содержания и относимости к делу, внезапное предъявление наиболее веских доказательств или предъявление их в определенной последовательности с целью изобличения допрашиваемого во лжи, предъявление видеофильмов, магнитофонных записей, вещественных доказательств, документов и т.д.). Рассмотренные группы тактических приемов применяются во время допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Вместе с тем в тактике их допроса, безусловно, имеются определенные особенности, в связи с чем с учетом сложившейся следственной ситуации, процессуального положения допрашиваемого, его личностных качеств могут применяться и иные разнообразные и специфические приемы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.75 (0.012 с.) |