Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы взаимодействия органов

Поиск

предварительного следствия и дознания

Формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания можно условно разделить на два вида. Основные формы взаимодействия предусмотрены законом и по своей природе являются процессуально-правовыми. Возникающие при использовании этих форм отношения между органами следствия и дознания носят правовой характер.

Однако связи при взаимодействии органов следствия и дознания на практике нередко возникают и складываются в таких формах, которые в законе прямо не названы, их можно считать организационно-такти­ческими. Они неразрывно связаны с процессуальными, вытекают из них, но имеют и самостоятельное значение в организации взаимодей­ствия.

Процессуально-правовые формы

1. Процессуальная сущность первой из них заклю­чается в том, что с самого начала расследования следователь произво­дит следственные действия (в том числе и неотложные), а орган до­знания параллельно и одновременно принимает необходимые опера­тивно-розыскные меры, координируя свою работу со следователем (чЛ ст. 118, ч. 3 ст. 127 УПК РСФСР).

Данная форма взаимодействия имеет важное значение и широко применяется для раскрытия наиболее тяжких преступлений. Взаимо­действие здесь возникает независимо от того, имеется ли поручение следователя, поскольку закон в данных случаях такого условия не ставит.

2. В части 4 ст. 119 УПК РСФСР закреплена форма взаимодействия органов дознания и следствия по делу, по которому не обнаружено ли­цо, совершившее преступление, после производства неотложных след­ственных действий органами дознания. Сущность взаимодействия за­ключается в данном случае в том, что наряду со следователем, веду­щим предварительное следствие в процессуальных формах, органы до­знания принимают необходимые оперативно-розыскные меры для ус­тановления преступника, уведомляя следователя об их результатах.

Основное направление оперативно-розыскной работы органов до­знания в данном случае заключается в отыскании и выяснении различ­ных данных, свидетелей, вещественных доказательств, документов и т.д., способствующих установлению виновных, выяснению деталей преступления, розыску похищенного, определению направлений расд следования.

О результатах оперативно-розыскных мер работники дознания обя­заны постоянно информировать следователя, в производстве которого находится дело. В свою очередь, следователь должен информировать работников дознания о данных, полученных в ходе следствия, которые могут пригодиться в проведении оперативно-розыскных мер.

3. Выполнение органом дознания поручений следователя о произ­водстве розыскных действий. Следователь вправе поручить органу до­знания производство розыска, розыскных действий, но не может да­вать указания, какие конкретно оперативно-розыскные меры должны быть применены для выполнения его поручения, поскольку оператив­но-розыскная деятельность - это компетенция органов дознания.

Розыскные поручения обычно даются по вопросам установления и розыска преступников, выявления новых свидетелей, потерпевших, ро­зыска вещественных доказательств, орудий преступления, похищен­ных предметов и ценностей, установления связей и образа жизни по­дозреваемого или обвиняемого, выявления соучастников и других лиц, причастных к преступлению, отыскания ценностей, а также по другим вопросам. Поручение дается в письменной форме. Поскольку здесь ис­пользуются такие возможности, которых у следователя нет, он должен шире использовать данную форму.

О результатах исполнения поручения органы дознания обязаны уведомлять следователя в письменной форме.

4. Взаимодействие следователя с.работниками дознания, возника­ющее на основе поручения следователя о производстве следственных действий, предусмотренное ч. 4 ст. 127 УПК РСФСР. Указанная форма взаимодействия по характеру и особенностям ее применения существенно отличается от взаимодействия на основе поручений о производстве розыскных действий. Различие заключается в том, что поручения о производстве розыскных действий должны даваться в случае необходимости без каких-либо ограничений, а поручения о производстве следственных действий могут даваться только в отдель­ных случаях, поскольку это основная обязанность следователя.

Поручение о производстве следственных действий следователь должен давать органам дознания в тех случаях, когда он сам по ка­ким-либо причинам не может произвести своевременно следственное действие, по поводу которого дается поручение. Такая необходимость может возникнуть при одновременном производстве в разных местах нескольких следственных действий.

Следователь может поручить также производство отдельных след­ственных действий органам дознания в случаях, когда такая необходи­мость возникает в процессе осуществления оперативно-розыскных мер.

Заслуживает всяческого осуждения, имеющая место в ряде случаев практика, когда по делу, находящемуся в производстве следователя, работники органов дознания без особой необходимости производят множество различных следственных действий, как правило, без пору­чения следователя.

В законе ничего не сказано о том, какие следственные действия можно поручать органам дознания, а какие нельзя. Это не означает, что следователь может поручить органам дознания производство лю­бого следственного действия. Производство важнейших следственных действий вообще не может быть поручено следователем работникам дознания.

Также следует избегать поручений о производстве некоторых сложных следственных действий, имеющих большое доказательное значение.

5. Содействие следователю при производстве отдельных следст­венных действий (ч.4 ст. 127 УПК РСФСР). Содержанием этой формы является участие работников дознания в подготовке и проведении от­дельных сложных и трудоемких следственных действий, которое вы­ражается в непосредственной практической помощи тактического и организационно-технического характера, оказываемой следователю.

Необходимость такого содействия может обуславливаться сложно­стью следственного действия, большой протяженностью места, где производится следственное действие, что затрудняет его выполнение с соблюдением определенных тактических условий, большим объемом работы, требованием обеспечения безопасности участников следствен­ных действий и т.п.

Содействие органов дознания следователю может иметь место на всех этапах следственного действия, начиная с подготовки и кон­чая фиксацией его результатов. Помощь, оказываемая при подготовке следственного действия, зависит от его характера и вида. Так, при подготовке к допросу подозреваемых, обвиняемых, важных свидетелей к обыску главная цель оказываемого содействия состоит в получении нужных сведений, которые отсутствуют в материалах дела, но могут быть получены оперативным путем.

Работники органов дознания могут оказать большую помощь в ор­ганизации выезда на место, обеспечении общих и тактических условий для производства следственного действия и т.д.

В процессе производства следственных действий содействие работ­ников органов дознания следователю оказывается в разнообразных формах. Наиболее распространенным видом такого содействия можно считать непосредственную помощь при производстве трудоемких или сложных следственных действий, когда оперативный работник берет

на себя и выполняет часть той работы, которая является сущностью следственного действия. Например, участие в поисках при обыске, в изучении места происшествия при осмотре, в проведении опытов при эксперименте и т.д. Здесь важно иметь в виду руководящую, централь­ную роль следователя, который направляет и координирует такую по­мощь. Помощь может быть оказана также при использовании следова­телем отдельных тактических приемов.

Взаимодействие следователя с органами дознания по делам, при­остановленным в связи с неустановлением лица, подлежащего к при­влечению в качестве обвиняемого. В ст. 197 УПК РСФСР сказано: «После приостановления предварительного следствия в случае, предусмотрен­ном п.З ст. 195 настоящего кодекса, следователь обязан принимать как непосредственно, так и через органы дознания меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого». Если учесть, что после приостановления уголовного дела следственные дей­ствия почти не производятся, становится ясным, что речь идет о мерах оперативно-розыскного характера, направленных на раскрытие пре­ступления. Поскольку такого рода меры носят в основном непроцессу­альный характер, осуществление их по приостановленному делу не ог­раничивается.

Организационно-тактические формы взаимодействия

К ним можно отнести:

1. Совместный выезд на место происшествия, который являет­ся наиболее распространенной формой взаимодействия органов следствия и дознания. Данная форма характерна для расследования особо тяжких и тяжких преступлений, по которым необходим выезд на место происшествия для проведения осмотра и других первоначаль­ных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Подготовка и организация совместного выезда, кроме немедленно­го уведомления следователя и обеспечения охраны места происшест­вия, предполагает:

а) определение круга лиц, которые должны принять участие в вы­езде;

б) обеспечение необходимых научно-технических и оперативных средств;

в) решение вопроса о транспортных средствах для выезда и других надобностей;

г) выбор в случае необходимости соответствующих форм привле­чения общественности для помощи работникам следствия и дознания.

Чтобы уложиться в кратчайшие сроки при организации выездов, необходимо иметь заранее отработанный четкий порядок решения всех

перечисленных вопросов применительно к конкретным условиям рабо­ты органов дознания и следствия того или иного района или города. Основной контроль за подготовкой, ее продуманностью и полнотой, безусловно, ложится на следователя.

Понятие совместного выезда на место происшествия не отождеств­ляется с понятием совместного осмотра его. Сведение совместного вы­езда только к осмотру было бы неправильным, так как при выезде на место происшествия, как правило, возникает необходимость в проведе­нии комплекса следственных действий и оперативно-розыскных ме­роприятий.

2. Совместное или согласованное планирование расследования по делу. Эта форма взаимодействия является наиболее совершенной, помогает обеспечить хорошую согласованность и четкое разграниче­ние обязанностей при совместной деятельности органов следствия и дознания по делу.

Совместное планирование работы по делу нельзя представлять еди­новременным актом, в результате которого составляется план всех действий. Совместное обсуждение плана расследования по любому де­лу может иметь место не один, а несколько раз, в зависимости от воз­никающей в ходе следствия необходимости. Особенно необходимо со­вместное планирование по делам о тяжких и особо тяжких преступле­ниях, по которым не установлен преступник.

Совместный план следственных и оперативно-розыскных меропри­ятий, составляемый по делам, находящимся в производстве следовате­ля, как правило, облекается в письменную форму и подписывается следователем и работниками дознания. В некоторых случаях, в частно­сти, по делам о наиболее опасных преступлениях, совместно состав­ленный план расследования утверждается прокурором и начальником органа дознания.

3. Организация специальных следственно-оперативных групп, в которые входят следователи и оперативные работники органов дознания, для расследования наиболее сложных и многоэпизодных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. Организацией следст­венно-оперативных групп достигается правильное и четкое взаимодей­ствие следственных и оперативных работников в раскрытии и рассле­довании преступлений. Зачастую работа следственно-оперативных групп, если она умело организована и осуществляется в соответствии с требованиями закона, является образцом взаимодействия.

Центральной, руководящей фигурой в следственно-оперативной группе является следователь. Если следственно-оперативная группа со­ставляется и назначается по специальному распоряжению вышестоя­щего начальника, во главе группы может быть поставлен руководящий работник прокуратуры или следствия. Группа может делиться на под­группы с учетом объема работы и состава ее участников.

Исходя из соотношения предварительного следствия и дознания недопустимо назначать руководителем группы работника органов до­знания. В то же время, когда в работе по делу участвует не один, а не­сколько работников органов дознания, из числа последних назначается кто-то старший над остальными. Если в группу включено несколько следователей, то один из них руководит действиями остальных следо­вателей и одновременно является руководителем следственно-опера­тивной группы в целом.

Основными принципами деятельности следственно-оперативной группы можно считать: совместное планирование следственных и опе­ративно-розыскных мероприятий в целях раскрытия и расследования преступлений; четкое разграничение функций и непосредственных обязанностей каждого участника группы; постоянный взаимный обмен информацией о ходе расследования; признание руководящей роли сле­дователя или специально назначенного руководителя группы. Органи­зация и состав групп оформляется совместным распоряжением руко­водства органов следствия и дознания.

В качестве самостоятельной формы, хотя и сходной с только что рассмотренной, можно выделить совместные выезды следователей и работников дознания в другие города, районы, области для вы­полнения комплекса следственных действий, оперативно-розыск­ных и других мер по конкретному делу. В настоящее время уже практикуются такие выезды в ближнее зарубежье, такие выезды быва­ют необходимы и в страны дальнего зарубежья. Очевидно, что для этого необходимы соответствующие соглашения (договоры о правовой помощи).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.141 (0.008 с.)