ТОП 10:

Криминалистическая видеозапись



В последние годы особенно интенсивно совер­шенствуются электронные методы фиксации информации. Их особен­ность состоит в том, что изображение запечатлеваемого объекта транс-

формируется в электрический сигнал, который записывается на маг­нитном носителе. Сигнал не нуждается в какой-либо обработке, а для воспроизведения, чтобы изображение возникло на телеэкране, необхо­димо лишь электронно-оптическое преобразование.

Подчеркнем одну важную особенность современных электронных методов, которая и позволяет причислить их к фотографическим. Все они обеспечивают не только вывод изображения на телеэкран или мо­нитор, но и его фиксацию на каком-либо фотоматериале. Этот собст­венно фотографический вариант изображения может быть получен на специальном устройстве либо путем прямой фотосъемки с телевизион­ного экрана. В то же время в электронных методах не существует принципиальных ограничений на получение такого же качества пере­дачи мелких деталей изображения, как у цветных фотоматериалов с высокой разрешающей способностью. На этой основе сформировалась судебная видеозапись, отличающаяся оперативностью, технологиче­ской гибкостью и высокой информационной емкостью.

Средства и приемы криминалистической видеозаписи.Прежде чем перейти к собственно видеомагнитофонным средствам фиксации криминалистической информации, отметим появление цифровых аппа­ратов, реализующих покадровую видеозапись изображений на магнит­ный носитель. Сконструированы они на базе популярных узкопленоч­ных зеркальных камер, поэтому предоставляют пользователю широкий спектр возможностей электронного интеллекта вкупе с оптическим со­вершенством сменной оптики. Они обеспечивают получение высокока­чественных снимков и цветопередачу с различием до 17 миллионов оттенков. Фиксация изображений, преобразуемых в последователь­ность цифр, осуществляется на дискету, жесткий диск или CD-ROM. Кадры можно многократно экспонировать, стирать и запечатлевать снова без понижения качества изображения. Отснятое можно просмот­реть на экране монитора, оценить, стереть неудачные кадры и на их место записать другие.

Цифровые снимки очень легко загружаются в персональный ком­пьютер, который распечатывает их посредством цветного принтера. Средства удаленного доступа, например, Интернет, позволяют пере­дать изображения куда угодно, что весьма полезно при подключении к расследованию, например, Интерпола. Посредством специальной ком­пьютерной программы можно редактировать снимки, изменяя тона, убирая ненужные детали или, наоборот, вставляя фрагменты из других кадров. Легко осуществимы корректировка и смешивание цветов, уси­ление и ослабление резкости, ретуширование, рисование, закрашива­ние, цветоделение, создание эффекта рельефности и др. Нельзя не от­метить, что появление таких аппаратов ставит перед криминалистами но-

вые сложные задачи в оценке достоверности фотоснимков, служащих источниками наглядной доказательственной информации, в особенно­сти, если они получены вне сферы уголовного процесса.

В настоящее время в следственной практике используется видеоап­паратура в основном зарубежного производства, обеспечивающая по­лучение качественного цветного или черно-белого изображения даже в условиях слабой освещенности. Целью применения видеозаписи на предварительном следствии является фиксация образной и звуковой криминалистической информации, получаемой при производстве след-стгенных действий. Этой цели подчинено использование рассматрива­емых далее приемов видеозаписи, которые должны обеспечивать доку­ментальность и вместе с тем выразительность видеофильма, ориенти­руя в обстановке производства следственного действия, показывая свя­зи между объектами, заостряя внимание на главном.

Доброкачественный документальный видеофильм, в полной мере отражающий конкретное следственное действие, можно снять, лишь правильно применяя приемы видеозаписи. Поскольку на экране синх­ронно воспроизводятся образная и звуковая информации, съемка филь­ма должна осуществляться так, чтобы обеспечивалось высокое качест­во фиксации не только изображения, но и звука.

Основными операторскими приемами служат панорамирование, на­езд и отъезд. Панорамирование — это съемка камерой, находящейся в движении. Оно бывает статическим и динамическим. Статическую па­нораму снимают плавным поворотом камеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси. В первом случае получают круговую видеопа­нораму, а во втором - вертикальную.

При динамическом панорамировании съемка осуществляется каме­рой, перемещающейся в пространстве. Такой прием рационально при­менять тогда, когда нужно запечатлеть большие площади или объек­ты значительной протяженности. Разновидностями динамических па­норам являются линейная панорама, при съемке которой камеру посте­пенно перемещают параллельно фронтальной плоскости объекта, как бы оглядывая его, и панорама следования, когда с камерой движутся вслед за объектом, фиксируя его динамику.

Панорамы должны начинаться и заканчиваться со статичных кад­ров, иначе они плохо согласуются с соседними эпизодами видеофиль­ма. Внутри панорам нужно делать остановки для выделения главных объектов. Здесь следует применять наезд, т.е. плавный переход от об­щего плана к среднему и крупному. Отъезд — прием, обратный наез­ду, обычно используется для поддержания ориентации в обстановке производства следственного действия после серии эпизодов, снятых крупным и детальным планами, либо для ввода в кадр лиц после пока­за основного субъекта съемки.

ill

По аналогии с криминалистической оперативной фотографией, ис­пользующей ориентирующий, обзорный, узловой и детальный виды съемки, в криминалистической видеозаписи применяются общий, средний,- крупный и детальный планы. Общим планом обычно произ­водят ориентирующую и обзорную фиксацию места проведения след­ственного действия, показывая перемещение главного объекта на фоне окружающей обстановки. Таким планом хорошо начинать эпизоды су­дебного' видеофильма, он вводит в курс предстоящих действий. Сред­ний план, укрупняя часть изображений общего плана, направляет вни­мание на определенный объект, динамика которого становится уже хо­рошо различимой. Для выделения характерных частей снимаемого объекта используется крупный план. Детальный план необходим для показа в полный кадр специфических особенностей объектов съемки.

Снимать эпизоды судебного видеофильма нужно в той последова­тельности, в какой они будут демонстрироваться, чтобы избежать мон­тажа. Съемку обычно следует вести с уровня среднего роста, привыч­ного и не искажающего перспективу. Нужно обращать внимание на освещение снимаемых объектов, нейтрализовать звуковые помехи, за­трудняющие восприятие фонограммы. Для производства видеозаписи в ходе следственного действия целесообразно пригласить специали­ста-телеоператора, объяснив ему, что и как требуется заснять.

Применение криминалистической видеозаписи при расследовании преступлений необходимо в тех случаях, когда важно запечатлеть ка­кое-либо действие, существенное для установления истины по делу, динамику развития события или явления вместе с сопровождающими их звуками. К числу таких действий в первую очередь относится след­ственный эксперимент, поскольку его видеограмма передает исчерпы­вающую информацию не только о процессе проведения опытных дей­ствий и их результатах, но и об организации этих планов, тактических и процессуальных условиях осуществления экспериментов. Фиксация полной картины проведения экспериментальных действий очень облег­чает оценку полученной доказательственной информации.

По материалам дела следователь должен заранее определить содер­жание и тактику производства опытов, предусмотреть их возможные варианты, наметить главные моменты эксперимента, приемы их видео­фиксации. При любом виде следственного эксперимента подлежат за-печатлению на пленку обстановка его проведения (например, освеще­ние, наличие шумов и их интенсивность, погодные условия и др.), ис­пользуемые объекты и их размещение, каждое опытное действие и его результат, соблюдение процессуальных и тактических требований. Важно, чтобы видеограмма создавала «эффект присутствия» при про­изводстве следственного эксперимента, облегчала оценку полученных

 

доказательств возможности или невозможности воспринять в данных условиях конкретную информацию, совершить какие-либо действия за определенный промежуток времени.

Проверка показаний на месте также нередко нуждается в видео­фиксации. При всей универсальности словесного описания бывает трудно отобразить в протоколе динамическую и звуковую картину хо­да и результатов проверки, особенно когда проверяемое лицо указыва­ет сложные, малоизвестные маршруты, демонстрирует замысловатые действия, сопровождающиеся характерными звуками, дает пояснения, пользуясь специальной терминологией и т.п.

Основной задачей видеофиксации здесь является запечатленис об­разной и звуковой информации о действиях проверяемого и маршруте его движения. Продолжительность' проверки нередко весьма значи­тельна, поэтому следует предусмотреть съемку наиболее важных, уз­ловых моментов ее проведения, имеющих доказательственное значе­ние. Такими моментами могут быть участки местности, объекты, све­дения в их связи с проверяемыми показаниями: место обнаружения трупа или его частей, орудий преступления, похищенных ценностей; отрезки маршрута следования, важные сведения, сообщенные проверя­емым.

Вначале следует осуществить съемку говорящих участников про­верки средним и крупным планом, чтобы затем по видеофильму мож­но было легко сориентироваться, кто и что делал, где находился, кто именно произнес ту или иную фразу. Маршрут движения фиксируется выборочно, с выделением ориентиров. После обзорной фиксации мес­та проверки важно запечатлеть ее ключевые моменты и те результаты, которые влияют на оценку полученных данных.

Применение криминалистической видеозаписи при предъявлении для опознания особенно целесообразно в тех случаях, когда последнее производится по походке, мимике, жестикуляции, своеобразным инто- \ нациям речи, другим функциональным признакам. Так как каждое конкретное опознание есть одноразовый процесс, повторение которого с тем же опознающим недопустимо, предварительная подготовка к видеофиксации имеет важное значение. Поскольку выбор места прове­дения опознания не ограничен, целесообразно провести его в простор­ном, светлом помещении с хорошей звукоизоляцией. Все лишние предметы, могущие отвлечь внимание опознающего, рекомендуется убрать, фон для съемки должен быть однотонным.

Лучше заранее наметить наиболее подходящие точки съемки и те операторские приемы, которые необходимы для максимально полног и наглядной видеофиксации. Вначале проводится обзорная съемка группы опознаваемых с «наездом» на каждого для показа правильно-

сти подбора членов группы, не имеющих во внешности (походке, ре­чи, жестикуляции) резких отличий. Затем на видеограмме фиксируют­ся те действия, которые группа проводит по указанию следователя, ре­акции на них опознающего и его заявления по поводу увиденного. В заключение крупным планом снимают признаки, по которым произош­ло опознание.

Допрос и очная ставка нуждаются в видеофиксации в тех случаях, когда допрашиваемые лица страдают физическими или психическими недостатками: слепоглухонемые, глухонемые, немые, лица с парализо­ванными органами речи, симулирующие душевные заболевания. Целе­сообразна видеосъемка допросов малолетних свидетелей и потерпев­ших, лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, а также наиболее сложных допросов и очных ставок с целью их после­дующего анализа для выработки более эффективной тактики дальней­ших следственных действий.

Для допроса с видеофиксацией лучше выбрать достаточно простор­ный и равномерно освещенный кабинет, имеющий надежную звуко­изоляцию. Для его проверки рекомендуется провести пробную видео­съемку и оценить качество записи звука и изображения. Одновременно можно наметить и наиболее подходящие точки съемки. Ведя допрос или очную ставку с применением видеозаписи, следователю надлежит помнить, что лаконичность, конкретность, ясность вопросов, вырази­тельность жестов, когда они уместны, — важные условия результатив­ности допроса и качества его видеофиксации. Основное место в виде­ограмме должен занимать свободный рассказ допрашиваемого об изве­стных ему обстоятельствах дела, дополненный ответами на вопросы следователя. При фиксации допросов с предъявлением уличающих ма­териалов важно запечатлеть сам момент предъявления улики и реак­цию на нее допрашиваемого.

Когда показания даются при помощи знаков, например на азбуке глухонемых, акцент следует делать на этих жестах допрашиваемого, а во время перевода в кадре должен быть еще и переводчик. Впоследст­вии это облегчит проверку правильности перевода, если в ней возник­нут сомнения. При фиксации очной ставки в кадре следует держать обоих участников.

Осмотр места происшествия нуждается в запечатлении на видеог­рамму, если его обстановка очень сложна, а время для производства ограничено. Особенно большую помощь в быстрой, полной и нагляд­ной фиксации видеозапись оказывает в ходе осмотров мест происше­ствий, связанных с крушениями, авариями, катастрофами и пожарами, когда необходимо принимать меры для скорейшей ликвидации послед­ствий происшедшего, что неразрывно связано с изменением первона­чальной обстановки, когда место происшествия — вредная или специ­альная территория (шахта, подводное или подземное сооружение) и т.п.

Подготовка к видеофиксации здесь, как правило, сводится к ориен­тировке на месте, поскольку до прибытия туда ни условия съемки, ни объекты, подлежащие запечатлению, неизвестны. Вначале рекоменду­ется съемка общим планом для ориентировки места происшествия на окружающей местности, лучше всего посредством панорамирования. Затем запечатлевается общий вид самого места путем его обзорной ви-дессъемки общим и средним планами. Далее следует перейти к фикса­ции действий следователя по осмотру наиболее важных объектов и за­печатлению последних с разных точек крупным и детальным планами, фиксируя их криминалистические особенности, а также следы. Звуко­вым сопровождением будут пояснения следователя, даваемые по ходу осмотра.

ГЛАВА 9

ТРАСОЛОГИЯ







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.008 с.)