Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы взаимодействия органовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
предварительного следствия и дознания Органы предварительного следствия и дознания в своей процессуальной длительности по уголовным делам руководствуются одними и теми же уголовно-процессуальными законами (ст. 1 Основ). Процессуальные акты и документы, составленные работниками органов дознания в соответствии с законом, имеют такую же юридическую силу, как и составленные следователем подобные акты и документы. Органам дознания и следователю предоставлено одинаковое право самостоятельно решать вопрос о возбуждении или oj5 отказе в возбуждении уголовного дела по поступившим материалам, сообщениям и заявлениям (ст. 3 Основ, ст.З, 109 УПК РСФСР). Причем, одним из поводов к возбуждению уголовного дела может быть непосредственное обнаружение признаков преступления как следователем, так и органами дознания. Таким образом, следователь и органы дознания в соответствии с законом наделены необходимыми процессуальными властными полномочиями, которые обеспечивают эффективность действий каждого из них в процессе взаимодействия. Вместе с тем в их деятельности имеются и существенные различия. Наиболее важным из них следует считать обязанность органов дознания в соответствии со ст. 118 УПК РСФСР принимать оперативно-розыскные меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Такой обязанности закон не возлагает на следователя. Таким образом, оперативно-розыскная деятельность свойственна только органам дознания, которые используют имеющиеся у них для этой работы специальные приемы, методы и средства. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г. вместо понятия «оперативно-розыскные меры» ввел понятие «оперативно-розыскные мероприятия». Наличие у органов дознания специфической оперативно-розыскной функции и несвойственность таковой органам следствия обусловливает необходимость их взаимодействия. В процессе раскрытия и расследования преступлений нередко возникают серьезные трудности, подчас неразрешимые процессуальными методами предварительного следствия. В таких случаях важное значение имеют оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые органами дознания. Органы дознания приспособлены главным образом к выполнению оперативно-розыскных мер, а следователи — к производству процессуальных, следственных действий. Поэтому нужно стремиться, чтобы следственные действия (в том числе и неотложные), как правило, производились следователем. Это крайне важно по делам о тяжких преступлениях. Различия в процессуальном положении органов следствия и дознания отражены в законе: а) пределы и объем процессуальной деятельности органов дознания по конкретному делу зависят от того, обязательно или не обязательно по этому делу предварительное следствие; б) следователь вправе в любой момент приступить к предварительному следствию по делу, которое находится в производстве органа дознания; в) после передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя; г) следователь вправе давать органам дознания обязательные для последних поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий и требовать от них содействия при производстве отдельных следственных действий. Об этом же говорится в проекте нового УПК РФ, принятого Думой в первом чтении. Такая предусмотренная законом зависимость является одной из основ взаимодействия этих органов. На практике следователь является центральной фигурой в процессе расследования преступлений. В первую очередь от него зависят правильная организация и эффективность взаимодействия. Если следователь не проявляет необходимой инициативы, не использует широко и активно свои процессуальные полномочия по отношению к органам дознания, трудно ожидать хорошего взаимодействия. Можно определить взаимодействие органов предварительного следствия и дознания как основанное на законе правильное сочетание и эффективное использование полномочий и методов работы, присущих каждому из этих органов, направленное на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений. Основным содержанием в&имодействия является правильное сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в процессе раскрытия и расследования преступлений. Следует иметь в виду, что результаты оперативно-розыскной деятельности (за отдельными исключениями) не являются доказательствами, а данные, полученные оперативным путем, могут приобрести доказательственное значение, если они закреплены в ходе следственных действий. Контроль за осуществлением ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, осуществляется судом в соответствии со ст. 8 Закона «Об ОРД» 1995 г. Оперативно-розыскные меры и полученные с их помощью данные имеют важнейшее тактическое значение. Используя оперативные данные, следователь может определять направление расследования, вы- двигать версии, намечать те или иные следственные действия, избирать наиболее аффективные тактические приемы проведения следственных действий. Анализ следственной практики показывает, что именно тактическое значение определяет ценность оперативно-розыскной деятельности для раскрытия преступлений. Одним из главных условий правильного сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мер следует считать четкое разделение функций участников взаимодействия. Недопустимо сращивание следственной и оперативно-розыскной работы, так как такое положение всегда связано с опасностью нарушений законности, предвзятостью. Другим важным условием эффективности сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мер, на наш взгляд, следует считать зависимость форм такого сочетания от конкретной следственной ситуации. Только с учетом сложившейся в ходе расследования ситуации можно избрать наиболее полезные в данном случае комплексы и соотношения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, определить конкретные сферы применения такого сочетания. Так, например, по делу об убийстве, по которому не установлен преступник, содержание и цели сочетания следственной и оперативно-розыскной работы будут существенным образом отличаться от конкретных форм взаимодействия следователя и оперативного работника по делам о корыстных преступлениях в сфере экономики. В первом случае сфера применения оперативно-розыскных мер будет значительно шире по объему и, как правило, будет носить общий характер, особенно на первом этапе. Основная цель здесь — установление данных о личности преступника. Во втором случае такая сфера гораздо уже, более конкретна (организация, где совершено хищение, и иногда связанные с ней организации и предприятия) касается в основном определенных лиц. Цель здесь обычно тоже несколько иная — установление самого факта и механизма преступления. Во втором случае и сама связь оперативно-розыскных мер и следственных действий носит более тесный и конкретный характер. Продемонстрируем высказанные мысли примерами. По делу об убийстве шофера такси, труп которого был обнаружен в лесу, а машина в другом месте, оперативно-розыскные меры по установлению преступников были направлены на проверку весьма широкого круга людей, в число которых входили лица, судимые в прошлом. На этом этапе даже трудно было предвидеть, среди какого круга лиц окажутся преступники. Поэтому здесь связь оперативно-розыскной и следственной работы носила общий характер, прямой связи между конкретными оперативными данными и отдельными следствен- V.77 ными действиями еще не было. И только после того, как оперативным путем были получены данные о причастности к преступлению определенного лица, сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мер приняло более конкретный характер. В другом случае уже в момент возбуждения уголовного дела о хищениях следователь имел возможность использовать имеющиеся оперативные данные при проведении конкретных следственных действий. Так, после получения соответствующих оперативных данных были успешно произведены обыски. Сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мер в процессе раскрытия преступлений по своему объему, содержанию, целям бывает весьма различным. Основными целями взаимодействия следователя и оперативных работников и соответственно сочетания следственных и оперативно-розыскных мероприятий, являются: а) установление события и механизма преступления; б) установление личности преступника. Разумеется, могут быть и другие цели, например, выявление соучастников и пособников, обнаружение похищенного и нажитых преступным путем ценностей, собирание сведений о личности обвиняемого или других лиц, получение данных для подготовки и проведения отдельных следственных действий и др. Но все эти цели носят в той или иной степени производный характер от первых двух. Сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мер может иметь место на протяжении всего расследования, пока есть в этом необходимость. Совместная деятельность следователя и оперативного работника может носить иногда эпизодический характер. Можно указать и на такую особенность. В одном случае оперативно-розыскные мероприятия и их результаты приобретают тактическое значение для целого ряда последующих следственных действий и определения общего направления расследования, а в другом — на их основе определяется тактика отдельного следственного действия. Одним из важных тактических условий эффективности сочетания следственных действий и оперативно-розыскных мер является обмен информацией, который правильно рассматривается как общий принцип взаимодействия органов следствия и дознания. В данном случае имеется в виду взаимный обмен такими сведениями между следователем и оперативным работником, которые не только касаются самих целей и содержания предстоящих действий, но и могут способствовать более успешному производству оперативно-розыскных мер или, с другой стороны, следственных действий. Несмотря на большое значение оперативно-розыскных мер для раскрытия преступлений, основной решающей формой деятельности остаются следственные действия, осуществляемые в установленной законом форме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.50 (0.006 с.) |