Диагностические и автороведческие исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностические и автороведческие исследования



Потребности следственной практики диктуют не­обходимость дальнейшего расширения возможностей исследования по­черка и письменной речи, признаки которых, отражаясь в тексте, со­держат ценную информацию об авторе в диагностическом плане. Это данные о социально-биологической характеристике автора, которая не­редко оказывается весьма существенной для следствия и позволяет су­зить круг лиц, подозреваемых в составлении или выполнении текста. Физиологические, антропометрические и психологические особен­ности исполнителя отражаются в почерке, а следовательно, имеется возможность получить некоторые сведения об авторе. Диагностиче­ские исследования позволяют установить факт намеренного искажения

Рис. 11.5. Частные признаки почерка:

расположение точки начала; 2 — способ соединения элементов буквы; 3 — способ оконча­ния второго элемента; 4 — расположение точки окончания

почерка и письменной речи, необычное психофизиологическое состоя­ние писавшего (опьянение, усталость, болезнь), непривычность внеш­них условий в момент составления текста, родной язык или место фор­мирования языковых навыков, образовательный уровень, пол, возраст и ряд других особенностей личности.

На наличие тесной связи между характером письма и психическим состоянием пишущего обращают внимание специалисты разных обла­стей знания. Исследования психологов, педагогов, криминалистов, су­дебных медиков показывают, что нарушение деятельности отделов нервной системы приводят к определенным изменениям письма: сни­жению общего уровня грамотности, учащающимся исправлениям букв, неравномерности признаков и вариации размера букв, неустойчивости наклона, понижении координации. Частные признаки при этом почти не имеют существенных отклонений. Причинами, вызывающими ука­занные изменения, являются алкогольное опьянение, заболевания цен­тральной нервной системы, физическая усталость, однако для каждого из этих состояний характерны различные уровни влияния на признаки почерка.

На основании диалектологических признаков можно установить место длительного проживания лица, с помощью модификации опре­делить родной язык писавшего. Явления модификации основаны на том, что пишущий незаметно для себя привносит в текст закономерно­сти родного языка.

В настоящее время разработаны методики определения половой принадлежности исполнителя. В почерках не содержится признаков, которые фигурировали бы только в рукописях, исполненных мужчина­ми или женщинами. Однако целый ряд признаков чаще встречается либо в рукописях мужчин, либо женщин, что указывает на устойчи­вую связь ряда признаков почерка с полом. Частота встречаемости этих признаков в рукописях мужчин и женщин не только не одинако­ва, но и относительно устойчива. По коэффициентам, отражающим ча­стоту встречаемости признаков почерка в рукописях мужчин и жен­щин, можно установить пол исполнителя.

Нередки случаи, когда лицо пишет под диктовку или переписывает текст с оригинала, поэтому в судебной и следственной практике часто возникает необходимость в установлении не только исполнителя, но и автора того или иного документа. Важнейшее значение установления автора приобретает при исследовании машинописных текстов.

Научную основу судебно-автороведческой экспертизы составляет система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, определяющих индивидуальность его письменной речи, и о методах исследования авторства.

Объектом автороведческой экспертизы становятся тексты докумен­тов, относящиеся к бытовому, публицистическому и официально-дело­вому стилям речи.

К компетенции судебно-автороведческой экспертизы относится ре­шение двух основных задач: 1) установление конкретного автора тек­ста и 2) выяснение фактов неидентификационного характера.

При решении первой задачи устанавливается подлинный или иск­лючается предполагаемый автор; констатируется факт создания доку­ментов одним или разными авторами; выясняется тот факт, что автор или исполнитель не одно и то же лицо. Вторая задача устанавливает принадлежность текста к определенному функциональному стилю ре­чи; факты намеренного искажения письменной речи, а также иные факты, относящиеся к условиям создания текста документа.

Текст документа — это всегда единство двух основных сторон: смысловой (содержание) и формально-языковой. Содержание докумен­та выражается языковыми средствами, однако регулируется не норма­ми языка, а в основном социально-психологическими факторами. От­сюда по тексту всегда можно сделать вывод о той реальной среде, ко­торая окружает автора (социальной, этической, профессиональной), и в определенной мере о тех знаниях, которыми он обладает. Это имеет большое значение для органов расследования в их поисковой деятель­ности. Особенности языковой организации (синтаксические, морфоло­гические и др.) индивидуальны для каждого человека, а поэтому игра­ют существенную роль при отождествлении личности.

Ряд вопросов неидентификационного плана (психические расстрой­ства, необычные психофизиологические состояния) могут быть реше­ны лишь при комплексном исследовании с участием специалистов в области психиатрии или невропатологии.

Методика экспертного исследования основывается на анализе линг­вистических, логико-психологических, психологических и иных методик.

Письменная речь есть фиксируемая в рукописи деятельность индивида, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива. Эту деятельность следует рассматри­вать как сложно организованную систему, функционирование которой осуществляется на основе комплекса качественно неоднородных навы­ков. Выделяется два основных типа навыков — языковые и интеллек­туальные, имеющие большое значение при исследовании рукописей. Наличие в текстах каких-то жаргонных слов, архаизмов, характерного стиля изложения, отклонений от общепринятых языковых норм,, как правило, является основанием для выдвижения конкретных следствен­ных версий.

 

Подготовка материалов для экспертизы рукописных текстов

В постановлении о назначении экспертизы долж­ны содержаться вопросы, стоящие перед экспертом, сведения об изве­стных обстоятельствах, имеющих отношение к предмету экспертизы (условия выполнения текста, действительно ли существует лицо, от имени которого исполнена подпись, или она вымышленная, состояние писавшего и т.п.), перечень материалов, направляемых на исследова­ние.

В вопросах эксперту необходимо указать, в каком документе и что исследуется. Вопросы должны быть сформулированы четко и не допу­скать двойного толкования.

Методикой судебно-почерковедческой экспертизы разработаны требования, предъявляемые к сравнительным материалам, -- это до­стоверность, сопоставимость, надлежащее качество и достаточное ко­личество.

Следователь должен убедиться, кем исполнен текст, направляемый им в качестве свободного образца (достоверность).

Сопоставимость понимается так, что образцы должны быть ис­полнены тем же шрифтом, теми же графическими символами, буква­ми того же алфавита или цифрами.

Надлежащее качество подразумевает, что образцы не должны до­пускать большого разрыва во времени, быть выполненными по воз­можности на сходной бумаге или бланке, аналогичным пишущим при­бором и в тех же условиях.

Достаточное количество — это такой объем образцов, который обеспечил бы возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, содержащихся в исследуемом тексте. Единых реко­мендаций по количеству дать невозможно, однако свободных образцов должно быть не менее 5 — 6 листов, причем различных по характеру (материалы личного дела, письма, черновые записи и т.д.); свободных образцов подписей не менее 10 (к ним можно отнести подписи в заяв­лениях, поручениях, доверенностях, ведомостях и др.). Эксперимен­тальные образцы почерка отбираются в количестве 10 — 12 листов; подписей не менее 20 — 30.

Применение математических методов, основанных на вероятност­ной статистике, требует большого объема образцов.

Для решения судебно-почерковедческих задач могут быть пред­ставлены свободные образцы (выполненные до возникновения уголов­ного дела), условно-свободные (выполненные после его возбуждения, но не в связи с производством экспертизы) и экспериментальные (ис­полненные по заданию следователя).

В качестве свободных и условно-свободных образцов мо­гут быть представлены личные письма, записи в тетрадях, дневники, характеристики, объяснения, жалобы, служебная переписка и тому по­добные тексты.

Экспериментальные образцы подразделяют на обычные и специальные. Первые не требуют особых условий, а для отобрания специальных должны быть созданы условия, максимально приближен­ные к тем, в которых выполнялись исследуемые рукописи.

Экспериментальные образцы могут быть получены путем: диктов­ки текста, специально составленного для этой цели; самостоятельного письма, когда проверяемый по предложению следователя пишет про­извольный текст (автобиографию, объяснение).

Перед получением экспериментальных образцов следователь дол­жен: заранее подготовить соответствующие материалы письма (бумагу по формату, качеству, линовке или аналогичный бланк); составить спе­циальный текст для диктовки, содержащий сочетания букв или слова, имеющиеся в исследуемом тексте. Иногда в интересах дела проверяе­мое лицо не должно доподлинно знать исследуемый текст или послед­ний содержит нецензурные, оскорбительные выражения; создать усло­вия, максимально приближенные к тем, в которых был выполнен ис­следуемый документ (плохая освещенность, неудобная поза и т.п.).

Методика получения экспериментальных образцов всегда опреде­ляется характером исследуемого документа. Текст следует диктовать четко, без выделения интонаций и расстановки знаков препинания. Темп диктовки может быть различным в зависимости от обстановки. Желательно воссоздать условия, близкие к тем, в которых был выпол­нен исследуемый текст (подпись). Получение экспериментальных об­разцов не должно унижать достоинства личности пишущего, поэтому любой необычный способ выполнения текста возможен лишь с его со­гласия.

Вид и количество образцов находятся в прямой зависимости от ис­следуемого документа. Главное, чтобы, изучая имеющиеся материалы, следователь (эксперт) сформировал мнение о почерке. Если исследуе­мые тексты исполнены каким-либо шрифтом (печатным, чертежным) или левой рукой, то экспериментальные образцы помимо скорописно­го варианта должны быть выполнены таким же шрифтом или спосо­бом, которым исполнен исследуемый текст.

При использовании необычных материалов письма (ткань, фанера, заостренная спичка и т.д.) проверяемому предлагают исполнить текст подобными средствами.

Наиболее сложным в почерковедческой экспертизе является иссле­дование подписей. Подписи могут иметь различную транскрипцию — буквенную, безбуквенную, смешанную. Основной элемент подписи —

 

росчерк — иногда у одного и того же лица варьирует по транскрипции в зависимости от вида документа, который он подписывает. Встреча­ются подписи, исполненные от имени вымышленных лиц. При выпол­нении подписей от имени существующих лиц в распоряжение эксперта обязательно должны быть представлены образцы подписей этих лиц. Это нужно для того, чтобы эксперт мог оценить совпадающие или раз­личающиеся признаки, определить, какие из них возникли вследствие подражания подлинным подписям, а какие присущи признакам почер­ка исполнителя.

Подписи необходимо отбирать на различных листках бумаги по 5—6 штук с интервалом_вол2емени, чтобы исполнитель не воспроиз­водил каждую последующую подпись так же, как предыдущую.

Специфика исследования письменной речи, проводимого с целью установления автора анонимного документа, обусловливает необходи­мость соблюдения ряда условий, почти тех же, что и при назначении почерковедческих экспертиз.

Успех исследования зависит от качества и объема сравнительного материала. Записи отдельных слов не могут быть рассмотрены в каче­стве образцов, объем которых должен содержать не менее (50(Г слов. > Не могут быть использованы сочинения, курсовые работы и подобные тексты.

Свободные образцы должны соответствовать тексту по языку изло­жения, времени выполнения текста и по состоянию автора. Это осо­бенно важно для лиц молодого возраста, ибо по мере становления лич­ности меняются ее интересы, социальная, национальная, профессио­нальная и иная среда. Данные требования относятся и к лицам пожи­лого возраста, когда могут быть допущены изменения, выражающиеся в упрощении и нарушении смысловой и языковых структур. Признаки письменной речи людей среднего возраста характеризуются более вы­сокой устойчивостью.

Эксперту должны быть сообщены сведения о возрасте, образова­нии, профессии проверяемого лица; его принадлежности к определен­ному функциональному стилю речи. Образцы должны быть выполне­ны в рамках того же функционального стиля (бытового, официаль­но-делового, публицистического) и в той же форме письменной речи.

Непригодны в качестве образцов публикации в журналах, газетах, сборниках, поскольку в результате редакторской и корректорской правки исчезают присущие им признаки.

Экспериментальные образцы лучше получать в виде самостоятель­ного изложения, объяснения, автобиографии. Объем эксперименталь­ных образцов должен быть большим, чтобы у экспертов могло сло­житься мнение о письменной речи подозреваемого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.012 с.)