Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностические и автороведческие исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Потребности следственной практики диктуют необходимость дальнейшего расширения возможностей исследования почерка и письменной речи, признаки которых, отражаясь в тексте, содержат ценную информацию об авторе в диагностическом плане. Это данные о социально-биологической характеристике автора, которая нередко оказывается весьма существенной для следствия и позволяет сузить круг лиц, подозреваемых в составлении или выполнении текста. Физиологические, антропометрические и психологические особенности исполнителя отражаются в почерке, а следовательно, имеется возможность получить некоторые сведения об авторе. Диагностические исследования позволяют установить факт намеренного искажения Рис. 11.5. Частные признаки почерка: расположение точки начала; 2 — способ соединения элементов буквы; 3 — способ окончания второго элемента; 4 — расположение точки окончания почерка и письменной речи, необычное психофизиологическое состояние писавшего (опьянение, усталость, болезнь), непривычность внешних условий в момент составления текста, родной язык или место формирования языковых навыков, образовательный уровень, пол, возраст и ряд других особенностей личности. На наличие тесной связи между характером письма и психическим состоянием пишущего обращают внимание специалисты разных областей знания. Исследования психологов, педагогов, криминалистов, судебных медиков показывают, что нарушение деятельности отделов нервной системы приводят к определенным изменениям письма: снижению общего уровня грамотности, учащающимся исправлениям букв, неравномерности признаков и вариации размера букв, неустойчивости наклона, понижении координации. Частные признаки при этом почти не имеют существенных отклонений. Причинами, вызывающими указанные изменения, являются алкогольное опьянение, заболевания центральной нервной системы, физическая усталость, однако для каждого из этих состояний характерны различные уровни влияния на признаки почерка. На основании диалектологических признаков можно установить место длительного проживания лица, с помощью модификации определить родной язык писавшего. Явления модификации основаны на том, что пишущий незаметно для себя привносит в текст закономерности родного языка. В настоящее время разработаны методики определения половой принадлежности исполнителя. В почерках не содержится признаков, которые фигурировали бы только в рукописях, исполненных мужчинами или женщинами. Однако целый ряд признаков чаще встречается либо в рукописях мужчин, либо женщин, что указывает на устойчивую связь ряда признаков почерка с полом. Частота встречаемости этих признаков в рукописях мужчин и женщин не только не одинакова, но и относительно устойчива. По коэффициентам, отражающим частоту встречаемости признаков почерка в рукописях мужчин и женщин, можно установить пол исполнителя. Нередки случаи, когда лицо пишет под диктовку или переписывает текст с оригинала, поэтому в судебной и следственной практике часто возникает необходимость в установлении не только исполнителя, но и автора того или иного документа. Важнейшее значение установления автора приобретает при исследовании машинописных текстов. Научную основу судебно-автороведческой экспертизы составляет система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, определяющих индивидуальность его письменной речи, и о методах исследования авторства. Объектом автороведческой экспертизы становятся тексты документов, относящиеся к бытовому, публицистическому и официально-деловому стилям речи. К компетенции судебно-автороведческой экспертизы относится решение двух основных задач: 1) установление конкретного автора текста и 2) выяснение фактов неидентификационного характера. При решении первой задачи устанавливается подлинный или исключается предполагаемый автор; констатируется факт создания документов одним или разными авторами; выясняется тот факт, что автор или исполнитель не одно и то же лицо. Вторая задача устанавливает принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи; факты намеренного искажения письменной речи, а также иные факты, относящиеся к условиям создания текста документа. Текст документа — это всегда единство двух основных сторон: смысловой (содержание) и формально-языковой. Содержание документа выражается языковыми средствами, однако регулируется не нормами языка, а в основном социально-психологическими факторами. Отсюда по тексту всегда можно сделать вывод о той реальной среде, которая окружает автора (социальной, этической, профессиональной), и в определенной мере о тех знаниях, которыми он обладает. Это имеет большое значение для органов расследования в их поисковой деятельности. Особенности языковой организации (синтаксические, морфологические и др.) индивидуальны для каждого человека, а поэтому играют существенную роль при отождествлении личности. Ряд вопросов неидентификационного плана (психические расстройства, необычные психофизиологические состояния) могут быть решены лишь при комплексном исследовании с участием специалистов в области психиатрии или невропатологии. Методика экспертного исследования основывается на анализе лингвистических, логико-психологических, психологических и иных методик. Письменная речь есть фиксируемая в рукописи деятельность индивида, применяющего язык для взаимодействия с другими членами данного языкового коллектива. Эту деятельность следует рассматривать как сложно организованную систему, функционирование которой осуществляется на основе комплекса качественно неоднородных навыков. Выделяется два основных типа навыков — языковые и интеллектуальные, имеющие большое значение при исследовании рукописей. Наличие в текстах каких-то жаргонных слов, архаизмов, характерного стиля изложения, отклонений от общепринятых языковых норм,, как правило, является основанием для выдвижения конкретных следственных версий.
Подготовка материалов для экспертизы рукописных текстов В постановлении о назначении экспертизы должны содержаться вопросы, стоящие перед экспертом, сведения об известных обстоятельствах, имеющих отношение к предмету экспертизы (условия выполнения текста, действительно ли существует лицо, от имени которого исполнена подпись, или она вымышленная, состояние писавшего и т.п.), перечень материалов, направляемых на исследование. В вопросах эксперту необходимо указать, в каком документе и что исследуется. Вопросы должны быть сформулированы четко и не допускать двойного толкования. Методикой судебно-почерковедческой экспертизы разработаны требования, предъявляемые к сравнительным материалам, -- это достоверность, сопоставимость, надлежащее качество и достаточное количество. Следователь должен убедиться, кем исполнен текст, направляемый им в качестве свободного образца (достоверность). Сопоставимость понимается так, что образцы должны быть исполнены тем же шрифтом, теми же графическими символами, буквами того же алфавита или цифрами. Надлежащее качество подразумевает, что образцы не должны допускать большого разрыва во времени, быть выполненными по возможности на сходной бумаге или бланке, аналогичным пишущим прибором и в тех же условиях. Достаточное количество — это такой объем образцов, который обеспечил бы возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, содержащихся в исследуемом тексте. Единых рекомендаций по количеству дать невозможно, однако свободных образцов должно быть не менее 5 — 6 листов, причем различных по характеру (материалы личного дела, письма, черновые записи и т.д.); свободных образцов подписей не менее 10 (к ним можно отнести подписи в заявлениях, поручениях, доверенностях, ведомостях и др.). Экспериментальные образцы почерка отбираются в количестве 10 — 12 листов; подписей не менее 20 — 30. Применение математических методов, основанных на вероятностной статистике, требует большого объема образцов. Для решения судебно-почерковедческих задач могут быть представлены свободные образцы (выполненные до возникновения уголовного дела), условно-свободные (выполненные после его возбуждения, но не в связи с производством экспертизы) и экспериментальные (исполненные по заданию следователя). В качестве свободных и условно-свободных образцов могут быть представлены личные письма, записи в тетрадях, дневники, характеристики, объяснения, жалобы, служебная переписка и тому подобные тексты. Экспериментальные образцы подразделяют на обычные и специальные. Первые не требуют особых условий, а для отобрания специальных должны быть созданы условия, максимально приближенные к тем, в которых выполнялись исследуемые рукописи. Экспериментальные образцы могут быть получены путем: диктовки текста, специально составленного для этой цели; самостоятельного письма, когда проверяемый по предложению следователя пишет произвольный текст (автобиографию, объяснение). Перед получением экспериментальных образцов следователь должен: заранее подготовить соответствующие материалы письма (бумагу по формату, качеству, линовке или аналогичный бланк); составить специальный текст для диктовки, содержащий сочетания букв или слова, имеющиеся в исследуемом тексте. Иногда в интересах дела проверяемое лицо не должно доподлинно знать исследуемый текст или последний содержит нецензурные, оскорбительные выражения; создать условия, максимально приближенные к тем, в которых был выполнен исследуемый документ (плохая освещенность, неудобная поза и т.п.). Методика получения экспериментальных образцов всегда определяется характером исследуемого документа. Текст следует диктовать четко, без выделения интонаций и расстановки знаков препинания. Темп диктовки может быть различным в зависимости от обстановки. Желательно воссоздать условия, близкие к тем, в которых был выполнен исследуемый текст (подпись). Получение экспериментальных образцов не должно унижать достоинства личности пишущего, поэтому любой необычный способ выполнения текста возможен лишь с его согласия. Вид и количество образцов находятся в прямой зависимости от исследуемого документа. Главное, чтобы, изучая имеющиеся материалы, следователь (эксперт) сформировал мнение о почерке. Если исследуемые тексты исполнены каким-либо шрифтом (печатным, чертежным) или левой рукой, то экспериментальные образцы помимо скорописного варианта должны быть выполнены таким же шрифтом или способом, которым исполнен исследуемый текст. При использовании необычных материалов письма (ткань, фанера, заостренная спичка и т.д.) проверяемому предлагают исполнить текст подобными средствами. Наиболее сложным в почерковедческой экспертизе является исследование подписей. Подписи могут иметь различную транскрипцию — буквенную, безбуквенную, смешанную. Основной элемент подписи —
росчерк — иногда у одного и того же лица варьирует по транскрипции в зависимости от вида документа, который он подписывает. Встречаются подписи, исполненные от имени вымышленных лиц. При выполнении подписей от имени существующих лиц в распоряжение эксперта обязательно должны быть представлены образцы подписей этих лиц. Это нужно для того, чтобы эксперт мог оценить совпадающие или различающиеся признаки, определить, какие из них возникли вследствие подражания подлинным подписям, а какие присущи признакам почерка исполнителя. Подписи необходимо отбирать на различных листках бумаги по 5—6 штук с интервалом_вол2емени, чтобы исполнитель не воспроизводил каждую последующую подпись так же, как предыдущую. Специфика исследования письменной речи, проводимого с целью установления автора анонимного документа, обусловливает необходимость соблюдения ряда условий, почти тех же, что и при назначении почерковедческих экспертиз. Успех исследования зависит от качества и объема сравнительного материала. Записи отдельных слов не могут быть рассмотрены в качестве образцов, объем которых должен содержать не менее (50(Г слов. > Не могут быть использованы сочинения, курсовые работы и подобные тексты. Свободные образцы должны соответствовать тексту по языку изложения, времени выполнения текста и по состоянию автора. Это особенно важно для лиц молодого возраста, ибо по мере становления личности меняются ее интересы, социальная, национальная, профессиональная и иная среда. Данные требования относятся и к лицам пожилого возраста, когда могут быть допущены изменения, выражающиеся в упрощении и нарушении смысловой и языковых структур. Признаки письменной речи людей среднего возраста характеризуются более высокой устойчивостью. Эксперту должны быть сообщены сведения о возрасте, образовании, профессии проверяемого лица; его принадлежности к определенному функциональному стилю речи. Образцы должны быть выполнены в рамках того же функционального стиля (бытового, официально-делового, публицистического) и в той же форме письменной речи. Непригодны в качестве образцов публикации в журналах, газетах, сборниках, поскольку в результате редакторской и корректорской правки исчезают присущие им признаки. Экспериментальные образцы лучше получать в виде самостоятельного изложения, объяснения, автобиографии. Объем экспериментальных образцов должен быть большим, чтобы у экспертов могло сложиться мнение о письменной речи подозреваемого.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.21 (0.011 с.) |