Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие тенденциозного вопросаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие тенденциозного вопроса. Вопросы респондентам задаются, как известно, для того, чтобы узнать их мнение по той или иной проблеме. Социолог изначально заинтересован в том, чтобы предоставить им возможность высказаться. Однако методы и средства сбора данных не нейтральны по отношению к получаемой информации, их воздействие на ее качество может быть заметным или незаметным, но существует всегда. В социологии, где объектом исследования выступает сознательная деятельность людей, мир их мнений и эмоций, весь исследовательский процесс находится под постоянным влиянием личности исследователя. К чему такое влияние приводит и в чем выражается? Если оставить в стороне случаи явного, умышленного влияния исследователя на ответы респондентов (что, в общем, относится скорее не к научности метода исследователя, а к его идеологическим или этическим основаниям), то так или иначе в ответах обнаруживаются в той или иной мере изменения, происходящие под влиянием мнения социолога. При обсуждении этой важной и сложной проблемы следует иметь в виду, что подобное влияние совершенно неизбежно. Исследователь — такой же человек, как и другие, имеющий определенные интересы, склонности, предпочтения, а не некий абстрактный разум. Его влияние, однако, имеет определенные пределы, и в опросе существует весьма реальная опасность усилить это влияние и довести до такой степени, когда вместо мнения респондентов социолог будет получать ответы, отражающие исключительно его собственную точку зрения. О влиянии интервьюера в процессе опроса написано немало '. О влиянии анкетера речь в настоящей книге уже шла. Здесь же необходимо рассмотреть довольно сложные случаи изменений в ответах респондентов, зависящие непо- 1 Библиографию см.: Погосян Г. А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван, 1985. Стр. 82 средственно от влияния более или менее явного знания исследователя, обусловленные тенденциозностью вопросов. Под тенденциозностью вопроса понимается такое его качество (а также и анкеты в целом), при котором респондент вынуждается принять точку зрения исследователя о содержании ответа (ответов), как навязанную ему мнением социолога. Затруднения респондента здесь связаны со сложностями выразить собственное мнение, не совпадающее с имеющимся в вопросе. Тенденциозность может быть более или менее явной, но в любом случае в таком вопросе содержится подсказка, намек на тот ответ, который нужен социологу. К чему приводит тенденциозность вопроса? Во-первых, она неизменно отталкивает от опроса определенную часть населения, которая нередко бывает очень важна для исследования. При этом если они высказывают свое нежелание участвовать из-за откровенно «ортодоксальной» анкеты, то другие приходят к тому же по прямо противоположным соображениям. Во-вторых, в ситуации опроса не существует никаких сильных мотивов для горячей защиты какого-либо мнения или убеждения. Когда какой-то ответ респонденту навязывается, ему несложно согласиться с исследователем и отметить предлагаемое мнение как собственное, тем более что для этого в большинстве случаев не требуется даже что-либо писать, а только поставить знак или обвести цифру в кружок. Иными словами, при ответе на тенденциозный вопрос респондент, как правило, не станет утруждать себя возражениями социологу, который, по-видимому, знает о нем лучше. Следовательно, тенденциозность вопроса приводит как к явным отказам от Ответа, так и к их смещениям в пользу того, что предполагается социологом. Воздействие тенденциозного вопроса. Тенденциозный вопрос внушает респонденту необходимость выбрать тот ответ, который устраивает социолога. Внушением называется способ воздействия, при котором происходит передача целенаправленной неаргументируемой информации и некритичное ее принятие, усвоение готового вывода. Необходимым условием эффекта внушения является авторитетность воздействия, которое выступает в роли косвенного аргумента в пользу принятия точки зрения, в нашем случае, социолога. Авторитет вызывает доверие или по крайней мере отсутствие сколько-нибудь значимого сопротивления этому воздействию. Замечено, что внушаемость Стр. 83 проявляется больше в тех областях, в которых человек наименее осведомлен. Информация, передаваемая посредством внушения, рассчитана преимущественно не на логику, как при убеждении, а на эмоционально-волевое воздействие. Процесс внушения протекает незаметно для человека, внушаемое содержание произвольной коррекции, как правило, не поддается. Отношения доверия также порождают некритичность субъекта, предрасполагают не к сознательному усвоению, а к принятию предлагаемой точки зрения. Как видно из приведенных самых общих сведений о внушении, ситуация массового опроса оказывается тем условием, при котором внушение не встречает сколько-нибудь существенных препятствий. Это и приводит к подмене мнения респондента мнением исследователя. Под влиянием внушения человек оказывается, однако, только в момент ответа на вопрос. Следовательно, социолог собирает информацию о состоянии сознания респондентов даже не в день опроса, а лишь в момент ответа на определенный вопрос. Иными словами, задавая тенденциозный вопрос, социолог в качестве ответа получает только подтверждение собственных знаний, проверить которые он предполагал с помощью опроса. В результате он будет впоследствии выдвигать объяснения, которые опираются на те факты, которые он сам и создал с помощью тенденциозных вопросов. Тенденциозность вопроса выражается: в самой формулировке вопроса; в преамбуле к вопросу; в закрытии вопроса; в неполном закрытии вопроса; в соотношении содержания подсказок; в последовательности ответов; в содержании ответов (подсказок); в применении некоторых лексико-синтаксических средств; в оформлении вопроса. Формулировка вопроса. В тенденциозной форме нередко задаются вопросы об общеизвестных истинах. Например: «Должны ли младшие уважать старших?». Чтобы смягчить внушающее воздействие высказывания прописной истины, исследователи предваряют постановку вопроса преамбулой, например: «Не всегда у нас есть возможность оказать уважение старшим. Какие возможности есть у Вас?». Нередко уже сам факт постановки вопроса в социологическом исследовании воспринимается опрашиваемыми как очевидное доказательство его значимости для всех. Поэтому исход специального обсуждения его значения с респондентами уже заранее предопределен. Например: «Насколь- Стр. 84 ко важными кажутся Вам вопросы охраны окружающей среды?». Преамбула к вопросу. Предложение, предваряющее постановку вопроса, формулируется обычно для создания определенных эффектов при восприятии анкеты в целом (об этом см. гл. IV, § 2). Однако неудачная формулировка приводит к тенденциозности вопроса. Например: «Объем свободного времени людей в нашей стране постоянно возрастает. В связи с этим заслуживают ли, на Ваш взгляд, серьезного внимания вопросы проведения трудящимися свободного времени?». Подобная формулировка не только внушает респонденту необходимость выбрать положительный ответ, но даже не предполагает у него какого-либо другого. Закрытие вопроса. Закрытым называется вопрос, предлагающий респонденту выбор одного или нескольких готовых вариантов ответов (подсказок). В методической литературе постоянно обсуждается вопрос о том, каковы плюсы и минусы открытых и закрытых вопросов. Не воспроизводя здесь результатов этой оживленной дискуссии, отметим, что в практике социологических исследований пока предпочтение отдается последним. Объясняется это прежде всего тем, что закрытые вопросы гораздо легче обрабатывать. Да и отвечать на них респондентам, казалось бы, проще. Трудности же при составлении списка подсказок обычно кажутся гораздо менее значительными, чем трудности обработки свободно формулируемых ответов. Однако использование закрытых вопросов обнаруживает целую серию установок исследователя, каждая из которых предполагает обеднение самого исследования, а значит, прежде всего ответов респондентов. Они сводятся к следующим: 1. Я не хочу знать, что думает мой респондент. 2. Я хочу знать, что думает мой респондент, но я могу 3. Я заранее могу предсказать все, что мой респондент 4. Я не знаю, как осмысленно обрабатывать ответы 1 См.: Маслова О. М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов//Социологические исследования. 1984. № 2. С. 129—138. Стр. 85 моих респондентов, даже если я позволю им сказать, что они имеют в виду. 5. Я не могу сформулировать вопросы настолько хорошо, чтобы получить от респондентов осмысленные ответы. 6. Я не хочу лишних беспокойств, связанных с обработкой ответов, так как она слишком трудоемка '. Действительно, закрытые вопросы кодировать не надо, а обрабатывать их гораздо легче, чем открытые. Но так как анкета — это средство общения с респондентом, то последнего совершенно не волнует, какие трудности ожидают социолога. Он озабочен лишь тем, предоставят ли ему возможность самому высказываться, проявлять активность или же от него ждут только быстрого подтверждения или опровержения некоторых уже готовых положений. Если основные трудности респондента, связанные с открытым вопросом, состоят в том, что трудно определить его границы и сформулировать ответ самостоятельно, то закрытые вопросы изначально ограничивают его возможности выразить мысли, втискивая их в жесткие рамки предлагаемых ответов. При этом они могут изменяться, уподобляться некоторому стандарту, лишаясь изначальной оригинальности. Респонденты могут ощущать это ограничение. Причиной изменения в их ответах в таком случае оказывается их представление о том, что за них уже все давно решено и их мнение существенной роли играть не может. Итак, тенденциозность в закрытом вопросе обнаруживается, во-первых, как ограничение мысли респондента определенными аспектами, избранными социологом в качестве наиболее существенных. Внимание к ним навязывается опрашиваемым как бы созданной определенной «системой координат». Хочет того социолог или нет, но тот набор подсказок, которые он предлагает респондентам, направляет их размышления в определенное им русло. Во-вторых, закрытые вопросы сами по себе ограничивают «поисковую область» респондента лишь теми ответами, которые предлагаются заранее. Это происходит не только в силу определенного эффекта, мешающего человеку выйти за очерченные рамки, но и потому, что респонденту может казаться: от него ждут только выбора именно одного (двух, трех — в зависимости от условий вопроса) из предложенных вариантов. Если открытый вопрос служит активизации респондента, то закрытый, напротив, дает ему готовое 1 См.: Labaw P. Op. clt. P 132. Стр. 86 знание, и от респондента требуется только выразить согласие или несогласие с ним. Когда обсуждаются вопросы, не требующие ответа «да» или «нет», то социолог обычно отдает себе отчет в том, что любой предлагаемый респондентам перечень возможных ответов не обязательно включает в себя все варианты. Поэтому значительная часть вопросов формулируется в полузакрытом виде. Полузакрытым называется вопрос, в котором помимо готовых подсказок предусматривается позиция, позволяющая респонденту сформулировать свой вариант ответа самостоятельно. Например: «Если Вы выступали с каким-либо предложением в дни работы съезда или после его завершения, то на что эти предложения были направлены? — на повышение производительности труда — на повышение качества выпускаемой продукции (...) и т. п. —на что-либо еще (напишите)». Теоретически любой человек, не найдя среди ответов того, который соответствовал бы его мнению, даст свой в конце списка вариантов. Однако это относится далеко не ко всем участникам опроса. В основном люди ограничиваются лишь предложенными ответами, хотя при этом некоторые, возможно, и видят суть проблемы в чем-то другом. Таким образом, свободно сформулированные ответы на полузакрытые вопросы дают не обязательно все, кто имеет свое мнение, не предусмотренное социологом в его подсказках. В результате ответы респондентов подвергаются воздействию установок социолога и ограничивается их возможность сообщить свое мнение. Неполное закрытие вопроса. Так как далеко не всегда существует не только возможность, но и необходимость предусмотреть все возможные варианты ответов, социолог решает, что наиболее, а что наименее существенно с точки зрения целей исследования. Например, известно, что к ценностям трудовой деятельности относятся и хорошая зарплата, и хорошие взаимоотношения в коллективе, и возможности для творчества, и многое другое. Специальное методическое исследование вскрыло существование в сознании людей по крайней мере четырех «систем координат» для оценки трудовой деятельности: «люди — техника», «труд — быт», «содержание труда — условий труда», «об- Стр. 87 щество — личность» 1. Какую из них избрать для формулирования подсказок, как отмечалось, определяет программа исследования. Однако этот выбор может не устраивать респондента, так как постановка вопроса в той системе координат, которая интересует социолога, не отменяет остальных. Кроме того, мнение респондента вообще может быть не сформировано или не осознано. Для таких случаев обычно предусматриваются позиции типа «затрудняюсь ответить», «трудно сказать», которыми обычно завершается список подсказок. Отсутствие таких вариантов влечет за собой изменение в ответах, вызванное неполнотой закрытия вопроса. Имеется в виду, что те, кто не смог «самоопределиться» с помощью подсказок, либо отказываются отвечать вообще, либо выбирают случайные ответы. Правда, существует среди социологов мнение, что отсутствие позиции «затрудняюсь ответить» ведет не столько к механическому увеличению доли ответивших, сколько к тому, что «неопределившиеся» респонденты вынуждены что-то выбирать и выбирают все же тот вариант, который почему-либо им больше подходит. О том, что на подобное отношение не всегда можно рассчитывать, свидетельствуют результаты сопоставления ответов на вопрос, имевший в разных исследованиях неодинаковую степень закрытия. Так, первоначально он выглядел так: «Что мешает Вам проводить досуг так, как Вам нравится? — недостаток времени — отсутствие необходимых условий — кружков само — недостаток в городе культурных учреждений — недостаток личных средств — неумение организовать свое время». Во втором опросе к перечисленным подсказкам была добавлена позиция «усталость после работы». Благодаря этому появилась возможность измерить величину изменения ответов под воздействием неполного закрытия вопроса. Она оказалась существенной. Так, в первом случае на усталость сослались (откликнулись на приписку относительно «каких-либо других причин») всего 0,2% от общего числа респондентов, а во втором — 21,9%. Соотношение содержания подсказок. Тенденциозность здесь проявляется в том, что в одном или 1 См.: Давыдов А. А. Об основаниях оценки ценностей трудовой деятельности//Актуальные проблемы изучения социальной сферы и методики прикладных исследований. М., 1987. С. 36. Стр. 88 нескольких вариантах ответа содержатся более или менее явные указания на тот ответ, который бы больше всего устроил социолога или который является наиболее социально желательным (как правило, эти ответы не противоречат друг другу). Содержание подсказок оказывается неравноценным с точки зрения логических оснований, степени выраженности социальной оценки или каких-либо иных признаков. Рассмотрим, к примеру, такой вопрос: «В чем, по-Вашему, состоит Ваш личный вклад в выполнение гражданских обязанностей? — стремлюсь хорошо работать на производстве, хорошо учусь — активно участвую в общественной жизни — воспитываю (помогаю воспитывать) детей сознательными и активными гражданами — активно борюсь с негативными явлениями, недостатками в жизни коллектива, города (села) — всегда готов сделать все необходимое для защиты нашей Родины — что-то еще_________». Первые четыре подсказки содержат информацию о существующем положении. Они отражают самооценку респондентом его собственной деятельности. Пятый же ответ представляет собой суждение об установке, т. е. он не относится к тому основанию, что предыдущие. Еще более очевидно это из таких подсказок, которые предлагает следующий вопрос: «У Вас есть телевизор? — Да. — Нет. — Он мне не нужен». Сложнее дело обстоит с определением тенденциозности вопроса, содержащего более и менее социально желательные варианты ответа. Рассмотрим вопрос: «В некоторых семьях дети имеют копилку для денег. Считаете ли Вы это правильным? — не вижу в этом ничего плохого — это нехорошо: накопительство может развить отрицательные черты характера — не знаю». Респондент прочтет все варианты ответов. Из этого он поймет, что действительно нехорошо приучать детей к накопительству и формировать у них отрицательные черты характера. Подобное «просвещение» респондента приведет к тому, что он предпочтет отметить второй вариант, содержащий указание на «правильный» ответ. Иными словами, Стр. 89 здесь тенденциозность вопроса создается за счет пояснений, которыми снабжен второй вариант ответа. Кроме того, подсказки неодинаково подробны и в различной степени категоричны: в первой подчеркивается субъективная позиция респондента, а вторая констатирует как бы объективный негативный смысл накопления денег детьми. Тенденциозность вопроса может быть выражена в еще более завуалированной форме, менее явно предлагать определенный выбор. В этом отношении обратим внимание на такой вопрос: «В чем, по-Вашему, состоит смысл жизни? (отметьте не более трех ответов) — работать в полную меру своих сил и способностей на благо общества — иметь хороших друзей, пользоваться уважением — иметь благополучную семью, воспитать хороших детей — иметь полный достаток в доме, ни в чем не нуждаться сделать карьеру — иметь все возможности для всестороннего развития личности — делать все, что хочется — что еще_________». Ответы типа «сделать карьеру» или «делать все, что хочется», а также в значительной степени и «иметь полный достаток в доме» обнаруживают установку исследователя. Поскольку известно, что декларация такого рода ценностей из всех предложенных в наименьшей степени одобряется обществом, в ответах будет наблюдаться определенное смещение в пользу остальных вариантов. Заметной оказывается тенденциозность вопроса, подсказки которого содержат различное количество позитивных и негативных вариантов, как, например: «Какие изменения произошли в этом году в Вашей жизни? — отмечен за добросовестный труд — повысил свою квалификацию, продвинулся по службе — расширил свой кругозор в политике, экономике, культуре и т. п. — увеличилась заработная плата — приобрел новых друзей — какие еще? — никаких положительных изменений не произошло — затрудняюсь ответить». Первые пять из семи подсказок отражают изменения Стр. 90 к лучшему, 6-й и 8-й нейтральны, и лишь 7-й ответ не столько даже касается изменений к худшему, сколько дает некоторые основания предположить, что они могли иметь место. Из этого вопроса очевидно, что автор его ведет речь исключительно об изменениях к лучшему. Правда, по проблеме о том, насколько целесообразно предлагать респондентам равное количество положительных и отрицательных ответов, единого мнения среди исследователей нет. Объясняется это тем, что оценочные отношения тесно связаны с тем смыслом, который человек придает оцениваемому признаку. Кроме того, люди вообще характеризуются в целом способностью более дифференцированно воспринимать явления, свойства, качества, которые они оценивают положительно. Поэтому некоторые социологи предлагают учитывать эту способность при формулировке закрытий вопроса и подробнее различать позитивные оценки.Но с другой стороны, респонденты, сталкиваясь с таким перечнем ответов, обнаруживают, что от них ждут главным образом позитивных оценок, ограничивая их возможность выразить неодобрение. Это воспринимается как тенденциозность, в связи с чем наиболее целесообразным в большинстве случаев оказывается давать уравновешенные с точки зрения положительных и отрицательных оценок ответы. Кроме того, рекомендуется формулировать и те и другие в достаточно категоричной форме («крайне неудовлетворен»): это дает респонденту понять, что существуют чрезвычайно резкие оценки, и позволяет ему высказывать неодобрение более свободно. Последовательность подсказок. Тенденциозность вопроса, связанная с последовательностью предлагаемых ответов, вытекает из общей специфики восприятия. Дело в том, что когда человеку предоставляется возможность избрать из серии равнозначных малодифференцированных образов один или несколько, он обычно выбирает те, которые располагаются в начале серии. Эта особенность выражается в опросе в том, что обычно респонденты больше внимания уделяют первой и последней подсказкам, особенно первой. Так, по данным ленинградских социологов, чаще всего колебания, обусловленные последовательностью вариантов ответа, находятся в интер вале от 5 д о 15% 2- 1 См.: Ильясов Ф. Н. Экспериментальное обоснование количества 2 См.: Рукавишников В. О., Паниотто В. И., Чурилов В. Н. Опросы Стр. 91 Что же изменится, если подсказки поменять местами? Эксперимент, рассматривающий эту проблему в связи с восприятием вопросов об оценках и фактах, провела О. М. Маслова. Она обнаружила, что наибольшие смещения связаны с изменением места подсказок в вопросе, сформулированном следующим образом: «Как известно, одна из задач газеты — выявление и устранение недостатков. Считаете ли Вы, что...» (далее следует перечень альтернативных характеристик критических выступлений «Правды»). Респондентам предлагались два варианта анкеты. В первом ответы начинались с положительных характеристик, а во втором — с отрицательных. Полученные данные свидетельствуют, что перемещение отрицательных характеристик на первое место не приводит к существенному перераспределению ответов. Если читатели оценивают те или иные стороны в деятельности газеты положительно, то при постановке отрицательной характеристики на первое место четче проявляется общая положительная оценка, происходит большая дифференциация оценок в целом •. Однако полученные данные касались лишь одного довольно частного вопроса, поэтому делать из него обобщающие выводы было бы преждевременно. Общая теория восприятия подтверждает, что последовательность ответов тенденциозна, и для ее преодоления рекомендуется обычно несколько приемов: располагать ответы не в логической последовательности, не по мере убывания в ответах социальной желательности, а в случайном порядке; располагать подсказки в различных последовательностях и предлагать их респондентам в нескольких вариантах анкет. Содержание подсказок. Как уже говорилось, сам факт закрытия вопроса внушает респонденту выбор определенной системы координат для ответа. В значительной степени тенденциозными оказываются и попытки дать комментарии относительно ответа на открытый вопрос, например: после вопроса о том, имеются ли в коллективе люди, жизнь и поведение которых являются для респондента образцом, предлагалось ответить на следующий вопрос: «Если да, то кто эти люди? (Укажите, кто именно. Например, товарищ по работе, руководитель предприятия, начальник цеха, непосредственный руководитель, секретарь парт- 1 См.: Маслова О. М. Методические проблемы сбора информации в повторном социологическом исследовании//Советская социология. М., 1977. С. 266—287. Стр. 92 организации и т. д.) - затрудняюсь ответить». Видно, что формулировка этого вопроса тенденциозна. С одной стороны, исследователь здесь не уверен, что предусмотрел все варианты ответов и сделал вопрос полузакрытым, желая, видимо, предоставить респондентам больше свободы в выражении мнения. С другой стороны, он явно обнаруживает свою установку в инструкции к вопросу. Такие формулировки оказываются некорректными, и их употреблять в исследовании нецелесообразно. Уже стал хрестоматийным пример тенденциозности содержания ответа на вопрос о том, что нравится и что респонденту не нравится в его работе. Так, отнесение к ответу на первый вопрос подсказки «работа разнообразная», а на второй — «работа однообразная» отражает убеждение исследователя в том, что однообразная работа нравиться не может. Тем самым респондентам ответ был навязан. Между тем известно, что далеко не у всех людей и не всегда однообразная работа вызывает отрицательное отношение. Содержание ответа может быть более и менее конкретным. По данным Ю. П. Воронова, чем более абстрактный и общий характер носит подсказка, тем меньше вероятность того, что она будет выбрана респондентом 2. Поэтому если социолог не предусмотренный им в качестве основного (самого популярного) ответ сформулирует в абстрактном виде (а именно таким он и оказывается, поскольку ему уделяется значительно меньше внимания, чем подсказкам, в выборе которых респондентами социолог неосознанно заинтересован), вероятность, что его выберут респонденты, значительно ниже. Поэтому необходимо все ответы делать в равной степени конкретными. Применение некоторых лексико-синтаксических средств. Существует ряд лексико-синтаксических признаков тенденциозного вопроса. Они наименее очевидны, поскольку люди довольно редко задумываются над тем, в какой языковой форме поступает к ним информация. Однако это не означает, что воздействие вопроса в этом случае меньше. Эти средства включают в себя: применение оценочных слов, модальных слов, прямое и косвенное словоупотребление использование вводных слов и некоторые другие. Оценочные слова. Оценочными называются слова, в ко- 1 см.: Рабочая книга социолога. М., 1984. 2 см.: Воронов Ю. П. Методы сбора социологической информации. Стр. 93 торых проявляется отношение социолога к тем предметам, событиям, отношениям, мнение о которых он хочет узнать у респондента. Оценочные слова могут содержаться как в самом вопросе, так и в подсказках (во всех или в части из них), например: «Какая точка зрения сложилась у Вас относительно реакционной политики...?». «Как Вы оцениваете раскольническую деятельность...?». Явно выражается тенденциозность в вопросе, где используются такие слова, как «плохой», «неудовлетворительный», «замечательный» и т. п., например: «Что Вам не нравится в Вашей работе? — плохие условия труда — плохое состояние бытовых помещений...». Несомненно, что «плохое» не может нравиться, оценочное слово здесь совершенно неуместно. Тенденциозность может быть преодолена, если это слово не употреблять. Такую же рекомендацию можно дать и для коррекции предыдущих примеров — снять оценочное слово. Это не нанесет ущерба восприятию вопроса и будет способствовать более свободному выражению мнения респондента. Модальные слова обозначают побуждение, волеизъявление. Это могут быть как глаголы, так и существительные, прилагательные, наречия. Их употребление усиливает внушение респонденту согласия с содержащейся в вопросе формулировкой, например: «Какая точка зрения сложилась у Вас относительно необходимости повышения уровня политических и специальных знаний?». Здесь уже в вопросе содержится указание на необходимость повышать их уровень, и респондента незачем было опрашивать — социолог сам это знает. Наряду с модальными словами внушающее воздействие также оказывают слова «изменить», «искоренить», «прекратить», «запретить» и тому подобные, обозначающие какие-то решительные действия. Дело в том, что подобный призыв к действиям воспринимается разными людьми неодинаково, в результате чего в ответах возникают изменения, вызванные формой вопроса. Вводные слова. Вводные слова и словосочетания выражают отношение говорящего к сообщаемому содержанию или к его характеристике со стороны говорящего. Эти слова встречаются прежде всего при случаях, когда социолог акцентирует необходимость услышать личное мнение респондента, например: «Как, по-Вашему», «С Вашей точки зрения», «На Ваш взгляд» и т. п. Такие вводные слова не Стр. 94 только вполне допустимы, но иногда совершенно необходимы. Сказанное, однако, не касается случаев ссылки на те или иные источники информации (если это не является предметом исследования), например: «По мнению ведущих ученых»; такая формулировка заставляет респондента сопоставить свое мнение, которое он может не считать компетентным, с мнением авторитетов. Ссылка на них заведомо навязывает респондентам выражение согласия независимо от содержания вопроса. Расположение вводных слов лишь в части подсказок также ведет к тенденциозности вопроса, например: «Как бы Вы определили, возрастает или нет влияние религии на окружающих Вас людей? — влияние религии ослабевает — мне кажется, что влияние религии возрастает — затрудняюсь ответить». Тенденциозность этих подсказок состоит в том, что если первая предоставляет возможность респонденту констатировать некоторую ситуацию (социально наиболее желательную), то вторая содержит акцент на субъективность его оценки. Таким образом уравновешенная формулировка вопроса сводится на нет тенденциозностью ответов. Непригодны в анкете сочетания типа «к сожалению», «не правда ли» — в них установка исследователя выражается со всей очевидностью. Следует отметить, что вполне допустимо выражать отношение не непосредственно к содержанию ответа, а к более общим вещам, например, «К сожалению, вопросы охраны природы не получили еще своего решения. Как Вы считаете, какое из природоохранительных мероприятий является в Вашем городе наиболее актуальным?». Переносное словоупотребление. Переносное словоупотребление обычно имеет место в иносказательной речи, понимать которую способны далеко не все респонденты и не во всех случаях. Рассмотрим в этой связи вопрос: «С каким из перечисленных ниже суждений Вы можете согласиться? (Отметьте любое количество суждений.) — главное — это учеба; все остальное следует отложить «на потом» — учеба важна, но не следует забывать и о развлечениях, спорте, общении с друзьями — главное — возможность общаться с друзьями, заниматься спортом, учеба же «приложится» Стр. 95 — главное — правильное сочетание учебы с общественной работой». Помимо того что в последней подсказке имеется оценочное слово «правильное», во многом предопределяющее ответ респондента, и того, что эта подсказка строится на основаниях, несколько отличающихся от других, здесь некоторые слова употребляются в переносном, ироническом значении («на потом», «приложится»). Их ироничный смысл может быть воспринят респондентами как выражение неодобрения, как признак тенденциозности. Частицы. В вопросах нередко используются частицы. Например, частица «а», с которой начинают вопрос, аналогичный по форме предшествующему («Где Вы работаете?'», «А где учились?»). Они вносят разнообразие, снижают монотонность и в целом полезны в вопросе. Кроме того, довольно часто в вопросах ставится вопросительная частица «ли» («Интересовались ли Вы когда-нибудь вопросами охраны здоровья детей?»). Ее использование требует особого внимания: она не только позволяет превратить высказывание в вопрос, но и оформляет его с оттенком сомнения. И этот оттенок может быть заметен, особенно при обсуждении социально более или менее желательных вопросов: «Должны ли мы всегда ходить на родительские собрания?». Иными словами, частица «ли» может неявно сообщить респонденту о том, что на поднятый вопрос следует отвечать отрицательно. Синтаксис. Установка исследователя может проявляться в синтаксической конструкции вопроса. Рассмотрим два примера: «Каково, на Ваш взгляд, положительное значение Олимпиады-80?», «А связываете ли Вы проведение Олимпиа-ды-80 с какими-нибудь негативными последствиями?». Первый вопрос задан в форме, содержащей, во-первых, утверждение о том, что олимпиада — явление положительное, а во-вторых, предположение о том, что респонденты будут перечислять целый ряд ее положительных сторон. Второй же вопрос (не говоря уже о том, что частица «ли» позволяет ощутить некоторые сомнения в самом наличии негативных последствий) предполагает ответы «да» и «нет» и неявно подсказывает — отрицательный. Еще один признак тенденциозного вопроса — использование различных наклонений глагола. Примеры: «О каких наиболее примечательных сторонах нашей жизни Вы расскажете иностранному гостю, если встретитесь с ним?» и «О каких наших недостатках Вы сочли бы возможным рассказать иностранному гостю?». В первом случае оттенок Стр. 96 условности выражен значительно слабее, чем во втором. Это создает впечатление, что подробный ответ на первый вопрос представляется социологу гораздо более вероятным, чем подробный ответ на второй. Нередко социологи, незнакомые с программой исследования, или сами респонденты обращают внимание авторов анкеты на тенденциозный характер тех или иных вопросов (и анкеты в целом). Как основание для того, чтобы сделать мнения и установки исследователя более очевидными респондентам, иногда приводилась ссылка на необходимость сочетать проведение опроса с пропагандой и агитацией. Однако такая позиция ошибочна. Пропагандистский эффект не может быть достигнут, если респондентам подсказываются желательные ответы, если социолог не дает им возможности свободно высказать собственное мнение. Более того, тенденциозность вопросов может приводить к противоположным результатам. И речь здесь не только и не столько о демонстрации перед людьми непригодного метода и средств социологии. Негативные последствия постановки тенденциозных вопросов имеют более широкое значение: они вызывают у опрашиваемых сомнения в реальном интересе организаторов исследования к их мнениям. Воспитательное значение массовых опросов огромно. Но образуется оно не в результате погони за количеством социально желательных ответов, не вследствие подтверждения каких-то заранее подготовленных социологом впечатлений и оценок, а при соблюдении условий, позволяющих респондентам высказаться самостоятельно, без подсказки, выразить мнение, которое может быть отличным от мнения социолога.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.180 (0.013 с.) |