Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие деликатного вопросаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие деликатного вопроса. Вопросы, касающиеся наиболее интимных, частных свойств человека, его отношений с другими людьми, в повседневной жизни нечасто становятся предметом специального обсуждения. Это протекает обычно в форме раздумий над жизнью или выяснения отношений. И то и другое, как правило, происходит в результате ощущения или осознания человеком каких-то собственных проблем. В опросе же к подобным Стр. 97 раздумьям побуждает социолог, и дать ответ на ряд его вопросов респондент может быть не готов. Кроме того, любые явления, свойства, состояния в сознании людей могут приобретать определенную ценность. Вторжение социолога во внутренний мир человека не оставляет последнего равнодушным. Некоторые вопросы могут повлиять на респондента, способствовать пересмотру его ориентации, самооценок и т. п. Как относится к этому участник опроса? В ситуации опроса человек скорее щадит себя и стремится сохранить свои прежние представления, чем помогает социологу выяснить истину. При ответах на некоторые вопросы, представляющиеся респонденту деликатными, нередко проявляется тенденция каким-либо образом уклониться от обсуждения и не погружаться в самоанализ, который может быть чреват ломкой привычных представлений о себе и своем месте в семье, на работе и т. п. В результате социолог сталкивается либо с отказами отвечать, либо с ответами, отражающими стереотипы, которые маскируют, скрывают представления респондента, причем не только от социолога, но нередко и от самого участника опроса. Проблема здесь заключается в том, что респондент, оценивая то или иное свойство, состояние, признак, предмет, о котором идет речь в вопросе, может оценивать и себя по отношению ко всему этому, предполагая к тому же оценки социолога на свой ответ. В орбиту оценочной деятельности опрашиваемого может втянуться практически любой вопрос, и в таком случае он будет для него деликатным. Деликатность — это признак вопроса, приводящий к затруднениям его восприятия вследствие прямой или косвенной оценки в нем личных, интимных качеств, свойств, признаков респондента или его окружения. Если трудность вопроса исходит из особенностей письменного текста, а тенденциозность обусловлена отражением в вопросе установок исследователя, препятствующим высказыванию респондентом собственного мнения, то деликатность объясняется вторжением во внутренний мир человека. Трудный вопрос ограничивает всякую возможность дать осмысленный ответ, тенденциозный — дать ответ, не совпадающий с мнением исследователя, деликатный — ограничивает возможность, во-первых, дать ответ искренний, а во-вторых, продуманный, осознанный. Восприятие деликатного вопроса. При обсуждении восприятия и понимания вопросов социологи- Стр. 98 ческого исследования в целом мы должны иметь в виду, что сам факт обращения к человеку с вопросами может поставить его в затруднительное положение. Восприятие деликатных вопросов в этом отношении представляет собой особого рода затруднения. Задавая респонденту вопросы, исследователь должен постоянно иметь в виду, что идеальный образ действительности, существующий в сознании человека, находится не в отношении подобия с обсуждаемым в опросе явлением, отношением и т. п. Этот образ пристрастен. В процессе отражения явлений действительности человек определяет их значение для себя, их смысл, а тем самым и свое отношение к ним, их оценку. Осознанно или нет, но он занимает по отношению к ним какую-то позицию, в соответствии с чем над одними проблемами задумывается, на другие не обращает внимания, третьи не осознает. Неотъемлемой частью сознания, к которому апеллирует социолог, является самосознание — целостная оценка человеком себя как чувствующего, мыслящего и действующего существа. Объектом самосознания является не объективная действительность, внешняя по отношению к субъекту, а собственная личность. Осознанность или неосознанность тех или иных отношений, впечатлений, оценок не представляет собой альтернативы, а имеет ряд переходных состояний. У каждого человека имеется более или менее обобщенный образ самого себя. Но в силу комплекса индивидуально-психологических особенностей личности — уровня развития абстрактно-логического мышления, его аналитических способностей, уровня потребности в самопознании, развитии способов ее реализации и т. п., а также в силу специфики условий формирования личности мера осознания себя у разных людей проявляется по-разному. С разной степенью глубины, яркости и адекватности обнаруживается понимание себя, своей сущности и общественной ценности. Важной составляющей самопознания является самооценка. Самооценкой называют такой компонент самосознания, в который включается наряду со знанием также и оценка личностью себя, своих качеств, свойств, потребностей, мотивов и целей поведения, своего отношения к окружающим и себе. Каждая из самооценок отражает как степень знания личностью соответствующих ей особенностей, так и отношение к ним, имеет свою линию развития. В связи с этим самооценка различных сторон личности может находиться Стр. 99 на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости, осознанности. Самооценка может быть адекватной и неадекватной, т. е. или позволяющей субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами и требованиями окружающих, или же препятствующей этому. Самооценка находит свое выражение в различных явлениях. Одной из причин ее неадекватности является стремление к самоутверждении человека и в связи с этим высокой самооценке своей личности. Вызванное этим стремлением поведение приводит к удовлетворению потребности в самоутверждении различными путями — как путем реальных достижений в какой-либо деятельности, так и путем создания видимости достижений. В последнем случае человек стремится казаться таким, каким ему хотелось бы быть. Естественно, достичь самоутверждения (казаться таким, каким хотелось бы быть) в ситуации массового опроса довольно просто. Это способ нетрудоемкий и вполне безобидный, потому нередко и используется. Учитывая стремление к самоутверждению, легко предположить, что это может значительно увеличить долю положительных ответов на такой, например, вопрос, как «Можете ли Вы о себе сказать, что пользуетесь уважением в коллективе?». Иными словами, люди создают приукрашенный и пристрастный психологический автопортрет, хотя и не считают себя до конца идеальными. Что же касается представлений о своем окружении, о других людях и их поведении, то и здесь знание постоянно сопровождается оценкой. Человек неосознанно сравнивает и оценивает себя и других. Несмотря на то что обычно различают «суждения о фактах» и «оценочные суждения», это разграничение носит вполне условный характер. Любые сведения, которые выдает респондент, даже если они касаются самых общеизвестных или объективно проверяемых фактов, «пропускаются» через оценки респондентов, в результате чего социолог всегда получает не «факты чистые», а содержащие оценку. Общественная оценка во многом предопределяет эмоциональное благополучие человека. Поэтому стремление к таким оценкам является весьма значимым мотивом при выражении мнений и отношений в опросе. Человек, как правило, стремится показать себя в лучшем свете, с наиболее выгод- 1 См.: Попова И. М. Ценностные ориентации и «парадоксы» созна-ния//Социологические исследования. 1984. № 4. С. 33. Стр. 100 ной стороны, и это явление распространено чрезвычайно широко. Восприятие вопросов о фактах. Вопросами о фактах обычно называют те вопросы, которые нацелены на сбор сведений о фактах объективной действительности, как правило, реально наблюдаемых и измеряемых свойствах и признаках людей, их поведении, качествах и т. п. Обычно считается, что эти вопросы представляют наименьшие трудности для респондентов и в наибольшей степени соответствуют действительности. На первый взгляд, действительно, откуда у респондента может взяться несоответствие между действительным и заявленным наличием детей, образования соседа, отпуска и т. д.? Методические эксперименты показывают, что собираемая с помощью вопросов информация, легко проверяемая объективными методами, совпадает с реальностью лишь на 80—90% '. Откуда же возникают расхождения? Рассмотрим, например, как воспринимают респонденты вопрос о возрасте. Казалось бы, какие здесь сложности — сколько прожили лет, столько и указывают. Однако возраст — это не просто формальная характеристика, включающая число прожитых лет. Это и определенное представление о каждом этапе жизненного пути человека, с присущими ему особенностями, нормами жизнедеятельности и поведения. Возраст — не только показатель биологической зрелости и психологического развития человека. Понятие это обладает и значительным социальным содержанием: оно включает и оценку респондентом того, насколько соответствует он некоторому эталону человека того или иного возраста 2. Факт небезразличия людей к этому вопросу хорошо известен любому воспитанному человеку (женщин о возрасте спрашивать не принято). Сталкиваясь в опросе с необходимостью указать возраст, женщины его нередко занижают. Так, Б. Ц. Урланис отмечает, что при повторном опросе тех же респондентов через 10 лет оказалось, что женщин до 50 лет среди опрошенных значительно меньше, чем было женщин до 40 лет в первом исследовании. При этом более достоверными оказались сведения, полученные от замужни х женщин, и менее — от разведенных 3. 1 См.: Рукавишников В. О. и др. Указ. соч. 2 См.: Ярошенко Т. М. Возраст в социологическом исследовании//Со- 3 См.: Урланис Б. Ц. История одного поколения. М., 1968. С. 25. Стр. 101 Пожилые люди склонны свой возраст завышать. Кроме того, некоторые люди вообще стремятся возраст округлить: во многих исследованиях отмечается наибольшая концентрация возрастов, оканчивающихся на «О» или «5»; 30-летних, скажем, значительно больше, чем 29-летних. Однако если это расхождение объясняется во многом большим удобством округленных чисел, то первый пример с ним не связан. Дело в том, что возраст, семейное положение, доход, образование и многие другие признаки — вопросы, которые обычно считаются надежными средствами получения объективных данных, нередко воспринимаются респондентами как престижные характеристики. Престиж определяет степень ценности того или иного явления, свойства для личности. Он является результатом соотнесения социально значимых характеристик субъекта с иерархией ценностей, сложившихся в обществе или какой-либо его группе. Поэтому для женщин, скажем, престижным оказывается более молодой возраст, для пожилых — преклонный как заслуживающий особого уважения. По тем же причинам перепись фиксирует гораздо большее число замужних женщин, чем женатых мужчин. Вопросы о фактах прошлого. Воспоминания, к которым обращается респондент, отвечая на вопросы о фактах прошлого, как известно, постепенно стираются, к сохранившимся добавляются новые детали. По истечении некоторого времени прошлое событие представляется человеку в ином свете: оценки могут меняться и под влиянием новых фактов. Кроме того, то, что заставляет человека чувствовать себя дискомфортно, из памяти вытесняется в первую очередь. Оно, однако, не стирается, а становится неосознанным. Таким образом, память — процесс динамичный. Поэтому обращаясь к воспоминаниям, люди далеко не всегда могут воспроизвести ход каких-то событий. Еще сложнее восстановить прошлые отношения. Ошибки памяти не случайны. Во-первых, события обычно припоминаются как происшедшие не так давно, как было на самом деле. Во-вторых, и это особенно существенно при восприятии деликатных вопросов, сама формулировка «Помните Вы...?» небезразлична для респондентов, поскольку память — не абстрактная характеристика. Она является одним из свойств личности и, следовательно, может быть (и реально бывает) оценена как престижная характеристика. Стр. 102 Вопросы о фактах поведения. Поведение — это действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами. Ценностные аспекты поведения выступают наиболее отчетливо, когда действие приобретает характер поступка, т. е. личностно значимого акта, контролируемого системой принятых в обществе норм. Успешность или неуспешность своего поведения человек так или иначе оценивает в соотношении с успехами и неудачами других. Это обстоятельство заставляет людей выработать определенные общественные стандарты, по которым становится возможным оценить продуктивность социальной активности других. Такие стандарты имеют существенное значение для самооценки поведения. В реальном поведении осознанное и неосознанное, эмоциональные и рациональные компоненты находятся в таких соотношениях, дифференцировать которые чрезвычайно сложно даже специалистам-психологам. В повседневной жизни человек редко задумывается над своим поведением. В то же время практически любой вопрос о поведении касается социальной оценки этого поведения респондентом, с одной стороны, и, с другой — предполагаемой респондентом оценки его поведения, производимой социологом. Вот, например: «Какое участие Вы принимали в домашнем труде? — постоянно помогал родным — время от времени мне поручали ту или иную работу — домашним трудом мне не приходилось заниматься». вклада респондента в домашний труд, но и от того, как он относится к этой работе и насколько считает ее приемлемой для себя. Так, если с его точки зрения, это занятие, не подходящее для мужчины, то респондент будет склоняться к тому, чтобы выбрать второй или третий варианты ответа. Если же по каким-то его представлениям участие в домашнем труде окажется престижной характеристикой — предпочтет первый вариант. Существенным искажениям под воздействием престижности подвергается и оценка затрат времени. Так, если сравнить итоги опроса о том, насколько регулярно респонденты в свободное время занимаются тем или иным видом деятельности, с объективными исследованиями бюджета времени, то оказывается, что респонденты постоянно завы- Стр. 103 шают регулярность престижных занятий (например, чтения в отличие от просмотра телепередач) 1. Сильно подвержены воздействию престижности вопросы о социально нежелательном поведении. При их восприятии респондент вынужден сознаваться исследователю в таком поведении, в котором он, возможно, не сознается и самому себе, например: «Вы часто выпиваете?». На этот вопрос ответить вдвойне трудно. Во-первых, в условиях обеспеченной анонимности он мог не смущаться и признать порицаемый общественным мнением факт, однако не делает этого, так как не хочет выставлять себя в невыгодном свете. Во-вторых, он просто может не отдавать отчета в том, что «выпивает часто», не только другим, но и самому себе, защищая себя от мыслей, наносящих самооценке урон. Экспертные вопросы. Нередко в вопросах о фактах (да и не только в них) содержится элемент экспертизы. Респонденту задают вопрос, на который он объективно не в состоянии дать ответа по существу, например: «От чего зависит распределение Вашего времени на чтение газеты в разные дни недели? — от наличия свободного времени — от наличия интересных статей в номере газеты — от важности событий, которые освещаются в данном — затрудняюсь ответить». Причины, по которым человек в среду читает газету полтора часа, а в пятницу — сорок минут, должен установить социолог. Если он решение этой задачи перекладывает на респондента, то тем самым приписывает ему не существующие у респондента возможности эксперта. Как следствие, вместо фактов он получит более или менее точно отражающие их представления о фактах, представления, содержащие в себе также и элементы оценки, и ошибки памяти, и случайность, и т. п. Таким образом, практически любой вопрос о фактах может оказаться для респондента деликатным. Это означает, что получение искомой информации о действительности этот тип вопросов не гарантирует. Однако у социолога имеются определенные возможности проверить степень соответствия полученных в опросе сведений тому, что есть 1 См. Маслова О. М. Методические особенности комплексного исследования аудитории газет с задачами изучения общественного мнения//Изучение общественного мнения в развитом социалистическом обществе. М., 1980. С. 117. Стр. 104 на самом деле. Изучение этих возможностей позволяет в дальнейшем произвести коррекцию вопросов о фактах и использовать их в общении с респондентами как более надежное средство. Коррекция вопросов о фактах. Соответствие ответов на вопросы о фактах может быть проверено с помощью различного рода документов. Однако такой способ не относится к проблеме общения социолога с респондентами. В анкетах также применяют определенные приемы, позволяющие повысить степень соответствия ответов объективной действительности. Применительно к вопросам о фактах это контрольные вопросы, вопросы с преамбулой, вопросы-фильтры. Контрольные вопросы касаются тех же фактов, но выясняют их несколько иначе. В самом строгом смысле контрольный вопрос отрицает то, что утверждает обычный, например: «У Вас есть дети»? и «У Вас нет детей?». Однако в русском языке ответ на вопрос с отрицанием представляет определенные затруднения, поэтому в качестве контрольных используются любые вопросы, касающиеся того же факта, но в несколько иной форме (У Вас есть дети? — дошкольного возраста; школьного возраста; окончившие школу»). Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет его оценочный характер. Например: «Одни люди ежедневно убирают квартиру, другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?». Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято, позволяет респонденту более свободно рассказать о своем поведении. Вопрос-фильтр. Наряду со сбором ответов о тех или иных характеристиках респондентов (наличие садового участка, посещение спортивной секции и т. п.) эти вопросы позволяют выявить группу людей, ответы которых оказываются основанными не только на общих представлениях, но и на личном опыте: «Посещает ли Ваш ребенок детскую музыкальную школу? — да — нет Если посещает, кто обычно сопровождает его (ее) туда? — кто-либо из родителей — бабушка, дедушка и т. п.». стр. 105 Вопросы-фильтры, кроме того, сберегают время тех респондентов, к которым следующий за фильтром вопрос (серия вопросов) не адресован. Наконец, они избавляют часть респондентов от необходимости отвечать на те вопросы, ответы на которые по существу они объективно дать не в состоянии. Таким образом, в прикладной социологии выработаны определенные возможности для того, чтобы приблизить ответы респондентов к объективной действительности, когда речь идет о фактах. Сложнее дело обстоит со знаниями и внутренними состояниями. Восприятие вопросов о знаниях. Постановка вопроса о знаниях направлена на определение степени информированности респондентов о тех или иных событиях, отношениях. Информированностью (осведомленностью) называется мера соответствия тех или иных сведений, которыми располагает респондент, объективной действительности — реальным фактам, событиям или высказываниям. Изучение информированности — сложная задача, поскольку восприятие и усвоение различных сведений происходит на разных уровнях и с различной глубиной; оно касается не только особенностей организации процессов информирования, но и психологических особенностей респондентов и должно учитывать избирательный характер знаний человека. Проблема определения информированности интенсивно обсуждается в отечественной литературе. Наиболее простой и распространенный способ ее измерить основан на самооценочной осведомленности респондента. В таких случаях чаще всего ставятся вопросы типа «Знаете ли Вы...?», «Слышали ли Вы...?», а также «Насколько хорошо Вам известны...?» и т. п. Предполагается, что ответы «не знаю», «не слышал» предназначены для тех, кто действительно не знает, не слышал. Исследователь, применяющий такие вопросы, исходит из представления об относительной ценностной нейтральности самого явления информированности и полагает, что полученные ответы не подвержены влиянию соображений престижа, не преследуют цель самоутверждения и т. п. Так что такое знания в психологическом аспекте? «Знания,— писал академик А. Н. Леонтьев,— это не просто результат механической проекции тех или иных понятий в голову слушающего или читающего человека. Знания, понятия должны еще выступать как знания, акту- стр. 106 альные для него, т. е. должны приобрести личностный субъективный смысл» '. Иными словами, из потока информации человек извлекает не все подряд, а лишь то, что соответствует его интересам и потребностям. Поэтому оценка процесса информирования на основании самооценок информированности обусловлена избирательностью сознания. Что же касается ответов об информированности, признания в обладании или необладании какими-то знаниями, то здесь необходимо иметь в виду: информированность по любому поводу может быть воспринята респондентом как престижная характеристика, как подтверждение его авторитета. Например: «Знаете ли Вы обычно, что делает, где бывает Ваш сын (дочь) в свободное время? — знаю всегда — знаю, но не всегда — чаще не знаю». Если респондент почувствует, что отрицательный ответ негативно его характеризует в глазах социолога или собственных глазах, ему чрезвычайно трудно будет признаться в своей неосведомленности. Поэтому его самооценка информированности может быть завышена. Следовательно, самооценка позволяет выявить не столько реальные знания респондента, сколько его стремление сделать вид, что он ими располагает. Это стремление в зависимости как от обсуждаемой темы, так и от личностных особенностей респондента может быть выражено с большей или меньшей интенсивностью, но существует постоянно. Информированность по любому поводу может иметь для респондента определенный — больший или меньший — личностный смысл, субъективное значение. Поэтому в последнее время все большее число исследователей склоняются к тому мнению, что самооценочная осведомленность не отражает реальных знаний респондента. Доказательством этого служит, в частности, сопоставление данных о фактической и самооценочной информированности, осуществленное при изучении производственной информированности работников промышленных предприятий в Одессе. Выяснение фактической информированности производилось путем сопоставления ответов, которые дает работник, со сведениями, почерпнутыми из других источников заво- 1 Леонтьев А, Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность// Проблемы научного коммунизма. М., 1969. Вып. 2. С. 35. Стр. 107 декой информации (текстов приказов, коллективного договора, соцобязательств и т. п.). Оказалось, что уровень фактической информированности гораздо ниже самооценочной. Связь между ними оказалась статистически незначимой. Полученные данные свидетельствуют, что соотношение между фактической и самооценочной информированностью рабочих и служащих не зависит от таких социально-демографических характеристик, как возраст, стаж работы на предприятии, образование, квалификационный разряд. Оно определяется в первую очередь содержанием той информации, о которой идет речь в опросе. На самооценку информированности сильно повлиял фактор престижности: не знать о принятых обязательствах завода, а тем более бригады, считается предосудительным. Не случайно поэтому, отмечают авторы исследования, максимальные расхождения практически во всех группах наблюдались в вопросах, касающихся этих соцобязательств. Разные виды информации имеют различную ценность для респондентов. Учитывая это, при измерении информированности работников завода их знакомство с разного рода сведениями оценивалось неодинаково. В общей совокупности знаний выделялись более и менее существенные, их наличие у респондентов соответственно интерпретировалось различным образом. Результаты этого исследования показывают, что, когда в опросе речь идет о проблемах, наиболее тесно связанных с общественными идеалами, самооценки информированности существенно завышаются. С другой стороны, содержание информации, нейтральное по отношению к системе ценностей и идеалов общества, стереотипам общественного сознания, приближало самооценочную информированность к фактической '. Способы коррекции ответов на вопросы о знаниях. Первым, наиболее надежным способом коррекции является, как и при анализе ответов на вопросы о фактах, их сопоставление с объективными данными. В массовом же опросе имеются такие способы: применение различных контрольных вопросов (тесты, ловушки, анализ ассоциаций), а также вопросов-фильтров. Их использование при изучении ответов о знаниях имеет свою специфику, что заставляет остановиться на названных вопросах специально. 1 См.: Проблемы социальной регуляции на промышленном предприятии. Киев, 1974. С. 34. Стр. 108 Вопрос-тест чаще всего применяется при определении информированности. Например, в исследовании читательских предпочтений был задан вопрос о том, знает ли респондент научно-фантастическую литературу. Затем ему предлагался «тест интереса к научной фантастике», в котором к каждому из 30 наиболее популярных в нашей стране произведений этого жанра (популярность была определена в специальном исследовании) предлагалось найти автора из пяти предложенных фамилий '. К текстовым методам близка и проективная методика, суть которой состоит в том, что респонденту описывают какую-то ситуацию, в которой действуют другие люди, и просят высказываться о предполагаемых последствиях. Например: «Изрядно выпив в кругу друзей, Артамонов возвращался домой. На остановке автобуса он растолкал собравшихся, сел в автобус. В ответ на замечание о недостойном поведении, последовавшее от пассажира, Артамонов обругал его нецензурной бранью, а затем стал избивать его. Как оценивает советское законодательство поведение, подобное поведению Артамонова?» Как правонарушение, влекущее за собой наказание, не связанное с лишением свободы (выговор, штраф и т. д.)………… 1 Как уголовное преступление, влекущее за собой наказание в виде ли- Ни уголовная, ни административная (дисциплинарная) ответствен ность законом не предусмотрена………………….. 3 Какой-либо другой ответ (напишите)………………. 4 Затрудняюсь ответить............................. 5 Здесь респондент оценивает действия другого человека или их последствия, а социолог имеет возможность определить его юридическую информированность в связи с названной ситуацией. Вопрос -ловушка (трюковый вопрос) также является разновидностью теста. Он построен так, что респонденту предлагается ответить о несуществующем (скажем, дать оценку несуществующего произведения несуществующего автора). Чаще всего эти вопросы используются при проверке профессиональной компетентности. Кроме того, они могут помочь и при определении того, насколько стоит доверять ответам, полученным от данного респондента (подробнее см. следующий раздел). Ассоциация слов. Этот вопрос предлагает указать, что 1 См.: Белянин В. П., Ямпольскип Л. Т. Экспериментальное выявление психологического тезауруса жанра//Общение: структура и процесс. М., 1982. С. 90—100. Стр. 109 значат те или иные слова, дать к ним синонимы, связать прилагательное с существительным. Помимо самостоятельной оценки выявление адекватно интерпретируемых респондентами тех или иных слов — газетных терминов, как было в эксперименте Т. М. Дридзе,— позволяет сделать определенные выводы о том, как они усваивают знания, передаваемые посредством этих слов (в данном случае, газетные сообщения) '. Вопросы-фильтры. О них уже шла речь в связи с коррекцией ответов на вопросы о фактах. Предполагается, что фильтры отсеивают «не имеющих», «некомпетентных», «неинформированных» и т. п., т. е. четко выполняют свои вспомогательные функции. Однако оказалось, что если в примерах с информацией о фактах в основном так и происходит, то в других случаях фильтры, с одной стороны, отсеивают не всех неинформированных и некомпетентных, а с другой — отсеивают не только их. Для того чтобы определить, в чем, когда и как сказывается использование вопроса-фильтра, американские социологи провели опрос по пяти вариантам вопросника (четыре с различными формулировками фильтров и один без фильтра) в пяти идентичных подгруппах. Результаты исследования показали: 1. Применение фильтра уменьшило долю неответившихна содержательный вопрос, т. е. при его использовании снизилась вероятность получить ответы не по существу. 2. Формулировка фильтра влияет на количество «отсеянных»: прямой вопрос о том, есть ли у респондента мнение о проблеме в целом выполняет свои фильтрующие функции хуже, чем вопрос, где выясняется, насколько респондент заинтересован проблемой, приходилось ли ему прежде над 3. Тональность фильтра также влияет на ответы: если формулировка давала респонденту понять, что у него какое-то мнение обязательно должно быть, или каким-либо иным образом стимулировала к ответу, вопрос также выполнял 4. Уровень конкретности обсуждаемой проблемы также влиял на ответы: чем абстрактнее формулировка, тем больше респондентов «отсеивает» любой фильтр. С другой стороны, если тема глубоко волнует людей или хорошо им 1 См.: Дридзе Т.М. Язык и социальная психология М., 1982. Стр. 110 знакома, на вопрос стремятся ответить все и фильтры свою функцию выполняют хуже 1. Из этого видно, что даже вспомогательные, дополнительные вопросы могут оказаться деликатными или тенденциозными: респондента совершенно не волнует, в какой функции выступает тот или иной обращенный к нему вопрос. Но ему важно, чтобы с ним обращались вежливо, не спрашивали «в лоб» о неприятных вещах, не навязывали чужих мнений, идет ли речь об оценках фактов, значений или чего-то еще- Восприятие вопросов о внутренних состояниях. Назначение вопросов о внутренних состояниях — получить ответы респондентов об их мнениях, отношениях, мотивах, установках, оценках других людей и своих собственных- Получение этих ответов представляет наибольшие трудности по многим причинам. Во-первых, установки, отношения, мотивы могут быть четко фиксируемыми, осознанными или же смутными и неясными. Во-вторых, в повседневной жизни люди сравнительно редко задумываюсь над своим поведением, его мотивами, своими чувствами, отношениями. По большей части в привычных ситуациях люди действуют импульсивно и не склонны подолгу заниматься самоанализом. В-третьих, вопросы о внутренних состояниях затрагивают наиболее интимную сферу, а люди весьма неохотно доверяют свой внутренний мир посторонним. В-четвертых, для любого человека тема его личности, по его же глубокому убеждению, является именно той областью, в которой он сам ориентируется очень хорошо. И наконец, мнение человека по любому поводу, а тем более такому сложному, может быть многозначным. Таким образом, респонденты далеко не всегда, во-первых, способны проделать большую умственную работу, чтобы определить свои отношения, мотивы и т. п., а во-вторых, не всегда и хотят этим заниматься. Вопросы о внутренних состояниях оказываются из всех деликатных вопросов наиболее трудными. Обычно человек стремится сохранить целостность своих представлений о мире и о себе. Когда он подвергается некоторым испытаниям (вопросами социолога о внутренних состояниях) вследствие размышления над некоторыми вопросами, грозящими ему изменением, ухудшением самооценки, человек неосознанно использует приемы, позволяю- 1 См.: Bishop G- F., Oldendick P. W,, Tushfarber A. J. Effects on Filter Questions in Public Opinion Polls/Public Opinion Quarterly. 1983. Vol. 47. Ns 4. P. 529—544. Стр. 111 щие ему не замечать того, что противоречит его взглядам, и объяснять то, что идет вразрез с нормами, вескими, правдоподобными причинами. Итак, отношения, мотивы, установки не очевидны для других. Не всегда осознаются они в полной мере и самим субъектом. Знание же о внутренних состояниях интересует не только социолога (психолога, психиатра, следователя). В большей или меньшей степени оно необходимо всем людям, так как они включены в реальные взаимодействия друг с другом и не только фиксируют деятельность других в ее внешних проявлениях, но и стремятся понять суть этой деятельности. Из множества разнообразных внутренних состояний человека социолог интересуется прежде всего мотивами поведения людей. Однако прямые вопросы типа «Почему-..?», обращенные к респондентам, далеко не всегда оказываются достаточным основанием для того, чтобы судить о действительных мотивах тех или иных поступков: то, что мотивирует поведение, осознается не всегда. Элементами мотивации поведения выступают то отчетливо осознаваемые мотивы, то какие-то тенденции, сказывающиеся как на поведении, так и на особенностях суждений. Иными словами, респондент может не осознавать истинного мотива. Желая все же ответить на вопрос, он дает мотивировку — высказывание, оправдывающее то или иное действие или суждение путем указания на побудившие его' объективные или субъективные обстоятельства. Совершив тот или иной поступок, человек может прибегнуть к рационализации — правдоподобному с точки зрения здравого смысла объяснению своих желаний и поступков. В действительности же эти желания и поступки могут вызываться причинами, которые либо не могут быть осознанными, либо не могут быть признаны из опасения потерять самоуважение. Рассмотрим в этой связи прежде всего, как люди сами себе объясняют внутренние состояния других и свои собственные, а затем обратимся к исследованию того, каким образом можно помочь им выразить эти свои представления в ситуации опроса. Сведения, которые в повседневных ситуациях можно получить о внутреннем мире других, обычно недостаточны и поверхностны, да и специальных средств для их анализа у людей нет. В то же время потребность в знании этого рода существует. Она удовлетворяется тем, что обычно не Стр. 112 столько обнаруживаются подлинные, сколько приписываются предполагаемые мотивы, цели, установки поведения. Попытки рядового человека понять причины и следствия событий, участником или наблюдателем которых он оказывается, в последние годы интенсивно изучаются в научной психологии, главным образом в когнитивистском направлении '. Многочисленные эксперименты обнаружили сущ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.199 (0.018 с.) |