Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешние и внутренние факторы восприятияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вернемся к формуле Субъект-Объект. Итак. в процессе восприятия происходит взаимодействия субъекта и объекта. Проблема: чем детерминируется образ восприятия — внешними или внутренними факторами. Гештальтпсихология изучала, главным образом, детерминированность восприятия со стороны объективных факторов, и. прежде всего, структурных качеств стимуляции. В теории деятельности проблема соотношения внешних и внутренних факторов в процессе восприятия решается через понятие «перцептивная деятельность». С одной стороны, она есть проявление активности субъекта (действие внутренних факторов), с другой, перцсптивные действия подчиняются свойствам объекта (идея уподобления А.Н.Леонтьева). В исследованиях, направления «New Look» (Д.Брунер, Л.Постмен и др.) было показано, что восприятие также зависит от мотивов, намерений и целей субъекта, то есть от внутренних факторов. В русле этого направления были сформулированы три механизма селективности (избирательности) восприятия. 1. Принцип резонанса—стимулы, отвечающие (соответствующие) потребностям, ценностям личности, воспринимаются правильней и быстрее, чем не соответствующие им. 2. Принцип защиты—стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие потенциально враждебную информацию, узнаются хуже и подвергаются большему искажению. 3. Принцип настороженности или сенсибильности— стимулы, угрожающие целостности индивида, могущие привести к серьезным нарушениям в психическом функционировании. узнаются быстрее всех прочих. Было также введено понятие перцептивной защиты. То есть искажения восприятия под действием эффективности (эмоциональных факторов). Являясь функцией «Эго». перцептивная защита призвана оградить личность от травмирующих переживаний. Перцептивную защиту невозможно понять, не обращаясь к фрейдовской модели личности с ее асоциальными тенденциями и цензорными инстанциями, извечным конфликтом между «Оно». стремящимся к удовольствию, суровым цензором «Сверх- Я» и реалистом «Я». Л.Беллак представил концепцию проективного поведения, которое демонстрирует индивидуальные различия в восприятии под влиянием мотивов и чувств воспринимающих людей. Проекция есть форма апперцептивного искажения. Л.Беллак дает следующий остроумный пример действия этого механизма. Предположим, Жан хочет попросить у Жака машинку для стрижки травы. Направляясь к соседскому двору, он мысленно представляет свой диалог с Жаком. «Жак скажет мне, что в прошлый раз я вернул машинку грязной. Я ему отвечу, что вернул такой, какой взял. Тогда он скажет, что в тот раз. когда я перетаскивал машинку, я попортил его изгородь...» Воображаемый диалог продолжается в таком духе до самого дома Жака. Завидя на крыльце дома приветливого хозяина, Жан неожиданно выпаливает: «Можете оставить при себе вашу драгоценную машинку». Очевидно, что поведение Жана представляет собой реакцию не на актуальную агрессивность соседа, а на собственные воспоминания о ней. Зависимость восприятия от внутренних условий, опосредованность его личностными факторами (мотивами. эмоциями. интересами) выражается в понятии апперцепция В качестве факторов, влияющих на восприятие, выступает и установка, то есть готовность воспринимать что-то или действовать определенным образом. Приведу пример. Испытуемым трех групп говорилось, что сейчас в комнату войдет человек, и они должны были оценить приблизительно его рост. В первой группе испытуемых этот человек выдавался за лаборанта, во второй—за преподавателя, в третьей—за профессора (разумеется, во всех трех группах это был один и тот же человек). Выяснилось, что в первой группе рост человека был самым маленьким.
Классификация восприятия Существует дне классификации восприятия. В основе первой лежат различия в анализаторах, играющих в восприятии преобладающую роль. Так выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое, кинестетическое восприятие. Основой второй классификации являются формы существования материи. Выделяют восприятие пространства. времени и движения. Восприятие пространства это восприятие формы, величины. Взаимного расположения предметов, их рельефа, удаленности и направления. В восприятии пространственных свойств вещей определенную роль играют осязательные и кинестезические ощущения, но основой являются зрительные данные. В восприятии величины существенную роль играют два механизма: аккомодация и конвергенция. Аккомодация—это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. При восприятии близких предметов форма хрусталика становится более выпуклой, далеких, наоборот, вогнутой. Конвергенция—это сведение зрительных осей на фиксируемом предмете. Восприятие глубины и удаленности осуществляется благодаря бинакулярности. Несмотря на то, что мы видим обоими глазами, изображение возникает одно. а не два. Это достигается благодаря наличию корреспондирующих точек на сетчатке, то есть точкам на сетчатке одного глаза соответствуют точки на сетчатке другого глаза. Восприятие направления, в котором находятся объекты, возможно не только с помощью зрительного, но и с помощью слухового, двигательного и обонятельного анализатора. Восприятие времени —отражение объективной длительности. скорости и последовательности явлений действительности. В основе этого вида восприятия лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в ц.н.с. Большое значение имеют так называемые биологические часы—циклические явления—биение сердца, ритм дыхания, сон и бодрствование, появление голода и насыщение. В восприятии времени участвуют кинестезические и слуховые ощущения. Восприятие времени обусловлено тем содержанием, которое его заполняет. Так, занятые интересной деятельностью, мы не замечаем. Как летит время. Бездельничая, мы. наоборот, не знаем, как убить время. Однако, вспоминая, мы оценим первый промежуток как более длительней. по сравнению со вторым. В этом явлении проявляется закон заполненного временного отрезка. В субъективной оценке времени сказываются и индивидуальные различия: так, одни люди обнаруживают стойкую тенденцию недооценивать, другие — переоценивать время. На восприятие времени также влияют эмоции человека. Время ожидания желательного события томительно. нежелательного—мучительного сокращается. В этом проявляется закон эмоциональной детерминированности оценки времени. Он сказывается и в том, что время, заполненное событиями с положительной эмоциональной окраской, сокращается в переживании, а заполненные событиями с отрицательным эмоциональным знаком, увеличивается: «Грустные часы длинны»—говорит Ромео. «Счастливые часов не замечают, отмечает Грибоедов Восприятие движения — это. отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Существуют два способа восприятия движения: 1. Когда изображение предмета на сетчатке глаза остается более или менее неподвижным. 2. Глаз остается относительно неподвижным, а изображение предмета перемешается на сетчатке. Различают движения действительные и кажущиеся. Примером кажущегося движения является стробоскопическое движение, на принципе которого построен кинематограф. Известно, что зрительное ощущение не исчезает сразу, поэтому при мелькании кадров (24 кадра в сек.) мы не видим это мелькание, а видим устойчивое изображение. С позиций гештальтпсихологии было проведено несколько специальных работ по восприятию движения. К.Дункер поставил перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зрения одни из воспринимаемых объектов кажется движущимися, другие неподвижными. Так, например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? По Дункеру. движущимся воспринимается тот Объект, который явно локализуется на некотором другом объекте: двигается фигура. Та не фон. Так, при фиксации луны среди облаков она воспринимается движущейся. Е. Оппенгеймер показал также, что их двух предметов движущимся кажется обычно меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который претерпевает наибольшие качественные и количественные изменения. Ключевые понятия: восприятие, перцептивные, опознавательные действия; перцептивная защита, апперцепция: константность, предметность, целостность, структурность, осмысленность восприятия; восприятие пространства, времени, движения. Литература: 1. Грегори Р.Л. Предметы и изображения//Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М„ 1987.С. 189- 194. 2. Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М.,1987. С.184 189. 3. Осгуд Ч. Перцептивная организация // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппснрейтер и М.Б.Михалевской. М.,1975. С. 281-296. Лекция 10. Память 10.1. Понятие памяти. Память и восприятие Память — запоминание, сохранение и последующеевоспроизведение человеком знаний и опыта, полученныхранее. Значение памяти огромно — она обеспечивает накопление индивидуального опыта человека. Без способности удерживать в памяти действия, события, слова,мысли, эмоции человек оставался бы в положении новорожденного. Пронизывая все психические процессы, память обеспечивает целостности и единство человеческойличности. Образы восприятия обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме образов памяти или представлений Осмысленное восприятие предметов и явлений всегда предполагает соотнесение образа восприятия (актуального образа) с образом памяти (образом прошлого). Без памяти невозможен процесс опознания образа восприятия. Мы можем сказать, что образ восприятия, закрепляясь, превращается в образ памяти. Сравним образы памяти с образами восприятия. Посмотрите, пожалуйста, на любой предмет, затем закройте глаза и воспроизведите его в памяти. Чем отличаются образ восприятия от образа памяти (представления):' Образ восприятия—это образ настоящего, он возникает в присутствии предмета и представляет собой процесс построения образа, считывания информации с объекта. Этот образ ясный, отчетливый, полный. Образ памяти возникает в отсутствии объекта и может быть условно назван образом прошлого. Он менее ясный, полный и более схематизированный по сравнению с образом восприятия. Сравнительная характеристика образа восприятия и образа памяти дана в таблице: Таблица № 4 Сравнительная характеристика образов восприятия и памяти
Представления всегда включают интеллектуальную переработку впечатлений. Их возникновение имеет большое значение для сознательной жизни человека, если бы у нас были только восприятия, мы всегда были бы прикованы к наличной ситуации. Между образом восприятия и образом памяти существуют промежуточные образования, а именно эйдетические образы. С представлениями памяти эйдетический образ сближает то, что он является образом отсутствующего предмета, тот есть предмета, который непосредственно не действует на органы чувств. С образом восприятия идетический образ сближает то, что он такой же яркий и детализированный, как образ восприятия. Этот наглядный образ был впервые описан немецким психологом З.Иеншем. Он заметил, что некоторые художники проявляют интересную технику портретной живописи. Так, они сажают человека, которого пишут. смотрят на него 10-15 мин., затем отсылают его и продолжают писать его портрет. Секрет состоит в том. Что художники продолжают видеть человека, с которого пишут портрет, в его отсутствие. Эйдетические образы свойственны людям художественных профессий, а также детям.
Виды памяти Существует несколько классификаций видов памяти. Виды памяти дифференцируются в зависимости о того какой материал запоминается и воспроизводится. В соответствии с этим выделяют следующие виды памяти: Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том. Что она служит основой различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма и пр. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде («золотые руки»). Образная память — здесь материалом, который запоминается и воспроизводится являются образы-представления. Такими образами могут быть зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные. Следующее небольшое упражнение позволит вам лучше понять этот вид памяти. Закройте глаза и представьте красный квадрат, затем смените его синим кругом; представьте, что вы гладите кошку или трогаете кору дерева; почувствуйте вкус банана или соли во рту; почувствуйте запах ваших любимых духов или запах бензина; вспомните свою любимую песню или услышьте звук пилы. Эти образы и есть образы памяти. Словесно-логическая — ее содержанием являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на их называется не просто логической, а словесно - логической. Словесно-логическая память, в отличие от двигательной, образной и эмоциональной, которые в элементарной форме свойственны и животным, есть только у человека. Эмоциональная память — это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. так как оно вызвало в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память—самый сильный вид памяти. Каждый по своему опыту знает, как иногда от давно прошедших и забытых событий остается только чувство. Однако это чувство может выступать в качестве первого узелка в развернутой цепочке ассоциаций. П психологической литературе обсуждается вопрос о том. какие со- бытия лучше запоминаются—приятные или неприятные. Г.П.Блонский считал, например, что запоминается преимущественно неприятное. Согласно З.Фрейду, неприятные события имеют тенденцию вытесняться в область бессознательного. Разноречивость полученных результатов свидетельствует о том, что в такой постановке вопрос не допускает однозначного решения. При прочих равных условиях эмоционально насыщенный материал будет скорее запоминаться, нежели эмоционально нейтральный. В одних случаях, лучше будет запоминаться приятное, в других—неприятное, в зависимости от того, что именно в конкретном случае более актуально, более значимо для личности.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.195.229 (0.013 с.) |