Функции речевой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции речевой деятельности



Так как речь неразрывно связана со всеми сторонами сознания, речевая деятельность выполняет сложные и многообразные функции. Основными из них являются: функция сообщения, функция выражения и функция побуждения к действию. Рассмотрим каждую из них.

Функция сообщения. Всякое слово выражает мысль, обобщает. Благодаря этому через слово мы сообщаем свою мысль другому, обмениваемся мыслями, добиваемся взаимного понимания. Обмен мыслями, схему речевого общения можно представить так: говорящий как бы зашифровывает свою мысль в средствах данного языка. Слушающий, получив определенную информацию, комбинацию языковых элементов, расшифровывает эту мысль. Речь похожа на то, что в технике называется кодированием и декодированием. Так, телеграфист, работая при помощи условной телеграфной азбуки, переводит. кодирует написанную буквами телеграмму по известным правилам в электрические сигналы, на приемном же конце телеграфист по тем же правилам снова переводит (декодирует) текст телеграммы с электрических сигналов на буквенные.

Экспрессивная функция речи (функция выражения). В речи не только передается определенная информация, но и выражается личность говорящего: темперамент, некоторые черты характера (уверенность или неуверенность в себе), волевые качества (выдержка, самообладание), интересы и другие стороны личности. Особенно ярко выражается в речи эмоциональное состояние говорящего лица и его эмоциональное отношение к собеседнику и к содержанию речи. Например, фразой «сегодня опять мороз», я могу выразить то, что я доволен этим, или. наоборот, не доволен. Эмоциональная выразительность речи имеет огромное значение в речевом общении, особенно в педагогической работе и ораторском искусстве. Речь. Лишенная эмоциональной выразительности, как бы она ни была содержательна, богата мыслями, все же производит впечатление безжизненной, мертвой.

Выразительность речи достигается, во-первых, при помощи жестов и мимики, интонации и логического ударения, тембра, ритма, пауз. Не случайно пословица советует: «Читай не так как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой».Во-вторых, эмоциональная выразительность речи достигается через подбор слов. соответствующего эмоционального тона. Дело в том, что слова наряду со своим значением имеют известный эмоциональный тон, окраску, определенный характер выразительности. Есть слова торжественные, слова поэтические, слова шутливые и т.д. Слова «конь» и «лошадь» например, имеет одно и то же значение, но характер выразительности у них различный. Вот строки А.С. Пушкина, рисующие появление Петра на поле Полтавской битвы: «Идет! Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуяв роковой огонь, дрожит, глазами косо водит и мчится в прахе боевом, гордясь могучим седоком!» Замените слово «конь» словом «лошадь» -(Идет Ему-подводят лошадь. Ретива и смирна и т.д.), и грозно- величественный тон пушкинских фраз исчезает.

Функция побуждения. Через речь, ее содержание и выразительность мы воздействуем на другого: просим. требуем, советуем, приказываем, обещаем, поручаем и

т.д. Сила воздействия слова зависит от: а) подбора слов: например, «прошу», «требую» или «советую» и т.д.. от конструкции предложения: «Знаете ли вы это правило? Кто знает это правило?» б) интонации: «Встаньте!», произнесенное с разной интонацией может означать и просьбу, и совет, и приказание; в) подкрепления слова действием: если какое-либо требование не подкрепляется действием, требующий не следит за выполнением требования. то в дальнейшем даже, если он будет повышать голос и говорить «требую», слова его не окажут нужного воздействия; г) волевых качеств говорящего, внушающей силы слова (главным образом, через интонацию); д) авторитета: у неавторитетного учителя «требую» не оказывает должного воздействия, а у авторитетного — даже «прошу», сказанное уверенно, хотя и без повышения голоса, принимается к исполнению как безусловное требование.

 

Процессы речи

Речь как средство общения предполагает два процесса:

1) формулирование (или кодирование) речевого высказывания - воплощение мысли в систему кодов языка;

2) понимание (декодирование) высказывания — анализ воспринимаемого высказывания.

Формулирование речевого высказывания

Представим следующую ситуацию: человек хочет обратиться к другому человеку или изложить свою мысль в развернутой речевой форме. Он должен иметь мотив высказывания, в качестве которого может быть желание выразить просьбу. передать информацию. Далеко возникает мысль или сотая схема высказывания.

До своего воплощения в высказывании мысль носит смутный, диффузный характер. Переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью — внутренняя речь. Внутренняя речь имеет свернутый, сокращенныйхарактер. Внутренняя речь по своему характеру фрагментарна, в ней есть только общие обозначения дальнейшего высказывания.

Опыты показывают, что при подготовке к развернутому речевому высказыванию человек совершает тонкие движения речевого аппарата (языка, губ. гортани).

Далее идет развернутое речевое высказывание во внешней речи.

Понимание высказывания

Понимание речи — это анализ и синтез разнообразных сигнальных или смысловых значений в речи. Слово —центральная единица языка, а не только комплекс звуков. В понимании значения слова огромное значение имеет прошлый опыт, оживление ассоциаций между словом и обозначаемым им предметом. Важное значение в пони- мании значения слов имеет сочетание их в предложении. Некоторые слова звучат одинаково: «рот» и «род». Но мы не перепутаем их в сочетании «улыбающийся рот» и «род имен существительных» В более сложных ситуациях слово понимается, исходя из более широкого контекста. Например, в двух предложениях: «Она не из Нежина» и «Она неизнежена» все звуковые средства одинаковы. Различить и понять слова здесь можно только исходя из широкого контекста (что было сказано до этого и после) и опираясь на имеющиеся знания (то, что существует г. Нежин).

 

Виды речевой деятельности

Можно выделить следующие виды речевой деятельности.

Устная речь

Общение в устной речи ограничено условиями времени и пространства: обычно собеседники хорошо видятдруг друга и слышат сказанные слова. Эти условия накладывают свой отпечаток на характер речи. При изменении этих условий (речь по телефону, по радио) меняется и характер речи. Устная речь — живая речь. Она опосредована письменными знаками, общающиеся между собой посредством, этой речи -имеются налицо, она поддерживается мимикой и пантомимикой. В устной речи очень велико значение мимики и пантомимики, жеста, взгляда, движения бровей, смеха, улыбки и интонации. Они усиливают сказанное, а иногда и изменяют его смысл. При обучении иностранному языку, обучающиеся легче понимают говорящего, если видят сю. А если он закрыт экраном, понимание затрудняется. Об этом свидетельствуют специальные опыты и наблюдения.

В устной речи очень большое значение имеет интонация — тон речи, ее ритмико- мелодическая сторона; чередование повышений и понижений голоса, смена ударения, акцентов, тембров; ритмико-мелодический, строй предложений (вопросительный, восклицательный, повествовательный).

Богатство интонаций — модулирование голосовых средств зависит от возраста, особенностей личности, специального речевого обучения и воспитания..

Устная аффективная речь — в ней нет четкого мотива, она не нуждается в предварительной подготовке. Это речь типа: «Эх!», «Фу-ты!».

Устная диалогическая речь. Это основной исходный вид устной речи, протекающий в форме разговора двух или нескольких лиц. Психологически это наиболее простой вид речи. Во-первых, эта речь, которая активно поддерживается собеседником (реплики, вопросы, дополнения и пояснения к сказанному). Она реактивна, то есть в меньшей степени требует программирования, вместе с тем она и менее произвольна. Во-вторых, эта речь. Как правило, не требует специальной подготовки. В-третьих,

устная диалогическая речь не требует обязательного развернутого выражения мысли, она свернута. Дело в том, что многое очевидно из самой ситуации, в которой происходит разговор и не нуждается в описании. Наличие обшей ситуации, объединяющем собеседников, создает общность ряда непосредственно очевидных предпосылок. Когда говорящий воспроизводит их в речи, речь его становится излишне длинной, скучной и педантичной: многое непосредственно ясно из ситуации и может быть в устной речи опущено. Например, «Ночь, цветущий сад, аллея, луна, соловей, двое... Как хорошо здесь!» — эта фраза понятна и здесь не нужно описания луны, ночи и пр. При этих условиях речь может быть очень краткой и иметь весьма примитивное строение. Это в значительной мере ситуативная речь. Между собеседниками, объединенными общностью ситуации и переживания, понимание бывает возможно с полуслова. Иногда между близкими людьми достаточно одного намека, одного взгляда, чтобы быть понятым.

Большое значение в диалогической речи имеют не только ее интонационные моменты и жесты, но и сопровождающие ее действия, которые выражают иногда внутренний, смысловой подтекст речи. Вот сцена из повести И.С.Тургенева «Вешние воды»: разговор Санина с Джеммой. происходивший после того, как Джемма, полюбившая Санина. отказала своему жениху. «Джемма сидела на скамейке, близ дорожки, и из большой корзинки, наполненной вишнями, отбирала самые спелые на тарелку. Санин убеждает Джемму взять свой отказ обратно. «Хорошо, — сказала Джемма. - Если вы, как друг, советуете мне изменить мое решение...то есть, не менять моего прежнего решения, — я подумаю». Она сама, не замечая, что делает, начала перекладывать вишни обратно из тарелки в корзинку».

Однако в некоторых случаях и диалогическая речь требует, чтобы все передаваемое содержание было полностью выражено в точных словесных значениях, чтобы она имела четкое грамматическое строение. Например, ответы на экзамене вы должны давать в развернутой полной и точной форме, а не полусловами и намеками, хотя во время экзамена возможен и диалог. Особая четкость и определенность необходима в военных-приказах и рапортах.

Устная монологическая речь. Более сложным видом является монологическая речь. когда говорит один человек, а остальные только слушают, но прямого активного участия в речи говорящего не принимают. Такова речь лектора, оратора, докладчика. Монологическая речь психологически является более сложной, чем диалогическая, потому что она является не поддержанной речью. В связи с этим она более активна и произвольна. Она также, требует от говорящего связного, последовательного изложения своих мыслей. Монологическая речь является наиболее организованной, требующей полного программирования вплоть до составления текста. Очень важно становиться на точку зрения слушателя, считаться с тем, как воспринимается ими то, что им говорится. улавливать их отношение к речи. возникающие у них вопросы, недоумения и т.д. Для этого нужно одновременно следить не только за своей речью, но и за аудиторией, «чувствовать» аудиторию.

Письменная речь

В целом ряде отношений письменная речь является более сложной и трудной, чем устная речь. Во первых, письменная речь обращена к лицу. которое в данное время нами не воспринимается (письмо) или к лицам, которые нам непосредственно не известны и о которых мы имеем только самое общее представление. Во-вторых, письменная речь лишена интонационного богатства устной речи и других выразительных ее средств. В-третьих, в письменной речи нет опоры на общую ситуацию.

В силу всего этого письменная речь является значительно более сложной по структуре. Грамматически она является наиболее развернутой формой речи. Это объясняется также и тем, что письменная речь лишена «обратной связи» от собеседника. Последний не может нас переспросить, по его поведению мы не можем судить, понял ли он нас или нет и правильно ли понял. Поэтому писать надо так, чтобы все и всем было понятно. Вместе с тем, пониманию письменной речи надо специально учить. Письменная речь имеет и ряд преимуществ по сравнению с устной: а) имеется не только достаточно

времени для составления текста, но и возможность для его переделки, совершенствования; б) эта речь более обозрима: можно одновременно воспринимать и начало, и середину, и конец.

Процесс оформления мыслей в устной и письменной речи протекает неодинаково. Поэтому дарование к устной речи и письменной может не совпадать. Некоторые большие писатели были плохими ораторами, а блестящие ораторы плохо излагали свои мысли на бумаге. Но бывают люди, которые сильны и в устной и письменной речи.

Ключевые понятия: речь, язык, формулирование и понимание речевого высказывания; устная, письменная речь, монологическая, диалогическая речь.

Литература:

1. Жинкин Н.И. Взаимоотношение двух звеньев механизма речи -составления слова из звуков и сообщения из слов // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М.,1987. С.124-133.

 

РАЗДЕЛ 111

Личность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2026; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.59.20 (0.015 с.)