Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа психологического знания

Поиск

Любая наука имеет свой предмет, то есть тот круг явлений окружающего мира, который она изучает. Что же является предметом психологии? Ответить на этот вопрос и просто, и очень сложно. Можно сказать, что психология это наука о душе, о внутреннем мире человека. Именно так переводится слово психология (рsусhе — «душа», lоgоs — «учение», «понятие»). Однако внутренний мир человека — это очень сложное явление. В нем есть осознаваемые и неосознаваемые явления, рациональные и эмоциональные, он закрыт для внешнего наблюдателя и в то же время проявляется в поведении человека. Что же изучает психология? Мы будем отвечать на этот вопрос н а протяжении всего курса. Сейчас же мы остановимся на специфике самого психологического знания.

Давайте представим, что человек живет как бы в трех измерениях: мир природы и предметов (предметный мир), мир людей (социальный мир) и собственный внутренний мир самого человека (субъективный мир). Познание предметного мира можно обозначить формулой S — О (субъект—объект). Понятие «объект» обозначает то, на что направлена познавательная активность человека, в то время, как «субъект», — это тот, кто познает. Понятие «субъект» всегда выражает активность. Объекты предметного мира остаются пассивными в процессе их познания. Объекты же социального познания (другие люди) не менее активны, нежели сам субъект этого познания, поэтому познание человеком других людей, мира человеческих отношений можно обозначить формулой S—S (субъект—субъект). Человек способен познавать не только других людей, но и самого себя. Таким образом, он одновременно может быть и субъектом и объектом познания. Знания об особенностях внутреннего мира и поведения другого человека, а также самого себя называются психологическими.

Какова природа психологического знания? Психологическое знание —это знание не о внешней, противостоящей человеку как субъекту познания реальности, это знание о его внутренней, субъективной реальности. Способность человека встать в познавательную позицию по отношению к самому себе — это условие для появления психологического знания.

Специфической особенностью человека является наличие у него двух пластов жизни: внешней активности, непосредственно наблюдаемой, и внутренней активности, недоступной непосредственному наблюдению, которая, однако, может выражаться во внешней активности. Во внутренней жизни человек планирует, мыслит, ведет диалог с самим собой, чувствует, желает. Психологический, субъективный мир человека сложно организован, уникален и неповторим. Он включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и дан человеку в непосредственном переживании.

Внутреннее, душевное или психическое бытие русский философ С.Л.Франк (1877-1950) называл «бытием для себя» или «непосредственным самобытном». Эта область лежит за пределами предметного бытия и именно потому, она лежит ближе всего к нам, а точнее, совпадает с нами самими, она менее всего известна и чаще всего остается незамеченной.

Область внутренней душевной жизни непосредственно открывается нам в самом ее переживании. Человек живет, таким образом, как бы попеременно в двух мирах — в общем для всех, открыто видимом всеми, как бы в «публичном» предметном мире, в составе которого его собственное бытие есть лишь малая, несущественная, подчиненная частная реальность,—и в «интимном», извне невидимом «внутреннем» мире его мечтаний, радостей, страданий и желаний.

Можно сказать, что поворотной точкой в возникновении психологического знания является появление у человека внутренней жизни, что является результатом длительного процесса рождении и становления личности в истории человеческой культуры.

Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные — природа, люди, предметы — и невещественные — образы,

мысли, представления, переживания. Этот разряд явлений стали относить к душевным, а их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека.

Первой психологической моделью было слово «душа». Понятие душа восходит к анимистическим представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животных, покидающей его во время сна или в случае смерти. Душа понималась как двойник человека, считалось, что она дает человеку жизнь и отождествлялась с дыханием. Однако первые представления о душе ни в коей мере не могут рассматриваться как рефлексивные, то есть, их происхождение не имеет под собой размышления или созерцание человеком своего внутреннего мира, поскольку этого мира на том этапе развития человека еще просто не существовало. Душа представлялась как явление внеличностное, внеиндивидуальное.

В античности были сделаны первые шаги к отделению внутреннего, интимного мира от внешнего, поведенческого, что связано с развитием индивидуального самосознания. Один из показателей этого процесса — эволюция психологического словаря, отражающая постепенную дифференциацию и автономизацию сознания и самосознания человека, становление внутренних механизмов регуляции. Этот сложный процесс включает в себя прежде всего различение духовных (психических) и физических (телесных) свойств, социальных и природных качеств.

У Гомера «психе» еще не имеет специфически психологического смысла и обозначает дыхание, покидающее человека в момент смерти и потому символизирующее саму жизнь. В VII веке до н.э. «психе» трактуется уже как активный источник жизни, «жизненная сила», а в VI в. До н.э. — и как источник эмоциональных переживаний.

В учении Пифагора о переселении душ «психе» впервые обретает индивидуальность: одна и та же душа воплощается в разных телах. В V в. до н.э. функции «психе» становятся более разнообразными: она противопоставляется телу, испытывает чувства, является органом смелости и отваги, выступает как самая ценная часть человека и даже как синоним его целостности. Древнегреческие трагедии уже отличают морально-психологические качества от их внутреннего источника, которым является «психе». Появляются самостоятельные слова для обозначения чувств («тюмус») и интеллекта («френес»), а также идея внутреннего контроля. Знания о душе тесно переплетались с этическими идеями, и те и другие включались в процесс саморегуляции человеком собственного поведения.

В средние века искусство и философия начинают прокладывать путь из пространств внешнего мира во внутренние пространства человеческого сознания. В это время огромное значение придается самопознанию, которое рассматривалось, однако, как вернейший путь к познанию Бога.

Подлинное «открытие» человека происходит в эпоху Возрождения. Личность становится высшей ценностью, что приводит к интенсивному развитию знания человека о самом себе. В Новое время появляется идея личной ответственности человека за себя и свою жизнь, в то время как в Античности человеческая судьба рассматривалась как результат стечения внешних обстоятельств, а в Средневековье — предопределялась Богом. В эпоху Возрождения человек становится кем-то в результате своих собственных усилий, поэтому «познание себя» есть прежде всего познание своих внутренних возможностей, на основе которых строятся «жизненные планы».

«Интимизация» мира и утверждение «внутреннего» начала личности находит отражение в истории языка. Так, например, в ХУ1-ХУП веках в английском языке появляется большое количество слов, относящихся к человеческой индивидуальности («характер», «темперамент»). В XVIII веке широкое распространение получают термины, обозначающие внутренние психические состояния, настроения (апатия, печаль, скука, тоска и т.д.).

В том же направлении эволюционировали другие языки. Слова, обозначающие внутренние состояния человека, особенности его характера становятся средством рефлексии человеком своего внутреннего мира. Рефлексия — это способность человека сосредотачиваться на самом себе, способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь.

В слове субъективные явления (мысли, чувства, желания) отделяются от их носителя и становятся доступными анализу и осмыслению, Овладение содержанием

сознания, то есть объективация (вынесение вовне) с помощью внешних средств чувств, мыслей, образов, желаний, обнаружение их для себя и для другого означает овладение собственной психической активностью, своим поведением. Таким образом, поведение человека превращается в предмет, которым можно управлять.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.207 (0.009 с.)