Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выделение сознания как критерия психики В XVII векеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В эволюции человечества XVII в. ознаменовал начало эпохи, обозначенной в исторических науках Новым временем. “Новым” оно явилось не столько по формальному - временному признаку, сколько по качественным изменениям во всем строе мировоззрения людей. Подготовленный средневековой наукой и полетом мысли гениев Возрождения новый этап заявил о себе во всех областях человеческого знания, не исключая его важнейшего компонента - психологического познания. На эту особенность XVII века обратил внимание С.Л.Рубинштейн: “Если для каждого этапа исторического развития можно вскрыть преемственные связи, соединяющие его как с прошлым, так и с будущим, то некоторые периоды, сохраняя эти преемственные связи, все же выступают как поворотные пункты, с которых начинается новая эпоха; эти периоды связаны с будущим теснее, чем с прошлым. Таким периодом для философской и психологической мысли было время великих рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза) и великих эмпириков (Ф.Бэкон, Т.Гоббс), которые порывают с традициями богословской “науки” и закладывают методологические основы современного научного знания”. Если коротко обозначить, что же обусловило переход к новой эпохе развития психологической мысли, то можно сосредоточиться на нескольких традиционно отражаемых группах факторов, дающих общее представление о социокультурном фоне данного исторического периода. В экономической сфере государства XVII и последующих столетий - это общества, опирающиеся на научно-технический прогресс: рост промышленного - машинного производства и градостроительства, приток новых технологий и колониальных товаров, развитие морской торговли. Искусство книгопечатания, изобретение пороха и компаса, заметил Ф.Бэкон, изменили вид земного шара и произвели три переворота: в науках, военном деле и мореплавании. Как следствие расширения потребностей в рабочей силе и сырье, ведутся колониальные войны в Индии, Юго-Восточной Азии и Америке, в России начинается освоение Сибири. С 1619 года в Западной Африке начинается захват рабов. В массовом сознании утверждается культ движения, путешествий и миграции. Ведущими мировыми державами выступают Англия, Франция и Нидерланды. Как закономерность, именно в этих наиболее экономически развитых странах наблюдается взлет интеллектуальной активности, всплеск научных открытий. В социально-политической области утверждается новое понимание государственно-правовых проблем. В народных массах начинают распространяться идеи демократии, возможности реализации единых прав человека, национальной независимости. Под лозунгами политических перемен ведется длительная борьба за независимость: Нидерландская революция (1568-1648); с 1618 года - Тридцатилетняя война в Европе; буржуазная революция в Англии. Россия, где в 1613 году царем Михаилом основывается династия Романовых, ведет войны с Польшей, Турцией и Швецией. С конца XVII - начала XVIII веков происходит ослабление позиций Османской империи, вступившей в конфликт с христианской Европой. В духовной сфере осуществляется “раскрепощение” культуры, утверждение новой системы ценностей и веры, ориентированных на человека. Заимствованная от античности и Возрождения связь науки и искусств в данную эпоху продолжает углубляться. XVII век оказался золотым для Нидерландской республики (Соединенных провинций). Богатое голландское купечество покровительствовало искусствам, наукам и техническим изобретениям. В этот период в Голландии творили знаменитые художники Рембрант (1606-1669), Рубенс (1577-1640), Ван Дейк (1599-1641) и другие. Огромное влияние на европейскую науку и культуру XVII века оказала Франция. Двор Людовика XIV в Версале был знаменит своим великолепием. Литература, драматургия и музыка достигли совершенства благодаря творчеству Корнеля (1606-1684), Расина (1639-1699), Мольера (1622-1673), Лафонтена (1621-1695). Развитие искусств оказывало благотворное воздействие на интеллектуальный климат эпохи. Особенностями этого периода можно считать начатое Возрождением утверждение идей гуманизма, свободомыслия и повышенного интереса к способностям и возможностям человека, практическое использование его знаний. В этой связи идеологии церкви и феодальной знати, направленной на удержание привилегий, противостоит позиция формирующейся самостоятельной и инициативной личности. И тем не менее начало XVII века “озарено” кострами католической инквизиции: в 1600 году сожжен Джордано Бруно, в 1619 - ученый Джулио Ванини, в 1621 - атеист Фонтанье. В противовес официальной церкви отмечается рост протестантского движения, распространяется вольнодумие, народ начинает сознательно относиться к религии. Лютер провозглашает, что любой верующий может понять Священное писание не хуже Папы и его сановников, а все люди в равной мере наделены разумом. Но деятели протестантизма развенчивают не только католицизм, но и связанные с ним формы мировоззрения, претендовавшие на роль “официальных наук”. “Я думаю, - говорил Лютер, - что невозможно преобразовать церковь, если только с корнем не вырвать схоластического богословия, философии, логики, каковы они теперь, и не установить новых”. Наука XVII - XVIII столетий, занимавшая низшее место в средневековой иерархии академического знания, начинает выдвигаться на передний план, становясь источником веры в будущее. Читая великую “книгу природы”, мыслители и экспериментаторы выступают адвокатами природы человека, действующей по собственным законам, которые предстоит им открыть. Ученые-новаторы полны решимости воплотить в жизнь “естественную” форму совместной жизнедеятельности людей, имея в виду интересы отдельного индивида. Продолжая характеристику состояния науки XVII века, отметим, что это - время великих открытий, коренным образом изменивших научную жизнь большинства стран Европы. В 1600 году вышла в свет работа английского физика Уильяма Гильберта “О магните”, содержащая идеи о необходимости использования эксперимента и количественного измерения в науках о природе. В 1608 году голландский мастер по изготовлению линз Ганс Липершей изобретает телескоп, а позднее его соотечественник Антони ван Левенгук - первый в мире микроскоп. В 1609 году немецкий астроном Иоганн Кеплер открывает законы движения планет относительно Солнца. В 1628 году английский доктор Уильям Гарвей объявляет о своем открытии циркуляции крови в организме, а в 1661 году ирландский ученый Роберт Бойль впервые дает научное определение химическим элементам. Наконец, в 1665 году английский ученый Исаак Ньютон (1643-1727) открывает закон всемирного тяготения. Этими поистине великими достижениями человеческого разума научный триумф XVII столетия далеко не исчерпывается. Глубокие преобразования в мировоззрении людей, связанные с открытиями в астрономии, физике, химии, биологии, медицине, а также утверждением новых опытно-экспериментальных форм исследования природных явлений, выразились в разработке новой картины психической деятельности. Справедливо подмечено, что “новая эпоха как философской, так и психологической мысли начинается с развитием в XVII в. материалистического естествознания”. Таким образом, если в средние века психологические взгляды “роднились”, выступали в “союзе” с богословием и схоластикой (естественнонаучные психологические концепции имели статус “альтернативных”), а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь они опираются на совершенно иную область знаний. В содержательном плане особенности новой науки проявлялись, во-первых, в значительном развитии экспериментально-математического естествознания. В данный период начался активный процесс экспериментального обоснования и математизации знаний о природе и человеке. (В этой связи отметим, что попытки всеобщего “вычисления” и числового представления воспринимаемой человеком реальности осуществлялись значительно раньше, например, в Древнем Вавилоне и в античной школе Пифагора. В средние века попытка цифрового кодирования Библии была предпринята в израильском городе Тцате.) Как следствие, идеалами научности и инвариантными методологическими подходами к осмыслению действительности становятся простота в объяснении и жестко детерминистская картина мира, в которую вписывалось и такое физическое тело, как организм с его психическими свойствами, объясняемыми на основе механико-детерминистских и математических подходов. Во-вторых, поскольку новая наука начинает занимать ведущее место в мировоззрении, на первый план выдвигаются проблемы познания (исходных принципов, методов, средств, путей, возможностей и т.д.). А это, в свою очередь, стимулировало создание психологических моделей и систем, понятийно-категориального аппарата, объясняющих и описывающих процесс познания человеком внешнего и внутреннего мира. Специфика утверждающегося нового типа знания определила направления развития психологической мысли в XVII и XVIII веках. Идеалы и особенности “новой научности” проявились в результатах теоретических и эмпирических изысканий: сильной идеализации действительности; упрощенных теоретических схемах; примитивных, с позиции сегодняшнего дня, моделях, исключающих ряд существенных параметров (время, случайность, системность, относительность, индивидуальность и т.п.). И тем не менее Новая эпоха порождает ряд жизненно необходимых для дальнейшего развития психологического знания учений и концепций. К таким гениальным достижениям следует отнести открытие рефлекса и бессознательной психики, создание монадологии как основы феноменологического подхода в психологии, научное осмысление механизма ассоциаций и многое другое. Они, в свою очередь, заложили теоретико-методологическую и экспериментальную основы всей последующей эволюции психологической мысли. Научные поиски и теоретические обобщения XVII столетия в области психологического знания отразились в трудах плеяды выдающихся мыслителей, сочинения которых отделяют друг от друга небольшие временные промежутки (поистине поразительный для истории науки факт). В 1625 году появляется “Новый органон” Ф.Бэкона, а через 12 лет “Рассуждение о методе” Р.Декарта. В 1660 году Б.Спиноза пишет “Краткий трактат о боге, человеке и его счастье”, в 1663 - “Этику”, опубликованную в 1677 году. Спустя 11 лет выходит в свет четырехтомное собрание сочинений Т.Гоббса, а через 12 лет издаются “Опыты о человеческом разуме” (1690) Дж.Локка. И, наконец, в 1704 году (спустя лишь 14 лет) напечатаны “Новые опыты о человеческом разуме” Г.Лейбница. Эту работу немецкого мыслителя предваряли его “Рассуждения о метафизике” (1685) и “Новая система природы” (1695). В трудах этих ученых реализовывались новые подходы к анализу психического мира человека, утверждались соответствующие времени предметная область, оригинальные методы и объяснительные принципы психологического знания. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Выдающийся английский ученый Нового времени, формируя новую систему знаний, основное внимание сосредоточил на создании системы научного мировоззрения. Но если в античности овладение знанием осуществлялось с целью достижения удовольствия, а в средневековье - ради божественной благодати, то Ф.Бэкон выделил другой критерий его ценности. Знание провозглашалось силой: “Мы столько можем, сколько знаем”. Его “Новый органон” (вторая часть “Великого восстановления наук”, 1620) открывается афоризмом: “Человек, слуга и истолкователь Природы, ровно столько совершает и понимает, сколько он охватывает в порядке природы; свыше этого он не знает и не может ничего... Два человеческих стремления - к знанию и могуществу - поистине совпадают”. Но знание представлялось уже не откровением и не прозрением. В “Новом органоне” он подчеркивает: “Правильно полагают, что “истинное знание есть знание причин”. Конечная цель науки, по Ф.Бэкону, - это изобретения и открытия. Главная задача изобретений и открытий - конкретная польза для человека, т.е. удовлетворение потребностей, улучшение жизни, умножение власти над природой. Поэтому наука есть лишь средство, а не самоцель. Но наука в сложившемся к XVII столетию виде не способна и не в состоянии решать позитивные задачи - здание науки необходимо перестроить. Для этого ученый предлагает проделать два вида работ: критический и позитивный. Критическая часть системы Ф.Бэкона направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. Острие критики ученый направил против идолов - призраков и схоластического метода познания. Как осуществить познание мира? Необходимо устранить препятствия, утверждает мыслитель, и тем самым сделать душу восприимчивой к истине, “очистив площадь ума”. У Ф.Бэкона появляется термин “очищенная дощечка (tabula abrasa)” - будущая у Дж.Локка “tabula rasa”. Критикуя прежние схоластические подходы, он обращается к исследованию механизма самой человеческой природы, что послужило источником рассуждений о “призраках (идолах)” познания, служащих помехой последнего. Человеческий разум сам ставит себе преграды и ловушки, которые необходимо преодолеть. Ф.Бэкон пишет о четырех видах “призраков” в познавательном процессе человека. “Призраки рода” свойственны всему человеческому роду. Их причина: люди примешивают к природе познаваемых вещей природу собственного духа; несовершенство органов чувств человека, не способных воспринимать атомы и быстрое движение; преимущества веры, догматов и стереотипов разума, его консервативности перед научной истиной; склонность людей поддаваться влиянию только положительных фактов. “Призраки пещеры” свойственны индивидам от природы, “воспитания и бесед с другими”. Термин заимствован у Платона, сравнивающего в седьмой книге “Государства” сознание человека с неровной стеной пещеры, на которой возникают тусклые отблески-образы происходящих событий. Предпосылки появления этих идолов те же, что и “призраков рода”, но они по-разному распределены у отдельных людей по причине многообразия и неодинаковости их интересов. Эти призраки выражают индивидуальные различия в человеческой природе, приводящие к субъективным искажениям процесса познания. “Призраки рынка” проистекают из особенностей социальной сферы и заключаются в подверженности людей общераспространенным оценкам, взглядам, суждениям. Их причина - в дезориентирующем влиянии словесной путаницы, возникшей из схоластических форм доказательства явлений. Такой метод достижения целей познания, пишет в “Опровержении философий” Ф.Бэкон, характерен не только для торговок и демагогов, но и для многих древних и новейших философов. “Призраки театра” производны от “идолов рынка”. Их причина кроется в искажающем воздействии ложных теорий и учений. “Призраки театра” указывают на особенность человеческой психики - слепое преклонение перед авторитетами, которые, подобно актерам в театре, подчинили себе умы зрителей. Повторяя, что “истина - дочь времени, а не авторитета”, к числу последних ученый отнес Пифагора, Платона, Аристотеля (хотя и признавал его “великим философом”). “В великой мудрости - великая печаль” - воспроизводит Ф.Бэкон в “Великом восстановлении наук” слова Соломона. И далее: “ Св. Павел предостерегал: “Да не дадим обмануть себя бесплодной философией”. Учение о “призраках” призвано было сыграть “очистительную” роль не только в процессах отражения человеком окружающего мира и себя как его частицы, но и в науках об этих процессах. В этой связи Ф.Бэкон ставит проблему выбора истинного метода, вводя три возможных направления познания. “Путь паука” - это узкий рационализм, попытка выведения истины из “чистого сознания” с пренебрежением к опыту. “Путь муравья” - это эмпиризм. Его односторонность заключается в извлечении “практики из практики и опытов из опытов”, невозможности создания подлинной теории. “Путь пчелы” соединяет достоинства первых двух и характеризуется “непрерывным и постепенным” восхождением от ощущений к аксиомам, от эмпирии к теории. Такой подход закладывал предпосылки разработки и применения оптимальных методов в науках о человеке и душе в XVII веке. Центральная часть научной системы Ф.Бэкона - учение о методе. Метод - величайшая преобразующая сила, поскольку ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека, указывает кратчайший путь познания, увеличивает власть человека над силами природы. Как родоначальник английского эмпиризма, Ф.Бэкон признавал ведущую роль в методе за опытом. Познание, по его оценке, есть изображение внешнего мира в сознании человека, которое начинается с чувственных показаний. Последние нуждаются в экспериментальной проверке, в подтверждении и дополнении. “Непосредственному восприятию чувства самому себе, - писал он, - мы не придаем много значения, но проводим дело к тому, чтобы чувство судило только об опыте, а опыт о самом предмете”. И далее: “Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте,(...) следует заботиться о большом запасе данных опытов”. Но Ф.Бэкон не был приверженцем крайнего эмпиризма. Рассуждая о проблеме истинности и полезности в процессе познания, он приходит к знаменитому различению между “плодоносными” и “светоносными” опытами. Первые приносят непосредственную пользу, вторые открывают горизонт знания, ориентированы на будущее. Симпатии ученого - на стороне вторых, хотя он не ищет знания ради знания. Применяя термин “отражение (reflexio)”, Ф.Бэкон приходит к выводу, что умозрительные науки должны быть теоретическим обоснованием практически “светоносных” опытов и слагаться под диктовку мира. Сами же опыты должны ставиться по определенному логическому приему. Так родилась формула нового научного метода: “логика + эксперимент”. Но в выборе логических приемов в “Новом органоне” Ф.Бэкон отдал пальму первенства индукции (от лат. “inductio” - выведение), то есть толкованию множества эмпирических данных, позволяющему сделать их обобщение для предсказания (прогнозирования) явлений и тем самым овладеть их ходом. Новая идея в методологии, исходившей из познания причин вещей с помощью индукции и опыта, стимулировала развитие научной психологической мысли. Ф.Бэкон пытается изгнать из картин человека и его души схоластически “скрытые качества” и утвердить универсальный методологический подход объяснения и познания, основанный на механицизме - соединении, сцеплении, разделении, расчленении, группировке, комбинировании, классификации и т.д. А это, в свою очередь, порождало понимание преимущественной роли математики: “Лучше же всего подвигается естественное исследование, когда физическое завершается в математическом”. Так, в содержании нового метода английского ученого появляется существенное дополнение, заключающееся в его математическом обеспечении. Сам же раздел математики в своей классификации наук Ф.Бэкон назвал “великим приложением к теоретической и практической естественной философии”. Методологические вопросы науки, в том числе психологии, Ф.Бэкон излагает в тесной связи с учениями о человеке, о познании им внешнего мира и овладении силами природы. Антропологичность психологии - отличительная черта его учения о душе. В этом Ф.Бэкон поистине первый. Так, он классифицирует науки по различиям познающих способностей человека, с учетом практических потребностей применения знаний и различий в приемах исследования (в свою очередь, эти основания определяются особенностями познаваемых объектов). Такой “психологический подход” был заимствован французскими энциклопедистами. Ф.Бэкон развивает идею единой науки о человеке. Прежняя наука, по его оценке, есть схоластика, голый эмпиризм или догматизм. Скептически относясь к старому, он пишет о новой области знания: “Эта наука для человека составляет цель всех наук и в то же время лишь часть самой природы”. Тем самым выдвигается задача комплексного изучения человека. Ключ к классификации знаний о нем состоит в тезисе о формах исследования: “формы” теоретически исследуются рассудком; “природы” описываются памятью; плоды человеческого творчества - посредством способности воображения. (Подробности его классификации можно найти во второй книге сочинения “О достоинстве и преуспеянии наук”.) В четвертой книге сочинения “О достоинстве и приумножении наук” дается довольно подробная классификация учения о человеке. К наукам о теле отнесены атлетика, медицина, косметика, учение о наслаждениях. Науки о душе включают учения о “боговдохновенной душе”, о “чувствующей душе”, учение “о субстанции и способностях души”. Интересно, что Бэкон считал политику и психологию составными частями философской антропологии, причем речь шла и об индивидуальной, и о социальной психологии, которые впервые в Англии были прорекламированы как науки. Включение психологии в состав “первой философии” означало, что философия должна изучать не только внешний мир, но и процессы, происходящие в сознании человека, в том числе не только мышление. Ф.Бэкон формирует новую линию исследования души как “самой простой из всех субстанций”. Новизна нового подхода заключалась, во-первых, в исключении из состава души органических функций; во-вторых, в провозглашении понятия ”душа” лишним для описания жизнедеятельности тела и его психических явлений; в-третьих, в отказе от изучения души как особого предмета, общих вопросов ее природы и переходе к опосредованному методу ее исследования: “... Самый надежный ключ к раскрытию человеческой души - это исследование и познание самих человеческих характеров, их природы или же целей и намерений людей”; в-четвертых, в переходе к эмпирическому описанию процессов души: “... Нет ничего столь необходимого, как исследование того, где, собственно, помещаются в человеческом теле и его органах отдельные способности души”. В своей концепции двух видов души Ф.Бэкон внешне следовал перипатетической традиции: растительная и животная души человека совмещаются и взаимодействуют с телом, определяя нормальное отправление жизненных функций. В соответствии с этим чувственная душа - невидимая жидкость, разжиженная теплотой, движется по трубкам - нервам и воздействует на все члены организма. Такая чувствительность, по Бэкону, присуща всякой материи, единой в своих проявлениях и проникнутой жизненным началом. Что касается разумной (мыслящей) души, то ученый не смог отчетливо провести границу между “царствами” Бога и человека. Он заявляет, что устройство человеческой психики не способствует распространению полного и последовательного атеизма; люди стремятся возвыситься над своей слабостью, и их взоры обращены к идеалу, отнять который у самих себя они не решаются. К функциям (Ф.Бэкон называет их “способностями”) души отнесены: для чувствующей - способность ощущения и выбора, для рациональной - разум (интеллект), рассудок, воображение, память, желание (влечение), воля. В учении о природе и состоянии человека Ф.Бэкон выделяет учение о связи души и тела, включающее учение о впечатлениях и учение об указаниях (физиогномику и истолкование снов). “Физиогномика, - по мнению ученого, - по строению тела и чертам лица определяет душевные наклонности”, т.е. душевные состояния по внешним проявлениям: “... Очертания тела указывают лишь на общие наклонности и стремления души, выражения же лица и движения отдельных частей тела свидетельствуют, кроме того, и об изменениях состояния души: о настроении и проявлении воли человека в данную минуту”. Связь души и тела проявляется в единстве приемов лечения их болезней: “Когда мы говорим о воспитании души и лечении ее болезней, необходимо принимать во внимание три обстоятельства: различный характер ее склада, ее аффекты и средства, точно так же как при лечении больного тела мы имеем три компонента: комплекцию,... болезнь и лечение”. Доступные нам средства лечения “необходимо подвергнуть тщательному исследованию”. В этой связи ставится вопрос: каким образом и в какой мере физические состояния тела меняют душу и влияют на нее? или, наоборот, каким образом и в какой мере страсти и восприятия души изменяют тело и влияют на него? В толковании естественных снов, раскрывающем состояния и положения тела исходя из движения души, Ф.Бэкон также видел один из существенных аргументов связи душевных и телесных процессов. В познавательных процессах первым познавательным актом Ф.Бэкон считает ощущения: “Ощущение существует везде”. Необходимо, чтобы “чувство судило только об опыте, чтобы опыт уже заключал о самом предмете”. Описывая механизм познания человеком окружающего мира, мыслитель пишет: “Органы чувств действуют по принципу отражения. Это имеет место и в области зрительного восприятия - ведь глаз подобен стеклу или воде; и в области слухового восприятия - ведь орган слуха можно сравнить с пустой полостью, отражающей звук”. Отсюда ощущения, представления, понятия есть результат воздействия внешних предметов на наши чувства. Образы явлений, входя посредством чувств в сознание, не исчезают бесследно - они сохраняются душой. Душа относится к образам одним из способов: собирает их в памяти, подражает им воображением или перерабатывает их в понятия с помощью рассудка. Учения “о самой памяти” и “о вспомогательных средствах памяти” ученый включил в “Искусство запоминания” как раздел “Логики”. Вместе с тем об ощущении у английского ученого мы находим довольно противоречивые высказывания, но проглядываются рациональные попытки его определения. Особый акцент он делает на субъективности ощущений: “Тепло для ощущения есть относительная вещь и относится к человеку, а не ко Вселенной...”. Об относительности ощущений свидетельствует и классическое наблюдение Ф.Бэкона о различном восприятии одного и того же раздражителя разными людьми. Пытаясь примирить субъективную природу чувственных восприятий (многообразие зрительных, кожных и т.п. ощущений) с объективным пониманием элементов окружающего человека мира, Ф.Бэкон выдвигает постулат: если ощущения различны, значит, и различны вызывающие их “природы”. Отдавая дань времени и признавая авторитет откровения, Ф.Бэкон ссылается на слова, произнесенные, якобы, Соломоном: “Слава Бога состоит в том, чтобы сокрыть вещь, а слава царя - в том, чтобы ее исследовать”. Поэтому “всякая наука дает нам двоякого рода знание. Одно есть результат божественного вдохновения, второе - чувственного восприятия”. Проблеме личности Ф.Бэконом отведено особое место: “Учение о личности человека охватывает... два предмета, а именно рассмотрение слабостей человеческого рода и его преимуществ и превосходств. Страдания и несчастья человечества не раз оплакивались многими, чтение их сочинений столь же приятно, сколько и назидательно. Другая же наука, о преимуществах, еще заслуживает... специальной разработки”. Это наука о высших проявлениях человеческих возможностей на примерах выдающихся феноменов памяти, чудес, мудрости, моральной стойкости и т.п. Кроме учений о человеческих слабостях и преимуществах, психологическим вопросам теории личности посвящен еще ряд разделов наук. К ним относятся учения об особенностях характеров, об аффектах, о средствах исцеления душ, о гармонии между благами души и тела. В своих учениях благо Ф.Бэкон разделил на “общественное” и “личное”. Последнее, в свою очередь, структурировал на “активное” и “пассивное”, чем обозначил проблему деятельностной личности, закрепив свои мысли выражением о том, что “каждое умственное отправление кончается действием: и как простое познание есть начало его, так исполнение есть его конец”. Социально-психологические взгляды, по замыслу Ф.Бэкона, должны быть отражены целым комплексом наук: о взаимном обхождении; о деловых отношениях; о правлении; об общественном благе (общих и специальных обязанностях); приложениях к искусству сообщения (критике и педагогике); гражданской истории. Изложению социально-психологических идей посвящено значительное число работ ученого, которые носят, как правило, рекомендательный характер с целью оптимизации существующего общественного устройства. Так, в эссе “О новшествах” мыслитель высказался о том, что преобразования должны происходить “исподволь и незаметно”. В “Новом органоне” он утверждает, что “в гражданских делах даже изменения к лучшему вызывают опасения смуты”, а внезапные нововведения есть одна из причин мятежей. В трудах Ф.Бэкона содержится утверждение о том, что по причине инертности дворянства и его многочисленности государство беднеет, воинский дух падает, народ становится слабым и малодушным, “делается тупым и забитым”. В эссе “О смутах и мятежах” он обвиняет уже народ в разрушительных инстинктах, а в эссе “Об Орфее” характеризует население как сосуд разнузданного хаоса и вакхических зверств. Ф.Бэкон рекомендует в отношении народных масс проводить двойственную политику. Простонародье следует успокоить поощряющими реформами, обещаниями и иллюзиями, но в то же время запугать кровопролитными репрессиями. Как только эти меры оказываются исчерпанными, государь должен раздавить мятежников. В достижении целей расширения границ государства Бэкон предлагает все время поддерживать воинственный дух нации. Долгий мир, по его мнению, развращает нравы, а “справедливая и почетная” война является “целительным упражнением”. Свой идеал общественных отношений и форм общения Ф.Бэкон изложил в незавершенной утопии “Новая Атлантида”, написанной в 1623 и опубликованной после смерти автора в 1627 году. На описываемом острове Бенсалем практически вся власть принадлежит правителям - мудрецам. Все научные достижения острова связаны с “Домом Соломона” - образцом коллективной организации научной деятельности (прообразом академий наук). Среди членов “Дома” - собиратели опытов, теоретики, ученые-разведчики. Завоевания осторовитян в науке, действительно, велики. Здесь мы находим попытки моделирования человеческого поведения, экспериментальную фонотеку, психофизиологию зрительных иллюзий с ее эффектами практического применения, оживление животных, секрет вечной жизни и многое другое. Отношения же обитателей острова складываются через призму их научных потенций и реальных достижений. Весь пафос “Новой Атлантиды” проникнут верой в силу человеческого разума, на основе которого только и возможно установление оптимальных отношений в обществе. Фрэнсиса Бэкона по праву считают основателем науки Нового времени. Выдающийся мыслитель проложил “мостик” между наукой средневековья - Возрождения и научной мыслью Просвещения. Им основаны традиции эмпиризма и методологии опытно-экспериментирующей науки. Предложенная английским ученым классификация знаний была принята французскими энциклопедистами. Ф.Бэкон дал обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм “знание - сила” до настоящего времени является символом науки. Ф.Бэкон впервые применил индуктивный метод не к абстракциям, а к эмпирическому исследованию. С этого периода все науки, опирающиеся на эмпирические исследования, используют метод, разработанный великим мыслителем. Деятельность Ф.Бэкона оказала сильное влияние на общую духовную атмосферу, в которой формировалась европейская наука XVII и XVIII веков. Бэконовский призыв обратиться к опыту и эксперименту стал лозунгом основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли многие творцы новой науки. Мировоззренческие и научные позиции определили содержание психологических концепций не только современных Ф.Бэкону, но и последующих поколений ученых целой эпохи. В своем длительном научно-исследовательском поиске Ф.Бэкон приходит к значимым для дальнейшей эволюции психологии результатам. В первую очередь, они заключаются в признании объективности существующего мира и возможности познания его человеком. Исходным элементом этого познания являются чувства, действующие по принципу отражения. Но всего познания они не обеспечивают - данные чувств должны подвергаться обработке разумом. В этой связи утверждается необходимость единства опыта и рассудка. Все препятствия познания (врожденные и приобретенные) могут и должны быть преодолены. На этой основе возможно достижение объективной истины. Орудием познания выступает метод - “самая важная проблема из всех существующих”. Дальнейшая разработка проблем была возможна в рамках несколько иной плоскости - механики как ведущей отрасли математики и нового естествознания. Последующие поколения ученых обязаны Ф.Бэкону тем, что он призвал их на путь исследования фактов. Рене Декарт (1596-1650) Выдающийся французский ученый явился основателем механистической физиологии и психологии. Наиболее значимые труды для психологии: “Страсти души” (1649), “Человек” (1662), “Начала философии” (1644), “Рассуждение о методе” (1637). Главное, что сближало Ф.Бэкона и Р.Декарта - разработка проблем методологии исследования. Однако путь, избранный французским ученым, был отличен от метода, предложенного Ф.Бэконом. Метод Р.Декарта называют рационалистическим. Не умаляя роли опытно-экспериментальных исследований в естественных науках, приоритет отдавался деятельности ума, который направляет и сами опыты. Рационализм Р.Декарта основывается на применении следующих методов познания: математического (попытке всеобщей математизации научного знания); дедукции (действии ума от предпосылок к следствию, от общего к частному); интеллектуальной интуиции (представление в уме фундаментальных истин, не вызывающих сомнений). Интеллектуальная интуиция у Р.Декарта начинается с систематического сомнения, используемого как методический прием в целях научного исследования. Это сомнение во всем, в чем можно заподозрить недостоверность. На основании данных исходных посылок французский мыслитель формулирует правила метода: 1) очевидности: принимай за истинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению. Тем самым интуиция провозглашается исходным моментом познания и рационалистическим критерием истины как состояние умственной самоочевидности - врожденной идеи. “...Восприятие может быть ясным, но не отчетливым, но не может быть отчетливым, не будучи тем самым и ясным.” Именно Декарт впервые в истории науки стал отличать по существу рациональное созерцание (интуицию) от чувственного; 2) дели каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения, на более простые составляющие, т.е. на не поддающиеся делению умом части. “Мы разделяем все, что может быть нами познаваемо, на простые положения и вопросы”; 3) индукции: в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей к вещам более сложным, трудным для понимания. “Только из самых простых и наиболее доступных вещей должны выводиться самые сокровенные истины”; 4) энумерации: “полноты” и “структуры”, т.е. полного перечисления, обзоров, классификации, проводимых до полной индукции и ведущих к полноте знаний. Классификация вещей, понятий, утверждений, проблем и задач заключает предмет исследования в “строгие границы” и размещает его “по соответствующим классам”. Свою научную систему Р.Декарт начинает с критики, которая носит форму универсального сомнения (вспомним Сократа: “Подвергай все сомнению!”) - сомнения не только в истинности, но и вообще в реальном существовании мира: “никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью”. Научное знание, как его предвидит Декарт, это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины. Основу - фундамент картезианской (декартовской) психологии составляют два суждения: 1) все сущее разделено на две субстанции: телесную и духовную; 2) сознание противоположно телу. До Декар<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.207.115 (0.018 с.) |