Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естественнонаучное направление психологических исследований В первой половине XIX векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Влияние естественных наук на развитие психологии имело и имеет исторически сложившуюся почву в форме достижений выдающихся ученых, естествоиспытателей, мыслителей прошлого и современности. Постоянная “подпитка”, “подкрепление” процесса развития психологического знания естественнонаучными открытиями, гениальными догадками является закономерностью истории становления психологии как науки. Среди основателей естественнонаучных корней психологии - выдающиеся представители научного мира от античности до нового времени: Гален, Авиценна, Аверроэс, Р.Декарт, Д.Гартли, материалисты французского Просвещения и многие другие. Их исследовательская деятельность - основа в образовании и утверждении системы научного психологического знания, которая образовалась далеко не на голом месте и имеет свои логикогносеологические основы, базирующиеся на глубоких исторических традициях. Не стал исключением в этом ракурсе и XIX век - эпоха великих естественнонаучных революций. Их результатом явился тот факт, что во второй половине XIX века создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку: заимствование эксперимента из естествознания (физиологии органов чувств и нервной системы); развитие собственно естествознания (механико-физико-химическая теория жизни, концепция о гомеостазе - механизме саморегуляции организма); возникновение психофизики и психометрии. Накопленный огромнейший эмпирический материал нуждался в обобщении и анализе, объяснении, систематизации и структурировании. Решение этой задачи было возможно силами и средствами новой области знаний, способной обосновать закономерные связи произведенных естественнонаучных открытий и психических процессов, протекающих у человека. Складывались предпосылки построения нового научного предмета новой науки, отличной от физиологии. Такой областью знаний стала психология. Содержание эволюционных естественнонаучных концепций XIX века Учение английского натуралиста Чарльза Дарвина (1809-1882) произвело революцию во всем строе биологического и психологического мышления. Выдающийся исследователь создал эволюционное учение о происхождении видов путем естественного отбора. Его основные работы: “Происхождение человека” (1870), “Выражение эмоций у животных и человека”(1872). Сочинение “Происхождение видов путем естественного отбора” (1859) признается одним из самых важных в истории западной цивилизации. В книге излагалась новая теория развития живого мира. Сам по себе принцип развития с древних времен направлял размышления о природе, обществе и человеке (в том числе и о душе). У Дарвина этот принцип воплотился в стройное учение, утверждавшее: 1) идею естественно-эволюционного происхождения человека. Дарвинизм опровергал библейский догмат о том, что все виды живых существ раз и навсегда сотворены Богом. Человек создан не по образу и подобию Божьему, но является выходцем из обезьяньего стада; 2) принцип биологического детерминизма. В основе воссозданной величественной картины развития живой природы лежало новое объяснение причинных факторов этого развития, то есть биологического детерминизма. Новый подход к психической жизни вводил новые объяснительные начала. К ним Ч.Дарвин относил следующие: а) естественный отбор. Ученый указывал на естественный отбор как на фактор выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию среде. В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться. Опорным в этой объяснительной схеме является фактор наследственности. Те животные формы, которые выжили в борьбе за существование, передают свои свойства потомству. Между особями, образующими данный вид, существуют биологически предопределенные различия. Без изменчивости не было бы и развития. Выживают же те, кому удалось лучше приспособиться - адаптироваться; б) целесообразность. Ч.Дарвин дал точное научное объяснение целесообразности, не обращаясь к понятию о врожденной цели. Это нововведение произвело переворот не только в биологии, но и в психологии; в) адаптация. Поскольку естественный отбор отсекает все не нужное для жизни, то он истребил бы и психические функции, если бы они не способствовали приспособлению. Это побудило рассматривать психику как элемент адаптации организма к окружающей среде. Психика не могла более представляться изолированным “островом духа”. Определяющим для психологии взамен отдельного организма становится отношение “организм - среда”. Это порождало новый системный стиль мышления, который в дальнейшем привел к выводу, что предметом психологии должно быть не сознание индивида, но его поведение во внешней среде, изменяющей (детерминирующей) организм и психический склад индивида; г) окружающая среда. Среда провозглашалась силой, способной не только вызывать, но и видоизменять жизнедеятельность. Живой организм есть продукт взаимодействия со средой, причем жизнь вида посредством механизма наследственности является важной детерминантой жизни особи; д) индивидуальные вариации психического. Понятие об индивидуальных вариациях является непременной составной частью эволюционной теории Ч.Дарвина. Следовательно, к ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало мощный импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми, обусловленных законами наследственности. Это направление, инициатором создания которого стал кузен Ч.Дарвина Фрэнсис Гальтон, превратилось в разветвленную ветвь дифференциальной психологии; е) преемственность психики животного и человека. Дарвинизм стимулировал изучение психики животных, став основанием еще одного нового направления в науке - зоопсихологии. Отвергнув версию о непроходимой пропасти между человеком и животным, эволюционная биология стала предпосылкой широкого изучения с помощью объективных экспериментальных методов механизмов психической регуляции поведения на таких объектах, как животные (белые крысы, собаки, обезьяны и др.); ж) инстинкты: проблемы разума и эмоций. Ч.Дарвин подверг специальному анализу инстинкты как побудительные силы поведения. С фактами в руках он подверг критике версию об их разумности. Вместе с тем без этих слепых побуждений, корни которых уходят в историю вида, организм не может выжить. Инстинкты связаны с эмоциями. К ним Дарвин также подошел не с точки зрения их осознания субъектом, а опираясь на объективные наблюдения за выразительными движениями. Некогда эти движения имели практический смысл, о чем напоминают сжатие кулаков или оскал зубов у современного человека. Были времена, когда эти агрессивные реакции означали готовность к борьбе. Традиционная психология считала чувства элементами сознания. Теперь же эмоции, захватывающие индивида, выступили в качестве феноменов, которые, хотя и являются психическими, однако первичны по отношению к его сознанию. Дарвинизм послужил толчком к истолкованию в XIX - начале XX веков психических проявлений у животных по аналогии с психикой человека, развитию сравнительной психологии. Одним из первых направлений в этой области был антропоморфизм (Дж.Романес). Среди других зоо- и биопсихологических изысканий XIX - начала XX веков выделялись: - открытие “закона Ллойда Моргана” (1894): не приписывать животному высшие психические способности, если его поведение можно объяснить механизмами более низкого уровня; введение термина “обучение путем проб и ошибок” для обозначения формы научения у животных; - формирование механистического направления: обоснование отсутствия у животных психики (Ж.Фабр, Ж.Леб; школа “объективной сравнительной психологии” в лице А.Бете, Т.Беера, Э.Циглера, И.Иксюкуля); - отвержение теории тропизмов и рассмотрения поведения простейших как механический результат прямого воздействия внешнего раздражителя. Обнаружение американским натуралистом и зоологом Г.Дженнингсом элементарных форм научения у простейших; - создание Э.Торндайком, автором книг “Ум животных” (1898), “Ум обезьяны” (1901), экспериментальной техники в сравнительной психологии (“метод проблемного ящика и лабиринта”). Был сделан вывод: животные решают задачи только путем случайных проб и ошибок. Сформулированы законы научения: эффекта (закрепляется реакция, сопровождаемая удовлетворением от “награды”), упражнения (реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения), готовности (упражнения изменяют готовность синапсов - областей контактов нервных клеток - к проведению нервных импульсов и способствуют более легкому установлению связи, созданию новых путей), сдвига; - разработка в 1900 году В.Смоллом лабиринтной модели поведения и Р.Йерксом метода множественного выбора, с помощью которого исследовались процессы обобщения у животных, в том числе у приматов; доказательство В.Кёллером наличия интеллекта у животных; создание этологии как самостоятельной науки, изучающей поведение животных в естественных условиях (К.Лоренц, Н.Тинберген, К.Фриш); - возникновение новой отрасли - детской психологии. В 1876 году И.Тэн опубликовал “Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде”, в 1877 году Ч.Дарвин - “Биографический очерк одного ребенка”. Появляются исследования в форме описаний наблюдений за развитием детей (В.Прейер, Дж.Селли, В.Штерн, К.Гросс, К.К.Бюллер и др.), теория рекапитуляции Ст.Холла и Дж.Болдуина - перенесенный в детскую психологию и эмбриологию биогенетический закон дарвиниста Э.Геккеля; - выдвижение концепции первобытного анимизма (Э.Тейлор, Дж.Фрезер), утверждающей тождество умственного механизма современного и первобытного человека. Развитие психофизиологии В начале ХIХ столетия стали складываться новые научные подходы к психике. Отныне не только механика, но и физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим объектом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим для нее служило “анатомическое начало”. Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Физиология переводила на язык опыта и эксперимента умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи. Психофизиология являясь областью междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, была направлена на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. В становлении этой отрасли знания огромную роль сыграла плеяда выдающихся ученых. Альберт фон Галлер (1708-1777) - швейцарский естествоиспытатель, врач и поэт, один из основоположников экспериментальной физиологии. Почетный член Петербургской Академии наук явился автором классической книги “Элементы физиологии” в восьми томах (1757-1766). Сделал значимые для науки выводы об автономном характере мышечной сократимости. Галлер ввел понятия “мышечная сила” (аналог механической), объединяя в нем раздражимость и нервную силу, установил существование собственных законов нервной деятельности, независимых от души как нематериального начала. Ему принадлежит идея локализации психических функций в отделах головного мозга, откуда берут начало соответствующие нервы. Но его нейрофизиология имеет дело только с ощущениями и движениями: “Душа не имеет ничего общего с телом, кроме ощущения и движения”. Учение Галлера устанавливало “нейрофизиологический деизм” - ограничивало функцию творца актом установления законов природы. Его новые подходы, понятия и категории придавали галлеровской “живой машине” статус носителя сил и качеств, которых нет у декартовских автоматов. Георгий Прохазка (1749-1820) - чешский анатом и физиолог, доктор медицины. Автор руководства по физиологии, работ: “Попытка эмпирического изложения полярного природного закона”, “Трактат о функциях нервной системы”, “Анатомический трактат о структуре нервов”. Современники о нем писали: “С факелом анатомии в руке он ищет общие силы природы”. К его научным достижениям следует отнести утверждение онтологических принципов разнообразия, непрерывного изменения и развития. Ему принадлежит идея “животного электричества”: “Жизнь есть на деле гальванический процесс,... есть причина процессов в организме”. Прохазка создал учение о нервном аппарате и его функциях, в котором развил представление о нервном рефлексе, рефлекторной дуге, значении нервной системы как посредника между внешней средой и организмом. Чарльз Белл (1774-1842) - автор “новой анатомии мозга”, экспериментально установил различия между передними и задними корешками спинного мозга по функциям: передние - моторные нервы с двигательной функцией, задние - моторные нервы с чувствительной функцией. Данное открытие раскрывало анатомическую основу рефлекторной дуги как принципа построения спинного мозга, включающей этапы: возбуждение по чувствительному нерву - переработка в нервном центре - передача по эфферентному нерву к органу движения. Французский физиолог Мажанди сделал в 1822 году подобное открытие, вошедшее в науку под двойным именем “закон Белла - Мажанди”. Ч.Белл выделил регулирующую роль мышечного чувства в осуществлении движения - нашел нервы, которые ведут от мышцы в мозг и сигнализируют о характере мышечного сокращения. Данное положение явилось основой идеи “нервного кольца”: раздражение - мозг - мышца - мозг. Нарушения в “круге” ведут к нарушениям движения, координации, параличу. Идея была сформулирована в 1826 году, но введена в оборот в 30-е годы XX века в виде понятия кибернетики - “обратной связи”. Иоганнес Мюллер (1801-1858) - немецкий физиолог, сформулировавший закон “специфической энергии органов чувств”: качество ощущения зависит от того, какой орган чувств возбужден. Результаты исследований И.Мюллера в целом укрепляли научное воззрение на психику, показывая причинную зависимость ее чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов: внешнего раздражителя и свойства нервного субстрата. В работе “Руководство по физиологии человека” (1833-1840) он отразил итоги исследования проблем как общей физиологии, так и физиологии нервной системы. Развил учения: о рефлекторном акте; о рефлекторной природе работы спинного мозга; о деятельности органов чувств. По Мюллеру, хотя причиной ощущений является материальное воздействие, ощущение не воспроизводит его свойств. Внешнее воздействие высвобождает нервную энергию, которая дремлет в органе чувств и ждет толчка для этого возбуждения. Последнее положение явилось основой агностицизма, отрицающего адекватность ощущения реальному раздражителю. Франц Галль (1758-1828) - известный австрийский врач, анатом. Занимался исследованиями морфологии мозга: впервые отличил серое вещество, составляющее кору и подкорковые образования, от белого вещества - проводящих волокон, связывающих отделы и участки головного мозга. Этим открытием Галль положил начало теориям, в которых кора головного мозга, а не его желудочки, стала рассматриваться субстратом психической деятельности человека. Галль является создателем френологии - учения о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа. Френология при всей ее абсурдности и фантастичности побудила ученых к экспериментальному изучению размещения (локализации) психических функций в головном мозгу. Взгляды Ф.Галля приобрели огромную популярность. Но для дальнейшего прогресса науки важное значение имела экспериментальная критика его взглядов французским физиологом и врачом, иностранным членом-корреспондентом Петербургской Академии наук П. Флурансом (1794 - 1867). Используя методику удаления отдельных участков центральной нервной системы, он пришел к выводу о том, что головной мозг является целостным органом-субстратом основных психических функций. Мозжечок координирует движения, а в продолговатом мозгу находится дыхательный центр. После работ П.Флуранса френология была в научных кругах скомпрометирована, хотя многие продолжали ею увлекаться. Тем не менее заслугой Ф.Галля следует признать указание на извилины коры больших полушарий головного мозга как место, где локализованы “умственные силы”. Маршалл Холл (1790-1857) в 1832 году в Лондонском зоологическом обществе зачитал “Краткое сообщение об одной части функции нервной системы”, в котором обосновывал, что источник мышечных движений - раздражение нервных окончаний в органах чувств. Через год в “Известиях Королевского общества” он защищает тезис, что спинной мозг - цепь сегментов, функциональными единицами которых являются рефлекторные дуги. Опираясь на клинические опытные наблюдения и физиологические эксперименты, М.Холл обосновывает принципиальное различие функций спинного и головного мозга. Данные теоретические положения послужили причиной объявления ученого “пропагандистом абсурдной и пустой теории”, с одной стороны, и роста популярности концепции среди неврологов и физиологов, превращения ее в господствующую доктрину, с другой. М.Холл явился выразителем дуалистического представления о нервной деятельности в анатомически ориентированной модели. Клод Бернар (1813-1878) - французский ученый, автор множества открытий в различных разделах физиологии, выдающийся физиолог-экспериментатор. Он выдвинул концепцию о постоянстве внутренней среды организма - гомеостазе. Суть предложенной им концепции заключается в утверждении принципа саморегуляции: внутренняя среда сохраняет свое постоянство, борется за него вопреки действию различных дестабилизирующих внешних условий и факторов. Томас Лейкок (1812-1876) - английский профессор практической медицины, автор работы “Психика и мозг” (1859). Ввел понятие “бессознательной церебрации”, т. е. неосознаваемой, но психической деятельности мозга. Поставил вопрос о необходимости распространить принцип рефлекса на деятельность головного мозга. Обосновал тезис: “Нервные узлы внутри черепа должны управляться относительно реакции на внешние впечатления законами, тождественными с теми, которые управляют действиями спинного мозга и тех узлов, которые у низших животных аналогичны им”. Эдуард Пфлюгер (1829-1910) - немецкий физиолог, в работе “О сенсорных функциях спинного мозга позвоночных” (1853), основываясь на данных опытов, показал, что психические (сенсорные) функции, считавшиеся до этого свойством души, присущи спинному мозгу. На основании электрофизиологии сформулировал ряд законов, названных его именем. Проводя опыты на позвоночных, разрушил старые представления о рефлексе: сенсорные функции свойственны не только головному мозгу, но и спинному. Произошло введение психического фактора как регулятора поведения организма. Э.Пфлюгер подверг экспериментальной критике концепцию М.Холла, согласно которой рефлекторная деятельность апсихична. Опыты Пфлюгера, как и других физиологов, открывали особый вид причинности - психической. Чувствование (то, что Пфлюгер называл “сенсорной функцией”) - это не физиологическая, а психическая причина. Функция, о которой идет речь, заключается в различении условий, в которых находится организм, и в регуляции, соответственно этим условиям, действий организма. В различении того, что происходит во внешней среде, и реагировании на происходящее в ней и состоит фундаментальное предназначение психики, ее главный жизненный смысл. Одновременно эти опыты подрывали принятое теоретическое утверждение о том, что психика и сознание идентичны. Герман Гельмгольц (1821-1894) – выдающийся немецкий естествоиспытатель. Основные работы: “ О сохранении силы” (1847), “Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки” (1875), “Физиологическая оптика” (1867). Обосновал закон сохранения энергии и положение о том, что живой организм представляет физико-химическую среду, в которой указанный закон точно выполняется. Измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне. Автор резонансной теории слуховых ощущений и трехкомпонентной теории цветового зрения, сформулировал теорию восприятия. В 1851 году изобрел офтальмоскоп, с помощью которого исследуется глазное дно, и кимограф - прибор для определения скорости мышечных реакций, распространения нервного процесса. Г.Гельмгольц раскрыл роль мышечных движений и ощущений в формировании пространственного образа и предложил гипотезу “бессознательных умозаключений”, сущность которой сводится к утверждению, что перцептивный образ не ограничивается тем, что идет от стимула в данный момент: восприятие, выступающее для человека как непосредственно данное, является продуктом опыта, результатом много раз повторяющейся и потому упрочившейся ассоциации представлений. Г.Гельмгольц выделил особенности бессознательных умозаключений. Французский ученый - терапевт Жан Буйо (1796-1881), наблюдая за нарушением поведения больных с локальным поражением мозга, определил причину потери моторной речи в нарушении работы передних отделов мозга. Представленные выше достижения ученых поставили проблему о соотношении психологического и физиологического, решение которой определило формирование двух концепций: параллелизма и взаимодействия. На обозначенном фоне произошло становление новых научных направлений - психофизики и психометрии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.011 с.) |