Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие психологического знания в период расцвета античной ГрецииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
“Золотой век” Древней Греции дал миру имена и достижения мыслителей, авторитет которых довлел над умами ученых последующих тысячелетий. Перемещение и становление в V-IV в. до н.э. центра экономической и культурной жизни в города Греции и южной Италии обусловили их ведущую роль в научных изысканиях. В отличие от ионийского и элейского периодов развития психологической мысли, от которых остались лишь воспоминания и комментарии ученых более позднего времени, рассматриваемый период представлен достаточно широкой палитрой первоисточников, что дало основания к более достоверному анализу результатов их научного поиска. Теоретические взгляды одного из последних представителей “великогреческой” науки Эмпедокла (490-430 до н.э.) во многом синтетичны. ”Философ-чудотворец” явился основателем италийской медицинской школы. Его перу принадлежат сочинения “О природе” и “Очищение”, содержащие до 5000 стихов, 450 из которых сохранились. В мировоззренческих установках Эмпедокл продолжает линию милетских материалистов. Оригинальными представляются следующие идеи античного мыслителя: - материалистическое решения вопроса о происхождении органической целесообразности. В учении об эволюции органического мира на основе естественного отбора мыслитель выделяет периоды развития живого мира: одночленных органов (“блуждали голые руки, двигались глаза”); чудовищ - цельноприродных существ (“неясные формы”); в дальнейшем растительность, животные и люди возникают путем размножения (происходит дифференциация полов). Ученый поставил вопрос о причинах сходства детей с родителями, высказав идею наследственности; - при анализе познавательных процессов, особенно ощущений, Эмпедокл приходит к выводу, что “подобное познается подобным” (субъект и объект должны быть качественно однородны):”вода - водою, божий эфир - эфиром, а вражда - враждою печальной”; - обоснование важнейшей роли органов чувств в процессе познания. Аристотель в трактате “О душе” по этому поводу пишет: “Древние (мыслители) утверждают, что думать и ощущать значит то же самое, как именно Эмпедокл сказал: ”Мудрость у них возрастает, лишь вещи перед ними предстанут”, и в другом месте: ”И здесь возникает мысль для познания мира у них”; - намечается вульгарно материалистический подход к механизму восприятия человеком окружающего мира. Ощущения, в его понимании, есть процесс проникновения частиц вещества в поры органов чувств, некоторые из которых проходят не задерживаясь - насквозь. Главная среда восприятия, по Эмпедоклу, - кровь, где элементы равномерно перемешаны (особенно у сердца). Высказывается идея о материальном субстрате мысли - крови человека; - суждения о разуме, подвергающем взаимному контролю ощущения и чувства. Секст-Эмпирик в этой связи пишет об Эмпедокле: “Он доказывает, что воспринимаемое через посредство каждого ощущения истинно, если ими (ощущениями) руководит разум”; - впервые сформулирована теория зрения, в соответствии с которой глаз состоит из элементов-частей (огня и воды). Огонь и вода через поры оболочки выходят наружу, соприкасаясь со встречными частицами объекта. Сделан важный вывод: причина зрительного восприятия - активность глаза. Сочетая в своем творчестве ионийские и италийские традиции, Эмпедокл углубил анализ целого класса психических явлений. В лице этой яркой и колоритной фигуры, сочетающей в себе качества философа, поэта, ученого-естествоиспытателя и врача античная психология открыла возможность одновременного применения самых различных методов при исследовании и описании душевных процессов человека. В центре внимания Анаксагора (ок. 500-428 до н.э.), от единственного сочинения которого сохранилось около двадцати фрагментов, проблема качественного превращения тел. На этой основе мыслителем формулируются его научно-мировоззренческие взгляды: качества существуют от века; вещи делимы до бесконечности; материя есть не стихия, а дифференциация, нуждающаяся во внешней силе, причине, толчке. Считая мир состоящим из бесчисленного множества качественно различных частиц, Анаксагор учил, что их движение упорядочивается благодаря уму. Термин “ум” (“нус” - принцип всего) был одной из главных категорий древнегреческой науки. Он указывал на начало, придающее процессам природы, человеческому поведению и мышлению закономерный характер. ”Все, что имеется, - писал Анаксагор - было совокупно, затем пришел Ум и установил в нем распорядок”. На этой мировоззренческой почве основываются психологические взгляды выдающегося мыслителя: - душа, в его понимании, производна от ума, но только ум он полагал высшим началом, обладающим способностью познания и движения. Познание же души выводилось из ее сродства с первоэлементами (следуя принципу “подобное познается подобным”). На вопрос, телесна ли душа и какова сущность ее?, отвечал, что воздушна; - Анаксагор выступает сторонником гилозоизма, утверждая, что у всех есть разум и чем выше уровень развития существа, тем оно умнее; - Аристотель в трактате “О частях животных” передает важную догадку Анаксагора о том, что “человек - самое разумное из всех животных, потому что у него есть руки. Логичнее было бы сказать, что ему достались руки, потому что он самое разумное (из всех животных)”; - другим отличительным признаком человека Анаксагор считал речь как компонент мышления: “Все животные обладают деятельным разумом, но не обладают... речевым (разумом)” - так называемым “переводчиком ума”; - Анаксагором сформулированы первые закономерности познавательного процесса. Так, восприятия зависят от величины живого существа (“сила ощущения согласуется с величиной органа”), свойства органов чувствовать, отдаленности объекта; - чувственные восприятия происходят по принципу противоположности: “Мы видим благодаря отражению (предметов) в зрачке, причем отражение падает не на одноцветное, а на противоположное... Подобным же образом осязание и вкус различают свои объекты”. Аналогично чувственные восприятия связывают субъект с объективной реальностью, “ибо зрение есть явление невидимого”; - основой познавательного процесса Анаксагор считал ощущение, различающее, “что разряженное и тонкое - горячее, а плотное и густое - холодное”. Однако показаний внешних чувств недостаточно для постижения истины, т.к. “вследствие слабости их мы не в состоянии судить об истине”. Поэтому необходимо вмешательство разума - подлинного критерия истины. По мнению Анаксагора, все ощущения идут от головного мозга. Цель познания античный мыслитель видел в свободе, которую дает знание. Анаксагор впервые отразил необходимость осмысления природы в форме закономерной упорядоченности, чем обогатил принцип стихийного детерминизма новой идеей. Он впервые в истории философской и психологической мысли утвердил единство окружающего нас мира, человека и его психики, зависимость частей от целого. Одним из основателей и выразителем материалистического учения о душе в античности явился Демокрит (ок. 460 г. до н.э.- годы смерти неизвестны) - древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. Ему принадлежит около 70 сочинений, охватывающих все области знаний того времени: от космологии до этических концепций. Вместе со своим учителем Левкиппом (V в. до н.э.) в основу психологических воззрений Демокрит положил подходы античного атомистического материализма, воплотившего в себе принцип причинности: - душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Она является причиной движения тел, ибо атом имеет “разумную силу движения”. Душа, присущая всему окружающему, непрерывно материально обновляется с каждым дыханием. Животные отличаются от других предметов способностью двигаться, т.е. одушевленностью: ”Эти философы, - писал Аристотель, - предполагают, что душа есть то, что доставляет животным движение”; - составляют душу только круглые, очень подвижные атомы (как у огня), которые “приводят в движение все тело”, развивают теплоту. Душа и теплота одно и то же, они - первичные формы специфических телец. Отсюда болезнь есть изменение пропорций распределения атомов. В молодости число подвижных атомов больше, в старости - меньше; - в органах чувств мелкие атомы ближе к внешнему миру и более приспособлены к восприятию. Разумная часть души находится в грудной клетке. Но особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу - сосредоточении высших душевных функций и способности к познанию. Сердцу отводится роль органа благородных страстей, печени - чувственных желаний и вожделений. Тем самым Демокрит дает естественное понимание души, которая является не изначальным принципом, а продуктом организации тела. Материализация души и панпсихизм (“все имеет душу”) проявились в теории познания Демокрита, которая в обобщенном виде может быть представлена следующими положениями: - в учении о восприятии как естественном физическом процессе “все ощущаемые качества возникают из соединения атомов” и существуют “поистине”(объективно) и “в общем”(чувственные качества). Поэтому образ возникает без участия субъекта и лишь улавливается им. Это, в свою очередь, порождает “два рода познания: один - истинный, другой - темный: зрение, слух, запах, вкус, осязание”. Таким образом, качества возникают лишь в человеческом восприятии и являются соединениями атомов. Такой взгляд Демокрита породил развитую в будущем проблему первичных и вторичных качеств; - по причине того, что нет ничего кроме атомов и качества существуют лишь в процессе воздействия объекта на субъект, связь с внешним миром осуществляется посредством образов (“идолов”) и принципов “подобия и истечения”. Первоначальное отражение происходит в воздухе, которое дает “отпечаток” на влажную часть глаза; - разум познает объективно существующую истину и действует независимо от внешних чувств, отрываясь от объективного мира, но познает ее с помощью материала, доставляемого ощущениями. Разум в отличие от чувств, скользящих по поверхности явлений, “обладает более тонким познавательным органом”; - чувства рассматриваются через призму полезного и вредного (удовольствия и неудовольствия) как этические понятия, определяющие направленность личности. Впервые на основе эмпирических исследований Демокритом предпринята попытка определения психических явлений: осязания, слуха, вкуса, запаха, зрения. С позиции жесткого детерминизма и учения о необходимости и случайности решается Демокритом проблема воли и характера человека. Все существующее в мире, согласно его мнению, имеет причину и подчинено необходимости. Демокриту принадлежит заслуга в разработке важнейших проблем, повлиявших на развитие психологического знания античности: о материальной основе происхождения жизни; о человеке как совершеннейшем роде животного, “от природы способного ко всякому учению и имеющего помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость”; об ощущении и мышлении как двух видах познания (различаемых пока еще на количественной основе); о социально-исторической природе речи и имен - по установлению; о сновидениях и их образной причинности; о сущности религии, о воспитании и образовании. Древнему мыслителю принадлежит выдающееся учение о самостоятельном историческом прогрессе людей от звероподобного состояния к цивилизованному. На традициях, заложенных Демокритом, и в научной полемике с ними были воспитаны поколения ученых, развивших материалистические представления античности о душе. Во второй половине V в. до н.э. в Греции появляются учителя “мыслить, говорить и делать” - софисты. Оценки их научной и просветительской деятельности противоречивы: Платон выражал неприязнь к вождям “толпы”, Аристотель в “Метафизике” называл софистику “мнимой мудростью”, а Гегель отвел им роль “первых просветителей, энциклопедистов-педагогов”. Софистов принято делить на “старших” (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) и “младших” (Алкидам, Ликофронт, Пол, Фразимах Халкедонский, Критий, Калликл). Область их научных интересов - в антропологии. Человек и его слово становятся центральным предметом исследования, что уже самой постановкой вопроса было существенным шагом вперед в психологическом знании античности. Среди научных взглядов древних мудрецов выделим следующие: - софисты сформулировали центральные вопросы античной психологии: как относятся к окружающему нас миру мысли о нем?; в состоянии ли наше мышление познать действительный мир?; - впервые четко разделены природные и общественные законы, намечен новый подход исследований - поиск связи человека и окружающего мира. Горгий, в отличие от элеатов, “оторвал речь от мышления, а мышление от бытия”; - представляется смелым гносеологический вывод о том, что если все меняется и переходит в противоположное себе, то “о всякой вещи есть два противоположных мнения” (Протагор), что уже в те времена допускало различные подходы к анализу психических явлений; - положения теории познания софистов (в частности, по Протагору) носят скептический характер: ”как оно кажется, так оно и есть”; ”как что ощущается, так оно и есть”; “человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют”. В целом софисты сыграли существенную роль в эволюции психологических воззрений Эллады. Они привлекли внимание античной науки к проблеме человека, общества, знания. Образно выражаясь, софисты будили античную мысль от догматической дремоты. Эпохальным событием для античной культуры явилась жизнь ее ярчайшего представителя – Сократа (ок.470 -399 до н.э.). Он интересен для психологической науки не только учением, но и своей жизнью. Ее итог: обвинение, осуждение и казнь. За четыреста лет до оформления христианства Сократ, для многих канонизированная личность, отдал жизнь, как он посчитал, за нравственное очищение человека в будущем. “Ты умираешь безвинно”, - говорила ему жена, на что услышала возражение: ”А ты бы хотела, чтобы заслуженно?” В обвинительном акте было записано: “Не признает богов, признаваемых государством,... вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь”. Но воззрения Сократа не догматичны, а научны. Он первым из мыслителей античности стал рассуждать о внутреннем мире человека и его образе жизни. В нем, как подметил Г.Гегель, воплотился “главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе”. В лице Сократа “субъективность мышления была осознана более определенным, более глубоко проникающим образом”. Его отличительными чертами современники считали твердость убеждений и приверженность демократии, высокое достоинство и независимость. Сократ никогда ничего не писал, сведения о нем - из вторичных источников, не всегда достоверны. Анализ его взглядов зачастую интерпретируется как отсутствие научной системы. Тем не менее результаты “заботы о себе” Сократа, под которой понималось нравственное и интеллектуальное самосовершенствование, пережили века. Призыв на стенах храма Аполлона “Познай самого себя!” стал для мыслителя следующим после утверждения: ”Я знаю, что ничего не знаю”. Главное в содержании его учения - этические вопросы, направленность исследования “внутрь себя”. Истинная нравственность, по его оценке, есть знание того, что прекрасно, что способствует жизненному счастью. В этой связи выделяются три основные добродетели: а) умеренность - знание, как обуздывать страсти; б) храбрость - знание, как преодолевать опасности; в) справедливость - знание, как соблюдать законы божественные и человеческие. Учение Сократа определило направления исследования души. Это - изучение ее “устройства”, анализ структуры. В этой связи главным предметом своей мыслительной деятельности он определил человеческую речь, без которой невозможна никакая социальность. Душа, в понимании мыслителя, есть чистое, нравственное. Это прежде всего психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу, умеющему действовать согласно нравственным идеалам. Под влиянием деятельности Сократа термин “душа” в древнегреческом мышлении становится обозначением признаков, которые выступают в тех случаях, когда поведение человека рассматривается с точки зрения его волевой и интеллектуальной регуляции. Сократ говорил, что есть одно только благо - знание и одно только зло - невежество. Он первым возвел знание на уровень понятия: если нет понятия, то нет и знания, тем самым доказав наличие надындивидуального слоя, выраженного в понятийном мышлении - ”теле” научного мировоззрения. Метод мыслителя - майевтика (извлечение скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов). “Спрашивая тебя, - говорил Сократ, - я только исследую предмет сообща, потому что сам не знаю его”. Тем самым он помогал родиться истине в душе собеседника. Но знания надо уметь применять в конкретной ситуации, что достигается путем воспитания: ”Надо привыкнуть быть храбрецом”. До Сократа основным предметом античной науки был внешний по отношению к человеку мир природы. Сократ же утвердил познаваемость только души человека и его дел. Важнейшим пунктом понимания сущности души становилось отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Великий мыслитель явился создателем оригинальной школы, ставящей поиск истины выше всех других побуждений. Своим учением Сократ как “воплощенная философия” оказал огромное влияние на античную и мировую науку. С именем Сократа связывают так называемые сократические школы, основанные его учениками: Антисфеном, Аристиппом, Евклидом. Название это условно, а для некоторых школ, более того, - спорно. И тем не менее каждая из них, по-разному решая принципиальные вопросы античной науки, внесла свой, пусть и неравнозначный, вклад в развитие психологического знания. Связь кинической школы (просуществовала с VI в. до IV в. до н.э.) с Сократом часто преувеличивается. Ее представители Антисфен и Диоген Синопский в целом продолжали античные материалистические традиции. Наиболее характерными явились следующие теоретические взгляды ее представителей: - души (психеи) материальны и имеют форму, аналогичную заключающим их телам; - существует только индивидуальное, но не родовое, только чувственное, конкретное, но не общее (“лошадь я вижу, лошадности же не вижу”); - чувственно познать можно только единичное. Теоретическое мышление может относиться только к совокупности отдельных предметов: ”Элементы неопределимы и непознаваемы, но чувственно постигаемы. Между тем как совокупность их познаваема, выразима с помощью речи и доступна истинному мнению. Поэтому, кто составляет себе истинное мнение о чем-нибудь без определения, у того душа, хотя и обладает истиной, но не имеет знания, так как тот, кто не имеет знания о чем-нибудь, ни сам не может дать определения этого, ни от других получить его. Но если к истинному мнению присоединить определение, тогда можно познать вещи и полностью достигнуть знания”. В центре внимания киников - этические вопросы. Счастье понималось как добродетель и заключалось в полной независимости не только от природы (как у Сократа), но и от общества. Добродетель представлялась автаркией - автономией нравственной личности. Отсюда закон добродетели отрицает все социальные институты и нормы общения, а перед человеком стоит задача отрицания всего, в том числе религии, возвращение к “естественному состоянию”, сведение потребностей к минимуму, апатии к славе, чести, политике, религии, науке, культуре. Аскетизму киников противостоял гедонизм (от “гэдонэ” - наслаждение) представителей киренской школы, просуществовавшей с IV в. до н.э. около шести столетий. Ее представители Аристипп, Феодор, Гегесий и другие в психологических воззрениях придерживались сенсуалистических позиций - ощущения рассматривались единственным источником знания. На данной основе были оформлены положения “сенсуалистической этики” - учения о чувственном удовольствии как основе морали. В соответствии с мировоззренческими установками углублялся аппарат описания психических явлений: ощущение (“наличное удовольствие” в результате мягкого движения чувств) трактовалось как принцип теории познании; ощущения бывают либо приятными, цель которых удовольствие (они есть благо), либо неприятными, цель которых страдание (есть зло); ощущения являются критерием в области познания, а цель их - критерием в области поступков; счастье - это ощущение удовольствия или наслаждения (отсюда название школы “гедонистическая”); ощущение выражается в движении как источнике удовольствия и неудовольствия; однако не считается возможным всецело подчинить человека в погоне за чувственными наслаждениями мира, наоборот, руководствуясь разумом, мудрец не подчиняется удовольствиям, но господствует над ними. В центре внимания мыслителей мегарской школы - проблема соотношения единичного и всеобщего. В учении о душе ее представители (Евклид, Евбулид, Стилпон) утверждали, что существует только общее: разум, добро, бог, рассматриваемые как принцип, высшее самостоятельное благо - абсолют. Из высказываний ее представителей наиболее известно утверждение Диодора Крона: “Разумно, что действительно, недействительное - невозможно”. Идеалом научного знания школы являлась простота мышления как сущность сознания и познания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.244 (0.013 с.) |