Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая мысль В эпоху возрожденияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эпоха Ренессанса - Возрождения (термин ввел в XVI веке Джорджо Вазари) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Возникновение машинного производства, совершенствование орудий и продолжающееся разделение мануфактурного труда, распространение книгопечатания, географические открытия - все это изменило представления человека о мире и о самом себе. В гуманистическом мировоззрении людей утверждается жизнерадостное свободомыслие. В науках возобладает интерес к судьбе и возможностям человека, а в этических концепциях обосновывается его право на счастье. Основатель лютеранства провозглашает, что “все люди в равной мере наделены разумом”. Человек начинает осознавать, что он создан не для Бога, что в своих деяниях он свободен и велик, что для его разума нет преград. Ученые этого периода считали своей главной задачей восстановление античных ценностей. Однако “возрождалось” только то и таким образом, что было созвучно новому укладу жизни и обусловленной им интеллектуальной атмосфере. В этой связи утверждался идеал “универсального человека”, в который верили не только мыслители, но и многие правители Европы, собиравшие под свои знамена выдающиеся умы эпохи (например, во Флоренции при дворе Медичи творили скульптор и живописец Микеланджело и архитектор Альберти). Новое мироощущение отразилось в стремлении по-новому взглянуть на душу - центральное звено любой научной системы о человеке. В университетах на первых лекциях студенты просили преподавателей: “Скажи о душе”, - что являлось своего рода лакмусовой бумагой, характеристикой мировоззренческих, научных и педагогических потенций учителя. Проблематика психологических изысканий также была своеобразной: зависимость человека от констелляции звезд; связь обилия желчи и настроения; отражение душевных качеств в выражении лица и т.п. Делая вывод из своих наблюдений, Жуан Хуарт в 1575 г. пишет: “Сложение тела и наружность с закономерной точностью соответствует душевной особенности каждого человека”. Подобная проблематика и выводы отражали необходимость освобождения науки о душе от прежних средневековых стереотипов. Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о природе человека и его психическом мире. В их утверждении проявили себя выдающиеся представители Ренессанса. Ф.Энгельсом справедливо подмечено, что эпоха, которая нуждалась в титанах, “породила титанов по силе мысли, страсти и характеру”. Николай Кузанский (1401-1464) Мыслитель раннего Возрождения, предвосхитивший главные черты научного мышления Нового времени. За сто лет до Коперника высказал мысли о геометро-механистической картине мира, что предопределило его мировоззренческие взгляды. Выдающийся проповедник становится одним из первых в эпоху Возрождения защитником механистического понимания природы и ее явлений. Им написаны сочинения: “Об ученом незнании”, “О предположениях”, “Простец об уме” и др. Первый выдающийся пантеист эпохи Возрождения утверждает: “ Человек есть Бог... Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он - микрокосм, или человеческий мир. (...) В человечности человеческим образом, как во Вселенной универсальным образом, развернуто все, раз она есть человеческий мир. В ней же человеческим образом свернуто все, раз она есть человеческий мир”. Процесс познания означает для Николая Кузанского бесконечное совершенствование человеческих знаний. В нем выделяются четыре ступени: чувственное познание, рассудочное познание, синтетическое познание интеллекта-разума, интуитивное (мистическое) познание. Новым словом ученого является определение присутствия рассудка как высшей ступени познания в ощущении-чувстве (как деятельность внимания и различения). Более высокой по отношению к рассудку познавательной способностью Николаем Кузанским признавался разум (intellectus). По причине того, что “все вещи состоят из противоположностей в различных степенях”, рассудок мыслит их в соответствии с законом противоречия. Разум же способен мыслить бесконечно. Леонардо да Винчи (1452-1519) Один из титанов Возрождения представлял новую науку, которая зародилась не в стенах университетов, где по-прежнему комментировались тексты древних, а в мастерских художников и изобретателей. Их опыт радикально изменял культуру и стиль научного мышления. В своей научно-творческой практике они были “преобразователями мира”. Высшая ценность придавалась не божественному разуму, а, говоря языком Леонардо, “божественной науке живописи”. При этом под живописью понималось не только искусство изображения мира в художественных образах. “Живопись, - писал великий ваятель, - распространяется на философию природы”. Смысл научной деятельности ученый видел в практической пользе человечеству. “Пусты и полны заблуждений те науки, - утверждал Леонардо да Винчи, - которые не порождены опытом”. Вместе с тем он обосновал глубокую идею о необходимости сочетания практического опыта и его научного осмысления как главного пути открытия истин. “Влюбленный в практическую науку, - писал он, - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет... Наука - полководец, и практика - солдаты”. Математику он считал наиболее достоверной наукой, необходимой для осмысления и обобщения опыта. Как ученый, Леонардо удивляется “мудрости” законов природы, а как художник, он восхищается ее красотой, совершенством и уникальностью тела человека и его души. Пропорции человеческого тела он изображает как великолепный анатом, а неповторимость человеческой души - как непревзойденный психолог и живописец. Пьетро Помпонацци (1462-1525) Итальянский ученый, крупнейший представитель аристотелизма эпохи Возрождения. В трактате “О бессмертии души”, исходя из теории двойственной истины, отвергал возможность рационального объяснения бессмертия души: “Человеческая душа, высшая и наиболее совершенная из материальных форм, начинает и прекращает свое существование вместе с телом, она не может каким-либо образом действовать или существовать без тела”. В сочинении “О причинах естественных явлений, или О волшебстве” ученый предлагал объяснять все явления не верой в таинства природы, а естественными причинами. Труды и психологические взгляды Пьетро Помпонацци вызвали в Европе движение александристов. Данное течение было связано с именем греческого перипатетика конца II - начала III веков Александра Афродийского, который в своих комментариях Аристотеля истолковывал его учение в смысле уничтожимости вместе с телом не только животной - чувствующей, но и разумной души. Хуан Луис Вивес (1492-1540) Известный испанский гуманист, педагог. Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, во многом предвосхитил опытный метод Фрэнсиса Бэкона. Вивес проложил новые пути в психологии и педагогике, считая главной задачей определение не сущности души (“что есть душа?”), а индуктивное исследование ее проявлений. Так, в знаменитой в эпоху Ренессанса книге “0 душе и жизни” (1538) он доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих правильно организовывать процесс воспитания. Не абстрактная “сущность” души, а ее реальные проявления должны быть главным предметом научного анализа. В основе его психолого-педагогической концепции лежит принцип сенсуализма и взгляд на ассоциацию как фактор постепенного формирования личности. Вивес подчеркивает, что знание имеет смысл только тогда, когда оно применяется. Соответственно им намечаются пути усовершенствования памяти, приемы воспроизведения, правила мнемоники. Описательно-эмпирический подход (вместо традиционного схоластическо-умозрительного) характерен и для его трактовки эмоциональных и мыслительных процессов. Нельзя останавливаться на том, что утверждали древние мыслители, необходимы собственные наблюдения и эмпирическое исследование фактов душевной жизни - таково кредо Вивеса как “пионера эмпирической психологии”. Другой мыслитель средневековой Испании, последователь Х.Л.Вивеса, - врач Хуан Уарте (1530-1592) также, отвергая схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге “Исследования способностей к наукам”. Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к конкретным профессиям. Поэтому Х.Уарте можно считать зачинателем направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своем исследовании он ставил четыре вопроса: какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой?; какие виды дарования имеются в человеческом роде?; какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, в частности?; по каким признакам можно узнать соответствующее дарование? Наконец, еще один испанский врач Гомес Перейра (1500-1560), предвосхитив на целый век Рене Декарта, в книге “Антониана Маргарита” предложил считать организм животного “апсихическим” телом - своего рода машиной, управляемой внешними воздействиями и не нуждающейся для своей работы в участии души. Бернардино Телезио (1509-1588) Учение Б.Телезио относят к натурфилософским системам эпохи Ренессанса. Известность мыслителю принесла работа “О природе вещей в соответствии с ее началами”. Эти “начала” он положил в основу деятельности созданного им близ Неаполя естественно-научного общества. Необузданная фантазия (“вариации на тему Эмпедокла”), характерная для всей науки этого периода, проявилась в концепции души Б.Телезио. Весь мир, согласно его взглядам, наполнен страдательно-пассивной материей - “полем битвы” противоположных начал: тепла и холода. В этих двух началах осуществляются восприятия людей - бестелесные и одушевленные “первостихии”. Поэтому и душевные явления рассматриваются ученым как функции тепла и холода. Сама же душа человека признается в двух сосуществующих разновидностях - телесно-смертной и духовно-бессмертной. Опираясь на материалистические традиции, Б.Телезио разрабатывает теорию аффектов. Следуя всеобщей природной целесообразности сохранения достигнутого состояния, в положительных аффектах проявляется сила, стремящаяся к сохранению души, а в отрицательных (испуг, страх, печаль и т.д.) - ее слабость. Познание, согласно его взглядам, основано на запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Разум складывается из сравнения и связи чувственных впечатлений. На примере учения Б.Телезио можно видеть, как натуралистические построения превращались в основу новых воззрений на человека, в котором возвеличивалось личное, индивидуальное начало. Джордано Бруно (1550-1600) В своем учении развивает материалистически-пантеистические взгляды Николая Кузанского и Николая Коперника. Среди его сочинений наиболее значимыми для психологического знания явились трактаты: “О бесконечном”, “О сочетании образов и представлений”, “Изгнание торжествующего животного”, “О монаде, числе и фигуре”. В них Дж.Бруно рассуждает о Вселенной как об огромном животном. Бог в его системе окончательно “переселяется” в творящую природу, которая сама по себе есть “бог в вещах”. Ученый убежден во всеобщей одушевленности природы: “Мир одушевлен вместе с его членами”. “Материя, - пишет ученый, - есть начало, необходимое, вечное и божественное... В самом теле природы следует отличать материю от души, и в последней отличать... разум от его видов”. Подчеркивая деятельный характер духовного начала, Дж. Бруно нигде не говорит о его бестелесном, отдельном от тела существовании. Человек, по его взгляду, представляет собой микрокосмос, отражение мира. Люди обладают многими средствами познания реальности. Среди них чувственное восприятие - малонадежный источник познания, т.к. горизонт его весьма ограничен. Ему противопоставляется разум. Интересны мысли ученого о причине выделения человека из животного мира. “Природа души, - рассуждает в Оксфордском университете Дж.Бруно, - одинакова у всех организованных существ, и разница ее проявлений определяется большим или меньшим совершенством тех орудий, которыми она располагает в каждом случае... Подумайте в самом деле, что было бы с человеком, будь у него хоть вдвое больше ума, если бы его руки (Бруно называет их “органом из всех органов” - прим. автора) превратились в пару ног.” Другими отличительными признаками человека он называет “понятливость” и память. В своем дерзком для эпохи средневековья учении Дж.Бруно утверждает идею всеобщего развития, которому подчинены все душевные проявления человека. Его мысль о развивающихся бесконечных монадах, из которых посредством соединения и разъединения образуется природный мир и душа как его компонент, была позднее развита Г.Лейбницем. Томмазо Кампанелла (1568-1639) Исходной позицией психологических воззрений сторонника учения Б.Телезио является сенсуализм. Теория Т.Кампанеллы направлена против представлений о формах, способностях и потенциальных сущностях. Всякое познание, утверждает ученый, имеет своим источником опыт и чувства. Мыслителем в своих трудах описывается система психологических понятий, включающая память, понимание, умозаключение, желание, влечение и т.д. Все определения выводятся из ощущений, которые “есть чувствование возбуждения, сопровождаемое умозаключением относительно действительно существующего предмета, а не представление о чистой потенции”. Поэтому остановиться на чувственном познании невозможно, оно нуждается в дополнении рассудком: “Ощущение есть не только возбуждение, но и сознание возбуждения и суждение о предмете, вызывающем возбуждение”. Рассудок, основанный на понятии и воображении, объединяет чувственные восприятия и опыт. Общие понятия присущи нашему мышлению и являются достоверными принципами наук. Вместе с познанием ученым утверждается существование веры. Противоречий между верой и познанием нет: мир есть вторая Библия, живой кодекс природы, отражение Бога. Следуя Августину, Т.Кампанелла устанавливает в качестве отправной точки зрения тезис: достоверно известно только то, что я существую. Всякое познание сводится к познанию самого себя.
Наряду с обозначенными идеями выдающихся представителей науки Возрождения следует выделить ряд других взглядов и концепций ученых этой эпохи, сыгравших значительную роль в эволюции психологического знания. К этой плеяде мыслителей следует отнести создателя новой теории о природе человеческого организма и методах лечения болезней Филиппа фон Гогенгейма - Парацельса (1493-1541), автора гениального сочинения “О строении человеческого тела” Андреаса Везалия (1514-1564), родоначальника учения о малом круге кровообращения Мигеля Сервета (1509\1511-1553) и многих других. Но и их гениальными открытиями содержание психологического знания средневековья далеко не ограничивается. В других странах, во всех уголках земного шара (как закономерность истории психологии) развивалась мысль о душе.
Китай В феодальном Китае Фань Чжэню (V-VI вв.) доказывал, что душа человека - одна из форм существования тела и исчезает с его смертью. Китайские неоконфунцианцы XI-XII веков поставили вопрос о соотношении формы (законов, категорий) и материи. Их выдающийся представитель Чжан Цзай (1020-1077) утверждал материалистический взгляд на психику человека, выделяя, тем не менее, чувственный и врожденный источники его знания. Последователь субъективно-идеалистического направления конфуцианства Ван Янмин (1472-1528) за основу всего сущего принял человеческое Я: “Мое представление и есть вещь”. Он же явился автором концепции “единства знания и действия” - социально-психологической апологетики господствующих в средневековом Китае идеологических взглядов. В противоборстве с неоконфуцианством родилась целая плеяда ученых - приверженцев естественнонаучного подхода в объяснении психического мира людей. Ван Тинсян (1474-1544) считал врожденными у человека лишь инстинкты и способность восприятия внешнего мира, остальное - результатом его жизненных приобретений. Ли Чжи (1527-1602) исследовал социальную обусловленность в теории врожденных знаний. Материалистическую концепцию познания (единства тела и движения) обосновывал Ван Чуаньшань (1619-1692). Согласно его учению, явления воспринимаются органами чувств человека, а их сущность познается мышлением. Индия В эпоху средневековья в Индии получают развитие более десятка научных систем, психологические идеи каждой их которых имеют свою специфику и проблематику. В учении чарваков душа отождествляется с органами чувств, умом и исчезает вместе с телом. С позиции сенсуализма ими строится теория умозаключений, в соответствии с которой ощущения признаются единственным источником знания. Но господствующей тенденцией в феодальной Индии явилось утверждение идеи “чистого монизма” - признание абсолютной реальности единого мирового духа. В трудах Шанкары (IX в.) ощущения и логические умозаключения являются всего лишь подчиненными божественному откровению средствами познания. Основатель одной из школ веданты Рамунджей (XII в.) рассматривал мир уже не как иллюзию, а реальность (хотя и созданную богом-брахманом), которую человек способен познать. Как проявление тенденции мировой научной мысли XI-XV веков в индийской науке о душе господствует религиозная схоластика. В противовес теологическим догматам, многие индийские мыслители данного периода, среди которых выделяются поэты-философы Кабир и Тулси Дас - автор всемирно известной поэмы “Рамаяма” (1575), в своем творчестве обращаются к социально-психологическим причинам образования кастовой системы, религиозного фанатизма и социального неравенства людей. Япония Психологическая мысль в Японии зародилась в период раннего средневековья под влиянием Китайской и Индийской философий, на первых порах ничем не выделяясь. Начиная с XIV века, государственной идеологией Японии утверждается неоконфуцианство. Его видные представители Фудзивара Сэйка (1561-1619) и Хаяси Радзан (1583-1657), стремясь примирить учение Конфуция с буддизмом, разработали систему, согласно которой первичным выступает господствующее над всем миром идеальное начало, а все материальное производно от него. Противоположную точку зрения в XVII веке защищали Ямаго Соко и Ито Дзинсай, подчиняя существование мира (а следовательно и души человека) “естественной необходимости”. Идеальное начало в людях - лишь атрибут первичной и вечно движущейся материи. В это же время Кайбара Эккен в книге “Великие сомнения” продолжал отрицать самостоятельное и независимое от материи существование духа. Выдающийся материалист Муро Кюсо (1658-1734) развил психологические идеи своих предшественников. Он указывал, что ощущаемые качества (цвета, вкусы, звуки и т.д.) присущи самим вещам, природа же чувств человека заключается не в субъективности переживаний, а в отражении объективных свойств внешнего мира. Византия В отличие от Западной Европы и Востока византийская мысль “не знала перебоя в культурной преемственности”. Опираясь на аристотелевскую метафизику и логику, строилась система мировоззрения целой эпохи, одно из центральных мест в которой отводилось учению о душе. Отцом христианской схоластики в Византийской империи был Иоанн Дамаскин (ок. 675 - 750), автор известного “Источника знания”. В своих трудах он излагает отношение к целому ряду психологических проблем. Так в сочинении “О двух волях во Христе” Иоанн Дамаскин пишет: “Человек есть малый мир: ведь он наделен как душой, так и телом и представляет середину между умом и материей”. В “Точном изложении православной веры” душа определяется им как “сущность живая, бестелесная”. И далее: “Правит душой и плотью ум; ум же есть чистейшая часть души. (...) Тело и душа созданы вместе...” Из последующих византийских мыслителей наибольшей известностью обладали Михаил Пселл (1018-1078) и Иоанн Итал (вторая половина XI в.). Их учения непроизвольно закладывали зерна сомнений в божественную причину разума. “Ближайшей причиной” Михаилом Пселлом определялась природа, а материю “в качестве причины творческого акта приходится признать благом”. Иоанну Италу было вменено в вину отрицание воплощения бога-логоса и принятие платоновской доктрины об идеях. Психологические взгляды средневековья явились важным содержательным этапом в истории развития мировой психологической мысли. Они подготовили почву для утверждения научного уровня последующих психологических изысканий. Как свидетельство тому, в эпоху феодализма продолжают утверждаться объяснительные принципы психологического знания: развития, детерминизма, системности. Они, по сравнению с античными подходами, приобретают несравнимо емкое теоретическое содержание. Более того, эти принципы начинают осознаваться как исходные позиции психологических построений и систем. На их основе развиваются новые представления о предмете психологической мысли. Наряду с “комментариями” античной - аристотелевской трактовки души как источника и способа жизнедеятельности, ученые средневековья предлагают новые, неведомые древности подходы к психическому миру человека, намечают научное понимание сознания как функции высокоорганизованной материи - мозга. Примечательно, что в рамках средневековой науки четко и ясно (по сравнению с учениями античности) обозначаются ведущие проблемы психологических изысканий: психофизическая, психофизиологическая, психобиологическая, психосоматическая и другие. Предпринимаются значительные и конкретные шаги по их научному решению. В этой связи историческую роль средневековых мыслителей арабского Востока трудно переоценить. Эти ученые не предали забвению прошлые достижения древней и античной цивилизаций, а углубили их, в том числе в понимании психики животного и человека. Под воздействием арабских ученых произошла переориентация стиля психологического мышления в сторону сближения с эмпирией, с позитивным знанием об объективной реальности. Здесь утверждается взгляд на природу как процесс, подчиненный естественным законам развития. “Мир, - пишет Ибн Баджа (1070-1138),- является простым единым живым существом, не нуждающимся ни в чем постороннем”. Такой подход становится исходным в объяснении душевных явлений. Восточная психология средневековья сделала значительный шаг в познании и выделении особенностей, структурных компонентов психического мира человека. Именно в данный период на Востоке утверждаются термины, понятия и категории, которыми пользуется современная психологическая наука. Достижения восточных мыслителей и естествоиспытателей способствовали становлению психобиологии, ее принципов и методов. С точки зрения развития естественнонаучных знаний о душе особый интерес представляет средневековая восточная медицинская психология и психофизиология, в которых важное место отводилось исследованию психических факторов регуляции поведения человеческого организма. Ученые и естествоиспытатели арабского Востока в период средневековья создали мощный научный потенциал развития всей последующей мировой психологической мысли. Уже в конце X века один из авторов писал: “Наиболее известные молодые христиане не знают иной литературы и иного языка, чем литература и язык арабов; они... повсюду восхваляют арабскую науку”. В Западной Европе в средние века под мощными пластами схоластических учений также пробивали дорогу новые идеи, обращавшие научную мысль к опытно-экспериментальному познанию психики человека. В противовес принятым католическим догмам и приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и дарованных ей свыше сил складывалась новая методология, сердцевиной которой являлись опытный и детерминистский подходы. Появляется доктрина “двойственной истины”, признающая, с одной стороны, неопровергаемые религиозные догматы и познаваемую с помощью разума истину, с другой. Но и в недрах самой схоластической науки, в рамках борьбы двух непримиримых концепций номинализма и реализма, продолжали утверждаться и развиваться аналитические средства познания психических процессов, интроспективные методы исследования явлений сознания. По оценке некоторых историков психологии, именно представители немецкой схоластики Р.Коклениус и О.Кассман в 1590 году вводят в научный оборот термин “психология”. В рамках новой науки складывается понятие о личности, выделяются ее сущностные аспекты и содержательные компоненты. Средневековый номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на психику человека, а к знакам как главным регуляторам душевной активности людей впоследствии неоднократно обращались многие исследователи, в том числе психологи ХХ столетия. Критика схоластики воспитала плеяду ученых, естествоиспытателей, пришедших к выводу, что для понимания сущности психического мира человека нет нужды в общих понятиях. После номиналистов средневековья понятия “дух” и “душа” не использовались (в качестве объяснительного принципа) и до настоящего времени не употребляются большинством психологических школ и направлений. Психологические теории эпохи Возрождения утвердили зависимость - детерминацию психики человека от его тела и окружающей среды, формируя так называемую “психологию жизни”. Тем самым они подготовили интеллектуальный прорыв в психологических учениях Нового времени, являющихся общенаучной основой современной психологической науки. Важными особенностями психологических взглядов эпохи Возрождения явились утверждение идей гуманизма и стремление практического использования результатов научных поисков в интересах человека. Социально-культурный прогресс человечества обусловил укрепление, а затем и окончательное торжество средневековых достижений мировой психологической мысли в последующие исторические периоды. Раздел 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.50 (0.012 с.) |