ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ



Эпоха Ренессанса - Возрождения (термин ввел в XVI веке Джорджо Вазари) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Возникновение машинного производства, совершенствование орудий и продолжающееся разделение мануфактурного труда, распространение книгопечатания, географические открытия - все это изменило представления человека о мире и о самом себе. В гуманистическом мировоззрении людей утверждается жизнерадостное свободомыслие. В науках возобладает интерес к судьбе и возможностям человека, а в этических концепциях обосновывается его право на счастье. Основатель лютеранства провозглашает, что “все люди в равной мере наделены разумом”. Человек начинает осознавать, что он создан не для Бога, что в своих деяниях он свободен и велик, что для его разума нет преград.

Ученые этого периода считали своей главной задачей восстановление античных ценностей. Однако “возрождалось” только то и таким образом, что было созвучно новому укладу жизни и обусловленной им интеллектуальной атмосфере. В этой связи утверждался идеал “универсального человека”, в который верили не только мыслители, но и многие правители Европы, собиравшие под свои знамена выдающиеся умы эпохи (например, во Флоренции при дворе Медичи творили скульптор и живописец Микеланджело и архитектор Альберти).

Новое мироощущение отразилось в стремлении по-новому взглянуть на душу - центральное звено любой научной системы о человеке. В университетах на первых лекциях студенты просили преподавателей: “Скажи о душе”, - что являлось своего рода лакмусовой бумагой, характеристикой мировоззренческих, научных и педагогических потенций учителя.

Проблематика психологических изысканий также была своеобразной: зависимость человека от констелляции звезд; связь обилия желчи и настроения; отражение душевных качеств в выражении лица и т.п. Делая вывод из своих наблюдений, Жуан Хуарт в 1575 г. пишет: “Сложение тела и наружность с закономерной точностью соответствует душевной особенности каждого человека”.

Подобная проблематика и выводы отражали необходимость освобождения науки о душе от прежних средневековых стереотипов. Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о природе человека и его психическом мире. В их утверждении проявили себя выдающиеся представители Ренессанса. Ф.Энгельсом справедливо подмечено, что эпоха, которая нуждалась в титанах, “породила титанов по силе мысли, страсти и характеру”.

Николай Кузанский (1401-1464)

Мыслитель раннего Возрождения, предвосхитивший главные черты научного мышления Нового времени. За сто лет до Коперника высказал мысли о геометро-механистической картине мира, что предопределило его мировоззренческие взгляды. Выдающийся проповедник становится одним из первых в эпоху Возрождения защитником механистического понимания природы и ее явлений. Им написаны сочинения: “Об ученом незнании”, “О предположениях”, “Простец об уме” и др.

Первый выдающийся пантеист эпохи Возрождения утверждает: “ Человек есть Бог... Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он - микрокосм, или человеческий мир. (...) В человечности человеческим образом, как во Вселенной универсальным образом, развернуто все, раз она есть человеческий мир. В ней же человеческим образом свернуто все, раз она есть человеческий мир”.

Процесс познания означает для Николая Кузанского бесконечное совершенствование человеческих знаний. В нем выделяются четыре ступени: чувственное познание, рассудочное познание, синтетическое познание интеллекта-разума, интуитивное (мистическое) познание. Новым словом ученого является определение присутствия рассудка как высшей ступени познания в ощущении-чувстве (как деятельность внимания и различения). Более высокой по отношению к рассудку познавательной способностью Николаем Кузанским признавался разум (intellectus). По причине того, что “все вещи состоят из противоположностей в различных степенях”, рассудок мыслит их в соответствии с законом противоречия. Разум же способен мыслить бесконечно.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Один из титанов Возрождения представлял новую науку, которая зародилась не в стенах университетов, где по-прежнему комментировались тексты древних, а в мастерских художников и изобретателей. Их опыт радикально изменял культуру и стиль научного мышления. В своей научно-творческой практике они были “преобразователями мира”. Высшая ценность придавалась не божественному разуму, а, говоря языком Леонардо, “божественной науке живописи”. При этом под живописью понималось не только искусство изображения мира в художественных образах. “Живопись, - писал великий ваятель, - распространяется на философию природы”.

Смысл научной деятельности ученый видел в практической пользе человечеству. “Пусты и полны заблуждений те науки, - утверждал Леонардо да Винчи, - которые не порождены опытом”. Вместе с тем он обосновал глубокую идею о необходимости сочетания практического опыта и его научного осмысления как главного пути открытия истин. “Влюбленный в практическую науку, - писал он, - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет... Наука - полководец, и практика - солдаты”. Математику он считал наиболее достоверной наукой, необходимой для осмысления и обобщения опыта.

Как ученый, Леонардо удивляется “мудрости” законов природы, а как художник, он восхищается ее красотой, совершенством и уникальностью тела человека и его души. Пропорции человеческого тела он изображает как великолепный анатом, а неповторимость человеческой души - как непревзойденный психолог и живописец.

Пьетро Помпонацци (1462-1525)

Итальянский ученый, крупнейший представитель аристотелизма эпохи Возрождения. В трактате “О бессмертии души”, исходя из теории двойственной истины, отвергал возможность рационального объяснения бессмертия души: “Человеческая душа, высшая и наиболее совершенная из материальных форм, начинает и прекращает свое существование вместе с телом, она не может каким-либо образом действовать или существовать без тела”. В сочинении “О причинах естественных явлений, или О волшебстве” ученый предлагал объяснять все явления не верой в таинства природы, а естественными причинами.

Труды и психологические взгляды Пьетро Помпонацци вызвали в Европе движение александристов. Данное течение было связано с именем греческого перипатетика конца II - начала III веков Александра Афродийского, который в своих комментариях Аристотеля истолковывал его учение в смысле уничтожимости вместе с телом не только животной - чувствующей, но и разумной души.

Хуан Луис Вивес (1492-1540)

Известный испанский гуманист, педагог. Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, во многом предвосхитил опытный метод Фрэнсиса Бэкона. Вивес проложил новые пути в психологии и педагогике, считая главной задачей определение не сущности души (“что есть душа?”), а индуктивное исследование ее проявлений. Так, в знаменитой в эпоху Ренессанса книге “0 душе и жизни” (1538) он доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих правильно организовывать процесс воспитания. Не абстрактная “сущность” души, а ее реальные проявления должны быть главным предметом научного анализа.

В основе его психолого-педагогической концепции лежит принцип сенсуализма и взгляд на ассоциацию как фактор постепенного формирования личности. Вивес подчеркивает, что знание имеет смысл только тогда, когда оно применяется. Соответственно им намечаются пути усовершенствования памяти, приемы воспроизведения, правила мнемоники. Описательно-эмпирический подход (вместо традиционного схоластическо-умозрительного) характерен и для его трактовки эмоциональных и мыслительных процессов. Нельзя останавливаться на том, что утверждали древние мыслители, необходимы собственные наблюдения и эмпирическое исследование фактов душевной жизни - таково кредо Вивеса как “пионера эмпирической психологии”.

Другой мыслитель средневековой Испании, последователь Х.Л.Вивеса, - врач Хуан Уарте (1530-1592) также, отвергая схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге “Исследования способностей к наукам”. Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к конкретным профессиям. Поэтому Х.Уарте можно считать зачинателем направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своем исследовании он ставил четыре вопроса: какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой?; какие виды дарования имеются в человеческом роде?; какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, в частности?; по каким признакам можно узнать соответствующее дарование?

Наконец, еще один испанский врач Гомес Перейра (1500-1560), предвосхитив на целый век Рене Декарта, в книге “Антониана Маргарита” предложил считать организм животного “апсихическим” телом - своего рода машиной, управляемой внешними воздействиями и не нуждающейся для своей работы в участии души.

Бернардино Телезио (1509-1588)

Учение Б.Телезио относят к натурфилософским системам эпохи Ренессанса. Известность мыслителю принесла работа “О природе вещей в соответствии с ее началами”. Эти “начала” он положил в основу деятельности созданного им близ Неаполя естественно-научного общества. Необузданная фантазия (“вариации на тему Эмпедокла”), характерная для всей науки этого периода, проявилась в концепции души Б.Телезио. Весь мир, согласно его взглядам, наполнен страдательно-пассивной материей - “полем битвы” противоположных начал: тепла и холода. В этих двух началах осуществляются восприятия людей - бестелесные и одушевленные “первостихии”. Поэтому и душевные явления рассматриваются ученым как функции тепла и холода. Сама же душа человека признается в двух сосуществующих разновидностях - телесно-смертной и духовно-бессмертной.

Опираясь на материалистические традиции, Б.Телезио разрабатывает теорию аффектов. Следуя всеобщей природной целесообразности сохранения достигнутого состояния, в положительных аффектах проявляется сила, стремящаяся к сохранению души, а в отрицательных (испуг, страх, печаль и т.д.) - ее слабость. Познание, согласно его взглядам, основано на запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Разум складывается из сравнения и связи чувственных впечатлений.

На примере учения Б.Телезио можно видеть, как натуралистические построения превращались в основу новых воззрений на человека, в котором возвеличивалось личное, индивидуальное начало.

Джордано Бруно (1550-1600)

В своем учении развивает материалистически-пантеистические взгляды Николая Кузанского и Николая Коперника. Среди его сочинений наиболее значимыми для психологического знания явились трактаты: “О бесконечном”, “О сочетании образов и представлений”, “Изгнание торжествующего животного”, “О монаде, числе и фигуре”. В них Дж.Бруно рассуждает о Вселенной как об огромном животном. Бог в его системе окончательно “переселяется” в творящую природу, которая сама по себе есть “бог в вещах”. Ученый убежден во всеобщей одушевленности природы: “Мир одушевлен вместе с его членами”.

“Материя, - пишет ученый, - есть начало, необходимое, вечное и божественное... В самом теле природы следует отличать материю от души, и в последней отличать ... разум от его видов”. Подчеркивая деятельный характер духовного начала, Дж. Бруно нигде не говорит о его бестелесном, отдельном от тела существовании. Человек, по его взгляду, представляет собой микрокосмос, отражение мира. Люди обладают многими средствами познания реальности. Среди них чувственное восприятие - малонадежный источник познания, т.к. горизонт его весьма ограничен. Ему противопоставляется разум.

Интересны мысли ученого о причине выделения человека из животного мира. “Природа души, - рассуждает в Оксфордском университете Дж.Бруно, - одинакова у всех организованных существ, и разница ее проявлений определяется большим или меньшим совершенством тех орудий, которыми она располагает в каждом случае ... Подумайте в самом деле, что было бы с человеком, будь у него хоть вдвое больше ума, если бы его руки (Бруно называет их “органом из всех органов” - прим. автора) превратились в пару ног.” Другими отличительными признаками человека он называет “понятливость” и память.

В своем дерзком для эпохи средневековья учении Дж.Бруно утверждает идею всеобщего развития, которому подчинены все душевные проявления человека. Его мысль о развивающихся бесконечных монадах, из которых посредством соединения и разъединения образуется природный мир и душа как его компонент, была позднее развита Г.Лейбницем.

Томмазо Кампанелла (1568-1639)

Исходной позицией психологических воззрений сторонника учения Б.Телезио является сенсуализм. Теория Т.Кампанеллы направлена против представлений о формах, способностях и потенциальных сущностях. Всякое познание, утверждает ученый, имеет своим источником опыт и чувства.

Мыслителем в своих трудах описывается система психологических понятий, включающая память, понимание, умозаключение, желание, влечение и т.д. Все определения выводятся из ощущений, которые “есть чувствование возбуждения, сопровождаемое умозаключением относительно действительно существующего предмета, а не представление о чистой потенции”. Поэтому остановиться на чувственном познании невозможно, оно нуждается в дополнении рассудком: “Ощущение есть не только возбуждение, но и сознание возбуждения и суждение о предмете, вызывающем возбуждение”. Рассудок, основанный на понятии и воображении, объединяет чувственные восприятия и опыт. Общие понятия присущи нашему мышлению и являются достоверными принципами наук.

Вместе с познанием ученым утверждается существование веры. Противоречий между верой и познанием нет: мир есть вторая Библия, живой кодекс природы, отражение Бога. Следуя Августину, Т.Кампанелла устанавливает в качестве отправной точки зрения тезис: достоверно известно только то, что я существую. Всякое познание сводится к познанию самого себя.

 

Наряду с обозначенными идеями выдающихся представителей науки Возрождения следует выделить ряд других взглядов и концепций ученых этой эпохи, сыгравших значительную роль в эволюции психологического знания. К этой плеяде мыслителей следует отнести создателя новой теории о природе человеческого организма и методах лечения болезней Филиппа фон Гогенгейма - Парацельса (1493-1541), автора гениального сочинения “О строении человеческого тела” Андреаса Везалия (1514-1564), родоначальника учения о малом круге кровообращения Мигеля Сервета (1509\1511-1553) и многих других. Но и их гениальными открытиями содержание психологического знания средневековья далеко не ограничивается. В других странах, во всех уголках земного шара (как закономерность истории психологии) развивалась мысль о душе.

 

Китай

В феодальном Китае Фань Чжэню (V-VI вв.) доказывал, что душа человека - одна из форм существования тела и исчезает с его смертью. Китайские неоконфунцианцы XI-XII веков поставили вопрос о соотношении формы (законов, категорий) и материи. Их выдающийся представитель Чжан Цзай (1020-1077) утверждал материалистический взгляд на психику человека, выделяя, тем не менее, чувственный и врожденный источники его знания. Последователь субъективно-идеалистического направления конфуцианства Ван Янмин (1472-1528) за основу всего сущего принял человеческое Я: “Мое представление и есть вещь”. Он же явился автором концепции “единства знания и действия” - социально-психологической апологетики господствующих в средневековом Китае идеологических взглядов.

В противоборстве с неоконфуцианством родилась целая плеяда ученых - приверженцев естественнонаучного подхода в объяснении психического мира людей. Ван Тинсян (1474-1544) считал врожденными у человека лишь инстинкты и способность восприятия внешнего мира, остальное - результатом его жизненных приобретений. Ли Чжи (1527-1602) исследовал социальную обусловленность в теории врожденных знаний. Материалистическую концепцию познания (единства тела и движения) обосновывал Ван Чуаньшань (1619-1692). Согласно его учению, явления воспринимаются органами чувств человека, а их сущность познается мышлением.

Индия

В эпоху средневековья в Индии получают развитие более десятка научных систем, психологические идеи каждой их которых имеют свою специфику и проблематику. В учении чарваков душа отождествляется с органами чувств, умом и исчезает вместе с телом. С позиции сенсуализма ими строится теория умозаключений, в соответствии с которой ощущения признаются единственным источником знания.

Но господствующей тенденцией в феодальной Индии явилось утверждение идеи “чистого монизма” - признание абсолютной реальности единого мирового духа. В трудах Шанкары (IX в.) ощущения и логические умозаключения являются всего лишь подчиненными божественному откровению средствами познания. Основатель одной из школ веданты Рамунджей (XII в.) рассматривал мир уже не как иллюзию, а реальность (хотя и созданную богом-брахманом), которую человек способен познать.

Как проявление тенденции мировой научной мысли XI-XV веков в индийской науке о душе господствует религиозная схоластика. В противовес теологическим догматам, многие индийские мыслители данного периода, среди которых выделяются поэты-философы Кабир и Тулси Дас - автор всемирно известной поэмы “Рамаяма” (1575), в своем творчестве обращаются к социально-психологическим причинам образования кастовой системы, религиозного фанатизма и социального неравенства людей.

Япония

Психологическая мысль в Японии зародилась в период раннего средневековья под влиянием Китайской и Индийской философий, на первых порах ничем не выделяясь. Начиная с XIV века, государственной идеологией Японии утверждается неоконфуцианство. Его видные представители Фудзивара Сэйка (1561-1619) и Хаяси Радзан (1583-1657), стремясь примирить учение Конфуция с буддизмом, разработали систему, согласно которой первичным выступает господствующее над всем миром идеальное начало, а все материальное производно от него.

Противоположную точку зрения в XVII веке защищали Ямаго Соко и Ито Дзинсай, подчиняя существование мира (а следовательно и души человека) “естественной необходимости”. Идеальное начало в людях - лишь атрибут первичной и вечно движущейся материи. В это же время Кайбара Эккен в книге “Великие сомнения” продолжал отрицать самостоятельное и независимое от материи существование духа. Выдающийся материалист Муро Кюсо (1658-1734) развил психологические идеи своих предшественников. Он указывал, что ощущаемые качества (цвета, вкусы, звуки и т.д.) присущи самим вещам, природа же чувств человека заключается не в субъективности переживаний, а в отражении объективных свойств внешнего мира.

Византия

В отличие от Западной Европы и Востока византийская мысль “не знала перебоя в культурной преемственности”. Опираясь на аристотелевскую метафизику и логику, строилась система мировоззрения целой эпохи, одно из центральных мест в которой отводилось учению о душе. Отцом христианской схоластики в Византийской империи был Иоанн Дамаскин (ок. 675 - 750), автор известного “Источника знания”. В своих трудах он излагает отношение к целому ряду психологических проблем. Так в сочинении “О двух волях во Христе” Иоанн Дамаскин пишет: “Человек есть малый мир: ведь он наделен как душой, так и телом и представляет середину между умом и материей”. В “Точном изложении православной веры” душа определяется им как “сущность живая, бестелесная”. И далее: “Правит душой и плотью ум; ум же есть чистейшая часть души. (...) Тело и душа созданы вместе...”

Из последующих византийских мыслителей наибольшей известностью обладали Михаил Пселл (1018-1078) и Иоанн Итал (вторая половина XI в.). Их учения непроизвольно закладывали зерна сомнений в божественную причину разума. “Ближайшей причиной” Михаилом Пселлом определялась природа, а материю “в качестве причины творческого акта приходится признать благом”. Иоанну Италу было вменено в вину отрицание воплощения бога-логоса и принятие платоновской доктрины об идеях.

Психологические взгляды средневековья явились важным содержательным этапом в истории развития мировой психологической мысли. Они подготовили почву для утверждения научного уровня последующих психологических изысканий. Как свидетельство тому, в эпоху феодализма продолжают утверждаться объяснительные принципы психологического знания: развития, детерминизма, системности. Они, по сравнению с античными подходами, приобретают несравнимо емкое теоретическое содержание. Более того, эти принципы начинают осознаваться как исходные позиции психологических построений и систем. На их основе развиваются новые представления о предмете психологической мысли. Наряду с “комментариями” античной - аристотелевской трактовки души как источника и способа жизнедеятельности, ученые средневековья предлагают новые, неведомые древности подходы к психическому миру человека, намечают научное понимание сознания как функции высокоорганизованной материи - мозга.

Примечательно, что в рамках средневековой науки четко и ясно (по сравнению с учениями античности) обозначаются ведущие проблемы психологических изысканий: психофизическая, психофизиологическая, психобиологическая, психосоматическая и другие. Предпринимаются значительные и конкретные шаги по их научному решению.

В этой связи историческую роль средневековых мыслителей арабского Востока трудно переоценить. Эти ученые не предали забвению прошлые достижения древней и античной цивилизаций, а углубили их, в том числе в понимании психики животного и человека. Под воздействием арабских ученых произошла переориентация стиля психологического мышления в сторону сближения с эмпирией, с позитивным знанием об объективной реальности. Здесь утверждается взгляд на природу как процесс, подчиненный естественным законам развития. “Мир, - пишет Ибн Баджа (1070-1138),- является простым единым живым существом, не нуждающимся ни в чем постороннем”. Такой подход становится исходным в объяснении душевных явлений.

Восточная психология средневековья сделала значительный шаг в познании и выделении особенностей, структурных компонентов психического мира человека. Именно в данный период на Востоке утверждаются термины, понятия и категории, которыми пользуется современная психологическая наука. Достижения восточных мыслителей и естествоиспытателей способствовали становлению психобиологии, ее принципов и методов.

С точки зрения развития естественнонаучных знаний о душе особый интерес представляет средневековая восточная медицинская психология и психофизиология, в которых важное место отводилось исследованию психических факторов регуляции поведения человеческого организма.

Ученые и естествоиспытатели арабского Востока в период средневековья создали мощный научный потенциал развития всей последующей мировой психологической мысли. Уже в конце X века один из авторов писал: “Наиболее известные молодые христиане не знают иной литературы и иного языка, чем литература и язык арабов; они ... повсюду восхваляют арабскую науку”.

В Западной Европе в средние века под мощными пластами схоластических учений также пробивали дорогу новые идеи, обращавшие научную мысль к опытно-экспериментальному познанию психики человека. В противовес принятым католическим догмам и приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и дарованных ей свыше сил складывалась новая методология, сердцевиной которой являлись опытный и детерминистский подходы. Появляется доктрина “двойственной истины”, признающая, с одной стороны, неопровергаемые религиозные догматы и познаваемую с помощью разума истину, с другой.

Но и в недрах самой схоластической науки, в рамках борьбы двух непримиримых концепций номинализма и реализма, продолжали утверждаться и развиваться аналитические средства познания психических процессов, интроспективные методы исследования явлений сознания. По оценке некоторых историков психологии, именно представители немецкой схоластики Р.Коклениус и О.Кассман в 1590 году вводят в научный оборот термин “психология”. В рамках новой науки складывается понятие о личности, выделяются ее сущностные аспекты и содержательные компоненты.

Средневековый номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на психику человека, а к знакам как главным регуляторам душевной активности людей впоследствии неоднократно обращались многие исследователи, в том числе психологи ХХ столетия.

Критика схоластики воспитала плеяду ученых, естествоиспытателей, пришедших к выводу, что для понимания сущности психического мира человека нет нужды в общих понятиях. После номиналистов средневековья понятия “дух” и “душа” не использовались (в качестве объяснительного принципа) и до настоящего времени не употребляются большинством психологических школ и направлений.

Психологические теории эпохи Возрождения утвердили зависимость - детерминацию психики человека от его тела и окружающей среды, формируя так называемую “психологию жизни”. Тем самым они подготовили интеллектуальный прорыв в психологических учениях Нового времени, являющихся общенаучной основой современной психологической науки.

Важными особенностями психологических взглядов эпохи Возрождения явились утверждение идей гуманизма и стремление практического использования результатов научных поисков в интересах человека.

Социально-культурный прогресс человечества обусловил укрепление, а затем и окончательное торжество средневековых достижений мировой психологической мысли в последующие исторические периоды.

Раздел 2



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.021 с.)