Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические идеи В немецкой классической философии

Поиск

Поистине великим – эпохальным этапом в развитии психологического знания явилась немецкая классическая философия. Под ее воздействием сформировались целые научные направления и школы психологии. На идеях выдающихся немецких мыслителей произошло становление психологии как науки.

Особое место в философии ХVIII столетия, оказавшей влияние на последующее развитие научной психологии, принадлежит немецкому профессору из Кенигсберга Иммануилу Канту (1724-1804). Выдающийся немецкий философ, ученый-энциклопедист явился родоначальником немецкой классической философии. Его достижения в философии, психологии, этике, логике, космологии трудно переоценить. Учение Канта послужило катализатором в становлении и развитии последующих школ, направлений и теорий целой эпохи. К основным сочинениям ученого относятся “Критика чистого разума”(1781), “Критика практического разума”(1788), “Критика способности суждения”(1790).

В первый период творчества Кант, восприняв идею развития, выдвинул гипотезу об образовании солнечной системы из первоначальной туманности. Затем от космогонии (учения о происхождении космических объектов) он перешел к “Критике чистого разума” (1781). Так называлось одно из его главных произведений. В нем он разработал новаторское учение об источниках и принципах научного знания. Это знание, согласно Канту, начинается с воздействия внешних объектов на нашу способность восприятия. Но сами объекты - это “вещи в себе”. Они непознаваемы. Он назвал их ноуменами - умопостигаемыми сущностями, в отличие от феноменов как чувственно созерцаемых явлений.

Эти явления осознаются субъектом благодаря тому, что он обладает от рождения особыми орудиями - априорными (предшествующими всякому опыту и независимыми от него) формами мышления, способами организации знания, категориями. Помыслить о чем бы то ни было - значит обобщить, синтезировать чувственные представления посредством категорий (таких, как причинность, время, пространство). Они фильтруют и структурируют данные нашего опыта, который без этих категорий был бы бессмысленным хаосом.

Таким образом, проблематика научной деятельности И.Канта очень обширна и включает обоснование всеобщности и необходимости научного знания и познания, развитие учения о пространстве и времени как априорных формах чувственности, исследование вопросов рассудка и разума, явления и “вещи в себе”, природе и свободе. Все эти проблемы вплетены в психологическую концепцию великого ученого.

Отвечая на вопрос, при каких условиях возможна психология как наука, ученый пишет, что “эмпирическое учение о душе должно всегда оставаться далеким от ранга науки о природе в собственном смысле, прежде всего потому, что математика неприложима к явлениям внутреннего чувства и к их законам”. И.Кант утверждает, что в психологии невозможен эксперимент, ”поскольку многообразие внутреннего наблюдения может быть здесь расчленено лишь мысленно и никогда не способно сохраняться в виде обособленных элементов, вновь соединяемых по усмотрению; еще менее поддается нашим заранее намеченным опытам другой мыслящий субъект, не говоря уже о том, что наблюдение само по себе изменяет и искажает состояние наблюдаемого предмета. Учение о душе никогда не может поэтому стать чем-то большим, чем историческое учение и - как таковое и в меру возможности - систематическое учение о природе внутреннего чувства, т.е. описание природы души, но не наукой о душе”. Разум определяется познавательной способностью человека, которая руководит деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели.

Кант явился основателем учения о трихометрии души. Во введении к “Критике способности суждения” он отличил познавательную способность души; способность души чувствовать удовольствие и страдание; желательную силу души. Более детально эта, перешедшая в XIX век и ставшая господствующей, классификация излагается в “Антропологии” (1798).

Учение о познании И.Канта характеризуется как априоризм. Мыслитель провозглашает: “Познание - деятельность, протекающая по своим собственным законам”. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.

Познание, по Канту, начинается с воздействия предметов на нас и носит эмпирический характер. Из воздействия вещей получаем содержание познания. Условием, на котором зиждется наше опытное знание, являются формы, происходящие из самой способности познания.

В исследовании априорных форм рассудка развивается учение об апперцепции - активной силе, которая осуществляет синтез первоначально хаотических представлений. Апперцепция имеет две формы: 1) первоначальное синтетическое единство или трансцендентальное единство самосознания (для познания необходимо единство самосознания); 2) трансцендентальное единство апперцепции или объективная апперцепция, т.е. направленная на объект, она синтезирует отдельные впечатления от объекта в целостное знание, вносит единство в хаотическое многообразие чувственности и создает объект.

Психологически важные положения содержатся в учении о трансцендентальных схемах, в котором разрешается вопрос о применении категорий к эмпирической действительности, данной человеку в восприятии. Схемы - новый элемент сознания, соединяющий в себе разнородные познавательные способности. В силу этого схемы - чувственные понятия, продукт деятельности воображения. Представления Канта о схемах подтверждаются эмпирическими исследованиями в современной психологии: встречающийся в практике обучения вербализм, неспособность увидеть за какой-нибудь словесной формулировкой правила, законы, стоящую за ними реальность, преодолевается обращением к схематическим изображениям.

Учение Канта, доказывая априорную целостность, интегральность психического образа объекта, отвергало ассоцианизм, считавший первичным психические атомы, которые объединяются благодаря ассоциациям. Кантова идея о том, что сознание изначально организовано, изначально обладает структурой и способами построения своего материала, прочно вошла во многие психологические концепции ХIХ и ХХ столетий.

Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - выдающийся немецкий философ, второй после Канта представитель немецкого классического идеализма. Активный общественный деятель. Приверженец строго научного исследования явлений. Последователь субъективно-идеалистического подхода и принципа в теории познания. История человечества, по взгляду И.Фихте, - процесс развития от состояния первоначальной невинности, через всеобщее падение и испорченность, к сознательному царству разума. Основные сочинения: “Опыт критики всяческого откровения” (1792), “Наукоучение” (1794), “Назначение человека” (1800).

В качестве принципов науки И.Фихте провозглашает свободу, волюнтаризм, критицизм и очевидность. В основу его психологической концепции положено учение о субъекте деятельности - “Я”. Раскрывая его содержание, ученый обращает внимание на то, что “Я” - это есть абсолютный субъект, который наделен бесконечной активностью и творит мир. Но “Я” - не индивидуально, но и не субстанция. “Я” - это и нравственная деятельность сознания и ограниченный человеческий субъект (эмпирическое “Я”). Поэтому субъект имеет эмпирическую природу.

Человеческое “Я” представляется И.Фихте противопоставлением в своих рамках (“я” - “не-я”), как результат ограничения и противопоставления. На основании своей концепции ученый делает выводы, что сущностью “Я” является деятельность, а не познание (как у Канта). Органом разумного познания у личности выступает созерцание истины умом - “интеллектуальная интуиция”. Ее творческая способность раскрывается в разумной воле, которая проявляет себя в эмпирическом “Я”. Знание человека не является целью, а провозглашается средством господства над природой. Таким образом, по И.Фихте, человек, личность - это действующий субъект. А душевная жизнь человека раскрывается из целенаправленной деятельности “Я”.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) - немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Внес в понимание природы идею развития через противоречия. Учение мыслителя оказало огромное влияние на развитие европейской научной мысли XIX-XX веков (натурфилософов, экзистенциалистов). Автор работ: “О “Я” как принципе философии”(1795), “Идеи к философии природы” (1797), “Система трансцендентального идеализма” (1800), “Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с нею предметах” (1809) и др.

В своей теоретической концепции Ф.Шеллинг применил диалектический метод к природным процессам. Природное тело он представил продуктом деятельности динамических начал - сил, противоположно направленных. В основе живого организма заложен принцип целесообразности. Деятельность человеческого “Я” имеет теоретическую и практическую сферы. Содержание человеческой деятельности представлено психологической схемой, включающей этапы: ощущения - созерцания - представления - суждения - осознания себя самостоятельным и самодеятельным.

Ф.Шеллинг рассматривает душевную жизнь людей через призму учения о природе, целесообразно связанной с духовным. Данная связь осуществляется через процессы магнетизма, электричества, химических реакций, развития всего живого. Отсюда делается вывод о том, что человек есть связующее звено в системе “природа - дух”. Существование субъекта осуществляется в форме созерцания разумом предмета, именуемого ученым интеллектуальной интуицией. Эта интуиция распространена на все ступени размышления - рефлексии. Но, по мнению ученого, интуиция есть удел немногих, избранных.

Раскрывая проблему свободы человека, Ф.Шеллинг связывает ее с осознанием собственной спонтанности. Через свободные действия проявляется закономерный процесс единства природы и духа, субъекта и объекта, свободы и необходимости. Открывается этот процесс не познанию, а вере. Поэтому гарантии исторического и нравственного прогресса, по Ф.Шеллингу, - в Боге.

Георг Вильгельм Гегель (1770-1831). Эпиграфом к творческому гению и результатам научной деятельности великого немецкого мыслителя по праву можно отнести заслуживающее внимания выражение Ф.Энгельса: “Феноменология духа (которую можно было бы назвать параллелью эмбриологии и палеонтологии духа отображением индивидуального сознания на различных ступенях его развития, рассматриваемых как сокращенное воспроизведение ступеней, исторически пройденных человеческим сознанием), логика, философия природы, философия духа, разработанная в ее отдельных исторических подразделениях: философия истории, права, религии, история философии, эстетика и т.д., - в каждой из этих различных исторических областей Гегель старается найти и указать проходящую через нее нить развития. А так как он обладает не только творческим гением, но и энциклопедической ученостью, то его выступление везде составило эпоху”. К его основным сочинениям можно отнести “Феноменологию духа” (1806), “Науку логики” (1816), “Энциклопедию философских наук” (1817), “Философию права” (1826).

В основу всех явлений природы и общества ученый положил абсолютное, духовное и разумное начало в трех его формах: “абсолютную идею”, “мировой разум” и “мировой дух”. В соответствии с этими компонентами Г.Гегель выделяет этапы развития абсолютной идеи. Логика - это развитие идеи в собственном лоне, в стихии чистого мышления, где идея раскрывает свое содержание в системе взаимопереходящих логических категорий. Философия природы - это развитие идеи в форме инобытия - природы, которая служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность. Философия духа - это развитие идеи в мышлении и истории (в “духе”). На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.

Психология Г.Гегеля изложена в учении о субъективном духе - индивидуальном сознании. В соответствии с его концепцией индивидуальное сознание в своем развитии проходит этапы - ступени:

- дух как душа, который сплетен с телом (формы психических проявлений, обусловленные возрастными, физиологическими, национальными особенностями: ощущения, характер, темперамент). В таком контексте он выступает предметом антропологии;

- дух как сознание предстает в форме рефлексии и является предметом феноменологии духа (развитие сознания от сознания вообще, далее - к самосознанию и к разуму);

- дух как ум (теоретический дух - познание), воля (практический дух), нравственность (свободный дух) предстают предметом собственно психологии.

Тем самым в своем учении Г.Гегель утверждает новое понимание человеческого сознания, которое обнаруживается не только в слове, но и в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека - практике. Это проявление происходит через проблему духа и его опредмечивания в морали, государстве, праве, религии - формах общественного сознания и государственных надстройках.

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) - немецкий философ, материалист. Философские и антирелигиозные идеи Фейербаха стали исходным пунктом многих материалистических направлений, в том числе марксизма. Один из основателей антропологического материализма. К его основным трудам следует отнести “Мысли о смерти и бессмертии...” (1830), “Критику идеализма” (1838), “О начале философии” (1841), “Сущность христианства” (1841), “Вопрос о смерти души с точки зрения антропологии” (1846), “Сущность религии” (1851), “О спиритуализме и материализме” (1866).

Характерная особенность теоретической концепции Л.Фейербаха заключается в ее антропологизме. Исходный пункт его антропологии - критика Гегеля по вопросам идеалистического понимания человеческой сущности и сведения к самосознанию; отказ от идеализма вообще (“природа составляет основу духа”); подчеркивание связи идеализма с религией и идеалистического характера гегелевской диалектики.

В антропологии Л.Фейербаха на первый план выступает проблема сущности человека, которая является единственным универсальным и высшим предметом философии. В этой связи человек предстает субъектом мышления, а не мышление является субъектом. Человек в концепции мыслителя есть абстрактный индивид, чисто биологическое существо, ибо “природа не только создала простую мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга”. Поэтому делается вывод о том, что “тщетно всякое умозрение, которое хочет выйти за пределы природы и человека”, а источник его оздоровления нужно искать только в возвращении к природе.

В теории познания Л.Фейербах утверждает эмпиризм и сенсуализм, направленные против агностицизма. Применение метода интроспекции, по его мнению, недостаточно, т.к. сознание обусловлено материальными процессами.

Религию Л.Фейербах называет “бессознательным самосознанием” человека, ибо “божественная троица” проявляется в человеке и даже над индивидуальным человеком в виде единства разума, любви и воли. “В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового”.

Девизом к психологическим воззрениям Л.Фейербаха можно считать его выражение о том, что “ в психологии нам влетают в рот жареные голуби, в наше сознание и чувства попадают только заключения, а не посылки, только результаты, а не процессы организма... Но из того, что мышление для меня не мозговой акт, отличный и независимый от мозга, не следует, что и само по себе оно не мозговой акт. Напротив, что для меня или субъективно есть чисто духовный нечувственный акт, то само по себе или объективно есть материальный чувственный акт”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 768; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.145 (0.015 с.)