Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение отечественных психологических взглядов В эпохи Средневековья и нового времениСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическая мысль древней и средневековой Руси формировалась под воздействием византийской культуры и в сильной зависимости от христианского вероучения. Данные факторы отложили существенный отпечаток на многовековые социокультурные традиции российского народа, его представления на душу, психический мир и сознание человека. Отечественные психологические взгляды отразились в гениальных догадках мыслителей, достижениях ученых-психофизиологов и творчестве целой плеяды великих литераторов, гуманистов, организаторов психологии. Российская психология формировалась не на голом месте. Уже в "Повести временных лет" (1037-1039) были сделаны первые описания психических состояний людей, с религиозных позиций решаются вопросы происхождения человека и бессмертия его души: "И сотворил дьявол человека, а бог душу в него вложил. Потому-то, когда умирает человек, в землю идет его тело, а душа к богу".(1,697) В "Поучениях Владимира Мономаха", ставятся проблемы познания человеком окружающего мира и человеческой деятельности. В "Послании" Киевского митрополита Никифора (1104-1121) рассуждается о трех частях души: словесной (ум), яростной (чувства), желанной (воля).(1,701) Здесь же на основе взглядов Платона и жизненного опыта излагается довольно развитая система психологических представлений о двойственности человеческой природы и ее единстве, неразрывности души и тела, описывается характеристика чувств и органов познания. Интересным культурным памятником представляется "Диоптра" ("Зерцало") Филиппа Пустынника (вторая пол. XI в.) В трактате описывается диалог между душой и плотью. Тем самым делается одна из ранних попыток научного объяснения психической жизни человека, излагается и интерпретируется широкая проблематика средневековых психологических взглядов. С конца XII века на Руси регулярно издается "Пчела" - сборник изречений из "священного писания", отцов церкви и ученых античности. В ее составе - целый ряд статей, раскрывающих содержание психологического знаний русских мыслителей: "Слово об уме", "Слово о душе", "Слово о мудрости", "Слово о памяти", "Слово о сне", "Слово о ярости и о гневе" и т.д. В данных работах по-прежнему утверждается бессмертие человеческой души, в которой борются два начала: телесное и духовное. Рассматриваются частные вопросы психической жизни, например, памяти как сохранения и воспроизведения впечатлений ("видимых" и "слышимых"), дается ее характеристика и зависимость от ума и возраста. О разуме утверждается: "Мудрость надо всеми добродетелями царствует". Разум есть светлое, а страсти - темное начала в человеке. Согласия между умом и чувством, утверждается в "Пчеле", быть не может. Отсюда задача - охранять свой ум от порабощения страстью. Источник и различные состояния ума видятся в физическом созревании и старческой деградации организма. Особое внимание обращается на зависимость умственного развития от знания и учений: "Ум ученьем красим". Таким образом, совершенство ума зависит от двух условий: природных и деятельных. "Толковая Палея" (1406) представляет рассказы о Ветхом завете. В них аккумулировались взгляды на природу человека. Особое место отведено решению проблем соотношения души и тела, развития человеческого организма. В изучении природных явлений основная роль отводится сбору фактов и их эмпирическому исследованию. Примечательно, что многие процессы описываются авторами, зачастую не прибегая к понятиям "душа" и "бог". В сочинении "О главных знамениях" - одном из сборников библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря XV века, дается конспективное изложение анатомо-физиологических и психологических представлений на Руси. Обращается внимание на единообразие процессов природы, единство закономерностей физических и психических процессов, необходимость обращения к опыту и наблюдению как средствам познания. К этому же периоду относится статья из русских сборников XV века "Галиново на Ипократа" - о взглядах Гиппократа и Галена. Среди других научных и религиозных сочинений, литературных трудов средневековой Руси, иллюстрирующих процесс зарождения отечественного психологического знания, наряду с переводами византийских и арабских оригиналов (12,30-33), следует также выделить "Изборник Святослава" (1037-1050), "Слово о полку Игореве" (XII в.), поучения Кирилла Туровского (XIII в.), "Предания..." Нила Сорского (1433-1508), "Просветитель" Иосифа Волоцкого (ок.1439-1515), литературное наследие новгородско-псковских "еретиков-стригольников" (XIV-XV вв.), сохранившиеся источники XVI века (23) и многие другие бесценные памятники отечественной культуры. Все они отразили сложный путь эволюции русской психологической мысли в эпоху средневековья, определили в дальнейшем ее оригинальность в процессе становления мировой психологической науки. В XVIII веке было подготовлено около 80 книг и статей по психологии. В них отражено начало научных исследований в психологии. Как правило, эти изыскания были связаны с психофизиологическими опытами и экспериментами. Следует отметить особую роль в становлении отечественной психологии Петра Васильевича Постникова (род.1676). После обучения в Московской славяно-греко-латинской академии в 1692 году он по указу Петра на 5 лет отправляется в Падуанский университет в Италию (где учился Уильям Гарвей), где 2 мая 1695 г. получает степень доктора философии и медицины. Впоследствии в качестве дипломата работает в посольстве в Неаполе. Один из членов посольства пишет ему: "Поехал (ты в Неаполь) для безделья, как в твоем письме написано: "живых собак мертвить, а мертвых живить", - и сие дело не гораздо нам нужно..." В 1697-1701 гг. Постниковым осуществляется поездка в Амстердам по поручению Петра. Вопросы физиологии интересовали российского императора. Знакомство Петра I (по рекомендации Постникова) с голландским анатомом Рьюишем послужило к развитию в России анатомо-физиологического направления в медицине (создание Кунсткамеры, коллекции препаратов Рьюиша, образование медицинских школ, подбор талантливых учеников и т.д.). При посещении в 1698 году Амстердама российский монарх знакомится с исследователями-анатомами, присутствует на лекциях, анатомических занятиях, узнает секреты бальзамирования, делает закупки препаратов и экземпляров для коллекции, совершает обходы больных. В 1717 г. во время второй поездки в Амстердам Петр закупает коллекцию Рьюиша (собранную за 40 лет), а через 8 лет (1725) - она переходит в созданную Академию наук, где среди первых научных подразделений были кафедры анатомии и физиологии. Первый начальник кафедры - Даниил Бернулли (1700-1782) был одним представителей швейцарской семьи - выдающихся математиков. Его первые лекции были посвящены применению математических начал к физиологии. Он явился автором первой физиологической работы в России "О движении мышц" (на лат. - 1726, на рус. - 1758), исследований: "О гидрофобии, т.е. болезни от воды по угрызении бешеной собаки" (1729), "О годах степенных", "О симпатии и антипатии", а также по вопросам о возможности оживления "утопших птиц" под влиянием электричества и др. Впоследствии кафедру возглавляли гениальный швейцарский математик, физик, механик и астроном, профессор физиологии Л.Эйлер (1707-1783), переехавший по приглашению в 1727 году в Россию, и И.Вейтбрехт (1702-1747), чьими трудами продолжаются анатомо-физиологические исследования. Огромное значение для развития физиологии сыграло творчество Михаила Васильевича Ломоносова, особенно его "Размышления о причине тепла" (1756), в которых произведено химическое обоснование окисления как основы дыхания организмов и закона сохранения материи. Проблемам психологии в его "Риторике" (1748) посвящена глава "О возбуждении, утолении и изображении страстей". Результатом научной деятельности целой плеяды исследователей стал тот факт, что к концу XVIII - началу XIX веков осуществляются контакты Российской академии со всеми научными центрами мира, формируются кадры, развивающие физиологические изыскания. Одним из выдающихся ученых этой плеяды был Яков Павлович Козельский (1728-1794). В "Философских предположениях" (1768) в теоретическую философию включает теорию познания, логику и психологию, в практическую - политику. Впервые в русской литературе развивает взгляд, согласно которому человек раскрывается в общественной деятельности и познать его можно лишь "через отправление им своих общественных обязанностей". Ученым разработаны практически вся проблематика психологии XVIII века. Следует в этой связи упомянуть князя Дмитрия Алексеевича Голицына (1734-1803) - ученого и дипломата, посла во Франции и Нидерландах. Друг Вольтера и других энциклопедистов, почетный академик, натуралист издал книгу Гельвеция "О человеке", сыгравшую огромную роль в формировании начального мировоззрения в психологии. Другой просветитель - Николай Иванович Новиков (1744-1818) издал более 1000 трудов и произведений по всем отраслям знания, в т.ч. работы А.Н.Радищева. Теоретические вопросы психологии отражены в издаваемом им журнале "Утренний свет" в статьях: "О душе", "О страстях", "О воображении", "О достоинстве человека в отношении к богу и миру", а также в серии статей в журнале "Покоящийся трудолюбец": "Философическом рассуждении о душе"(1782), "... о рассудке", "... о человеческой воле вообще", "Рассуждении о познании себя самого", "Увещании к детям", "Опыте краткого для детей учения о душе" и т.д. Интересной представляется статья "Человек, наедине рассуждающий о неудоборешимых пневматологических, психологических и онтологических задачах". Проблематика его психологических изысканий очень обширна: психологические явления и процессы, педагогическая психология, вопросы врожденности психических качеств, субстанциональности психического и т.д. В 1785 г. он издал первый в России журнал для детей "Детские чтения для сердца и разума" с поучительными статьями о науке, в т.ч. по нравственно-психологической проблематике ("Разговор о добром сердце"). Знаменательна для российской психологической науки деятельность Матвея Пеккена. Будучи военным врачом, он вместе с Е.А.Мухиным организовал работу первой терапевтической клиники. Им подготовлен труд "Физиология или наука о естестве человеческом"(1788), которая интересна рассуждениями о методе. К последним он относил наблюдения над здоровыми и больными людьми (сравнительные методики), а также "повторительные опыты" над животными и по аналогии с человеком. Ученый описал все известные психические процессы. Огромную роль в формировании научного взгляда на психику человека сыграл Александр Николаевич Радищев (1749-1802). За его знаменитое антикрепостническое сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) он был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В ссылке он написал трактат "0 человеке, его смертности и бессмертии" (1792). Само название трактата соотносило его с приобретшим в ту эпоху популярность произведением Гельвеция "О человеке". Если Гельвеций выдвигал на передний план культ чувственности и интересы индивида, то Радищев же подчеркивал, что в ряде вопросов его мысль "разнствует от гельвециевой": а) французский энциклопедист не показал, что "человек паче всех есть существо соучаствующее", то есть социальное; б) Радищев искал ключ к психологии людей в условиях их общественной жизни: "Человек рожден для общежития". В письме графу Воронцову российский ученый - мыслитель пишет: "Чем старше я становлюсь, тем сильнее я чувствую, что человек существо общественное и созданное, чтобы жить в обществе себе подобных". В 1796 году выходит в свет первая русская книга по психологии "Наука о душе". Ее автор Иван Михайлов, имея духовный сан, стоял на позициях английского эмпиризма (Локка): душа - то, "что познает и ощущает обстоящие нас вещи". Михайлов определяет четыре "закона душевной жизни": 1) если внешний раздражитель оказывает воздействие на не поврежденные органы чувств, то "тогда мы чувствуем, хотя б того и не хотели"; 2) определяет интенсивность ощущений относительно к силе последовательно действовавших раздражителей; 3) душа определяется воздействиями внешнего мира (разное воздействие воспроизводится чувствами разное, одинаковое воздействие - одинаковое чувство"; 4) если нет воздействия на органы, то нет и чувства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.230 (0.011 с.) |