Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы развития психологической мысли В России XIX века↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первая половина XIX века характеризуется активным применением достижений естественной науки к познанию психических процессов. Содержание этапа заключается в выходе множества трудов по психологии, разработке ее мировоззренческих и научных основ и принципов. Издается ряд систематических руководств по различным направлениям психологии. Так, Д.М.Велланский издает "Биологическое исследование природы" (1812), "Физиологическую программу о внешних чувствах" (1819). П.Любовский, магистр Харьковского университета, подготовил "Краткое руководство к опытному душесловию" (1815) вторую после И.Михайлова систематизацию психологического знания. Это была по сути "экспериментальная психология". Работа состоит из трех частей: 1) чувствительность; 2) познание; 3) стремление, влечение и воля. Им описываются как "главное влечение" - "любовь к отечеству", "любовь к труду" и т.д. В своих трудах психолог, философ А.И.Галич (1783-1848) доказывал подчиненность мышления законам объективного мира. Его основная работа "Картина человека" (1834) включала следующие компоненты: 1-я часть - "телесная дидактика" (отправления, система и части тела), "телесная феноменология" (здоровье, патология, сон, уродство) и "семиотика" (учение о темпераментах); 2-я часть - "дух" (психологическая система), 3-я часть - "соотношение между телесной и душевной жизнью". В сочинении на основе естествознания Галич описывает психологические явления, использует материал физиологии, следует Локку. Им высказывается идея объективации психической жизни человека средствами его деятельности, выдвигаются гуманистические идеи - "исторического быта". Он первым попытался создать свод отечественных психологических знаний, подчеркивая их оригинальность. Немецкую психологию он оценивает как "самую бездушную литературу именно о душе". Среди работ первой половины XIX века следует также выделить "Общую атропологию" (1835) К.В.Лебедева, в которой он также подчеркивает оригинальность русской школы, отечественной материалистической физиологии. О.М.Новицкий подготовил "Руководство к опытной психологии" (1840), которое содержит научные обоснования и описание фактических данных по спихологии. Ряд трудов подготовил выдающийся российский мыслитель Александр Иванович Герцен. К ним следует отнести: "Диллентантизм в науке" (1842), "Письма об изучении природы" (1844-1845). Его сын Александр Александрович Герцен (1839-1906) - физиолог, написал сочинения: "Общая физиология души"; "Физиологическая деятельность нерва и электрические явления, сопровождающие ее". Одоевский Владимир Федорович (1803-1869), представитель княжеского рода, в 1834 г. написал "Психологические заметки", в которых отразил вопросы о соотношении языка и чувства, языка и мысли. Среди трудов первой половины XIX века следует также выделить работу Н.Зубовского - "Психология" (1848). Серию статей по проблемам психологии подготовил Белинский Виссарион Григорьевич. Например, в годичном обзоре русской литературы за 1846 год он пишет: "Вы, конечно, уважаете в человеке ум? - Прекрасно! - так не останавливайтесь же в благоговейном изумлении и перед этою массою мозга, где происходят все умственные отправления.(...) Иначе, вы будете удивляться в человеке следствию мимо причины и удовлетворитесь ими. Психология, не опирающаяся на физиологию, так же не самостоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии". Пятидесятые годы XIX века отмечены выходом в свет общих работ по утверждению научных принципов психологии: Н.Г.Чернышевского - "Эстетическое отношение искусства к действительности" (1856); М.С.Волкова - "Френология" (1857). В трудах Н.А.Добролюбова утверждается первичность материи и вторичность психического: "Что же составляет материал мысли как не познание внешних предметов? Возможна ли мысль без предмета; не будет ли она тогда чем-то непостижимым, лишенным всякой формы и содержания? Ведь защищать возможность такой беспредметной и бесформенной мысли решительно значит утверждать, что можно сделать что-нибудь из ничего!" Шестидесятые годы называют "великим десятилетием" утверждения принципа психофизического монизма в психологии и физиологии, научного опровержение идеалистических теорий в этих науках. Н.Г. Чернышевский издает сочинение "Антропологический принцип в философии" (1860) о природной принадлежности человека, возможности объяснения его процессофизическими, химическими и медицинскими принципами. В 1863 году выходит в свет труд И.М.Сеченова "Рефлексы головного мозга". К.Д.Ушинский пишет труд "Человек, как предмет воспитания" (1867). Основная идея работа: развитие психических качеств человека совершается с развитием их нейрофизиологической основы. Продолжателем психологического обоснования педагогики выступил П.Ф.Каптерев "Из истории души" (1890), "Педагогическая психология" (1877). Приоритету русской психологии и психофизиологии в мировой науке посвящена работа М.М.Троицкого "Немецкая психология в текущем столетии" (1867). Активную научную деятельность в Киевском и в Петербургском университетах начинает И.А.Сикорский - профессор душевных и нервных болезней. С 1896 г. он - редактор журнала "Вопросы нервно-психической медицины". К его печатным трудам относятся: 1867 г. - "О душевном состоянии при аффектах"; 1879 г. - "О явлениях утомления при умственной работе". 1889 г. - "О заикании". Им также написаны труды по детской психологии и психопатологии, а в 1905 г. - "Всеобщая психология". В семидесятые годы прошлого столетия происходит установление более тесной связи психологии и нервной физиологии, реализующей принцип психофизического монизма. Так И.Р.Тарханов (1846-1908) - соратник И.М.Сеченова (в течение двадцати лет - начальник кафедры физиологии Медико-хирургической академии) в 1871 году пишет работу "О гальваническом явлении в коже человека при раздражении органов чувств и различных формах психической деятельности", в 1879 г. - "О психомоторных центрах и развитии их у животных". В 1872 году К.К.Кавелин издает "Задачи психологии". В 1873 И.М.Сеченов печатает "Кому и как разрабатывать психологию" (1873); "Об элементах зрительного мышления" (1877); "Элементы мысли" (1878). Следует также упомянуть работу И.А.Сикорского "О явлениях утомляемости при умственной работе" (1879). Восьмидесятые годы XIX века выделяются огромным количеством работ, увеличением интереса к психологической проблематике. Н.Я.Грот пишет "Психологию чувствования" (1879-1880); В.Х.Кандинский (1849-1889) - русский психиатр в своей работа дает классическое определение псевдогаллюцинаций (1885), а в 1881 году написал "Общепонятные психологические этюды" (1881). М.И.Владеславлев (1840-1890) - профессор (1868) и ректор (1887) Петербургского университета, выступил против материалистического и гегелевского методов в психологии. Он возглавил в Петербургском университете пореформенную психологическую и философскую науку. Им переведена на русский язык "Критика чистого разума" И.Канта, написаны труды - "Современные направления в науке о душе" (1866), "Психология" (1881) в двух томах, где дал систематизацию экспериментального психологического знания. Среди других трудов по психологии восьмидесятых следует выделить работы: М.М.Троицкого "Наука о духе" (1882); П.Ф.Лесгафта "Школьные типы"(1884). К этому же периоду следует отнести работу П.И.Ковалевского "Основы механизма душевной деятельности" (1885). Профессор Харьковского университета П.И.Ковалевский основал первый русский психиатрический журнал "Архив психиатрии, нейрологии и судебной психопатологии", в котором печатались результаты экспериментально-психологических исследований и обзоры западной психологической литературы В.Ф.Чижа. Проводилась мысль о том, что научная психология может быть создана как экспериментальная наука лишь в системе естествознания. Интересен его взгляд, согласно которому психическая деятельность развивается посредством противоречий между мышлением и самочувствием, которые снимаются воспитанием воли. Путь образования индивидуальности человека он показывает на психофизиологии ребенка. В.Ф.Чиж - профессор, руководитель Юрьевской лабораторией написал книгу "Научная психология в Германии". Он публикует в 80-е годы экспериментальные исследования: "Измерение времени элементарных психических процессов у душевнобольных", "Объем сознания о здоровых и душевнобольных". В 1886 году В.М.Бехтерев издает работу "Сознание и его границы". В восьмидесятых - начале девяностых годов начинают выходить журналы "Вопросы психологии и философии", "Вестник психиатрии" с отделом психологии. Результаты многочисленных экспериментальных психологических исследований публиковались в журналах по психиатрии и невропатологии. Динамика их выхода в свет такова: 1883 г. - первый журнал "Архив психиатрии, нейрологии и судебной психопатологии" под ред. П.И.Ковалевского вышел в Харькове; 1883 г. - журнал "Вестник клинической и судебной психиатрии и невропатологии" по ред. В.П.Мережеевского в Петербурге; 1893 г. - "Неврологический вестник": труды психологической лаборатории В.М.Бехтерева в Казани; 1896 г. - "Обозрение психиатрии, нейрологии и экспериментальной психологии"; 1903 г. - "Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма"; 1896 г. - "Записки психологической лаборатории психиатрической клиники Московского университета" под ред. А.А.Токарского. Многие диссертации по психологии и психофизиологии изданы отдельными книгами. Девяностые годы XIX столетия охарактеризовались появлением более двухсот капитальных трудов и статей, экспериментальных исследований по психологии. Обозначим наиболее значимые для становления отечественной психологической науки: Лесгафт П.Ф. "Семейное воспитание ребенка" (1890); Ланге Н.Н. "Душа в первые годы жизни" (1892) и "Психологические исследования" (1893); Сеченов И.М. "Предметная мысль и действительность" (1892); Токарский А.Н. "Экспериментальные материалы по памяти" (1894-1895); Берштейн А.Н. "О восприятии постоянных и переменных раздражителей" (1895), "Мир звуков, как объект восприятия и мысли", "О восприятии постоянных и переменных раздражений", "Методика экспериментально-психологического исследования душевнобольных"; Чиж В.Ф. "Экспериментальное исследование памяти звуковых восприятий" (1896), "Широта восприятия у душевнобольных", "Время ассоциаций у здоровых и душевнобольных", "Экспериментальное исследование памяти звуковых восприятий", "Интеллектуальное чувствование душевнобольных"; Челпанов Г.И. "Проблема восприятия пространства" (1896); Гервер А.В. "О памяти зрительных восприятий" (1899). Подводя итог краткому экскурсу в историю развития и становления российской психологии, следует отметить, что усилиями многих поколений мыслителей, исследователей, писателей были заложены мировоззренческие и научные основы отечественного психологического знания. Поэтому развитие российской психологии в XX веке опиралось на солидную теоретико-методологическую базу исторического прошлого - результаты исследований целой плеяды выдающихся ученых, гуманистические традиции отечественной науки. Обозревая путь, пройденный российской психологией на пути своего научно-организационного становления, следует особо подчеркнуть оригинальность процесса ее эволюции, эвристическую направленность и общечеловеческую ценность вклада отечественных психологов в мировую науку и культуру. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней / Перевод с англ. М., 1995. 2. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947. 3. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1967-1969. 4. Антология мировой философии. В 4-х т.Т.1. М., 1969. 5. Великие мыслители Запада. М., 1998. 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т. 2, 3. 7. Гегель Г.В. Лекции по истории философии. В 2-х книгах. С-Пб., 1993-1994. 8. Десуар М. Очерки истории психологии. С-Пб., 1912. 9. Диаген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. 10. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. Учебник. М., 1990. 11. Зинченко В.П., Моргунов В.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994. 12. Из истории русской психологии. М., 1961. 13. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. 14. История педагогики и современность. Хрестоматия. Л., 1970. 15. История советской психологии труда. Тексты. М., 1983. 16. Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. Воронеж, 1996. 17. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М., 1991. 18. Начала христианской психологии. М., 1995. 19. Очерки по истории русской психологии. М., 1957. 20. Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. М., 1984. 21. Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической науки. М., 1967. 22. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М., 1994. 23. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 1996. 24. Рубинштейн С.Л. История русской научной психологии // Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. М., 1989. – С. 89-97. 25. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. 26. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу “Введение в психологию”. М., 1994. 27. Теплов Б.М. О некоторых общих вопросах разработки истории психологии // Избранные труды. В 2-х т. Т. 2. М.. 1985. – С. 199-217. 28. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 29. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1990. 30. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. 31. Хрестоматия по психологии. М., 1987. 32. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1990. 33. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1974. 34. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.109 (0.013 с.) |