ТОП 10:

Ранняя философская мысль Индии, Китая, Греции



Культурно-исторические предпосылки возникнове­ния философии. Цивилизационный «взрыв» середины I тысячелетия до н. э. Кризис родовой морали и мифологи­ческого миропонимания. Путь от мифа к рационально-те­оретическому миропониманию. Предфилософские фор­мы мироуяснения в Месопотамии и Древнем Египте. Че­ловек в культуре Древнего Востока. Учения Будды, Конфуция, Лао-Цзы. Философская мысль в Индии и Ки­тае VI—V вв. до н. э.

Античная культура Средиземноморья. Расцвет Древ­ней Греции VI—V вв. до н. э. Гесиод, Гомep. «Семь мудре­цов» Эллады. Ранняя греческая философия. Космологизм, поиск «первооснов». Две тенденции: идеализм и ма­териализм. Милетские натурфилософы и пифагорейство. Гераклит, Эмпедокл и др. Древние мыслители Востока и Греции о всеобщих началах и принципах мира. Рождение термина философия, его смысл.

3. Античная философия

Классический период в развитии греческой филосо­фии (V—IV вв. до н. э.). Демократические полисы и антич­ное просвещение. Релятивизм, субъективизм и скепти­цизм в учении софистов. Формирование атомистики. Ана­ксагор, Материалистическое учение Демокрита, его влияние на развитие философии и науки. Учение Сократа — рождение философии нового типа. Перемещение инте­реса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от тео­рии к методу. Диалектика как искусство творческого диа­лога. Философия Платона. Объективный идеализм: соотношение вещей и идей, тела и души. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели, благу (Со­крат, Платон). Учение Платона об идеальном государст­ве, законах, справедливости. Платон и античная матема­тика. Платонизм в дальнейшем развитии философии. Ари­стотеле его труды и учение. Логика, метафизика, концепция категорий. Учение о материи и форме, о при­чинности и других универсальных принципах бытия. По­нятие целевой причины. Идея перводвигателя. Учение Аристотеля в истории философии и науки. Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Эпику­рейство и этическое учение стоиков. Школа скептиков. Философия, ее предназначение в понимании греческих и римских философов. Идеал мудрости, ценность меры, гармонии. Античность и философия последующих эпох.

4. Философская мысль средневековья

Формирование предпосылок средневековой филосо­фии. Неоплатонизм. Плотин. Европа V—XV вв. «Мир» христианства. Теоцентризм. Проблемы добра и зла, чело­веческого грехопадения и спасения. Радикальное измене­ние системы ценностей. Ориентация религиозного созна­ния на духовные идеалы. Учение Аврелия Августина. При­рода и человек как творения Бога. Первенство Бога над миром, воли над интеллектом, веры над разумом. Учение о свободе воли. Идея «Града Божьего». Мотивы неоплато­низма в философии средних веков. Средневековый ирра­ционализм и рационализм. Мистика и схоластика. Осо­бый характер учености, тем дискуссий. Проблема реаль­ности единичного и общего. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм. «Сумма теологии» Фомы Аквинского — свод религиозно-философ­ских идей средневековья. Обоснование идеи Бога. Сред­невековая картина мира. Соотношение науки, филосо­фии, религии. Аскетизм и духовность как нравственный идеал. Особенности развития философии в Византии, ее влияние на философскую мысль Болгарии, Армении, Гру­зии, Руси. Средневековая философия мусульманского Востока.

5. Философия Возрождения

Европа XIV—XV вв. Черты эпохи. Формирование раннебуржуазного общества. Интерес к античности. Италь­янский гуманизм (XIV—XV вв.). Лоренцо Вала. «О наслаж­дении как истинном благе». Обращение к нравственному идеалу Эпикура. Флорентийский платонизм. Марсилио Фечино. Концепция «ученой религии и благочестивой фи­лософии». Пантеизм. Пико делла Мирандола. Его речь «О достоинстве человека». Антропоцентризм. Принцип мак­симальной свободы человека— ключевая идея гуманисти­ческой философии. Философское творчество Николая Кузанского. Трактат «Об ученом незнании». Влияние неопла­тонизма. Возрождение античной диалектики. Рождение современного естествознания. Николаи Коперник. Гелиоцентризм, его философское осмысление. Критика религиозной картины мира, возрождение мотивов античности. Натурфилософия. Джордано Бруно, его взгляды и судьба. Мысли о бесконечности мира и бесчисленном множестве миров. Влияние идей Бруно на развитие философии. Но­вого времени. Свободомыслие и скептицизм Возрождения. Борьба против схоластики, догматизма мышления. «Опыты» Мишеля Монтеня. «Христианский гуманизм» Эразма Роттердамского. Социальная философия эпохи. Труд Никола Макиавелли «Государь». Разграничение политики и морали. Проблема власти и насилия, цели и средства ее осуществления. «Макиавеллизм». Т. Мор, Т. Кампанелла. Утопические идеи идеального государства. Движения за реформу церкви в XIV—XV вв. Протестантизм. Мартин Лютер, его выступление против римской церкви. Реформация и августианская традиция. Приспособление религии к новой эпохе. Усиление веротерпимости.

6. Философия Нового времени (XVII в.)

Развитие капитализма в Европе. Ранние буржуазные революции. Великие географические открытия. Успехи экспериментально-математического естествознания. Нор­мирование механико-материалистической картины природы. Учение о субстанции. Дуализм, монизм, плюрализм. Механистический детерминизм. Трудности в решении проблем движения, Материи, «первичных» и «вторичных» качеств, сознания и человеческой свободы. Идея универсального метода научного познания.

Эмпиризм и рационализм. Френсис Бэкон. Осмысление науки как социального фактора. Обоснование эмпиризма. Метод индукции. Обоснование научного познания с позиции рационализма. Рене Декарт. Принцип методического сомне­ния. Постановка проблемы субъекта познания. Разработка методологии дедуктивных наук. Вклад Лейбница в. логику и теорию познания. Разграничение истин разума и истин факта. Идеи логического исчисления. Разработка принципов «аналитической» философии. Достижения ра­ционализма. Теория познания материалистического сен­суализма, эмпиризма. Джон Локк. Психологический под­ход к теории познания. Ум как «чистая доска». Роль чувст­венного опыта. Простые и сложные идеи. Сила и слабость эмпирико-сенсуалистического обоснования познания. Джордж Беркли, Критика понятия материи. Трансформа­ция материалистического сенсуализма в субъективный идеализм. Скептицизм Давида Юма. Принцип «непосред­ственно данного». Трактовка понятий: причина, сила, субстанция. Проблема знания и верования. Влияние Локка, Беркли, Юма на последующее развитие философии. Ориентация на разум, науку как общая черта философ­ской мысли XVII в. Проблемы: знание и нравственность, свобода и необходимость (Спиноза). Первые разочарова­ния в механистическом материализме XVII в. Блез Пас­каль. Тема бессилия «доводов разума» перед «доводами сердца». Проблема «человек-общество-государство» в трудах мыслителей XVI] в. Концепция общественного до­говора. Томас Гоббс. Социально-философские взгляды Дж. Локка, Д.Юма. Формирование основ философии ев­ропейского Просвещения.

7. Философия Просвещения (XVIII в.)

Эпоха Просвещения. Ключевые идеи: «разумность» и «естественность», свободомыслие, скептицизм, вера в че­ловеческий разум и общественный прогресс. Критика фе­одализма, религии. Ориентация на светскую культуру. Концепция суверенной личности. Идеалы и программы правового общества. Идейная подготовка буржуазных ре­волюций XVIII в. во Франции и Америке. Французское" Просвещение, его теоретическая основа — сенсуализм, пе­дагогика и социальная философия Д. Локка. Просветите­льская философия истории и концепция социального прогресса в трудах Ф. Вольтера. Общественный идеал: «царство разума», просвещенный монарх, союз государей и философов. Ш. Л. Монтескье, его труд «Дух законов». Французские материалисты. «Энциклопедия наук, ис­кусств и ремесел», ее роль в формировании основ демо­кратического мировоззрения. Дени Дидро. Разработка ма­териалистической концепции природы. Развитие миро­воззрения материалистов XVII в. в труде Поля Гольбаха «Система природы». Сочинения К. Гельвеция «О человеке» и «Об уме». Философские предпосылки утопического со­циализма. Место французского материализма XVIII в. в истории философской мысли. Жан-Жак Руссо. Педагоги­ческие мысли. Идеи справедливого общественного дого­вора, прав народа на ниспровержение власти. Идеал рес­публики, равенства, свободы и суверенитета народа. Вли­яние идей Руссо на Робеспьера и его единомышленников. Подготовка идей «Декларации прав человека и граждани­на» — исторического завоевания французской революции XVIII в. Американское Просвещение. Б. Франклин, Т. Джеферсон, Г. Пейн и др. Воплощение идей Просвещения в «Декларации прав человека» и Конституции США. Идеи Просвещения в России. MB. Ломоносов. Христианский платонизм: Г. С. Сковорода, М. М. Щербатов. Формирова­ния нерелигиозной философии. Деизм. А. Н. Радищев. Трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Демо­кратические идеи в произведении «Путешествие из Петер­бурга в Москву», Программы декабристов. Формирование и развитие традиции русской университетской филосо­фии. Немецкое Просвещение. Новаторская философская мысль в области эстетики (Лессинг и др.). Философия язы­ка, теория познания. И. Ф. Гердер. Концепция исторично­сти природы и общества. И. Гете. Учение о развитии мира как видоизменении его форм и о диалектических «поляр­ностях». Пафос действия. Влияние идей Просвещения на немецкую классическую философию.

8. Классическая немецкая философия (конец XVIH-XIX вв.)

Французская революция, ее влияние на ситуацию в Ев­ропе. Германия конца XVIII—начала XIX вв.: особенности экономического и социального развития. Предпосылки расцвета немецкой культуры. Классическая немецкая фи­лософия—духовное выражение противоречивого утверж­дения буржуазной эпохи.

Эммануил Кант. Два периода творчества. «Докритический» период. Основные идеи «критического» периода. Знаменитые кантовские вопросы. «Трансцендентальный идеализм». Новая картина познавательного процесса — на основе зрелой науки XVII—XVIII вв. Концепция теорети­ческого знания. Априоризм. Этика Канта. «Категориче­ский императив». Безусловное первенство долга. Пробле­ма свободы воли. Положение об абсолютном достоинстве и полноценности каждой личности. Обоснование моральной значимости религии. Постулаты «практического» ра­зума. Место Канта в истории философии, его влияние на философскую мысль конца XVIII — XX столетия. Филосо­фия И. Фихте. Абсолютизация активности мышления. Субъективный идеализм в понимании соотношения субъ­екта и объекта. Волюнтаризм. Радикализм социально-фи­лософских идей, их эволюция. Философия Ф. Шеллинга. Ее истоки в учениях Канта и Фихте: отход от них. Натур­философия. Влияние идей Шеллинга на последующую философскую мысль (Шопенгауэр и др.). Шеллингианство в России XIX в.

Г. Гегель— мыслитель, венчающий развитие немецкой философской классики. «Феноменология духа». Пробле­мы морали, права, государства. Концепция «гражданско­го» общества. Историзм и диалектика Гегеля. Трактовка исторической закономерности. Создание новой культур­но-исторической «картины мира». Система «абсолютного идеализма». Историческая оценка гегельянства в XIX и XX вв.

Гегелевская школа в Германии XIX в. «Младогегельян­цы». Их эволюция от критики религии к проектам радика­льного изменения общества. Отход от классических тол­кований сущего. Понятия «чувственность» (Фейербах), «труд» (Маркс) и др. Темы: отчужденное сознание, фило­софия и практика, христианская мораль и атеизм. Тенден­ции индивидуализма (Б. Бауэр, М. Штирнер) и «коммунности» (Л. Фейербах, К. Маркс). «Конец» классической не­мецкой философии, ее преодоление и возрождение в философских учениях XIX—XX вв.

Философия Л. Фейербаха. Опыт преодоления гегелев­ского идеализма. Работа «Сущность христианства». Ана­лиз психологических основ и критика религии. Антропо­логический материализм и сенсуализм Фейербаха. Его гу­манизм, этика любви. Принцип индивидуальности и идея человеческого рода, нравственного долга человека перед людьми. Влияние Л. Фейербаха на развитие философской мысли. Фейербах и Маркс Возможности современного прочтения трудов Фейербаха.

9. Философия К. Маркса. Идеология марксизма

Формирование философских позиций Маркса. Крити­ка общественного уклада Германии. Изучение политиче­ской экономии. Влияние философского гуманизма Фей­ербаха. Обращение к идеям коммунизма, их анализ в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» Кон­цепция «отчужденного труда». Критика «казарменного коммунизма». Идеал справедливого общества и гармонич­ного человека. Гегельянские основоположения филосо­фии Маркса. Концепция «практической философии». Проблема отчужденных форм сознания и фетишизма. Критика гегельянства. Концепция диалектики как метода познания сложной развивающейся системы («Капитал»). «Популярный» образ диалектики в работах Ф. Энгельса и Г. В. Плеханова, его вульгаризация в «марксизме-ленинизме». Марксова философия истории. Принципы материалисти­ческого понимания истории. Идея общественно-истори­ческой практики. Концепция сознания и теория идеоло­гии. Учение о классовой борьбе и революциях. История человечества как закономерный процесс. Идея прогресса. Субъект истории. Историзм в понимании философских проблем. «Всеобщность» и европоцентризм философии истории.

Философская антропология Маркса. Человек — актив­ное практическое, предметное существо. Социальная природа человека. Индивиды и социальные группы. Конфликтность общественной практики. Отчуждение челове­ка в социальной истории. Грани и исторические формы свободы. Идеал «общечеловеческой эмансипации» и ком­мунистический проект его осуществления. Догматизация и вульгаризация идей социальной философии Маркса. Разъяснение сути позиций в письмах Ф.Энгельса (1880-1890). Становление идеологии марксизма. Привер­женцы и критики идей Маркса в философии XX столетия. Социология знания, франкфуртская школа и др. Философия Маркса, идеология марксизма и исторические реалии XX столетия. «Марксизм-ленинизм». Критика марксизма в работах Я. Б. Струве, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. Новгородцева и др. Западный марксизм XX в.: А.Грамши, Д. Лукач, А. Альтюссер. Проблема исторической «вины» мыслителя и корректного освобождения от идеологии и практики «марксизма».

10. Философия иррационального. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше

Антигегелевская «волна» первой пол. XIX в. Предпо­сылки философии А. Шопенгауэра. Влияние Канта и Пла­тона, индийской философии и культуры. «Мир как поля и представление». «Воля к жизни» и ее объективации. Этика Шопенгауэра. Критика нравственного императива Канта. Мысли о роли страдания и сострадания. Поиск путей пре­одоления зла в мире. Влияние Шопенгауэра и европей­ской философии второй половины XIX и XX вв. Его идеи в России.

Основные понятия и принципы философии Серена Кьеркегора. Антигегельянство. Критика рационализма. Религиозный характер философии. Учение о трех формах человеческого бытия: этической, эстетической, религиоз­ной. Интерес к индивидуальному существованию челове­ка — его экзистенции. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора. Понятия отчаяния, страха и «болезни к смер­ти». Кьеркегор и экзистенциальные философы XX века.

Ф. Ницше. Ницшеанская картина мира как антипод «классического» миропонимания. Понятие «трагической эпохи». Интерпретация греческой философии и культуры. Критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей». Феномен «европейского ниги­лизма», его трактовка у Ницше. Особенности «антихрис­тианства» Ницше. Образ Заратустры как проповедника и мыслителя. Главные идеи концепции «сверхчеловека». Социально-политическая концепция Ницше. Фальсифи­кация его наследия. Философия Ницше в России. Совре­менные интерпретации его философии. П. Позитивизм

11. Позитивизм

Позитивизм XIX—XX вв. Эмпирическая философия науки. Возрождение традиции британского эмпиризма, французского энциклопедизма и мотивов Просвещения. Первая волна позитивизма: О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спен­сер. Родоначальник позитивизма О. Конт. Концепция трех стадий развития интеллекта. Критика отвлеченного умст­вования и защита позитивного знания. Наблюдение, опи­сание, индуктивное обобщение — важнейшие методы по­зитивного познания. Противопоставление описания объ­яснению. Релятивизм. Радикальный эмпиризм Д. С. Милля. Разработка теории познания на основе идей Юма. Опыт­ное, индуктивное толкование всего познания, включая математику и логику. Позитивистские идеи в учении Г. Спенсера.

Вторая волна — эмпириокритицизм или махизм (Р. Аве­нариус, Э. Мах и др.), их связь с кризисом механико-мате­риалистического обоснования физики. «Механика» Маха и критика классической механики. Методологический принцип «чистого» описания. Теория «принципиальной координации» Р. Авенариуса и критика метафизического материализма.

Третья волна: логический позитивизм «Венского круж­ка». «Логический эмпиризм» в США. М. Шлики Р. Карнап. Программа радикального эмпиризма на основе примене­ния аппарата символической логики. Логический эмпи­ризм. Концепция чистого опыта и редукции теоретиче­ских положений к опытной основе. Принцип верифика­ции научных утверждений. Проблема разграничения науки и метафизики. Неудачи в реализации программы. Пересмотр позиций. Влияние позитивизма в России XIX—XX вв. Позитивное мышление и позитивизм как фи­лософская установка. Философская ограниченность сци­ентизма.

12. Философия прагматизма

Возникновение прагматизма(70-е годы XIX в., США). Американский «синтез» европейских идей британского эмпиризма и утилитаризма, классического рационализма, Просвещения. Критика абсолютного идеализма неогеге­льянства. Программа «реконструкции философии» с це­лью сделать ее практически значимой. Ч. С. Пирс — осно­воположник прагматизма. Его программные статьи. Тол­кование истины как полезного мнения, направляющего действие. Логика, семиотика, теория познания и метафи­зика Пирса, их влияние на другие философские концеп­ции.

Радикальный эмпиризм Уильяма Джемси. Понимание опыта как «потока сознания» или «потока жизни». «Плю­ралистическая вселенная». Понимание истины как полез­ности идеи. Прагматизм как метод «улаживания философ­ских споров». Прагматическое оправдание религиозной веры.

«Инструментализм» Д. Дьюи. Опыт как серия уникаль­ных «проблематичных ситуаций». Условный характер обобщений, невозможность теорий. Принцип свободного экспериментирования, постепенного совершенствования опыта. Мысль об уникальности добра и невозможности общих норм нравственности. Дьюи о соответствии инст­рументального метода исследования демократическому устройству и духу американского общества. Педагогиче­ские принципы «обучения на деле». Распространение и влияние прагматизма в США и др. странах.

Прагматический подход к проблемам семиотики, логики, методоло­гии науки, педагогики, политики. Прагматизм и фило­софская мысль наших дней. Проблема корректной оценки философии прагматизма.

13. Аналитическая философия XXв.

Рождение «философии анализа». «Бунт» против «абсо­лютного идеализма», защита реализма и плюрализма, язы­ковой подход к философским проблемам. Философия здравого смысла Д. Э. Мура. Парадоксы теории множеств и логическое исследование оснований математики. В. Рас­сел. Анализ обозначающих фраз, его философское значе­ние. Проблему осмысленного и бессмысленного. Пере­осмысление предмета и метода философии. Принцип; логика — сущность философии. Начало философии логи­ческого анализа. Метафизика логического атомизма. Вари­анты «аналитической философии».

Л. Витгенштейн, его место в философской мысли XX века. «Логико-философский трактат». Ранний Витгенш­тейн об отношении языка и реальности. Соотношение выразимого и невыразимого. Тезисы: «язык вуалирует мыс-Ли», философия полна концептуальных подмен, замеша­тельств. Толкование философии как деятельности анализа, прояснения мысли. Невысказываемое. Поздний Витгенштейн, его «Философские исследования» и другие работы. Концепция «языковых игр». Тема языкового «гипноза». Методы прояснения языка. Влияние Витгенш­тейна на философские школы и направления XX в. (логи­ческий позитивизм, британская лингвистическая филосо­фия и др.). Аналитическое движение в современной западной философии, тематика исследований и дискуссий. Основные тенденции. Различные понимания метода ана­лиза и задач философии.

14. Феноменология Э.Гуссерля.

Герменевтика. Структурализм

Гуссерль об идеале научности, абсолютном характере истины, систематическом единстве научного знания и задаче наукоучения. Идея «чистой логики». Опыт психологического обоснования математики. Критика психологиз­ма в логике и теории познания. Теоретические предпо­сылки, задача и метод феноменологии. Концепция философии как строгой науки. «Естественная» и «феноме­нологическая» установки познания. Критика натурализма историцизма. Психологическая и трансцендентальная редукция. Учение о «чистом сознании». Интенциональность как главное свойство сознания. Особенности гуссерлевского априоризма. Понятие «жизненного мира» в поздних работах Э.Гуссерля. Основные направления развития феноменологии после Гуссерля, ее влияние на экзи­стенциализм, герменевтику и др. Герменевтика, ее основ­ные идеи и исторические источники. «Универсальная гер­меневтика» Ф. Шяейермахера как искусство понимания сознания другого человека. Ее роль в формировании методологии гуманитарного познания. В. Дильтей. Различие естественных и гуманитарных наук. Поиск философских оснований наук о духе. Жизнь как внутренний опыт. По­нимание — фундаментальный способ человеческого бы­тия в герменевтической концепции Хайдеггера. Изначальность речи, предпонимание. Философская герменевтика Г. Г. Гадамера. «Спор о герменевтике». Диалог, контжест, герменевтический круг. П. Рикер. Человек и историческая связь времен. Поиск метода анализа человеческой субъек­тивности—личности— как творца мира культуры. Работа «Конфликт интерпретаций. Философское обоснование герменевтики. Философский структурализм. Теоретиче­ские источники и проблемное поле структуральных иссле­дований: лингвистика, этнология, психоанализ, истори­ческая наука. Понятия: означаемое и означающее, син­хрония и диахрония, структура и история, К. Леви-Стросс. «Структурная антропология», учение об априорных бес­сознательных структурах. Творчество М. Фуко. «Слева и вещи». Концепция культуры как знаковой системы. «Ар­хеология гуманитарных наук» Структурализм как направление мысли и тип метафизики.

15. Экзистенциализм.

М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр

Исторические и духовные предпосылки экзистенциа­лизма. Основные представители. Отношение к романти­кам, философии жизни, психоанализу, феноменологии. Критика рационализма как миросозерцания. Обращение к проблемам человеческого существования. Экзистенциа­лизм в Германии. М. Хайдеггер, его раннее и позднее твор­чество. «Бытие и время». Основные категории («экзистенциалы»). Темы: «бытие-в-мире», «неподлинное существо­вание», язык как «дом бытия», истина как «открытость». Философия К. Ясперса. Ж.-П. Сартр. Основные идеи работы «Бытие и ничто». Эволюция воззрений. Три аспекта человеческого существования: «бытие в себе», «бытие-для-себя» и «бытие-для-другого». Проблема выбора и ответственности. Понимание свободы как неотъемлемой характеристики человека. Критика диалектического разу­ма. Неомарксизм Сартра. А. Камю. Социальный смысл его философии, «Миф о Сизифе» и «Бунтующий человек». Путь от нигилистической «философии абсурда» к «мора­листическому гуманизму». Экзистенциальная феномено­логия М. Мерло-Понти. Философия Г. Марселя. Экзистен­циальная философия в России: (Бердяев, Шестов), Испа­нии: (Унамуно, X. Ортега-и-Гассет), и других странах. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, преодолении отчуждения и обретении смысла бытия. Проблемы выбора своей судьбы, существования и смерти, свободы и ответственности. Критика нигилизма. Влияние экзистенциализма на развитие европейской культуры. Эк­зистенциализм и гуманизм.

16. Русские философы XIX —XX вв.

Истоки русской культуры, ее религиозная почва. Философские умонастроения в культуре XII—XVIII вв. Позднее формирование самостоятельной философии в собственном смысле слова. Философичность классиче­ской литературы XIX в.: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь Ф. М. Достоевский, Л. Я. Толстой. Опыт Запада и тема су­деб России. Спор славянофилов и западников. А. С. Хомяков и И. В. Киреевский, их религиозно-философские идеи. Российское западничество. П. Я. Чаадаев. Его судьба и творчество. «Философические письма», историософия Чаадаева. Чаадаев и Пушкин: два взгляда на русскую исто­рию. Чаадаев и славянофилы. Антропологические мысли Чаадаева о метафизике человека, об индивидуальном и всеобщем разуме, о «страшной силе» свободы. Критика европейской цивилизации в работах А. И. Герцена. Запад­ники-либералы. Судьба либерализма в России. Концеп­ция «одномерного» западного человека и критика «духов­ной буржуазности» К. Леонтьевым и И.Данилевским. В. Со­ловьев. Философия всеединства. Ранний период творчества: критика позитивизма, влияние славянофиль­ства и европейской философской традиции. Учение о Со­фии. Религиозно-философская антропология и историо­софия. Идеи «христианской политики» и «христианской культуры». Основные принципы этики. Критика национализма и космополитизма. В.Соловьев как историк фи­лософии. Спор с Л. Толстым. Взгляд в будущее. Револю­ционно-демократическая мысль в России (Я. Г. Чер­нышевский и др.). Предпосылки философии марксизма. Русский религиозно-философский ренессанс начала XX в. Условия его формирования и идейные источники (В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский, Ф. Ницше, теоретики символизма). Ф. М. Достоевский. Развенчание революционаризма. Учение Я. А. Бердяева о свободе, смысле творче­ства и «парадоксальной этике». Экзистенциализм И. А. Бердяева и Л. Шестова. Осмысление русской фило­софской эмиграцией истоков и причин катастрофы 1917 года. Философия истории Н. А. Бердяева. Отечественная философия в 20—80-е гг. XX в. Догматизированный марк­сизм как государственная философия и идеология. Жест­кая регламентация работы специалистов в отечественной философии 1920—1950-х гг. Постепенное возрождение историко-философской культуры (конец 1950-х — начало 1960-х гг.). Проблемы, волнующие философов и думаю­щих людей России сегодня. Евразийство, анализ уроков вестернизации России, мысли о построении пост советского общества. Вклад русской мысли в мировую фило­софскую культуру.

17. Философия, ее проблемы, функции, место в культуре.

Чему учит история философии? Природа философ­ских проблем. Функции философии; ее соотношение с обыденным сознанием, наукой, религией, политикой, искусством и др. Философия в системе культуры. Задачи философского осмысления «предельных» оснований ку­льтуры. Своеобразие творчества великих философов и дух эпохи. Конкретно-историческое и вечное в философ­ском мироуяснении. Связь философского опыта разных эпох. Теоретическая глубина и принципиальная ориен­тация философского обобщения исторического опыта на высшие ценности, идеи гуманизма, справедливости. Со­временные дискуссии о важнейших философских учени­ях прошлого. Споры о метафизике (К.-О. Апель, Ю. Хабермас и др.). Поиски новой модели рациональности. Но­вые попытки синтеза различных философских подходов и направлений. Постмодернизм. Ж. Деррида. Антитеза «модерна» и «постмодерна». Обновление религиозной философии. Споры вокруг «теории справедливости» Дж. Роулса. Новый интерес к философии морали и права, проблемам власти, оппозиции, борьбы против тоталита­ризма и др. Проблемы коммуникации, «коммуникатив­ного разума» в действии (Ю. Хабермас, П. Рикер и др.). Открытый характер поиска ответов на философские воп­росы.

Часть II. Философия: основные понятия и проблемы

1. Бытие. Виды бытия. Материя и дух

Мир как реальность. Мифологические, ре­лигиозные, научные, философские «картины» мира. Уни­версальное теоретическое знание (метафизика). Бытие и небытие. «Полюсы» бытия; существование мира и жизнь человека. Понятия микрокосма, судьбы, экзистенции. Труд­ности философского осмысления бытия. Проблема дока­зательства существования внешнего мира, Бога, нашего «я». Существование и «сущность». Бытие общего и инди­видуального, материального и идеального. Бытие и пространство, «горизонты» мира и его безграничность. Бытие и время. Идея бесконечного и непреходящего существова­ния мира. Время и вечность. Абстрактная онтология — фи­лософская концепция общих характеристик бытия. Поиск первоосновы сущего, структурных «единиц» бытия. Уче­ние о категориях. Основные предметные области фило­софского исследования: природа — общество — человек. Философия природы, социальная философия, философ­ская, антропология, философия познания, учение о цен­ностях (аксиология) и др. Конкретные онтологии Много­образие явлений и проблема единства мира. Философский монизм, дуализм, плюрализм. Бытие как общее поле фи­лософских размышлений. Универсальные понятия (кате­гории): вещь, свойства, отношения и др. Градация «мате­рия и дух». Полярность понятий и реальный статус двух «начал». Материальные и духовные аспекты человеческой жизни. Природа идеального. Объективная и субъективная реальность. Внутренний мир человека как особый род бы­тия. Материализм и идеализм — альтернативные способы миропонимания. Объективный, субъективный, религиоз­но-философский идеализм. «Физический», биологиче­ский, «исторический», «психологический» и др. варианты идеализма. Принципы философского материализма: ма­териальность мира, единство материи и движения, ее упорядоченность, детерминизм. Распространение материалистических объяснений на все более сложные видь реа­льности. Трудности этого процесса: редукционизм и уникализм. Историческое развитие материализма. «Ддвойственность» бытия. Проблема альтернативных философских «стратегий» мироуяснения.

2. Универсальные связи бытия. Диалектическое миропонимание

Целостность и многообразие мира. Подвижность, из­менчивость бытия. Трудности постижения связей и взаи­модействия явлений, целостности предметов, их движе­ния, изменения, развития. Парадоксы, апории, антино­мии. «Парные» диалектические понятия (единична — общее, явление — сущность, возможность —действитель­ность и др.). Поиск «единства противоположностей», освоение диалектики. Универсальные связи бытия. Принципы диалектического миропонимания. Структурные связи. Часть и целое. Элементаризм и холизм. Принцип це­лостности. «Форма» и «содержание». Упорядоченность бытия. Порядок и хаос. Гармония и дисгармония. Элемен­ты и структура. Понятие системы. Типы систем. Связи де­терминации. Причинные связи. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действите­льность. Законы, их типы. Принцип детерминизма, его альтернативные концепции. Фатализм. Вероятностная концепция детерминизма (причинности, закономерности). Уроки диалектики. Изменение («становление»), труд­ности его философского осмысления. Качественные и ко­личественные характеристики вещей. Методы качествен­ного и количественного анализа. Понятие меры. Проблемы качественных трансформаций, «скачков» Об­ратимые и необратимые изменения. Цикличность и по­ступательность изменений («отрицания отрицания»). Из­менение, развитие, прогресс. Принцип историзма. Про­гресс и регресс, их диалектическое соотношение. «Консерватизм» и «прогрессизм». Противоречивый ха­рактер прогресса. Противоречие как философская пробле­ма. Логические противоречия. Знаменитые парадоксы в ис­тории философии и науки. Причины возникновения спо­собы устранения. Принцип непротиворечивости как канон научного мышления и человеческого здравомыс­лия. «Полярности» (противоположности) в осмыслении мира. Язык, его «бинарные оппозиции» и «негативная» диалектика. Поляризация позиций («да и нет», «так и не так»). Поиск «позитивной» диалектики (Гераклит, И. Кузанский, Гегель и др.). Постижение «единства» противопо­ложностей, теоретический и практический смысл этой условной формулы. Ценность навыков диалектики. «Жест­кое» мышление и деспотизм, тоталитаризм. Противостоя­ние точек зрения и конфликт интересов. Диалектика и демо­кратизм мышления, их родство. Навыки творческого диало­га, согласия, компромисса — достижение цивилизации.

3. Природа. Ее философское осмысление

Понятие природа. Образы природы в мифах, религиях, искусстве, обыденном сознании. Опосредованность пред­ставлений о природе человеческой практикой, культурой. Философия природы — обобщение исторического опыта ее освоения. Человек в природе: «включенность» и «проти­востояние». Органическая связь жизни человека с естественными условиями его существования. Преобразование природы — способ человеческого существования в мире. Духовная связь человека с природой. Материальный мир природы: разнообразие, единство, целостность. Микро-, макро-, мега мир, их взаимосвязь. Случайность и законо­мерность, гармония и хаос в природе. Бесконечность и не­исчерпаемость мирового целого. Направленность, необ­ратимость и круговороты космической эволюции, про­странственно-временная связь с ней эволюции Земли. Природа живая и неживая. Жизнь как земной и космиче­ский феномен. Биосфера, уровни ее организации, вклю­ченность в геологические процессы, зависимость от чело­века. Человек как природное существо. Человеческий род. Естественные предпосылки антропогенеза. Природная среда обитания — «дом» человека. Экологические факто­ры общественной жизни. Земля, Вселенная, человек. По­знавательные, технические, философские, ценностные аспекты отношения людей к природе. Жизнь как цен­ность. Проблема гармонизации системы природа-обще­ство-человек.

4. Общество. Культура. Философия истории

Деятельность (труд) — способ существования людей и базовая философская категория для уяснения человека, общества, культуры. Общество как совместная жизнедея­тельность людей. Субъект, объект, средства деятельности, ее цели, организация, последствия. Разделение труда, об­мен. Общественные отношения. Регулятивы деятельности. Потребности и интересы. Стимулы, мотивация действия и социальные приоритеты. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Природа сознания, его связь с языком. Формы общественного сознания: полити­ческое, правовое, нравственное, религиозное, эстетиче­ское. Индивидуальное, групповое, массовое сознание. Общество как сложная система: его духовная, экономиче­ская, гражданская, политическая и др. функциональные подсистемы. Политика и власть. Философские концеп­ции государства. Демократические и авторитарные поли­тические системы. Проблема насилия и ненасилия в об­щественной жизни (Л. Я. Толстой, Н. А. Бердяев, М. Ганди, А. Швейцер). Тоталитаризм, опыт его осмысления (Е. За­мятин, С. Хаксли, Дж. Оруэл). Философские обоснования правового государства, справедливого устройства обще­ственной жизни на основе законов. Идеалы и реалии.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.014 с.)