Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность диалектики и ее принципы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема связей, присущих бытию и позволяющих ему сохранять свою целостность, всегда была актуальной для философии и других наук. Она находит отражение и в обыденно-практическом сознании, так как многие связи материального, а также духовного бытия наблюдаемы и учитываются людьми в повседневной жизни. Не менее актуальной является и проблема развития бытия. Если не вызывает сомнения эволюция живой природы, человека, его мышления, общества, то признаки развития неорганического мира, а также многих явлений нематериального (духовного) бытия не всегда ясны и достаточно изучены. Существуют разные подходы к объяснению связей, а также и к пониманию развития всего существующего. Для полного и обстоятельного раскрытия содержания проблемы связи и развития необходимо рассмотреть, какое место занимает учение о связях и развитии бытия в метафилософии (теория всеобщего), определить диалектику как теорию о всеобщих связях и развитии бытия, а также дать характеристику других концепций, объясняющих связи и развитие (альтернативы диалектики). Проблема связи и развития интересовала философов очень давно. Древнегреческий философ Диоген Лаэртский выделял три основные части (раздела) философии: 1) физика, 2) этика, 3) диалектика. Он писал, что одни философы называются физиками – за изучение природы, другие – этиками, потому что рассуждают о правах, а третьи – диалектиками – за хитросплетение речей. Но уже в философии Древней Греции существовало несколько значений диалектики: – диалектика как методическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский); – диалектика как самоцель опровержения в софистике и эристике (искусство вести спор); – диалектика как «диа» и «лог» - единство опровержения и майевтики (Сократ) в заключительной фазе диалога (спора) в духе иронии, когда спорящий освободился от иллюзий, ошибок и «диалектика» помогает «душе найти истину; – диалектика как метаэмпирический вывод (всеобщий вывод от опыта, по Платону); – диалектика как аналитика и логика возможного, сходная с диалектическим силлогизмом (умозаключением, по Аристотелю); – диалектика как часть логики по соотношению с другой ее частью - риторикой (стоики и др.). Учение о всеобщих связях и развитии бытия сформировалось не сразу. Вначале больше внимания обращалось на связи и развитие мышления людей, на достижение их адекватности реальному материальному миру, отношениям в обществе. В современной философии бытие осмысливается не только по его сущности, содержанию, структуре, атрибутивным свойствам, видам и способам, но и с точки зрения выявления тех связей, которые характерны для бытия в целом, для конкретных его видов и форм. Иными словами, учение о всеобщих связях и развитии бытия – важнейший элемент теории всеобщего. Считается, например, что философия бытия (онтология) включает в себя: понятие (определение) бытия; соотношение духа и материи; самоорганизацию и системность; детерминизм и развитие. Онтология, в свою очередь, соотносится с другими элементами теории всеобщего: с философией философии (метафилософией) и теорией (философией) познания - гносеологией. В различных философских системах и школах учение о связях и развитии бытия называется по-разному или не имеет специального определения. Но чаще всего оно обозначается термином «диалектика». Учение о связях и развитии исторически формировалось из признания изменчивости всего (бытия).С конца VI в. до н.э. известны такие изречения диалектика Гераклита: «Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе – в первом»; «В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем». В философии ХХ в. понятие «диалектика» употребляется в трех основных значениях: 1. Диалектика – совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в мире в ходе его движения и развития – объективная диалектика. Часть познанного в этом аспекте систематизировано в философском учении (теории), которое и называется диалектикой; 2. Диалектика – это взаимосвязь и развитие образов в мышлении человека. Данный процесс изучается диалектикой мышления или логикой; 3. Диалектика – один из всеобщих методов познания, который используется не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения подходовк изучению бытия. Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия. Причем внимание обращается не столько на само изменение, или движение, сколько на одну из его разновидностей – развитие. Развитие - это такое движение, которое имеет направленность, необратимость, приводит к изменениям качества и к превращению. Диалектика в философии – учение о всеобщих связях и развитии бытия: природы, общества и мышления человека; бытия материального и нематериального (духовного). Данное учение в общем плане не едино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функционировании диалектики, что обусловило ее историческую и современную альтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство принципов, категорий и законов. Принцип в философии – основание, из которого надо исходить и которым необходимо руководствоваться в познании и практической деятельности. Принцип – основание, исходное положение какой-либо науки, теории, а также убежденность в чем-либо, норма или правило поведения. Принципы диалектики – всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности. Выделяют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Однако их больше: принцип детерминизма, принцип противоречивости, принцип количественно-качественного развития бытия, принцип преемственности, принцип необходимости и др. Все они формируются на основе конкретных диалектических законов, познания существенных сторон и признаков происходящих изменений в бытии, более конкретной характеристики связей бытия. Принцип связи выражает (охватывает) все многообразие бытия и сформулирован в суждении: в бытии (мире) все взаимосвязано. Связь – философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, логических образов сознания (мышления). Принцип ориентирует также на то, что связи не привносятся откуда-то извне в бытие. Они присущи самому бытию, его видам и формам. Основную роль играют внутренние связи, так как они обусловливают целостность конкретных объектов и систем бытия, их единство. Понимание диалектических связей дает возможность определить закономерность, закон, ибо закон в философии – это существенная, внутренняя, устойчивая и повторяющаяся связь бытия. Связи бытия весьма многообразны. Наиболее общим основанием их классификации выступают виды движения материи и формы бытия. К связям видов движения материи относятся: социальные, биологические, химические, физические, механические. К связям форм бытия: пространственные, временные, структурные, функциональные, причинные, генетические. Другим основанием классификации связей бытия является их характер: внутренние и внешние, существенные и несущественные, необходимые и случайные, устойчивые и неустойчивые, повторяющиеся и разовые. Принцип развития отражает (охватывает) поступательное от прошлого через настоящее к будущему изменение бытия через возникновение нового и отмирание старого, переход от менее совершенного к более совершенному. Развитию присуща необратимость, наличие источников, движущих сил и механизма развития, преемственность, направленность и другие признаки. Кратко принцип развития формулируется суждением: все бытие развивается. Что касается видов развития, то обычно различают: прогрессивное, регрессивное и безнаправленное (движение «по кругу»), эволюционное и революционное развитие. Следующим компонентом диалектики как системы являются категории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 927; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.007 с.) |