Поиски метода научного познания и проблема бытия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поиски метода научного познания и проблема бытия.



Традиционно анализом знания и науки (начиная с Аристотеля) занималась философия. Аристотелем же был открыт главный инструмент получения надежного знания – логика. В Новое время ученые столкнулись с тем, что старая – античная, схоластическая и возрожденческая наука – оказалась не в состоянии решать новые практические задачи. Поэтому новой науке, так необходимой обществу, нужны были новые методы. Поисками этих методов занялись многие философы, которые разделились на два больших направления: эмпиризм и рационализм. Эмпирики считали главным источником наших знаний опыт (греч. empeiria - опыт), рационалисты в качестве такового признавали разум (лат. ratio – разум).Эмпиризм был продолжением средневекового номинализма, а рационализм – средневекового реализма.

Родоначальником эмпиризма называют английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Бэкон считал, что единственно надежным источником новых знаний о природе служит чувственный опыт, но только опыт правильно организованный, правильно построенный. Правила организации опыта Бэкон и разрабатывал, считая их правилами нового научного метода. Его метод является опытно-индуктивным, так как он начинается с наблюдения и научного эксперимента, а завершается обработкой полученных опытных данных мышлением, методом индукции. Программа построения новой науки кратко изложена Бэконом в трактате «Великое восстановление наук», так как видел задачу новой науки в восстановлении связей между познающим мышлением и миром вещей. А в сочинении «О достоинстве и приумножении наук» Бэкон дает классификацию наличного знания. Классификация наук Ф. Бэкона дала возможность обозреть все накопленные к тому времени знания. Обновление наук предполагает устранение заблуждений (которые Бэкон называет «идолами» или «призраками»). Этих идолов он выделяет 4 вида: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра. Освободив ум от «идолов», человек может заняться изучением природы. В трактате «Новый Органон» (орудие познания) Бэкон дает описание собственного метода как метода истинной индукции, которая учитывает не только подтверждающие случаи, но и опровергающие доказываемое положение факты. Только такое всестороннее рассмотрение опытных данных, по мнению Бэкона, позволяет обнаруживать причины исследуемых явлений и получать новое знание.

Правила своего эмпирического метода Бэкон записал как четыре требования:

1 -е требование: Изучать конкретные тела и процессы, для этого делить целостный образ вещи на различные состояния.

2-е требование: Описывать различные состояния.

3-е требование: За частными проявлениями искать закон.

4-е требование: Составить подробные описания наблюдаемых фактов (естественную или опытную историю), а затем обобщить их.

Среди выдающихся эмпириков Нового времени были известные английские естествоиспытатели Роберт Бойль, Роберт Гук, Исаак Ньютон, философы Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк, Джордж Беркли (1685-1753) и Дэвид Юм (1711-1776).

Джон Локк (1632-1704) в сочинении «Опыт о человеческом разумении» обращает внимание на наш инструмент познания – разум, чтобы выяснить его границы и возможности. Он подчеркивает, что единственным объектом человеческого мышления является идея, в идеях мы выделяем у вещей некие общие многим вещам качества и свойства, они составляют содержание идеи (то, что Локк называл «идеей», сегодня мы называем «понятием»).

Душа думает, производит идеи только после получения данных чувственного опыта. До появления чувственного опыта душа только что родившегося младенца представляет собой «чистую доску» (лат. tabula rasa), на которой опыт постепенно оставляет все новые и новые письмена.

Основателем и наиболее выдающимся представителем рационализма был Рене Декарт (1596-1650), французский естествоиспытатель и философ. В широком смысле слова рационализм – это уверенность в способностях разума, руководимого правильным методом, познать мир, Бога и человека. Декарта называли рационалистом за то, что основания для научных истин он считал содержащимися в разуме до всякого опыта, от рождения. Главный источник знания и критерий истинности у него – человеческий разум. В сочинении «Начала философии» Декарт говорит о безграничной познавательной способности разума.

Методы новой науки он разрабатывает как правила мышления, правила построения научного рассуждения. Он считал, что эти правила будут применимы во всех науках, поскольку все они взаимосвязаны и наше знание цельно. Свое учение о методе Декарт изложил в сочинениях «Метафизические размышления», «Правила для руководства ума» и «Рассуждение о методе». За образец для новой науки он берет математические методы, всегда приводящие к очевидным истинам.

Метод «универсальной математики» Декарта включает четыре правила для построения рассуждения:

1-е правило. Включать в свои суждения только то, что представляется умуясно и отчетливо. Такие ясные и отчетливые понятия или идеи ума Декарт называет «интуициями» и способность получать их называет «интуицией» или «естественным светом разума». Получить такие понятия можно только подвергая сомнению все, «по поводу чего обнаруживается малейшее подозрение в недостоверности». В суждении «Cogito ergo sum» - «Мыслю (сомневаюсь), следовательно, существую» - выражено картезианское сомнение. Интуитивные элементарные истины вкладываются в человеческий ум Творцом при рождении человека. За это представление о происхождении знания теорию познания Декарта называют теорией врожденного знания.

2-е правило. Делить каждую большую проблему на столько простых вопросов, сколько возможно и нужно для лучшего их разрешения (анализ).

3-е правило. Начинать с познания более простого и переходить постепенно к познанию более сложного (синтез).

4-е правило. Записывать каждый шаг рассуждений (эту операцию Декарт называл «энумерация»).

По сути, приведенный метод Декарта предписывает строить научное знание как логически непротиворечивую систему, в основе которой лежат интуитивные простые истины (идеи), содержащиеся в мышлении, а другие идеи выводятся из них.

Рационалистами в теории познания были также Бенедикт Спиноза (1632-1677), Никола Мальбранш (1638-1715), Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716).

Проблема бытия в Новое время ставится в форме вопросов о субстанции. Решается эта проблема по-разному представителями 4-х направлений в онтологии: дуализма, идеалистического монизма, материализма и плюрализма.

Дуализм (лат. dualis - двойственный) – это позиция, основанная на признании 2-х первооснов бытия, или двух субстанций: материальной и духовной. Дуалистом был Р. Декарт.

Монизм (греч. monos - один, единственный) – это позиция, основанная на признании единственной первоосновы бытия, единственной субстанции (духовной или материальной). В философии Нового времени сложилось две разновидности монистических учений о бытии: идеалистическая и материалистическая.

Плюрализм (лат. pluralis - множественный) – это признание существования нескольких или множества первоначал бытия (субстанций). Плюралистическую позицию в онтологии занимал Г.В. Лейбниц, так как считал, что субстанций бесконечно много, их он называл «монадами» (единым), «центрами силы», деятельными силами и определял как «элементы всех вещей».

Сторонник дуализма Декарт определял субстанцию как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. То есть для него субстанция – это самопорождаемое, самодостаточное бытие. Такому определению удовлетворяет только Бог – подлинная субстанция, определяющая качества всего существующего в мире.

В сотворенном мире, окружающем нас, Декарт отмечает наличие двух видов реальности: духовного мира (мира идей, психики) и мира материального (мира телесных вещей), поэтому многообразие мира обусловлено двумя субстанциями: духовной и материальной. Чтобы объяснить, как из субстанций образуются материальные вещи и духовные явления, Декарт использует понятия атрибута (неотъемлемого свойства вещи) и модуса – свойства, присущего субстанции не всегда, а только в определенных состояниях.

Представителем идеалистического монизма был Б. Спиноза, он создал свое учение о единой субстанции – Боге, тождественном сотворенной Им природе. Субстанцию Спиноза определяет почти так же, как Декарт: как причину самой себя (causa sui) – то, что существует само через себя и познается из самого себя. Модус он определяет несколько иначе, чем Декарт: модус – это состояние субстанции.

Мир природы у обоих мыслителей представляется существующим только благодаря творящему и двигающему мир Богу; законы природы признаются божественными установлениями, существующими независимо от человеческого мышления и до него; ученые открывают эти законы.

Система французского материалиста Поля Анри Гольбаха (1723-1779) стала наиболее полной разработкой материалистической философии XVIII в. В сочинении «Система природы» он пишет, что единственной подлинной реальностью, бытием и субстанцией является природа, а в основании всех вещей лежит материя, которая реально существует и познается в виде бесконечного множества частиц и тел. Материя – это «то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Способом существования материи, а не ее атрибутом, Гольбах считал движение. Это определение движения было у него заимствовано диалектическим материализмом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.01 с.)